Устройство для тушения шин транспортного средства

Изобретение относится к области транспортной безопасности, а именно к устройствам тушения пожара в случаях возгорания шин транспортных средств, принадлежащих государственным службам и ведомствам, отвечающим за поддержание правопорядка: МВД, ФСБ и других организаций. Устройство содержит емкость с хладагентом, которая через электромагнитный кран и систему трубопроводов соединена с узлами шин колес. Каждый из узлов включает электромагнитные краны и распылители-диффузоры, размещенные с помощью шарнирных кронштейнов над каждым колесом. Привод управления устройства - электрический от бортовой сети. В электрическую цепь включены переключатель с сигнальной лампой, включатель электромагнитного крана емкости с хладагентом, звуковой сигнал и параллельно соединенные приводы управления тушения шин колес, содержат размещенные над колесами инфракрасные датчики с сигнальными лампами, кнопочные включатели электромагнитных кранов распылителей-диффузоров. Сигнальные лампы, переключатели и включатели располагаются в кабине, что дает возможность избирательной подачи хладагента к любому колесу без выхода людей из кабины. Предлагаемое устройство может найти широкое применение для предотвращения блокирования (остановки) транспортных средств (предпочтительно бронированных колесных машин), перевозящих личный состав государственных служб и ведомств, отвечающих за поддержание правопорядка при угрозе огневого воздействия на шины колес. 3 ил.

 

Изобретение относится к области транспортной безопасности, а именно к устройствам тушения пожара в случаях возгорания шин транспортных средств, принадлежащих государственным службам и ведомствам, отвечающим за поддержание правопорядка: МВД, ФСБ и других.

Одной из угроз актов незаконного вмешательства является блокирование (остановка) транспортного средства террористами, радикалами-экстремистами, хулиганами и другими незаконными формированиями [1], в том числе с использованием зажигательных веществ (например, метанием «коктейля Молотова» по шинам колес). Для бронированных автомобилей и колесных бронетранспортеров, несмотря на то что они имеют систему регулирования давления воздуха в шинах, с точки зрения возгорания шины - наиболее уязвимое место.

Известен способ тушения огня с помощью переносных огнетушителей, возимых на транспортном средстве [2]. Основным достоинством огнетушителя является простота приведения устройства в действие и его надежность.

Недостатком является то, что при возгорании необходима вынужденная остановка и выход водителя (и) или пассажиров из транспортного средства для тушения огня, что создает угрозу здоровью (жизни) людей.

Известен способ тушения пожара вытеснением воздуха из замкнутого объема за счет подачи в очаг пожара огнегасящей жидкости. Жидкость подается исполнительным механизмом, соединенным через блок управления и сигнализации с блоком термодатчиков [3].

Недостатком способа является то, что он неэффективен, когда очаг возгорания находится в открытом пространстве.

Известна устройство для предотвращения пожара и взрыва транспортного средства [4], содержащее емкость для горючего топлива и дополнительного вещества, а также датчики транспортного средства, выходы которых соединены с входами анализатора опасной ситуации, выход которого подключен к исполнительному органу. В данном устройстве в качестве дополнительного вещества используется вещество-нейтрализатор, размещенное в оболочке, установленной в емкости с горючим материалом, в которой также установлен исполнительный орган.

Недостатком данного устройства является то, что осуществляется противопожарная защита только топливных баков системы питания двигателя.

Наиболее близкой по технической сущности является система противопожарного оборудования (ППО), размещаемая на бронетранспортере БТР-80. Она включает автоматическое противопожарное оборудование, ручной огнетушитель ОУ-2 и порошковый огнетушитель ОП-10А [5]. Система автоматического противопожарного оборудования включает баллоны с огнегасящим составом «Хладон 114В2» или «3,5», термодатчики, релейную коробку, магистрали трубопроводов, штуцеры-распылители, электрооборудование и автоматику привода управления.

Данная система принята за прототип.

Недостатками такой системы являются невозможность использования автоматической системы противопожарного оборудования для устранения возгорания шин (применяется только в замкнутом пространстве для моторного отделения), а также то, что для пользования ручными огнетушителями потребуется остановка транспортного средства и выход личного состава из машины. Задача противодействия угрозе блокирования штатными средствами не решается.

Предлагаемое устройство имеет целью предотвращение угрозы блокирования (остановки) транспортного средства при возгорании шин его колес.

Поставленная цель достигается монтированием над каждым из колес базового образца инфракрасных датчиков, связанных с лампами, размещаемыми в кабине и сигнализирующими о возгорании, а также оснащении транспортного средства емкостью с хладагентом с возможностью его избирательной подачи через распылители к любому колесу без выхода людей из кабины.

Сущность устройства иллюстрируется чертежами, представленными на фигурах 1-3:

- на фиг. 1 - компоновочная схема устройства;

- на фиг. 2 - узел тушения колеса, разрез по А-А;

- на фиг. 3 - принципиальная электрическая схема привода управления устройством.

Устройство для тушения шин транспортного средства включает систему подачи и распыления хладагента к колесам транспортного средства и приводы управления системой.

Система подачи и распыления хладагента к колесам транспортного средства включает смонтированную на транспортном средстве емкость 1 (баллон или несколько баллонов), заполняемую хладагентом, например жидкой углекислотой (фиг. 1). Емкость 1 снабжена запорным вентилем 2, обратным клапаном 3 разъема и через электромагнитный кран 4 соединена посредством магистрального трубопровода 5 и участковых трубопроводов 6 с узлами тушения шин каждого колеса транспортного средства. Узел тушения шины колеса (фиг. 2) представляет собой распылитель-диффузор 7, к которому через электромагнитный кран 8 подводится участковый трубопровод 6. Распылитель-диффузор 7 прикрепляется к раме (корпусу) транспортного средства над колесом посредством шарнирного кронштейна 9 с возможностью изменения и фиксации угла распыления в поперечной плоскости так, чтобы распыляемый поток хладагента охватывал всю верхнюю поверхность шины колеса.

Электрический привод управления системой подачи и распыления хладагента получает питание от бортовой сети транспортного средства 10 (фиг. 3). Он включает: переключатель 11, предохранитель 12, сигнальную лампу 13 включения устройства, включатель 14 готовности к работе емкости 1, обмотку 15 электромагнитного крана 4 с сигнальной лампой 16 открытия емкости 1 с хладагентом, звуковой сигнализатор 17 и включенные в электрическую цепь параллельно друг другу приводы управления узлов тушения шин колес. Все приводы управления узлами тушения шин колес (по числу колес на транспортном средстве) включают свои инфракрасные датчики 18 с сигнальными лампами 19 распылителей-диффузоров 7, кнопочные включатели 20 и обмотки электромагнитных кранов 21. Инфракрасные датчики 18 жестко прикрепляются к раме или корпусу транспортного средства над каждым колесом (фиг. 2). Сигнальные лампы 13, 16, сигнальные лампы 19 распылителей-диффузоров 7, переключатель 11 и включатели 14, 20 располагаются на пульте управления в кабине (салоне) транспортного средства.

Устройство для тушения шин транспортного средства работает следующим образом.

Для подготовки к работе проверяется (при необходимости корректируется) с помощью шарнирных кронштейнов 9 положение распылителей-диффузоров 7, открывается вентиль 2 емкости 1, заводится двигатель транспортного средства, переключатель 11 ставится в положение «включено» (фиг. 1-3). Ток из бортовой сети поступает на лампу 13, информируя водителя о том, что устройство к работе готово.

При воспламенении шины одного (нескольких) из колес в результате нагрева инфракрасный датчик 18 замыкает электрическую цепь управления узла тушения шины колеса, в результате чего загорается одна из сигнальных ламп 19 распылителей-диффузоров 7 и звуковой сигнал 17 (фиг. 3). Водитель включателем 14 замыкает обмотку 15 электромагнитного крана 4 емкости 1: загорается сигнальная лампа 16, открывается электромагнитный кран 4 (фиг. 1, 2), и хладагент из емкости по трубопроводам 5 и 6 поступает к электромагнитным кранам 8. Водитель с пульта управления замыкает (нажимает на кнопку) соответствующий горящей сигнальной лампе 19 распылителя-диффузора 7 выключатель 20, замыкается соответствующая обмотка 21 электромагнитного крана 8, он открывается, и хладагент через распылитель-диффузор 7 (фиг. 1, 2) поступает к горящей шине, гася ее.

После устранения очага возгорания инфракрасный датчик 18 размыкает соответствующую электрическую цепь управления узла тушения шины колеса, сигнальная лампа 19 распылителя-диффузора 7 гаснет, звуковой сигнал 17 выключается, водитель выключателем 20 обесточивает обмотку 21 электромагнитного крана 8, поступление к колесу хладагента прекращается.

При необходимости водитель перекрывает емкость 1 с хладагентом, разомкнув выключателем 14 обмотку электромагнитного крана 15, сигнальная лампа 16 при этом гаснет. Отключение устройства производится переключателем 11, сигнальная лампа 13 гаснет.

Для заправки хладагента емкость 1 может демонтироваться. Рассоединение емкости с магистральным трубопроводом 5 производится с помощью клапана 3 разъема при закрытом вентиле 2.

Предлагаемое устройство может найти широкое применение для предотвращения блокирования (остановки) транспортных средств (предпочтительно бронированных колесных машин), перевозящих личный состав государственных служб и ведомств, отвечающих за поддержание правопорядка, при угрозе огневого воздействия на шины колес.

Использованные источники

1. Приказ Минтранса России, ФСБ России и МВД России от 05 марта 2010 г. №52/112/134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

2. Волгин В.В. Учебник по вождению автомобиля. Правила дорожного движения. - М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2003. - 304 с.

3. Бородин Н.Г. Машины инженерного вооружения. Ч. 4. Базовые изделия: учеб. / Н.Г. Бородин [и др.]. - М.: Воениздат, 1987. - 432 с.

4. Пат. 2218955 C2, Российская Федерация, МПК7 A62C 3/06. Устройство для предотвращения пожара и взрыва при использовании и транспортировании жидких горючих и химических материалов (ГХМ) / А.В. Баев - №2002105967/12; заяв. 07.03.2002; опубл. 20.08.2002.

5. Бронетранспортер БТР-80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 5903-0000010: изд. 3-е. - Арзамас, ОАО «АМЗ», 1974. - 640 с.

Устройство для тушения шин транспортного средства, включающее систему подачи и распыления хладагента к колесам транспортного средства, содержащую емкость с хладагентом, оснащенную запорным вентилем и обратным клапаном, через электромагнитный кран соединяемую с магистральным и участковыми трубопроводами, оканчивающимися узлами тушения шин колес, каждый из которых содержит распылитель-диффузор с электромагнитным краном, прикрепляемыми над каждым колесом к раме или корпусу с помощью шарнирного кронштейна с возможностью изменения и фиксации угла распыления хладагента, электрический привод управления, питающийся от бортовой сети и содержащий переключатель с предохранителем и сигнальную лампу, обмотку электромагнитного крана открытия емкости с хладагентом с сигнальной лампой, включаемые в электрическую сеть, оборудованную звуковым сигналом и параллельно соединяемыми приводами управления узлов тушения шин колес, содержащих размещаемые над колесами инфракрасные датчики, обмотки электромагнитных кранов, а также сигнальные лампы распылителей-диффузоров и кнопочные выключатели, размещаемые в кабине.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации резервуарных парков для хранения нефти и нефтепродуктов, а также других легковоспламеняемых и горючих жидкостей и может найти применение в нефтегазовой, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности и других отраслях народного хозяйства.

Изобретение относится к области противопожарной техники и может быть использовано для тушения пожаров в вертикальных резервуарах с плавающей крышей или понтоном, предназначенных для хранения горючих жидкостей.

Изобретение относится к пожарной технике и может быть использовано в производственных помещениях для локализации и тушения пожаров горящих при аварийном разливе горючих жидкостей.

Изобретение относится к пожаротушению и может быть использовано для снижения вредного воздействия на окружающую среду, в том числе, в условиях жилой застройки, фонтанирующих горящих газовых скважин.

Изобретение относится к области пожарной безопасности, а именно к предупреждению и тушению пожаров на особых объектах, в частности резервуарах для хранения горючих жидкостей.

Изобретение относится к противопожарной безопасности и предназначено, преимущественно, для тушения пожаров в резервуарах с жидкими горючими веществами. .

Изобретение относится к пожарной технике и может быть использовано для предотвращения и подавления пожаров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, вытекающих в аварийных ситуациях из различного рода промышленного оборудования, топливных магистралей, емкостей, баков, резервуаров, в которых хранятся нефтепродукты.

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, а именно к ликвидации открытых фонтанов на нефтегазовых скважинах. .

Изобретение относится к области резервуаростроения и может быть использовано при строительстве резервуаров для хранения легких фракций нефтепродуктов, преимущественно - для хранения бензинов. Резервуар для хранения нефтепродуктов состоит из корпуса, крыши и плавающего защитного покрытия из множества плавучих элементов в виде тел вращения одинаковой формы. В резервуаре часть плавучих элементов защитного покрытия располагается ниже зеркала жидкости, а часть - в газовом пространстве резервуара. Плавучие элементы имеют размеры, отличные друг от друга не более чем на 5%. При этом плавучие элементы, из которых состоит плавающее защитное покрытие, имеют смещенный центр тяжести относительно их геометрического центра. Все элементы защитного покрытия выполнены из неискрящего металла. Такое выполнение резервуара позволяет обеспечить снижение скорости испарения и концентрации паров жидкости, флегматизацию процесса горения, а также исключить вероятность накопления статического заряда и возникновения искрового разряда между плавучими элементами. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области тушения пожаров нефти и нефтепродуктов в резервуарах, а также может использоваться для предотвращения образования гомотермического слоя нефти при длительном пожаре, который ведет к выбросу нефти из резервуара. Понтон или плавающая крыша имеют сквозные проемы, через которые, при частичном или полном затоплении понтона, пена поступает из пенного насадка, расположенного в центре основания резервуара, растекается на вторую половину закрытой снизу горящей поверхности нефтепродукта. Изобретение позволяет производить тушение резервуаров с понтоном и плавающей крышей подачей пены под слой горючего из пенного насадка, расположенного в центре основания резервуара. Эффективность предложенного способа более чем в два раза выше существующего способа тушения пожара системой подслойного тушения пожара в резервуаре с понтоном. 3 з.п. ф-лы, 9 ил., 1 табл.

Изобретение относится к способу создания огнезащитного покрытия на поверхности горючих и негорючих материалов. Способ создания огнезащитного покрытия на поверхности включает подготовку поверхности, нанесение на нее первого слоя покрытия и перед его сушкой нанесение непосредственно на первый слой второго слоя огнезащитного покрытия в виде матрицы, содержащей микрокапсулированный агент, оболочка которого заполнена вспучивающимся веществом. Сушку покрытия производят при температуре ниже порога, при котором в веществе, заключенном в ядре микрокапсулы, происходит начало самопроизвольных химических реакций и физических процессов, приводящих к вспучиванию вещества. Микрокапсулированный агент представляет собой микрокапсулы, оболочка которых заполнена веществом, обладающим при нагревании свойствами значительного увеличения в объеме с образованием газо- и парообразных веществ, а сама оболочка выполнена однослойной. В качестве вспучивающегося вещества используют краску или порошок, обладающие вспучивающими свойствами. Техническим результатом является создание эффективного огнезащитного покрытия на поверхности горючих и негорючих материалов, позволяющего сохранить огнестойкость деревянных и металлических конструкций, кабелей и других изделий в течение длительного периода времени их эксплуатации. 4 н. и 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к противопожарной технике. Способ объемного тушения горящей нефти внутри печи для ее подогрева включает последовательные стадии тушения - первую стадию для прекращения горения нефти и вторую стадию для предотвращения повторного воспламенения нефти. На первой стадии разбавления вводят смесь пара и газа. Смесь получают из продуктов сгорания горючего, окислителя, вводят воду, которую нагревают этими продуктами сгорания и перегревают ее, при этом смешивают поток перегретой воды со сверхзвуковым потоком продуктов сгорания горючего и окислителя, получив при этом высокотемпературный газ. На второй стадии продолжают подавать только воду для охлаждения печи до заданной температуры несамовоспламенения нефти в ней. Для осуществления способа используют установку для объемного тушения горящей нефти, которая содержит емкости хранения огнетушащего вещества 5, 6, 7, соединенные трубопроводами 16 с печью для подогрева нефти, систему подачи огнетушащего вещества 11, 12, 14, 15, 16, 17, шкаф управления, запорную арматуру 8, 9, 10, тепловой пункт подготовки огнетушащего вещества. Тепловой пункт подготовки огнетушащего вещества выполнен в виде парогазогенератора 13, который выполнен в виде форсуночной головки 19. Внутренняя полость головки 19 сообщена с системой подачи окислителя 14, 15 и горючего 1, 12, камеры сгорания 18 с наружной и внутренней рубашками, между которыми образован обогреваемый канал, полость которого сообщена с системой подачи воды 16, 17 и с полостью выходного устройства парогазогенератора 13, выполненного в виде сопла Лаваля. Выходное сечение сопла сообщено с внутренней полостью печи через смешивающее устройство 25, на выходе которого расположен коллектор и которое снабжено форсуночным устройством в виде кольцевой щели для подачи перегретой воды. Технический результат - повышение оптимальной защиты объекта - заключается в способности разбавлять концентрации реагирующих веществ до пределов, при которых горение становится невозможным, 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх