Двухтактная бескривошипная поршневая тепловая машина-двигатель



Двухтактная бескривошипная поршневая тепловая машина-двигатель
Двухтактная бескривошипная поршневая тепловая машина-двигатель
Двухтактная бескривошипная поршневая тепловая машина-двигатель

 


Владельцы патента RU 2551717:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный университет" (национальный исследовательский университет) (ФГБОУ ВПО "ЮУрГУ" (НИУ)) (RU)

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению, и может быть использовано в качестве источника механической энергии. Двухтактная бескривошипная поршневая тепловая машина-двигатель содержит поршень 2, установленный в цилиндр 1, закрепленный на блок-картере 6, механизм преобразования движения, двухрожковый вильчатый выходной вал 8, связанный посредством вильчатого рычага с кареткой 14 механизма преобразования движения. Ось каретки 12 имеет цапфы с установленными на них втулками, опирающимися на беговую дорожку. Каретка соединена с поршнем посредством штока 9, нижняя головка которого жестко связна с внутренней обоймой подшипника, расположенного в гнезде каретки, а верхняя головка жестко соединена с поршнем. Подпоршневая полость отделена от картера проставкой 3 с установленным в ней сальником и имеющей отверстие для штока 9. Картерное пространство и проставка, отделяющая его от подпоршневой полости, образуют масляную полость, в которой размещаются наиболее нагруженные элементы механизма передачи и преобразования движения. Технический результат заключается в повышении надежности работы за счет улучшения качества смазки и улучшения температурных условий работы наиболее нагруженных трущихся деталей механизма передачи и преобразования движения, а также обеспечения более благоприятных условий для реализации двухтактного цикла. 3 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению, и может быть использовано в качестве источника механической энергии.

Известны конструкции бескривошипных тепловых поршневых машин, в частности поршневая машина Лапидуса (Лапидус А.Л. Поршневая машина. Авторское свидетельство №1038487, F01B 9/08, опубл. 30.08.1983). В этой машине поршень (он неподвижен) расположен внутри цилиндра, имеющего возможность возвратно-поступательного перемещения относительно его (поршня) продольной оси и вала, ось которого перпендикулярна оси поршня. Вал способен воспринимать и передавать вращательное движение кулачков установленного на нем (во внутреннем пространстве поршня) храпового механизма. Опоры вала вынесены за стенки цилиндра, выполненного с возможностью перемещения вдоль поршня благодаря окнам на боковых поверхностях. При перемещениях цилиндра верхние и нижние своды окон воздействуют на кулачки храповых (обгонных) муфт, установленных на валу во внутреннем пространстве поршня. Муфты работают в противофазе, этим обеспечивается вращение вала. Таким образом, поршень неподвижен. Возвратно-поступательное движение совершает гильза. Рабочий цикл, в частности, и сгорание реализуется в пространстве, ограниченном торцевыми поверхностями поршня и торцевыми внутренними поверхностями гильзы, внутри которой размещено тело поршня.

Основным недостатком устройства является невысокая нагрузочная способность механизма обгонных муфт, неприспособленность к повышению частоты вращения, проблематичный запуск: машина Лапидуса необратима.

Другим примером могут служить машины-двигатели с циклоидальной формой рабочих органов, в частности двигатель Ф. Ванкеля (Бениович B.C., Апазиди Г.Д., Бойко A.M. Роторно-поршневые двигатели. - М.: Машиностроение, 1968, стр. 11-40; Орлин А.С. Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для ВТУЗов. - М.: Машиностроение, 1990, стр. 261- 265). В бескривошипном двигателе Ванкеля поршня как такового нет, т.к. он заменен вращающимся ротором, имеющим, по сравнению с поршнями кривошипно-шатунных двигателей, более сложную конструктивную схему и, в этой связи, более сложную технологию производства. К недостаткам двигателя Ванкеля следует отнести и более высокие тепловые потери в стенки, обусловленные значительными площадями поверхностей, формирующих внутреннее пространство камеры сгорания.

Наиболее близкой к заявленному устройству является конструкция бескривошипной тепловой машины-двигателя (патент RU №2460890 C1, F02B 75/26, F02B 75/32, F01B 9/06; опубл. 10.09.2012). Бескривошипная поршневая тепловая машина-двигатель содержит осесимметричный поршень, установленный в гильзу цилиндра, выходной вал, связанный с поршнем посредствам механизма преобразования движения; на внутренней поверхности днища поршня установлен подшипник, с которым соединена верхняя головка штока, связывающего поршень с кареткой механизма преобразования движения, которая в свою очередь жестко связана со штоком.

К основным недостаткам такого двигателя следует отнести неблагоприятные условия работы подшипника, расположенного на внутренней стороне днища поршня (высок уровень температурных нагрузок, не исключена также возможность масляного «голодания»), и недостаточную смазку основных сопряжений механизма передачи и преобразования движения, воспринимающего нагрузки, создаваемые давлением рабочего тела в камере сгорания в период горения.

В основу предлагаемого изобретения положена техническая задача, заключающаяся в повышении надежности двигателя за счет обеспечения благоприятных условий работы конструктивных элементов механизма передачи и преобразования движения поршня, в частности за счет снижения потерь трения в механизмах передачи и преобразования движения и повышения механического КПД двигателя.

Решение поставленной технической задачи достигается тем, что в предлагаемой двухтактной бескривошипной поршневой тепловой машине-двигателе верхняя головка штока жестко сочленяется с поршнем, нижняя головка штока жестко закреплена во внутренней обойме подшипника, установленного в каретке механизма преобразования движения; при этом подпоршневая полость двигателя и полость блок-картера разделены проставкой, в центре которой выполнено отверстие для расположения стержня штока, а на поверхности проставки, обращенной к поршню, выполнено гнездо для установки уплотняющего шток сальника. Поверхность проставки, обращенная к блок-картеру, и стенки блок-картера образуют полость (ванну), заполненную маслом, для обеспечения смазки трущихся пар механизма передачи и преобразования движения.

Соединение поршня посредством штока, нижняя головка которого жестко связана с внутренней обоймой упорного подшипника, установленного в гнездо на каретке механизма передачи и преобразования движения, отделение с помощью проставки с гнездом для сальника подпоршневой полости двигателя от полости блок-картера и использование полости (ванны) блок-картера, заполненной маслом, создает благоприятные условия (с точки зрения обеспечения теплового состояния и смазки поверхностей трения) работы механизмов передачи и преобразования движения.

Предлагаемая конструктивная схема двухтактной бескривошипной поршневой тепловой машины-двигателя обеспечивает следующие технические преимущества:

- созданы условия для снижения уровня тепловых и механических нагрузок в элементах передачи и преобразования движения поршня, что способствует уменьшению трения и механических потерь в двигателе, повышает его механический и эффективный КПД;

- снижение тепловых и механических напряжений в элементах механизма передачи и преобразования движения, повышает надежность работы двухтактной бескривошипной поршневой тепловой машины-двигателя.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами. На фиг. 1 дан продольный разрез двухтактной бескривошипной поршневой тепловой машины-двигателя. На фиг. 2 представлена схема конструкции каретки механизма преобразования движения. На фиг. 3 - схема конструкции двухрожкового выходного вала.

Двухтактная бескривошипная поршневая тепловая машина-двигатель содержит поршень 2, установленный в цилиндр 1, закрепленный на блок-картере 6, механизм передачи и преобразования движения, двухрожковый вильчатый выходной вал 8, связанный с кареткой 14 механизма передачи и преобразования движения. Ось 12 каретки 14 имеет цапфы с установленными на них втулками 11, опирающимися на беговую дорожку. Каретка 14 соединена с поршнем 2 посредством штока 9, нижняя головка которого жестко связана с внутренней обоймой подшипника 10, расположенного в гнезде каретки, а верхняя головка жестко соединена с поршнем 2. Подпоршневая полость отделена от блок-картера 6 проставкой 3 с установленным в ней сальником 13. По центру проставки 3 выполнено отверстие для штока 9. Блок-картер и проставка 3, отделяющая его от подпоршневой полости, образуют полость (ванну), заполненную маслом, в которой размещаются наиболее нагруженные элементы механизма передачи и преобразования движения.

Предлагаемая двухтактная бескривошипная поршневая тепловая машина-двигатель работает по двухтактному циклу с петлевой щелевой системой газообмена.

Принцип действия двухтактной бескривошипной поршневой тепловой машины-двигателя заключается в следующем. В процессе сгорания вследствие высокого давления рабочего тела в цилиндре поршень 2 перемещается из верхней мертвой точки к нижней мертвой точке. При этом его движение передается через шток 9, нижняя головка которого жестко связана с внутренней обоймой упорного подшипника 10, установленного на каретке 14 механизма передачи и преобразования движения. Ось 12 каретки механизма передачи и преобразования движения, имеющая на своих концах (цапфах) втулки 11, установленные в профилированном криволинейном пазе беговой дорожки, образуемом криволинейными торцевыми поверхностями втулок 4 и 5, побуждает каретку 14 механизма передачи и преобразования движения к вращательному движению. В связи с тем, что корпус каретки 14 имеет пазы, выполненные на ее боковой поверхности, в которых размещены стержни двухрожкового (выходного) вала 8, опирающегося на подшипник 15, установленный в крышке 7, вращательное движение каретки передается на выходной вал 8.

При этом все элементы механизма передачи и преобразования движения защищены от чрезмерно высоких тепловых и механических нагрузок, обусловленных трением и теплопередачей, так как находятся в масляной полости, отделенной проставкой 3 от подпоршневой полости двигателя. Предлагаемая бескривошипная поршневая тепловая машина-двигатель может быть использована в качестве источника механической энергии для привода транспортных машин и стационарных потребителей энергии (насосов, компрессоров, вентиляторов, транспортеров и др.) в различных отраслях промышленности и хозяйства.

Существенным преимуществом предлагаемой конструкции является ее простота и технологичность, повышенный моторесурс и надежность за счет придания основным деталям простых конструктивных форм, улучшения условий смазки, снижения обусловленных трением нагрузок и хорошей ремонтопригодности.

Двухтактная бескривошипная поршневая тепловая машина-двигатель, содержащая поршень, установленный в цилиндр, закрепленный на блок-картере, механизм преобразования движения, отличающаяся тем, что поршень жестко связан с верхней головкой штока, стержень которого проходит через отверстие, выполненное по центру проставки, установленной между цилиндром и блок-картером, а нижней головкой жестко закреплен во внутренней обойме подшипника, установленного в гнезде каретки механизма преобразования движения, в шлицах которой располагаются рожки вильчатого выходного вала, при этом проставка и блок-картер с расположенными в нем элементами механизма преобразования движения образуют полость, заполненную маслом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателям, использующим жидкость. Способ создания многоцилиндрового жидкостного двигателя внутреннего сгорания, содержащего гидросистему, состоящую из турбины и цилиндров, подающих на турбину из внешней камеры сгорания жидкость под давлением газов сгорающей топливной смеси и системы подготовки и воспламенения горючей смеси, при этом жидкостные двигатели объединены в один агрегат, цилиндры которого спарены в проточные блоки, закольцованы на общую турбину, поочередно заполняемыми жидкостью, отсекаемой от потока, отклоненного в спаренный цилиндр, при этом истечение жидкости под давлением газов из внешней камеры сгорания из первого цилиндра, поток снова возвращается в него, вытесняя газы, пока извергается спаренный цилиндр, а последующий блок четырехцилиндрового двигателя включается в действие при снижении давления в цилиндре предыдущего блока вдвое, значит обратно-пропорционально числу блоков двигателя.

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания транспортных средств. Двигатель (10) внутреннего сгорания содержит камеру (12), входной клапанный узел (24, 26), выполненный с возможностью подачи компонентов горючей смеси в камеру для горения в камере и создания увеличения давления в камере, выходной клапанный узел (16), выполненный с возможностью выпуска из камеры под действием увеличения давления выходного потока жидкости в качестве выходной энергии камеры, вводной клапанный узел (136) для выборочной подачи нагретой текучей среды на водной основе в камеру и систему (130, 132, 134) подачи для доставки нагретой текучей среды на водной основе к вводному клапанному узлу.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к поршневым машинам. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно, к поршневым машинам и механизмам преобразования движения их поршней во вращение вала. .

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к дизельным двигателям внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, использующим жидкость в качестве подвижного элемента. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к поршневым двигателям внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к тепловым двигателям, способным работать на всех видах углеводородных топлив. .

Изобретение относится к поршневым машинам. .

Изобретение относится к поршневому двигателю с гасителем крутильных колебаний, а также к гасителю крутильных колебаний для применения с поршневым двигателем или в поршневом двигателе.
Гибридный гофровый двигатель внутреннего сгорания (ГГДВС) задуман как реально осуществимый двигатель в нынешних условиях, когда нет гофров, способных выдерживать большие давления детонации топливно-воздушной смеси в гофровой рабочей камере. Это достигается путем конструктивного слияния двух прототипов: гофрового и цилиндро-поршевого ДВС. В гибриде с помощью соединительной муфты организованная синхронная детонация ТВС как в рабочей камере-гофре, так и в жаровой камере вне гофра. Таким образом, компенсация напора внутри гофра антинапором снаружи гофра разгружает гофр от разрывных усилий. Это, в свою очередь, дает возможность строить гофровые ДВС на основе низконапорных и безнапорных гофров. По термодинамическим законам неохлаждаемые гофровые двигатели обладают существенно высокими КПД и знаменуют собой новое поколение ДВС. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх