Стенд для градуировки акселерометров

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к стендам поверочным для градуировки акселерометров с использованием более точных средств измерения. Стенд для градуировки акселерометров содержит тензометрическое устройство с градуируемым акселерометром, тензодатчиками и бойком, и наковальню. Стенд выполнен в виде копра с вертикальными стойками, закрепленными на фундаменте, между которыми установлено с возможностью перемещения тензометрическое устройство в виде двух дисковых оснований, соединенных цилиндрической оболочкой с фланцами, в полости которой установлен цилиндрический шток, один конец которого закреплен в верхнем основании, а другой конец выступает за нижнее основание и снабжен бойком, обращенным к наковальне, установленной на фундаменте, тензодатчики установлены на внешней поверхности центральной части оболочки равномерно по ее окружности, акселерометры установлены на верхней поверхности нижнего основания параллельно штоку. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к стендам поверочным для градуировки акселерометров с использованием более точных средств измерения.

Известна установка для градуировки акселерометров, содержащая градуируемый акселерометр, боек, наковальню (Пеллинец B.C. Измерение ударных ускорений. М., Издательство стандартов, 1975, сс.230-231). Рабочим телом является наковальня, на одном из торцов которой закреплен градуируемый акселерометр. Наковальня подвешена на тросах к раме, боек выполнен в виде молота, также подвешенного на тросах к раме. Установка содержит механизм расцепления молота и улавливатель наковальни. Также установка содержит набор молотов с разными радиусами и специальные амортизаторы для формирования ударных импульсов.

Молот и наковальня имеют осесимметричные формы и в момент соударения их оси должны совпадать для нанесения центрального удара. Пиковое значение ускорения определяется высотой подъема молота, соотношением масс молота и наковальни и зависит от жесткости их контакта (сферы с плоскостью) между молотом и наковальней.

Усилие соударения молота с наковальней через «прослойку» (формирователь импульсов) определяется по диаметру отпечатка на сферической поверхности молота с помощью инструментального микроскопа. Электрический сигнал градуируемого акселерометра регистрируется специальным прибором. Коэффициент преобразования механического сигнала в электрический находят как отношение пикового значения напряжения на выходе акселерометра к пиковому значению расчетного ускорения твердого тела, на котором закреплен акселерометр.

Данная установка предназначена для измерения ударных ускорений средней интенсивности - 2·103 до 5·104 м/с2. Ударные ускорения такой интенсивности характерны для многих производственных циклов и соударений механических систем, но принцип действия этой установки основан на использовании приближенных результатов расчетного решения нелинейной задачи соударения деформируемых в области контакта тел для определения ударного импульса и его параметров, и не может дать высокой точности градуировки акселерометров.

Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения, выбранным в качестве прототипа, является устройство для калибровки датчика ускорения ударным воздействием, содержащее тензометрическое устройство с градуируемым акселерометром, тензодатчиками и бойком, и наковальню (з. Японии №4411034, МПК 12 G01P 21/00, опубл. 10.02.2010 г.). Боек выполнен в виде летающих объектов. Тензометрическое устройство выполнено в виде стержня, один торец которого является наковальней (по нему наносится удар), а на другом конце закреплен акселерометр. Боковая поверхность стержня обклеена тензодатчиками.

Известно (С.П. Тимошенко, Д.Х. Янг, У. Уивер. Колебания в инженерном деле. Перевод с английского. М.: Машиностроение, 1985 г., стр.336), что деформации стержня, зарегистрированные тензодатчиками, являются сложными динамическими процессами вида

где первый член характеризует переносное движение стержня как целого (с ускорением ), а остальные члены ряда характеризуют его нестационарную вибрацию (относительные колебания его сечения).

Аналогичный вид ударных процессов протекает в механической системе с конечным числом степеней свободы (в частности, дискретной модели упругого стержня при продольном ударе), колебания которой описываются известной системой уравнений (А.А. Яблонский, С.С. Норейко. Курс теории колебаний. М.: «Высшая школа», 1975, стр.204)

из решения которой находим ускорение любого тела модели стержня с упругими связями

где Fe(t) - сила удара, приложенная к телу с массой me, α j ( k ) - коэффициенты форм колебаний.

Здесь более определенно видно, из каких составляющих состоит ускорение, регистрируемое в любой точке (в частности, на торце) стержня. Первый член ряда характеризует составляющую ускорения тела массы mi в переносном движении стержня, равном ускорению его центра инерции. Сумма остальных членов ряда характеризует его ускорение в колебательном движении сечений стержня. Это движение сопровождается деформациями стержня, которые регистрируют тензодатчики в устройстве прототипа.

Очевидно, если по стержню нанесен относительно «мягкий» удар, то свободный от закреплений стержень во время удара будет двигаться как твердое тело (согласно второму закону динамики) с ускорением

При этом тензодатчики не зарегистрируют этот процесс, т.к. его проволочки, наклеенные на стержень, не будут деформироваться.

Следовательно, для прототипа присущ недостаток - датчики ускорений калибруются по показаниям тензодатчиков с заведомо известной погрешностью, величина которой зависит от соотношения максимального значения переносного ускорения (первый член выражений) и суммарного ускорения колебаний точки стержня в определенном частотном диапазоне (второй член выражений в виде суммы). На эту погрешность обычно не обращают внимания или пренебрегают ею. Так поступают часто при изучении интенсивных волновых (колебаний стержня) процессов.

В случае испытаний большинства конструкций и их узлов на прочность и стойкость к ударным воздействиям такое пренебрежение основной энергией удара не допустимо.

Задача, на решение которой направлено изобретение - повышение точности градуировки и поверки акселерометров на ударные воздействия.

Технический результат, получаемый при использовании предлагаемого технического решения - измерение с высокой точностью силы удара, при котором значение деформации используется для вычисления ускорения.

Указанный технический результат достигается тем, что в стенде для градуировки акселерометров, содержащем тензометрическое устройство с градуируемым акселерометром, тензодатчиками и бойком, и наковальню, особенность заключается в том, что стенд выполнен в виде копра с вертикальными стойками, закрепленными на фундаменте, между которыми установлено с возможностью перемещения тензометрическое устройство в виде двух дисковых оснований, соединенных цилиндрической оболочкой с фланцами, в полости которой установлен цилиндрический шток, один конец которого закреплен в верхнем основании, а другой конец выступает за нижнее основание и снабжен бойком, обращенным к наковальне, установленной на фундаменте, тензодатчики установлены на внешней поверхности центральной части оболочки равномерно по ее окружности, акселерометр установлен на верхней поверхности нижнего основания параллельно штоку.

Для возможности градуировки акселерометров под конкретным углом к ударной нагрузке на верхней поверхности нижнего основания установлено несколько акселерометров под различными углами к штоку.

Выполнив тензометрическое устройство в виде двух дисковых оснований, соединенных цилиндрической оболочкой, в полости которой установлен цилиндрический шток, один конец которого закреплен в верхнем основании, а другой конец выступает за нижнее основание и снабжен бойком, при этом тензодатчики размещены на внешней поверхности оболочки, а градуируемый акселерометр установлен на верхней поверхности нижнего основания, достигли следующего. Нижнее реактивное основание воспринимает только импульсное ударное нагружение от упругой оболочки, а верхнее активное основание воспринимает ударную нагрузку и упругую силу оболочки. Импульсное ударное нагружение пропорционально продольной (растягивающей при ударе и изменяющейся во времени) силе в цилиндрической оболочке, которую с высокой точностью измеряют с помощью тензодатчиков, используют для вычисления с той же точностью ускорений нижнего основания и градуировки акселерометров. Таким образом решают задачу повышения точности градуировки и поверки акселерометров на ударные воздействия.

При проведении анализа уровня техники, включающего поиск по патентным и научно-техническим источникам информации, и выявлении источников, содержащих сведения об аналогах заявленного изобретения, не обнаружено аналогов, характеризующихся признаками, тождественными всем существенным признакам данного изобретения. Определение из перечня выявленных аналогов прототипа как наиболее близкого по совокупности существенных признаков аналога позволило выявить совокупность существенных отличительных признаков от прототипа, изложенных в формуле изобретения.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию «новизна».

Для проверки соответствия заявленного изобретения условию «изобретательский уровень» заявитель провел дополнительный поиск известных решений, чтобы выявить признаки, совпадающие с отличительными от прототипа признаками заявленного устройства. В результате поиска не выявлены технические решения с этими признаками. На этом основании можно сделать вывод о соответствии заявляемого изобретения условию «изобретательский уровень».

На фиг.1 представлен общий вид стенда.

На фиг.2 представлены графики динамических деформаций оболочки.

На фиг.3 представлены графики ударных ускорений нижнего основания, зарегистрированных акселерометрами, установленными под различными углами к штоку.

На фиг.4 представлена таблица со значениями параметров, характеризующих результаты градуировки акселерометров в серии опытов.

Стенд выполнен в виде копра с вертикальными стойками 1, закрепленными на фундаменте 2. Стойки 1 соединены в верхней части балкой, на которой закреплено устройство для подъема и сброса падающих грузов (на фиг. не показано). Между стойками 1 с возможностью перемещения установлено тензометрическое устройство, выполненное в виде двух оснований - верхнего (активного) 3 и нижнего (реактивного) 4. Основания выполнены в виде дисков и соединены цилиндрической оболочкой 5 с фланцами, внутри которой установлен цилиндрический шток 6, жестко закрепленный в верхнем основании 3. Другой конец штока 6 выступает за нижнее основание и снабжен бойком 7 сферической формы. На фундаменте стенда закреплена наковальня 8. Нижнее реактивное основание 4 состоит из набора стальных дисков с возможностью изменения его массы (фиг.1).

В центральной части оболочки 5, длина которой значительно больше диаметра, равномерно по окружности приклеены тензодатчики 9. Градуируемые акселерометры 10 устанавливаются на бобышки 11, которые жестко закреплены на верхней поверхности нижнего реактивного основания 4. При этом акселерометры могут устанавливаться на бобышках как параллельно штоку, так и под любым углом к нему в соответствии с их положениями при установке в реальной конструкции объекта испытаний.

Стенд работает следующим образом. На этапе подготовки выбирается необходимая высота, с которой сбрасывается тензометрическое устройство. При ударе сферического бойка 7 о наковальню 8 возникает ударная нагрузка, которая через шток 6 передается на верхнее основание 3 и тормозит его движение. При этом оболочка 5 испытывает одноосное растяжение под действием сил инерции масс оснований 3 и 4. Возникшие относительные деформации оболочки 5 регистрируются при помощи тензодатчиков 9, а ударное ускорение нижнего основания регистрируется акселерометрами 10. При этом частотный спектр колебательных составляющих формируемого ударного ускорения основания 4 расширяется с увеличением жесткости оболочки 5.

Графики деформации цилиндрической оболочки и ускорений нижнего основания приведены на фиг.2 и 3 (кривая 1 - α=0°; 2 - α=30°; 3 - α=45°; 4 - α=60°; α - угол, под которым установлен акселерометр к штоку). Одинаковый временной характер и зарегистрированные пиковые значения графиков деформаций в процессе (первой волны) ударного воздействия, полученных с нескольких тензодатчиков, размещенных равномерно по окружности оболочки, свидетельствуют об одноосном растяжении оболочки и плоскопараллельном движении основания 4, на котором устанавливаются градуируемые акселерометры 10.

Известно (В.Г. Пановко. Основы прикладной теории колебаний. Изд. «Машиностроение», М., 1967, стр.248-249), что при колебаниях механической системы из двух твердых тел (оснований 3 и 4) относительные перемещения (деформация цилиндрической оболочки) этих тел должны быть пропорциональны инерционной силе массы реактивного тела (основания 4). Эта пропорциональность очевидна из уравнения колебаний основания 4, имеющего массу m4:

где m4 - масса нижнего основания;

Е - модуль упругости (Юнга);

S - площадь поперечного сечения оболочки;

l - длина оболочки;

- ускорение массы m4;

Δl=х4-x3 - относительное перемещение тел (оснований);

ε(t) - деформация оболочки.

- жесткость оболочки при растяжении (сжатии).

На этом основании можно сделать вывод о возможности использования зарегистрированных тензодатчиками деформаций ε(t) оболочки 5 для вычисления ускорений αε(t) нижнего (реактивного) основания, которое, с учетом уравнения (5), определяется из следующего равенства

принимается за истинное ускорение основания 4 и используется при градуировке акселерометров. В этом состоит суть градуировки акселерометров с использованием более точных тензометрических средств измерения. Следовательно, задача, на решение которой направлено изобретение, решена.

