Установка с потоком текучей среды, в частности турбина с аксиально проходящим потоком нагретого газа

Установка с потоком текучей среды, в особенности газовая турбина с аксиально проходящим потоком нагретого газа, выполнена с рядами лопаток ротора со стороны ротора и рядами направляющих лопаток со стороны корпуса, расположенными соответственно аксиально между последовательными рядами лопаток ротора, а также с валом ротора, окруженным теплозащитными элементами и элементами основания лопаток ротора. В области первой радиальной плоскости вала ротора, внутри теплозащитных элементов и элементов основания расположены первые камеры с охлаждающим воздухом, которые сообщаются друг с другом и с источником охлаждающего воздуха. В области радиальной внешней второй радиальной плоскости вала ротора, внутри плит основания, между лопатками ротора и их элементами основания расположены дополнительные камеры с охлаждающим воздухом, которые могут продуваться в нагретого газа. Дополнительные камеры с охлаждающим воздухом могут продуваться исключительно с их торцов, расположенных по ходу спереди относительно направления потока нагретого воздуха. Изобретение направлено на оптимизацию потока охлаждающего воздуха и на повышение эффективности путем устранения неконтролируемого поступления охлаждающего воздуха в поток нагретого газа. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к установке с потоком текучей среды, в частности к турбине с аксиально проходящим потоком нагретого газа.

Уровень техники

В подобных установках имеются соответственно ряды лопаток ротора, со стороны ротора, и направляющих лопаток, со стороны корпуса. Лопатки в каждом ряду соответственно расположены смежно друг с другом в радиальном направлении вала ротора. В области направляющих лопаток вал ротора окружен теплозащитными элементами, а в области лопаток ротора - элементами оснований лопаток ротора. У подобных элементов имеются анкерные устройства, обычно плотно удерживаемые в продольных каналах вала ротора, которые в целом имеют елочный профиль в осевой проекции вала ротора и могут вставляться аксиально в продольные каналы вала ротора, имеющие дополнительный елочный профиль.

Для защиты вала ротора от перегрева внутри теплозащитных элементов и элементов основания в области первой виртуальной радиальной плоскости вала ротора находятся первые камеры с охлаждающим воздухом, сообщающиеся друг с другом и с источником охлаждающего воздуха. В области радиальной внешней второй виртуальной радиальной плоскости вала ротора, внутри плит основания лопаток ротора со стороны оснований, через регулярные промежутки, расположены дополнительные камеры с охлаждающим воздухом, которые могут сообщаться с потоком нагретого газа.

Современные турбины рассчитаны на максимальную эффективность для обеспечения оптимально экономичной эксплуатации.

Раскрытие изобретения

В этой связи неконтролируемое поступление охлаждающего воздуха в поток нагретого газа нежелательно, поскольку это приводит к регулярному снижению эффективности.

Цель изобретения заключается в оптимизации потока охлаждающего воздуха и предотвращения потерь эффективности при попадании охлаждающего воздуха в поток нагретого газа.

Согласно изобретению данная проблема решается при помощи установки с потоком текучей среды, аналогичной той, которая упоминается во вступительной части к п.1 Формулы изобретения, в том плане, что дополнительные камеры с охлаждающим воздухом могут продуваться в поток нагретого газа исключительно у торцов лопаток ротора, расположенных по ходу спереди в направлении потока нагретого газа. В отличие от турбин, использовавшихся ранее, где дополнительные камеры с охлаждающим воздухом могут продуваться спереди и сзади лопаток ротора в направлении потока нагретого газа, в настоящем изобретении продувание может осуществляться лишь по ходу спереди лопаток ротора, причем предпочтительно соответственно между смежными лопатками ротора. За счет этого может достигаться оптимальная эффективность установок с потоком текучей среды.

Согласно изобретению дополнительный приток охлаждающего воздуха, помимо вышеупомянутого притока охлаждающего воздуха, в поток нагретого газа предотвращается.

Для этого по предпочтительному варианту осуществления изобретения в зазоры, проходящие в радиальном направлении или в осевом направлении вала ротора между смежными теплозащитными элементами и/или элементами основания, устанавливаются уплотнения, перекрывающие первые камеры с охлаждающим воздухом.

Кроме этого, предпочтительно в зазорах между смежными плитами основания в ряду лопаток ротора, проходящем в осевом направлении вала ротора, используются дополнительные уплотнения, которые препятствуют выходу охлаждающего воздуха между аксиальными концами соответствующего зазора и концом этого зазора, расположенным по ходу сзади.

По возможности, первые уплотнения расположены в области подобных дополнительных уплотнений.

Предпочтительно все уплотнения выполнены в виде уплотнительных лент, продольные края которых установлены в канавках, расположенных оппозитно друг другу в боковых стенках соответствующего зазора. В первых уплотнениях уплотнительная лента зазора, проходящего в аксиальном направлении вала ротора между элементами основания и теплозащитными элементами, смежными в радиальном направлении, может быть соединена соответственно в Т-образный профиль с уплотнительной лентой зазора, проходящего в радиальном направлении вала ротора, расположенной между аксиально смежными элементами основания и теплозащитными элементами.

Кроме этого, предпочтительно, чтобы щелевые отверстия, проходящие в радиальном направлении, зазора между смежными плитами основания лопаток ротора были закрыты уплотнительными лентами, установленными в направлении, наклонном к радиальной плоскости вала ротора, в соответствующих канавках боковых стенок зазора, причем доступ к концу уплотнительной ленты, расположенной ближе к оси ротора, осуществляется со стороны торцевых поверхностей плит основания, находящихся по ходу сзади.

В данном случае торец вышеупомянутой уплотнительной ленты, расположенной ближе к оси ротора, может быть согнут и сопряжен его вогнутой стороной с соответствующим образом выгнутыми упорами на плитах основания, разграничивающих зазор. Таким образом, можно предотвратить смещение вышеупомянутой уплотнительной ленты в радиальном направлении наружу под действием центробежных сил во время использования установки с потоком текучей среды, а также ее разрушение при столкновении с уплотнительной лентой, расположенной между плитами основания, проходящими в осевом направлении вала ротора.

Кроме этого, предпочтительные признаки изобретения изложены со ссылкой на пункты формулы изобретения и следующие пояснения к чертежам, позволяющие дать более подробное описание особо предпочтительного варианта осуществления.

Требуется охрана не только для изложенных или показанных комбинаций признаков, но, в принципе, также и для любых необходимых комбинаций из отдельных изложенных или показанных признаков.

Краткое описание чертежей

На фиг.1 показано частичное осевое сечение газовой турбины, через которую поток проходит аксиально.

На фиг.2 показан вид в перспективе элементов основания смежных лопаток ротора на валу ротора, изображенном частично.

На фиг.3 показан дополнительный вид в перспективе вышеупомянутых элементов основания.

На фиг.4 показан вид с увеличением одной из уплотнительных лент.

Осуществление изобретения

По фиг.1 в каждой ступени ротора имеются лопатки 2 ротора, установленные на валу 1 ротора, а также направляющие лопатки 3 со стороны корпуса, установленные неподвижно спереди и сзади лопаток 2 ротора в осевом направлении вала 1 ротора. На фиг.1 видна лишь одна из лопаток 2 ротора, расположенная аксиально между направляющей лопаткой, установленной по ходу спереди в направлении потока 4 нагретого газа, и другой направляющей лопаткой 3, установленной по ходу сзади в направлении потока 4 нагретого газа. Однако, понятно, что и направляющие лопатки 3, и лопатки 2 ротора установлены смежно друг с другом в определенном количестве в радиальном направлении вала ротора. Таким образом, и лопатки 2 ротора, и направляющие лопатки 3 образуют соответствующие ряды из лопаток/направляющих лопаток в радиальном направлении вала 1 ротора.

У лопаток 2 ротора имеется соответственно плита 5 основания, примыкающая радиально к внутреннему торцу лопатки 2 ротора, внешняя поверхность которой, со стороны лопатки, проходит в радиальном направлении и в аксиальном направлении вала 1 ротора. В радиальном направлении плита 5 основания заходит внутрь элемента 6 основания, имеющего анкерное устройство 6' крепления елочного типа при виде в осевой проекции вала 1 ротора, которое может быть вставлено аксиально в каналы соответствующей формы, расположенное между (сегментированными) продольными ребрами 7 на валу 1 ротора. Таким образом, анкерные устройства 6' и их соответствующие элементы 6 основания, а также сопряженная плита 5 основания плотно крепятся на валу 1 ротора в радиальном направлении с соответствующей лопаткой 2 ротора.

В области торцов направляющих лопаток 3, со стороны вала ротора, на валу 1 ротора установлены теплозащитные элементы 8, которые, в целом, аналогичны элементам 6 основания, они плотно закреплены на валу ротора анкерными устройствами 7', аналогичными анкерным устройствам 6'.

Так же, как и лопатки 2 ротора, элементы 6 основания на плитах 5 основания, а также теплозащитные элементы 8 соответственно установлены на валу 1 ротора радиальными рядами, смежными друг с другом.

Как видно из фиг. 1-3, камеры 9 с охлаждающим воздухом, сообщающиеся друг с другом и с источником охлаждающего воздуха, который не показан, выполнены в элементах основания и теплозащитных элементах 6 и 8 для защиты вала ротора от перегрева за счет подачи в камеры 9 с охлаждающим воздухом потока охлаждающего воздуха. Подобные камеры 9 с охлаждающим воздухом расположены в области радиально внутренней периферийной плоскости вала ротора. Внутри плит 5 основания, а следовательно, внутри радиально внешней периферийной плоскости вала 1 ротора находятся дополнительные камеры 10 с охлаждающим воздухом, сообщающиеся с камерами 9 с охлаждающим воздухом в элементах 6 основания. Как видно, в частности, из фигур 2 и 3, камеры 9 и 10 с охлаждающим воздухом проходят в осевой проекции вала 1 ротора, соответственно между смежными лопатками 2 ротора. В свою очередь, камеры 9 и 10 с охлаждающим воздухом пересекаются зазорами 11, которые проходят в продольном направлении вала 1 ротора, между плитами 5 основания и элементами 6 основания смежных лопаток 2 ротора. Кроме этого, камеры 9 с охлаждающим воздухом в элементах 6 основания соединены с камерами 9 с охлаждающим воздухом в смежных теплозащитных элементах 8 через отверстия 12 (см. фиг.2), которые расположены на торцевых поверхностях, обращенных друг к другу смежных теплозащитных элементов 8 и элементов 6 основания в осевом направлении вала 1 ротора. Каналы для охлаждающего воздуха, проходящие через подобные отверстия, соответственно пересекаются зазорами 13, расположенными между вышеупомянутыми торцевыми поверхностями аксиально смежных элементов основания и теплозащитных элементов 6 и 8.

Далее изобретением предусматривается, что охлаждающий воздух из камер с охлаждающим воздухом 9 или 10 соответственно может попадать в поток 4 нагретого газа только у торцов плит 5 основания, обращенных вверх к потоку 4 нагретого газа. Подобное прохождение охлаждающего воздуха происходит у торцов зазоров 11 между смежными лопатками 2 ротора в направлении, противоположном потоку 4 нагретого воздуха. Кроме этого, выпускное отверстие для охлаждающего воздуха у зазоров 11 и 13 закрыто уплотнительными лентами с 14 по 16, которые соответственно выполнены в виде плоских лент и установлены их продольными краями в канавках, расположенных оппозитно друг другу, в боковых или торцевых поверхностях теплозащитных элементов 8 и элементов 6 основания или соответственно плитах 5 основания, разграничивающих зазоры 11 и 13.

Как показано на фигурах 2 и 3, в зазорах 11 между камерами с охлаждающим воздухом 9 и 10 уплотнительные ленты 14 установлены в канавках 17 на стенках смежных элементов 6 основания, разграничивающих зазор 11. Подобные уплотнительные ленты 14 соответственно соединены с уплотнительными лентами 15 в Т-образный профиль, продольные края которого установлены в канавках 18 на торцевых поверхностях обращенных друг к другу аксиально смежных элементов 6 основания и теплозащитных элементов 8. Таким образом, после установки смежных элементов 6 основания с сопряженными лопатками 2 ротора на валу 1 ротора, Т-образная комбинация из уплотнительных лент 14 и 15 по фиг.3 может быть вставлена по направлению стрелки Р в узкую щель в необходимое положение, при котором соответствующая уплотнительная лента 14 будет находиться между смежными элементами 6 основания в канавках 17, а уплотнительная лента 15 будет находиться в канавках 18 на торцевых поверхностях смежных элементов 6 основания, ориентированных в направлении потока 4 нагретого газа. Как только теплозащитные элементы, смежные с уже установленными элементами 6 основания в направлении потока 4 нагретого воздуха, устанавливаются на вал ротора, свободный продольный край уплотнительной ленты 15 автоматически входит в зацепление с соответствующей канавкой 18 на теплозащитных элементах 8. Соответственно с помощью уплотнительных лент 14 и 15 предотвращается прохождение охлаждающего воздуха из камер 9 с охлаждающим воздухом через зазоры 11 и 13 в поток 4 нагретого газа. Дополнительные уплотнительные ленты 16 и 16' устанавливаются таким образом, чтобы охлаждающий воздух мог выходить из камер 10 с охлаждающим воздухом только через конец зазора 11, в направлении, противоположном потоку 4 нагретого газа, между смежными плитами 5 основания или соответствующими лопатками 2 ротора. Уплотнительная лента 16 соответственно вставляется в канавки 19, которые проходят параллельно канавкам 17 уплотнительных лент 14. Конец уплотнительных лент 16, расположенный по ходу сзади в направлении потока 4 нагретого газа, согнут или загнут, как это видно на фигурах 2 и 3, и сопряжен его вогнутой стороной с соответствующими выгнутыми упорами на плитах 5 основания таким образом, чтобы обеспечивалось необходимое конечное положение уплотнительных лент 16, а изогнутый конец был заблокирован между торцевыми поверхностями, обращенными друг к другу, элемента 6 основания и аксиально смежного теплозащитного элемента 8.

Кроме этого, на торцах зазоров 11 имеются дополнительные уплотнительные ленты 16', ориентированные в направлении потока 4 нагретого газа, которые установлены наклонно к радиальной плоскости вала 1 ротора, как это показано на фиг.3 в соответствующих наклонных канавках 19' на боковых поверхностях смежных плит 5 основания, разграничивающих соответствующий зазор 11. Радиальный внутренний конец дополнительных уплотнительных лент 16' загнут вниз, как это показано на фиг.4, и сопрягается его вогнутой стороной с краями, соответствующим образом дополнительно образованными на смежных боковых поверхностях смежных плит 5 основания. Таким образом, необходимое положение дополнительной уплотнительной ленты 16' также является конечным положением, в частности, таким образом, чтобы между верхним концом дополнительной уплотнительной ленты 16' и смежной уплотнительной лентой 16 оставался минимальный зазор, как это показано на фигурах 2 и 3, таким образом, чтобы между уплотнительными лентами 16 и 16' не возникало разрушающего контакта, а охлаждающий воздух практически не мог проходить между этими двумя уплотнительными лентами 16 и 16'. В необходимом положении уплотнительная лента 16' не контактирует с уплотнительной лентой 16 и не разрушает уплотнительную ленту 16. Упомянутая уплотнительная лента 16' в необходимом положении соответственно блокируется уплотнительной лентой 15. Соответственно, уплотнительная лента 16' по фиг.3 проталкивается в ее необходимое положение, прежде чем там будет установлена уплотнительная лента 15, соединенная с уплотнительной лентой 14 в Т-образный профиль.

1. Установка с потоком текучей среды, в особенности газовая турбина с аксиально проходящим потоком нагретого газа, с рядами лопаток (2) ротора со стороны ротора и рядами направляющих лопаток (3) со стороны корпуса, расположенными соответственно аксиально между последовательными рядами лопаток (2) ротора, а также с валом (1) ротора, окруженным теплозащитными элементами (8) и элементами (6) основания лопаток (2) ротора, причем в области первой радиальной плоскости вала (1) ротора, внутри теплозащитных элементов и элементов основания (8, 6), расположены первые камеры (9) с охлаждающим воздухом, которые сообщаются друг с другом и с источником охлаждающего воздуха, а в области радиальной внешней второй радиальной плоскости вала (1) ротора, внутри плит (5) основания, между лопатками (2) ротора и их элементами (6) основания, расположены дополнительные камеры (10) с охлаждающим воздухом, которые могут продуваться в поток (4) нагретого газа, отличающаяся тем, что дополнительные камеры (10) с охлаждающим воздухом могут продуваться исключительно с их торцов, расположенных по ходу спереди относительно направления потока (4) нагретого воздуха.

2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что первые уплотнения (14, 15), которые закрывают первые камеры (9) с охлаждающим воздухом радиально с внешней стороны, расположены в зазорах (11, 13), сообщающихся с камерами (9, 10') с охлаждающим воздухом, между смежными теплозащитными элементами и/или элементами основания (8, 6) в радиальном направлении или осевом направлении вала (1) ротора.

3. Установка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что у зазоров (11), проходящих в осевом направлении вала (1) ротора, между смежными плитами (5) основания ряда лопаток (2) ротора, имеются отдельные или дополнительные уплотнения (16, 16'), которые препятствуют выходу охлаждающего воздуха между аксиальными концами соответствующего зазора (11) и зазора (11), расположенного по ходу сзади.

4. Установка по п.3, отличающаяся тем, что все уплотнения (с 14 по 16') выполнены в виде уплотнительных лент, продольные края которых расположены в канавках (с 17 по 19'), проходящих оппозитно друг другу в боковых стенках, расположенных оппозитно друг другу, соответствующего зазора (11, 13).

5. Установка по п.4, отличающаяся тем, что уплотнительная лента (14) зазора (11), проходящего в аксиальном направлении вала (1) ротора, установленная между элементами основания или соответственно теплозащитными элементами (6, 8) смежными в радиальном направлении, и уплотнительная лента (15) зазора (13), проходящего в радиальном направлении вала (1) ротора, установленная у конца вышеупомянутого зазора (11), расположенного по ходу сзади, соединены друг с другом в Т-образный профиль.

6. Установка по п.5, отличающаяся тем, что щелевые отверстия зазоров (11), проходящих в радиальном направлении вала (1) ротора, между смежными плитами (5) основания лопаток (2) ротора закрыты уплотнительными лентами (16'), которые установлены в соответствующих канавках (19') боковых стенок зазора (11) в направлении, наклонном к радиальной плоскости вала (1) ротора, причем доступ к концу уплотнительной ленты (16'), находящемуся ближе к оси (1) ротора, осуществляется со стороны торцов плит (5) основания, расположенных по ходу сзади.

7. Установка по п.6, отличающаяся тем, что конец уплотнительной ленты (16'), расположенный ближе к оси (1) ротора, согнут и сопряжен его вогнутой стороной с соответствующим образом выгнутыми упорами на плитах (5) основания.



 

Похожие патенты:

Осевая газовая турбина содержит ротор с чередующимися рядами воздухоохлаждаемых рабочих лопаток и теплозащитных экранов ротора, и статор с чередующимися рядами воздухоохлаждаемых направляющих лопаток и теплозащитных экранов статора, установленных в держателе направляющих лопаток.

Изобретение касается конструктивного элемента газовой турбины, например лопатки турбины или диска ротора. Конструктивный элемент газовой турбины снабжен по меньшей мере одним оканчивающимся на неструктурированной поверхности каналом для направления охлаждающего средства.

Осевая газовая турбина содержит ротор с чередующимися рядами воздухоохлаждаемых рабочих лопаток и воздухоохлаждаемых теплозащитных экранов ротора и статор с чередующимися рядами воздухоохлаждаемых направляющих лопаток и воздухоохлаждаемых теплозащитных экранов статора, установленных в держателе направляющих лопаток.

Газовая турбина осевого типа содержит ротор с чередующимися рядами воздухоохлаждаемых рабочих лопаток и теплозащитных экранов ротора и статор с чередующимися рядами воздухоохлаждаемых направляющих лопаток и теплозащитных экранов статора, установленных в держателе направляющих лопаток.

Рабочая лопатка газовой турбины содержит профильную часть, проходящую в продольном направлении, и хвостовик лопатки, служащий для крепления рабочей лопатки на валу ротора газовой турбины.

Осевая газовая турбина содержит ротор и статор. Статор представляет собой корпус, охватывающий ротор снаружи с образованием между ними тракта течения горячего газа, через который протекает горячий газ, полученный в камере сгорания.

Изобретение относится к роторам турбин низкого давления газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор турбины включает установленный на задней по потоку газа стороне обода диска лабиринт с внутренним радиальным ребром, а также установленный с передней стороны обода диска фланец.

Изобретение относится к роторам высокотемпературных турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор высокотемпературной турбины включает диски первой и второй ступени, между которыми расположен промежуточный диск с радиальными выступами.

Турбореактивный двигатель содержит впускной канал потока воздуха охлаждения диска турбины высокого давления, открывающийся в полость. Полость является по существу изолированной с входной стороны от полости, в которой циркулирует поток воздуха, отбираемый с выхода компрессора высокого давления, первым лабиринтным уплотнением и с выходной стороны от полости, сообщающейся с первичным каналом турбореактивного двигателя, вторым лабиринтным уплотнением.

Газовая турбина с ротором, в котором установлена лопатка, содержит перо с входной кромкой и выходной кромкой, расположенное вдоль продольной оси указанной лопатки от корневой части до концевой части лопатки.

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в автономных энергоустановках с высокоскоростными генераторами в летательных и космических аппаратах. Роторная система магнитоэлектрической машины содержит корпус турбинного блока, турбину на валу, установленном в подшипниках, корпус генератора, ротор. Ротор состоит из равномерно размещенных постоянных магнитов, намагниченных в радиальном направлении с чередующейся полярностью. Турбина и ротор установлены на едином пустотелом валу, с возможностью прокачки хладагента через его полость насосом, установленным со стороны турбины. На конце пустотелого вала выполнены спиралевидные канавки. Пустотелый вал с ротором образуют цилиндр постоянного сечения, на внешней поверхности которого установлена бандажная оболочка из высокопрочного немагнитного материала. Подшипники могут быть выполнены в виде бесконтактных газовых опор, электромагнитных подшипников или гибридных магнитных подшипников. Достигается минимизация нагрева постоянных магнитов и теплопередачи между валом турбины и валом генератора, а также повышение жесткости и механической прочности системы, благодаря выполнению вала генератора и вала турбины в виде одного цельного полого вала с возможностью прокачки хладагента через его полость и выполнению на конце ротора спиралевидных канавок. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к наземным газотурбинным установкам, выполненным на основе турбокомпрессора от двигателя внутреннего сгорания, и предназначено для охлаждения вала свободной турбины, вращающегося в подшипниках качения. Устройство охлаждения вала свободной турбины газотурбинной установки включает турбину с валом и направляющий аппарат. В корпусе между направляющим аппаратом и первым подшипником выполнены два диаметрально расположенных отверстия с воздуховодами. По одному из воздуховодов подается холодный воздух к валу турбины, а по другому воздуховоду отводится нагретый валом воздух. В районе отверстий с воздуховодами вал имеет не проходящие через центр вращения вала поперечные отверстия, расположенные на разных поперечных сечениях вала и имеющие равное угловое смещение. Поперечные отверстия выполнены с возможностью захватывания при вращении вала холодного воздуха и пропускания его через тело вала, тем самым охлаждая последний. В районе подвода воздуха вал имеет увеличенный диаметр, площадь поперечного сечения которого больше на величину площади продольного сечения поперечного отверстия в этом сечении. Изобретение позволяет упростить устройство охлаждения вала свободной турбины. 2 ил.

Лопатка для турбомашины, в частности газовой турбины, расположена на турбинном роторе и содержит перо и хвостовую часть, выполненные за одно целое с лопаткой, проход для подачи охлаждающего воздуха в хвостовой части для направления охлаждающего воздуха в охладитель и отвод охлаждающего воздуха, расположенный в хвостовой части и соединенный по текучей среде с проходом для подачи охлаждающего воздуха. Перо имеет охладитель, расположенный внутри пера, а хвостовая часть имеет две узкие стороны и две широкие стороны. Отвод охлаждающего воздуха содержит сопло на одной из узких сторон хвостовой части, и сопло образовано с помощью отверстия. Хвостовая часть лопатки содержит верхнюю платформу лопатки и нижнюю платформу лопатки. Верхняя платформа лопатки и нижняя платформа лопатки выполнены в качестве частей лабиринтного уплотнения в собранном состоянии в турбомашине. Сопло расположено между верхней платформой лопатки и нижней платформой лопатки. Осевое направление отверстия наклонено вверх под углом между 92° и 135° относительно продольного направления лопатки. Изобретение направлено на повышение эффективности охлаждения зон крайних кромок платформы соседних сопловых направляющих лопастей и увеличение срока службы этих частей двигателя. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к энергетике. Охлаждающий контур для многоступенчатой паровой турбины, содержащей барабанный ротор с лопатками, установленными в тангенциальных охватывающих пазах пазового замка для по меньшей мере одной ступени, содержащий внешний источник охлаждающего пара, барабанный ротор. Причем в выступах барабанного ротора между ступенями из лопаток с тангенциальным вводом и пазовым замком выполнены осевые охватывающие пазы пазового замка, предназначенные для установки осевых вставок. Осевые вставки могут иметь осевые и радиальные охлаждающие каналы, обеспечивающие возможность прохождения более холодного наружного пара, предназначенного для охлаждения барабанного ротора. Также представлены многоступенчатая паровая турбина с паровым охлаждающим контуром и осевая вставка. Изобретение позволяет обеспечить эффективное охлаждение ступеней барабанного ротора. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 17 ил.

Способ охлаждения лопаток по меньшей мере одного лопаточного венца в роторной машине, содержащей канал осевого потока, который радиально ограничен изнутри роторным узлом и снаружи по меньшей мере одним неподвижным компонентом. Лопатки расположены на роторном узле и предоставляют бандажированную вершину лопатки, радиально обращенную к неподвижному компоненту. Охлаждающий воздух под давлением подают радиально снаружи к вершине каждой из лопаток по меньшей мере в одном лопаточном венце. Охлаждающий воздух под давлением входит в лопатки через по меньшей мере одно отверстие у бандажированной вершины лопатки. При этом охлаждающий воздух под давлением подают через неподвижный компонент, окружающий упомянутый по меньшей мере один лопаточный венец радиально, и он входит в полость, охваченную неподвижным компонентом и бандажированными вершинами лопаток по меньшей мере в одном лопаточном венце. Изобретение направлено на упрощение подачи воздуха во вращающиеся лопатки роторной машины. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

Ротор турбины включает впускной и выпускной вкладыши для формирования охлаждающего контура. Впускной вкладыш расположен в первом осевом замковом пазу ротора и имеет радиальный охлаждающий канал, осевой канал и радиальные каналы. Радиальный охлаждающий канал обеспечивает прием текучей среды из нижнего по потоку местоположения по первичному тракту турбины, осевой канал проходит в нижней части впускного вкладыша от радиального охлаждающего канала, а радиальные каналы проходят от осевого канала и каждый из которых проходит ко дну дугообразного замкового паза впускного вкладыша. Выпускной вкладыш расположен во втором осевом замковом пазу ротора и имеет радиальные каналы, осевой канал и выпускной канал. Каждый из радиальных каналов проходит от дна дугообразного замкового паза выпускного вкладыша. Осевой канал проходит в нижней части выпускного вкладыша от радиальных каналов, а выпускной канал проходит от осевого канала. Другое изобретение группы относится к турбине, содержащей указанный выше ротор и окружающий его статор. Группа изобретений позволяет повысить эффективность охлаждения ротора турбины и упростить конструкцию его охлаждающего контура. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 7 ил.

Газогенератор высокотемпературного газотурбинного двигателя содержит центробежное колесо-крыльчатку, диффузор-выпрямитель, отделенный от последнего полостью радиального кольцевого зазора и имеющий в нижней своей части кольцевой фланец, корпус силовой задний, камеру сгорания и турбину высокого давления. Корпус силовой задний установлен на выходе крыльчатки с необходимым осевым кольцевым зазором между тыльной стороной крыльчатки и обтекателем, образуя полость осевого кольцевого зазора. Полость осевого кольцевого зазора между задней стороной крыльчатки и обтекателем и внутренняя полость корпуса силового заднего сообщены с полостью радиального кольцевого зазора между крыльчаткой и диффузором на входе и объединены общей полостью на выходе. Зона вторичного воздуха камеры сгорания ограничена снизу корпусом силовым задним и соединенным с ним корпусом внутренним, скрепленным с аппаратом спутной закрутки и имеющим кольцевой фланец. Турбина высокого давления включает сопловой аппарат, снизу опирающийся на кольцевой фланец корпуса внутреннего, и рабочее колесо с охлаждаемыми рабочими лопатками и дисками, основным и покрывным, образующими между собой кольцевую полость, сообщенную с внутренними полостями рабочих лопаток. Диск покрывной не имеет отверстий и подкачивающих лопаток на своем полотне и прикреплен к ободной части основного диска с образованием между ними кольцевой полости, сообщенной на выходе с внутренними полостями рабочих лопаток, а на входе формирующими между собой радиальный кольцевой зазор. Вход в радиальный кольцевой зазор сообщен с полостью осевого кольцевого зазора кольцевым каналом, внутренняя поверхность которого ограничена тыльной стороной крыльчатки, а наружная - обтекателем, примыкающим к нижнему фланцу конической оболочки, и нижним фланцем корпуса внутреннего, в стыке между которыми размещен аппарат спутной тангенциальной закрутки. Сопла аппарата спутной тангенциальной закрутки расположены в радиальной плоскости и сообщены с кольцевым каналом на выходе, обеспечивая ввод высокоэнергетического потока воздуха из зоны вторичного воздуха камеры сгорания непосредственно в кольцевой канал. Осевой зазор между нижним фланцем корпуса внутреннего и диском покрывным уплотнен. Изобретение позволяет повысить ресурс крыльчатки за счет снижения температуры ее тыльной стороны и циклическую долговечность диска покрывного турбины за счет исключения отверстий и подкачивающих лопаток на его полотне. 2 ил.

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к системам охлаждения турбины газотурбинного двигателя. Охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя содержит рабочее колесо с каналами подвода охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам и сопловой аппарат закрутки. Между выходом соплового аппарата закрутки и диском рабочего колеса образована кольцевая полость, сообщенная с входом безлопаточного диффузора, выход которого сообщен с каналами подвода охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам. Безлопаточный диффузор образован диском рабочего колеса и двумя элементами - подвижным и неподвижным. Подвижный элемент расположен на большем радиусе относительно оси двигателя, а неподвижный элемент - на меньшем. Нижняя часть неподвижного элемента закреплена на корпусе соплового аппарата закрутки, а верхняя часть подвижного элемента закреплена на диске рабочего колеса. Элементы образуют между собой кольцевой зазор, оснащенный подвижным уплотнением. Изобретение позволяет обеспечить возможность регулирования осевой нагрузки, действующей на турбину. 1 ил.

Устройство охлаждения платформы рабочей лопатки турбины содержит платформу, расположенную между аэродинамической частью лопатки и корнем лопатки, и имеет внутренний охлаждающий канал, проходящий в радиальном направлении от места соединения с источником охлаждающей текучей среды в корне лопатки. Вдоль стороны, которая совпадает со стороной высокого давления аэродинамической части лопатки, верхняя сторона на стороне высокого давления платформы проходит от основания аэродинамической части лопатки до стыковочной поверхности стороны высокого давления. Устройство содержит основную камеру, охлаждающие отверстия. Основная камера расположена только с внутренней стороны верхней стороны на стороне высокого давления платформы, проходит через платформу от расположенного выше по потоку конца, имеющего заднее положение, к расположенному ниже по потоку концу, имеющему переднее положение. Рядом с расположенным выше по потоку концом основная камера содержит заднюю петлю, а между задней петлей и расположенным ниже по потоку концом содержит переднюю дугу. Каждое из охлаждающих отверстий проходит от основной камеры к порту, выполненному на стыковочной поверхности стороны высокого давления. Изобретение позволяет эффективно охлаждать область платформы рабочих лопаток турбины, является экономически эффективным в изготовлении, гибким в применении и долговечным. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 8 ил.

Устройство охлаждения платформы предназначено для роторной лопатки турбины, имеющей платформу, расположенную на границе сопряжения между аэродинамическим профилем и хвостовой частью, содержащей средства крепления и хвостовик, проходящий между средствами крепления и платформой. Платформа на своей стороне, соответствующей поверхности пониженного давления аэродинамического профиля, имеет сторону пониженного давления, содержащую верхнюю поверхность, проходящую от основания аэродинамического профиля к наклонной поверхности стороны пониженного давления, и нависает над образованной в хвостовике хвостовой полостью. Устройство содержит выемку, коллекторный канал и каналы охлаждения. Выемка образована в области нижней поверхности платформы и имеет вход, проточно сообщающийся с хвостовой полостью. Коллекторный канал проходит от первого конца вблизи наклонной поверхности стороны пониженного давления ко второму концу вблизи наклонной поверхности стороны повышенного давления платформы и имеет соединение с выемкой у своего первого конца. Каналы охлаждения образованы внутри платформы и проходят от места соединения с выемкой или коллекторным каналом к отверстиям, образованным внутри наклонной поверхности стороны пониженного давления или задней кромки платформы. Изобретение обеспечивает эффективное и рациональное охлаждение области платформы роторных лопаток турбины. 2 н. и 23 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх