Опора шарошечного долота

Изобретение относится к буровым долотам и может использоваться при бурении скважин. Технический результат заключается в повышении стойкости опоры долота. Опора шарошечного долота включает шарики и бессепараторные ролики между шариковыми и роликовыми буртами лапы и шарошки. Боковые контакты роликов между собой и торцевые контакты роликов с роликовыми буртами снабжены схемой дополнительных покрытий, обеспечивающих в любой точке контактов постоянные пары трения «сталь - антифрикционное покрытие», позволяющие повысить износостойкость трущихся поверхностей по сравнению с парой трения «сталь по стали» за счет того, что одна половина количества роликов в дорожке имеет антифрикционное упрочняющее покрытие по всей поверхности цилиндра и торцев, а другая половина имеет такое покрытие только обоих торцев, ролики обеих групп установлены друг с другом в стальной беговой дорожке методом чередования. 3 ил.

 

Изобретение относится к области буровой техники, а именно к инструменту для бурения глубоких скважин в нефтегазовой отрасли.

Известно буровое долото с опорой скольжения [1], принятое за аналог, содержащее плавающие втулки скольжения в опоре. Для уменьшения трения при работе подшипников скольжения наружные и внутренние поверхности плавающих втулок покрываются различного рода твердыми смазками, например гальванопокрытием серебра. Наличие плавающих втулок позволяет распределить нагрузку не на две поверхности, как в случае безвтулочного варианта (лапа, шарошка), а на четыре поверхности контакта - плюс наружная и внутренняя поверхности втулки. При работе опоры втулка, плавая между шарошкой и цапфой, почти вдвое медленнее шарошки, обеспечивает значительно меньшую линейную скорость, а значит меньший износ опоры. Однако далее в этом варианте с плавающей втулкой коэффициент трения контакта в опоре скольжения несоизмеримо больший, чем при работе подшипников качения - роликовых и шариковых, в которых последние непрерывно меняются, перекатываясь по цапфе через зону наибольшего нагружения. По этой причине опоры скольжения применяют в долотах при отработке на установках для низкооборотного бурения, способных передавать кратно больший момент вращения при малом количестве оборотов, где их стойкость измеряется десятками и даже сотнями часов. При высокооборотном бурении (до 600 об/мин и более) из-за перегрева, вызываемого трением, опоры скольжения «горят» и не могут соперничать по величине передаваемого момента вращения и величине перегрева с опорами качения. Из-за этого в горнорудной промышленности с продувкой опор и забоя сжатым воздухом долота с опорами скольжения практически не применяются.

На сегодня хорошие показатели высокооборотного бурения получены именно с применением высокооборотных долот с телами качения в опорах при создании форсированных режимов бурения, где за счет большего количества контактов зубьев с забоем в единицу времени кратно выше механическая скорость бурения. Поэтому настоятельным требованием буровиков является создание новых высокооборотных долот с более значительной стойкостью опоры, позволяющей повысить показатели бурения.

Известно буровое долото с опорой качения [2], также принятое за аналог, содержащее в опоре подшипники по традиционной схеме «ролик-шарик-ролик». Такая схема опоры стала своего рода классической из-за простоты технологии изготовления, а также из-за того, что с этой схемой можно максимально использовать габариты цапфы лапы при достаточной толщине стенок шарошки в опасных сечениях. При наличии герметизации опор качения [3] в долоте, принятом за аналог, осваиваемой в высокооборотном бурении, показатели бурения еще более возрастут. Основным недостатком традиционной опоры «ролик-шарик-ролик» является то, что в отличие от других применяемых роликовых подшипников в машиностроении в долотах не применяются сепараторы для роликов. Ролики устанавливаются в полость между внутренней поверхностью шарошки и наружной поверхностью цапфы лапы в непосредственном контакте друг с другом, на «постель», ограниченную по торцам роликов кольцевыми буртами лапы. Требование сборки состоит в сортировке роликов по размерам диаметров и по длине, устанавливаемых в каждую роликовую дорожку, а также по размерам этих дорожек. Кроме того, устанавливаются жесткие требования к минимальным гарантированным сборочным зазорам между роликами по диаметрам, а также минимальным зазорам между торцами роликов и буртами на цапфе лапы. Минимальные зазоры установлены для обеспечения возможности сборки роликов при монтаже секций и снижения возможности изворота между контактирующими поверхностями самих роликов, а также между их торцами и стенками буртов.

