Клиновой зажим

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для зажимного соединения деталей с помощью клинового зажима, и направлено на возможность одновременного зажима поверхности в направляющей по ряду удаленных друг от друга точек. Клиновой зажим содержит корпус и размещенную в корпусе первую клиновую пару из подвижных ползуна и прижима, сопряженных друг с другом по плоским, наклонным к направлению движения поверхностям, стянутых болтом с опорными шайбами и с концевой гайкой, пропущенным через отверстия в корпусе, ползуне и прижиме. Отверстие под болт в прижиме выполнено с радиальным зазором. Клиновой зажим снабжен рядом идентичных первой паре клиновых пар, размещенных на болте возле точек зажима поверхности, а опорные шайбы выполнены в форме отрезков трубы и установлены между клиновыми парами. Концевая гайка закреплена на корпусе. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для зажимного соединения деталей с помощью клинового зажима, и может найти применение в устройствах для закрепления грузовой рамы в кузове транспортного средства.

Известен унифицированный клиновой зажим [1. А.с. СССР №1684546, МПК F16B 2/14, 7/14] для соединения труб путем зажима поверхности цилиндрической полости, образованной трубами. Этот зажим содержит сопряженные друг с другом по плоским наклонным поверхностям опору и подвижные ползун и прижим, стянутые ввинченным в ползун болтом, пропущенным через отверстия в опоре и прижиме, причем, в прижиме отверстие под болт выполнено с радиальным зазором. Возможно применение унифицированного клинового зажима с удлиненным стержнем болта для закрепления грузовой рамы в направляющих, установленных в кузове транспортного средства. Обычно грузовую раму закрепляют в направляющих по двум точкам: по точке в начале и по точке в конце направляющей. В условиях ограниченного доступа для закрепления грузовой рамы по точке в конце направляющей применяют клиновой зажим.

Известен [2. RU 124936 U1 МПК F16B 2/14, В60Р 7/06] клиновой зажим для закрепления грузовой рамы на транспортном средстве по точке в конце направляющей.

Клиновой зажим [2] состоит из трех последовательно расположенных клиновых элементов, сопряженных друг с другом по плоским наклонным поверхностям стяжного болта, размещенного в сквозных продольных отверстиях указанных клиновых элементов, и направляющей и отличается тем, что снабжен корпусом, выполненным в виде коробчатого швеллера, верхняя стенка которого предназначена для размещения и крепления к ней транспортируемых изделий радиоэлектронной аппаратуры, к краям коробчатого швеллера прикреплена указанная направляющая, а сам коробчатый швеллер установлен подвижно на несущем, более широком швеллере, прикрепленном, в частности, к кузову транспортного средства, причем к несущему швеллеру прикреплен конец П-образного швеллера, другой конец которого консольно введен в полость коробчатого швеллера и расположен в ней над центральным клином.

Клиновой зажим [2] взят в качестве прототипа предлагаемого изобретения.

Общим недостатком известных клиновых зажимов является отсутствие возможности одновременного зажима поверхности грузовой рамы в направляющей по ряду удаленных друг от друга точек.

Целью изобретения является одновременный зажим поверхности грузовой рамы в направляющей по ряду удаленных друг от друга точек.

Поставленная цель достигается в предлагаемом клиновом зажиме, который аналогично прототипу содержит корпус и размещенную в корпусе первую клиновую пару из подвижных ползуна и прижима, сопряженных друг с другом по плоским, наклонным к направлению движения поверхностям, стянутых болтом с опорными шайбами и с концевой гайкой, пропущенным через отверстия в корпусе, ползуне и прижиме, причем отверстие под болт в прижиме выполнено с радиальным зазором. В отличие от прототипа с целью одновременного зажима поверхности корпуса по ряду удаленных друг от друга точек предлагаемый клиновой зажим снабжен рядом идентичных первой паре клиновых пар, размещенных на болте возле точек зажима поверхности, а опорные шайбы выполнены в форме отрезков трубы и установлены между клиновыми парами, причем концевая гайка закреплена на корпусе. В предлагаемом клиновом зажиме при ввинчивании болта одновременно перемещаются ползуны и прижимы всех клиновых пар, обеспечивая одновременный и одинаковый зажим поверхности корпуса по ряду точек.

На фиг.1 показана общая конструкция клинового зажима в сборе для частного случая зажима поверхности корпуса по трем точкам (опорные поверхности не показаны).

Цифрами на фиг.1 обозначены: 1 - корпус, 2 - ползун, 3 - прижим, 4 - болт, 5 - гайка, 6 - отрезок трубы.

Корпус 1 клинового зажима служит для размещения в нем клиновых пар из ползуна 2 и прижима 3 и для закрепления гайки 5 болта 4, стягивающего через отрезки трубы 6 клиновые пары. Подвижные ползун 2 и прижим 3 имеют сопряженные, наклонные к направлению перемещения поверхности и приводятся в движение стяжным болтом 4, пропущенным через отрезок трубы 6 и ввинченным в гайку 5, закрепленную сваркой на торце корпуса. Отрезки трубы 6 фиксируют расстояние между клиновыми парами и выполняют функцию опорной шайбы при передаче давления на торцевые поверхности прижимов и ползунов.

Работа предлагаемого клинового зажима происходит следующим образом. Ввинчивают болт 4 в гайку 5, при этом: болт 4, опираясь головкой на отрезок трубы 6, передает давление через отрезки трубы 6 на все клиновые пары, при этом в каждой клиновой паре ползун 2 выдвигает прижим 3 до упора в опорную поверхность. Дальнейшая затяжка болта 4 обеспечивает одинаковое усилие зажима опорной поверхности прижимом каждой клиновой пары.

Введение в состав клинового зажима ряда клиновых пар обеспечивает возможность одновременного зажима с одинаковым усилием опорной поверхности по ряду удаленных друг от друга точек, в частности, - закрепления грузовой рамы по точкам в начале и конце направляющей за одну операцию затяжки болта.

Источники информации

1. А.с. СССР, №1684546, МПК F16B 2/14, 7/14.

2. Патент RU 124936 U1 МПК F16B 2/14, В60Р 7/06 (прототип).

Клиновой зажим, содержащий корпус и размещенную в корпусе первую клиновую пару из подвижных ползуна и прижима, сопряженных друг с другом по плоским, наклонным к направлению движения поверхностям, стянутых болтом с опорными шайбами и с концевой гайкой, пропущенным через отверстия в корпусе, ползуне и прижиме, причем отверстие под болт в прижиме выполнено с радиальным зазором, отличающийся тем, что снабжен рядом идентичных первой паре клиновых пар, размещенных на болте возле точек зажима поверхности, а опорные шайбы выполнены в форме отрезков трубы и установлены между клиновыми парами, причем концевая гайка закреплена на корпусе.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройству для зажимного соединения деталей, и направлено на упрощение конструкции зажима. Клиновой зажим, содержащий подвижно соединенные корпус, ползун с приводом и прижим.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения пакета деталей, работающих в условиях воздействия высоких температур и вибраций и расположенных, преимущественно, в труднодоступных для технического обслуживания местах, например внутри каталитических реакторов для переработки нефтепродуктов, и направлено на повышение надежности соединения пакета деталей и снижение трудоемкости сборки-разборки клинового соединения.

Изобретение относится к устройству для регулировки высоты узла в сборе без использования инструментов и касается модуля кухни в самолете. .

Изобретение относится к способам соединения деталей, охватывающих одна другую, используемых преимущественно в космических аппаратах в условиях открытого космоса при воздействии растягивающих нагрузок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях, преимущественно для быстрой установки и съема различных элементов, например, установки сменного инструмента или деталей на станке.

Изобретение относится к устройству для соединения конструктивных элементов. .

Изобретение относится к запорным элементам и может быть использовано для соединения широкого ассортимента деталей и изделий. .

Изобретение относится к клиновым соединениям полых трубчатых элементов конструкций машин, преимущественно секций башен башенных кранов. .

Изобретение относится к транспортной технике. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения полых трубчатых деталей и узлов конструкций ракет, эксплуатируемых в условиях воздействия высоких температур и вибраций, и направлено на повышение надежности соединения деталей и снижение трудоемкости сборки-разборки клинового соединения в труднодоступных для технического обслуживания с применением механизированного инструмента. Клиновое соединение включает соединяемые трубчатые детали, стопорный элемент, взаимодействующий с опорными поверхностями в кольцевых проточках, выполненных на контактирующих поверхностях охватывающей и охватываемой деталей, сквозные окна, предусмотренные на охватывающей детали в зоне кольцевой проточки. Стопорный элемент состоит из запорного и обратного клиньев дугообразной формы со встречными скосами на одной из боковых граней, установленных в кольцевых проточках с профилем сечения, образованного прямыми гранями. На боковой грани запорного клина выполнен выступ. Изобретение позволяет осуществлять надежное и быстрое соединение деталей в любых производственных условиях с применением механизированного инструмента. 5 ил.

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении. Узел резьбового соединения деталей машин содержит две соединяемые детали, в отверстиях которых установлена шпилька с гайками. В одной из соединяемых деталей отверстие выполнено коническим под посадку с натягом конической части шпильки, большее основание которой выполнено переходящим к плоскости разъема. В другой детали отверстие выполнено цилиндрическим. Шпилька выполнена с пояском, который установлен в цилиндрическом отверстии другой детали с зазором и с обеспечением выравнивания поперечной нагрузки за счет упругого прогиба шпильки. Технический результат заключается в повышении усталостной прочности соединения путем уменьшения изгибающих напряжений под резьбовой частью, повышении равномерности распределения поперечной нагрузки в групповом резьбовом соединении, повышении жесткости узла на сдвиг. 1 ил.
Наверх