Система радиосвязи для транспортных средств

Изобретение относится к технике связи и телекоммуникаций, более конкретно к системам радиосвязи для транспортных средств, и может найти применение при создании устройств для оперативного оповещения участников дорожного движения о приближении транспортных средств специального назначения. Система радиосвязи для транспортных средств содержит передатчик сигналов оповещения, размещенный в транспортном средстве специального назначения. В автомобилях участников дорожного движения установлены приемники сигналов, блоки питания, автоматического управления, обработки и регистрации информации получателем. Передатчик выполнен в виде радиомаяка немодулированных сигналов оповещения, а каждый из приемников сигналов оповещения содержит антенный блок, включающий разнонаправленные приемные антенны, выходы которых соединены через блок многоканального усилителя и блок обработки сигналов радиомаяка с входами блока регистрации информации получателем для автоматического отображения в визуальной и/или звуковой форме оперативной информации о движении транспортного средства специального назначения. Блок обработки сигналов радиомаяка выполнен с возможностью определения по разнице уровней сигналов приемных антенн информации о направлении движения и расстоянии до транспортного средства специального назначения, блок управления приемника сигналов оповещения выполнен с возможностью автоматического включения при запуске двигателя автомобиля. Достигается создание эффективной системы раннего оперативного оповещения водителей - участников дорожного движения о приближении транспортных средств специального назначения. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к технике связи и телекоммуникаций, более конкретно к системам радиосвязи для транспортных средств, и может найти применение при создании устройств для оперативного оповещения участников дорожного движения о приближении транспортных средств специального назначения при чрезвычайных ситуациях (ЧС) с целью ускорения доставки личного состава подразделений экстренных служб к месту назначения.

Прогресс автомобилестроения в настоящее время является одним из ведущих направлений современной техники. Оборотной стороной этого процесса является проблема, связанная с организацией интенсивного дорожного движения, что важно и при создании систем оперативного оповещения участников дорожного движения с целью снижения последствий ЧС. При движении транспортных средств специального назначения (автомобили пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, МЧС и др.) к месту назначения используется повышенный скоростной режим движения и, в соответствии с правилами дорожного движения, спецтранспорт экстренных служб имеет преимущество перед остальными участниками дорожного движения. Так, с момента поступления сообщения о происшествии в службу спасения, пожарным и спасателям в городе необходимо в течение десяти минут прибыть на место происшествия. Однако, в связи с чрезмерной загруженностью дорог особенно в часы пик, пожарные и спасательные подразделения нередко теряют драгоценное время при перемещении по городским дорогам.

Для сокращения времени движения к месту происшествия при ЧС автотранспорт оперативных и специальных служб снабжают средствами светоакустической предупредительной сигнализации, включающими устройства в виде световых панелей, проблесковых маяков и источников звуковых сигналов оповещения (см., например, патенты РФ №№2206127, 2357878, 2369494). Указанные средства обеспечивают локальное оповещение автоводителей о том, что транспортное средство экстренных служб выполняет неотложное служебное задание и остальные участники дорожного движения обязаны уступить ему дорогу (Правила дорожного движения РФ, раздел 3).

Однако устройства светоакустической предупредительной сигнализации являются недостаточно эффективными для оперативного оповещения участников дорожного движения при движении автотранспортных средств экстренных служб на высоких скоростях в сложной обстановке городской среды. Результативность данных устройств снижается из-за ограничений в распространении световых и звуковых сигналов оповещения, а также из-за дефицита времени на адекватную реакцию участников дорожного движения для изменения дорожной ситуации, поскольку они могут оказаться за пределами досягаемости указанных сигналов оповещения.

Для решения задач обеспечения безопасности движения транспортных средств и своевременного оповещения участников дорожного движения о ЧС в настоящее время широко используются маломощные носимые радиостанции двухсторонней радиосвязи. Кроме того, разрабатываются современные оперативные системы предупреждения участников дорожного движения, включающие радиосвязные компьютерные наземные и спутниковые системы оповещения и управления дорожным движением (см., например, патенты РФ №№2391712, 2277264, 2069014, 2146079, 2490794, 2110892, 133785, а также информационный ресурс ИНТЕРНЕТ www.dtprescue.ru/34960.html).

Известна система радиосвязи для транспортных средств, содержащая множество передатчиков сигналов оповещения, приемник информации, блоки питания, управления, обработки сигналов и регистрации информации на приемной стороне (см. патент РФ №2391711, опублик. 10.06.2010).

Известная система выполнена в виде канала односторонней радиосвязи с дискретной информацией, предназначенного для охраны транспортных средств. Канал радиосвязи содержит приемную и передающую части, при этом приемная часть расположена в пункте централизованного наблюдения и включает в свой состав приемную антенну и получатель информации, а передающая часть, установленная на каждом объекте охраны, включает в свой состав источник информации и генератор несущей частоты, выход которого подключен к информационному входу высокой частоты балансного модулятора, выход которого через усилитель мощности подключен к передающей антенне, выполненной с возможностью передачи сообщений по радиоэфиру на приемную антенну пункта централизованного наблюдения для обработки и регистрации информации получателем.

Для данного канала радиосвязи необходимо оснастить каждый из множества объектов охраны передатчиком, включающим упомянутые функциональные блоки, что является недостатком известной системы, например, в случае ее использования для оповещения участников дорожного движения о приближении транспортных средств специального назначения при ЧС.

Известна система радиосвязи для поисково-спасательных служб, содержащая персональный радиомаяк, ГЛОНАСС/GPS приемник, индикатор координатной и служебной информации и автономный источник питания (см. информационный ресурс ИНТЕРНЕТ www.oaoniikp.ru/prod2.php?id=68).

Данная система радиосвязи предназначена для определения и передачи координат места аварии, в том числе транспортных средств, и направления к месту аварии спасателей. Пользователями этой системы могут быть поисково-спасательные службы, автотуристы, альпинисты, геологи, охотники и т.п. В состав известной системы входит персональный радиомаяк ПАРМ-406, включающий 24 канальный ГЛОНАСС/GPS приемник, передатчики ПРД 406 (частота 406,028 МГц) и ПРД 121 (частота 121,5 МГц), антенна АНТ-АРМ, индикатор координатной и служебной информации и автономный источник питания.

К недостаткам известного технического решения следует отнести сравнительно сложное и дорогостоящее аппаратурное оформление персональной системы радиосвязи и спутниковой навигации. Данное обстоятельство затрудняет использование указанной системы, в частности, для оперативного оповещения множества участников дорожного движения о приближении спецтранспорта ввиду значительных затрат на их оснащение. Для преодоления указанного стоимостного барьера для тревожного оповещения участников дорожного движения возможно использование радиовещательных систем.

Наиболее близким техническим решением к предложенному является система радиосвязи для транспортных средств, содержащая передатчик сигналов оповещения, размещенный в транспортном средстве специального назначения, приемники сигналов, установленные в автомобилях участников дорожного движения, блоки питания, управления, обработки и регистрации информации получателем (см. A.M. Шендерович, А.А. Иванов, В.А. Зайков «Радиотелевизионное оповещение населения в случае ЧС» Каталог "Пожарная безопасность", 2010 г., с.158-161 - прототип).

Особенностью известной системы радиосвязи является то, что на транспортном средстве специального назначения установлен маломощный УКВ ЧМ - передатчик односторонней радиосвязи с направленной антенной. Указанный передатчик сигналов оповещения выполнен с возможностью функционирования на выделенной частоте одной или нескольких радиовещательных станций. При этом приемники сигналов оповещения, установленные в автомобилях участников дорожного движения, выполнены в виде стандартных перенастраиваемых радиоприемников с возможностью голосового воспроизведения служебной информации экстренных служб на фоне текущей радиовещательной программы. В составе указанных радиоприемников изначально имеются необходимые средства для приема сигналов оповещения, их обработки и регистрации информации в указанном режиме.

Для обеспечения надежной передачи тревожной информации в известной системе радиосвязи уровень радиосигнала УКВ ЧМ - передатчика спецтранспорта на входе включенных радиоприемников в автомобилях участников дорожного движения должен быть значительно больше уровня сигнала принимаемой в данное время радиовещательной станции. Таким образом, при настройке радиоприемника на заранее выбранную радиовещательную программу происходит замещение сигнала принимаемой радиовещательной программы сигналом, в котором передается полноценное информационное сообщение оператора спецтранспорта о ЧС (см. информационный ресурс ИНТЕРНЕТ www.secuteck.ru/articles2/sis_sv/radiotelevizionoe-opoveshenie-nasekeniya-v-sluchae-chs).

Для известной системы радиовещательного оповещения участников дорожного движения служебной информацией от экстренных служб частично используется уже существующая инфраструктура и техника радиосвязи. При этом стоимость комплекта оборудования на передающей стороне невелика (маломощный передатчик, небольшая направленная антенна, источник питания), а затраты на приемную сторону практически отсутствуют. Однако необходимо отметить, что водители автотранспорта зачастую не могут принять тревожную информацию от экстренных служб, поскольку далеко не все из них пользуются радиоприемником во время движения.

Решаемой задачей изобретения является создание эффективной системы раннего оперативного оповещения водителей - участников дорожного движения о приближении транспортных средств специального назначения при ЧС в условиях быстро меняющейся дорожной обстановки с учетом особенностей городской инфраструктуры.

Техническим результатом предложенного изобретения является устранение недостатков известных технических решений, упрощение элементной базы и условий эксплуатации радиосвязной аппаратуры для оперативного оповещения водителей - участников дорожного движения о приближении транспортных средств специального назначения при ЧС. Дополнительный технический результат заключается в увеличении времени на принятие решений участниками дорожного движения по освобождению трассы для спецтранспорта независимо от климатических условий и времени суток.

Указанный технический результат достигается тем, что в системе радиосвязи для транспортных средств, содержащей маломощный передатчик сигналов оповещения, размещенный в транспортном средстве специального назначения, приемники сигналов, усыновленные в автомобилях участников дорожного движения, блоки питания, автоматического управления, обработки и регистрации информации получателем, согласно изобретению передатчик выполнен в виде радиомаяка немодулированных сигналов оповещения на выделенной несущей частоте в диапазоне ультракоротких волн, каждый из приемников сигналов оповещения содержит антенный блок, включающий разнонаправленные приемные антенны, выходы которых соединены через блок многоканального усилителя и блок обработки сигналов радиомаяка с входами блока регистрации информации получателем для автоматического отображения в визуальной и/или звуковой форме оперативной информации о движении транспортного средства специального назначения, причем блок обработки сигналов радиомаяка выполнен с возможностью определения по разнице уровней сигналов приемных антенн информации о направлении движения и расстоянии до транспортного средства специального назначения, блок управления приемника сигналов оповещения выполнен с возможностью автоматического включения при запуске двигателя автомобиля, а блок управления передатчика сигналов оповещения снабжен вспомогательным блоком ручного управления для переключения режимов работы радиомаяка с непрерывного на периодический или на режим одновременной работы с источниками спецсигналов светового и звукового оповещения на транспортном средстве специального назначения.

Кроме того, передатчик сигналов оповещения может быть выполнен в виде радиомаяка немодулированных сигналов оповещения в диапазоне сантиметровых длин волн, а антенный блок приемника сигналов оповещения может быть снабжен четырьмя рупорными антеннами, ортогонально ориентированными в горизонтальной плоскости.

Кроме того, блок регистрации оперативной информации может быть снабжен средствами для отображения информации, выполненными в виде жидкокристаллического дисплея или светодиодной матрицы, а также источником звуковых сигналов изменяющейся тональности.

Кроме того, радиомаяк сигналов оповещения для спецтранспорта каждой из экстренных служб может иметь собственную частоту излучения, а блок обработки сигналов и регистрации информации в каждом из приемников в автомобилях участников дорожного движения может быть выполнен с возможностью определения и отображения типа приближающегося спецтранспорта по указанной частоте излучения.

Кроме того, в каждом из автомобилей участников дорожного движения может быть установлено устройство спутниковой навигации, дополнительный выход которого может быть соединен через блок управления с дополнительным входом блока регистрации оперативной информации для сигнализации о подключении указанного устройства.

Предложенное изобретение позволяет устранить недостатки известных технических решений, решить поставленную задачу и достичь указанный технический результат, связанный с упрощением элементной базы и условий эксплуатации радиосвязной аппаратуры раннего оперативного оповещения участников дорожного движения о приближении транспортного средства специального назначения в условиях ЧС. Использование в предложенной системе радиосвязи радиомаяка, излучающего немодулированные сигналы в диапазоне ультракоротких волн, позволяет, при минимальных затратах на приемную аппаратуру, своевременно передавать в городских условиях водителям - участникам дорожного движения указанную информацию экстренных служб, что превентивно обеспечивает наиболее оптимальное поведение водителей при появлении или приближении спецтранспорта. Преимущества предложенной системы также связаны с возможностью работы указанного радиосвязного оборудования в автоматическом режиме для предоставления участникам дорожного движения достоверной информации о быстро меняющейся дорожной ситуации и дополнительного времени на принятие ими решений по освобождению трассы для спецтранспорта.

Для сравнения предложенной системы с известными следует упомянуть об использовании радиосвязной аппаратуры, работающей в диапазоне выделенных несущих частот 0,5-35 ГГц и конкретно частот 23-24 ГГц в системе МВД и МЧС. Данные устройства имеют специфическую область применения в виде мобильных или стационарных радаров ГИБДД и радар-детекторов, применяемых участниками дорожного движения в системе предупреждения об имеющихся на дороге стационарных радарах, видеокамерах фиксирующих скорость и проезд на красный свет светофора, известных постах контроля скорости движения автотранспорта, опасных перекрестках и другой подобной информации. Для поддержания двухсторонней радиосвязи при проведении аварийно-спасательных работ также используются мобильные и переносные радиостанции в установленном для МЧС России диапазоне 120-160 МГц (см. www.dtprescue.ru/34960.html), а в гражданском диапазоне Си-Би (от англ. СВ, Citizen's Band) используются средства безлицензионной двухсторонней радиосвязи на коротких волнах в диапазоне около 27 МГц. Подобные маломощные радиостанции в автомашинах позволяют поддерживать постоянный контакт водителей между собой, получать оперативную дорожную информацию, помощь при выборе маршрута, помощь при авариях в пути через аварийные и диспетчерские службы, однако применение портативных радиостанций этого диапазона (длина волны 11 метров) для оповещения участников дорожного движения о приближении спецтранспорта ограничено поскольку полноценная четвертьволновая антенна имеет длину около 2,7 метра. Таким образом, в контексте предложенного технического решения следует однозначно отметить значительные трудности и или невозможность применения известных систем предупреждения и оповещения для решения поставленной задачи и технического результата по созданию сравнительно недорогой, простой в применении и эффективной системы раннего оперативного оповещения водителей - участников дорожного движения о движении транспортного средства специального назначения.

На фиг.1 представлена блок-схема системы радиосвязи для оперативного оповещения автоводителей о движении транспортных средств специального назначения, на фиг.2 показана условная схема движения автомобилей при приближении спецтранспорта экстренных служб, на фиг.3 показан вариант информационной панели на блоке регистрации приемника.

Система радиосвязи (фиг.1) содержит маломощный передатчик 1 сигналов оповещения, размещенный в транспортном средстве 2 специального назначения и выполненный в виде радиомаяка немодулированных сигналов оповещения на выделенной несущей частоте, преимущественно, в диапазоне ультракоротких волн. Приемники 3 сигналов оповещения установлены в автомобилях 4 участников дорожного движения. Каждый из приемников 3 сигналов оповещения содержит антенный блок 5, включающий разнонаправленные приемные антенны 6, выходы которых соединены через блок 7 многоканального усилителя и блок 8 обработки сигналов радиомаяка с входами блока 9 регистрации информации получателем для автоматического отображения в визуальной и звуковой форме оперативной информации о движении транспортного средства 2 специального назначения. При этом блок 8 обработки сигналов радиомаяка выполнен с возможностью определения по разнице уровней сигналов приемных антенн 6 информации о направлении движения и расстоянии до транспортного средства 2 специального назначения. Блок 10 управления приемника 3 сигналов оповещения выполнен с возможностью автоматического включения при запуске двигателя автомобиля 4 каждого из участников дорожного движения, а блок 11 управления передатчика 1 сигналов оповещения снабжен вспомогательным блоком 12 ручного управления для переключения режимов работы радиомаяка с непрерывного на периодический или на режим одновременной работы с источниками 13, 14 спецсигналов светового и звукового оповещения на транспортном средстве 2 специального назначения. Для переключения радиомаяка на указанные режимы функционирования вспомогательный блок 12 снабжен тремя переключателями (показаны условно), соответственно, в линиях управления питанием источников 13, 14 спецсигналов и в линиях непрерывного или импульсного питания передатчика 1 (не показаны).

На фиг.1 представлен вариант выполнения системы односторонней радиосвязи для оперативного оповещения водителей автомобилей 4 о движении транспортного средства 2 специального назначения, в которой передатчик 1 сигналов оповещения выполнен в виде радиомаяка немодулированных сигналов оповещения на выделенной несущей частоте, например в диапазоне функционирования полицейских радаров и радар-детекторов 10-30 ГГц. При использовании для предложенной системы односторонней радиосвязи радиомаяка немодулированных сигналов оповещения на выделенной несущей частоте около 24 ГГц (диапазон радар-детектора SAVER 425) обеспечивается существенное упрощение конструкции приемника 3 и его элементной базы как по сравнению с упомянутыми типовыми радиоприемниками радиовещательной системы оповещения, так и по сравнению с промышленными носимыми радиостанциями двухсторонней радиосвязи МЧС.

В соответствии с предложенным техническим решением антенный блок 5 приемника 3 сигналов оповещения в автомобилях 4 участников дорожного движения при выделенной несущей частоте радиомаяка около 24 ГГц снабжен четырьмя приемными рупорными антеннами 6, ортогонально ориентированными в горизонтальной плоскости. Выходы рупорных антенн 6 соединены через блок 7 четырехканального усилителя к входам блока 8 обработки сигналов радиомаяка, поступающих с различной интенсивностью на указанные приемные антенны. Микроконтроллер 15, входящий в состав блока 8 обработки сигналов радиомаяка, предназначен для сравнения интенсивности сигналов от каждой из рупорных антенн 6 и преобразования полученного результата в сигналы вектора направления на радиомаяк, расстояния до радиомаяка, а также скорости сближения - по изменению интенсивности интегрального сигнала во времени. Использование для предложенной системы радиосвязи указанного УКВ-диапазона обеспечивает предельно возможное снижение габаритов антенных устройств и других компонентов приемника 3 и передатчика 1 транспортных средств 2, 4.

Оснащение блока 9 регистрации оперативной информации средствами для ее отображения в виде жидкокристаллического дисплея 16 или светодиодной матрицы (не показана), а также источником 17 звуковых сигналов изменяющейся тональности обеспечивает удобное и эргономичное восприятие водителем указанной информации о приближении транспортного средства 2 экстренных служб. При этом на дисплее 16 может быть отражена информация в анимационной или цифровой форме: в виде стрелки, показывающей направление движущегося спецтранспорта 2, в виде полосы изменяющейся длины, в виде одной или нескольких цифр, указывающих на текущее расстояние до спецтранспорта 2 или на его разновидность (01, 02, 03), и др. При использовании светодиодной матрицы направление на приближающийся спецтранспорт может указать светящийся светодиод одного или различных цветов из группы светодиодов, расположенных, например, по окружности. Расстояние до приближающегося спецтранспорта 2 можно при этом отразить в функции интенсивности свечения указанного светодиода, его окраски или частоты мигания.

В случае если радиомаяк сигналов оповещения для спецтранспорта 2 каждой из экстренных служб имеет собственную частоту излучения вблизи выделенной, то блок 8 обработки сигналов в каждом из приемников 3 в автомобилях 4 участников дорожного движения целесообразно выполнять с возможностью определения типа приближающегося спецтранспорта 2 по собственным частотам излучения с последующим отображением данной информации на табло блока 9 регистрации информации. На фиг.3 показан вариант информационного табло на блоке 9 регистрации, выполненного в виде экрана жидкокристаллического дисплея 16 с отображением в виде двух стрелок, указывающих направление движения двух типов спецтранспорта (01 и 03), а светящиеся цифры указывают расстояние до них в метрах.

Если в автомобиле 4 участника дорожного движения установлено устройство 18 спутниковой навигации, его дополнительный выход может быть соединен через блок 10 управления с дополнительным входом блока 9 регистрации оперативной информации для сигнализации о подключении указанного устройства.

На фиг.1 представлен вариант отображения информации на дисплее 16 блока 9 регистрации в форме стрелки на фоне круговой анимационной схемы. Для повышения эффективности оповещения установленный в спецтранспорте 2 маломощный радиопередатчик 1 односторонней оперативной связи может быть выполнен с возможностью включения одновременно со спецсигналами 13, 14 светового и звукового оповещения через вспомогательный блок 12 ручного управления. В свою очередь, для удобства пользования водителей блок 10 управления приемника 3 сигналов оповещения выполнен с возможностью автоматического включения при запуске двигателя автомобиля 4, для этого питание блока 10 может быть напрямую связано с системой электропитания автомобиля 4 участника дорожного движения. Дополнительный вход блока 9 регистрации оперативной информации в автомобиле 4 каждого из участников дорожного движения может быть соединен через блок 10 управления с дополнительным выходом устройства 18 спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, например смартфона, для обеспечения водителя дополнительной оперативной информацией, касающейся дорожной ситуации, пробок или возможных аварий на дороге. На фиг.1 поз.19, 20 обозначены блоки питания средств 13, 14 для световой и звуковой сигнализации. Блоки 11, 10 обеспечивают автоматическое управление работой предложенной системы радиосвязи на передающей и приемной сторонах.

Работа предложенной системы радиосвязи для оперативного оповещения участников дорожного движения о приближении спецтранспорта при ЧС осуществляется следующим образом.

В процессе движения транспортного средства 2 специального назначения (фиг.1) оператор в кабине водителя с начала следования к месту назначения ЧС с помощью блока 11 управления подключает блоки питания 19 и 20 средств световой и звуковой сигнализации 13, 14. Одновременно с помощью вспомогательного блока 12 ручного управления оператор посредством упомянутых переключателей выбирает непрерывный режим работы радиомаяка с одновременным включением источников 13, 14 спецсигналов. При этом передатчик 1 сигналов оповещения, выполненный в виде радиомаяка, излучает непрерывные немодулированные сигналы оповещения на выделенной несущей частоте около 24 ГГц. Для увеличения зоны оповещения передатчик 1 можно установить на верхней точке корпуса спецтранспорта 2.

В начале движения автомобиля 4 водитель - участник дорожного движения запускает двигатель и электросистема автомобиля автоматически включает блок 10 управления работой блоков 5, 7, 8, 9 приемника 3 сигналов оповещения. В течение следования автомобиля 4 но своему маршруту антенный блок 5, включающий разнонаправленные приемные рупорные антенны 6, улавливает сигналы оповещения радиомаяка передатчика 1, причем антенны 6 активируются в различной степени, в зависимости от изменяющегося расположения источника сигналов оповещения относительно каждой из антенн 6. Кроме того, приближение спецтранспорта 2 к автомобилю 4 приводит к общему увеличению интенсивности принимаемых антеннами 6 сигналов. В течение всего времени движения автомобиля 4 в зоне действия радиомаяка передатчика 1 принятые антеннами 6 сигналы усиливаются в блоке 7 четырехканального усилителя и затем поступают в микроконтроллер 15 блока 8 обработки сигналов радиомаяка. Микроконтроллер 15 блока 8 выполняет операции сравнения интенсивности сигналов от каждой из рупорных антенн 6. По разнице уровней сигналов приемных антенн 6 блок 8 формирует результаты их обработки в сигналы, определяющие вектор направления на радиомаяк, расстояние до радиомаяка и степень нарастания полезных сигналов, что связано, в том числе, со скоростью приближения спецтранспорта 2 к автомобилю 4. Указанные сигналы поступают на вход блока 9 регистрации информации получателем для автоматического отображения в визуальной и звуковой форме оперативной информации о движении транспортного средства 2.

Блок 9 регистрации оперативной информации с жидкокристаллическим дисплеем 16 и источником 17 звуковых сигналов изменяющейся тональности обеспечивает удобное и эргономичное восприятие водителем указанной информации о приближении транспортного средства 2 экстренных служб. При этом на дисплее 16 (см. фиг.3) может быть отражена информация в анимационной форме в виде стрелок, показывающих направление движущегося спецтранспорта 2. Цифры на дисплее указывают на текущее расстояние в метрах (70, 30) до автомобилей спецтранспорта 2 и на его разновидность (01, 03). Это становится возможным при излучении радиомаяками собственных частот излучения для каждого вида спецтранспорта 2. Скорость и расстояние до приближающегося спецтранспорта 2 можно также отразить в функции интенсивности свечения отдельных элементов экрана дисплея или светодиодов. Отображение указанной информации на дисплее 16 информирует водителя - участника дорожного движения о необходимости своевременно перестроиться и уступить дорогу для транспорта 2 специального назначения. Полнота отображаемой на дисплее 16 блока 9 регистрации оперативной информации обеспечивает снижение рисков для участников дорожного движения в текущем режиме в различных условиях эксплуатации транспортных средств.

На фиг.2 показана условная схема движения автомобилей при приближении спецтранспорта экстренных служб (скорой медицинской помощи). На встречных потоках транспортной магистрали движется множество автомобилей участников дорожного движения. На крыше автомобиля скорой помощи установлен радиомаяк, при этом условными линиями показаны векторы действия радиосигналов оповещения на приемники в автомобилях других участников дорожного движения. На схеме также условными значками указаны необходимые смещения автомобилей с целью освобождения магистрали для спецтранспорта.

Положительный эффект от применения предложенного технического решения определяется повышением безопасности движения участников дорожного движения за счет использования предупреждающей информации МЧС перед появлением на дорожной магистрали спецтранспорта. Это увеличивает допускаемое время для реакции участников движения, повышает оперативность и заметность традиционных средств звукового и светового оповещения спецтранспорта в условиях быстро меняющейся дорожной обстановки с учетом особенностей городской инфраструктуры вне зависимости от изменяющихся природных, климатических и техногенных факторов. Сравнение предложенного с известными техническими решениями свидетельствует о перспективности внедрения новой системы оперативного оповещения о приближении спецтранспорта, способной обеспечить необходимое взаимодействие между участниками дорожного движения для снижения рисков и смягчения последствий ЧС.

Комплексное решение задачи обеспечения безопасности дорожного движения в случае ЧС путем своевременного оповещения участников дорожного движения о движении транспортных средств специального назначения очевидно связано с принятием на отраслевом или государственном уровнях с участием руководства МЧС предложений об оснащении транспортных средств участников дорожного движения эффективными системами радиосвязи. Предложенная система односторонней радиосвязи по основным характеристикам соответствует необходимым критериям эффективности: сниженные затраты на массовое оснащение приемниками автомобилей для оперативного оповещения водителей о ЧС, функционирование этих приемников в автоматическом режиме, удобство использования, связанное с простой и наглядной формой оперативного аудиовизуального оповещения водителей важной информацией о приближении транспортного средства специального назначения в условиях ЧС, сравнительно малые габариты приемной аппаратуры и т.п.

1. Система радиосвязи для транспортных средств, содержащая маломощный передатчик сигналов оповещения, размещенный в транспортном средстве специального назначения, приемники сигналов, установленные в автомобилях участников дорожного движения, блоки питания, автоматического управления, обработки и регистрации информации получателем, отличающаяся тем, что передатчик выполнен в виде радиомаяка немодулированных сигналов оповещения на выделенной несущей частоте в диапазоне ультракоротких волн, каждый из приемников сигналов оповещения содержит антенный блок, включающий разнонаправленные приемные антенны, выходы которых соединены через блок многоканального усилителя и блок обработки сигналов радиомаяка с входами блока регистрации информации получателем для автоматического отображения в визуальной и/или звуковой форме оперативной информации о движении транспортного средства специального назначения, причем блок обработки сигналов радиомаяка выполнен с возможностью определения по разнице уровней сигналов приемных антенн информации о направлении движения и расстоянии до транспортного средства специального назначения, блок управления приемника сигналов оповещения выполнен с возможностью автоматического включения при запуске двигателя автомобиля, а блок управления передатчика сигналов оповещения снабжен вспомогательным блоком ручного управления для переключения режимов работы радиомаяка с непрерывного на периодический или на режим одновременной работы с источниками спецсигналов светового и звукового оповещения на транспортном средстве специального назначения.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что передатчик сигналов оповещения выполнен в виде радиомаяка немодулированных сигналов оповещения в диапазоне сантиметровых длин волн, а антенный блок приемника сигналов оповещения снабжен четырьмя рупорными антеннами, ортогонально ориентированными в горизонтальной плоскости.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что блок регистрации оперативной информации снабжен средствами для отображения информации, выполненными в виде жидкокристаллического дисплея или светодиодной матрицы, а также источником звуковых сигналов изменяющейся тональности.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что радиомаяк сигналов оповещения для спецтранспорта каждой из экстренных служб имеет собственную частоту излучения, а блок обработки сигналов и регистрации информации в каждом из приемников в автомобилях участников дорожною движения выполнен с возможностью определения и отображения типа приближающеюся спецтранспорта по указанной частоте излучения.

5. Система по п.1, отличающаяся тем, что в каждом из автомобилей участников дорожного движения установлено устройство спутниковой навигации, дополнительный выход которого соединен через блок управления с дополнительным входом блока регистрации оперативной информации для сигнализации о подключении указанного устройства.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к навигационным системам. При способе привода средств передвижения к радиомаяку от радиомаяка излучают одновременно два непрерывных сигнала с частотной модуляцией по одностороннему пилообразно линейно возрастающему закону (НЛЧМ сигнал) с одинаковыми частотой, частотной модуляцией и девиацией частоты, которые принимают антеннами двух приемников, установленных на продольной и поперечной осях средства передвижения на определенном расстоянии L друг от друга.
Изобретение относится к способам оценки и контроля состояния объектов транспортной инфраструктуры автомобильных и железных дорог. Способ заключается в определении однородности инженерно-геологических элементов с последующим выбором поверхности скольжения и расчетом коэффициента устойчивости.

Изобретение относится к технологии представления состояния вождения водителю. Устройство предоставления информации для использования в транспортном средстве содержит модуль получения состояний движения; первый модуль вычисления распределений состояний движения; первый модуль определения нестабильности вождения; модуль определения завершения обучения; второй модуль определения нестабильности вождения; модуль выбора нестабильности и модуль представления информации водителю.

Изобретение относится к области автоматизации технологических задач и может найти применение на железнодорожном транспорте. Система содержит RFID-метки, стационарные блоки приема и обработки информации с подключенными к ним считывателями RFID-меток, блок памяти и контроллер.

Устройство содержит, по меньшей мере, один микрофон и камеру, при этом оно снабжено измерительной плитой из поликристаллического материала, ультразвуковым спектральным анализатором, устройством машинного распознавания удара шипа по измерительной плите в ультразвуковом диапазоне, представляющим собой компьютер, устройством машинного распознавания изображения шипа на протекторе шины, также представляющим собой компьютер, и представляющим собой компьютер устройством сопоставления данных, полученных устройствами машинного распознавания удара шипа и изображения шипа, датчиком скорости движения автомобиля по плите и датчиком влажности на поверхности измерительной плиты.

Изобретение относится к области обустройства пешеходных переходов, а именно к автономному комплексу обустройства пешеходного перехода с телеметрией на основе GSM/GPRS модуля.

Изобретение относится к области регулирования дорожного движения. Нерегулируемый пешеходный переход состоит из пешеходной дорожки на проезжей части автодороги, обозначенной по краям на тротуарах дорожными знаками.

Изобретение относится к области регулирования движения дорожного транспорта, а именно к определению нарушений правил дорожного движения при проезде перекрестка.
Группа изобретений относится к области информационных систем общего пользования и интеллектуальным транспортным системам (ИТС). Интеллектуальную транспортную систему устанавливают в комплексе на автотранспортном средстве, полностью адаптируют к его электрической системе, используют непрерывно в автоматическом и ручном режиме, совместно со средствами сотовой связи, Интернетом и навигационными спутниковыми системами, и осуществляют видео-наблюдение и контроль над автотранспортным средством на расстоянии с помощью сотового аппарата, поддерживающего технологию 3-G.

Изобретение относится к способам контроля и управления доступом и направлено на обеспечение автоматизации пропускного режима объектам, оборудованным системами распознавания идентификационных номеров транспортных средств.

Изобретение относится к автоматизированным системам, применяемым при централизованной (пультовой) охране недвижимого и движимого имущества граждан, проживающих в многоквартирных домах.

Изобретение относится к системам тревожной (охранной) сигнализации, предназначенным для обслуживания территориально-распределенных компактных групп объектов недвижимости.

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано для поиска чёрного ящика после катастрофы самолета. Чёрный ящик (2) с сигнализацией содержит блок (5) генераторов звука и электромагнитных волн, блок (6) электропитания, рычаг-переключатель (7), камеру 8 сжатого воздуха, резиновую камеру (9), парашют (11), гибкую антенну (12), нишу (13), звукоизлучатель (14), кабель-трос (15), разъем (16), штепсель, розетку, строп, ручку крана и трубы воздухопровода.

Изобретение относится к области систем радиосвязи, а именно к мобильному тегу локальной системы представления данных идентификации грузов. Техническим результатом является обеспечение возможности отслеживания мобильного тега для того, чтобы обеспечить контроль условий безопасности во время движения объекта.

Устройство относится к многофункциональной системе мониторинга стационарных и подвижных объектов. Техническим результатом является расширение арсенала средств для мониторинга стационарных и подвижных объектов.

Изобретение относится к средствам обеспечения безопасности, защиты и спасения человека в условиях движения на крупных автомагистралях и на железнодорожных переездах.

Изобретение относится к способам дистанционного охранного мониторинга местности и может быть использовано в случаях применения средств обнаружения с протяженной обрывной линейной частью, для сигнализационного прикрытия четырехсторонних перекрестков дорог.

Изобретение относится в целом к области видеонаблюдения и более конкретно к способу управления системой мониторинга леса. Технический результат заключается в повышении надежности обнаружения (вероятности обнаружения), уменьшении вероятности ложного срабатывания, или ложного обнаружения объекта, уменьшении времени, необходимого на обнаружение, на осмотр и анализ информации о территории.

Изобретение относится к устройствам автоматизированной идентификации и контроля состояния объектов (контейнеров) с опасными веществами (химическими, радиоактивными), находящимися на долговременном хранении в условиях стационарных хранилищ.

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано для сбора и регистрации полетных данных, сохранения этой информации в случае летных происшествий, а также для эксплуатационного контроля систем и оборудования самолетов малой авиации. Технический результат - расширение функциональных возможностей системы за счет объединения функций бортового регистратора и автоматического стационарного радиомаяка с обеспечением его заблаговременного срабатывания при возникновении условий, однозначно характеризующих аварийную ситуацию. Малогабаритная система сбора и регистрации полетной информации, содержащая модуль сбора и преобразования, модуль контроля, модуль обработки звуковой информации, защищенный накопитель, модуль суммарной наработки, отличающаяся тем, что снабжена модулем вычислительным, предназначенным для обработки информации с бортовых систем летательных аппаратов (ЛА) и формирования сигнала «Авария», для передачи его до катастрофы по последовательному двунаправленному коду в АРМ через модуль сбора и преобразования, причем все модули соединены друг с другом по внутренней шине и расположены в одном корпусе. 1 ил.
Наверх