Океанографический надповерхностный дрейфующий радиозонд-буй

Изобретение относится к измерительным океанографическим приборам, предназначенным для определения характеристик окружающей среды, преимущественно - пограничного слоя атмосферы и океана.

Технический результат - повышение точности определения параметров заданного пограничного слоя приводной среды.

Сущность: радиозонд-буй содержит: газонаполненную оболочку 1, к которой посредством стропа 2 прикреплен приборный блок, который включает в себя электрически соединенные верхний приборный блок (контейнер) 3, закрепленный вверху стропа 2, преимущественно вблизи оболочки 1, и нижний приборный блок (контейнер) 4, прикрепленный к нижнему концу стропа 2. Зонд содержит крыло 5, закрепленное на стропе, преимущественно, в верхней его части, под верхним приборным блоком 3. Крыло 5 установлено так, что его положение зафиксировано относительно оси натянутого стропа 2 - строп проходит сквозь крыло, крыло снизу и сверху зафиксировано растяжками 6. Крыло 5 может быть выполнено в виде одной аэродинамической поверхности заданной формы, или в виде нескольких аэродинамических поверхностей, закрепленных друг под другом. Нижний приборный блок 4 может содержать один конструктивный элемент - например, может быть выполнен в виде одного плавучего приборного контейнера обтекаемой формы, или может содержать несколько конструктивных элементов, соединенных гибкой связью, - например, может быть выполнен в виде погруженной в воду приборной "косы" (гирлянды измерителей) или в виде соединенных кабель-тросом нескольких плавучих приборных контейнеров обтекаемой формы.

Зонд-буй обеспечивает очень важное в океанографии свойство - автоматическое ограничение по высоте его свободного дрейфа, а также увеличение скорости дрейфа; максимальное приближение скорости дрейфа к скорости ветра, что дает возможность проводить исследования параметров среды с высокой точностью, особенно - в случае применения лагранжевой методики измерений. Он способен передавать информацию из районов ураганов, где нахождение судов нежелательно, но в которых исследование турбулентного пограничного слоя океан/атмосфера представляет большой научный интерес. 4 ил.

 

Изобретение относится к измерительным океанографическим приборам, предназначенным для определения характеристик окружающей среды, преимущественно - пограничного слоя атмосферы и океана.

Известен метеорологический радиозонд [1] для измерения параметров атмосферы, содержащий газонаполненную оболочку, к которой посредством стропа прикреплен приборный контейнер. Радиозонд запускается в верхние слои атмосферы, где свободно дрейфует под действием воздушных потоков и передает научную информацию по радиоканалу. При соответствующей балластировке (заданном соотношении общего веса зонда и грузоподъемности оболочки, заданном конструктивном исполнении) такой радиозонд может дрейфовать, как буй, измеряя параметры пограничного слоя атмосферы и океана. Этот радиозонд выбран в качестве прототипа. Он характеризуется следующими признаками, сходными с существенными признаками заявленного изобретения: газонаполненная оболочка, к которой посредством стропа прикреплен приборный контейнер, наличие соотношения веса зонда и грузоподъемности оболочки.

Недостатком прототипа является малая, по сравнению со скоростью ветра, скорость дрейфа радиозонда из-за силы сопротивления, что снижает точность проводимых измерений. В океанологии и гидродинамике различают эйлеровский и ла-гранжевый подходы. В первом случае измеряется скорость потока в данной фиксированной точке, а во втором - отслеживается траектория жидкой частицы, поэтому необходимым условием повышения точности измерений, проводимых лагранжевым методом, является приближение скорости дрейфа радиозонда-буя к скорости ветра.

Другим недостатком является невозможность радиозонду удержаться в пределах требуемого диапазона высот - при сильном ветре оболочка может подняться слишком высоко над водой или прижаться к воде, что также снижает точность определения характеристик именно заданного диапазона приводной среды.

Недостатком также является то, что при большом приборном блоке зонд-буй испытывает большие динамические нагрузки из-за порывов воздуха и волнения морской поверхности.

В основу изобретения поставлена задача создания конструкции океанографического надповерхностного дрейфующего радиозонда-буя, существенные признаки которого позволяют осуществить заданную балластировку зонда и обеспечить особенность процесса его движения под действием воздушного потока.

Поставленная задача решается тем, что в радиозонде-буе, содержащем приборный блок, соединенный стропом с газонаполненной оболочкой, грузоподъемность которой соотносится с весом радиозонда-буя, новым является то, что на стропе закреплено крыло, которое имеет постоянное положение относительно оси натянутого стропа, вес в воздухе радиозонда-буя превышает на заданную величину грузоподъемность оболочки, при этом приборный блок включает в себя электрически связанные верхний блок, закрепленный на стропе, например, вблизи оболочки, и нижний блок, который закреплен на нижнем конце стропа и выполнен в виде одного конструктивного элемента или нескольких конструктивных элементов, соединенных гибкой связью.

Совокупность существенных признаков заявленного технического решения позволяет устранить недостатки прототипа.

Введение аэродинамической поверхности (крыла) не только позволило создать дополнительную подъемную силу и парусность. Признак "крыло" во взаимосвязи с другими признаками изобретения, такими, как "крыло имеет постоянное положение относительно оси натянутого стропа", "вес в воздухе зонда превышает на заданную величину грузоподъемность оболочки", "приборный блок включает в себя электрически соединенные верхний и нижний блоки", обусловливают новые технические свойства, не присущие известным аналогам - значительное увеличение скорости дрейфа радиозонда-буя и автоматическое обеспечение дрейфа именно в заданном диапазоне высот. Эти новые технические свойства особенно проявляются при лагранжевом методе измерений, требующем максимального приближения скорости движения зонда к скорости ветра. Выполнение приборного блока в виде разнесенных в пространстве верхнего и нижнего блоков (контейнеров), а также выполнение нижнего блока в виде одного конструктивного элемента или нескольких элементов, соединенных гибкой связью, обеспечивают еще одно новое техническое свойство - снижение динамических нагрузок на конструкцию зонда при увеличении количества измеряемых параметров, более точная балластировка зонда и обеспечение работы измерителей именно в соответствующих средах - в воздушной или водной.

Указанные новые технические свойства обусловливают достижение технического результата изобретения - повышение точности определения параметров заданного пограничного слоя атмосферы и океана.

Сущность изобретения поясняется с помощью описания процесса дрейфа радиозонда-буя (в допущении, что турбулентность воздушного потока отсутствует) со ссылкой на иллюстрации, на которых схематично изображено: на фиг. 1 - зонд при отсутствии ветра; на фиг. 2 - зонд при наличии ветра; на фиг. 3 - момент, когда зонд под действием сильного ветра оторвал нижний приборный контейнер от воды и совершает маятниковое движение; на фиг. 4 - случай, когда после маятникового движения зонда не происходит касания нижнего приборного контейнера с водой.

Радиозонд-буй (фиг. 1) содержит: оболочку 1, наполненную газом, например, гелием; строп 2, который прикреплен к оболочке 1; приборный блок, который включает в себя электрически соединенные верхний приборный блок (контейнер) 3, закрепленный вверху стропа 2, преимущественно вблизи оболочки 1, и нижний приборный блок (контейнер) 4, прикрепленный к нижнему концу стропа 2; крыло 5, закрепленное, преимущественно, в верхней части стропа, под верхним приборным блоком 3. Крыло 5 может быть выполнено в виде одной аэродинамической поверхности заданной формы, или в виде нескольких аэродинамических поверхностей, закрепленных друг под другом. В данном примере представлено крыло 5 в виде одной плоской поверхности. Крыло 5 закреплено на стропе 2 так, что строп проходит сквозь него, и зафиксировано снизу и сверху с помощью растяжек 6. Растяжки 6 обеспечивают постоянство положения крыла 5 относительно оси натянутого стропа 2 (с люфтом, который допускает технология сборки). В данном случае растяжки обеспечивают прямой угол наклона плоского крыла к натянутому стропу. Нижний приборный блок 4 может быть выполнен в виде одного конструктивного элемента, например, как показано на иллюстрациях, в виде одного плавучего приборного контейнера обтекаемой формы, или в виде нескольких конструктивных элементов, соединенных гибкой связью, - например, в виде погруженной в воду приборной "косы" (гирлянды измерителей), или в виде соединенных кабель-тросом нескольких плавучих приборных контейнеров обтекаемой формы.

Конструктивные параметры заявленного зонда могут быть, например, такими: при малой автономности зонда, например, 7 дней, и большой долей веса, приходящейся на элементы питания, оболочка 1 зонда выполнена эластичной или фольгированной и имеет диаметр приблизительно 2 м, объем - около 3 м3 и грузоподъемность - 3,0 кг. Лучшими в мире считаются японские оболочки фирмы "ТО-ТЕХ" [2]. Строп 2, кроме механического соединения элементов конструкции зонда, обеспечивает электрическую связь между приборами, поэтому, в зависимости от задач, в качестве стропа 2 может быть использован, например, провод полевой двухжильный П-274М или кабель-трос, изготовленный в лабораторных условиях, представляющий собой витую пару изолированных проводников типа МГТФ и грузонесущий сердечник из троса диаметром 1 мм, помещенные в оболочку из термоусаживаемой трубки. Длина стропа равна, например, 20 м. В данном примере в нижнем приборном контейнере 4 весом 0,5 кг расположен датчик температуры воды. Крыло 5 представляет собой, например, четырехугольный каркас с натянутой на него тонкой лавсановой тканью. Вес крыла площадью 0,75 м2 с растяжками из капроновых нитей составляет 0,25 кг. В верхнем приборном контейнере 3 располагают основную массу научных приборов, таких, как датчик скорости и направления ветра, альтиметр (измеритель высоты над уровнем моря), GPS-приемник, акселерометр для регистрации траектории движения оболочки, датчик температуры и влажности воздуха, система спутниковой связи, а также элементы питания. В данном примере, при небольшой грузоподъемности оболочки, зонд-буй балластируют следующим образом. Общий вес научных приборов в верхнем приборном контейнере 3 составляет около 2,2 кг. При этом суммарный вес оборудования радиозонда без учета веса нижнего приборного контейнера 4 составляет 3,0 кг, то есть, равен грузоподъемности оболочки 1. Это означает, что газонаполненная оболочка держит в воздухе всю конструкцию радиозонда, кроме нижнего приборного контейнера, который остается на плаву.

В общем случае соотношение общего веса зонда в воздухе и грузоподъемности газонаполненной оболочки задается расчетным и опытным путем, исходя из требования стабильного натяжения стропа и из конкретных условий, таких, как конструктивные параметры зонда, максимальная требуемая высота его подъема над поверхностью воды, вес каждого из контейнеров приборного блока, необходимость нахождения нижнего контейнера на плаву или заглубления его в воду на определенный горизонт, предполагаемые климатические и метеоусловия в исследуемом районе акватории. Одним из главных направлений при этом является минимизация веса зонда и размера оболочки.

Вышеприведенным распределением нагрузок обеспечивается заданное изобретением движение зонда-буя при его дрейфе.

Постановка зонда в исследуемой акватории осуществляется с борта судна или летательного аппарата, а также с берега. Радиозонд-буй движется следующим образом. При полном отсутствии ветра (фиг. 1) газонаполненная оболочка 1 стремится вверх, обеспечивая натяжение стропа 2, его вертикальное положение, вследствие действия на строп вертикальной, направленной вверх, силы, равной грузоподъемности оболочки. В данном примере вес в воздухе всей конструкции зонда превышает грузоподъемность оболочки на величину веса нижнего приборного контейнера 4, поэтому плавучий нижний приборный контейнер 4 продолжает оставаться на воде. Жестко установленное плоское крыло 5 при вертикальном положении стропа 2 располагается горизонтально. Из-за отсутствия набегающего воздушного потока крыло 5 не создает подъемной силы, парусности нет. В таком положении зонд перемещается только под влиянием течения, которое воздействует на нижний приборный контейнер 4.

При наличии ветра (фиг. 2), скорость которого равна VB, строп отклоняется от вертикали под действием на оболочку горизонтальной силы давления ветра R0, парусности. Наклон стропа вызван тем, что оболочка стремится двигаться вперед по направлению ветра, а нижний приборный контейнер, находящийся в воде, создает сопротивление FT этому движению. Если сравнить с прототипом - в нем из-за силы сопротивления FT при большом ветре происходит пригибание оболочки к морской поверхности или даже ее прижимание к воде. В отличие от прототипа, в заявленном изобретении исключено прижимание оболочки, даже при значительном увеличении силы ветра - крыло не позволит оболочке опуститься слишком низко к поверхности океана. Заявленный зонд работает как система автоматического регулирования - он дрейфует именно в определенном, ограниченном сверху и снизу, диапазоне высот. Это поясняется следующим. Наклон стропа (под действием силы давления ветра R0 и силы сопротивления FT) создает угол атаки на крыло, в результате чего возникает дополнительная подъемная сила QK, направленная вверх, как и сила грузоподъемности оболочки Q0. Эта дополнительная подъемная сила суммируется с грузоподъемностью оболочки. Когда скорость ветра достигнет некоторой величины и к грузоподъемности оболочки прибавится достаточная подъемная сила крыла, оболочка и крыло, действуя совместно, вытащат нижний приборный контейнер из воды. Из-за уменьшения силы сопротивления скорость дрейфа радиозонда резко возрастет.

Рост подъемной силы крыла QK при возрастании скорости набегающего на крыло потока воздуха происходит по двум причинам. Первая - это непосредственно сама величина VB скорости ветра. Но кроме того, рост скорости ветра вызывает увеличение наклона стропа, а вместе с ним - и увеличение угла атаки на крыло, что также автоматически приводит к росту QK. Подъемная сила крыла, рост которой связан с усилением ветра, не позволяет оболочке зонда опускаться к поверхности воды, а, наоборот, стремится поднять ее вверх. То есть, сила ветра, которая стремится прижимать оболочку к поверхности океана, с помощью крыла преобразуется в подъемную силу, препятствующую этому процессу.

Необходимо подчеркнуть, что любые изменения угла наклона натянутого стропа приводят к изменению угла наклона крыла и, соответственно, - к изменению подъемной силы крыла. Такая зависимость обеспечивается жесткой фиксацией плоскости крыла относительно оси стропа сверху и снизу растяжками.

Таким образом, рост скорости ветра приводит к росту подъемной силы крыла QK и увеличению скорости дрейфа зонда, крыло не позволяет оболочке опускаться к воде ниже заданного горизонта, причем действие крыла в необходимом направлении происходит в автоматическом режиме. Кроме подъемной силы QK на крыло действует и горизонтальная сила давления ветра RK (парусность), которая также увеличивает скорость дрейфа.

Далее, как только нижний приборный контейнер будет поднят на некоторую высоту над водой (фиг. 3), из-за наклона стропа нижний приборный контейнер, действуя как маятник, точка подвеса которого находится вверху зонда впереди по ветру, начнет двигаться вперед по ветру к состоянию равновесия, то есть, к положению, при котором строп будет располагаться вертикально. Это маятниковое движение зонда будет сопровождаться снижением подъемной силы крыла из-за уменьшения угла атаки на него и приведет к касанию нижним приборным контейнером воды (такое положение показано пунктиром).

Если же зонд успеет подняться выше над водой (фиг. 4), то после окончания маятникового движения нижнего контейнера, при вертикальном положении стропа, не произойдет касания нижнего приборного контейнера воды - он зависнет на высоте h (левое пунктирное изображение), максимальная величина которой задана балластировкой. Из-за того, что грузоподъемность оболочки меньше веса зонда на величину веса нижнего приборного контейнера, а также из-за равенства нулю подъемной силы крыла при таком положении стропа, зонд будет снижаться до момента касания нижнего приборного контейнера поверхности воды (правое пунктирное изображение). Так система крыло-груз (в систему входят все элементы зонда) автоматически ограничивает высоту подъема зонда.

Затем все повторится: нижний приборный контейнер вновь создаст силу торможения, наклон стропа приведет к увеличению угла атаки на крыло, возникнет дополнительная подъемная сила, зонд оторвется от воды и совершит маятниковое движение, затем зонд снова будет опускаться, касаться воды и проскальзывать по водной поверхности при сильном ветре, затем - снова подниматься. Процессы, происходящие с зондом, будут циклическими, будут повторяться друг за другом в приведенной последовательности. Траектория движения газонаполненной оболочки будет иметь волнообразный характер и будет осуществляться в ограниченном балластировкой, в том числе длиной стропа и регулировкой крыла, диапазоне высот.

Для снижения динамических нагрузок на строп и на всю систему, возникающих в результате волнообразных движений оболочки, большой по содержанию нижний приборный контейнер выполняют в виде ряда плавучестей, соединенных между собой гибкой связью.

Заметим, что большая скорость ветра, турбулентность и волнение океана могут вносить элемент неопределенности в характер движения зонда, возможны кратковременные выходы его из заданного горизонта высот, однако такое нештатное поведение зонда может быть выявлено с помощью данных альтиметра и в соответствии с этими данными измеряемые параметры могут быть отфильтрованы, то есть, погрешность может быть учтена в результатах измерений.

Сущность заявленного изобретения пояснена на примере конструкции зонда с небольшой грузоподъемностью - 3,0 кг. Однако даже ограниченная несколькими сутками автономная работа зонда может быть оправдана с точки зрения получаемой научной информации - зонд способен, при средней скорости ветра 5 м/с и скорости дрейфа, предположительно, 2 м/с, за одни сутки сделать "разрез" над поверхностью океана длиной более 170 км. Соответственно за 7 дней - 1200 км. Для выполнения "разреза" такой длины при использовании даже самого малого морского судна необходимы затраты в несколько тысяч долларов. Заявленный зонд способен передавать информацию из районов ураганов, где нахождение судов нежелательно, но в которых исследование турбулентного пограничного слоя океан-атмосфера представляет большой научный интерес. Он дает уникальную возможность проводить исследования в условиях, приближенных к требованиям лагранжевой методики измерений.

При кажущейся простоте изобретение обеспечивает очень важное в океанографии качество - повышение точности проводимых измерений параметров атмосферы в пограничном слое океана, как за счет автоматического удерживания свободно дрейфующего радиозонда-буя в требуемом диапазоне высот над поверхностью воды, так и за счет увеличения скорости дрейфа.

Океанографический надповерхностный дрейфующий радиозонд-буй, содержащий приборный блок, соединенный стропом с газонаполненной оболочкой, грузоподъемность которой соотносится с весом радиозонда-буя, отличающийся тем, что на стропе закреплено крыло, которое имеет постоянное положение относительно оси натянутого стропа, вес в воздухе радиозонда-буя превышает на заданную величину грузоподъемность оболочки, при этом приборный блок включает в себя электрически соединенные верхний блок, закрепленный в верхней части стропа, и нижний блок, закрепленный на нижнем конце стропа и выполненный в виде одного элемента или нескольких элементов, соединенных гибкой связью.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области дистанционного зондирования ледяного покрова и может быть использовано для обнаружения айсбергов. Сущность: получают спутниковые радиолокационные снимки.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для диагностики конвективных опасных метеорологических явлений (гроза, град, шквал, ливень).
Изобретение относится к области метеорологии, а именно к получению водорода, предназначенного для наполнения оболочек для проведения радиозондовых измерений различных параметров атмосферы.
Изобретение относится к области экологических исследований и может быть использовано при мониторинге окружающей среды. .
Изобретение относится к области экологии и может быть использовано при проведении мониторинга окружающей среды. .

Изобретение относится к области авиационной гидрометеорологии и может быть использовано для разведки ледовой обстановки. .

Изобретение относится к способам исследований ледяного покрова акваторий и может быть использовано для определения ширины трещин с открытой водой. .

Изобретение относится к способу коррекции результатов измерений влажности радиозондом относительно погрешностей, являющихся следствием радиационного теплообмена.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения направления и скорости потока газа или жидкости. .

Устройство для обнаружения аэрозолей содержит летательный аппарат, имеющий диэлектрический элемент, такой как окно (10), размещенный в его корпусе (12), так что поверхность диэлектрического элемента образует часть наружной поверхности летательного аппарата. Средство обнаружения (16), такое как устройство для контроля статического электричества, расположено внутри летательного аппарата и предназначено для обнаружения электрического поля, возникающего в результате поляризации диэлектрического элемента внутри летательного аппарата. Выходные данные устройства для контроля статического электричества или их скорость изменения характеризуются тесным соотношением с концентрацией частиц, когда летательный аппарат пролетает через аэрозоль, например облако вулканического пепла. Технический результат заключается в упрощении конструкции устройства, а также в том, что может использоваться любой летательный аппарат общего назначения. Аэрозольные частицы можно обнаружить и наносить на карту при помощи устройства в соответствии с настоящим изобретением более простым и быстрым способом, чем посредством таких устройств, как оптические спектрометры, установленные на специальных исследовательских летательных аппаратах, или устройства для контроля статического электричества, установленные снаружи летательного аппарата. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для указания параметров ветра при посадке летательного аппарата. Сущность: устройство развертывается вдоль воздушной траектории по направлению к поверхности земли, например, после сброса с летательного аппарата в полете. Устройство включает в себя анемометр, высотомер, компас, процессор и передатчик. Анемометр получает измерения локальной скорости ветра и локального направления ветра вдоль траектории. Высотомер получает измерения высоты вдоль траектории. Компас получает измерения направления вдоль траектории. Процессор определяет значения скорости и направления ветра, ассоциированные с предопределенной высотой устройства. Передатчик передает определенное значение скорости ветра и значение направления ветра к удаленно расположенному приемнику. Технический результат: измерение параметров ветра. 3 н. и 24 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для измерения пространственных распределений параметров атмосферы. Сущность: система включает летательный аппарат (2) с измерительной аппаратурой (4) на борту, устройство (1) для транспортировки летательного аппарата в виде шара-зонда или аэростата, а также устройство управления полетом летательного аппарата. Измерительная аппаратура (4), установленная на борту летательного аппарата (2), соединена при помощи линии связи с наземной станцией (3). Скорость снижения летательного аппарата, при которой обеспечивается оптимальный режим измерения параметров атмосферы, рассчитывают с учетом плотности воздуха и характеристик летательного аппарата. Технический результат: возможность проведения измерений на высотах до 30 км и более, повышение сохранности измерительной аппаратуры. 4 з.п. ф-лы, 6 ил., 4 табл.
Изобретение относится к метеорологии, а именно к способам обнаружения штормовой погоды в океане. Согласно способу обнаружения шторма в океане со спутника облучают поверхность океана оптическим излучением и принимают отраженный сигнал. При этом площадь наличия шторма определяют по соотношению мощности всего отраженного спектра «белого» излучения и узкополосных участков ближней инфракрасной области с длиной волны 0,72; 0,82; 0,93; 1,13 микрометров. Технический результат - упрощение определения штормовых зон в океане.
Изобретение относится к области приборостроения, в частности к метеорологии, и может найти применение для определения усредненных значений вертикальных и горизонтальных составляющих скорости ветра и его направления. Технический результат – расширение функциональных возможностей. Для этого осуществляют запуск беспилотного летательного аппарата (БПЛА) мультироторного типа в заранее выбранную точку с заданными географическими координатами и на нужную высоту. Переводят БПЛА в режим удержания горизонтального положения, нулевой плавучести, равномерного вращения вокруг вертикальной оси, и через время, необходимое для уравнивания скорости БПЛА относительно ветра, следят за движением БПЛА с помощью системы спутниковой навигации, определяя по ее показаниям направление и скорость ветра в течение времени, кратного полному обороту аппарата вокруг вертикальной оси, при этом полный оборот и направление БПЛА определяют с помощью электронного магнитного компаса.

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение для определения усредненного вектора скорости ветра. Технический результат – расширение функциональных возможностей. Для этого осуществляют запуск беспилотного летательного аппарата (БПЛА) мультироторного типа в заранее выбранную точку с заданными географическими координатами. Переводят БПЛА в режим удержания координат, равномерного движения по вертикали и, используя заранее измеренную эмпирическую зависимость, по наклону вектора тяги БПЛА, потребляемой двигателями мощности, атмосферному давлению, температуре и влажности воздуха определяют направление и скорость ветра в выбранной точке либо в вертикальном разрезе. 1 ил.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения направления и скорости ветра в вертикальном разрезе. Сущность: в интересующую область пространства запускают беспилотный летательный аппарат (БПЛА), для которого заранее определена калибровочная зависимость между наклоном вектора тяги, вектором скорости ветра, углом поворота корпуса БПЛА, атмосферным давлением, влажностью, температурой и суммарной мощностью, развиваемой двигателями БПЛА. При этом БПЛА, выполненный способным зависать в заданной точке пространства, при достижении нужной точки с заранее выбранными координатами переводят в режим удержания географических координат и равномерного движения по вертикали, а затем запускают режим равномерного вращения вокруг вертикальной оси. Через промежутки времени, кратные полному обороту БПЛА вокруг вертикальной оси, измеряют наклон вектора тяги, потребляемую двигателями мощность, атмосферное давление, температуру и влажность воздуха. При этом полный оборот и направление БПЛА определяют с помощью электронного магнитного компаса. Используя полученную при калибровке зависимость и вновь измеренные характеристики, определяют направление и скорость ветра в вертикальном разрезе. Технический результат: расширение функциональных возможностей, повышение точности позиционирования зонда. 1 ил.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для получения информации о параметрах атмосферы на разных высотах. Сущность: комплекс содержит машину аппаратную, выполненную на колесном шасси (1) с кабиной (2) и кузовом-фургоном (3), радиозонды, антенну (8) приема сигналов радиозонда, антенну (24) радиостанции. Аппаратура комплекса и антенна (8) приема сигналов радиозонда выполнены радионавигационными. Антенна (8) приема сигналов радиозонда имеет круговую диаграмму направленности, оснащена механизмом (9) подъема и установлена на задней части крыши кузова-фургона (3). Между кузовом-фургоном (3) и кабиной (2) образован открытый отсек (15) для оборудования, в котором установлены метеостанция (16) на подъемной мачте, электроагрегат (17) и баллоны (22) с газом. Технический результат: уменьшение трудоемкости и сокращение времени подготовки комплекса к проведению работ с радиозондом. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения изменения давления атмосферы с изменением высоты. Сущность: измеряют параметры полета в дискретных точках траектории и вычисляют по ним координаты и скорость движения объекта, угол наклона вектора скорости к плоскости местного горизонта, ускорение силы притяжения Земли. С учетом значений полученных параметров вычисляют величину изменения давления атмосферы с изменением высоты для каждой пары соседних точек траектории. Технический результат: повышение точности определения изменения давления.
Изобретение относится к способам экологического мониторинга, использующим мультиагентные (роевые) системы наблюдения. Сущность: измеряют контролируемые параметры окружающей среды в узлах децентрализованной одноранговой сети, каждый из которых организован на беспилотном подвижном аппарате. Каждый из подвижных узлов упомянутой сети оснащён динамической геоинформационной системой. Узлы сети перемещаются для выявления объекта, влияющего на состояние окружающей среды, обмениваясь информацией о движении с другими подвижными узлами и/или выполняя корректировку сценария измерений. Технический результат: повышение оперативности и точности выявления источника воздействия на окружающую среду. 2 и 3 з.п. ф-лы.
Наверх