В новом долоте в начале его работы, пока указанные зазоры незначительны, цилиндрическая цапфа лапы и боковая сторона ролика под многотонной нагрузкой на забое контактируют по линии образующей цилиндрической части цапфы и шарошки. Удельные нагрузки, возникающие при контакте, хоть и высоки, но не запредельны. При этом возможность у роликов извернуться в «постели» минимальна. Однако по мере износа роликов, беговых дорожек, увеличения радиальных и торцевых зазоров, особенно при износе торцев роликов и буртов, возможность изворота роликов относительно образующей цапфы все увеличивается, линия контакта становится при извороте все короче, стремясь превратится из линии контакта в точку. В этом случае при уменьшении поверхности контакта контактное давление начинает резко возрастать. Также резко возрастает и износ тел качения по всей боковой и торцевой поверхности. В месте возросшего контакта начинается и достаточно быстро заканчивается питинговый очаговый износ, выводящий тела качения и беговую дорожку из строя.

В конце отработки долота ролики могут полностью терять свою первоначальную форму, что способствует заклинке опоры. Боязнь такой заклинки и возможности аварии с долотом заставляет буровиков поднимать еще недоработанное до конца по опоре долото, что дополнительно снижает показатели работы долот с опорой качения.

При осевых нагрузках на долото, исчисляемых в тоннах и даже в десятках тонн, и числах оборотов шарошек при высокооборотном бурении, равных n=600÷900 об/мин, в условиях работы открытых негерметизированных опор с наличием в качестве смазки промывочной жидкости с присутствием абразивного шлама, механическое сопротивление, возникающее при перемещении на поверхностях касания роликов между собой, а также на поверхностях касания торцев роликов буртами цапфы лапы, вызывает большие силы трения. На пятнах реального контакта возникают силы прилипания (адгезия, химическая связь, взаимная диффузия и др.). Мостики контакта непрерывно срезаются, разрушаются и формируются вновь. В этих пятнах реализуются напряжения в несколько раз меньшие прочности металла.

Для эффективной работы пары трения существенно, чтобы поверхностный слой твердого тела имел меньшее сдвиговое сопротивление, чем глубжележащие слои. Это возможно достичь применением различных смазок, или ослабленным поверхностным слоем самого тела, или покрытием из мягких металлов, или пленок с пониженным сопротивлением сдвигу.

Известно шарошечное долото [4], взятое за прототип. Ролик для опор буровых шарошечных долот, содержащий боковую цилиндрическую и торцевые поверхности, упрочнен за счет нанесения износостойких и антифрикционных покрытий, например, меднением, борированием. Вариантов покрытия несколько. Покрытие первым слоем по всей поверхности, а затем вторым и третьим слоями на серединную часть длины делает ролики по этому изобретению более защищенными от истирания, а также меняет схему нагружения, делая ее равнонагруженной по всей длине ролика, подобно ролику с бомбинированной боковой поверхностью.

Наряду с указанным положительным улучшением свойств ролики по прототипу имеют и отрицательные свойства.

Главным из них является условие одинакового покрытия всех роликов одним и тем же материалом, например, меднением, борированием. В этом случае не имеется возможности подобрать наиболее оптимальную пару трения для двух соседних роликов, при которой коэффициент трения и износ при взаимном скольжении был минимальным. Например, пара по схеме «серебро по серебру» работает намного хуже, чем пара «серебро по стали».

И в аналогах, и в прототипе ролики и шарики трутся между собой из-за отсутствия сепараторов по боковой поверхности, а также каждое из тел качения, преодолевая трение скольжения, трется о поверхности буртов или беговой дорожки по самой неудачной схеме «медь по меди» или «сталь по стали» с высоким коэффициентом трения, что способствует снижению стойкости опоры.

Целью данного изобретения является создание более надежного варианта бурового высокооборотного долота с увеличенным ресурсом работы опоры.

Техническим результатом настоящего изобретения является повышение стойкости опоры высокооборотного долота. Этот результат достигается тем, что в опоре шарошечного долота шарики и бессепараторные ролики установлены в особом порядке на роликовых беговых дорожках в пространстве между роликовыми буртами лапы.

В опоре шарошечного долота, включающей шарики и бессепараторные ролики между шариковыми и роликовыми буртами лапы и шарошки, боковые контакты роликов между собой и торцевые контакты роликов с роликовыми буртами снабжены схемой дополнительных покрытий, обеспечивающих в любой точке контактов постоянные пары трения «сталь - антифрикционное покрытие», позволяющие повысить износостойкость трущихся поверхностей по сравнению с парой трения «сталь по стали» за счет того, что одна половина количества роликов в дорожке имеет антифрикционное упрочняющее покрытие по всей поверхности цилиндра и торцев, а другая половина имеет такое покрытие только обоих торцев, ролики обеих групп установлены друг с другом в стальной беговой дорожке методом чередования, обеспечивая работу улучшенных пар трения.

При сборке секций ролики с полным покрытием и ролики, покрытые только по торцам, устанавливаются в беговые дорожки методом чередования друг за другом и с учетом обеспечения одинаковости размеров по диаметру и по длине, связанных с толщиной слоя покрытия.

Перечень фигур чертежей

На фиг. 1 изображена предлагаемая схема опоры с полностью покрытыми антифрикционным материалом поверхностями роликов и роликов с покрытием только поверхностей торцев.

На фиг. 2 изображено сечение А-А опоры, показанной на фиг. 1.

На фиг. 3 изображено сечение Б-Б опоры, показанной на фиг. 1.

На фиг. 1 позициями обозначены: 1 - лапа долота, 2 - цапфа лапы, 3 - шарошка, 4 - породоразрушающие зубки, 5 - большой роликовый подшипник с антифрикционным покрытием торцев, 6 - шариковый замковый подшипник, 7 - малый роликовый подшипник с антифрикционным покрытием торцев, 8 - ролик большого роликового подшипника с полным антифрикционным покрытием, 9 - ролик малого роликового подшипника с полным антифрикционным покрытием.

На фиг. 2 показано сечение А-А фиг. 1, на котором элементы обозначены теми же позициями, что на фиг. 1: 2 - цапфа лапы, 3 - шарошка, 5 и 8 - ролики большого подшипника.

На фиг. 3 показано сечение Б-Б фиг. 2, на котором элементы обозначены теми же позициями, что на фиг. 1: 2 - цапфа лапы, 3 - шарошка, 7 и 9 - ролики малого подшипника.

Сборка узла опоры осуществляется после установления и обеспечения необходимых величин зазоров между чередующимися роликами в большой и малой роликовых беговых дорожках перед установкой на цапфе шарошки. Затем на цапфу монтируется шарошка, запираемая шариковым подшипником и замковым пальцем. После его заварки секция готова к сборке с другими секциями в долото. Предпочтительно, чтобы предлагаемая опора использовалась в шарошках с герметизацией.

Предлагаемая опора шарошечного долота не сложна технологически. Снижение коэффициента трения скольжения при проскальзывании роликов по поверхности друг друга, снижение перегрева, сил прилипания контактирующих поверхностей роликов гарантируют значительное увеличение стойкости опоры и долота в целом.

Результаты испытания образцов подтверждают это увеличение.

Источники информации

1. Каталог ОАО «Волгабурмаш», 2012 г., стр. 16 (аналог).

2. Каталог ОАО «Волгабурмаш», 2012 г., стр. 27 (аналог).

3. Каталог ОАО «Волгабурмаш», 2012 г., стр. 25 (аналог).

4. Патент РФ №2109912, кл. E21B 10/22 (прототип).

Опора шарошечного долота, включающая шарики и бессепараторные ролики между шариковыми и роликовыми буртами лапы и шарошки, отличающаяся тем, что боковые контакты роликов между собой и торцевые контакты роликов с роликовыми буртами снабжены схемой дополнительных покрытий, обеспечивающих в любой точке контактов постоянные пары трения «сталь - антифрикционное покрытие», позволяющие повысить износостойкость трущихся поверхностей по сравнению с парой трения «сталь по стали» за счет того, что одна половина количества роликов в дорожке имеет антифрикционное упрочняющее покрытие по всей поверхности цилиндра и торцев, а другая половина имеет такое покрытие только обоих торцев, ролики обеих групп установлены друг с другом в стальной беговой дорожке методом чередования, обеспечивая работу улучшенных пар трения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области горной промышленности, а именно к породоразрушающему инструменту шарошечного типа. Шарошечное долото содержит корпус с наклонной цапфой, выполненной с кольцевой проточкой средней части, и установленную на цапфе посредством замковых пальцев и подшипников скольжения шарошку с беговыми дорожками, длина которых больше длины зоны контакта с подшипниками скольжения цапфы.

Изобретение относится к области горной промышленности, а именно к породоразрушающему инструменту шарошечного типа. Шарошечное долото содержит корпус с цапфой, на которой посредством подшипников установлена шарошка с беговыми дорожками, длина которых больше длины зоны контакта с подшипниками, и узел принудительного перемещения шарошки вдоль оси цапфы, выполненный в виде взаимодействующих между собой зубчатых венцов, выполненных на цапфе и шарошке.

Изобретение относится к способам монтажа опоры шарошечного долота. Обеспечивает технологичность изготовления долота и монтажа его опоры, повышение эффективности работы долота.

Изобретение относится к способам монтажа опоры бурового шарошечного долота. Обеспечивает технологичность изготовления долота и монтажа его опоры.

Изобретение относится к буровым шарошечным долотам, преимущественно для бурения мягких пород и пород средней твердости, разрушение которых не требует значительных осевых нагрузок.

Изобретение относится к буровым шарошечным долотам. Обеспечивает повышение ресурса работы долота, надежное крепление шарошек.

Группа изобретений относится к буровым шарошечным долотам, преимущественно для бурения мягких пород и пород средней твердости, разрушение которых не требует значительных осевых нагрузок.

Изобретение относится к способам монтажа опоры бурового шарошечного долота. Обеспечивает повышение эффективности работы долота.

Группа изобретений относится к породоразрушающему инструменту, а именно к буровым шарошечным долотам, и к способам их монтажа. Обеспечивает повышение эффективности работы долота.

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, а именно к опорам буровым шарошечных долот, содержащим цапфу, шарошку, закрепленную на цапфе замковым подшипником, и размещенный у основания цапфы узел герметизации с двумя последовательно расположенными уплотнительными кольцами.

Изобретение относится к буровой технике, а именно к конструкциям шарошечных долот, предназначенных для бурения скважин в горнорудной, нефтяной и газовой промышленности и в строительстве дорог, каналов, трубопроводов и др. Технический результат заключается в повышении эффективности работы и ресурса долота. Буровое шарошечное долото содержит корпус с ниппелем и продувочными каналами, шарошки усеченной сферической формы и их опоры в виде ступенчатого опорного вала с возможностью вращения, один конец которого, обращенный к забою скважины, выполнен прямоугольного сечения, а другой конец, имеющий форму усеченного конуса, установлен в отверстии корпуса и снабжен упорным шариковым подшипником, а в отверстии на выходе из корпуса ступенчатый вал снабжен уплотнительными элементами, зафиксированными неразрезной съемной крышкой, крепящейся к корпусу долота. Основание ступенчатого опорного вала снабжено дополнительным упорным шариковым подшипником, имеющим кольца, причем верхнее кольцо соединено с нижним основанием усеченного конуса ступенчатого опорного вала, а нижнее кольцо соединено с корпусом долота, при этом уплотнительные элементы зафиксированы общей для всех шарошек неразрезной съемной крышкой. 2 ил.

Группа изобретений относится к подшипникам для скважинного инструмента и к способам их охлаждения. Технический результат заключается в эффективном охлаждении подшипника и удалении частиц. Подшипник для скважинного инструмента включает первый элемент подшипника, содержащий наружную контактную поверхность, определяющую наружный диаметр, и второй элемент подшипника, содержащий внутреннюю контактную поверхность, определяющую внутренний диаметр, причем внутренний диаметр второго элемента подшипника больше наружного диаметра первого элемента подшипника, и внутренняя контактная поверхность второго элемента подшипника имеет скользящий контакт с наружной контактной поверхностью первого элемента подшипника на границе контакта. Первый элемент подшипника имеет канал, сформированный в наружной контактной поверхности первого элемента подшипника и содержащий выемку, образующую плоскую поверхность, нарушающую в остальном круговую форму поперечного сечения наружной контактной поверхности. Второй элемент подшипника имеет по меньшей мере другой канал, сформированный во внутренней контактной поверхности второго элемента подшипника. 3 н. и 10 з.п. ф-лы, 9 ил.

Группа изобретений относится к шарошечным долотам, в частности к уплотнительным системам для подшипника шарошечного долота и устройствам для указанной уплотнительной системы. Технический результат заключается в удержании дополнительной смазки и уменьшении трения в уплотнении. Уплотнительная система для подшипника шарошечного долота содержит сальник, вал и уплотнение, расположенное в сальнике и прижатое сальником к валу на уплотнительной поверхности вала. Уплотнительная поверхность содержит текстурирование поверхности, содержащее несколько неперекрывающихся отдельных элементов текстурирования поверхности, расположенных в виде повторяющейся структуры, причем элементы текстурирования поверхности представляют собой подобную резервуару структуру. 3 н. и 25 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к буровой технике, а именно к буровым шарошечным долотам. Технический результат заключается в повышении ресурса опоры шарошечного долота. Согласно способу селективной сборки шарошечного долота лапы и шарошки предварительно нумеруют, замеряют размеры лапы на опоре лапы, шарошки в опоре шарошки, заносят в персональный компьютер (ПК), где специальная программа подбирает оптимальное сочетание номеров лап и шарошек, после чего секции долота собирают и сваривают. Предварительно замеряют толщину разрезных втулок, шайб и колпачков tв, tш, tк, заносят их в ПК, рассчитывают для всех возможных комбинаций лап и шарошек диаметральные зазоры большой и малой опор скольжения шарошечного долота, линейные зазоры большой и малой опоры скольжения шарошечного долота и геометрические параметры шайб, разрезных втулок и колпачков, затем программа формирует таблицу с оптимальным сочетанием номеров лап и шарошек, при этом минимально необходимые зазоры разрезных втулок, шайб и колпачков для работы шарошечного долота определяют из определенных математических выражений. 3 ил.

Изобретение относится к буровым шарошечным долотам. Технический результат заключается в повышении эффективности работы долота. Буровое шарошечное долото содержит корпус с наклонными цапфами, на которых установлены шарошки, закрепленные посредством разрезных колец, размещенных в совмещенных проточках цапф и шарошек и снабженных узлом блокировки, включающим монтажные стержни и фиксирующие штифты, размещенные соответственно в осевых и радиальных каналах цапфы. Монтажные стержни установлены с возможностью проворота вокруг продольной оси, имеют Т-образную форму, поперечная часть которых с большим диаметром выполнена с лысками, а продольная часть стержня с меньшим диаметром расположена в осевом канале цапфы с выходом на наружную поверхность корпуса. Лыски выполнены с разными размерами. 2 ил.

Изобретение относится к породоразрушающему инструменту, а именно к опорам буровых шарошечных долот. Технический результат заключается в повышении работоспособности подшипниковых узлов буровых долот. Опора бурового шарошечного долота содержит ступенчатую цапфу и шарошку, установленную на цапфе посредством замкового подшипника и радиальных подшипников скольжения, выполненных с винтовыми пазами, заполненными твердой смазкой. Подшипники скольжения выполнены на двух ступенях цапфы, образуя большой и малый подшипники скольжения. Радиальные подшипники скольжения на обеих ступенях цапфы выполнены в виде плавающих втулок, винтовые пазы которых расположены на наружной и внутренней поверхностях втулок, и в плоскости, перпендикулярной их оси, смещены один относительно другого. Для долота, работающего с вращением по часовой стрелке, винтовые пазы выполнены с правым подъемом винтовой линии, а для долота, работающего с вращением против часовой стрелки, – с левым подъемом винтовой линии. Винтовые пазы на наружной и внутренней поверхностях плавающей втулки большого подшипника скольжения в плоскости, перпендикулярной ее оси, смещены один относительно другого на величину (0,25-0,75)S1, где S1 – шаг винтового паза на внешней стороне плавающей втулки большого подшипника скольжения. Винтовые пазы на наружной и внутренней сторонах плавающей втулки малого подшипника скольжения в плоскости, перпендикулярной ее оси, смещены один относительно другого на величину (0,3-0,6)S3, где S3 – шаг винтового паза на внешней стороне плавающей втулки малого подшипника скольжения. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх