Смазочное устройство зубчатого колеса



Смазочное устройство зубчатого колеса
Смазочное устройство зубчатого колеса

 


Владельцы патента RU 2555877:

Мендрух Елена Николаевна (RU)
Мендрух Николай Викторович (RU)
Терзиева Наталья Сергеевна (RU)

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано для смазывания колес реверсивных полуобкатных зубчатых передач, имеющих зубья с плоскими боковыми поверхностями и смазываемых периодически пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство зубчатого колеса состоит из тела, зубчатого венца с зубьями, концентрических колец, пары гибких пластин и консоли. Концентрические кольца укреплены на торцах тела по окружности впадин зубьев. Пара гибких пластин, укрепленных на поворотной консоли, установленной шарнирно на корпусе передачи с осью вращения. Консоль расположена между концентрическим кольцом и центром колеса. Консоли снабжены механизмом их поворота в обе стороны относительно радиальной плоскости колеса навстречу набегающим боковым поверхностям зубьев с обеспечением их одномоментного контакта по всей их длине. Обеспечивается повышение эффективности смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых периодически пластичными смазочными материалами.

Известно смазочное устройство зубчатого колеса, представляющее собой пару плоских гибких пластин, укрепленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, перпендикулярно обоим торцам его зубчатого венца, пластины расположены в радиальной плоскости колеса по всей высоте зубьев, а расстояние между пластинами меньше, чем ширина зубчатого венца колеса. При вращении зубчатого колеса эти пластины захватывают пластичный смазочный материал, вытесненный с рабочих (боковых) поверхностей зубьев колеса на торцы зубьев - при работе этого колеса с парным зубчатым колесом в передаче - и возвращают этот смазочный материал обратно на рабочие поверхности набегающих зубьев вращающегося колеса - см. А.С. СССР №1618973, кл. F16H 57/04, опубл. 07.10.1991 г., БИ №1.

Недостаток конструкции данного смазочного устройства состоит в том, что смазковозвращающие пластины расположены в радиальной плоскости колеса, в то время, как профиль зубьев имеет криволинейную форму, поэтому контактирование пластин с набегающими боковыми поверхностями зубьев происходит не одномоментно по всей длине рабочих поверхностей зубьев, что снижает качество переноса смазочного материала с пластин на боковые поверхности зубьев, что, в свою очередь - снижает эффективность смазывания.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства зубчатого колеса по патенту РФ №2386068, кл. F16H 57/04, опубл. 10.04.2010 г., Бюл. №10. Сущность его состоит в том, что оно содержит приспособление для регенерации смазочного слоя на боковых поверхностях зубьев в виде пары гибких пластин, неподвижно укрепленных с обоих торцов зубчатого венца перпендикулярно торцам его зубьев и в его диаметральной плоскости, длина пластин больше высоты зубьев, причем каждая торцевая сторона ступицы колеса снабжена концентрическим кольцом с возможностью контактирования с торцом пластины, обращенным к центру колеса, причем диаметр колеса равен диаметру окружности впадин зубьев колеса.

Недостаток прототипа состоит в том, что боковые поверхности зубьев расположены не в радиальной плоскости колеса, а с отклонением от нее; в частности, плоские боковые поверхности зубьев колеса полуобкатной передачи находятся под одним и тем же углом к радиальной плоскости по всей длине зубьев. Наличие угла между смазковозвращающими пластинами и набегающими на них боковыми поверхностями зубьев ухудшает процесс регенерации смазки на боковых поверхностях, т.к. контакт между пластинами и боковыми поверхностями зубьев происходит не одномоментно, а по частям. Тем более - при реверсивных режимах работы колеса, когда невозможно установить одноразово положение пластин относительно набегающих поверхностей зубьев, т.к. набегание происходит то с одной, то с другой стороны пластины.

Изобретением решается задача повышения эффективности процесса регенерации смазочного слоя на боковых поверхностях зубьев колеса при реверсивном режиме его работы.

Для этого смазочное устройство зубчатого колеса содержит пару плоских гибких пластин, установленных с обеих сторон зубчатого венца перпендикулярно торцам его зубьев, пластины имеют длину, большую, чем высота зубьев, и расстояние между собой, меньшее, чем ширина зубчатого венца, каждая торцевая сторона ступицы снабжена концентрическим кольцом с возможностью контактирования с торцом пластины, обращенным к центру колеса, а диаметр колец равен диаметру окружности впадин зубьев колеса, причем пластины своими сторонами, обратными по отношению к зубчатому венцу, укреплены на поворотных консолях, установленных шарнирно на корпусе передачи с возможностью принудительного поворота их в плоскости вращения колеса, в обе стороны относительно радиальной плоскости колеса, с обеспечением одномоментного контакта пластин и набегающих боковых поверхностей зубьев по всей их длине, для чего консоли снабжены реверсивным механизмом их поворота, а центры поворота консолей расположены между концентрическими кольцами и центром колеса.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: зубчатое колесо - вид с торца колеса (фиг.1) и сечение фрагмента зубчатого колеса - вид сбоку колеса (фиг.2).

На чертежах показаны: тело 1 зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями 2, окружность вершин 3, окружность впадин 4, боковые поверхности 5 зубьев, торцевые поверхности 6 зубьев, концентрическое кольцо 7, гибкая пластина 8, разрезы 9 в пластинах, поворотная консоль 10, ось поворота 11 консоли, корпус 12 передачи, радиальная плоскость 13 колеса, смазочный материал 14.

Зубчатое колесо состоит из тела 1 и зубчатого венца с зубьями 2, расположенными между окружностью вершин 3 и окружностью впадин 4, зубья имеют боковые (рабочие) поверхности 5 и торцевые поверхности 6, по окружности впадин (4) с обеих сторон ступицы (тела) колеса расположены концентрические кольца 7. Смазочное устройство зубчатого колеса состоит из пары гибких пластин 8, перекрывающих высоту зубьев, одним своим торцом каждая пластина примыкает к кольцу 7, расстояние между пластинами меньше, чем ширина зубчатого венца, в пластинах выполнены разрезы 9, перпендикулярные торцам зубьев. Пластины 8 укреплены на поворотных консолях 10, установленных шарнирно с возможностью принудительного поворота в плоскости вращения колеса, для чего они снабжены реверсивным приводным механизмом (не показано). Шарнир с осью поворота 11 укреплен на корпусе 12 передачи. Реверсивный приводной механизм поворачивает консоли 10 в обе стороны от радиальной плоскости 13 колеса на угол α.

При работе зубчатого колеса в передаче, смазочный материал 14, наносимый на боковые (рабочие) поверхности 5 зубьев, вытесняется на торцы 6 зубьев. Смазочное устройство посредством пластин 8 перемещает смазочный материал обратно на боковые поверхности. Для этого консоли 10 с пластинами посредством реверсивного поворотного механизма разворачиваются навстречу набегающим боковым поверхностям зубьев (на угол α относительно радиальной плоскости колеса), чем обеспечивается одномоментный контакт пластин и боковых поверхностей по всей их длине. Расположение от поворота 11 поворотного шарнира консолей между концентрическими кольцами 7 и центром колеса позволяет обеспечить свободный поворот консолей и плотное прилегание торцов пластин 8 и колец 7.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция смазочного устройства позволяет обеспечить одномоментный контакт пластин и набегающих боковых поверхностей зубьев по всей их длине, что повышает эффективность возврата смазки на боковые поверхности. Причем этот возврат обеспечивается при любом направлении вращения колеса.

Смазочное устройство зубчатого колеса, преимущественно реверсивной полуобкатной зубчатой передачи с плоскими боковыми поверхностями зубьев, смазываемого периодически пластичным смазочным материалом, содержащее пару плоских гибких пластин, установленных с обеих сторон зубчатого венца, перпендикулярно торцам его зубьев, пластины имеют длину, большую, чем высота зубьев, и расстояние между собой меньшее, чем ширина венца, каждая торцевая сторона ступицы снабжена концентрическим кольцом с возможностью контактирования с торцом пластины, обращенным к центру колеса, а диаметр колец равен диаметру окружности впадин зубьев колеса, отличающееся тем, что пластины своими сторонами, обратными по отношению к венцу, укреплены на поворотных консолях, установленных шарнирно на корпусе передачи с возможностью принудительного поворота их в плоскости вращения колеса в обе стороны от радиальной плоскости колеса, с обеспечением одномоментного контакта пластин и набегающих боковых поверхностей зубьев по всей их длине, для чего консоли снабжены реверсивным механизмом их поворота, а центры поворота консолей расположены между концентрическими кольцами и центром колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горному делу и предназначено для охлаждения коробки передач в поворотном редукторе врубовой машины сплошной выемки. Поворотный редуктор содержит набор отдельных передаточных механизмов и систему охлаждения.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано при ротапринтном смазывании зубчатых колес механических передач. Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.
Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано для смазывания зубчатых передач. Изобретением решается задача повышения эффективности ротапринтного смазывания зубчатых передач с переменным режимом нагружения.
Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано при ротапринтном смазывании зубчатых колес механических передач. Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.

Изобретение относится к смазочной системе коробки передач автомобиля. Смазочная система с коробкой передач с подшипниками (4-9) валов, подшипниками (10-15) ступиц зубчатых колес, зубчатыми венцами (16-27) сцепляющихся друг с другом пар (29-34) зубчатых колес механизма переключения передач и с установленными с возможностью перемещения вдоль оси опорами синхронных элементов (35, 36, 37) сцепления.

Изобретение относится к насосным устройствам с двумя ступенями для автомобильных трансмиссий. Насосное устройство (10) содержит ступень (11) низкого давления насоса и ступень (12) высокого давления насоса.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра.

Изобретение относится к смазке в приводном узле коробки передач. Приводной узел коробки передач со вторичным валом (10) содержит выполненное по его центральной оси (12) сверление (14) для подачи смазочного масла.

Изобретение относится к системе привода колес с электродвигателем. Электродвигатель (2А) и редуктор (12А) скорости типа планетарной зубчатой передачи последовательно расположены от внешней стороны в направлении ширины транспортного средства.

Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. На торцах зубьев укреплены смазкоудерживающие элементы, расположенные вдоль всей длины их боковых поверхностей. Смазкоудерживающие элементы имеют наружный профиль, идентичный профилю торцов зубьев, поперечное сечение элементов по всей их длине имеет П-образную форму. Средние части смазкоудерживающих элементов укреплены на торцах зубьев, а две другие, образующие наружный профиль, примыкают к боковым поверхностям зубьев, перпендикулярно к их торцам. Обеспечивается повышение технологичности конструкции зубчатых колес и повышение надежности их работы. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых периодически пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство зубчатого колеса представляет собой пару гибких пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, в радиальной его плоскости с обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно торцам. Пластины перекрывают венец по всей его высоте и часть тела колеса, примыкающую к венцу. Участки пластин, перекрывающих венец, имеют расстояние между собой, меньшее, чем ширина зубчатого венца, и в них со стороны венца выполнены разрезы, перпендикулярные венцу. Участки пластин, перекрывающих часть тела колеса, имеют расстояние между собой, равное ширине зубчатого венца, причем они повернуты относительно радиальной плоскости колеса в сторону набегания на них этого колеса. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. На торцах зубьев укреплены смазкоудерживающие элементы, расположенные вдоль всей длины их боковых поверхностей. Сечения смазкоудерживающих элементов в плоскости вращения колеса по всей их ширине идентичны сечениям зубьев в этой плоскости. Обеспечивается повышение технологичности конструкции зубчатых колес и повышение надежности их работы. 2 ил.

Изобретение относится к коробке передач с вращающимся, по меньшей мере, в одном смазываемом подшипнике валом и, в частности, к снабжению этого подшипника смазочным материалом. Коробка передач содержит вращающийся, по меньшей мере, в одном смазываемом подшипнике (45; 46; 58) вал (18; 3, 4; 12; 13). Вдоль первого вала (18; 3, 4; 12; 13) проходит смазочный канал (44; 54; 55; 56) для смазки подшипника (45; 46; 58). В смазочном канале (44; 54; 55; 56) расположена турбина (47) с радиально входящими в него, ориентированными наискось к оси первого вала (18; 3, 4; 12; 13) лопатками (51). Технический результат: создание коробки передач, которая обходится без внешнего насоса для подачи смазочного материала под повышенным давлением. 12 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. На торцах зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей расположены смазочные карманы в виде полок, причем каждая полка является частью цельного элемента, имеющего по всей своей длине в поперечном сечении Г-образную форму и одной своей частью укрепленного на торце зуба. Обеспечивается повышение прочности конструкции зубчатого колеса и повышение надежности его работы. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра. Устройство для подачи жидкой смазки редуктора, имеющего корпус с масляной ванной, представляет собой разбрызгиватель смазки, выполненный в виде короба с заливными отверстиями в его стенках. Короб укреплен на одном плече коромысла, установленного на шарнире в корпусе редуктора и снабженного пружиной и ограничителем перемещения по вертикали. Второе плечо коромысла периодически контактирует с кулачком, укрепленным на приводном валу с возможностью принудительного погружения короба в ванну. Короб снабжен верхней крышкой, выполненной в виде решетки, составленной из пластин, плоскости которых образуют ячейки решетки, а снаружи ячейки снабжены суживающимися соплами, сопряженными с пластинами, и перпендикулярными к крышке. Обеспечивается повышение эффективности подачи смазки на трущиеся элементы редуктора. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес реверсивных полуобкатных зубчатых передач с плоскими боковыми поверхностями зубьев, смазываемых периодически пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару смазковозвращающих плоских гибких пластин. Крепеж пластин выполнен посредством консолей. Консоли установлены на корпусе передачи шарнирно, с возможностью принудительного поворота пластин в плоскости вращения колеса с обеспечением одномоментного контакта пластин с набегающими боковыми поверхностями зубьев по всей их длине, для чего консоли снабжены управляемым приводом. Центры поворота консолей расположены на окружности впадин зубчатого венца. К центру поворота консолей с пластинами со стороны тела зубчатого колеса примыкает элемент V-образной формы в плане, симметрично расположенный относительно радиальной плоскости зубчатого колеса и обращенный вершиной к центру поворота. Элемент жестко укреплен на корпусе передачи и имеет минимальный зазор относительно тела колеса и высоту сторон, соизмеримую с расстоянием от торцов зубчатого венца до консолей. Обеспечивается упрощение конструкции смазочного устройства. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес полуобкатных зубчатых передач, имеющих зубья с плоскими боковыми поверхностями, смазываемыми периодически пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару плоских гибких пластин, укрепленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, перпендикулярно обоим торцам его зубчатого венца, пластины ориентированы вдоль зубьев. Расстояние между пластинами меньше, чем ширина зубчатого венца. Пластины повернуты относительно радиальной плоскости зубчатого колеса с обеспечением возможности их контакта с набегающими боковыми поверхностями зубьев одномоментно по всей длине этих поверхностей. Обеспечивается упрощение конструкции смазочного устройства. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, укрепленной в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. Вспомогательная шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных, идентичных друг другу шестерен. Шестерни установлены на одной оси и разнесены вдоль ширины зубчатого венца смазываемого колеса. Суммарная величина ширины всех отдельных шестерен не превышает расчетную ширину одной цельной смазочной шестерни. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. На боковых рабочих поверхностях зубьев шестерен выполнены углубления, ориентированные поперек этих поверхностей. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.
Наверх