Прицепное устройство для подготовки лыжных трасс



Прицепное устройство для подготовки лыжных трасс
Прицепное устройство для подготовки лыжных трасс
Прицепное устройство для подготовки лыжных трасс
Прицепное устройство для подготовки лыжных трасс
Прицепное устройство для подготовки лыжных трасс
Прицепное устройство для подготовки лыжных трасс

 


Владельцы патента RU 2549718:

Фищенко Геннадий Васильевич (RU)

Изобретение относится к прицепным устройствам для подготовки лыжных и снегоходных трасс. Устройство содержит раму из продольных и поперечных стержней, в передней части шарнирно скрепленную с дышлом, по меньшей мере два поперечных разрыхляющих элемента и задний опорный элемент в виде широкой короткой лыжи. Устройство содержит дополнительный передний опорный элемент в виде лыжи, установленной перед передним разрыхляющим элементом, а также средства для регулировки угла между плоскостями расположения переднего и заднего опорных элементов (лыж) и разрыхляющих элементов. Повышается универсальность устройства, то есть способность при минимальном требуемом тяговом усилии одинаково эффективно работать как по старым жестким или обледенелым трассам, так и по трассам, покрытым толстым (до 30 см) слоем свежевыпавшего или влажного снега. 14 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к прицепным устройствам для подготовки лыжных и снегоходных трасс. Функциями устройства являются выравнивание и уплотнение свежевыпавшего снега, рыхление и выравнивание профиля обледеневших лыжных трасс.

В настоящем описании узел, служащий для передачи тягового усилия от тягача к прицепному устройству будет называться дышлом независимо от его конструктивного выполнения, так, как это принято в современном уровне техники, а не в устаревших словарях, согласно которым дышло имеет только 1-образную форму.

Для указанных целей известны и широко применяются за рубежом гусеничные самоходные машины, известные в спортивной среде под общими названиями: в США - "Snow-Cat", в Европе - "RaTrac", а в России - «ратрак» [http://www.ski.ru/static/750/2_21317.html]. Недостатком этих машин является их высокая стоимость - от 1 млн рублей и выше, а также необходимость в обслуживании квалифицированными специалистами. В условиях России с ее громадными по сравнению с Европой расстояниями и низкой плотностью населения подобные машины по указанным причинам могут иметь лишь ограниченное применение, и решить проблему массового вовлечения населения в лыжный спорт они не могут. Другие подобные самоходные машины отечественной разработки [см., например, RU 2327005] также очень дороги.

Известно несколько видов самоходных и прицепных машин для строительства снежноуплотненных дорог [см., например, RU №№2268334, 2277144, 2321700], основанных на принципе уплотнения предварительно увлажненного разогревом снега с последующим его замерзанием на морозе. Такие машины, помимо того, что дороги и расходуют много топлива на прогрев снежной массы, еще и непригодны для создания лыжных трасс, поскольку создают очень жесткое, практически ледяное покрытие.

Известно также прицепное устройство для уплотнения снега, содержащее соединенную с тягачом платформу с грузом и продольным полозом [RU 2459031]. Недостатком известного устройства является то, что оно неспособно выравнивать бугристые трассы и рыхлить обледеневшие. И та и другая способность очень важны для лыжных трасс, поскольку в ходе эксплуатации они деформируются, а после оттепели покрываются коркой льда. Характерным видом деформации трасс для конькового хода является образование продольного бугра в середине трассы.

Известно прицепное устройство для подготовки полотна лыжной трассы, содержащее четырехугольную приблизительно квадратную в плане плоскую раму из двух продольных стержней, соединенных по концам поперечными стержнями (траверсами) и два поперечных рыхлителя снега, выполненных в виде зубчатых гребенок. Для присоединения прицепного устройства к тягачу служит дышло треугольной в плане формы, шарнирно соединенное с передними углами рамы [И. Кузьмин. Подготовка лыжных трасс // Лыжный спорт, №54, 2012, с.80, 4-й столбец («борона Plain»)].

Недостатком устройства является то, что оно хорошо работает только при скорости движения не ниже 20 км/ч. При прокладке трасс в лесу, где нельзя исключать столкновение с деревом или пнем, такая скорость опасна. Кроме того, буксировка на такой скорости требует тягача повышенной мощности, стоимость которого приближается к стоимости специализированной гусеничной машины (ратрака). Другой недостаток известного устройства состоит в том, что оно неработоспособно, если глубина свежевыпавшего снега превышает 15…20 см.

