Управляемый шунтирующий реактор-автотрансформатор



Управляемый шунтирующий реактор-автотрансформатор
Управляемый шунтирующий реактор-автотрансформатор
Управляемый шунтирующий реактор-автотрансформатор
Управляемый шунтирующий реактор-автотрансформатор

 


Владельцы патента RU 2545511:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Вятский государственный университет" (ФГБОУ ВПО "ВятГУ") (RU)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для компенсации избыточной реактивной мощности преимущественно дальних линий электропередачи и изменения на них напряжения. Технический результат заключается в совмещении в шунтирующем реакторе-автотрансформаторе функций регулирования реактивной мощности и регулирования напряжения в широком диапазоне на линии электропередачи. Устройство содержит магнитопровод с ярмами и основным стержнем, разделенным на два продольных стержня, первый из которых охватывают обмотка управления и последовательная часть сетевой обмотки, включенной по автотрансформаторной схеме, а второй - охватывает обмотка подмагничивания. Компенсационная обмотка и общая часть сетевой обмотки охватывают оба стержня с размещенными на них обмотками. Регулирование напряжения производится путем изменения сцепления основного магнитного потока с последовательной частью сетевой обмотки, выполняемого регулированием тока обмотки управления. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике, в частности к управляемым шунтирующим реакторам-автотрансформаторам (УШРАТ), и может быть использовано для компенсации избыточной реактивной мощности высоковольтной линии электропередачи и изменения в ней в широких пределах общего уровня напряжения.

Известен управляемый реактор-трансформатор (УРТ), имеющий трехфазные первичную и вторичную обмотки, причем последняя совмещена с обмоткой подмагничивания постоянным током (Авторское свидетельство СССР №1541681, класс H01F 29/14 [1]).

УРТ предназначен для использования на понижающих подстанциях распределительных сетей в качестве трансформатора и одновременно регулируемой индуктивности компенсатора реактивной мощности. При полной нагрузке подстанции УРТ работает как трансформатор, если нагрузка мала - в реакторном режиме. При промежуточной нагрузке УРТ выполняет функцию и управляемого реактора и силового трансформатора с соответствующей степенью загрузки активной и реактивной мощностями.

Аналогичные функции выполняет трехфазный управляемый реактор, имеющий дополнительную и вторичную обмотки, первая из которых используется для подмагничивания стержней магнитопровода постоянным током, а вторая предназначается для питания нагрузки (Авторское свидетельство СССР №1658224, класс H01F 29/14 [2]).

Известен также трехфазный управляемый реактор-автотрансформатор (УРАТ), используемый для улучшения режимов работы дальних электропередач и подключаемый непосредственно к высоковольтной линии (Авторское свидетельство СССР №1781711, класс H01F 29/14 [3]). Изменение реактивной мощности, потребляемой УРАТ, осуществляется путем изменения тока обмотки управления. Величина тока регулируется встречно-параллельно включенными в ее цепь тиристорами. Изменение угла открытия тиристоров приводит к снижению (увеличению) указанного тока, но при этом генерируются высшие гармоники в токе основной обмотки УРАТ. Для устранения нечетных гармоник УРАТ снабжен фазосдвигающими и компенсационными обмотками, что усложняет его конструкцию. Основная обмотка УРАТ, выполненная по автотрансформаторной схеме, состоит из двух частей, между которыми включается дополнительный автотрансформатор (ДАТ) небольшой мощности, который имеет отдельный от УРАТ магнитопровод. Этот магнитопровод подмагничивается постоянным током. Если подмагничивание отсутствует, то напряжение на обмотке ДАТ, включенной последовательно в основную обмотку, возрастает, а при определенном уровне подмагничивания - снижается. Таким образом может регулироваться напряжение на среднем выводе основной обмотки УРАТ, подключенном к линии электропередачи (ЛЭП). Однако изменение напряжения лежит в пределах (8÷14) %, что недостаточно для осуществления глубокого регулирования напряжения на линии.

Магнитопровод планарной конструкции однофазного блока УРАТ - может иметь два стержня, замкнутых общими ярмами. Фаза основной обмотки выполняется при этом из двух катушек, расположенных на разных стержнях и соединенных так, чтобы образовался циркулирующий магнитный поток в магнитопроводе каждого однофазного блока. Такая конструкция предназначена для УРАТ большей мощности [3].

Все управляемые шунтирующие реакторы (УШР) с подмагничиванием сердечника постоянным током, в том числе и реакторы-трансформаторы типа [1], [2], [3], имеют серьезные недостатки:

- повышенное содержание гармоник в токе основной обмотки, вызываемое работой тиристоров при неполных углах открытия;

- большая электрическая инерционность, связанная с наличием постоянной составляющей в магнитном потоке;

- сложная схема управления, включающая дополнительные фазосдвигающие и компенсационные обмотки;

- недостаточный диапазон регулирования напряжения, что исключает их использование для оптимизации режимов дальних ЛЭП.

Указанные недостатки реакторов в значительной степени устранены в УШР трансформаторного типа (Патент РФ №2221297, класс H01F 38/02 [4]). УШР трансформаторного типа (ТТ) состоит из пятистержневого сплошного магнитопровода и трех обмоток. Обмотка управления (ОУ) примыкает к стержню, далее следует компенсационная обмотка (КО) и снаружи сетевая обмотка, которая предназначена для постоянного подключения к ЛЭП. ОУ замыкается тиристорами автоматически управляемым блоком. КО предназначена для компенсации высших гармонических и соединяется в треугольник.

Напряжение короткого замыкания УШР ТТ составляет примерно 100%, что обеспечено увеличением межобмоточного расстояния и числа витков обмоток по сравнению с трансформатором той же мощности. Изменение тока ОУ, осуществляемое тиристорными блоками, приводит к вытеснению магнитного потока из основного стержня и, как следствие, увеличению сопротивления этому потоку, что вызывает увеличение реактивного тока, потребляемого УШР ТТ из высоковольтной передачи.

Управляемые шунтирующие реакторы всех типов предназначаются в основном для поддержания напряжения контролируемых узлах высоковольтных сетей на заданном уровне. Вместе с тем известно, что для оптимизации режима дальней ЛЭП по потерям активной мощности необходимо согласованное с ее нагрузкой глубокое регулирование на ней общего уровня напряжения и компенсация избыточной реактивной мощности (Веников В.А., Сиуда И.П. Расчеты режимов дальних электропередач переменного тока. «Высшая школа», 1966 [5]). Для оптимизации необходимо с увеличением передаваемой по ЛЭП активной мощности по определенным законам увеличивать общий уровень напряжения на ней и потребление из нее реактивной мощности. В какой-то мере такой режим может обеспечиваться описанными выше УРТ и УРАТ. Однако в силу технического несовершенства и недостаточного диапазона регулирования напряжения использование их для оптимального управления режимами протяженных ЛЭП весьма проблематично.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является УРАТ по [3], предназначаемый для регулирования реактивной мощности и напряжения на одном из выводов основной (сетевой) обмотки, к которому может быть подключена ЛЭП.

Для согласованного регулирования в требуемом диапазоне реактивной мощности и напряжения в управляемом шунтирующем реакторе-автотрансформаторе (УШРАТ), содержащем магнитопровод с основным стержнем и ярмами, сетевую обмотку, включенную по автотрансформаторной схеме и состоящую из последовательной обмотки и общей обмотки, обмотку управления и блоки управления током сетевой обмотки, основной стержень должен быть разделен на два продольных стержня, первый из которых охватывают обмотка управления и последовательная обмотка, а второй охватывает обмотка подмагничивания. Оба стержня с размещенными на них обмотками охватывает общая обмотка, создающая в стержнях основной магнитный поток. При вымещении этого потока из первого стержня магнитодвижущей силой обмотки управления изменяется величина э.д.с., индуцируемая в последовательной обмотке, что ведет к изменению напряжения в узле соединения последовательной и общей обмотки, к которому подключается электропередача. Ток обмотки управления может регулироваться блоком управления током сетевой обмотки. Вымещенная из первого стержня часть основного магнитного потока переключается в канал второго стержня и должна преодолевать его магнитное сопротивление, которое может изменяться в заданных пределах путем подмагничивания стержня специальными обмотками с регулируемым током. Для замыкания потока подмагничивания в пределах второго стержня он может быть разделен на два продольных полустержня с секциями обмотки подмагничивания, подключенными к блоку управления током сетевой обмотки.

Технический результат заключается в совмещении в УШРАТ функций регулирования реактивной мощности и регулирования в широком диапазоне напряжения на ЛЭП.

Описание изобретения. Этот результат достигается тем, что в управляемом шунтирующем реакторе - автотрансформаторе, содержащем магнитопровод с основным стержнем, ярмами, двумя боковыми ярмами, размещенные на основном стержне, сетевую обмотку, выполненную по автотрансформаторной схеме и состоящую из последовательной обмотки и общей обмотки с выводом узла соединения между ними, компенсационную обмотку, обмотку управления, управляющие током сетевой обмотки блоки, основной стержень разделен на два продольных стержня, первый из которых охватывают обмотка управления и последовательная обмотка, а второй охватывает обмотка подмагничивания, при этом компенсационная обмотка и общая обмотка охватывают оба стержня с размещенными на них обмотками. Последовательная обмотка охватывает обмотку управления, а общая обмотка охватывает компенсационную обмотку. Второй стержень целесообразно подразделить на два продольныХ полустержня с подмагничиванием каждого из них в одном направлении секциями упомянутой обмотки, подключенными к блоку управления током сетевой обмотки. Поперечные сечения первого и двух полустержней второго стержней могут выполняться в форме сегментов круга, причем по всей окружности должны размещаться компенсационная и общая обмотки, вокруг сегмента первого стержня - последовательная и управляющая обмотки, а вокруг полустержней второго стержня - секции обмотки подмагничивания. Вывод узла соединения между последовательной и общей обмотками подключается к электропередаче.

Конструкция УШРАТ состоит из замкнутого магнитопровода, имеющего сплошной стержень 1, разделенный на две части стержень 2, торцевые ярма 3, боковые ярма 4, верхний 5 и нижний 6 кольцевые шунты с радиальными разрезами, обмотки управления 7, последовательной обмотки 8, компенсационной обмотки 9, общей обмотки 10 и обмотки подмагничивания 11 (фиг.1).

На фиг.2 показано поперечное сечение однофазного блока трехфазного УШРАТ. Стержень 1 и две части стержня 2, имеющие форму сегмента, охватываются соответствующими обмотками, которые сверху и снизу прикрываются кольцевыми шунтами, которые улавливают магнитный поток рассеяния и направляют его к ярмам.

На фиг.3 показана принципиальная однолинейная схема УШРАТ, на которой сетевая обмотка, состоящая из согласно включенных последовательной обмотки 8 и общей обмотки 10, включена на фазное напряжение, а компенсационная обмотка 9, соединенная в треугольник в трехфазном исполнении для подавления 3-й гармонической, имеет фильтры высших гармонических, состоящих из последовательно соединенных конденсатора 12 и дросселя 13, настроенных в резонанс на частоте, подавляемой высшей гармоники. Обмотка управления 7 подключается к управляющему блоку 14, который формируется на основе встречно включенных тиристоров и служит для изменения режима работы сетевой обмотки. Обмотка подмагничивания 11 стержня 2 подключается к блоку 15 управления (регулирования) током сетевой обмотки УШРАТ.

УШРАТ предназначается для компенсации избыточной емкостной мощности, которая генерируется ЛЭП, и глубокого изменения на ней напряжения. Изменение потребляемой из ЛЭП реактивной мощности осуществляется путем изменения сопротивления основному магнитному потоку, замыкающемуся в пределах магнитопровода. При увеличении сопротивления возрастает намагничивающая сила (ток) сетевой обмотки УШРАТ. Увеличение тока обмотки управления 7 вызывает вымещение магнитного потока из стержня 1 и постепенное переключение его в стержень с подмагничиванием 2. При этом последовательная обмотка 8 теряет сцепление с основным магнитным потоком ввиду его вытеснения из стержня 1, на котором размещена обмотка.

Этот режим характерен тем, что в последовательной обмотке 8 не индуцируется э.д.с., направленная встречно приложенному напряжению. Тогда потенциал начала обмотки 8 сообщается его концу и напряжение, приложенное к сетевой обмотке УШРАТ, переходит к выводу узла соединения последовательной и общей обмоток 16, то есть передается линии. УШРАТ в этом режиме не действует как понижающий автотрансформатор (для отправного конца линии), а потребляет из линии максимальную реактивную мощность.

Для осуществления оптимального по потере активной мощности режима дальней линии электропередачи необходимо изменять напряжение в ее конечных узлах в соответствии с выражением

U m = P / g m ,                                                             (1)

где Um - напряжение в начале (конце) линии, P - активная мощность в начале (конце) линии, gm - параметр, определяемый обобщенными постоянными линии.

При этом реактивная мощность УШРАТ по концам линии должна изменяться по выражению

Q m = U m 2 b m ,                                                            (2)

где Qm - мощность реактора в начале (конце) линии, Um - оптимальное значение напряжения в начале (конце) линии, определяемое по (1), bm - параметр, зависящий от обобщенных постоянных линии.

Параметры gm и bm определяются по формулам

g m = Re ( D _ C _ ) / Re ( B _ A _ ) b m , b m = I m ( B _ C _ ) / 2 Re ( B _ A _ ) ,

где A, B, C и D - обобщенные постоянные линии [5].

Напряжение на линии Um, определяемое по (1), пропорционально корню квадратному из активной мощности соответствующего конца линии. Управление током обмотки управления 7, осуществляемое тиристорами блока 14, вызывает изменение напряжения на линии, которое должно быть максимально приближенным к значению по (1). Одновременно с этим происходит вымещение магнитного потока из стержня 1 в канал стержня 2. Магнитное сопротивление контура, по которому замыкается основной магнитный поток, в данном режиме будет определяться сопротивлением стержня 2, а ток сетевой обмотки равняться

I 1 = Φ R M 2 N 1 = Φ l 2 N 1 μ F э ф ,                                                         (3)

где N1 - число витков сетевой обмотки; Φ - магнитный поток, создаваемый током I1; µ - магнитная проницаемость среды, проводящей магнитный поток; RM - магнитное сопротивление контура, по которому замыкается магнитный поток; l - средняя длина магнитного потока; Fэф - площадь эффективного поперечного сечения магнитного потока (Александров Г.Н. Управляемые реакторы: принцип действия, основные характеристики и перспективы использования в электрических сетях // Электротехника. 2007, №4 [6]). При постоянстве приложенного к сетевой обмотке напряжения изменение тока I1 может быть получено путем изменения числа витков N1 и проницаемости магнитной среды µ. Первое достигается вымещением основного магнитного потока из зоны расположения последовательной обмотки 8. При этом будет повышаться коэффициент трансформации УШРАТ

K T = E 10 E 10 + E 8 ,

где E10 и E8 - э.д.с., индуктируемые основным магнитным потоком соответственно в общей 10 и последовательной 8 обмотках.

Изменение магнитной проницаемости µ достигается подмагничиванием магнитопровода стержня 2 выпрямленным током до требуемого значения. В остальных элементах магнитной системы УШРАТ индукция не должна превышать B0=1,7-1,757TЛ, в стержне 2 она может достигать значения B=2B0. Поскольку УШРАТ работает в сети переменного тока, подмагничивание магнитопровода необходимо осуществлять в обоих направлениях, что возможно только при разделении магнитопровода стержня 2 на две части с подмагничиванием каждой из них в одном направлении специальными обмотками. Постоянный магнитный поток будет замыкаться в пределах продольных частей стержня 2, не заходя в другие элементы магнитопровода УШРАТ.

Специальные обмотки подмагничивания 11 получают питание от блока управления 15, осуществляющего требуемую степень подмагничивания стержня 2 в процессе изменения реактивного тока сетевой обмотки (по выражению (3)). При этом реактивная мощность, потребляемая УШРАТ, должна соответствовать значению по (2), отвечающему оптимальному по потерям активной мощности режиму дальней электропередачи.

Оптимальное по потерям значение напряжения на линии (выражение (1)) устанавливается управляющим блоком 14 путем вымещения магнитного потока из стержня 1, то есть из зоны расположения последовательной обмотки 8. Обмотка 7 замыкается управляемыми тиристорами блока 14 для создания условий необходимого вымещения магнитного потока из стержня 1. Напряжение короткого замыкания УШРАТ по обмотке управления 7 должно составлять значительную величину (порядка 100%). Последнее достигается соответствующим расположением сетевой и управляющей обмоток. Большая часть сетевой обмотки - общая обмотка 10 располагается на магнитопроводе с большим зазором по отношению к обмотке управления 7 (см. фиг.1, 2). Последовательная обмотка 8, которая является составной частью сетевой обмотки, имеет меньший зазор с обмоткой 7. Однако при учете соотношений числа витков обмоток 8 и 10 W8=(0,25÷0,3)W10 величина напряжения короткого замыкания будет определяться числом витков обмотки 10(W10>W8), тем более что действие обмотки 8 исключается при повышении реактивного тока УШРАТ.

При загрузке линии, составляющей (10÷20)% ее натуральной мощности PC, УШРАТ работает в режиме автотрансформатора, понижающего напряжение в начале линии на (30÷35)% от номинального уровня. Величина снижения общего уровня напряжения на линии согласуется с требованиями поддержания необходимого запаса устойчивости электропередачи.

Следует заметить, что УШРАТ в отправном конце линии работает на понижение напряжения, а в приемном конце - на повышение напряжения, до уровня напряжения шин приемного узла. На фиг.4 показана схема включения электропередачи сверхвысокого напряжения 17 между узлами соединения последовательной и общей обмоток 16 УШРАТ передающей и приемной энергосистем. Шины этих энергосистем 18 соединены с началами последовательных обмоток 8 УШРАТ посредством коммутационных аппаратов 19.

В диапазоне изменения нагрузки линии до (0,2÷0,3)PC напряжение на линии остается неизменным (например, UЛЭП=0,7Uном.ЛЭП). При дальнейшем повышении нагрузки регулируется (повышается) ток обмотки управления 7 и ток подмагничивания обмотки 11, благодаря чему повышается напряжение на линии и увеличивается потребляемая из линии реактивная мощность (по законам (1) и (2)). Этот процесс одновременного регулирования напряжения и реактивной мощности заканчивается при напряжении на линии, равном номинальному. Для линий 500 кВ с маркой провода 3-АСО-500 длиной 500, 1000, 1500 км указанное напряжение достигается при нагрузке линии соответственно равной 0,35 PC, 0,6 PC и 1,0 PC (для ЛЭП-500 кВ PC=900 МВт).

Предлагаемое устройство - УШРАТ позволяет осуществить оптимальное управление сверхдальними ЛЭП сверхвысокого напряжения, которое базируется на одновременном глубоком регулировании общего уровня напряжения и потребления избыточной мощности, генерируемой линией. При этом изменение коэффициента трансформации УШРАТ производится бесконтактным способом путем изменения сцепления основного магнитного потока с последовательной обмоткой 8, а регулирование потребляемой из ЛЭП реактивной мощности осуществляется изменением тока подмагничивания обмотки 11.

Использование УШРАТ сверхдальних ЛЭП позволяет осуществить:

- передачу энергии по линии без промежуточных устройств компенсации реактивной мощности;

- успешное внедрение ЛЭП повышенной натуральной мощности ввиду более эффективного способа компенсации избыточной емкостной мощности линии;

- снижением затрат на сооружение ЛЭП;

- более гибкое управление нормальными и послеаварийными режимами электропередачи.

1. Управляемый шунтирующий реактор-автотрансформатор, содержащий магнитопровод с основным стержнем, ярмами, двумя боковыми ярмами, размещенные на основном стержне, сетевую обмотку, включенную по автотрансформаторной схеме и состоящую из последовательной обмотки и общей обмотки с выводом узла соединения между ними, компенсационную обмотку, обмотку управления, блоки, управляющие током сетевой обмотки, отличающийся тем, что основной стержень разделен на два продольных стержня, первый из которых охватывают обмотка управления и последовательная обмотка, а второй - охватывает обмотка подмагничивания, причем компенсационная обмотка и общая обмотка охватывают оба стержня с размещенными на них обмотками.

2. Управляемый шунтирующий реактор-трансформатор по п.1, отличающийся тем, что последовательная обмотка охватывает обмотку управления, а общая обмотка охватывает компенсационную обмотку.

3. Управляемый шунтирующий реактор-трансформатор по п.1 или 2, отличающийся тем, что второй стержень подразделен на два продольных полустержня с подмагничиванием каждого из них в одном направлении секциями упомянутой обмотки, подключенными к блоку управления током сетевой обмотки.

4. Управляемый шунтирующий реактор-автотрансформатор по п.1, отличающийся тем, что поперечные сечения первого и двух полустержней второго стержня выполняются в форме сегментов круга, причем по всей окружности размещены компенсационная и общая обмотки, вокруг сегмента первого стержня - последовательная и управляющая обмотки, а вокруг полустержней второго стержня - секции обмотки подмагничивания.

5. Управляемый шунтирующий реактор-автотрансформатор по п.1, отличающийся тем, что вывод узла соединения между последовательной и общей обмотками подключен к электропередаче.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в управляемых подмагничиванием реакторов, устанавливаемых, например, в электрической сети для компенсации реактивной мощности, стабилизации напряжения, параллельной работы с конденсаторными батареями, повышения пропускной способности и др.

Изобретение относится к электротехнике, к управляемым шунтирующим реакторам (УШР) в сетях с существенной долей нагрузки, чувствительной к уровню напряжения и к скорости его изменения.

Изобретение относится к электротехнике, к высоковольтным регулируемым электротехническим комплексам для высоковольтных электрических сетей напряжением 110-750 кВ для компенсации реактивной мощности и стабилизации напряжения.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к высоковольтным регулируемым электротехническим комплексам, и может использоваться в высоковольтных электрических сетях напряжением 110÷750 кВ для компенсации реактивной мощности и стабилизации напряжения.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управляемых подмагничиванием реакторов, устанавливаемых, например, в электрической сети для компенсации реактивной мощности, стабилизации напряжения, параллельной работы с конденсаторными батареями, повышения пропускной способности и др.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к реле направления мощности на основе трансформаторов с вращающимся магнитным полем, и может быть использовано при направленной защите линий электропередач.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управляемых подмагничиванием реакторов, устанавливаемых, например, в электрической сети для компенсации реактивной мощности, стабилизации Т напряжения, параллельной работы с конденсаторными батареями, повышения пропускной способности и др.

Изобретение относится к области электротехники. .

Изобретение относится к области электротехники. .

Изобретение относится к устройствам для компенсации емкостного тока замыкания на землю в электрических сетях с изолированной нейтралью. .

Изобретение относится к электротехнике, к устройствам управляемых подмагничиванием шунтирующих реакторов (УШР), представляющих собой комплексы электротехнического оборудования для компенсации реактивной мощности и стабилизации напряжения высоковольтных линий электропередачи (ЛЭП). Технический результат состоит в повышении быстродействия, снижении влияния режимов работы преобразователя подмагничивания реактора на сеть собственных нужд подстанции, расширении функциональных возможностей, в том числе за счет подмагничивания при отсутствии напряжения на высоковольтных вводах. УШР содержит электромагнитную часть, преобразователь подмагничивания, систему управления, регулирования, защиты и автоматики. Электромагнитная часть содержит магнитопровод с двумя стержнями на каждую фазу сети. На стержнях расположены сетевые обмотки, обмотки управления и компенсационные обмотки. Обмотки управления могут быть совмещены с сетевыми обмотками. Преобразователь подмагничивания содержит управляемый выпрямитель с двухобмоточным трансформатором питания, вторичные обмотки которого соединены с входом переменного тока управляемого выпрямителя. а первичные обмотки - с выходом переменного тока преобразователя постоянного тока в переменный. Первичные обмотки двухобмоточного трансформатора питания соединены с выводами компенсационной обмотки реактора, а вторичные - с входом переменного тока преобразователя переменного тока в постоянный. Входы постоянного тока преобразователей постоянного тока в переменный и переменного тока в постоянный соединены между собой и с накопителем электрической энергии. 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике, к управляемым источникам реактивной мощности, может быть использовано для компенсации реактивной мощности в узлах сети высокого напряжения и стабилизации напряжения и предназначено для использования одновременно в качестве трансформатора, если напряжение от устройства управления отсутствует, и регулируемого источника реактивной мощности, аналогичного по функциям синхронному компенсатору за счет подключения ко вторичной обмотке трансформатора конденсаторной батареи и регулирования постоянного тока в обмотке управления. Управляемый подмагничиванием трансформатор отличается от однофазных трансформаторов броневого типа тем, что на боковых стержнях магнитопровода дополнительно размещены обмотки управления, включенные встречно и подключенные к регулируемому источнику постоянного напряжения. Изобретение обеспечивает возможность отказа от специального изготовления однофазного управляемого подмагничиванием трансформатора за счет использования серийного трехфазного трансформатора, в котором в качестве обмоток управления используются обмотки боковых стержней.9 ил.

