Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог на многолетнемерзлых грунтах. Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах при неоднородности грунтов по ширине основания содержит земляное полотно с размещением геосинтетического материала. В откосной части земляного полотна со стороны слабого основания сформирован грунтовый упорный валик из минерального непучинистого грунта, окаймленный армирующим геосинтетическим материалом, размещенным в подоткосной части основания автомобильной дороги и части откоса земляного полотна, образующим полуобойму с закреплением нижних краев в толще грунтов с использованием анкерного стержня, вставленного в петлю, образованную нижними краями армирующего геосинтетического материала. Обеспечивается повышение устойчивости земляного полотна, уменьшение вертикальных и горизонтальных деформаций покрытия, земляного полотна и грунтов основания. 1 ил.

 

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог на многолетнемерзлых грунтах.

При принятии проектных решений, в частности, не учитываются основания со специфическим инженерно-геологическим строением, например основание автомобильной дороги представлено многолетнемерзлым торфом слева и талыми водонасыщенными песчаными и глинистыми грунтами с прослойками торфа справа относительно продольной оси дороги, что приводит к критическим деформациям земляных сооружений.

Известно земляное полотно дорог на слабом основании, включающее выполненные в слабом основании и заполненные минеральным материалом прорези, крайние из которых размещены одна от другой на расстоянии, равном ширине земляного полотна поверху, и геотекстильную прослойку, расположенную под насыпью и заведенную в слабое основание [RU 1581801 SU, МПК5 E01C 3/06, опубл. 30.07.1990].

Наиболее близким аналогом является автомобильная дорога на вечномерзлых грунтах, содержащая дорожную конструкцию и уложенные в теле насыпи поперечные полосы из синтетического материала, отличающаяся тем, что она снабжена продольными полосами из водонепроницаемого синтетического материала, размещенными в сезонно-талом слое основания дорожной конструкции симметрично относительно оси дороги и защемленными нижними краями в толще многолетнемерзлых грунтов [RU 2221102 C1, МПК7 E01C 3/06, E01C 3/00, опубл. 10.01.2004].

Недостатком аналога и прототипа является то, что они применимы на однородных относительно продольной оси грунтах и могут быть реализованы только при новом строительстве автомобильной дороги.

Задачей изобретения является увеличение межремонтных сроков при эксплуатации автомобильной дороги, что выражается в следующем техническом результате: повышении устойчивости земляного полотна, уменьшении вертикальных и горизонтальных деформаций покрытия, земляного полотна и грунтов основания, существенно снижающие ширину раскрытия продольных и поперечных трещин, просадки и волны на покрытии дорожной одежды.

Указанный технический результат достигается тем, что в автомобильной дороге на многолетнемерзлых грунтах при неоднородности грунтов по ширине основания, содержащей земляное полотно с размещением геосинтетического материала, особенностью является то, что в откосной части земляного полотна со стороны слабого основания сформирован грунтовый упорный валик из минерального непучинистого грунта, окаймленный армирующим геосинтетическим материалом, размещенным в подоткосной части основания автомобильной дороги и части откоса земляного полотна, образующим полуобойму с закреплением нижних краев в толще грунтов с использованием анкерного стержня, вставленного в петлю, образованную нижними краями армирующего геосинтетического материала.

Выполнение на автомобильной дороге вертикального армирования откоса и подоткосного основания с формированием грунтового упорного валика в теле откоса более слабой (правой) части земляного полотна, в сторону которой развиваются критические деформации, позволяет достичь поставленной задачи.

Изобретение иллюстрируется чертежом, где на фиг. изображена автомобильная дорога в поперечном разрезе.

Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах при неоднородности грунтов по ширине основания земляного полотна содержит дорожную конструкцию, основание 10 которой сложено многолетнемерзлым торфом и талыми водонасыщенными песчаными и глинистыми грунтами с прослойками торфа.

Для армирования автомобильной дороги в продольной траншее 7 в основании 10 земляного полотна 2 вертикально расположен геосинтетический материал (полотно) 1. В откосной части 5 земляного полотна 2 устроен грунтовый упорный валик 3. Высоту h грунтового упорного валика 3 выбирают таким образом, чтобы наклон грунтового упорного валика 3 соответствовал заложению откоса 4 на существующем поперечном профиле земляного полотна 2. При этом геометрические параметры и жесткость грунтового упорного валика 3 определяют путем расчета.

Грунтовый упорный валик 3, расположенный в откосной части 5 земляного полотна 2, пересекает поверхности скольжения и не позволит развиваться деформациям в сторону откоса 4. Фиксирование грунтового упорного валика 3 от горизонтальных перемещений выполнено армирующим геосинтетическим материалом 1, который анкерится в основании 10 анкерным стержнем 6. Силы трения, возникающие по боковым поверхностям армирующего геосинтетического материла 1 и вокруг анкерных стержней 6, устроенных на концах, удерживают грунтовый упорный валик 3 в проектном положении. Такая схема армирования позволяет снизить горизонтальные и вертикальные деформации, возникающие в теле земляного полотна 2 и в основании 10 автомобильной дороги, и предотвратит дальнейшее развитие деформаций на данном участке автомобильной дороги, что приведет к увеличению межремонтных сроков.

Работы по внедрению конструктивного решения выполняются в осенне-зимний период. Выполнение работ при капитальном ремонте по укреплению откоса и подоткосного основания земляного полотна автомобильной дороги начинается с разборки существующего откоса земляного полотна 2 шириной В. Откос 4 с заложением 1:m разбирается экскаватором максимально близко к верхней бровки земляного полотна. В основании 10 экскаватором устраивают ближнюю к бровке земляного полотна продольную траншею 7. Армирующий геосинтетический материал 1 с анкерными стержнями 6, вставленными в петли, выполненные из армирующего геосинтетического материала 1, образованные путем загиба армирующего геосинтетического материала 1 и термоспаивания, погружают в продольную траншею 7 с обочины 8 автомобильной дороги. Анкерный стержень 6 обеспечивает натяжение армирующего геосинтетического материала 1 в продольной траншее 7 при погружении и повышает анкеровку армирующего геосинтетического материала 1 в основании 10 автомобильной дороги.

Заполнение продольной траншеи 7 непучинистым минеральным грунтом выполняют послойно бульдозером с уплотнением каждого слоя ручными трамбовками. Дневную поверхность продольной траншеи 7 уплотняют проходами катка на пневмоходу. Далее экскаватором разрабатывают дальнюю от бровки земляного полотна продольную траншею 7, устраивают грунтовый упорный валик 3, устанавливают опалубку 9, которая позволит ограничить горизонтальные перемещения грунта грунтового упорного валика 3 при его формировании и уплотнении, а также удержать верхние кромки продольной траншей 7 в проектном положении. Грунт грунтового упорного валика 3 уплотняется слоями, например, посредством катков на пневмоходу.

Опалубку 9 убирают и погружают армирующий геосинтетический материал 1. Свободную сторону армирующего геосинтетического материала 1 с анкерным стержнем 6 устанавливают в продольную траншею 7, обертывая грунтовый упорный валик 3. Натяжение армирующего геосинтетического материала 1 на грунтовом упорном валике 3 и в продольной траншее 7 обеспечивает анкерный стержень 6.

Заполнение второй продольной траншеи 7 выполняется аналогично. Восстановление геометрических параметров откоса 5 выполняется путем перемещения разработанного ранее грунта бульдозером с уплотнением катками на пневмоходу, с последующей планировкой. Доуплотнение грунтов до требуемой плотности следует производить в летний период.

Планировку откосов 4 насыпей осуществляют проходами тяжелого автогрейдера или бульдозера с откосниками и удлинителями отвала.

Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах при неоднородности грунтов по ширине основания, содержащая земляное полотно с размещением геосинтетического материала, отличающаяся тем, что в откосной части земляного полотна со стороны слабого основания сформирован грунтовый упорный валик из минерального непучинистого грунта, окаймленный армирующим геосинтетическим материалом, размещенным в подоткосной части основания автомобильной дороги и части откоса земляного полотна, образующим полуобойму с закреплением нижних краев в толще грунтов с использованием анкерного стержня, вставленного в петлю, образованную нижними краями армирующего геосинтетического материала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу изготовления геологической гранулометрии, обладающей функцией предотвращения природных бедствий и экологичностью, а именно к формированию гранулометрического слоя в поверхностном покрытии дороги.

Изобретение относится к области строительства, предназначено для изготовления пространственно-полимерных решеток (ППР), используемых для армирования строительных конструкций и укрепления слабых оснований промышленных и гражданских сооружений, откосов береговых линий и русел водоемов, при строительстве аэродромов, дорожных одежд, откосов, подпорных стенок.

Изобретение относится к строительству и ремонту автомобильных дорог и может быть использовано для устройства нижних слоев основания одежд и верхних слоев земляного полотна в дорожном и сельскохозяйственном строительстве, а также для площадок зернотоков или хранения сельскохозяйственной техники.

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства основания дорожных одежд. .

Изобретение относится к области строительства, в частности к области дорожного, аэродромного, железнодорожного строительства, и может быть использовано при сооружении конструкций, используемых для движения по ним транспортных средств, а также для устройства трубопроводных опор и прочих строительных сооружений.
Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для устройства оснований автодорог и аэродромов из каменных материалов. .
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано при конструкции оснований дорожной одежды. .

Изобретение относится к области строительства, а именно к способу устройства дорожного покрытия. .

Изобретение относится к реконструкции дорог и нанесению дорожного покрытия, а именно к способу конструирования и строительства дороги с использованием компонентов имеющегося покрытия без удаления и замены этого покрытия.

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть применено для устройства дорожной одежды с использованием армированного монолитного цементобетона.

Изобретение относится к области транспортного строительства и может быть использовано для укрепления оснований и покрытий транспортных сооружений, в частности автомобильных дорог и других транспортных сооружений, конструкций дорожного покрытия, откосов, укрепленных обочин, конусов мостов, оснований автомобильных дорог, а также аэродромов, промышленных и строительных площадок, для защиты водоотводных канав, береговых линий, русел водоемов от размыва, при благоустройстве и строительстве объектов гидротехнического, гражданского и промышленного строительства и т.п. Задачей настоящего изобретения является укрепление оснований и/или покрытий транспортных сооружений, повышение сдвигоустойчивости, предотвращение миграции отдельных зерновых элементов по причинам различной природы, повышение несущей способности транспортных сооружений и расширение функциональных возможностей использования различных строительных материалов. Способ устройства конструкции основания и/или покрытия транспортного сооружения, включающий формирование на укрепляемом полотне слоя из зерновых элементов, введение в него вяжущего, и формирование каркасной структуры. При этом введение вяжущего в слой из зерновых элементов осуществляют путем проливки его дискретными несвязанными струями под действием силы тяжести последовательно сверху вниз, образование каркасной структуры осуществляют путем обволакивания оболочками из вяжущего зерновых элементов и формирования вертикальных нитей из вяжущего в случайно распределенных пустотах между контактирующими друг с другом оболочками, последующего отверждения и усадки вяжущего каркасной структуры. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства земляного полотна, оснований и покрытий дорожных одежд промысловых дорог и площадок. Технический результат - повышение прочности и морозостойкости, а также экономической эффективности строительства. Состав для дорожного строительства, содержащий цемент, грунтощебень и модификатор, содержит в качестве модификатора буровой шлам - выбуренную породу, имеющую в своем составе нефть, и дополнительно фиброволокно, %: грунтощебень 100, цемент 2-12 (сверх 100%), буровой шлам 10-50 (сверх 100%), фиброволокно 0,01-5 (сверх 100%). 1 пр.,1 табл.
Наверх