Работа предлагаемого стенда для градуировки акселерометров подтверждена многочисленными экспериментами. Результаты градуировки известных акселерометров АП11 (АДП13), приведенные в таблице на фиг.4, существенно дополняют сведения о важных характеристиках этих датчиков (Пьезоакселерометр АП11. Паспорт АДП13.ПС).

В частности, в паспорте указаны требования по относительной поперечной чувствительности акселерометра - не более 5%, а под каким углом между вектором силы удара и положением оси чувствительности акселерометра это требование должно выполняться не известно. Результаты исследований, приведенные в таблице, дают точный ответ на этот вопрос. В этих опытах была проведена градуировка акселерометров, установленных под различными углами к оси штока: α=0°, α=30°, α=45°, α=60°.

Коэффициент различия сравниваемых ускорений вычисляется по формуле:

где α - максимальное значение ускорения массы m4, определенное по результатам тензометрирования оболочки с использованием равенства (6);

- значение максимального ускорения массы m4, зарегистрированное градуируемым акселерометром, установленным под конкретным углом α к вектору ударной силы;

α - угол между осью чувствительности пьезоакселерометра и вектором ударной нагрузки.

Таким образом, представленные данные свидетельствуют о выполнении при использовании заявляемого изобретения следующей совокупности условий:

- средство, воплощающее заявленное устройство при его осуществлении, предназначено для использования в различных отраслях промышленности (в испытательных комплексах машиностроительных, автомобильных и авиакосмических производств, на атомных объектах и предприятиях ядерного цикла и экспериментальных лабораториях НИИ);

- для заявляемого устройства в том виде, в котором оно охарактеризовано в формуле изобретения, подтверждена возможность его осуществления.

Следовательно, заявляемое изобретение соответствует условию «промышленная применимость».

1. Стенд для градуировки акселерометров, содержащий тензометрическое устройство с градуируемым акселерометром, тензодатчиками и бойком, и наковальню, отличающийся тем, что стенд выполнен в виде копра с вертикальными стойками, закрепленными на фундаменте, между которыми установлено с возможностью перемещения тензометрическое устройство в виде двух дисковых оснований, соединенных цилиндрической оболочкой с фланцами, в полости которой установлен цилиндрический шток, один конец которого закреплен в верхнем основании, а другой конец выступает за нижнее основание и снабжен бойком, обращенным к наковальне, установленной на фундаменте, тензодатчики установлены на внешней поверхности центральной части оболочки равномерно по ее окружности, градуируемый акселерометр установлен на верхней поверхности нижнего основания параллельно штоку.

2. Стенд по п.1, отличающийся тем, что на верхней поверхности нижнего основания установлено несколько градуируемых акселерометров под различными углами к штоку.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области пьезотехники и используется для измерения коэффициента преобразования акселерометров методом сравнения с калибровочным акселерометром.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для обеспечения взаимозаменяемости пьезоэлектрических вибропреобразователей ускорения (вибродатчиков ускорения), входящих в состав акселерометров или измерительных систем, без дополнительной настройки электронных согласующих элементов акселерометра или измерительных систем.

Изобретение относится к области сейсмоакустических исследований и касается устройства контроля динамических характеристик сейсмоакустических преобразователей.

Устройство (12) определения ускорения содержит блок (21) корректировки нулевой точки для корректировки положения нулевой точки значения сигнала (Gsen) датчика, используя величину корректировки (абсолютное значение для значения (Gd) корректировки) на основе ускорения (Gout), когда транспортное средство переходит от остановленного состояния на наклонной дороге к состоянию движения, и блок (20) ограничения величины корректировки для ограничения величины корректировки, тем самым пресекая вычисление избыточной величины корректировки вследствие неровностей поверхности дороги или перемещения пассажира.

Изобретение относится к калибровке датчика ускорения. Способ калибровки датчика ускорения для определения показателей ускорения транспортного средства содержит этап определения характеристической постоянной для датчика ускорения.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения погрешностей инерциальных измерительных приборов, в частности лазерных гироскопов и маятниковых акселерометров, при стендовых испытаниях на ударные и вибрационные воздействия.

Изобретение относится к области пьезотехники, а конкретно к измерению параметров пьезоэлектрических акселерометров, вибродатчиков, сейсмодатчиков и других устройств, реагирующих на ускорение (вибрацию).

Изобретение относится к измерительной технике, и может быть использовано для определения параметров кварцевых маятниковых акселерометров. Согласно способу акселерометр располагают в первом положении на подвижном основании, при котором ось чувствительности пластины акселерометра лежит в плоскости горизонта перпендикулярно горизонтальной оси вращения основания, при этом подают калиброванные по уровню и знаку электрические сигналы Uсм на первый вход устройства обратной связи, для каждого сигнала Uсм измеряют сигнал Uвых на выходе и сигнал U с м ∗ смещения на втором входе устройства обратной связи и определяют зависимость Uвых от U с м ∗ , (статическую характеристику акселерометра «выходной сигнал» - «сигнал смещения»), поворачивают основание на малый угол и повторяют указанные действия, затем вычисляют параметры акселерометра.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения параметров кварцевых маятниковых акселерометров. Согласно заявленному способу в одну из точек замкнутого контура акселерометра подают синусоидальные, калиброванные сигналы Uг.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения динамических характеристик датчиков угловой скорости в условиях воздействия на них статических ускорений.

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к способам калибровки средств измерений, применяемых на стендах для определения моментов инерции изделий ракетной, авиационной и космической техники. Выходные параметры датчика снимают в двух положениях его установки на стенде для калибровки. Датчик углового ускорения устанавливают на оси подвески маятника, где он испытывает только угловое ускорение, и фиксируют его показания. При этом на расстоянии L от оси вращения на маятнике закреплен динамический аналог датчика. После выполнения измерений датчик и динамический аналог датчика меняют местами и опять фиксируют показания датчика при заданных амплитуде и частоте колебаний. Зная показания датчика при действии только углового ускорения и показания датчика при действии дополнительно линейного ускорения, при проведении измерений на стенде вводят поправки, позволяющие получить действующие значения углового ускорения с высокой точностью. 3 ил.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к измерениям воздушной скорости, и может быть использовано для определения и компенсации погрешности измерения воздушной скорости и определения скорости ветра на высоте полета летательного аппарата. Сущность изобретения по определению и компенсации погрешности измерения истинной воздушной скорости заключается в вычислении воздушной скорости по измерениям спутниковой навигационной системы и по вычисленным значениям составляющих скорости ветра и в сравнении вычисленного значения воздушной скорости с измеренным его значением при помощи измерителя воздушной скорости. По результатам сравнения составляется функционал. Далее путем минимизации функционала, методом Ньютона, рекуррентным способом определяются горизонтальные составляющие скорости ветра и погрешность измерения воздушной скорости с последующей ее компенсацией. Технический результат - повышение точности определения погрешности воздушной скорости. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к технике определения параметров движения и к области оценки и компенсации погрешностей измерения углового положения летательного аппарата (ЛА). Устройство определения погрешностей измерения угла атаки и угла скольжения содержит блок измерения угла скольжения, блок измерения угла атаки, измеритель углового положения летательного аппарата, дополнительно включает в себя спутниковую навигационную систему, блок вычисления воздушной скорости, блок формирования функционала, три блока возведения в квадрат, последовательно соединенные первый сумматор, блок извлечения квадратного корня, первый делитель, блок определения арксинуса аргумента, первый умножитель и второй сумматор, последовательно соединенные второй делитель, блок определения арктангенса аргумента, второй умножитель и третий сумматор, последовательно соединенные третий умножитель и четвертый сумматор, последовательно соединенные четвертый умножитель и пятый сумматор, и блок обработки функционала. Технический результат - повышение точности измерения углов атаки и скольжения непосредственно в полете. 5 ил.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при определении погрешности датчика микроускорений на космическом аппарате (КА). Технический результат - обеспечение тарировки датчика микроускорений в космическом полете. Способ тарировки датчика микроускорений в космическом полете, включает в себя сопоставление измерений с калиброванными значениями и определение погрешностей в измерениях датчика, фиксирование в связанной с космическим аппаратом системе координат вектор определяющий положение датчика микроускорений, измерение угловой скорости космического аппарата и его угловое ускорение определение углового положения и орбиты космического аппарата, по изменению орбиты космического аппарата и определенному его угловому положению оценивают плотность атмосферы ρа на высоте полета космического аппарата и ускорение его торможения, калиброванное значение микроускорения определяют по формуле где: - микроускорение в связанной с космическим аппаратом системе координат; µe - гравитационный параметр Земли; r - расстояние от центра Земли до центра масс космического аппарата; - орт оси орбитальной системы координат, направленной по радиус-вектору космического аппарата; - скорость космического аппарата; с - баллистический коэффициент космического аппарата, и сопоставляя калиброванное значение микроускорения и измеренное значение, определяют погрешность в измерениях датчика микроускорений.

Изобретение относится к метрологии и предназначено для контроля дополнительной нелинейности микроэлектромеханических преобразователей линейного ускорения (МПЛУ) при испытании на виброустойчивость. Устройство для контроля дополнительной нелинейности преобразователей линейного ускорения при испытании на виброустойчивость содержит вибратор, неподвижно закрепленный на приспособлении, которое неподвижно закреплено на валу угломерного устройства. На столе вибратора закреплены вибродатчик и испытуемый микроэлектромеханический преобразователь линейных ускорений, выход которого соединен со входом преобразователя, выход которого подключен ко входу компьютера, выход вибродатчика соединен со входом осциллографа и со входом измерителя вибрации, выход генератора вибростенда подключен ко входу усилителя вибростенда, выход которого соединен со входом вибратора. При этом в устройство введен уровень, регулировочные винты, с помощью которых выставляют стол вибратора в горизонтальное положение, которое контролируется уровнем, устройство содержит виброгасящую прокладку, выполненную с возможностью уменьшения вибрации. Технический результат - повышение точности. 1 ил.

Группа изобретений относится к области измерений, а именно к калибровке комплекса измерения скорости транспортных средств. Система и способ калибровки комплекса измерения скорости транспортных средств (ТС) содержат электронно-вычислительное устройство (ЭВУ), соединенное с видеокамерой, с поворотной платформой и с лазерным дальномером. Видеокамера выполнена с возможностью формирования изображения дорожного полотна и находящихся на нем ТС, а также с возможностью передачи изображения в ЭВУ. Лазерный дальномер выполнен с возможностью проецирования в точку измерения расстояния световой метки из трех разных угловых позиций. ЭВУ выполнено с возможностью анализа изображения, а также с возможностью вычисления калибровочных параметров и функций, необходимых для позиционирования объектов, с использованием данных о расстоянии до световых меток и их пиксельных координат, а также с использованием данных внутренней калибровки объектива и чувствительной матрицы видеокамеры. Технический результат заключается в упрощении калибровки комплекса измерения скорости ТС, содержащего видеокамеру, осуществлении калибровки в автоматическом режиме с возможностью внесения поправок в значения калибровочных параметров во время эксплуатации комплекса измерения скорости ТС. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретения относятся к области измерительной техники и могут быть использованы для определения частотных характеристик средств измерения параметров вибрации. Устройство для осуществления способа определения значения частоты установочного резонанса пьезоэлектрического вибропреобразователя содержит колебательную систему, состоящую из пьезоэлектрического вибропреобразователя и рабочего тела, прикрепленный к рабочему телу пьезоэлектрический вибратор, подсоединенный к нему генератор импульсных электрических сигналов с регулировкой импульса по длительности и амплитуде и подключенный к вибропреобразователю блок регистрации со схемой для преобразования Фурье выходного сигнала пьезоэлектрического вибропреобразователя. Для осуществления способа от генератора импульсных электрических сигналов на пьезоэлектрический вибратор подают одиночный электрический импульс, возбуждают затухающие вибрационные колебания в колебательной системе и регистрируют в блоке регистрации выходной сигнал - отклик пьезоэлектрического вибропреобразователя на воздействующую вибрацию в функции от времени. В схеме для преобразования Фурье блока регистрации преобразуют поступивший выходной сигнал в его спектральный вид и по преобразованному виду сигнала определяют искомое значение частоты установочного резонанса пьезоэлектрического вибропреобразователя. Технический результат - упрощение процедуры определения частоты установочного резонанса пьезоэлектрического вибропреобразователя, расширение частотного диапазона определяемых значений резонансных частот, расширение функциональных возможностей технического решения. 2 н.п. ф-лы, 4 ил., 4 табл.

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к способам определения поперечной чувствительности пьезоэлектрических акселерометров. Способ определения поперечной чувствительности акселерометра с использованием диаграммы направленности заключается в том, что на поворотную платформу стенда устанавливают акселерометр плоскостью его основания в направлении воздействия возмущения, осуществляют поворот акселерометра в гравитационном поле Земли с помощью поворотной платформы, при этом акселерометр устанавливают соосно оси вращения платформы и фиксируют его радиальное положение относительно горизонтальной оси, измеряют максимальные значения электрического напряжения при каждом повороте платформы на угол более 90°, которые используют для построения диаграммы направленности, по которой определяют максимальное значение поперечной чувствительности акселерометра, при этом значение относительного коэффициента влияния поперечного ускорения определяют из отношения значений максимальной поперечной чувствительности к осевой чувствительности, которую измеряют при установке акселерометра на поворотную платформу с ориентацией оси чувствительности перпендикулярно оси вращения вала, совмещении с ней центра масс инерционного элемента акселерометра и повороте акселерометра в гравитационном поле Земли. Технический результат - исключение инструментальной погрешности воспроизведения единицы ускорения. 4 ил.

Изобретения относятся к измерительной технике и могут быть использованы для проведения калибровки инерциальных измерительных модулей (ИИМ), в состав которых входят датчики угловой скорости (ДУС) и акселерометры. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого способ калибровки ИИМ включает установку ИИМ с блоком записи информации на платформу устройства для калибровки, обеспечивающего задание угловой скорости двигателем вокруг трех приблизительно ортогональных осей (отклонение от ортогональности не должно превышать 5°), связанных с ИИМ, вращение ИИМ вокруг приблизительно горизонтальной оси (отклонение оси вращения от плоскости горизонта не должно превышать 20°) с переменными угловыми скоростями и идентификацию математических моделей ошибок датчиков ИИМ. При этом вращения вокруг трех приблизительно ортогональных осей системы координат, связанной с ИИМ, осуществляются после однократного закрепления ИИМ на платформе устройства, а оценивание составляющих как моделей ошибок ДУС, так и моделей ошибок акселерометров осуществляется на основе сопоставления углов разворота ИИМ по показаниям акселерометров и ДУС в результате единого цикла калибровочных движений. Записанные данные инерциальных датчиков используют для идентификации математических моделей ошибок датчиков ИИМ, в частности постоянных составляющих нулевых сигналов и погрешностей масштабных коэффициентов ДУС и акселерометров, углов отклонения измерительных осей ИИМ от оси вращения устройства для калибровки и коэффициентов g-чувствительности ДУС. Устройство, реализующее данный способ, содержит двигатель, который вращает внешнюю рамку карданового подвеса (КП), фиксатор внутренней рамки, позволяющий устанавливать в определенные угловые положения внутреннюю рамку КП относительно внешней рамки, фиксатор платформы, позволяющий устанавливать в определенные угловые положения платформу относительно внутренней рамки КП. На платформе устройства располагается испытуемый ИИМ с устройством записи информации. Платформа устройства может быть снабжена интерфейсом беспроводной передачи информации. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для определения коэффициента преобразования датчика ускорения в узкой полосе частот. Способ измерения коэффициента преобразования датчика ускорения заключается в поднятии штока, имеющего свободный или скользящий ход по отношению к трубке, внутри которой он движется, на высоту Н. При отпускании шток совершает свободное падение до удара об упругий массив с частотой отскока, определяемой формулой где w0 - угловая частота отскока штока (рад/с); g=9,8 м/с2; λ0 - рабочий ход упругого массива, мм, при ударе об него штока, падающего с высоты Н. Расчетная величина ускорения будет определяться формулой (2),где а0 - расчетное значение ускорения штока, падающего с высоты Н, при собственной частоте колебаний упругого массива w0=2πf0. Датчик, который закреплен на верхнем торце штока с помощью коаксиального кабеля, подключен к входу спектранализатора с установленным в нем полосовым фильтром с центральной частотой w0, к выходу которого подключен вольтметр; он вырабатывает сигнал напряжения u0, соответствующий расчетной величине ускорения а0 при равенстве параметров w0 и wn, по которым вычисляется коэффициент преобразования датчика. Заявляемый способ позволяет без применения вибростенда оперативно и достоверно определять качество покрытия упругого массива по коэффициенту преобразования датчика ускорения в требуемой полосе частот. 1 табл., 1 ил.
Наверх