Система измерения параметров динамики атмосферы в приземном слое

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано в авиационной метеорологии при измерении параметров динамики атмосферы в приземном слое для оценки условий взлета и посадки летательных аппаратов, при прогнозировании экологической обстановки в зонах техногенных катастроф, а также на воздушных и морских судах при измерении параметров вектора скорости ветра. Сущность: система содержит ветроприемное устройство (1), проточные датчики (2) перепада давления, электроизмерительные схемы (3) формирования первичных информативных сигналов, аналого-цифровой преобразователь (4), устройство (5) обработки информации, средство (6) отображения информации. При этом датчики (2) перепада давления со своими электроизмерительными схемами (3) образуют блок (7) формирования первичных информативных сигналов по сигналам перепада давления. Кроме того, система содержит блок (8) формирования первичных сигналов по климатическим параметрам атмосферы, состоящий из осредняющей полости (12) формирования сигнала по атмосферному давлению, сообщенной с датчиком (13) атмосферного давления, осредняющей полости (14) восприятия температуры, сообщенной с датчиком (15) температуры атмосферы, и компенсационного датчика (16) температуры, соединенного со своей электроизмерительной схемой (17) формирования сигнала по температурной компенсации. Кроме того, в систему введен блок (9) предварительной обработки сигналов, состоящий из последовательно соединенных схем (18) температурной коррекции и фильтров (19) нижних частот. Входы блока (9) предварительной обработки сигналов подсоединены к электрическим выходам блока (7) формирования первичных сигналов по перепаду давлений и к выходу блока (8) формирования первичных сигналов по сигналу температурной компенсации. Выходы блока (9) предварительной обработки сигналов по сигналам скорости подсоединены к входам аналого-цифрового преобразователя (4). Цифровой выход аналого-цифрового преобразователя (4) подсоединен к блоку (5) функциональной обработки. Выходы блока (5) функциональной обработки являются выходами системы измерения параметров динамики атмосферы в приземном слое по сигналам скорости и направления ветра, атмосферного давления, скорости его изменения, температуры атмосферного воздуха и скорости ее изменения. Технический результат: повышение эффективности системы за счет расширения функциональных возможностей, повышение помехоустойчивости функционирования системы к возмущениям приземного слоя атмосферы. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано в авиационной метеорологии при измерении параметров динамики атмосферы в приземном слое для оценки условий взлета и посадки летательных аппаратов, при прогнозировании экологической обстановки в зонах техногенных катастроф, а также на воздушных и морских судах при измерении параметров вектора скорости ветра.

Известно устройство для измерения среднего направления ветра по АС №363923, МПК G01P 13/00, опубликованному в бюл. №4 25.12.72 - [1], имеющее следующую совокупность существенных признаков: датчик скорости и направления ветра, ключ ввода поправок со схемой совпадения, триггер управления, счетчик импульсов, генератор модулирующих импульсов, индикаторы исходного положения направления поворота и положения датчика по секторам.

Под воздействием воздушного потока датчик устанавливается в положение, соответствующее текущему значению направления ветра. На выходе датчика получаются две опорные серии импульсов, сдвинутые относительно друг друга на 90° по фазе, а также серия коротких отсчетных импульсов, временной сдвиг которых t1 относительно опорных импульсов прямо пропорционален направлению и обратно пропорционально скорости. Временной сдвиг t1 преобразуется триггером в импульс переменной длительности, который заполняется в схеме совпадений импульсами от генератора. Время измерения T определяется задатчиком. При этом выполняются такие соотношения, что полное число импульсов на выходе генератора за время T соответствует показанию счетчика, равному 360°. Количество импульсов, прошедших через схему на вход счетчика, пропорционально сумме длительностей единичных временных интервалов, выделяемых триггером за время T, т.е. соответствует среднему направлению и не зависит от скорости.

Известен измерительный преобразователь параметров ветра по АС №1296946, МПК G01P 5/02, опубликованному в бюл. №10 15.03.87 - [2], содержащий ветроприемник, состоящий из рупора, на дне которого закреплен термочувствительный элемент, и горизонтальной платформы, датчик положения, электродвигатель, токосъемник, блок преобразования, состоящий из усилителя, дифференцирующего устройства, формирователя, двух запоминающих устройств и дифференциального усилителя.

При каждом обороте платформы ветроприемника под принудительным воздействием электродвигателя датчик положения вырабатывает напряжение, пропорциональное углу поворота. Когда рупор направлен параллельно направлению ветра, напряжение термочувствительного элемента принимает минимальное значение, что фиксируется дифференцирующим устройством и формирователем, которые обеспечивают управляющий сигнал для запоминания устройством соответствующего значения напряжения датчика положения, в результате напряжение на выходе блока преобразования, снимаемое с выхода запоминающего устройства, будет пропорциональным направлению ветра. Напряжение блока преобразования, снимаемое с выхода дифференциального усилителя, будет пропорционально скорости ветра и не зависит от температуры окружающей среды.

Недостатком этих вариантов устройств является наличие подвижных элементов в измерительном преобразователе, что снижает надежность измерения параметров ветра, низкие динамические характеристики, обусловленные косвенным измерением направления вектора скорости ветра, большая погрешность измерения значения вектора скорости, связанная со сложностью алгоритма обработки и формирования результатов измерения параметров вектора скорости ветра.

Известно устройство для измерения скорости ветра по АС №1012174, МПК G01W 1/02, опубликованному в бюл. №14 от 15.04.83 - [3], содержащее приемник статического давления, образованный двумя соосно установленными и жестко связанными полушариями одинакового радиуса, обращенными выпуклостями друг к другу, причем одно из полушарий снабжено выходным отверстием для отбора статического давления, расположенным в зазоре между полушариями и соединенным трубкой с прибором, по которому однозначно определяется скорость ветра.

Сужающийся поток воздуха, проходя между полушариями, ускоряется, и давление в нем падает, изменения давления через выходное отверстие для отбора статического давления и трубку регистрируется прибором типа авиационного вариометра, проградуированного в относительных величинах измеряемого параметра.

Известно устройство для измерения скорости ветра по АС №1200221, МПК G01W 1/02, опубликованному в бюл. №47 23.12.85 - [4], содержащее последовательно соединенные датчик манометрического типа, преобразователь и регистратор. Датчик выполнен в виде полусфер, симметричных относительно вертикальной оси поверхностей обтекаемой формы, жестко связанных и обращенных выпуклостями одна к другой, с отборными отверстиями, одно из которых расположено в области максимального сближения поверхностей, а другое - в нижней поверхности.

Воздушный поток между полусферами, сужаясь, ускоряется, что вызывает понижение статического давления. Это давление через отборное отверстие, расположенное в области максимального сближения поверхностей, по отборной трубке статического давления передается в преобразователь и сравнивается с полным давлением в полусфере, где скорость потока равна нулю. Другое отборное отверстие расположено в нижней поверхности полусферы. Выходное давление с манометрического датчика поступает на вход преобразователя и далее на регистр.

Недостатками этих устройств являются ограниченные функциональные возможности, обусловленные наличием только одного сигнала по скорости ветра, и недостаточная надежность, связанная с применением датчиков манометрического типа с ограниченным ресурсом работы деформационного чувствительного элемента.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному техническому решению, взятым за прототип, является измеритель параметров ветра, рассмотренный в работе авторов Порунова А.А., Бердникова А.В. Измеритель параметров ветра с процессорной обработкой выходных сигналов // В сб.: Переферийные устройства ЭВМ и систем. Материалы семинара. - М.: МДНТП, 1991. С.123-128. - [5], состоящий из ветроприемного устройства, измерителя статического давления, датчика температуры, датчиков давления, электроизмерительных схем формирования первичных информативных сигналов, аналого-цифрового преобразователя, управляющего контроллера, накопителя, контроллеров символьной и графической информации, указателя скорости, указателя направления.

Ветроприемное устройство выполнено в виде многоканального аэрометрического преобразователя по патенту №2042137, МПК G01P 5/16, опубликованному в бюл. №23 20.08.1995, содержащего аэродинамическое тело, состоящее из двух частей, выполненных в виде шаровых сегментов, имеющих общую ось вращения, и снабженное радиально расположенными трубчатыми приемниками давления, каждый из которых сообщен независимым пневматическим каналом со своим выходным штуцером. Трубчатые приемники давления расположены равноотстоящими по углу и закреплены на держателях, посредством которых две части аэродинамического тела соединены между собой. Выпуклые поверхности шаровых сегментов обращены навстречу друг другу. Оси трубчатых приемников давления совмещены с плоскостью симметрии обеих частей аэродинамического тела, которая ортогональна их общей оси вращения. При этом внутренняя полость одной части аэродинамического тела герметично замкнута первым диском и сообщена посредством пневматических каналов держателей с полостью, образованной второй частью аэродинамического тела и вторым диском. Каждая из полостей снабжена приемными отверстиями статического давления, расположенными на плоских поверхностях конусовидных выборок в обеих частях аэродинамического тела. Расстояние между плоскими поверхностями равно одной пятой части диаметра аэродинамического тела. Плоскости входных отверстий трубчатых приемников давления расположены на касательных к окружности, составляющей (0,5…0,6)D (диаметра аэродинамического тела), а диаметр конусовидной выборки выбран из условия d=(0,08…0,1)D.

Основными недостатками прототипа являются ограниченная эффективность системы, обусловленная неполным использованием информативной избыточности измерительного сигнала по перепаду давления, ограниченными эксплуатационными характеристиками формирующих первичные информативные сигналы элементов, характеризующихся низкой помехоустойчивостью, в связи с размещением их в открытом воздушном пространстве приземного слоя атмосферы.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое решение, заключается в повышении эффективности применения устройства в задачах управления воздушных движением в аэродромной зоне, при прогнозировании экологической обстановки в зонах техногенных катастроф, а также при измерении параметров вектора скорости ветра на воздушных и морских судах, за счет расширения функциональных возможностей и повышения помехоустойчивости функционирования системы к возмущениям приземного слоя атмосферы.

Технический результат достигается тем, что в системе измерения параметров динамики атмосферы в приземном слое, состоящей из ветроприемного устройства, датчиков перепада давления, электроизмерительных схем формирования первичных информативных сигналов, аналого-цифрового преобразователя, устройства обработки информации, средства отображения информации, новым является то, что датчики перепада давления со своими электроизмерительными схемами формирования первичных информативных сигналов образуют блок формирования первичных информативных сигналов по сигналам перепада давления.

При этом пневматическими входами блока формирования первичных сигналов являются выходы ветроприемного устройства по полным и статическому давлениям, а его электрическими выходами являются выходы электроизмерительных схем формирования первичных информативных сигналов по сигналам перепада давления. Пневматические входы блока формирования первичных информативных сигналов по полному давлению соединены с пневматическими выходами этого же блока и с пневматическими входами проточных датчиков перепада давления, выходы которых объединены и подсоединены к входу блока формирования первичных информативных сигналов по статическому давлению.

Дополнительно в структуру системы введен блок формирования первичных сигналов по климатическим параметрам атмосферы, состоящий из осредняющей полости формирования сигнала по атмосферному давлению, сообщенной с датчиком атмосферного давления, осредняющей полости восприятия температуры, сообщенной с датчиком температуры атмосферы, и компенсационного датчика температуры, соединенного со своей электроизмерительной схемой формирования сигнала по температурной компенсации.

При этом выходы датчиков блока формирования первичных сигналов по климатическим параметрам атмосферы являются его электрическими выходами по сигналам температурной компенсации, атмосферному давлению и температуре атмосферного воздуха. Пневматические входы блока формирования первичных сигналов по климатическим параметрам атмосферы, сообщенные с пневматическими выходами блока формирования первичных сигналов, сообщены с пневматическими входами осредняющей полости формирования сигнала по атмосферному давлению. Первый пневматический выход этой полости сообщен посредством пневматического канала с входом осредняющей полости восприятия температуры воздушного потока, а второй пневматический выход - с компенсационным датчиком температуры. Выходы датчиков блока формирования первичных сигналов по климатическим параметрам атмосферы по сигналам атмосферного давления и температуры атмосферного воздуха подсоединены к входам аналого-цифрового преобразователя.

Кроме того, в структуру системы введен блок предварительной обработки сигналов, состоящий из последовательно соединенных схем температурной коррекции и фильтров нижних частот. Входы блока предварительной обработки сигналов подсоединены к электрическим выходам блока формирования первичных сигналов по перепаду давлений и к выходу блока формирования первичных сигналов по климатическим параметрам атмосферы по сигналу температурной компенсации.

Первые входы схем температурной коррекции подсоединены к входам блока предварительной обработки сигналов по сигналам перепада давления, а вторые входы - к входу этого блока по температурной компенсации, подсоединенного также к входу своего фильтра нижних частот. Выходы каждого из фильтров нижних частот являются выходами этого блока по сигналам скорости и подсоединены к входам аналого-цифрового преобразователя, цифровой выход которого подсоединен к блоку функциональной обработки, выходы которого являются выходами системы измерения параметров динамики атмосферы в приземном слое по сигналам скорости V и направления ветра Ψ, атмосферного давления pa, скорости его изменения p ˙ a , температуры атмосферного воздуха T и скорости ее изменения T ˙ и подключены к средству отображения информации.

Проточные датчики перепада давления и компенсационный датчик температуры выполнены в виде модулей струйно-конвективных преобразователей, содержащих анемочувствительные элементы с формирующими соплами. Причем анемочувствительный элемент каждого модуля струйно-конвективного преобразователя расположен в створе струи, формируемой его соплом.

Сущность изобретения поясняется на фиг.1, где фиг.1 - структурно-функциональная схема системы.

Здесь:

1 - ветроприемное устройство;

2 - датчики перепада давления проточного типа;

3 - электроизмерительные схемы формирования первичных информативных сигналов;

4 - аналого-цифровой преобразователь;

5 - устройство обработки информации;

6 - средства отображения информации;

7 - блок формирования первичных информативных сигналов по сигналам перепада давления;

8 - блок формирования первичных сигналов по климатическим параметрам атмосферы;

9 - блок предварительной обработки сигналов;

10 - выходы (штуцеры) ветроприемного устройства 1 по полным давлениям;

11 - выход (штуцер) ветроприемного устройства 1 по статическому давлению;

12 - осредняющая полость формирования сигнала по атмосферному давлению;

13 - датчик атмосферного давления;

14 - осредняющая полость восприятия температуры;

15 - датчик температуры атмосферы;

16 - компенсационный датчик температуры;

17 - электроизмерительная схема формирования сигнала по температурной компенсации;

18 - схемы температурной коррекции;

19 - фильтры нижних частот;

20 - анемочувствительные элементы струйно-конвективных модулей;

21 - формирующие сопла струйно-конвективных модулей.

Система измерения параметров динамики атмосферы в приземном слое состоит из ветроприемного устройства 1, датчиков 2 перепада давления, электроизмерительных схем 3 формирования первичных информативных сигналов, аналого-цифрового преобразователя 4, устройства 5 обработки информации, средства 6 отображения информации, блока 7 формирования первичных сигналов, блока 8 формирования первичных сигналов по климатическим параметрам атмосферы и блока 9 предварительной обработки сигналов.

Датчики 2 перепада давления со своими электроизмерительными схемами 3 формирования первичных информативных сигналов образуют блок 7 формирования первичных информативных сигналов по сигналам перепада давления.

Пневматическими входами блока 7 формирования первичных сигналов являются выходы ветроприемного устройства 1 по полным 10 и статическому 11 давлениям, а его электрическими выходами являются выходы электроизмерительных схем 3 формирования первичных информативных сигналов по сигналам перепада давления.

Пневматические входы блока 7 формирования первичных информативных сигналов по полному давлению соединены с пневматическими выходами этого блока и с пневматическими входами проточных датчиков 2 перепада давления, выходы которых объединены и подсоединены к входу блока 7 формирования первичных информативных сигналов по статическому давлению.

Блок 8 формирования первичных сигналов по климатическим параметрам атмосферы состоит из осредняющей полости 12 формирования сигнала по атмосферному давлению, сообщенной с датчиком 13 атмосферного давления, осредняющей полости 14 восприятия температуры, сообщенной с датчиком 15 температуры атмосферы, компенсационного датчика 16 температуры, соединенного со своей электроизмерительной схемой 17 формирования сигнала по температурной компенсации.

Пневматические входы блока 8 формирования первичных сигналов по климатическим параметрам атмосферы, сообщенные с пневматическими выходами блока формирования 7 первичных сигналов по сигналам перепада давления, сообщены с пневматическими входами осредняющей полости 12 формирования сигнала по атмосферному давлению.

При этом первый пневматический выход осредняющей полости 12 формирования сигнала по атмосферному давлению сообщен посредством пневматического канала с входом осредняющей полости 14 восприятия температуры воздушного потока, а второй пневматический выход - с компенсационным датчиком 16 температуры.

Выходами датчиков блока 8 формирования первичных сигналов по климатическим параметрам атмосферы являются его электрические выходы по сигналам температурной компенсации, атмосферному давлению и температуре атмосферного воздуха.

Выходы датчиков блока 8 формирования первичных сигналов по климатическим параметрам атмосферы по сигналам атмосферного давления и температуры атмосферного воздуха подсоединены к входам аналого-цифрового преобразователя 4.

Блок 9 предварительной обработки сигналов состоит из последовательно соединенных схем 18 температурной коррекции и фильтров 19 нижних частот. Входы блока 9 предварительной обработки сигналов подсоединены к электрическим выходам блока формирования 7 первичных сигналов по перепаду давлений и к выходу блока 8 формирования первичных сигналов по климатическим параметрам атмосферы по сигналу температурной компенсации.

Первые входы схем 18 температурной коррекции подсоединены к входам блока 9 предварительной обработки сигналов по сигналам перепада давления, а вторые входы - к входу этого блока по температурной компенсации, подсоединенного также к входу своего фильтра 19 нижних частот. Выходы каждого из фильтров 19 нижних частот являются выходами блока 9 по сигналам скорости и подсоединены ко входам аналого-цифрового преобразователя 4, цифровой выход которого подсоединен к блоку 5 функциональной обработки. Выходы блока 5 функциональной обработки являются выходами системы измерения параметров динамики атмосферы в приземном слое по сигналам скорости V и направления ветра Ψ, атмосферного давления pa, скорости его изменения p ˙ a , температуры атмосферного воздуха T и скорости ее изменения T ˙ , подключенные к средству 6 отображения информации.

Проточные датчики 2 перепада давления и компенсационный датчик 16 температуры выполнены в виде модулей струйно-конвективных преобразователей, содержащих анемочувствительные элементы 20 с формирующими соплами 21. Причем каждый анемочувствительный элемент 20 модулей струйно-конвективных преобразователей расположен в створе струи, формируемой его соплом 21.

Система измерения параметров динамики атмосферы в приземном слое работает следующим образом.

Многоканальное неподвижное ветроприемное устройство 1, взаимодействуя с набегающим воздушным потоком, воспринимает массив давлений с помощью радиально расположенных трубок полного давления и приемных отверстий статического давления. Давления pп от входных отверстий каждого из приемных трубок полного давления по своим независимым каналам подают к выходным штуцерам ветроприемного устройства 1. Приемные отверстия статического давления, расположенные на плоских поверхностях конусовидных выборок ветроприемного устройства 1 в обеих частях аэродинамического тела, воспринимают местное статическое давление pм.ст.

На выходе штуцеров по полным 10 и статическому 11 давлениям формируется массив давлений p п i , который несет информацию о величине и азимуте вектора ветра в плоскости горизонта. Далее этот массив преобразуются в массив электрических сигналов U п i с помощью датчиков 2 перепада давления проточного типа на основе модулей струйно-конвективных преобразователей, расположенных в блоке 7 формирования первичных информативных сигналов по сигналам перепада давления.

Массив давлений p п i подается в осредняюшую полость 12 формирования сигнала по атмосферному давлению для формирования в ней давления pa, являющегося оценкой атмосферного давления, в соответствии с зависимостью p a = ( i = 1 8 p п i ) / 8 , ( 1 )

где p п i - давление, воспринимаемое каждой из приемных трубок полного давления, определяемое зависимостью

p п i = p м . с т + χ п ρ V 2 / 2 , ( 2 )

где pм.ст - местное статическое давление; χп - коэффициент восстановления давления приемных отверстий полного давления, χп ⋁ 0; ρ и V - плотность и скорость воздушного потока на входе в приемную трубку.

Формирование в осредняющей полости 12 давления, близкого к атмосферному, обусловлено тем, что знак коэффициента восстановления давления χп определяется угловым положением трубок полного давления ветроприемного устройства 1 относительно направления вектора скорости ветра. Поэтому часть давлений p п i , воспринимаемых трубками полного давления, будет больше, а другая часть - меньше атмосферного давления, и, в результате, в осредняющей полости 12 формируется давление, являющееся оценкой атмосферного давления.

Пространственно-временное осреднение полного давления p п i в осредняющей полости 12 формирования сигнала по атмосферному давлению позволяет получить сигнал атмосферного давления, более помехоустойчивый к вариациям углового положения вектора скорости ветра.

По этой же причине температура в осредняющей полости 14, сообщенной с осредняющей полостью 12 формирования сигнала по атмосферному давлению, в значительной мере свободна от атмосферных возмущений, характерных для приземного слоя.

Датчик 13 атмосферного давления и датчик 15 температуры, сообщенные со своими осредняющими полостями 12 и 14, формируют сигналы по давлению U p a и температуре U T о к р , которые подаются на аналого-цифровой преобразователь 4 и используются для формирования массива выходных сигналов, в том числе и по величине вектора скорости V, согласно зависимости V = 2 ( p п p a ) g R T о к р / p a χ ( 3 )

где χ - коэффициент восстановления давления, определяемый конструктивными особенностями ветроприемного устройства 1; g - ускорение свободного падения; R - универсальная газовая постоянная; Tокр - температура воздуха.

Компенсационный датчик температуры 16, конструктивно аналогичный датчикам 2 перепада давлений проточного типа, размещен в глухой камере, сообщенной с осредняющей полостью 12 формирования сигнала по атмосферному давлению, и формирует электрический сигнал, пропорциональный температуре воздуха в этой полости и необходимый для коррекции аддитивной и мультипликативной составляющей погрешности в соответствии с зависимостями

U и i = U а д i ( T ) + γ G i n ; U к = U а д . к ( T ) , ( 4 )

где U а д i (T), Uад.к(T) - напряжения, соответствующие аддитивной составляющей погрешности измерительного и компенсационного датчиков соответственно; Uк - напряжение на выходе компенсационного датчика 16 температуры; γ G i n - информативная составляющая выходного сигнала-датчиков 2 перепада давления проточного типа (обозначено: γ - коэффициент анемочувствительности; Gi - массовый расход по каналам, содержащим анемочувствительные элементы 20 модуля струйно-конвективного преобразователя; n - показатель степени, определяемый характером течения воздуха в месте расположения анемочувстви-тельного элемента, n≈0,5). Массовый расход определяется зависимостью

G i = ( p п i p м . с т ) / R п i , ( 5 )

где R п i - сопротивление пневматических каналов, содержащих анемочувствительные элементы 20 модуля струйно-конвективного преобразователя.

Сигналы, определяемые зависимостями (4) поступают на вход схем 18 температурной коррекции блока 9 предварительной обработки сигналов, на выходе которых формируются сигналы, определяемые зависимостями U ε i = U а д i ( T ) + γ G i U а д . к ( T ) U а д . к ( T ) . ( 6 )

Такое формирование выходных сигналов U ε i позволяет в случае близости значений сигналов U а д i ( T ) U а д . к ( T ) существенно уменьшить как аддитивную, так и мультипликативную составляющие температурной погрешности.

На выходе блока 9 предварительной обработки сигналов формируется массив электрических сигналов, который передается на многоканальное АЦП 4 и далее на устройство 5 обработки информации, где происходит функциональная обработка этого массива сигналов в соответствии со следующим алгоритмом.

Алгоритм обработки и формирования результатов измерения параметров вектора скорости ветра (ВСВ), осуществляемый в устройстве 5 обработки информации, состоит из нескольких этапов. Первым этапом в процессе обработки массива на i (где i=1÷8) значений давления является нахождения номера i-й трубки. По номеру трубки проводится определение первого приближения угловой координаты ВСВ в соответствии с выражением

Ψ m = 450 i . ( 7 )

Затем проводится предварительная оценка положения ВСВ относительно i-той трубки полного давления. С этой целью проверяются неравенства: или

p i 1 < p i + 1 ( 8 )

или p i 1 < p i + 1 , ( 9 )

где pi-1 и pi+1 - давление, измеряемое в трубках полного давления, смежных с i-й трубкой.

Следующим этапом обработки является определение точного значения угловой координаты ВСВ в секторе углов:

θ [ ( Ψ m ( i 1 ) + Ψ m i ) / 2, Ψ m i ] ( 10 )

при выполнении условия (8), и в секторе углов:

[ Ψ m i , ( Ψ m i + Ψ m ( i + 1 ) ) / 2 ] ( 11 )

при выполнении условия (9).

Численное значение θ определяется на основе решения одного из уравнений вида:

p ( i 1 ) p i = ( θ ) ( θ ) ( 12 ) или p ( i + 1 ) p i = ( θ ) ( θ ) ( 13 )

где ƒ(θ)) - аппроксимирующие полиномы степени k, вычисленные по результатам предварительной градуировки ветроприемного устройства, и имеющие вид:

( θ ) = 0,0062 θ 3 + 0,69 θ 2 0,19 θ + 0,87 . ( 14 )

По результатам решения уравнений (12) или (13) угловая координата Ψk вектора скорости ветра (азимута ветра) в исходной системе координат определяется на основании зависимости:

Ψxmin±maxx)t0

где «+» - перед вторым членом соответствует условию (8); «-» - соответствует условию (9).

После определения направления вектора скорости ветра осуществляется восстановление значения рт, соответствующего модулю вектора. Это вычисление проводиться в соответствии со следующей зависимостью:

p m = p i ( θ 0 ) ( θ x ) , ( 15 )

где pi - давление i-й трубке; ƒ(θ0) - значение функции, описывающей угловую характеристику каждой из “n” трубок полного давления при θ0=0. Тогда принимается ƒ(θ0)=1,0 (при расчетах по давлениям от трубок полного давления); ƒ(θx) - значение функции для текущего углового положения вектора воздушной скорости.

Следующим шагом находится численное значение модуля ВСВ по зависимости (3).

Полученная информация в виде сигналов по скорости V и направления (азимута) Ψ ветра, атмосферного давления, скорости его изменения, а также температуры атмосферного воздуха и скорости ее изменения подается на средство 6 отображения информации.

Заявляемое изобретение позволяет повысить эффективность устройства за счет расширения функциональных возможностей и повышения помехоустойчивости функционирования системы.

При этом полученная информация скорости V и направления (азимута) Ψ ветра, атмосферного давления, скорости его изменения, а также температуры атмосферного воздуха и скорости ее изменения характеризуется высокой точностью, достоверностью и метрологической надежностью, а конструкция системы измерения параметров динамики атмосферы в приземном слое достаточно проста в реализации и надежна в работе.

Система измерения параметров динамики атмосферы в приземном слое работает в диапазоне скоростей 1-60 м/с при вариациях направления вектора в диапазоне ±180°, а углов скоса воздушного потока в плоскости, ортогональной плоскости измерения в диапазоне ±30°, а также позволяет получить информацию по скорости изменения давления в диапазоне до 1000 Па/с, по скорости изменения температуры в диапазоне до 20°/c.

1. Система измерения параметров динамики атмосферы в приземном слое, состоящая из ветроприемного устройства, датчиков перепада давления, электроизмерительных схем формирования первичных информативных сигналов, аналого-цифрового преобразователя, устройства обработки информации, средства отображения информации, отличающаяся тем, что датчики перепада давления со своими электроизмерительными схемами формирования первичных информативных сигналов образуют блок формирования первичных информативных сигналов по сигналам перепада давления, при этом пневматическими входами блока формирования первичных сигналов являются выходы ветроприемного устройства по полному и статическому давлениям, а его электрическими выходами являются выходы электроизмерительных схем формирования первичных информативных сигналов по сигналам перепада давления, при этом пневматические входы блока формирования первичных информативных сигналов по полному давлению соединены с пневматическими выходами этого блока и с пневматическими входами проточных датчиков перепада давления, выходы которых объединены и подсоединены к входу блока формирования первичных информативных сигналов по статическому давлению, в структуру системы введен блок формирования первичных сигналов по климатическим параметрам атмосферы, состоящий из осредняющей полости формирования сигнала по атмосферному давлению, сообщенной с датчиком атмосферного давления, осредняющей полости восприятия температуры, сообщенной с датчиком температуры атмосферы, компенсационного датчика температуры, соединенного со своей электроизмерительной схемой формирования сигнала по температурной компенсации, при этом выходы датчиков блока формирования первичных сигналов по климатическим параметрам атмосферы являются его электрическими выходами по сигналам температурной компенсации, атмосферному давлению и температуре атмосферного воздуха, при этом пневматические входы блока формирования первичных сигналов по климатическим параметрам атмосферы, сообщенные с пневматическими выходами блока формирования первичных сигналов, сообщены с пневматическими входами осредняющей полости формирования сигнала по атмосферному давлению, первый пневматический выход которой сообщен посредством пневматического канала с входом осредняющей полости восприятия температуры воздушного потока, а второй пневматический выход - с компенсационным датчиком температуры, кроме того, выходы датчиков блока формирования первичных сигналов по климатическим параметрам атмосферы по сигналам атмосферного давления и температуры атмосферного воздуха подсоединены к входам аналого-цифрового преобразователя, введен блок предварительной обработки сигналов, состоящий из последовательно соединенных схем температурной коррекции и фильтров нижних частот, при этом входы блока предварительной обработки сигналов подсоединены к электрическим выходам блока формирования первичных сигналов по перепаду давлений и к выходу блока формирования первичных сигналов по климатическим параметрам атмосферы по сигналу температурной компенсации, причем первые входы схем температурной коррекции подсоединены к входам блока предварительной обработки сигналов по сигналам перепада давления, а вторые входы - к входу этого блока по температурной компенсации, подсоединенного также к входу своего фильтра нижних частот, причем выходы каждого из фильтров нижних частот являются выходами этого блока по сигналам скорости и подсоединены к входам аналого-цифрового преобразователя, цифровой выход которого подсоединен к блоку функциональной обработки, выходы которого являются выходами системы измерения параметров динамики атмосферы в приземном слое по сигналам скорости V и направления ветра Ψ, атмосферного давления pa, скорости его изменения , температуры атмосферного воздуха T и скорости ее изменения .

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что проточные датчики перепада давления и компенсационный датчик температуры выполнены в виде модулей струйно-конвективных преобразователей, содержащих анемочувствительные элементы с формирующими соплами, причем каждый анемочувствительный элемент расположен в створе струи, формируемой его соплом.



 

Похожие патенты:

Изобретение предназначено для использования при непрерывном экологическом контроле окружающей среды. Передвижная лаборатория мониторинга окружающей среды содержит автомобиль-носитель, навигационную систему на базе GPS и электронный компас, контрольно-измерительную аппаратуру, лабораторию, автоматизированное рабочее место и технологическое оборудование.

Изобретение относится к мобильным техническим средствам отбора и количественного химического анализа проб атмосферного воздуха и промышленных выбросов и может быть использовано в системе экологического мониторинга для оперативного и достоверного определения источников сверхнормативного загрязнения объектов окружающей природной среды на локальных городских территориях.

Изобретение относится к устройствам для измерения метеорологических параметров в системах контроля температуры нагреваемого оборудования. Сущность: устройство содержит шарообразный датчик (1), внутри которого расположены датчик (2) температуры и нагревательный элемент (3) с постоянной мощностью нагрева.

Способ формирования модели прогноза образования конденсационных следов (кс) самолетов гражданской авиации (га) с конкретным типом газотурбинного двигателя и конденсационных перистых облаков (кпо) с использованием количественных показателей образования кс и кпо для экологической оптимизации полетов самолетов га на конкретных трассах в различных регионах земли и возможности снижения влияния эмиссии двигателей на парниковый эффект // 2532995
Изобретение относится к области авиационной экологии и может быть использовано для выявления влияния эмиссии авиадвигателей на изменение климата. Сущность: измеряют в крейсерском полете самолета с конкретным типом газотурбинного двигателя следующие параметры: высоту, давление, температуру наружного воздуха, относительную влажность атмосферного воздуха, скорость полета, полную температуру газов за турбиной низкого давления, частоту вращения одного из роторов двигателя, расход топлива.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам систем безопасности. Способ оценки комфортности рабочей зоны по параметрам микроклимата заключается в том, что сначала осуществляют замер температуры воздуха по психрометру.
Изобретение относится к комплексам для измерения параметров среды и может быть использовано при мониторинге окружающей среды. .

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в системах дистанционного сбора информации о давлении, температуре и влажности атмосферы (воздуха).
Изобретение относится к комплексам для измерения параметров среды и может быть использовано при мониторинге окружающей среды. .

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в бортовых системах для определения зоны воздушной турбулентности. .

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для диагностики конвективных опасных метеорологических явлений (гроза, град, шквал, ливень).

Изобретение относится к устройствам контроля параметров окружающей среды преимущественно в производственных помещениях. Сущность: устройство содержит Х метеорологических датчиков (1), Y датчиков (2) экологического мониторинга, Z датчиков (3) измерения показателей производственной среды, интеграторы (4) показаний датчиков (1-3), преобразователи (5) сигнала на каждый интегратор (4), блок (6) измерения, задатчики (7) предельно допустимых показателей на каждый датчик (1-3), блоки (8) сравнения на каждый датчик (1-3) и задатчик (7), блок (9) сопряжения, блок (10) питания, блок (11) управления режимами, блок (12) управления и связи, монитор (13) питания, дополнительный источник (14) питания, буфер (15) питания, блок (16) энергонезависимой памяти, блок (17) ввода-вывода, газоразрядники (18), супрессоры (19), дополнительные газоразрядники (20) и дополнительные супрессоры (21). Технический результат: повышение надежности работы устройства за счет уменьшения влияния электромагнитных помех. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при мониторинге атмосферного давления в метеорологии, климатологии и экологии. Способ измерения атмосферного давления заключается в измерении изменения электросопротивления деформируемой части анероидной коробки, которая выполнена из сплава с эффектом памяти формы со сверхупругими свойствами. Определив временную зависимость электросопротивления деформируемой части с помощью измерителя сопротивления и ЭВМ, отвечающей за прием, обработку и вывод результатов измерения, получают график зависимости атмосферного давления от времени. Техническим результатом изобретения является уменьшение габаритов прибора и повышение чувствительности измерений. 1 ил.

Способ определения скорости ветра над водной поверхностью, в котором получают при помощи двух оптических систем на основе линеек ПЗС-фотодиодов с разными направлениями визирования два пространственно-временных изображения водной поверхности. Стыкуют полученные изображения. Определяют направления распространения ветровых порывов по углам наклона полос ветровых порывов на пространственно-временных изображениях и известному углу между направлениями визирования. Скорость ветра определяют над каждой точкой водной поверхности в направлении визирования на основании модельной зависимости дисперсии уклонов волн. Технический результат заключается в разработке способа определения пространственного распределения по дальности скорости ветра над водной поверхностью по пространственно-временным изображениям водной поверхности при рассеянном небесном освещении (вне зоны солнечных бликов), полученным как с неподвижного основания, так и с движущегося носителя, и обладающего высокой помехоустойчивостью. 4 ил.

Изобретение относится к исследованиям в области индикации и идентификации химических веществ, в частности к оптимизации способа проведения специального химического контроля. Предложен способ обнаружения и идентификации токсичных химикатов с использованием мобильного комплекса химического контроля согласно разработанному алгоритму проведения химического контроля с использованием оборудования данного комплекса. Способ включает следующие три этапа: экспресс-анализ, проводимый до 30 минут последовательно с помощью газоанализатора GDA 2.5, спектрометров TruDefender FTG, FirstDefender и TruDefender FT; отбор проб, проводимый до 5 минут параллельно с помощью пробоотборных трубок Tenax-ТА и комплекта КПО-1М; углубленный анализ, проводимый до 180 минут с помощью хромато-масс-спектрометра Agilent 5975Т, включающего парофазную систему Agilent G1888 и термодесорбер АСЕМ 9300. Технический результат – повышение точности обнаружения различных концентраций токсичных химикатов и идентификации этих веществ в объектах окружающей среды, а также своевременное информирование должностных лиц о характере примененного химиката с целью принятия ими дальнейшего решения на проведение соответствующих мероприятий. 2 ил.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для дистанционного измерения параметров атмосферы. Сущность: устройство состоит из сканирующего устройства и приемоответчика. Сканирующее устройство содержит задающий генератор (1), усилитель (2) мощности, дуплексер (3), приемо-передающую антенну (4), первый удвоитель (5) фазы, первый делитель (6) фазы на два, первый узкополосный фильтр (7), фазовый детектор (8), первый фазометр (9), блок (10) регистрации, первый перемножитель (18), второй узкополосный фильтр (19), второй перемножитель (20), третий узкополосный фильтр (21), сумматор (22), первый полосовой фильтр (23), второй полосовой фильтр (24), третий полосовой фильтр (25), второй удвоитель (26) фазы, третий удвоитель (27) фазы, второй делитель (28) фазы на два, третий делитель (29) фазы на два, четвертый узкополосный фильтр (30), пятый узкополосный фильтр (31), второй фазометр (32), третий фазометр (33). Сканирующее устройство также снабжено двумя приемными антеннами (37, 38), тремя блоками (39, 40, 41) регулируемой задержки, тремя фильтрами (45, 46, 47) нижних частот, тремя экстремальными регуляторами (48, 49, 50), третьим, четвертым и пятым перемножителями (42, 43, 44), указателем (51) азимута, указателем (52) угла места, индикатором (53) дальности. Антенны (37, 38) размещены в виде геометрического прямого угла, в вершине которого помещена приемо-передающая антенна (4), общая для приемных антенн. Приемные антенны (37, 38) размещены в азимутальной и угломестной плоскостях соответственно. Приемоответчик выполнен в виде встречно-штыревых преобразователей, трех чувствительных элементов и трех отражательных решеток, которые нанесены на поверхность звукопровода. При этом каждый встречно-штыревой преобразователь выполнен в виде двух гребенчатых систем электродов, электроды каждой из гребенок соединены между собой шинами. Шины первого, второго и третьего встречно-штыревых преобразователей связаны с одной и той же микрополосковой приемо-передающей антенной. Центральные частоты встречно-штыревых преобразователей определяются шагом размещения электродов и их количеством. Технический результат: расширение функциональных возможностей устройства за счет местоопределения приемоответчика. 4 ил.

Группа изобретений относится к метеорологии и может быть использована для измерения скорости ветра и температуры воздуха в атмосферном пограничном слое до высоты 2-3 км. Сущность: устройство содержит наземный модуль и размещенный на борту беспилотного летательного аппарата (БПЛА) высотный модуль. В состав наземного модуля включены следующие элементы: генератор (1) тактовых импульсов, измеритель (2) временных интервалов, вычислительный блок (3), дешифратор (4) координат, источник (5) акустических импульсов первой пары акустически согласованных источника и приемника акустических импульсов, излучатель (6) электромагнитных импульсов, приемник (7) электромагнитных импульсов, приемник (8) акустических импульсов второй пары акустически согласованных источника и приемника акустических импульсов, приемник (9) кодовых сигналов. В состав высотного модуля включены следующие элементы: приемник (10) акустических импульсов первой пары акустически согласованных источника и приемника акустических импульсов, приемник (11) электромагнитных импульсов, излучатель (12) электромагнитных импульсов, источник (13) акустических импульсов второй пары акустически согласованных источника и приемника акустических импульсов, передатчик (14) кодовых сигналов, блок (15) определения координат БПЛА. Выбирают точки зондирования X1 и X2 таким образом, чтобы точка X1 находилась на планируемой высоте контроля метеопараметров, а точка X2 - на поверхности земли. Причем прямая, проходящая через точки X1, X2, не должна быть ортогональна плоскости поверхности земли. Из точки X2 синхронно излучают одиночные акустический и электромагнитный импульсы. В точке X1 указанные акустический и электромагнитный импульсы регистрируют. По разности времени прихода импульсов в точку X1 определяют время распространения акустического импульса по трассе X2-X1. Одновременно из точки X1 синхронно излучают одиночные акустический и электромагнитный импульсы. В точке X2 указанные акустический и электромагнитный импульсы регистрируют. По разности времени прихода импульсов в точку X2 определяют время распространения акустического импульса по трассе X1-X2. Рассчитывают средние по трассе X1-X2 скорость ветра и температуру. Технический результат: увеличение дальности измерений, уменьшение зависимости измерений от метеорологических условий, увеличение помехозащищенности измерений. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к метеорологии и может быть использовано в системах мониторинга опасных явлений погоды, а также в исследованиях электрических процессов в атмосфере и геофизических исследованиях. Достигаемый технический результат – упрощение определения объемной плотности грозоопасного заряда на основе использования сетевых геомагнитных, метеорологических и спутниковых данных, а также расширение возможностей его определения в случае движущихся облаков по их собственному магнитному полю, что в свою очередь открывает возможность получения прогностических оценок развития грозы. Указанный результат достигается за счет того, что: величину объемной плотности движущегося на определенной высоте заряда облака определяют по величине скорости движения V, индукции его собственного магнитного поля ΔВ и по геометрическим параметрам расположения центральной части объемного заряда относительно точки регистрации магнитной индукции в соответствии с формулой: ,где ρ - объемная плотность заряда облака (Кл/м3);ΔВ - магнитная индукция движущегося объемного заряда облака (Тл);V - скорость движения объемного заряда (м/с);Hh и - высоты верхней и нижней границ облаков, соответственно (м);L - ширина массива движущихся облаков по линии, перпендикулярной вектору скорости (м);α - угол между вертикалью и направлением на центр объемного заряда от точки регистрации магнитной индукции (рад);μ0 - магнитная постоянная, равная 4π×10-7 (Гн/м).Среднюю скорость и направление движения облаков V в районе наблюдения определяют по результатам измерения вертикального профиля скорости ветра на сетевых аэрологических станциях с помощью радиозондов, а также по спутниковым наблюдениям. Величину индукции ΔВ движущегося объемного заряда облаков определяют по разности индукций геомагнитного поля, регистрируемых на ближайшей сетевой геомагнитной обсерватории, где по спутниковым снимкам не наблюдается облаков, и на аналогичной геомагнитной обсерватории, где наблюдается прохождение потенциально опасной облачности. Ширину облачного массива L по линии, перпендикулярной вектору скорости движения, и высоту верхней границы облаков Hh определяют по данным спутниковых наблюдений. Высоту нижней границы облаков определяют по данным измерителя нижней границы облачности на ближайшей метеостанции, входящей в состав гидрометеорологической сети.
Изобретение относится к системам метеорологической радиолокации и может быть использовано для мониторинга метеорологических условий. Достигаемый технический результат – уменьшение массогабаритных размеров элементов системы, уменьшение энергопотребления, отсутствие необходимости постоянного обслуживания, возможность получения информации о локальных метеоусловиях через интернет, возможность анализа низких слоев атмосферы, которые обладают более высокой информативностью. Сущность изобретения заключается в том, что многопозиционная сетевая система метеорологической радиолокации содержит объединенные коммуникационно-вычислительной сетью, выполненные определенным образом и распределенные по территории ведения мониторинга: по меньшей мере одно передающее устройство, по меньшей мере одно приемное устройство, устройство управления, обработки и интерпретации радиолокационных данных, метеорологическую сенсорную сеть, причем коммуникационно-вычислительная сеть выполнена с возможностью: обеспечения синхронного поворота диаграмм направленности передающих и приемных антенных систем таким образом, что обеспечивается возможность: пересечения диаграмм направленности по меньшей мере одной передающей и одной принимающей антенных систем в полупространстве, расположенном над земной поверхностью, синхронного приема приемными устройствами излучения, генерируемого блоками генерации сигнала передающих устройств, при этом передающие и приемные антенные системы выполнены с возможностью сканирования по всем направлениям полупространства, расположенного над земной поверхностью. 8 з.п. ф-лы.
Наверх