Жидкое угольное топливо

Изобретение описывает жидкое угольное топливо, состоящее из тонкодисперсной смеси твердой части в виде микрочастиц полукокса/кокса и жидкой части в виде смольной фракции, полученных после термического передела угля-сырца, где тонкодисперсная смесь представляет собой двойную суспензионно-эмульсионную систему, в которой в качестве твердой части используют совместно микрочастицы угля-сырца и продукты его термического передела в виде микрочастиц полукокса/кокса, а в качестве жидкой части используют жидкие продукты термического передела того же угля-сырца, при этом смольная фракция используется для капсулирования групп твердых микрочастиц угля-сырца и полукокса/кокса в микрокапли эмульсии, а подсмольная вода используется в качестве дисперсной среды. Технический результат заключается в получении жидкого угольного топлива с низкой вязкостью и абразивностью, что позволяет более длительное время эксплуатировать форсунки, получать факел хорошего распыла, исключить из топливной схемы насосы второго подъема и дополнительные топливные подогреватели.

 

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к области получения жидких топлив из твердого топлива для сжигания в топках котлов теплоэлектростанций. Изобретение ориентировано на получение жидких топлив из малокалорийного твердотопливного сырья - низкокачественного каменного угля, бурого угля, торфа - и продуктов его термического передела.

Технологии ожижения твердых топлив развиваются с начала двадцатого века и основаны на создании тонкодисперсных систем типа суспензий, в которых твердые углеродсодержащие частицы взвешены в жидкости. С середины двадцатого века в качестве жидкой фазы суспензий стали широко применять воду, и если в качестве твердой фазы использовались частицы угля, то приготовленное топливо получило название водоугольного топлива (ВУТ).

Наиболее полно сведения о ВУТ изложены, например, в источниках: Круть А.А. Водоугольное топливо. -М.: Мысль, 2002-169 с.; Мурко В.И. Физико-технические свойства водоугольного топлива. - Кемерово: ГУ КузГТУ, 2009 - 195 с.

Характеризуя ВУТ, представляют реологические (вязкость, напряжение смещения), седиментационные (сохранение однородности в статических и динамических условиях) и топливные (энергетический потенциал, полнота выгорания органических соединений) характеристики, сведения о содержании угля, золы, летучих и гранулометрическом составе угля.

Для приготовления ВУТ обычно применяют высококачественные энергетические угли с низким содержанием серы и золы. С освоением технологий ВУТ стали появляться технические предложения по применению другого, менее качественного, сырья.

Известен состав ВУТ, включающий уголь, жидкое топливо и воду (SU 278944). Недостаток данного топлива заключается в малой стабильности полученной суспензии и быстром износе распыливающих форсунок в горелках котла.

Известно ВУТ, полученное из бурого угля путем его гидрогенизации с использованием отдельных продуктов реакции того же процесса (RU 2110553). Недостатком этого топлива является его высокая стоимость, обусловленная сложностью технологии его получения, длительностью технологического процесса, низкой производительностью за счет необходимости проведения гидрогенизации угля, которая ведется периодически в автоклаве, длительное время, с использованием катализаторов, ультразвуковой обработкой, при высоком давлении и высокой температуре.

Наиболее близким по технической сущности к предложенному изобретению является жидкое угольное топливо, представляющее дисперсную систему из твердого (полукокс) и жидкого (смольная фракция) продуктов термического передела бурого угля или торфа, с переведением суспензии полукокса в золь, а затем в гель (RU 2446202).

Недостатком такого жидкого угольного топлива являются его реологические свойства, требующие включения в топливную схему насосов второго подъема для создания избыточного давления топлива на форсунке и применения дополнительных подогревателей топлива перед его сжиганием, а также относительно высокая стоимость топлива, обусловленная низким выходом годного продукта в процессе пиролиза и энергозатратным и низкопроизводительным процессом золо- и гелеобразования.

Поставлена задача - улучшить реологические свойства жидкого угольного топлива, сохранив его безабразивность, и снизить его стоимость.

Сформулированная задача решена следующим образом.

Жидкое угольное топливо, состоящее из тонкодисперсной смеси твердой части в виде микрочастиц полукокса/кокса и жидкой части в виде смольной фракции, полученных после термического передела угля-сырца, отличающееся тем, что тонкодисперсная смесь представляет собой двойную суспензионно-эмульсионную систему, в которой в качестве твердой части используют совместно микрочастицы угля-сырца и продукты его термического передла в виде микрочастиц полукокса/кокса, а в качестве жидкой части используют жидкие продукты термического передела того же угля-сырца, при этом смольная фракция используется для капсулирования групп твердых микрочастиц угля-сырца и полукокса/кокса микрокапли эмульсии, а подсмольная вода используется в качестве дисперсной среды.

Пояснение предложенного технического решения проведем с использованием следующих дефиниций используемых терминов:

Тонкодисперсная система - взвесь мелких частиц в среде.

Суспензия - взвесь твердых мелких частиц в жидкости.

Эмульсия - взвесь жидких мелких капель в жидкости.

Золь - промежуточная тонкодисперсная система между истинным раствором и грубодисперсной системой - взвесью.

Гель - взвесь жидких мелких частиц в твердом теле.

Уголь-сырец - добытый, обогащенный, измельченный каменный/бурый уголь или торф.

Предложенное решение уменьшает вязкость ЖУТ, делает его минимально абразивным, более дешевым и при этом более калорийным чем традиционное ВУТ.

При соотношении твердого к жидкому Т:Ж~3:1 и тонине помола угля более 30 мкм, характерным для ВУТ, вязкость ЖУТ и его абразивность, при прочих равных условиях, во много будут зависеть от характера взаимодействия частиц угля в потоке ВУТ и со стенками распыляющей форсунки. Зацепляясь острыми краями друг за друга и металл, частицы угля будут оказывать механическое воздействие друг на друга и на внутреннюю поверхность сопла форсунки, повышая силу сцепления слоев жидкости в потоке и пристеночном слое. Типичное значение вязкости ВУТ лежит в диапазоне 1000÷1200 мПА/с.

Опыт использования ВУТ в 1985-1995 гг.на Новосибирской ТЭЦ-5 показал, что первые форсунки камер сгорания топочных котлов служили не более 40 часов из-за абразивного износа.

В прототипе уменьшение абразивности ЖУТ достигнуто за счет повышения вязкости топлива и вывода из его состава золы полукоксования. При этом размер частиц полукокса был уменьшен с 20 км до 1÷1000 нм в составе золя, что за счет броуновского движения частиц между слоями текущего ЖУТ повышало межслоевое сцепление. А последующий перевод золя в гель, фактически в полустуденистую массу, требует при создании условий для распыления ЖУТ его подогрева и повышенного давления при подаче на форсунку. Возможно, более оптимальным способом сжигания такого топливного геля будет струйное сжигание в кипящем слое нагретого инертного материала.

В предложенном изобретении твердые углеродсодержащие частицы имеют размеры 3-5 мкм и они включены в капельки жидкой фазы эмульсии размерами 6-10 мкм, которые во взвешенном состоянии имеют форму шара и при движении ЖУТ выполняют роль шарикоподшипников качения при трении слоев ЖУТ между собой и стенкой форсунки, изолируя твердые частицы от механического взаимодействия между собой и металлом форсунки, снижая вязкость и абразивность ЖУТ.

С целью снижения удельной стоимости ЖУТ в состав ЖУТ наряду с углем-сырцом вводятся все продукты термического передела этого же угля-сырца-кокс/полукокс, смольная фракции и подсмольная вода - в качестве генетически связанных компонентов тонкодисперсной системы. Этот шаг расширяет количественный, качественный и ценовой диапазон выпуска ЖУТ, особенно из местного сырья. При этом достигается и дополнительный, экологический, эффект - если подсмольная вода не используется в качестве ценного химического сырья, пригодного для выделения таких продуктов, как уксусная кислота, аммиак и фенолы, то она представляет ядовитую опасность для окружающей среды и человека, которая уничтожается при сжигании ЖУТ.

Присутствие золы в коксе/полукоксе не влияет на абразивность ЖУТ по вышеупомянутой причине - капсулировании частиц в микрокапельках смольной фракции, но приносит дополнительный экологический эффект за счет извлечения летучих (германий, галлий) и нелетучих редких элементов, редкоземельных металлов после высокотемпературной (760-1260°C) обработки твердых частиц ЖУТ в камере сгорания.

Приведем пример возможного использования изобретения, основанный на сведениях, полученных авторами (2001-2014 гг.) и сотрудниками Теплоэнергетического факультета Томского политехнического института (1997-2014 гг.), ООО «Научно-производственное предприятие «БИОТОП» (2001-2002 гг.) и Новокузнецкого государственного научно-производственного предприятия «ЭКОТЕХНИКА» (2002-2005 гг.) об угле-сырце Таловского буроугольного месторождения Томской области и продуктах его пиролиза в лабораторных исследованиях и опытных испытаниях керневого материала.

При следующих характеристиках таловского бурого угля-сырца:

- зольность Ad, %: 20…30;

- рабочая масса топлива, %: Wt′ =40,7; А′ =14,6; S =0,2; С =29,5; Н =2,2; N =0,6; O =12,2;

- теплота сгорания, МДж/кг: Q t r =10,0; Q t d =16,9;

- выход летучих, Vdaf =59,8;

- размер частиц, мкм: 3…5

и продуктов пиролиза таловского бурого угля-сырца:

- выход продукта в пересчете на 1 т абсолютно сухого бурого угля-сырца:

- таловский полукокс - 44%;

- таловская смольная фракция - 20%;

- -таловская подсмольная вода - 16%;

- таловский газ пиролиза - 11,4%;

- потери - 8,6%

- таловский полукокс имеет калорийность 4500…5500 ккал/кг;

- таловская смольная фракция - аналог топочного мазута марки M4O с калорийностью 5000…10000 ккал/кг и содержанием серы от 0,08 до 0,15%;

- таловский газ пиролиза калорийностью 5000…5600 ккал/кг и составом, в %: Н2 - 13,8; N2 - 13,2; С2Н4 - 3,5; O2 - 1,2; CH4 - 17; СО - 7,9; (H2S+CO3) - 43,4. Исходя из результатов лабораторных опытов, промышленное ЖУТ будет характеризоваться нижеприведенными оценочными параметрами (при использовании вибромельницы ВМ-200 и гомогенизатора ГУУМП):

- содержание таловского бурого угля-сырца и/или полукокса, %: 55…65;

- содержание таловской смольной фракции, %: 15…25;

- содержание таловской подсмольной воды, %: 20…30;

- размер твердых углеродсодержащих частиц, мкм: 3…5;

- размер жидких капель эмульсии, мкм: 6…10;

- вязкость, мПа/с: 800…1000;

- низшая теплота сгорания, ккал: 3500…5500;

- зольность, %: 6…12;

- содержание серы, %: менее 0,08;

- стоимость топливной составляющей 1 Гкал, руб.: около 300.

Таким образом, заявленное жидкое угольное топливо обеспечивает технический результат, состоящий в получении тонкодисперсной системы, имеющей небольшую вязкость, малую абразивность, более низкую стоимость топливной составляющей и позволяющей при форсуночном сжигании длительное время эксплуатировать форсунки, получать факел хорошего распыла, исключить из топливной схемы насосы второго подъема и дополнительные топливные подогреватели.

Жидкое угольное топливо, состоящее из тонкодисперсной смеси твердой части в виде микрочастиц полукокса/кокса и жидкой части в виде смольной фракции, полученных после термического передела угля-сырца, отличающееся тем, что тонкодисперсная смесь представляет собой двойную суспензионно-эмульсионную систему, в которой в качестве твердой части используют совместно микрочастицы угля-сырца и продукты его термического передела в виде микрочастиц полукокса/кокса, а в качестве жидкой части используют жидкие продукты термического передела того же угля-сырца, при этом смольная фракция используется для капсулирования групп твердых микрочастиц угля-сырца и полукокса/кокса в микрокапли эмульсии, а подсмольная вода используется в качестве дисперсной среды.



 

Похожие патенты:

Изобретение описывает эмульгирующую композицию для гомогенизации и реэмульгирования топлива, которая содержит в пересчете на общий вес композиции первую смесь i), содержащую а) от 5% до 40% N-олеил-1,3-пропилендиамина, б) от 60% до 95% по весу N,N′,N′-полиоксиэтилен-N-таллового пропилендиамина и ii) от 5% до 40% изопропилбензола или керосина, добавляемого в первую смесь.

Изобретение относится к применению, по меньшей мере, одного (С6-C15)этоксилата спирта и, по меньшей мере, одного (С8-С24)алкиламидо (C1-С6)алкилбетаина в жидком углеводородном топливе, содержащем меньше чем 50 м.д.
Изобретение относится к способу получения углеводородного автомобильного топлива, который заключается в том, что исходное углеводородное автомобильное топливо смешивают с дистиллированной водой в равных весовых пропорциях, полученную водотопливную смесь в трубчатом проточном реакторе подвергают воздействию волн СВЧ частотой 10-30 ГГц, затем обрабатывают в вихревом трубчатом реакторе при избыточном давлении 0,5-3,5 МПа и температуре 10-30°C в присутствии сплавов металлов Cr, Ni, Fe, из которых выполнены завихрители вихревого трубчатого реактора.
Изобретение может быть использовано в области нефтедобывающей промышленности. Способ переработки жидких нефтешламов в гидратированное топливо включает нагрев и очистку нефтешлама.

Изобретение относится к противоизносной присадке для малосернистого дизельного топлива на основе карбоновых кислот, при этом она дополнительно содержит полиэтиленполиамин, а в качестве карбоновых кислот используются технические алкил(С16-С18)салициловые кислоты при массовом соотношении полиэтиленполиамин: технические алкил(С16-С18)салициловые кислоты, равном 0,007-0,035:1,0.

Изобретение относится к растворению твердых органических материалов. Изобретение касается способа солюбилизации твердых органических материалов, заключающегося во взаимодействии твердого органического материала с окислителем в перегретой воде, чтобы образовалось солюбилизированное органическое растворимое вещество.

Изобретение относится к способу получения пневмо-угольного топлива (ПУТ), включающему использование устройства, содержащего горные машины угольных предприятий (УП) с исполнительным органом (ИО) типа сколо-дробящего всасывающего (СДВ) с возможностью получения угольного порошка с локализацией газа метана и угольной пыли, пневмотранспортные установки (ПТУ), конечный терминал ТЭЦ с сжиганием ПУТ в виде угольного порошка, при этом ПУТ одновременно получают на УП и сжигают на ТЭЦ, непрерывно транспортируя ПУТ из забоя УП до терминала ТЭЦ (теплоносителя) через непрерывную серию полых частей ПТУ всасывающе-нагнетательного типа.
Изобретение относится к гибридному эмульсионному топливу, включающему углеводород, воду, спирт и поверхностно-активное вещество, характеризующееся тем, что топливо представляет собой устойчивую эмульсию прямого типа, а в качестве углеводорода используют бензин, или керосин, или дизтопливо при следующем соотношении компонентов, об.%: бензин, или керосин, или дизтопливо - 70, вода - 18-30, спирт этиловый 0-12, ПАВ, ОП-7 - 0,3-0,8.

Изобретение относится к области переработки углеводородсодержащих отходов и предназначено для получения жидкого котельного топлива. Изобретение касается устройства для переработки нефтеотходов, включающего узел подготовки сырьевой смеси, диспергатор, резервуар готовой эмульсии, между узлом подготовки сырьевой смеси и диспергатором дополнительно установлен регулятор поддержания постоянства расхода сырьевой смеси, резервуар готовой эмульсии соединен трубопроводом через обратный клапан с узлом подготовки сырьевой смеси, а в качестве диспергатора используют вихревой насос, соединенный со струйным кавитационным аппаратом.
Изобретение относится к способу получения устойчивых во времени мелкодисперсных водо-углеводородных эмульсий для экологически безопасных топливных присадок и битумного вяжущего в дорожном строительстве из воды и углеводородных составляющих, предварительно очищенных от механических примесей.

Изобретение относится к способу получения жидкого угольного топлива, который включает гомогенизирование продуктов термического передела угля, при этом осуществляют совместное гомогенизирование полукокса, смольной фракции и подсмольной воды таким образом, что полукокс фракции 3-5 мкм суспендируется в микрокапли смольной фракции, которые являются дисперсной фазой эмульсии с дисперсной средой в виде подсмольной воды, а получаемое топливо приобретает кинематическую вязкость 10-40 cSt при температуре 50°С. Технический результат - получение среднекалорийного, маловязкого и малоабразивного жидкого угольного топлива. 1 з.п. ф-лы.
Изобретение описывает топливный гель, который включает поверхностно-активное вещество - продукт обработки смеси моно- и диалкилфенолов окисью этилена - и керосин, при этом он дополнительно содержит перекись водорода, при следующем соотношении компонентов, об.% Поверхностно-активное вещество 0,05 Перекись водорода 0,95 Керосин остальное до 100. Гель обладает высокой морозоустойчивостью и стабильностью при хранении. 1 табл.

Изобретение относится к топливной эмульсии для дизелей на основе дизельного топлива с добавлением спирта, эмульгатора, смеси мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты и воды, при этом топливная эмульсия дополнительно содержит смазывающую присадку ДПА-ЛубриКор при следующих соотношениях компонентов, %: этанол 5,0-50,0; вода 0,5-5,0; алкенилсукцинимид 0,25-1,0; смесь мыл диэтаноламина и олеиновой кислоты 0,2; смазывающая присадка 0,02; дизельное топливо - до 100. Применение топливной эмульсии позволяет снизить жесткость процесса сгорания, уменьшить износ в топливной аппаратуре и цилиндропоршневой группе, тем самым повысить надежность и долговечность дизеля. 2 табл., 1 ил.
Изобретение относится к водно-топливной композиции для применения в тепловых и ракетных двигателях, работающих на жидком углеводородном топливе, которая включает дисперсионную среду - углеводородное топливо и дисперсионную фазу - водосодержащую композицию, при этом устойчивость водно-топливной композиции достигается путем установления равенства плотностей водосодержащей композиции и углеводородного топлива за счет соотношения компонентов, при этом в качестве водосодержащей композиции используется водно-спиртовой раствор. Также раскрывается способ получения водно-топливной композиции. Технический результат заключается в получении водно-топливной композиции с улучшенными техническими, экономическими и экологическими параметрами. 2 н.п. ф-лы, 3 пр.
Изобретение относится к области нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа переработки жидких нефтесодержащих отходов с получением водоэмульсионного топлива, включающего нагрев жидких нефтесодержащих отходов, очистку с последующей подачей очищенной смеси углеводородов с водой на трехкратную гомогенизацию смеси. Очищенную смесь подают в виброкавитационный гомогенизатор, одновременно в упомянутый гомогенизатор подают угольную фракцию в количестве 5-10% от расхода подаваемой жидкой смеси при каждом проходе через гомогенизатор до содержания угольной фракции до 15-30% гидратированного топлива, при этом очищенную смесь углеводородов с водой и с угольной фракцией обрабатывают в виброкавитационном гомогенизаторе при относительном центробежном ускорении ротора не менее 1200 g, и зазором между статором и ротором 0,25 мм, осуществляя диспергирование в пленке, толщиной не более 0,25 мм. Технический результат - повышение стабильности эмульсии. 1 з.п. ф-лы, 6 пр.
Изобретение описывает жидкий концентрат для защиты жидких топлив от загрязнения водой, по существу состоящий из: (A) от 0,5 до 5% масс. одного или нескольких жирно-(C8-C24)-амидо-(C1-С6)-алкилбетаиновых эмульгирующих агентов; (B) от 45 до 75% масс. С6-C15 алканолэтоксилированных поверхностно-активных веществ; (C) от 0,5 до 10% масс. одного или нескольких солюбилизаторов на основе гликоля; и (D) от 5 до 50% масс. одного или нескольких C1-C4 алканолов; в котором компонент (В) включает смесь этоксилатов С6-C15 алканолов с различным углеродным числом алканольных звеньев и в среднем от 2 до 5 молей этиленоксидных звеньев на моль алканола, где углеродные числа двух этоксилатов С6-C15 алканолов, которые имеют самую высокую долю в массе смеси, отличаются друг от друга по меньшей мере на 1,5 углеродных числа, и причем углеродное число одного из двух этоксилатов С6-C15 алканолов, которые имеют самую высокую долю в массе смеси, находится в интервале от 9 до 11, а другого - в интервале от 12 до 14. Также раскрывается способ получения жидкого концентрата и стабильная эмульсия вода-в-масле, содержащая указанный выше концентрат. Технический результат заключается в уменьшении или исключении образования в жидком углеводородном топливе частиц льда, имеющих средний массовый размер частиц больше 1 мкм, когда указанное жидкое углеводородное топливо охлаждается до температуры в интервале от 0 до -50°С. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 10 пр.

Изобретение описывает устройство для переработки нефтеотходов, включающее узел подготовки сырьевой смеси, диспергатор, резервуар готовой эмульсии, соединенный трубопроводом через обратный клапан с узлом подготовки сырьевой смеси, при этом резервуар готовой эмульсии снабжен обогревом, в частности резервуар готовой эмульсии обмотан нихромом, по которому пропускают электрический ток. Техническим результатом является поддержка необходимой вязкости эмульсии в течение длительного промежутка времени.1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение раскрывает способ получения топливной композиции, включающий смешение бензина с бутиловым и этиловым спиртами, при этом этиловый спирт предварительно смешивают с бутиловым спиртом в соотношении 1:1 - 1:0,2, осуществляют гомогенизацию полученной смеси в виброкавитационном гомогенизаторе с вращающимся рабочим элементом ротором с перфорированной поверхностью и неподвижным рабочим элементом статором при удельном расходе смеси не более 2,5 г/см2 рабочей поверхности ротора в секунду и окружной скорости его вращения не менее 20 м/с, после чего полученную смесь этилового спирта с бутиловым спиртом смешивают с бензином в соотношении : смесь этилового спирта с бутиловым спиртом (90-30) об. %, бензин (10-70) об. % и повторно подают в упомянутый гомогенизатор с объемной скоростью 5-500 л/мин. Технический результат заключается в получении стабильных топливных композиций с равномерным распределением компонентов по объему топливной композиции, устойчивых в течение не менее шести месяцев в широком диапазоне температур. 6 табл., 3 пр.
Изобретение раскрывает топливную композицию, которая включает этиловый спирт, бутиловый спирт и бензин, при этом композиция содержит смесь этилового и бутилового спиртов, взятых в соотношении, об. % (80-20) - (50-50), предварительно обработанную в виброкавитационном гомогенизаторе с вращающимся рабочим элементом - ротором с перфорированной поверхностью и неподвижным рабочим элементом - статором при удельном расходе смеси не более 2,5 г/см2 рабочей поверхности ротора в секунду и окружной скорости его вращения не менее 20 м/с, а в качестве присадки в составе композиции дополнительно используют карбамид, об. %: смесь этилового и бутилового спиртов 20-80; карбамид 0,5-2,0; бензин - остальное. Технический результат заключается в упрощении ингредиентного состава топливной композиции и обеспечении стабильности композиции при широком диапазоне изменения температур от +20°C до -33°C. 3 пр.

Изобретение раскрывает водоуглеродное топливо, включающее углеродсодержащий компонент, гумат натрия и воду, при этом в качестве углеродсодержащего компонента используется твердый углеродный остаток пиролиза автошин с исходной зольностью 11,40-11,66%, сернистостью 1,2% мас., предварительно измельченный до крупности частиц 0,1 мм и обогащенный методом масляной агломерации, где в качестве реагента для обогащения используется жидкая фракция пиролиза автошин в количестве 4,0-6,0% к массе воды, используемой для обогащения, при следующем соотношении компонентов, мас. %: углеродные гранулы 60-64, гумат натрия 0,6-1,28, вода 34,72-39,4. Техническим результатом заявляемого изобретения является получение водоуглеродного топлива с низкой зольностью и сернистостью, приготовленного из концентрата твердого углеродного остатка пиролиза автошин, что позволяет более полно утилизировать отработанные автошины и улучшить экологическую обстановку в регионах. 4 табл., 3 пр.
Наверх