Способ интерактивной тренировки и контроля нагрузки


 


Владельцы патента RU 2555672:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный университет" (RU)

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для проведения интерактивной тренировки с контролем нагрузки в игровых видах спорта, аэробике, фитнесе и других видах спорта, для которых характерны разнообразные двигательные действия. Интерактивная тренировка проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, которую создают световым излучателем программно-аппаратного комплекса, содержащего микрофон, установленный на спортсмене, или в объеме игрового пространства. Спортсмену периодически на горизонтальной или вертикальной поверхности под управлением программно-аппаратного комплекса одновременно предъявляют световые стимулы и проекции их номеров. Стимулы представляют собой последовательности парных световых импульсов, разделенных межимпульсным интервалом, повторяющихся через постоянный временной интервал. Тренирующийся должен определить световой стимул с наибольшим номером, для которого субъективно ощущается слияние двух световых импульсов в паре в один, и голосом воспроизвести номер стимула. Голосовой сигнал фиксируется микрофоном программно-аппаратного комплекса, который обрабатывает его, анализирует нагрузку спортсмена и корректирует ее, если это предусмотрено выбранной программой тренировки. Заявляемый способ позволяет повысить эффективность интерактивной тренировки с контролем нагрузки при занятиях физической культурой и видами спорта, для которых характерны разнообразные двигательные действия.

 

Изобретение относится к физической культуре и спорту и касается контроля нагрузки на тренировках в видах спорта, для которых характерны разнообразные двигательные действия.

Известен способ определения утомления человека, заключающийся в том, что испытуемому задают тест с постоянной нагрузкой и предъявляют последовательность парных световых импульсов длительностью 200 мс, повторяющихся через постоянный временной интервал 1 с, разделенных межимпульсным интервалом, равным 70 мс. Периодически методом последовательного приближения определяют пороговый межимпульсный интервал, при котором два импульса в паре сливаются в один и строят график динамики порогового межимпульсного интервала в координатах «значение порогового межимпульсного интервала - время тестирования». Состояние утомления человека определяют по времени резкого уменьшения значений порогового межимпульсного интервала [1].

Недостатком способа являются ограниченные функциональные возможности.

Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. Данной подсветкой задают разрешенные зоны, в границах которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд. При этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок. Изменение положения, формы и площади разрешенных зон и режимов тренировки задают вручную или программно-аппаратным комплексом [2].

Недостатком способа является отсутствие контроля функционального состояния спортсменов.

Известен интерактивный способ тренировки, в котором интерактивная тренировка проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. При этом для определения оптимальной нагрузки спортсмену в процессе тренировки периодически предъявляют световые стимулы, представляющие собой последовательности парных световых импульсов. Тренирующийся определяет световой стимул с наибольшим номером, для которого субъективно ощущается слияние двух световых импульсов в паре в один, и касается его рукой, или другой частью тела, или каким-либо предметом, фиксируя в программно-аппаратном комплексе значение длительности порогового межимпульсного интервала[3].

Недостатком данного способа является низкая эффективность тренировки из-за необходимости прерывать тренировочный процесс для касания светового стимула. Это сбивает ритм тренировки и значительно отвлекает спортсменов от запланированных движений и перемещений.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности тренировки путем обеспечения эффективного контроля функционального состояния тренирующегося, при котором он не отвлекается от заданного режима тренировки на касание зоны выбранного светового стимула.

Технический результат достигается тем, что интерактивная тренировка проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, при котором тренирующемуся в процессе тренировки периодически предъявляют световые стимулы, представляющие собой последовательности парных световых импульсов, и тренирующийся определяет световой стимул, для которого субъективно ощущается слияние двух световых импульсов в паре в один, отличающийся тем, что с целью повышения эффективности тренировки спортсмену предъявляют одновременно рядом с парными световыми стимулами проекцию их порядковых номеров. Тренирующийся определяет световой стимул с наибольшим номером, для которого субъективно ощущается слияние двух световых импульсов в паре в один, и, не прерывая своего тренировочного задания, голосом воспроизводит порядковый номер светового стимула. Голосовой сигнал фиксируется микрофоном, находящимся на спортсмене или в границах игрового пространства, и передается в программно-аппаратный комплекс для его обработки, анализа нагрузки спортсмена и ее корректировки, если это предусмотрено выбранной программой тренировки.

Предлагаемый способ тренировки и контроля нагрузки осуществляется следующим образом. Интерактивная тренировка проводится на спортивной площадке с управляемой программно-аппаратным комплексом светодинамической подсветкой. Спортсмен из библиотеки программ выбирает программу индивидуального тестирующего, или тренировочного, или игрового режима и запускает ее. Процесс тренировки снимают видеокамерой, видеоизображение с камеры передают в программно-аппаратный комплекс, содержащий микрофон, который фиксирует голосовые сообщения спортсмена.

Тренирующемуся в процессе тренировки по заданной программе периодически предъявляют световые стимулы, представляющие собой последовательности парных световых импульсов, для того чтобы он определил световой стимул, где ощущается слияние двух световых импульсов в паре в один. Одновременно рядом с парными световыми стимулами спортсмену предъявляют проекцию их порядковых номеров. Тренирующийся определяет световой стимул с наибольшим номером, для которого субъективно ощущается слияние двух световых импульсов в паре в один, и, не прерывая своего тренировочного задания, голосом воспроизводит порядковый номер светового стимула. Голосовой сигнал фиксируется микрофоном, находящимся на спортсмене или в границах игрового пространства, и передается в программно-аппаратный комплекс для его обработки, анализа нагрузки спортсмена и ее корректировки, если это предусмотрено выбранной программой тренировки.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства для компьютерной обработки голосовой информации, может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Заявляемый способ позволяет повысить эффективность индивидуальных тренировок с контролем функционального состояния спортсмена. Он выгодно отличается от известных тем, что позволяет контролировать нагрузку спортсмена, сохраняя его ритм тренировки.

Таким образом, заявляемый способ интерактивной тренировки и контроля нагрузки обладает новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта.

Источники информации

1. Патент 2364316 РФ, МПК А61В 3/02, А61В 5/00. Способ определения утомления человека / Полевщиков М.М., Роженцов В.В.; опубл. 20.08.2009.

2. Патент 2444392 РФ, МПК А63В 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12.

3. Патент 2492897 РФ, МПК А63В 71/00. Способ интерактивной тренировки / Афоньшин В.Е., Роженцов В.В.; опубл. 20.09.2013.

Способ интерактивной тренировки на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, где тренирующемуся в процессе тренировки периодически предъявляют световые стимулы, представляющие собой последовательности парных световых импульсов, и тренирующийся определяет световой стимул, для которого субъективно ощущается слияние двух световых импульсов в паре в один, отличающийся тем, что с целью повышения эффективности тренировки спортсмену предъявляют одновременно рядом с парными световыми стимулами проекцию их порядковых номеров; тренирующийся определяет световой стимул с наибольшим номером, для которого субъективно ощущается слияние двух световых импульсов в паре в один, и, не прерывая своего тренировочного задания, голосом воспроизводит его порядковый номер; голосовой сигнал фиксируется микрофоном, находящимся на спортсмене или в границах игрового пространства, и передается в программно-аппаратный комплекс для его обработки, анализа нагрузки спортсмена и ее корректировки, если это предусмотрено выбранной программой тренировки.



 

Похожие патенты:

Блок // 2554019
Изобретение относится к физической культуре и спорту, а именно к волейболу, и предназначено для тренировки атакующих ударов. Задачей изобретения является создание блока, позволяющего обеспечить вынос многофункциональных активных протезов рук выше верхнего края сетки, в целях его использования для блокирования атакующих ударов в волейболе.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки технических действий спортсмена в хоккее и в других игровых видах спорта. Тренировка спортсмена со спортивным снарядом проводится на игровом поле с управляемой подсветкой, при помощи которой создают основные запрещенные световые зоны с малыми зонами, имитирующими соперника.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки технических действий в игровых видах спорта, в частности обводки соперника и оценки зрительно-моторной координации спортсмена.

Изобретение относится к гибкому деформирующемуся стенду, в котором предусмотрены закругленные углы, который предназначен для использования в качестве средства демонстрации рекламных сообщений в местах, близких к футбольным воротам.
Изобретение относится к способам тренировки спортсменов, в частности к способам тренировки хоккеистов, футболистов, баскетболистов и спортсменов других игровых видов спорта, и предназначено для тренировки и оценки умения спортсмена видеть игровое поле.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для проведения интерактивной тренировки в игровых видах, для занятий аэробикой и фитнесом. Тренировка проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки технических действий в игровых видах спорта, в частности обводки соперника. Тренировка спортсмена со спортивным снарядом проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки технических и двигательных действий в игровых видах спорта. .

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для оценки двигательных действий спортсмена в бадминтоне. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к ортопедической стоматологии. .
Изобретение относится к спорту и предназначено для тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта. На игровом поле формируется тренировочная площадь и световые зоны - условные соперники, которые перемещаются по тренировочной площади с заданной максимальной скоростью. При этом перемещения зон не связаны с действиями спортсменов на игровой площадке и предсказуемы для них, потому что они заданного диаметра, перемещаются в ограниченном пространстве и двигаются прямолинейно, изменяя свое направление движения только после столкновения с границей тренировочной площади или другими зонами. С возрастанием скорости зон, увеличением их числа и диаметра возникает лимит пространства и времени для принятия решения и выполнения технико-тактических приемов. При отсутствии попадания спортсмена или спортивного снаряда на запрещенную зону или границу тренировочной площади, площадь и/или скорость перемещения запрещенных зон увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение. По максимальной скорости и/или площади запрещенных зон, а также скорости перемещения спортсмена по тренировочной площади и времени, в течение которого он не допускает ошибок, судят о технико-тактической и физической подготовленности спортсмена, его умении видеть игровое поле, предугадывать изменение игровой ситуации и эффективно реализовывать свои навыки.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено, прежде всего, для тренировки двигательных действий и технических приемов в футболе, хоккее и баскетболе. В предлагаемом способе раскрыты пути повышения эффективности подготовки спортсменов при формировании у них разносторонних двигательных способностей. Результат достигается тем, что при помощи светодинамической подсветки формируют разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь этих зон. Вместе с тем, в пределах видимости спортсмена формируется световая метка, на которую спортсмен должен ориентировать свою грудь во время выполнения упражнений. Это задается с целью тренировки перемещений вперед спиной, приставным, перекрестным или комбинированным шагом. В зависимости от подготовленности спортсмена задается скоростной уровень трансформации и перемещений зон на игровом поле. При правильной ориентации спортсмена на метку и отсутствии его заступов на запрещенную зону, свободное пространство вокруг спортсмена уменьшают, а динамику игры увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнять данное упражнение. По минимальному размеру, максимальной скорости разрешенной зоны, при которой спортсмен, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена. Сравнивая результаты показателей разновременных тренировок, можно оценить динамику развития двигательных навыков и технической подготовленности спортсмена.
Изобретение относится к способам тренировки футболистов и предназначено для обучения навыкам ведения мяча. Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности обучения умению ведения мяча по игровому полю за счет возможности контроля, измерения и оценки показателей данного умения. Программно-аппаратный комплекс формирует световой маршрут передвижения спортсмена на игровом поле, который состоит из цепочки нескольких отдельных контрольных световых зон с контрастными границами. Спортсмен должен выполнить ведение мяча таким образом, чтобы каждое проталкивание мяча происходило в момент его нахождения в пределах контрольной зоны, как можно ближе к ее центру. При этом расстояние между геометрическими центрами зон задается программно-аппаратным комплексом равным или разным, но всегда кратным беговому шагу спортсмена при заданной скорости выполнения упражнения. Центры контрольных зон расположены друг за другом прямолинейно или непрямолинейно. Непрямолинейное расположение зон позволяет тренировать навык ведения мяча с изменением направления перемещения по полю. Для тренировки различных мышечных усилий при проталкивании мяча на один или несколько шагов спортсмен перемещается по предложенному маршруту и проталкивает вперед себя мяч через центр следующей на маршруте зоны. Удар по мячу должен быть такой силы, чтобы, не изменяя скорости бега и длины бегового шага, спортсмен мог вторично коснуться мяча в момент его нахождения в центре площади следующей контрольной зоны. Для приближения условий тренировки к реальной игре и тренировки навыков ведения мяча в непредсказуемой обстановке, впереди расположенную часть маршрута программно меняют или формируют перед спортсменом только в момент его заступа в контрольную зону, где должен состояться контакт с мячом. Программно-аппаратный комплекс фиксирует отклонения перемещения спортсмена и его спортивного снаряда от центров контрольных зон, вычисляет расстояние между точками касания мяча и центром контрольной зоны, в которой спортсмен осуществляет проталкивание мяча. По среднеарифметической величине вычисленных расстояний и размеру контрольных зон оценивают способность спортсмена вести мяч ногами по игровому полю.

Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тренировки активных технических действий в игровых видах спорта, в частности проведения атакующих действий. Задачей изобретения является расширение номенклатуры используемых для тренировки игровых видов спорта, а также повышение эффективности оценки активных технических действий спортсмена в ходе тренировки. Указанный технический результат достигается за счет дополнения применяемых игровых видов спорта теми, которые не предусматривают непосредственное противодействие игроков-соперников, препятствующих передвижению спортсмена, а также повышение эффективности оценки активных технических действий спортсмена в ходе тренировки за счет категорирования сложности программ и использования для оценки трехмерной модели, получаемой программно-аппаратным комплексом от двух камер. 1 табл., 2 ил.
Наверх