Фрикционно-динамический вариатор

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам передачи вращательного движения и может быть использовано в устройствах отбора мощности сельскохозяйственной техники. Вариатор содержит ведущее звено в виде фрикционного колеса (1) внутреннего сцепления, инерционный элемент в виде бесконечной цепи (2), бесконечную ленточную пружину (3), ведомое звено (4) с опорным колесом (5) и реакционным колесом (8). Бесконечная цепь (2) размещена внутри фрикционного колеса (1) и взаимодействует с ним по внутренней стороне его окружности. Опорное колесо (5) установлено на подвижном рычаге (6) и имеет возможность смещения в радиальном направлении. При вращении ведущего звена цепь вовлекается во вращение и центробежной силой прижимается к внутренней стороне фрикционного колеса. Смещением опорного колеса (5) в радиальном направлении можно выполнять плавное сцепление ведущего и ведомого звеньев вариатора, а также бесступенчато менять величину крутящего момента на выходном валу. Достигается улучшение работоспособности динамического вариатора. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к механизмам передачи вращательного движения и может быть использовано в устройствах отбора мощности сельскохозяйственной техники.

Известен динамический вариатор по кл. F16H 9/00, №заявки PCT/RU 2012/000877, № публикации WO/2013/147641, способный менять крутящий момент на выходном валу, содержащий ведущее звено, инерционный элемент в виде бесконечной цепи, ведомое звено с установленными на нем опорным элементом, имеющим возможность смещения в радиальном направлении, и реакционным колесом, при этом ведущее звено выполнено в виде цепного колеса внутреннего зацепления.

Недостатком известного вариатора является шум в работе, свойственный цепным передачам.

Целью изобретения является улучшение работоспособности известного динамического вариатора.

Указанная цель достигается тем, что в фрикционно-динамическом вариаторе, способном менять крутящий момент на выходном валу, содержащем ведущее звено, инерционный элемент в виде бесконечной цепи, ведомое звено с установленными на нем опорным элементом, имеющим возможность смещения в радиальном направлении, и реакционным колесом, ведущее звено выполнено в виде фрикционного колеса внутреннего сцепления, а бесконечная цепь размещена внутри фрикционного колеса и снабжена упругим элементом в виде бесконечной ленточной либо винтовой пружины, прижимающей цепь к внутренней поверхности фрикционного колеса.

На фиг.1 изображен фрикционно-динамический вариатор; на фиг.2 - частный вариант выполнения опорного элемента.

Фрикционно-динамический вариатор содержит ведущее звено в виде фрикционного колеса 1 внутреннего сцепления, инерционный элемент в виде массивной бесконечной цепи 2, упругий элемент в виде бесконечной ленточной пружины 3, прижимающей цепь 2 к внутренней поверхности фрикционного колеса 1 и ведомое звено 4, жестко закрепленное на выходном валу, содержащее опорный элемент в виде опорного колеса 5 установленного на подвижном рычаге 6, имеющем шарнирную связь с рычагом 7 реакционного колеса 8. Подвижной рычаг 6 связан с приводом смещения 9 посредством тяги-толкателя 10 и имеет возможность поворота на шарнире, совершая при этом радиальное смещение опорного колеса 5.

Фрикционно-динамический вариатор работает следующим образом.

Ведомое звено 4 притормаживается силой торможения, приложенной к выходному валу. При вращении фрикционного колеса 1 цепь 2 вовлекается во вращение внутренней поверхностью фрикционного колеса 1 и под действием центробежной силы прижимается к внутренней поверхности фрикционного колеса 1. При вращении цепи 2 ее звенья приобретают кинетическую энергию вращательного движения. Опорное колесо 5 оказывает препятствие движению цепи 2 по окружности слитно с фрикционным колесом 1 и цепь 2 вынуждена менять траекторию движения для обхода препятствия, при этом оказывает давление на опорное колесо 5 и реакционное колесо 8 в тех местах, где они соприкасаются с цепью 2. Часть кинетической энергии звеньев цепи 2 передается опорному колесу 5 и реакционному колесу 8, создавая на ведомом звене 4 крутящий момент, вращающий ведомое звено с частотой, зависящей от момента торможения на выходном валу, скорости вращения цепи, массы звеньев цепи и радиального положения опорного колеса. Реакционное колесо 8 прижимает цепь 2 к внутренней поверхности фрикционного колеса 1 после обхода ею опорного колеса 5 до соприкосновения с внутренней поверхностью фрикционного колеса 1. В дальнейшем под воздействием центробежной силы цепь 2 остается прижатой к внутренней поверхности фрикционного колеса 1 до вступления цепи во взаимодействие с опорным колесом 5. Опорное колесо 5 в работе соприкасается с частью цепи 2, выступающей за край фрикционного колеса 1, другим рядом цепи 2 или другими выступами. В режиме остановки вариатора ленточная пружина 3 прижимает цепь 2 к внутренней поверхности фрикционного колеса 1 и устраняет падение цепи 2 с внутренней поверхности фрикционного колеса 1.

В частном случае выполнения конструкции ведомое звено может быть снабжено опорным элементом, имеющим возможность смещения в радиальном направлении относительно вала ведомого звена. Для возможности выполнения радиального смещения опорного элемента ведомое звено снабжено направляющим механизмом и приводом смещения. В качестве направляющего механизма могут быть применены механизмы разных типов - дуговой направляющий механизм, прямолинейно-направляющий механизм, шарнирный направляющий механизм или их сочетание. В качестве регулируемого привода смещения может быть применен привод разных типов - механический, гидравлический, электромеханический или другого типа.

Вариант вышеупомянутой конструкции вариатора показан на фиг.1. Ведомое звено 4 снабжено шарнирным направляющим механизмом, опорным колесом 5, установленным на подвижном рычаге 6 и имеющим шарнирную связь с рычагом 7 реакционного колеса 8. В качестве привода смещения применен винтовой механизм "винт-гайка", имеющий резьбу с большим углом подъема, при нажатии на гайку внешней силой, происходит ее угловой поворот. Подвижной рычаг 6 связан с приводом смещения 9 посредством тяги-толкателя 10 и имеет возможность поворота на шарнире, совершая при этом радиальное смещение опорного колеса 5. Цепь 2 - двухрядная, один ее ряд взаимодействует с фрикционным колесом 1, а другой ряд с опорным колесом 5. Ленточная пружина 3 прижимает цепь 2 к внутренней поверхности фрикционного колеса 1 в режиме остановки вариатора. При вращении фрикционного колеса 1 выполнением смещения опорного колеса 5 можно производить плавное сцепление ведущего и ведомого звеньев вариатора, а также бесступенчато менять величину крутящего момента на выходном валу.

Упругий элемент может быть выполнен в виде бесконечной ленточной или винтовой пружины, имеющей низкий коэффициент жесткости, расположенной с внутренней, с внешней либо боковой стороны цепи и прижимающей цепь к внутренней поверхности фрикционного колеса.

Опорный элемент может быть выполнен в виде колеса (как на Фиг.1) либо в виде фигурного кулачка (как на Фиг.2).

Внутренняя поверхность фрикционного колеса и внешняя поверхность цепи, составляющие фрикционную пару, могут быть покрыты материалом, имеющим высокий коэффициент трения, либо иметь фрикционные накладки.

Предлагаемый фрикционно-динамический вариатор в работе обладает равномерностью и бесшумностью вращения, свойственными фрикционным передачам, вследствие чего имеет улучшенные характеристики по сравнению с аналогом.

1. Фрикционно-динамический вариатор, способный менять крутящий момент на выходном валу, содержащий ведущее звено, инерционный элемент в виде бесконечной цепи, ведомое звено с установленными на нем опорным элементом, имеющим возможность смещения в радиальном направлении, и реакционным колесом, отличающийся тем, что ведущее звено выполнено в виде фрикционного колеса внутреннего сцепления, бесконечная цепь размещена внутри фрикционного колеса и снабжена упругим элементом, прижимающим цепь к внутренней поверхности фрикционного колеса.

2. Вариатор по п.1, отличающийся тем, что упругий элемент выполнен в виде бесконечной ленточной пружины, расположенной с внутренней, с внешней либо боковой стороны цепи и прижимающей цепь к внутренней поверхности фрикционного колеса.

3. Вариатор по п.1, отличающийся тем, что упругий элемент выполнен в виде бесконечной винтовой пружины, расположенной с внутренней, с внешней либо боковой стороны цепи и прижимающей цепь к внутренней поверхности фрикционного колеса.

4. Вариатор по п.1, отличающийся тем, что опорный элемент выполнен в виде фигурного кулачка.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству и способу для управления бесступенчатой трансмиссией ременного типа. .

Изобретение относится к механике и предназначено для использования в механизмах, где требуется надежная фиксация оболочки троса, герметичность соединения и эстетический вид.

Изобретение относится к конструкции автомобильной бесступенчатой трансмиссии с ременным приводом и способу управления такой трансмиссией. .

Изобретение относится к переключающему устройству с сервоусилителем. .

Шкив // 2362073
Изобретение относится к машиностроению, а именно к шкивам, для использования в пропиточных устройствах. .

Изобретение относится к машиностроению, к устройствам для преобразования вращательного движения в поступательное и может применяться для различных исполнительных механизмов, в том числе и в качестве стеклоподъемников в автомобилях.

Изобретение относится к области общего машиностроения, в частности к ремням для вариаторов, содержащих ремень, натянутый на приводных кольцах, которые взаимодействуют с ведущим и ведомым шкивами.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, действующих в автоматическом и полуавтоматическом режимах, делительных столах, транспортерах и других механизмах.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к бесступенчатым вариаторам. .

Изобретение относится к конической фрикционно-кольцевой передаче. Коническая фрикционно-кольцевая передача содержит фрикционное кольцо (4), которое расположено с возможностью смещения при помощи регулировочного устройства (9).

Изобретение относится к фрикционно-кольцевому приводу с фрикционным кольцом. Фрикционно-кольцевой привод содержит фрикционное кольцо, первый фрикционный конус, охватывающий первую беговую дорожку фрикционного кольца, второй фрикционный конус, охватывающий вторую беговую дорожку фрикционного кольца, и аксиальные средства стопорения фрикционного кольца для воспрепятствования критическому переходу фрикционного кольца за пределы его беговой дорожки.

Изобретение относится к машиностроению, к бесступенчатым передачам, и может быть использовано во всех отраслях в устройствах, в которых необходимо бесступенчатое изменение скорости.

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в качестве элемента передач различных машин и механизмов ,в частности, станков. .

Изобретение относится к фрикционным приводам наведения. .

Изобретение относится к бесступенчатым трансмиссиям. В способе ограничения проскальзывания ремня в вариаторе транспортного средства определяют скорость скольжения ремня вариатора, определяют накопленную энергию на основании скорости скольжения ремня и крутящего момента, вырабатываемого двигателем, и управляют крутящим моментом двигателя в режиме вмешательства, если накопленная энергия больше, чем пороговая энергия. Управление крутящим моментом двигателя в режиме вмешательства включает управление циклического действия крутящего момента двигателя и ограничения крутящего момента двигателя. Исключается повреждение скользящего ремня. 3 н. и 18 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх