Смазочная композиция синтетического компрессорного масла для применения в компрессорах высокого давления

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции синтетического компрессорного масла, предназначенного для смазки воздушных компрессоров высокого давления, включающей основу, представляющую смесь из трех базовых компонентов: из высоковязкого сложного пентаэритритового эфира, получаемого этерификацией полиола пентаэритрита и смеси карбоксильных кислот C6-C12 и имеющего вязкость 21,0-25,0 мм2/с при 100°C и температуру вспышки выше 290°C, из высоковязких полиальфаолефинов с вязкостью 38,0-42,0 мм2/с при 100°C, температурой вспышки выше 260°C и из алкилированного нафталина с вязкостью 12,0-14,0 мм2/с при 100°C, плотностью при 20°C не более 0,9 кг/дм3 при соотношении компонентов в основе, масс.% 29-31:34-36:37-33 соответственно, а также комплекс многофункциональных присадок в расчете на 100% основы, в состав которого входят: присадка противоизносная - трикрезилфосфат; антиокислители - диоктилдифениламин и высокомолекулярный фенольный антиоксидант - тетракис[метилен-3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропионат]метан, Irganox 101; ингибиторы коррозии - полуэфир алкилен-янтарной кислоты с вязкостью 26-40 мм2/с при 100°C, Lubrizol 859 или Irgacor L-12 и бензотриазол; антипенные присадки - неионогенное ПАВ на основе алифатических и ароматических углеводородов, SYNATIVE АС АМН 2 и полиметилсилоксановая жидкость ДС 200/350 или ПМС-200А при следующем соотношении компонентов, масс.%:

указанная основа - смесь из 3-х базовых компонентов - 100; трикрезилфосфат - 1,0-3,0; указанный высокомолекулярный фенольный антиоксидант - 0,5-1,5; диоктилдифениламин - 0,5-2,0; указанный полуэфир алкилен-янтарной кислоты - 0,05-0,3; бензотриазол - 0,01-0,085; неионогенный ПАВ на основе алифатических, ароматических углеводородов SYNATIVE AC АМН 2 - 0,01 -0,009; полиметилсилоксановая жидкость ДС 200/350 или ПМС-200 А - 0,0001-0,0008. Техническим результатом настоящего изобретения является создание смазочной композиции синтетического компрессорного масла, обладающего необходимыми трибологическими характеристиками, высокой антиокислительной стабильностью, хорошей антикоррозионной стойкостью при контакте с водой, требуемыми антипенными свойствами, а также расширение ассортимента компрессорных масел. 3 табл.

 

Изобретение относится к смазочным композициям синтетических компрессорных масел, предназначенных для смазки воздушных компрессоров высокого давления (системы ВВД).

Для обеспечения надежной и эффективной эксплуатации компрессоров современных и перспективных объектов техники за рубежом широко используются компрессорные масла, изготовляемые на основе синтетических углеводородов.

Общие требования

Компрессорные масла применяют для смазывания деталей компрессоров (цилиндры, клапаны, поршни, кольца) для уменьшения износа трущихся деталей и минимизации энергетических потерь на трение, а также в качестве уплотняющей среды для герметизации камеры сгорания.

В специальной технике, в том числе судовой, наиболее широкое распространение нашли поршневые воздушные компрессоры высокого давления.

Масло должно удерживать в зазоре поршневое кольцо-втулку цилиндра, создавая прочную масляную пленку, несмотря на одностороннее давление, одновременно обладать достаточной подвижностью, чтобы заполнить этот зазор.

Особенностью условий применения масел в поршневых компрессорах является сочетание высокой температуры деталей цилиндра (ЦПГ) и высокого парциального давления кислорода при сжатии воздуха. Это приводит к тому, что в масле за короткое время могут происходить окислительные процессы, способствующие образованию лаковых отложений и нагаров. Лаковые отложения снижают подвижность деталей (в частности, поршневых колец и клапанов), в результате чего ухудшается уплотнение ЦПГ и снижается производительность компрессора. Вследствие образования нагаров повышается изнашивание деталей и увеличивается пожаро- и взрывоопасность компрессоров (из-за локального повышения температуры в местах образования нагаров и попадания их раскаленных кусочков в среду сжатого и нагретого воздуха).

Для смазки воздушных компрессоров должны применяться масла, способные противостоять окисляющемуся действию кислорода воздуха при температурах и давлениях в цилиндре. Исследования причин взрыва компрессорных установок показали, что основной из них является образование нагара, отлагающегося на цилиндрах, нагнетательных трубопроводах и при отсутствии концевого холодильника, в ресивере.

На поверхностях клапанов и той части цилиндра, в которой масло соприкасается со сжатым и наиболее нагретым воздухом, интенсивно образуется нагар. Образование нагара на поверхности клапанов увеличивает их гидравлическое сопротивление. Слой нагара на поверхности цилиндра ухудшает охлаждение и увеличивает износ самих деталей и потери на преодоление трения. Отложения нагара на поверхности поршневых колец и поршневых канавках ухудшают герметичность поршня и могут привести к залипанию поршневых колец.

Большинство компрессоров применяется для сжатия воздуха; опасность взрыва в них можно снизить выбором подходящего базового масла. С возрастанием температуры сжатого воздуха на выходе из компримируемого пространства повышаются требования к окислительной стабильности масла и его способности предотвращать осадкообразование.

Смазочное масло в цилиндре компрессора располагается тонким слоем на поверхности цилиндра, поршня, штока, крышек цилиндра и клапанов, а также в виде тумана и воздуха. Высокие давления и температуры способствуют окислению наименее стойких к испарению легколетучих компонентов масла.

Допустимые температуры нагнетаемого воздуха определяются температурой вспышки компрессорных масел.

Для обеспечения безопасной эксплуатации компрессоров, увеличения срока замены масла, сохранения в чистоте пневматической системы и облегчения ее очистки, а также для уменьшения трения и снижения расхода энергии на привод, компрессорные масла должны обладать высокой термоокислительной, низкой склонностью к нагарообразованию, не вызывать коррозию, не образовывать эмульсии и пены.

В компрессорах смазочное масло является неотъемлемым элементом конструкции. Способность масла выполнять и длительно сохранять функции конструкционного материала определяется его эксплуатационными свойствами.

В соответствии с назначением и условиями применения должны характеризоваться: способностью не образовывать отложений в среде сжимаемого воздуха при рабочих температурах и нагрузках; высокой температурой вспышки и воспламенения; совместимостью с конструкционными материалами.

Для компрессорных масел одной из первостепенных характеристик является стойкость к окислению, контролируемая по приросту вязкости, кислотного числа и образованию углеродистых отложений. Последние особенно опасны из-за своей сажистой структуры, способной инициировать взрыв при накоплении до определенной концентрации.

Интенсивность процессов окисления масла и образования продуктов его разложения зависит от способности масла противостоять термоокислительному воздействию компримируемой среды, времени указанного воздействия, параметров и конструкционных особенностей машин.

Термоокислительная стабильность масла и интенсивность образования отложений и газообразных продуктов определяется групповым химическим составом масла, технологией его очистки, наличием естественных и вводимых ингибиторов окисления и др.

В связи с тем, что масло, находясь в цилиндре компрессора в мелкораспыленном состоянии и в виде тонких пленок, имеет большую поверхность взаимодействия и окисляется с высокой скоростью, то чем быстрее оно будет удалено из зоны максимального теплового воздействия, тем в меньшей степени оно окисляется и тем меньше даст продуктов разложения.

Склонность к коксообразованию, крайне отрицательно воздействующему на взрывопожаробезопасность и надежность работы компрессора в целом, оценивалась по методу ГОСТ 19932.

Известно, что происходящие в системе процессы коррозии конструкционных материалов приводят к их повышенному износу, при этом продукты коррозии существенно ускоряют окисление смазочного масла и образования ВТО. Коррозионность оценивали на пластинах из свинца (ГОСТ 20502) и стальных стержнях (ГОСТ 19199) и меди ISO 2160.

Существенное влияние на износ трущихся деталей компрессора оказывает склонность масел к пенообразованию.

Компрессора системы ВВД, а именно: высоконапорные четырех и пятиступенчатые компрессора серии ЭК-30 устанавливаются для снабжения их воздухом высокого давления (до 400 атм).

Для смазки таких компрессоров необходимо применение смазочных материалов особо высокого качества. Специальные требования к качеству компрессорного масла связаны с тем, что в цилиндрах компрессоров под воздействием обогащенной кислородом среды при высокой температуре и давлении резко интенсифицируются процессы окисления масла с образованием твердых высокотемпературных отложений и летучих продуктов его разложения. Твердые высокотемпературные углеродистые отложения (далее ВТО) на поверхности клапанов, поршней, трубопроводов снижают экономичность работы компрессоров и по мнению большинства исследователей являются основной причиной возникновения воспламенения и взрывов. Летучие продукты разложения и испарения масла, попадая в перерабатываемый воздух, способствуют образованию взрывоопасных смесей. Наполнение и последующее интенсивное окисление вызывает их самовоспламенение и последующий взрыв компрессора.

Первоначально данные компрессора работали на масле МК-22п по МРТУ 38-1-204-66, Масло МК-22п изготавливалось из бакинских масляных нефтей и содержало 3% присадки ЦИАТИМ 339. В семидесятых годах прошлого столетия в связи с дефицитом этих нефтей встал вопрос о разработке масла-заменителя для применения на компрессорах серии ЭК-30.

До настоящего времени единственной отечественной маркой компрессорного масла 4-й группы, обеспечивающей эффективную эксплуатацию высоконапорных компрессоров с температурой нагнетания свыше 200 С, является масло К4-20 по ТУ 38 101759-78. Масло К4-20 имело состав:

- базовое масло МС-20 производства Грозненского НПЗ,

- 6% присадки ЦАТИМ-339,

- 0,005% ПМС-200А.

Единственной отечественной маркой компрессорного масла 4-й группы, обеспечивающей эффективную эксплуатацию высоконапорных компрессоров с температурой нагнетания свыше 200°С, является масло К4-20. Компрессорное масло К4-20 используется для смазки деталей компрессорных машин (цилиндров клапанов), а также в качестве уплотняющей среды для герметизации камеры сжатия.

Указанное масло обеспечивает надежную эксплуатацию компрессора, однако в настоящее время производство его прекращено по причине отсутствия выработки основы масла - базового минерального масла МС-20, получаемого из грозненских малосернистых нефтей методом селективной очистки, а также закрытия производства присадки ЦИАТИМ-339 по экологическим причинам.

Использование нефтей других месторождений для производства масла К4-20 положительных результатов не дало.

Применение дублирующих марок масел К2-24 и К3-20 в компрессорах высокого давления сопряжено с существенными недостатками:

- низкая допустимая температура нагнетания этих масел обусловливает повышенное коксообразование в нагнетательном тракте компрессора, что приводит к существенному снижению надежности его работы, а также увеличению пожароопасности;

- сроки смены дублирующих марок масел ниже, чем у основной марки (100 против 250 часов), что не позволяет достигнуть их рационального применения.

В процессе испытаний аналогов К4-20 выявлены следующие проблемы:

- низкая термоокислительная стабильность;

- склонность к повышенному нагарообразованию;

- повышенный износ;

- повышенная коррозия.

Рассматривая рыночный ассортимент современных компрессорных масел, следует отметить широкое применение синтетических компрессорных масел серии 400, 800 и 1000, используемых в качестве базовых компонентов, суперочищенные масла, получаемые каталитическими процессами, полиальфаолефиновые углеводороды и сложные эфиры. Например, синтетическое масло Mobil Gas Compressor oil, Mobil Rams 400 серия, Mobil Rams 800 серия, Mobil Rams SHC 1000 серия (www.allsyntheticsgroup.com/cross-referenceh=ml2). Синтетические компрессорные масла обладают преимуществами, представленными в табл.1.

Таблица 1
Особенности Преимущества
Высокоэффективные синтетические базовые масла Широкий температурный диапазон применения.
Значительное превосходство в эксплуатационных характеристиках по сравнению с минеральными маслами.
Более высокий уровень безопасности изделия.
Увеличенный срок службы компрессоров.
Высокая термоокислительная стабильность Снижение коксования на деталях.
Более продолжительный срок службы масла.
Увеличенный срок службы фильтров.
Снижение эксплуатационных затрат на обслуживание.
Водоотделяющая способность Меньший унос в последующее оборудование.
Снижение образования шлама в картерах и на линиях нагнетания.
Снижение забивки фильтров-коагуляторов внутренних и внешних холодильников.
Снижение потенциала образования эмульсии.
Эффективная защита от ржавления и коррозии Улучшенная защита внутренних узлов и деталей компрессоров.
Снижение нагарообразования и закоксовывания Улучшает эксплуатационные характеристики клапанов.
Снижает образование отложений в линиях нагнетания.
Снижение потенциала пожаро- и взрывобезопасности в системах нагнетания.
Повышение эксплуатационных характеристик компрессоров.

Все известные синтетические компрессорные масла не удовлетворяют по вязкостным свойствам при 100°С и другим показателям требований, предъявляемым к маслу, используемому в четырех- и пяти- ступенчатых высоконапорных (с температурой нагнетания до 200°С) компрессорах системы ВВД судовой техники.

В частности, US 5089156, 18.02.1992 описана смазочная композиция, которая может быть использована для получения компрессорного масла, содержащая синтетическую базовую основу и различные добавки. В качестве синтетической базовой основы данная композиция содержит смесь жидких гидрогенизированных, например, 40% масс. полиальфаолефина с вязкостью 6 cst, 28,50% масс. полиальфаолефинов с вязкостью 8 cst, 5,90% масс. полиальфаолефинов с вязкостью 110 cst и вспомогательные добавки 67,56 масс.% фосфор- и борсодержащий беззольный диспергирующий агент, 20,0 масс.% диизониладипата, этоксилированные амины (2,69 масс.%), толилтриазол (0,72 масс.%), кремнийорганический ингибитор вспенивания (1,06% масс.), бис-(p-нонилфенил)амин (4,66 масс.%), фенолят кальция (0,90% масс.), октановая кислота (0,90 масс.%), сильфированный изобутилен (2,75 масс.%), минеральное масло (12,91 масс.%).

Однако данная композиция не обеспечивает необходимого комплекса свойств (необходимой износостойкости, антиокислительных свойств, противозадирных свойств и т.д.), которые позволили бы использовать ее в качестве компрессорного масла для компрессоров систем ВВД.

Из RU 2217480, 27.11.2003 известно смазочное масло, которое, в частности, используется в качестве компрессорного масла. Данная композиция представляет собой сложноэфирную композицию, приготовленную с использованием по меньшей мере одной синтетической сложноэфирной композиции, характеризующейся повышенными теплостойкостью и устойчивостью против окисления в сравнении с полностью этерифицированными композициями, причем эта синтетическая сложноэфирная композиция представляет собой продукт взаимодействия разветвленного или линейного спирта общей формулы R(OH)n, в которой R обозначает алифатическую или циклоалифатическую группу, содержащую от примерно 2 до 20 атомов углерода, an обозначает по меньшей мере 2, и по меньшей мере одной линейной кислоты, выбранной из группы, включающей н-пентановую кислоту, н-гептановую кислоту, н-октановую кислоту и н-нонановую кислоту и н-декановую кислоту или ее смеси с линейной C12 кислотой, при этом гидроксильное число этой синтетической сложноэфирной композиции составляет от примерно свыше 5 до 100, и с использованием пакета присадок к смазочным материалам.

Данная композиция дополнительно может содержать антиоксидант в количестве от 0 до 8 масс.% в расчете на композицию, по меньшей мере, одного дополнительного базового компонента, например полиальфаолефина; пакет присадок содержит, по меньшей мере, одну присадку, выбранную из группы, включающей пеногасители, противоизносные присадки, замедлители коррозии, гидролитические стабилизаторы, дезактиваторы металлов, моющие присадки, депрессантные присадки, модификаторы вязкости, индексные присадки и замедлители окисления (в количестве 0,0-15,0 масс.%).

Из RU 2352621, 20.04.2009 известна композиция смазочных масел, которая, в частности, может также применяться в качестве компрессорного масла. Композиция в качестве базовой основы содержит базовое масло, получаемое в процессе Фишера-Тропша (минеральные масла фирмы Shell (например, Shell XHVI™ 5,2, Shell XHVI™ 8,2) или полиальфаолефины с кинематической вязкостью 6 мм2/с при 100°C и полиальфаолефины 8 мм2/с с вязкостью при 100°C (смесь их) и вспомогательные добавки, например смесь, включающую первичный амин, имеющий третичную группу, например амин фирмы Lion Со под коммерческим названием «Amine OD» с нормальной C8-алкильной группой и по меньшей мере одну или более добавку, выбранную из группы, состоящей из антиоксидантов, дезактиваторов металлов, противозадирных присадок, присадок, улучшающих смазочные свойства, противовспенивающих агентов, присадок, улучшающих индекс вязкости, депрессантов, очищающих диспергентов, противокоррозионных агентов и антиэмульсионных агентов.

Например, добавку 1, включающую смесь 35% антиоксиданта на основе амина, продаваемого фирмой Ciba-Geigy Co, под коммерческим названием «Irganox L 57», 50 вес.% антиоксиданта на основе фенола, продаваемого той же фирмой под коммерческим названием «Irganox L 135», 10 вес.% противокоррозионного агента, продаваемого фирмой Lubrizol Co под коммерческим названием «Lubrizol 859» и 5 вес.% ингибитора коррозии, продаваемого фирмой Ciba-Geigy Co под коммерческим названием «Sarkosyl О».

Композиция обладает кинематической вязкостью при 40°C от 18 до 60 мм2/с, индексом вязкости от 130 до 150 и плотностью при 15°C от 0,80 до 0,84 г·см-3. Композиция применяется в качестве масла для гидравлических систем, машинного масла, трансмиссионного масла, компрессорного масла, жидкого теплоносителя, турбинного масла и/или подшипникового масла.

Композиция обеспечивает такие свойства как повышенную термоокислительную стабильность, снижение трения и воспламеняемости, увеличение энергосбережения.

Однако комплекс свойств, которыми обладает данная композиция, не является достаточным для эффективного применения его в качестве масла для компрессоров системы ВВД.

Технической задачей заявленного изобретения является создание смазочной композиции синтетического компрессорного масла, обладающего необходимыми трибологическими характеристиками, высокой антиокислительной стабильностью, хорошей антикоррозионной стойкостью при контакте с водой, требуемыми антипенными свойствами, а также расширение ассортимента этих масел.

Поставленная техническая задача - достигаемый технический результат достигаются смазочной композицией синтетического компрессорного масла для применения в компрессорах ВВД, включающей основу, представляющую смесь из трех базовых компонентов: из высоковязкого сложного пентаэритритового эфира, получаемого этерификацией полиола пентаэритрита и смеси карбоксильных кислот C6-C12 и имеющего вязкость 21,0-25,0 мм2/с при 100°C и температуру вспышки выше 290°C, из высоковязких полиальфаолефинов с вязкостью 38,0-42,0 мм2/с при 100°C, температурой вспышки выше 260°C и из алкилированного нафталина с вязкостью 12,0-14,0 мм2/с при 100°C, плотностью при 20°C не более 0,9 кг/дм3 при соотношении компонентов в основе, масс.% 29-31:34-36:37-33 соответственно, а также комплекс многофункциональных присадок в расчете на 100% основы, в состав которого входят: присадка противоизносная - трикрезилфосфат; антиокислители - диоктилдифениламин и высокомолекулярный фенольный антиоксидант - тетракис [метилен-3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропионат]метан, Irganox 101; ингибиторы коррозии - полуэфир алкилен-янтарной кислоты с вязкостью 26-40 мм2/с при 100°C, Lubrizol 859 или Irgacor L-12 и бензотриазол; антипенные присадки - неионогенное ПАВ на основе алифатических и ароматических углеводородов, SYNATIVE АС АМН 2 и полиметилсилоксановая жидкость ДС 200/350 или ПМС-200А при следующем соотношении компонентов, масс.%:

Указанная основа - смесь из 3-х базовых
компонентов 100
Трикрезилфосфат 1,0-3,0
Указанный высокомолекулярный
фенольный антиоксидант 0,5-1,5
Диоктилдифениламин 0,5-2,0
Указанный полуэфир алкилен-янтарной
кислоты 0,05-0,3
Бензотриазол 0,01-0,085
Неионогенный ПАВ на основе
алифатических, ароматических
углеводородов SYNATIVE AC АМН 2 0,01-0,009
Полиметилсилоксановая жидкость
ДС 200/350 или ПМС-200А 0,0001-0,0008

Ниже приводится более подробная характеристика компонентов заявленной в качестве изобретения композиции (синтетического компрессорного масла для компрессоров системы ВВД.

Базовое сырье (основа) состоит из 3-х компонентов:

1. Высоковязкий полиэфир формулы C67H124O13, получаемый этерификацией полиола пентаэритрита и смеси новых кислот C6-C12, обладающий вязкостью 21-25,0 мм2/с при 100°C, индексом вязкости не менее 100°C и температурой вспышки выше 290°C, отвечающий требованиям ТУ 025-012-07548712-2012 «Полифункциональный полиэфир КС».

2. Высоковязкие полиальфаолефины с вязкостью 38,0-42,0 мм2/с при 100°C, индексом вязкости выше 140°C, температурой вспышки 280°C. Например, ПАОМ-40, SpectraSyn™ 40 фирмы Exxon Mobil Chem.

3. Алкилированные нафталины, получаемые алкилированием нафталинов олефинами, имеющие вязкость 12,0-14,0 мм2/с при 100°C, индекс вязкости выше 100°C, плотность не более 0,9 кг/дм3 при 20°C, температуру вспышки выше 240°C (267°C). Относится к классу жидкостей группы V. Например, Nalube KR 015 фирмы KING, Synesstic 12 фирмы Exxon Mobile Chemical.

В качестве олефинов при получении алкилированных нафталинов используют этилен-пропиленовые олефины.

Присадки функционального действия

4. Трикрезилфосфат для повышения противоизносных и противозадирных свойств Трикрезилфосфат, содержащий фосфор в концентрациях 8,1-8,5%. Например: Трикрезилфосфат ГОСТ 5728, Durad 125 фирмы Chemtura.

5. Аминный антиокислитель - диоктилдифениламин, содержащий азот в пределах 3,1-3,7%. Например: ДАТ ТУ 38.101.1215, Vanlube 81 фирмы Vanlube.

6. Высокомолекулярная фенольная антиокислительная присадка формулы: тетракис [метилен-3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропионат] метан.

Например: Irganox L-101 фирмы BASF.

7. Деактиватор металла - бензотриазол ТУ 6-09-1291-87, Irgamet BTZ фирмы BASF.

8. Ингибитор коррозии - полуэфир алкилен-янтарной кислоты с кинематической вязкостью при 100°C, равной 26-40 мм2/с, и кислотным числом от 160 до 185 мг КОН/г,

Например: Lubrizol 859 фирмы Lubrizol, Irgacor L-12 фирмы BASF.

9. Антипенная присадка - неионогенные ПАВ на основе алифатических и ароматических углеводородов с плотностью при 20°C в пределах 0,81-0,84 кг/дм3 и кислотным числом не более 5 мг КОН/г.

Например, SYNATIVE АС АМН 2 фирмы Cognis.

10. Антипенная присадка - полиметилсилоксановая жидкость.

Например, ДС 200/350 фирмы DOW CORNING или ПМС-200 А по ГОСТ 13032-77.

Ниже приводится пример приготовления композиции, иллюстрирующей изобретение, но не ограничивающий его.

Смазочную композицию для получения компрессорного масла для компрессоров системы ВВД получают путем последовательного приготовления сначала основы смешением трех базовых компонентов при нагревании (80°C) и дальнейшего введения при постоянном перемешивании вышеуказанных функциональных присадок. При этом антипенную присадку вводят в последнюю очередь после введения других указанных присадок при температуре 100-110°C и перемешивании (диспергировании).

В нижеприведенных таблицах 2-3 приведены конкретный пример композиции по изобретению (таблица 2), и свойства получаемого синтетического компрессорного масла по изобретению (таблица 3).

Пример композиции для получения синтетического компрессорного масла по изобретению.

Таблица 2
№ п/п Наименование компонентов Содержание компонентов, масс. %
1 Основа: смесь трех базовых компонентов: сложного полиэфира пентаэритрита с вязкостью 23,0 мм2/с при 100°C, температурой вспышки 306°C, высоковязких полиальфаолефинов Spectasyn 40 с вязкостью 40,0 мм2/с при 100°C, температурой вспышки 286°C и алкилированные нафталины Nalube KR 015 с вязкостью 13,5 мм2/с при 100°C, плотностью 0,9 кг/дм3 при 20°C, температурой вспышки выше 260°C 100
31,5
34,3
34,2
2 Трикрезилфосфат 2,0
3 Диоктилдифениламин, ДАТ 1,0
4 Фенольный антиоксидант Irganox L-101 1,0
5 Полуэфир алкилен-янтарной кислоты, Irgacor L-12 0,15
6 Бензотриазол 0,07
7 Антипенная присадка на основе неионогенных ПАВ, SYNATIVE АС АМН 2 оказывает антипенное, моющее и деэмульгирующее воздействие 0,005
8 Антипенная присадка ПМС-200 А 0,0005
Примечание: добавки под №2-8 указаны в расчете на 100% основы.
Таблица 3
Свойства смазочной композиции синтетического масла по изобретению
№№ п/п Наименование показателей Метод испытания Смазочная композиция Масло К 4-20 (ТУ 38.101759-78 сизм. 1-9)
1 Вязкость кинематическая, мм2
- при 100°C, ГОСТ 33 21,21 20,46
2 Индекс вязкости ГОСТ 25371 120 90
3 Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °C ГОСТ 4333 299 240
4 Температура застывания, °C ГОСТ 20287 минус 41 минус 15
5 Коррозионность на пластинках из свинца C2 или C1 по ГОСТ 3778-98 ГОСТ 20502 (метод А, вариант 1) 1,1 3,9
6 Коррозионная агрессивность (коррозия на стальных стержнях) ГОСТ 19199 отс. отс.
7 Смазывающая способность при температуре (20±5)°C: ГОСТ 9490
- диаметр пятна износа, (Ди), мм; 0,30 0,5
- критическая нагрузка, (Рк), кгс; 100 80
- нагрузка сваривания, (Рс), кгс; 200 160
8 Коррозия на меди ISO 2160
9 Коксуемость, % ГОСТ 19932 0,14 0,5
10 Степень чистоты, мг/100 г масла ГОСТ 12275 43 250
11 Вспениваемость при (95±0,5)°C: ГОСТ 21058
- высота столба пены, мм 5,0 530,0
Вспениваемость при (25±0,5)°C (повторно): .
- высота столба пены, мм отс. 40,0
12 Термоокислительная стабильность после окисления при 204°C, 72 час, воздух 5 л/час FED-STD-791 метод 5308
- кислотное число, мг КОН/г 3,2 6,49
- увеличение кинематической вязкости при 100°C, % 20,0 не измеряется, черная масса
- отложения, мг/100 мл 2,7 сплошная черная масса

Таким образом, как следует из приведенных данных, полученная согласно изобретению смазочная композиция синтетического компрессорного масла для применения в компрессорах ВВД обладает комплексом ценных свойств, которые были достигнуты в результате проведенных экспериментальных исследований по подбору базовой основы, пакета многофункциональных присадок.

Данная смазочная композиция обладает следующими необходимыми определяющими характеристиками: высокой антиокислительной стабильностью, хорошей антикоррозионной стойкостью при контакте с водой, требуемыми антипенными свойствами, тем самым обеспечивая возможность использования его по назначению.

Смазочная композиция синтетического компрессорного масла для применения в компрессорах ВВД, включающая основу, представляющую смесь из трех базовых компонентов: из высоковязкого сложного пентаэритритового эфира, получаемого этерификацией полиола пентаэритрита и смеси карбоксильных кислот C6-C12 и имеющего вязкость 21,0-25,0 мм2/с при 100°C и температуру вспышки выше 290°C, из высоковязких полиальфаолефинов с вязкостью 38,0-42,0 мм2/с при 100°C, температурой вспышки выше 260°C и из алкилированного нафталина с вязкостью 12,0-14,0 мм2/с при 100°C, плотностью при 20°C не более 0,9 кг/дм3 при соотношении компонентов в основе, масс.% 29-31:34-36:37-33 соответственно, а также комплекс многофункциональных присадок в расчете на 100% основы, в состав которого входят: присадка противоизносная - трикрезилфосфат; антиокислители - диоктилдифениламин и высокомолекулярный фенольный антиоксидант - тетракис[метилен-3-(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропионат]метан, Irganox 101; ингибиторы коррозии - полуэфир алкилен-янтарной кислоты с вязкостью 26-40 мм2/с при 100°C, Lubrizol 859 или Irgacor L-12 и бензотриазол; антипенные присадки - неионогенное ПАВ на основе алифатических и ароматических углеводородов, SYNATIVE АС АМН 2 и полиметилсилоксановая жидкость ДС 200/350 или ПМС-200А при следующем соотношении компонентов, масс.%:

Указанная основа - смесь из 3-х базовых
компонентов 100
Трикрезилфосфат 1,0-3,0
Указанный высокомолекулярный
фенольный антиоксидант 0,5-1,5
Диоктилдифениламин 0,5-2,0
Указанный полуэфир алкилен-янтарной
кислоты 0,05-0,3
Бензотриазол 0,01-0,085
Неионогенный ПАВ на основе
алифатических, ароматических
углеводородов SYNATIVE AC АМН 2 0,01 -0,009
Полиметилсилоксановая жидкость
ДС 200/350 или ПМС-200 А 0,0001-0,0008



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к композиции функциональной жидкости, содержащей: (а) от 70% до 99,99%, от массы композиции функциональной жидкости, композиции базового масла, которая содержит: (i) от 50% до 95%, от массы композиции базового масла, нафтенового базового масла; (ii) от 5% до 50%, от массы композиции базового масла, базового масла, произведенного в синтезе Фишера-Тропша, при этом композиция функциональной жидкости имеет температуру текучести, равную -30°С или ниже.

Изобретение относится к композиции технологического масла, содержащей от 50 до 99,9 вес. % деасфальтизированного цилиндрового масла (DACO) и от 0,1 до 20 вес.
Настоящее изобретение относится к взрывопожаробезопасной рабочей жидкости, содержащей смесь эфиров фосфорной кислоты, включающую трибутилфосфат, дибутилфенилфосфат и триизобутилфосфат, и присадки полибутилметакрилат, эпоксидное соединение 3,4-эпоксициклогексилметил-3,4-эпоксициклогексил карбоксилат, антиэрозионную присадку, ингибиторы окисления, в том числе 2,6-ди-трет-бутил-4-метил-фенол, 1,2,3-бензотриазол и краситель, при этом смесь эфиров фосфорной кислоты дополнительно включает триксиленилфосфат, в качестве антиэрозионной присадки жидкость содержит 4-трифторметилперфтор-3,6-диоксаоктансульфонат калия, а в качестве ингибиторов окисления дополнительно содержит пентаэритрил-тетракис-3-(3',5'-ди-трет-бутил-4-гидрокси-фенил) пропионат и алкилированный фенил-альфа-нафтиламин, при следующем соотношении исходных компонентов, мас.%: полибутилметакрилат 7,0-11,0; эпоксидное соединение 2,0-5,0; 4-трифторметилперфтор-3,6-диоксаоктансульфонат калия 0,06-0,14; 2,6-ди-трет-бутил-4-метил-фенол 0,4-1,0; пентаэритрил-тетракис-3-(3',5'-ди-трет-бутил-4-гидрокси-фенил)пропионат 0,25-0,75; алкилированный фенил-альфа-нафтиламин 0,8-1,2; 1,2,3-бензотриазол 0,005-0,015; краситель 0,001-0,005; смесь эфиров фосфорной кислоты до 100, при соотношении эфиров фосфорной кислоты в смеси, мас.%: трибутилфосфат 70,0-80,0; дибутилфенилфосфат 4,0-10,0; триизобутилфосфат 10,0-20,0; триксиленилфосфат 4,0-10,0.

Настоящее изобретение относится к способу повышения термоокислительной стабильности смазочных масел, по которому пробы смазочного масла термостатируют нагреванием в герметичном стакане без перемешивания в течение постоянного времени при атмосферном давлении и фиксированной температуре, которую при каждом термостатировании новой пробы ступенчато повышают в диапазоне температур, определяемых назначением смазочного масла, после нагревания проводят отбор и испытание термостатированных проб на сопротивляемость окислению, при этом отбирают пробу постоянной массы, которую затем нагревают в присутствии воздуха с перемешиванием в течение установленного времени в зависимости от базовой основы смазочного масла при постоянной температуре и постоянной скорости перемешивания, окисленные пробы фотометрируют, определяют коэффициент поглощения светового потока, строят графическую зависимость изменения параметра оценки термоокислительной стабильности от температуры термостатирования, по которой определяют оптимальную температуру термостатирования, обеспечивающую наибольшее сопротивление окислению, отличающемуся тем, что критерием оценки термоокислительной стабильности смазочнного масла принимают ресурс работоспособности термостатированного масла, причем при испытании каждой новой термостатированной пробы на сопротивляемость окислению отбирают пробу окисленного масла через равные промежутки времени, фотометрированием определяют коэффициент поглощения светового потока, строят графические зависимости коэффициента поглощения светового потока от времени окисления термостатированных масел при каждой температуре термостатирования, по которым определяют время достижения коэффициента поглощения светового потока выбранного значения для каждого окисленного термостатированного масла при разных температурах, строят графическую зависимость времени достижения выбранного значения коэффициента поглощения светового потока окисленных термостатированных масел от температуры термостатирования, и по точке этой зависимости с максимальной ординатой, характеризующей ресурс работоспособности, определяют температуру термостатирования, обеспечивающую наибольшее сопротивление окислению.

Настоящее изобретение относится к пакету присадок к моторным маслам, содержащему моющие присадки, беззольный азотсодержащий дисперсант, блок-сополимер окисей этилена и пропилена на основе этилендиамина, антиокислительную и противоизносную присадку, фенил-α-нафтиламин и октилированный дифениламин, при этом в качестве моющих присадок пакет содержит раствор в масле смеси карбонатированного продукта взаимодействия диалкилбензолсульфокислоты с гидроокисью кальция, имеющего щелочное число не менее 350 мг КОН/г, с кальциевой солью алкилфенольного производного с щелочным числом не менее 140 мг КОН/г, взятой в соотношении (1,5-2,5):1 по массовой доле к карбонатированному продукту, в качестве антиокислительной и противоизносной присадки - диалкилдитиофосфат цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,05-0,12% масс.

Изобретение относится к композиции смазочного масла, которая включает: базовое масло в количестве более 85 весовых частей на 100 весовых частей смазочной композиции и один или несколько ингибиторов коррозии на основе алкилэфиркарбоновых кислот, имеющих формулу, приведенную ниже, в которой R обозначает C6-C18 алкильную группу с прямой или разветвленной цепью, а n обозначает число от 0 до 5.

Настоящее изобретение относится к смазочно-охлаждающей жидкости для механической обработки, содержащей воду и триэтаноламин, при этом с целью повышения качества обрабатываемой поверхности, повышения бактериологической стойкости и снижения энергозатрат при шлифовании, жидкость дополнительно содержит олеиновую кислоту, трансформаторное масло и фурацилин и при следующем соотношении компонентов, мас.%: триэтаноламин - 0,15-7,5; олеиновая кислота - 0,1-5,0; трансформаторное масло - 3,0-10,0; фурацилин - 0,04-0,07; вода - остальное.

Настоящее изобретение относится к применению соединений формулы I, в которой R1 означает z-значный алкильный остаток с 1-6 атомами углерода, (ЕО) означает остаток этиленоксида, (АО) означает остаток алкиленоксида с 3-10 атомами углерода, х означает число от 3 до 12, особенно от 5 до 10, у означает число от 0 до 10, особенно от 4 до 8, z означает число от 1 до 6, особенно от 1 до 3, для получения смазочно-охлаждающих жидкостей с уменьшенным водопоглощением.
Настоящее изобретение относится к присадке для улучшения смазывающей способности, содержащей продукт реакции по меньшей мере одного алкиленоксида и по меньшей мере одного полимеризованного масла и/или одного продутого природного масла в соотношении 70-50 мас.% к 30-50 мас.%.
Настоящее изобретение относится к рельсовой смазке, содержащей мазут, канифоль, минеральное масло или смесь минеральных масел, при этом дополнительно включен асбест хризотиловый и соотношение входящих в рельсовую смазку компонентов поддерживают следующим, мас.%: мазут 5-50; канифоль 5-40; асбест хризотиловый 0,01-0,02; минеральное масло или смесь минеральных масел до 100.
Настоящее изобретение относится к рельсовой смазке, содержащей мазут, канифоль, минеральное масло или смесь минеральных масел, при этом дополнительно включен асбест хризотиловый и соотношение входящих в рельсовую смазку компонентов поддерживают следующим, мас.%: мазут 5-50; канифоль 5-40; асбест хризотиловый 0,01-0,02; минеральное масло или смесь минеральных масел до 100.
Настоящее изобретение относится к электроизоляционному маслу, содержащему гидрированные полиальфаолефины молекулярной массой 400÷1000, антиокислительную присадку фенольного и/или аминного типа, алкилфосфаты и/или триалкилфенилфосфиты, при этом оно содержит антиокислительные присадки на основе сложных эфиров, сложные эфиры двухосновных органических кислот при следующем соотношении компонентов, маc.%: гидрированные полиальфаолефины   ММ 400÷1000 до 100,0 антиокислительные присадки фенольного   и/или аминного типа 0,1÷1,0 алкилфосфаты и/или триалкилфенилфосфиты 0,1÷2,0 антиокислительные присадки на основе   сложных эфиров 0,1÷1,0 сложные эфиры двухосновных органических кислот 5,0÷20,0 Техническим результатом настоящего изобретения является получение электроизоляционного масла с рабочей температурой до 250°C, с повышенной температурой начала разложения и стабильностью в условиях воздействия электрического поля.
Настоящее изобретение относится к антифрикционной смазке для узлов трения на основе литиевого мыла стеариновой кислоты и минерального масла, при этом она дополнительно содержит полиэтиленовый воск и суспензию титаната калия при следующем соотношении компонентов, мас.%: литиевое мыло стеариновой кислоты 5,0-12,0; полиэтиленовый воск 1,0-7,0; суспензия титаната калия 1,0-15,0; минеральное масло - остальное до 100%, причем суспензия титаната калия имеет следующий состав (мас.%): порошок титаната калия 60,1-70,0, минеральное масло - остальное до 100%.
Настоящее изобретение относится к компрессорному маслу, содержащему базовое нефтяное масло и полиметилсилоксан, при этом оно дополнительно содержит 4,4'-динонилдифениламин, пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенилпропионовой кислоты, 1,2,3-бензотриазол, сложный эфир диалкилдитиофосфорной кислоты и смесь сложных аминов, а в качестве базового масла оно содержит гидрированный остаточный компонент с содержанием ароматических углеводородов 19,0-22,0%, при следующем соотношении компонентов, % мас.: 4,4'-динонилдифениламин 0,95-1,0; пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил пропионовой кислоты 0,55-0,65; 1,2,3-бензотриазол 0,045-0,055; сложный эфир диалкилдитиофосфорной кислоты 0,055-0,065; смесь алифатических и ароматических аминов 0,055-0,065; полиметилсилоксан 0,004-0,005; базовое масло - гидрированный остаточный компонент до 100.
Настоящее изобретение относится к композиции смазки для редукторов, состоящей из углеводородной основы и присадки, отличающейся тем, что состоит из смеси: окисленного гудрона 60-75%, окисленного низкозастывающего минерального масла 21-32%, в качестве катализатора окисления - 1% растительного масла, серы 0,1-3%, в качестве моющей присадки - 1-3% сульфоната кальция; в качестве противоизносной присадки - 0,5-1,0% дитиофосфата цинка; в качестве антипенной присадки 0,003% полиметилсилоксана.
Изобретение относится к смазочным композициям и может быть использовано при эксплуатации железнодорожного транспорта и кранового хозяйства, в частности для смазки поверхности трения пары «гребень колеса - рельс».
Настоящее изобретение относится к пластичной смазке, содержащей синтетическое масло или смесь синтетических масел с кинематической вязкостью при 40°C от 5 до 700 мм2/с, загущенных неорганическим загустителем, и дополнительно содержащей наполнитель для повышения термостойкости, полярный реагент и полимер при следующем соотношении компонентов, вес.%: неорганический загуститель 5,0-30,0 наполнитель для повышения термостойкости 0,5-12,0 полимер 0,5-10,0 полярный реагент 0,5-5,0 синтетическое масло или смесь синтетических масел остальное. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение температуры каплепадения смазки до 310°С, а также коллоидной стабильности, повышение водостойкости и, как следствие, адгезионных свойств.
Изобретение относится к составу универсального моторного масла, предназначенного для всесезонного применения, и может быть использовано в серийных и перспективных высокофорсированных турбонаддувных бензиновых и дизельных двигателях.
Изобретение относится к пластичным смазкам, предназначенным для смазывания узлов трения машин и механизмов в условиях высоких нагрузок и скоростей скольжения. .
Изобретение относится к смазочным композициям, в частности к составам для обработки пар трения, и может быть использовано в машиностроении для обработки узлов трения, а также при эксплуатации различных механизмов и машин для увеличения межремонтного ресурса.
Изобретение относится к пластичной смазке для тяжелонагруженных узлов трения скольжения на основе углеводородного масла, содержащей литиевое мыло стеариновой кислоты (включающее стеариновую кислоту и гидроксид лития), литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты (включающее 12-оксистеариновую кислоту и гидроксид лития), одновалентную окись меди, низкомолекулярный полиизобутилен, дифениламин, полиальфаолефиновое масло, а также сложный эфир пентаэритритового спирта и синтетических жирных кислот фракции C5-C9, при этом использовано полиальфаолефиновое масло с меньшей вязкостью и увеличено содержание окиси меди, так что составляющие смазку вещества берут в следующем соотношении компонентов в массовых долях: литиевое мыло стеариновой кислоты (включающее стеариновую кислоту и гидроксид лития) 3-10%; литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты (включающее 12-оксистеариновую кислоту и гидроксид лития) 5-12%; окись меди одновалентной 10,1-15,5%; низкомолекулярный полиизобутилен 1-5%; дифениламин 0,1-0,5%; полиальфаолефиновое масло с вязкостью 2,9-3,9 сСт при 100°C - 35-45%; сложный эфир пентаэритритового спирта и синтетических жирных кислот фракции C5-C9 - остальное. Техническим результатом изобретения является улучшение низкотемпературных свойств и повышение стабильности смазки при длительных нагрузках. 2 табл.
Наверх