Изобретение относится к электротехнике, к аппаратам с поперечным подмагничиванием, например управляемых реакторов. Технический результат состоит в повышении диапазона регулирования и снижении электромагнитных потерь за счет оптимизации магнитного потока насыщения. Управляемый электрический реактор содержит стержень магнитопровода, выполненный в виде соосно расположенных колец из электротехнической стали, разделенных немагнитными промежутками, основную сетевую обмотку и соединенную с управляемым источником постоянного напряжения обмотку управления, ось витков которой расположена в плоскости, перпендикулярной оси основной сетевой обмотки. Одно кольцо стержня магнитопровода выполнено из изолированных полос электротехнической стали, навитой вдоль окружности кольца стержня магнитопровода в направлении прокатки. Соединенная с управляемым источником постоянного напряжения обмотка управления выполнена в виде, по крайней мере, одной секции, витки которой намотаны на этом кольце стержня магнитопровода так, что ее витки располагаются в немагнитных промежутках между кольцами стержней магнитопровода. Ось каждого витка обмотки управления направлена по касательной к окружности, проходящей по центру кольца стержня магнитопровода, на который она намотана. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

Использование: в области электротехники. Технический результат - повышение надежности и плавности регулирования. Устройство регулирования реактивной мощности электрической сети содержит управляемый реактор, сетевая обмотка которого подключена к сети высокого напряжения, устройства измерения тока и напряжения в точке подключения к сети, силовой блок управления индуктивностью реактора, конденсаторную батарею, содержащую, по крайней мере, две секции конденсаторов, и электронную систему управления силовым блоком управления индуктивностью реактора и переключателем секций конденсаторной батареи. При этом сетевая обмотка реактора содержит, по крайней мере, один отвод, подсоединенный через, по крайней мере, один переключатель к секциям конденсаторной батареи. В устройстве по второму варианту управляемый реактор снабжен дополнительной обмоткой, по крайней мере, с одним отводом, нейтральный конец которой заземлен, линейный конец изолирован, а отвод через, по крайней мере, один переключатель присоединен к секциям конденсаторной батареи. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к электроэнергетике. Технический результат - снижение потерь электроэнергии. Реактор содержит в каждой из трех фаз 1, 4, 5 две обмотки 2, 3, которые одним выводом объединены с обмотками других фаз в две звезды, между нулевыми выводами которых включен возбудитель 8, два заземляющих дросселя 10 и 11, каждый из которых подключен к нулевым выводам звезд, и заземление 9. Новым является то, что между вторыми выводами заземляющих дросселей и заземлением включены диоды 12, 13 в направлении, встречном направлению протекания тока возбудителя 8. 1 ил.

Шунтирующий управляемый реактор относится к электроэнергетике. Технический результат - повышение надежности. Реактор содержит в каждой из трех фаз (1, 4, 5) две обмотки (2, 3), которые одним выводом объединены с обмотками других фаз в две звезды, между нулевыми выводами которых включен возбудитель (8), два заземляющих дросселя (10 и 11), каждый из которых подключен к нулевым выводам звезд и заземлению (9). Новым является то, что к компенсационной обмотке подключен короткозамыкатель (14), включаемый в предпусковой период и впоследствии отключаемый. 1 ил.

Изобретение относится к электроэнергетике. Технический результат - повышение надежности. Реактор содержит в каждой из трех фаз 1, 4, 5 две обмотки 2, 3, которые одним выводом объединены с обмотками других фаз в две звезды, между нулевыми выводами которых включен возбудитель 8, два заземляющих дросселя 10 и 11, каждый из которых подключен к нулевым выводам звезд и заземлению 9. Новым является то, что параллельно сглаживающим дросселям подключены короткозамыкатели, а на тиристоры выпрямителя при пуске подают длительные управляющие сигналы. 1 з.п. ф - лы, 2 ил.
Наверх