Наиболее близким к предложенному по технической сущности и достигаемому результату является прицепное устройство для подготовки полотна лыжной трассы, содержащее плоскую четырехугольную раму из двух продольных стержней (брусьев), соединенных поперечными стержнями (траверсами), установленные на раме: первый (передний по ходу устройства) разрыхляющий элемент, выполненный в виде зубчатой гребенки и жестко скрепленный с рамой, второй разрыхляющий и срезающий элемент в виде плоских горизонтальных ножей, установленных ниже плоскости рамы с возможностью регулировки их расстояния до нее, и задний опорный элемент, выполненный в виде короткой широкой лыжи, подошва которой снабжена выступами для формирования в снегу продольных полосок. Кроме того, известное устройство содержит треугольное в плане дышло, соединенное шарнирно с передней частью рамы, причем шарниры расположены в плоскости рамы [И. Кузьмин. Подготовка лыжных трасс // Лыжный спорт, №54, 2012, с.80, 2-й столбец, а также рекламное сообщение фирмы Skitracker http://www.skitracker.ru/catalog/catalog_4.html: «Борона для коньковой лыжни «SNOWPRO»].

Главным недостатком известного устройства является ограниченность его технологических возможностей, отсутствие универсальности. Оно хорошо только для освежения старых обледеневших трасс или приглаживания тонких слоев сухого свежевыпавшего снега. Но при обработке трасс, покрытых глубоким (от 20 см) свежевыпавшим или влажным снегом оно либо зарывается в снег, не выглаживая и не уплотняя его, либо нагребает перед собой снежный вал, приводящий к остановке тягача из-за превышения допустимого тягового усилия.

Другим недостатком является большое требуемое тяговое усилие. Поскольку мощность и тяговая способность фактически доступных на рынке снегоходов, используемых в качестве тягача, ограничены, ограниченной также оказывается и ширина известного устройства, составляющая 140 см. Этого недостаточно для одновременного размещения трасс для конькового и классического хода. Из-за большой длины устройства (250 см без дышла) на бугристых основаниях отдельные его элементы местами зависают в воздухе, оставляя необработанными участки трассы. На неровных трассах передняя часть (первая траверса) известного устройства часто утыкается в землю, что не только приводит к прерыванию процесса, но и может вызвать аварию.

По указанным причинам эффективность известного устройства, измеряемая отношением площади подготовленной трассы к израсходованным топливу и моторесурсу тягача (затратам на тягу), невелика.

Технической задачей, на решение которой направлено предложенное устройство, является подготовка (рыхление, выравнивание и уплотнение) лыжных трасс с любым исходным состоянием поверхности: от обледенелых до покрытых толстым слоем свежевыпавшего или влажного снега. Другой технической задачей является снижение требуемого тягового усилия на единицу ширины подготавливаемой трассы. Еще одной технической задачей является обеспечение эффективности работы устройства на местности со сложным рельефом и/или извилистой трассой.

Технический результат от решения указанной задачи состоит в обеспечении универсальности устройства, независимости его работоспособности и эффективности от исходного состояния снега, покрывающего трассу, рельефа и степени извилистости трассы. Другой технический результат состоит в снижении требуемого тягового усилия на единицу ширины подготавливаемой трассы.

Предложенный технический результат достигается тем, что в известное прицепное устройство для подготовки лыжных трасс, содержащее раму из продольных и поперечных стержней в передней части шарнирно скрепленную с дышлом, по меньшей мере два поперечных разрыхляющих элемента, и задний опорный элемент в виде широкой короткой лыжи, введен дополнительный передний опорный элемент в виде лыжи, установленный перед передним разрыхляющим элементом, а также средства для регулировки угла между плоскостями расположения переднего и заднего опорных элементов (лыж) и разрыхляющих элементов.

Кроме того, устройство дополнительно содержит средства для регулировки расстояния между плоскостями расположения переднего и заднего опорных элементов (лыж) и разрыхляющих элементов.

Кроме того, ширина переднего опорного элемента составляет 0,2…0,8 от ширины рамы.

Кроме того, расстояние от задней кромки переднего опорного элемента до переднего разрыхляющего элемента составляет 0,15…0,8 от ширины рамы.

Кроме того, дышло имеет пятиугольную в плане форму, причем весь передний опорный элемент находится внутри проекции дышла.

Кроме того, расстояние между поперечными разрыхляющими элементами составляет 0,3…0,8 от ширины рамы.

Кроме того, прицепное устройство дополнительно содержит по меньшей мере один груз, установленный на раме с возможностью продольного перемещения по меньшей мере от первого поперечного разрыхляющего элемента до второго, а также устройство для фиксации груза.

Кроме того, точки скрепления дышла с рамой находятся выше плоскости рамы.

Кроме того, высота точек скрепления дышла с рамой над плоскостью рамы составляет 0,05…0,2 от длины рамы.

Кроме того, прицепное устройство дополнительно содержит щитки для подачи снега внутрь рамы.

Кроме того, щитки выполнены съемными.

Кроме того, щитки выполнены с возможностью поворота вверх.

Кроме того, разрыхляющие элементы выполнены зубчатыми.

Кроме того, прицепное устройство дополнительно содержит по меньшей мере один резак для прокладки классической лыжни.

Кроме того, устройство дополнительно содержит по меньшей мере два жестких дугообразных в плане элемента, один конец которых скреплен с передним углом рамы, а другой - с дополнительным передним опорным элементом.

Введение дополнительного переднего опорного элемента, установленного перед передним разрыхляющим элементом, предотвращая зарывание переднего поперечного разрыхляющего элемента, снижает требуемое тяговое усилие при любом состоянии трассы, а также делает возможной его работу при толщине слоя свежевыпавшего снега до 50 см, что повышает универсальность предложенного устройства.

Дополнение известного устройства средствами для регулировки угла между плоскостями расположения переднего и заднего опорных элементов (лыж) и разрыхляющих элементов делает возможным эффективную, при наименьшем тяговом усилии работу предложенного устройства как по обледенелым, так и по глубоко заснеженным трассам, что повышает его универсальность.

Дополнение известного устройства средствами для регулировки расстояния между плоскостями расположения переднего и заднего опорных элементов (лыж) и разрыхляющих элементов, позволяя перераспределять нагрузку между лыжами и разрыхляющими элементами, повышает универсальность устройства за счет расширения диапазона состояний снега, в котором работа устройства остается эффективной: от полностью обледенелой трассы до трассы, покрытой глубоким влажным снегом.

Использование дополнительного переднего опорного элемента с шириной, меньшей (0,2…0,8) от ширины рамы, повышает поворотливость предложенного устройства и снижает вероятность его повреждения о стволы деревьев. Это важно при подготовке трасс, проложенных в лесу, то есть повышает универсальность устройства.

Благодаря тому, что расстояние от задней кромки дополнительного переднего опорного элемента до переднего разрыхляющего элемента составляет 0,3…0,6 от ширины рамы, обеспечивается хорошая поворотливость устройства и, кроме того, исключается возможность оставления необработанных участков из-за зависания разрыхляющих элементов на бугристых трассах.

Оснащение предложенного устройства по меньшей мере одним грузом, установленным на раме с возможностью продольного перемещения по меньшей мере от первого поперечного разрыхляющего элемента до второго, а также устройством для фиксации груза позволяет оптимальным образом распределять нагрузку между разрыхляющими элементами в зависимости от состояния обрабатываемой трассы.

Благодаря тому что расстояние между поперечными разрыхляющими элементами составляет 0,3…0,8 от ширины рамы, обеспечивается полная, без пропусков, обработка всей поверхности трассы при минимальной длине и массе устройства, то есть снижается требуемое тяговое усилие.

Благодаря тому что дышло имеет пятиугольную в плане форму, ширина дополнительного переднего опорного элемента оказывается не большей ширины нависающего над ней участка дышла, что дополнительно защищает этот элемент от повреждения о стволы деревьев и, кроме того, сокращается длина дышла, что уменьшает радиус поворота устройства, то есть повышает его универсальность.

Благодаря скреплению дышла с рамой в точках, находящихся выше плоскости рамы, при возрастании требуемого тягового усилия вследствие зарывания переднего разрыхляющего элемента, перераспределяется нагрузка между ним и передней лыжей, смягчаются рывки, повышается производительность и качество обработки трасс с плотной, но подтаявшей поверхностью. При высоте точек скрепления дышла с рамой над плоскостью рамы, составляющей 0,05…0,2 от длины рамы, обеспечиваются наилучшая плавность и равномерность буксировки устройства при любом состоянии снегового покрытия, то есть повышается универсальность устройства.

Благодаря тому что предложенное устройство дополнительно содержит щитки для подачи снега внутрь рамы, создается возможность повышения качества снегового покрытия трассы при недостаточном уровне свежевыпавшего снега, а также при наличии на трассе проталин или обледенелых участков, что также повышает его универсальность.

Благодаря выполнению щитков съемными снижается требуемое тяговое усилие в случаях, когда нет необходимости в дополнительном снеге, а также создается возможность использования сменных щитков разной формы и площади применительно к конкретному состоянию трассы в момент обработки.

Благодаря выполнению щитков поворотными создается возможность их оперативного вывода из контакта со снегом посредством поворота вверх на тех участках, где подгребание дополнительного снега на трассу не требуется. Это снижает требуемое тяговое усилие на таких участках.

Выполнение обоих разрыхляющих элементов зубчатыми снижает требуемое тяговое усилие по сравнению с прототипом, в котором один из элементов выполнен в виде горизонтальных ножей, без ухудшения, как показал опыт, качества подготовки трассы.

Дополнение предложенного устройства по меньшей мере одним резаком для прокладки классической лыжни повышает его универсальность.

Дополнение предложенного устройства по меньшей мере двумя жесткими дугообразными в плане элементами, один конец которых скреплен с передним углом рамы, а другой - с дополнительным передним опорным элементом позволяет избежать задержек обработки и поломок, связанных с утыканием устройства в пни и деревья при подготовке трасс в лесистой местности, что повышает его универсальность и производительность.

Существо изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен вид сверху на предложенное устройство, имеющее дышло треугольной формы.

На фиг.2 изображен вид сбоку на предложенное устройство в состоянии, предназначенном для обработки трассы, покрытой мокрым свежим снегом.

На фиг.3 изображен вид сбоку на предложенное устройство в состоянии, предназначенном для обработки трассы, покрытой свежим сухим снегом.

На фиг.4 изображен вид сбоку на предложенное устройство с дополнительными щитками в состоянии, предназначенном для обработки трассы, покрытой тонким слоем снега поверх гололеда или жесткого мерзлого снега.

На фиг.5 изображен вид сбоку на предложенное устройство с поднятыми дополнительными щитками в состоянии, предназначенном для обработки трассы, покрытой толстым слоем снега.

На фиг.6 изображен вид сверху на предложенное устройство, снабженное дополнительными щитками, имеющее дышло пятиугольной формы с установленными на нем двумя сдвоенными резаками для прокладки классической лыжни.

Предложенное устройство для подготовки лыжных трасс (фиг.1) состоит из рамы 1, содержащей продольные 2 и поперечные 3 стержни, которые могут, например, быть выполнены из стальных профилей коробчатого, трубчатого или углового сечения. В передней по ходу движения части рамы имеются стойки 4 (фиг.2), шарнирно, например, посредством пальцев 5, скрепленные с дышлом 6, которое в плане может иметь треугольную (фиг.1), пятиугольную (фиг.6) или иную форму. В передней части дышло 6 имеет тягово-сцепное устройство 7, включающее, например, подпружиненное кольцо 8 для присоединения к тягачу. Тягово-сцепное устройство 7 может быть снабжено приспособлением, автоматически отцепляющим его от тягача при превышении допустимого тягового усилия.

Точки скрепления дышла 6 с рамой 1 могут находиться выше плоскости рамы 1. Опытным путем установлено, что наиболее плавная работа устройства по бугристой жесткой трассе достигается, когда превышение b точек скрепления (осей пальцев 5) над плоскостью рамы (фиг.2) лежит в пределах 0,05…0,2 от длины рамы L. При b<0,05 L работа часто прерывается из-за утыкания рамы в поверхность жесткой трассы, а при b>0,2 L заметно ухудшается качество обработки трасс, покрытых жестким снегом.

В задней части рамы 1 установлен задний опорный элемент 9 (лыжа) в виде короткой лыжи шириной М и длиной (0,1…0,3)М, которая может иметь небольшие желобки на скользящей поверхности, придающие рельефность обработанной поверхности трассы.

Перед рамой 1 на лонжеронах 10 установлен дополнительный передний опорный элемент 11 (лыжа) в виде короткой широкой лыжи, ширина которой s лежит в пределах (0,2…0,8)М. При s<0,2М ухудшается работа устройства по глубокому свежему снегу, а при s>0,8М ухудшается поворотливость устройства. Длина этой лыжи (вдоль направления движения) может лежать в пределах (0,1…0,3)М. По задней кромке передний опорный элемент 11 может иметь зубчатые вырезы 12, способствующие предварительному разрыхлению жесткой или обледенелой трассы.

Первый 13 и второй 14 зубчатые разрыхляющие элементы, выполненные, как показано в качестве примера на чертежах, из стальных угловых профилей с нарезанными по вершине угла зубьями 15, соединены между собой продольными стержнями 16, образуя еще одну раму, вложенную внутрь рамы 1 и подвешенную к ней в задней части на серьгах 17 и шарнирах 18, а в передней - на пазовых секторах 19. Такое закрепление позволяет регулировать угол между плоскостями расположения лыж 9 и 11 и разрыхляющих элементов 13 и 14. Возможны и другие конструктивные решения по регулировке угла. Например, разрыхляющие элементы 13 и 14 могут быть жестко скреплены с продольными стержнями 2 рамы 1. В этом случае лонжероны 10 закрепляются через шарниры на заднем поперечном стержне 3 рамы 1 и через пазовый сектор - на переднем поперечном стержне 2 рамы 1. Разрыхляющие элементы 13 и 14 могут быть выполнены не с нарезанными на них зубьями 15, а с навесными, прикрепляемыми к ним посредством разъемного или неразъемного соединения.

Серьги 17 имеют по меньшей мере по одному дополнительному отверстию 20, переставляя в которые шарниры 18 можно регулировать расстояние между плоскостями расположения переднего 11 и заднего 9 опорных элементов и элементов 13 и 14.

Расстояние t между разрыхляющими элементами 13 и 14 составляет (0,3…0,8) от ширины М рамы 1. При t<0,3М проходимость устройства ухудшается, на бугристой местности оно начинает кувыркаться. При t>0,8М качество обработки бугристых трасс снижается из-за пропусков, вызванных зависанием отдельных участков разрыхляющих элементов. Зубчатые разрыхляющие элементы обладают тем преимуществом перед элементами иного исполнения, например, в виде ножей, что они меньше цепляются за кустарник или жесткие бугорки и хорошо дробят затвердевшие комки снега.

Расстояние z от задней кромки дополнительного опорного элемента 11 до переднего разрыхляющего элемента 13 должно лежать в пределах (0,15…0,8)М. При z<0,15М устройство плохо работает по жестким трассам из-за частых утыканий переднего разрыхляющего элемента 13 в бугры. При z>0,8M из-за пропусков снижается качество обработки бугристых трасс.

Между элементами 13 и 14 установлены продольные направляющие 21, на которых установлен груз 22. Груз может быть перемещен, по меньшей мере, от элемента 13 до элемента 14 и зафиксирован в любом положении болтом 23. Масса груза подбирается опытным путем в зависимости от массы и ширины прицепного устройства. Для устройства шириной М 1800 мм и массой 90 кг хорошие результаты получаются при массе груза 20…32 кг, то есть 0,2…0,35 от массы устройства при перемещении груза в пределах от элемента 13 до элемента 14.

Предложенное устройство также может содержать дополнительные щитки 24 (фиг.4, 5 и 6), укрепленные в передней части рамы 1, развернутые по ходу обработки кнаружи (фиг.6), служащие для подгребания под устройство дополнительного снега в случаях, когда трасса жесткая, а снега выпало мало. Щитки 24 могут быть выполнены съемными или поворотными вверх (фиг.5), для тех случаев, когда в них нет необходимости.

Если в местности, где предполагается использовать устройство, снегопады частое явление, желательно, чтобы ширина дополнительной лыжи была близка к верхнему пределу заявленного соотношения размеров, то есть s≈0,8М.

Дышло 6 может иметь пятиугольную в плане форму, как показано на фиг 6. При этом в плане весь дополнительный опорный элемент 11 располагается внутри проекции дышла 6 на горизонтальную плоскость. Благодаря этому весь дополнительный опорный элемент 11 защищен от повреждений дышлом 6 при работе в лесистой местности. Дышло треугольной в плане формы тоже может защищать элемент 11, но при этом его длина значительно больше, что утяжеляет устройство и снижает его поворотливость.

На предложенное устройство может быть дополнительно установлен по меньшей мере один включающий два резца 25 резак 26 для нарезки классической лыжни. Предпочтительна его установка между первым и вторым разрыхляющими элементами 13 и 14. Если позволяет мощность тягача, то ширина предложенного устройства может быть увеличена настолько, что по ширине обрабатываемой полосы умещаются две лыжни классического хода и между ними лыжня для конькового хода. В этом случае на устройство устанавливаются два резака 26 (фиг.6).

Для защиты устройства от повреждений пнями или деревьями, расположенными по краям трассы, оно может быть дополнено защитными жесткими, дугообразными в плане элементами 27, закрепленными одним концом за передний угол рамы, образованный соединением продольного 2 и поперечного 3 стержней, а другим - за край переднего опорного элемента или деталей его крепления к раме. На фиг.6 в качестве примера показано закрепление элементов 27 к лонжеронам 10. Жесткость и прочность элементов 27 выбирается достаточной, чтобы они не повреждались при ударах о препятствия на полном ходу тягача.

Работает предложенное устройство следующим образом.

Через прицепное устройство 7 и дышло 6 рама 1 соединяется с тягачом, в качестве которого обычно используют гусеничный снегоход (мотонарты). При движении передний опорный элемент 11 опирается значительной частью на след гусеницы тягача, что предотвращает зарывание устройства в глубокий след и облегчает создание трассы во влажном глубоком снегу. Благодаря возможности регулировки угла между плоскостями расположения переднего и заднего опорных элементов 11 и 9 и разрыхляющих элементов 13 и 14 предложенное устройство можно настроить на оптимальную обработку трасс с любым состоянием снежного покрытия.

При работе по толстому (до 30 см) слою свежего или влажного снега угол между плоскостями опорных элементов 11 и 9 и разрыхляющих элементов 13 и 14 устанавливается наибольшим, а груз 22 максимально смещается назад (фиг.2). Второй разрыхляющий элемент 14 устанавливается приблизительно в плоскости опорных элементов 11 и 9. Абсолютное значение оптимального угла между плоскостями зависит от конкретного исполнения устройства, в частности от распределения весов его элементов. Приблизительно оно близко к 6 угловым градусам. При такой конфигурации основной вес устройства прикладывается ко второму разрыхляющему 14 и заднему опорному 9 элементам. Передняя облегченная часть устройства как бы всплывает на толстом слое снега, что предотвращает образование снежного вала впереди устройства: снег постепенно осаживается сначала передним опорным элементом 11, затем первым разрыхляющим элементом и лишь затем - элементами 9 и 14. Необходимости срезания бугров в этом случае нет, так как трасса нивелируется имеющимся в избытке снегом, распределяемым по ширине пересыпанием вдоль элементов 13 и 14.

При работе по свежевыпавшему снегу умеренной толщины угол между плоскостями опорных элементов 11 и 9 и разрыхляющих элементов 13 и 14 устанавливается примерно вдвое меньшим, чем в первом случае, а груз 22 устанавливается примерно на равных расстояниях от элементов 13 и 14 (фиг.3). Элемент 14 по-прежнему остается приблизительно в плоскости опорных элементов 11 и 9. В этом случае элемент 13, слегка приподнятый над плоскостью лыж 11 и 9, срезает верхушки бугров трассы, а элемент 14 довершает выравнивание. Такое постепенное срезание бугров не требует чрезмерного тягового усилия, что обеспечивает непрерывную, без остановок обработку трассы.

Если снега выпало немного, то на устройство могут быть дополнительно установлены щитки 24, захватывающие снег с внешних краев трассы и направляющие их под выравнивающие элементы.

При работе по жестким и обледенелым трассам со слабо выраженным бугром от конькового хода угол между плоскостями опорных элементов 11 и 9 и разрыхляющих элементов 13 и 14 устанавливается близким к нулевому, а груз 22 устанавливается примерно над первым элементом 13 (фиг.4). В этом случае оба элемента 13 и 14 постадийно крошат твердое покрытие, равномерно перераспределяют снежную крошку по ширине, а задний опорный элемент выглаживает и слегка уплотняет ее.

При работе по жестким и обледенелым трассам с выраженным бугром от конькового хода либо с беспорядочными буграми передний разрыхляющий элемент 13 может зарываться в бугры и при нулевом угле, останавливая тем самым тягач и заставляя его подавать назад. Это существенно снижает скорость обработки. В этом случае полезным оказывается увеличение расстояния между вторым разрыхляющим элементом 14 и плоскостью опорных элементов. Для этого шарниры 18 переставляются в нижние отверстия серег 17 (фиг.5). Если свежего мягкого снега по краям трассы нет, щитки 24 за ненадобностью либо снимаются, либо поворачиваются кверху (фиг.5), чтобы не цеплять за жесткую трассу.

При заносе устройства на косогорах или из-за ошибок водителя тягача в лесистой местности возможно его повреждение ударами о деревья или пни, расположенные вдоль трассы. Внешние стержни дышла 6 хорошо защищают устройство от повреждения деревьями и плохо - от повреждения низко расположенными пнями. Дополнительные дугообразные элементы 27, скользя по расположенному сбоку трассы пню, отводят устройство от него, предотвращая тем самым удары, утыкания и поломки.

Применение предложенного устройства на трассах «Габовской лыжни» (Московская область, www.gabo.su) и прилегающих к ней показало его высокую работоспособность и результативность при всех состояниях лесных и полевых трасс вплоть до толщин свежевыпавшего снега до 30 см. При использовании в качестве тягача снегохода средней мощности типа ArktikCat ширина подготавливаемой за один проход лыжной трассы может составлять 200 см.

1. Прицепное устройство для подготовки лыжных трасс, содержащее раму из продольных и поперечных стержней в передней части шарнирно скрепленную с дышлом, по меньшей мере, два поперечных разрыхляющих элемента, и задний опорный элемент в виде широкой короткой лыжи, отличающееся тем, что оно содержит дополнительный передний опорный элемент в виде лыжи, установленный перед передним разрыхляющим элементом, а также средства для регулировки угла между плоскостями расположения переднего и заднего опорных элементов (лыж) и разрыхляющих элементов.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит средства для регулировки расстояния между плоскостями расположения переднего и заднего опорных элементов (лыж) и разрыхляющих элементов.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ширина переднего опорного элемента составляет 0,2…0,8 от ширины рамы.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что расстояние от задней кромки переднего опорного элемента до переднего разрыхляющего элемента составляет 0,15…0,8 от ширины рамы.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит, по меньшей мере, один груз, установленный на раме с возможностью продольного перемещения, по меньшей мере, от первого поперечного разрыхляющего элемента до второго, а также устройство для фиксации груза.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что расстояние между поперечными разрыхляющими элементами составляет 0,3…0,8 от ширины рамы.

7. Устройство по п.1, отличающееся тем, что дышло имеет пятиугольную в плане форму, причем весь передний опорный элемент находится внутри проекции дышла.

8. Устройство по п.1, отличающееся тем, что точки скрепления дышла с рамой находятся выше плоскости рамы.

9. Устройство по п.8, отличающееся тем, что высота точек скрепления дышла с рамой над плоскостью рамы составляет 0,05…0,2 от длины рамы.

10. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит щитки для подачи снега внутрь рамы.

11. Устройство по п.10, отличающееся тем, что щитки выполнены съемными.

12. Устройство по п.10, отличающееся тем, что щитки выполнены с возможностью поворота вверх.

13. Устройство по п.1, отличающееся тем, что разрыхляющие элементы выполнены зубчатыми.

14. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит, по меньшей мере, один резак для прокладки классической лыжни.

15. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит, по меньшей мере, два жестких дугообразных в плане элемента, один конец которых скреплен с передним углом рамы, а другой - с дополнительным передним опорным элементом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к снегоуборочной машине. Снегоуборочная машина (1), оснащенная узлом (10) лебедки для облегчения управления снегоуборочной машиной (1) на крутых склонах, содержит раму (2), интерфейс (7) пользователя, блок (13) управления и узел (10) лебедки, который содержит опорную конструкцию (14), закрепленную на раме (2), барабан (15), который вращается относительно опорной конструкции (14) вокруг оси (A1), трос (16), закрепленный на одном конце с барабаном (15) и намотанный вокруг барабана (15), узел (27) силового привода для вращения барабана (15) вокруг оси (A1) и датчик (28) для определения положения барабана (15) вокруг оси (A1), причем блок (13) управления выполнен с возможностью управления тросом (16) в зависимости от положения барабана (15) и геометрии барабана (15).

Изобретение относится к области строительства и содержания снегоуплотненных покрытий горнолыжных склонов и беговых лыжных трасс. .

Изобретение относится к машинам по уходу за льдом и для восстановления ледового покрытия. .

Изобретение относится к устройствам для профилирова шя сыежиых трасс, предназначенным для буксировки за транспортным средством. .

Изобретение относится к устройствам для машинного способа приготовления коньколыжни для передвижения на коньколыжах. Предложено устройство для машинного способа приготовления коньколыжни для передвижения на коньколыжах. Устройство тяговое и прицепное устройство, выполненное с установкой на нем механизма для приготовления коньколыжни, с возможностью линейного движения, в координатной плоскости X, содержит: станину, выполненную с возможностью скольжения по льду, на которой смонтированы устройства для приготовления коньколыжни, содержащие механизмы вращающие, как минимум двух фрез, для нарезания профиля коньколыжни, выполненные с возможностью реверсивного вертикального движения, в плоскости координатной оси Y, при этом фрезы выполнены с возможностью реверсивного поперечного движения, в плоскости координатной оси Z, относительно станины, а также автоматическим устройством, обеспечивающим управление процессом, необходимым для приготовлении коньколыжни в результате совокупных вышеуказанных действий, а конкретно движения станины и одновременного поперечного реверсивного движения на ней фрез, выполненных с возможностью вращения и реверсивного движения вверх, вниз, обеспечивается нарезание швеллерообразных профилей коньколыжни, для передвижения на них известными коньколыжными ходами. Прицепное устройство выполнено с возможностью обработки поверхности льда вращающимся шлифовальным устройством, установленным вместо фрез, выполненным с возможностью образования отшлифованного льда для конькового хода. Прицепное устройство выполнено с возможностью обработки поверхности льда вращающимися фрезами, образуя, как минимум, две швеллерообразные колеи, для передвижения классическими, ноу-классическими, синусоидальными, гауссоидальными и гауссинусоидальными ходами, при этом ее высота, ширина и расстояние между ними выбираются в зависимости от особенностей конструкции коньколыж и антропологических возможностей пользователей, а также поставленной цели, задачи, температуры льда, воздуха, погодных условий и скользящих поверхностей коньколыж, причем фрезы для классического и ноу-классического хода выставляются стационарно относительно станины. Кабина тягового устройства оборудована радиосвязью, устройством наружного и внутреннего освещения, спидометром, и устройством, графически на бумаге наносящим профиль трассы, ее протяженность с перепадами высот местности на трассе. Прицепное устройство оборудовано устройством, управляемым посредством компьютерного устройства, для разметки трассы коньколыжни, например, краской желаемого цвета; проекционное расстояние (длина) между минимальными точками кривых в цикле зависит о скорости движения станины и фрез; проекционные минимальные точки кривых находятся на траектории колеи для передвижения классическим ходом; проекционные максимальные точки между двумя кривыми выполнены в зависимости от антропологических возможностей пользователей. 8 з.п. ф-лы, 6 ил.

Группа изобретений относится к устройству и способу формирования лыжни в снегу, в частности лыжни для бега на лыжах классическим стилем по пересеченной местности. Способ включает отделение, по меньшей мере, двух непрерывных продолговатых частей (27) снежного покрова от остального снежного покрова, причем указанные две непрерывные продолговатые части (27) проходят в заданном направлении (D1). Затем осуществляют спрессовывание двух непрерывных продолговатых частей (27) относительно остального снежного покрова для формирования лыжни (4) вдоль каждой непрерывной продолговатой части (27). При этом производят рыхление верхнего слоя снежного покрова перед формированием лыжни (4), причем глубина верхнего слоя снежного покрова меньше глубины лыжни (4). Устройство содержит ножи (23) для отделения указанных непрерывных продолговатых частей (27), по меньшей мере, два полоза (18) для спрессовывания двух непрерывных продолговатых частей (27) и несущую конструкцию (11). При этом нож (23) присоединен к несущей конструкции (11) посредством регулировочного механизма (26) для регулирования положения ножа (23) по высоте и/или для регулирования угла наклона ножа (23) относительно полоза (18). Достигаемый технический результат заключается в создании лыжни с четким профилем и высокой стойкостью к эксплуатационным нагрузкам. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх