Силовой элемент ферменной конструкции, изготовленный методом металлургии гранул, и капсула для его изготовления

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в ферменных конструкциях. Силовой элемент ферменной конструкции содержит один узел пересечения, два полых соединенных и сопряженных между собой в узле пересечения цилиндрических диагональных стержня, узел пересечения в виде полого и замкнутого по торцам центрального цилиндрического стержня с отверстием. Одним торцом диагональные цилиндрические стержни сопряжены с центральным цилиндрическим стержнем бесшовным образованием из одного материала. Центральные оси диагональных и центрального цилиндрического стержня находятся в одной плоскости, центральная ось диагональных цилиндрических стержней расположена под одним углом к центральной оси узла центрального полого цилиндрического стержня. Капсула для изготовления силового элемента ферменной конструкции содержит внутреннюю оболочку из двух внутренних цилиндрических труб диагональных стержней, внутреннего стакана центрального стержня, двух ограничителей, наружную оболочку из двух внешних труб диагональных стержней с межстаканным кольцом, двух межтрубных колец, одного ограничителя, внешнего дна центрального стержня с одной засыпной горловиной с пробкой. Изобретение позволяет уменьшить массу конструкции и увеличить однородность и прочность конструкции. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Группа изобретений относится к изделиям ракетной и космической техники, в частности к конструкциям фермы и изделиям для ее производства. Изобретение может быть использовано для различных форменных и корпусных конструкций, к которым предъявляются высокие требования по геометрической стабильности размеров при действии агрессивных внешних факторов, например температур, давления и т.д.

По своей природе ферма является пространственной конструкцией, включающей в себя прямолинейные элементы, соединяемые в осях пересечения фитингами или кольцевыми шпангоутами, служащими передаточными звеньями нагрузки от пристыкованных смежных корпусных отсеков.

Из уровня техники известна силовая ферма, состоящая из продольных стержней, расположенных под углом к оси фермы, и поперечных стержней, соединенными с продольными в узлах. Стержни выполнены из материала с более высоким коэффициентом линейного расширения, чем продольные стержни (см. журнал «Полет» № 6, стр. 42, 2000 г., УДК 629.7 «Проектирование адаптивных к действию градиентов температур размеростабильных силовых конструкций летательных аппаратов». Авторы: Г.Е. Фомин, А.М. Шайда, В.Д. Байкин [1]).

Известна силовая ферма, включающая продольные, поперечные и диагональные стержни, соединенные между собой в узлах пересечения, при этом поперечные стержни выполнены из материала с более высоким коэффициентом линейного расширения, а длины и коэффициенты линейного расширения связаны между собой соответственно (см. журнал «Полет» № 5, стр. 52, 2001 г. «Проектирование размеростабильных конструкций повышенной жесткости, адаптивных к действию градиентов температур». Авторы: Г.Е. Фомин, А.Н. Шайда, В.Д. Байкин [2]).

Известные силовые фермы не обеспечивают достаточную стабильность линейных размеров при действии температур, так как для сохранения длины фермы увеличивается ее поперечный размер, имеет разную прочность в сварных соединениях самых стержней.

Из уровня техники известна (RU 2417389, G02B 23/16, 27.04.2011 [3]) силовая ферма, состоящая из продольных, поперечных и диагональных цилиндрических стержней, соединенных между собой в узлах пересечения, отличающаяся тем, что в ней диагональные, продольные и поперечные стержни выполнены составными, соединенными между собой биметаллическим кольцом по его внешнему и внутреннему диаметрам, при этом в местах соединения с биметаллическим кольцом в стержнях выполнены продольные прорези, причем геометрические размеры стержней, биметаллических колец и физико-механические характеристики применяемых материалов связаны соотношениями.

Известная силовая ферма [3] за счет применения биметаллических колец в составных стержнях имеет больший вес, требует сложной технологии их изготовления, например диффузионной сварки в вакууме, что увеличивает стоимость силовой фермы, обладает высокой трудоемкостью, ферма имеет разную прочность в сварных соединениях самих стержней, низкую прочность изделия, поскольку имеет место неоднородность изделия, и повышенные весовые характеристики.

Из уровня техники известна (RU 95313, B64G 1/40, 27.06.2010 [4]) капсула для изготовления бесшовного топливного бака, которая включает в себя внутреннюю гладкую и наружную оболочку капсулы. Наружная оболочка состоит из размещенных соосно на центральной оси верхней части, выполненной в форме полусферы, цилиндрической части и днища, выполненного в форме полусферы. Поверхность внутренней оболочки капсулы эквидистантна наружной оболочке капсулы и состоит из размещенных соосно на центральной оси верхней части, цилиндрической части и днища. Днище внутренней оболочки капсулы установлено на штуцере для топлива.

Способ изготовления капсулы для бесшовного топливного бака заключается в том, что сначала образовывают внутреннюю оболочку капсулы. Для этого на центральной оси днища внутренней оболочки закрепляют штуцер для топлива, затем соосно и последовательно соединяют с днищем цилиндрическую часть и полусферу верхней части внутренней оболочки. Затем к штуцеру для топлива соосно центральной оси закрепляют полусферу днища наружной оболочки, после чего ее соединяют с цилиндрической частью и с верхней частью наружной оболочки с предварительно закрепленными на последней основным и дополнительным штуцером для подвода управляющего газа.

Недостатком [4] является то, то капсула позволяет создать только определенный топливный бак узкой номенклатуры и ее нельзя использовать для изготовления иных изделий.

Задача, на которую направлена группа изобретений, заключается в создании устройства, которое обеспечивает получение равнопрочного изделия, а также создание самих изделий с уменьшенным объемом механической обработки и сокращение сварных швов.

Техническим результатом группы изобретений является снижение веса конструкции, повышение однородности конструкции путем создания единой, целой конструкции без сварных швов, повышение прочности конструкции, уменьшение трудоемкости процесса.

На достижение указанного технического результата оказывают влияние следующие существенные признаки.

Силовой элемент ферменной конструкции состоит, по меньшей мере, из одного узла пересечения и, по меньшей мере, из двух цилиндрических диагональных стержней, соединенных между собой в узле пересечения, отличается тем, цилиндрические диагональные стержни выполнены полыми, узел пересечения представляет собой центральный цилиндрический стержень, который выполнен полым и замкнутым по торцам, при этом, по меньшей мере, на одном торце расположено, по меньшей мере, одно отверстие, к центральному цилиндрическому стержню по бокам, под углом своими торцами сопряжены, по меньшей мере, два диагональных цилиндрических стержня, причем одним торцом диагональные цилиндрические стержни без швов сопряжены с центральным цилиндрическим стержнем таким образом, что все цилиндрические стержни и места пересечения выполнены единым бесшовным образованием, из одного материала, при этом центральный цилиндрический стержень снабжен внутри полости сопряжения с диагональными цилиндрическими стержнями, по меньшей мере, одним отверстием, которое связывает полости центрального цилиндрического и внутреннее пространство диагонального цилиндрического стержня.

В возможном варианте выполнения центральные оси диагональных и центрального цилиндрического стержня находятся в одной плоскости.

В возможном варианте выполнения центральная ось диагональных цилиндрических стержней расположена под одним углом к центральной оси узла центрального полого цилиндрического стержня.

Капсула для изготовления силового элемента форменной конструкции, включающая в себя внутреннюю и наружную оболочку, отличается тем, что внутренняя оболочка состоит из, по меньшей мере, двух внутренних труб диагональных стержней, внутреннего стакана центрального стержня, который расположен между внутренних труб диагональных стержней и является местом их пересечения, дна внутреннего стакана центрального стержня не менее 1/10 площади внешнего стакана центрального стержня, причем внутренняя труба диагонального стержня герметично сопряжена с внешним стаканом центрального стержня, внутренняя оболочка также состоит из, по меньшей мере, двух ограничителей, которые герметично сопрягают внутренний и внешний стаканы центрального стержня в местах, обеспечивающих соединение полостей, образованных внутренними трубами диагональных стержней, с полостью, образованной внутренним центральным стаканом, наружная оболочка состоит из, по меньшей мере, двух внешних труб диагональных стержней не менее 1/5 площади внешнего стакана центрального стержня, причем внешняя труба диагонального стержня герметично сопряжена с внешним стаканом центрального стержня, наружная оболочка также состоит из дна внешнего стакана центрального стержня и, по меньшей мере, одного межстаканного кольца, которое герметично сопрягает внутренний и внешний стаканы центрального стержня, и, по меньшей мере, двух межтрубных колец, которые герметично сопрягают внутренние трубы диагональных стержней и внешние трубы диагональных стержней на концах, противоположных от внутреннего и внешнего стаканов центрального стержня, а на дне внешнего стакана центрального стержня расположен, по меньшей мере, один ограничитель, образующий отверстие и сопрягающий между собой внутренний и внешний стаканы центрального стержня, при этом внешнее дно центрального стержня имеет, по меньшей мере, одну засыпную горловину с пробкой.

В возможном варианте исполнения трубы могут быть цилиндрическими.

В возможном варианте исполнения межтрубное кольцо может быть выполнено таким образом, что оно герметично сопрягает между собой и внешние и внутренние трубы.

За счет выполнения силового элемента форменной конструкции из высокопрочного титанового сплава появляется возможность уменьшить толщину конструкции, это обеспечивает возможность уменьшения массы, выводимой на орбиту техники. Повышение прочности силового элемента осуществляется за счет возможности выполнения толщины конструкции, одинаковой по всей площади, равномерной или полностью отрегулированной в соответствии с необходимыми требованиями, т.е. без технологических остатков материала. Это, в совокупности с изготовлением его из прочного материала, а также особенностей формы выполнения, предусматривающей исключение острых углов, позволяет создать для ракетной и космической техники силовой элемент форменной конструкции со сниженными массовыми характеристиками.

Высокую надежность силового элемента форменной конструкции обеспечивают за счет исключения сварных швов, которые обычно на 20% слабее конструктивных элементов, то есть выполнения без швов сопряжения стержней в форменной конструкции, в результате чего получается единый односоставный силовой элемент. Это исключает возможность повреждений эластичного устройства, а кроме этого создается эффект отсутствия критических мест возможного уменьшения прочности и мест возможного излома. Кроме того, выполнение бесшовного сопряжения стержней, т.е. создание бесшовной конструкции, существенно снижает трудозатраты, поскольку сварные швы высокопрочных конструкций, например из титана, необходимо осуществлять в вакууме при применении специальных средств, что является очень трудоемким процессом. Выполнение в центральном цилиндрическом стержне внутри полости сопряжения с диагональными цилиндрическими стержнями отверстия необходимо для обеспечения одинакового давления внутри стержней (в их полостях) в процессе эксплуатации в ракетной и космической технике, что является необходимой характеристикой для обеспечения прочности конструкции.

Сущность изобретения поясняется графическим материалом.

На фиг. 1 представлен силовой элемент форменной конструкции, который состоит из одного центрального цилиндрического стержня 1 и двух цилиндрических диагональных стержней 2, соединенных между собой в центральном цилиндрическом стержне 1. Диагональные стержни 2 также, как и центральный 1, выполнены полыми. Центральный цилиндрический стержень 1 замкнут, по меньшей мере, по одному торцу/поперечной стороне 3, при этом на одном торце расположено отверстие 4, к центральному полому цилиндрическому стержню 1 по бокам/продольной стороне 5, под углом своими торцами/поперечными сторонами 3 сопряжены два цилиндрических диагональных стержня 2, причем одним торцом/поперечной стороной, диагональные цилиндрические стержни 2 без швов сопряжены с центральным цилиндрическим стержнем 1 таким образом, что цилиндрические стержни 2 и 1 и места пересечения выполнены единым бесшовным образованием, из одного материала, при этом центральный цилиндрический 1 стержень снабжен внутри полости сопряжения с диагональными полыми цилиндрическими стержнями 2 отверстием 6 для обеспечения одинакового давления внутри стержней, оно, отверстие 6, связывает внутреннее пространство полого центрального цилиндрического 7 и внутреннее пространство полого диагонального цилиндрического стержня 8.

На фиг. 2 представлена капсула для изготовления силового элемента форменной конструкции, включающая в себя внутреннюю 9 и наружную оболочку 10, характеризующаяся тем, что внутренняя оболочка 9 состоит из двух внутренних труб диагональных стержней 11, внутреннего стакана центрального стержня 12, который расположен между внутренних труб диагональных стержней 11 и является местом их пересечения, дна внутреннего стакана центрального стержня 13 не менее 1/10 площади внешнего стакана центрального стержня 14, причем внутренняя труба диагонального стержня 11 герметично сопряжена с внешним стаканом центрального стержня 14. Внутренняя оболочка 9 также состоит из двух ограничителей 15, которые герметично сопрягают внутренний 13 и внешний стаканы центрального стержня 14 в местах, обеспечивающих соединение полостей 16, образованных внутренними трубами диагональных стержней 11, с полостью 17, образованной внутренним стаканом центрального стержня 13. Наружная оболочка 10 состоит из двух внешних труб диагональных стержней 18 не менее 1/5 площади внешнего стакана центрального стержня 14, причем внешняя труба диагонального стержня 18 герметично сопряжена с внешним стаканом центрального стержня 14. Наружная оболочка 10 также состоит из дна внешнего стакана 19 и одного межстаканного кольца 20, которое герметично сопрягает внутренний 12 и внешний стаканы центрального стержня 14, и двух межтрубных колец 21, которые герметично сопрягают внутренние 11 и внешние трубы диагональных стержней 18 на концах, противоположных от внутреннего 13 и внешнего стаканов центрального стержня 14, а на дне внешнего стакана 19 расположен ограничитель 22, образующий отверстие и сопрягающий между собой внутренний 12 и внешний стаканы центрального стержня 14, при этом дно внешнего стакана центрального стержня 19 имеет две засыпные горловины 23 с пробкой 24.

В примере исполнения силовой элемент форменной конструкции изготавливают из гранул высокопрочного титанового сплава ВТ23. Толщина стенки силового элемента форменной корнструкции должна выполняться равной по всему периметру и при изготовлении может быть равна от 1 до 60 мм. Для высокой чистоты внутренней поверхности, то есть без неровностей и шероховатостей, которые обычно имеют место при соединении частей силового элемента посредством сварки, силовой элемент форменной корнструкции изготавливают методом гранульной металлургии (например, см. Г.Г. Демченков, В.Т. Мусиенко. «Металлургия гранул титановых сплавов: перспективы и пути развития» в журнале «Технология легких сплавов», 2001 г., № 5-6, с. 132-137.) с использованием горячего изостатического прессования (например, см. сборник статей ВИЛС «Металлургия гранул», раздел «Металлургия гранул титановых сплавов», 1984, с. 159-200). При этом гранулы фракционного состава размером 50…280 мкм высокопрочного титанового сплава получают методом центробежного распыления вращающегося слитка-электрода, при котором частицы сплава распыляются за счет ионно-плазменного распыления (например, патент РФ № 1332866, кл. С23С 14/36, 1985 г.). Затем полученные гранулы засыпают в металлическую капсулу требуемой формы, производят дегазацию, герметизацию и обрабатывают по технологии горячего изостатического прессования с последующей термообработкой (например, см. патент РФ № 2261288, кл. С23С 14/34, 2005 г.). После этого полученную заготовку опускают в кислоту, которая растворяет капсулу. Далее извлекаем изделие из кислоты и производим механическую обработку поверхности силового элемента фермы, в частности, например, удаляется технологическая часть, образованная засыпными горловинами 24. В результате бесшовный силовой элемент форменной конструкции имеет предел прочности не менее 1078 МПа, относительное удлинение не менее 5%, относительное сужение не менее 10%, ударную вязкость не менее 0,19 МДж/м2. В примере исполнения центральная ось стержней 1 и 2 находится в одной плоскости, а центральная ось стержней 2 расположена под углом 30 градусов к центральной оси стержня 1.

В примере исполнения капсулу для изготовления силового элемента форменной конструкции собирают следующим образом. Сначала осуществляют а) сборку сегмента внутренних труб 2, и 14, и 21 с использованием аргонно-дуговой сварки, далее б) осуществляют проверку на герметичность сварных швов собранных элементов с использованием гилиевого течеискателя ПТИ-14, после в) осуществляют сборку сегмента внешних труб 18, и 21 и + а), с использованием аргонно-дуговой сварки. Далее осуществляют г) сборку сегмента внутреннего стакана 12, и 13, и 22. После чего осуществляется г) предварительная сборка сегмента внешнего стакана 14 +а) +в) +д) в следующей последовательности внутрь 14 ставится сборка по г) и с использованием аргонно-дуговой сварки на прихватках соединяются две сборки по в).

Для обеспечения равномерного рассыпного зазора на местах 19 и 20 устанавливаются технологические приспособления в виде двух трубных заготовок и с использование аргонно-дуговой сварки производится прихватка всей сборки. После удаления технологических приспособлений с использованием аргонно-дуговой сварки на прихватках к сборке присоединяются 19 и 20. Окончательная сборка капсулы производится в следующей последовательности: к собранной на прихватках конструкции с использованием аргонно-дуговой сварки геометрично присоединяются две засыпные горловины 23, далее производится сварка всех швов собранной капсулы и проверка на герметичность сварных швов собранных элементов с использованием гилиевого течеискателя ПТИ-14.

Таким образом, группа изобретений обеспечивает снижение веса конструкции, повышение однородности конструкции путем создания единой, целой конструкции без сварных швов, повышение прочности конструкции, уменьшение трудоемкости процесса.

1. Силовой элемент ферменной конструкции состоит, по меньшей мере, из одного узла пересечения и, по меньшей мере, из двух цилиндрических диагональных стержней, соединенных между собой в узле пересечения, отличающийся тем, что цилиндрические диагональные стержни выполнены полыми, узел пересечения представляет собой центральный цилиндрический стержень, который выполнен полым и замкнутым по торцам, при этом, по меньшей мере, на одном торце расположено, по меньшей мере, одно отверстие, к центральному цилиндрическому стержню по бокам, под углом своими торцами сопряжены, по меньшей мере, два диагональных цилиндрических стержня, причем одним торцом диагональные цилиндрические стержни без швов сопряжены с центральным цилиндрическим стержнем таким образом, что все цилиндрические стержни и места пересечения выполнены единым бесшовным образованием, из одного материала, при этом центральный цилиндрический стержень снабжен внутри полости сопряжения с диагональными цилиндрическими стержнями, по меньшей мере, одним отверстием, которое связывает полости центрального цилиндрического и внутреннее пространство диагонального цилиндрического стержня.

2. Силовой элемент по п. 1, отличающийся тем, что центральные оси диагональных и центрального цилиндрического стержня находятся в одной плоскости.

3. Силовой элемент по п. 1, отличающийся тем, что центральная ось диагональных цилиндрических стержней расположена под одним углом к центральной оси узла центрального полого цилиндрического стержня.

4. Капсула для изготовления силового элемента ферменной конструкции, включающая в себя внутреннюю и наружную оболочку, отличающаяся тем, что внутренняя оболочка состоит из, по меньшей мере, двух внутренних труб диагональных стержней, внутреннего стакана центрального стержня, который расположен между внутренних труб диагональных стержней и является местом их пересечения, дна внутреннего стакана центрального стержня не менее 1/10 площади внешнего стакана центрального стержня, причем внутренняя труба диагонального стержня герметично сопряжена с внешним стаканом центрального стержня, внутренняя оболочка также состоит из, по меньшей мере, двух ограничителей, которые герметично сопрягают внутренний и внешний стаканы центрального стержня в местах, обеспечивающих соединение полостей, образованных внутренними трубами диагональных стержней, с полостью, образованной внутренним центральным стаканом, наружная оболочка состоит из, по меньшей мере, двух внешних труб диагональных стержней не менее 1/5 площади внешнего стакана центрального стержня, причем внешняя труба диагонального стержня герметично сопряжена с внешним стаканом центрального стержня, наружная оболочка также состоит из дна внешнего стакана центрального стержня и, по меньшей мере, одного межстаканного кольца, которое герметично сопрягает внутренний и внешний стаканы центрального стержня, и, по меньшей мере, двух межтрубных колец, которые герметично сопрягают внутренние трубы диагональных стержней и внешние трубы диагональных стержней на концах, противоположных от внутреннего и внешнего стаканов центрального стержня, а на дне внешнего стакана центрального стержня расположен, по меньшей мере, один ограничитель, образующий отверстие и сопрягающий между собой внутренний и внешний стаканы центрального стержня, при этом внешнее дно центрального стержня имеет, по меньшей мере, одну засыпную горловину с пробкой.

5. Капсула по п. 4, отличающаяся тем, что трубы могут быть цилиндрическими.

6. Капсула по п. 4, отличающаяся тем, что межтрубное кольцо может быть выполнено таким образом, что оно герметично сопрягает между собой внешние и внутренние трубы.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к управлению ориентацией космических аппаратов (КА) с помощью гиромаховичных исполнительных органов (ГИО) и, более конкретно, к разгрузке ГИО при их насыщении.

Изобретение относится к оборудованию космического аппарата (КА) и предназначено для одноразового раскрытия плоских крупногабаритных конструкций КА, например радиолокационных антенн, солнечных батарей и т.п.

Изобретение относится к конструкции искусственных спутников, преимущественно пикоспутников типа CubeSat (10×10×10 см), которые м. б.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для баллистического обеспечения полета космического аппарата. Измеряют температуру и давления рабочего тела (РТ) - газа, определяют на каждом шаге массовые остатки РТ до отбора части РТ из емкости рабочей системы по уравнению состояния идеального газа, определяют массу газа в приборной емкости постоянного объема с датчиками давления и температуры, отбирают часть РТ из емкости рабочей системы в заборную емкость постоянного объема, переводят отобранную часть РТ в общую емкость для трансформации РТ в идеальный газ, определяют по уравнению состояния идеального газа массу газа в общей емкости и искомую массу РТ - газа.

Изобретение относится к бортовому радиолокационному оборудованию космических аппаратов (КА), предназначенному для калибровки радиолокационных станций (РЛС) по величине эффективной поверхности рассеяния (ЭПР).

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в космических аппаратах (КА). КА содержит модуль целевой аппаратуры, модуль служебных систем с системой электропитания с солнечными батареями, комплексом автоматики, аккумуляторными батареями, систему терморегулирования, объединяющую конструктивно блок управления, гидроблоки, панели навесных холодных радиаторов из отдельных сборочных единиц с концевым теплообменником термостатирования (КТТ) с жидким теплоносителем и тепловой трубой (ТТ), термоплаты с жидким теплоносителем, ТТ с плоскими полками, тепловые магистрали из гидроарматур.

Изобретение относится к устройствам закрывания и фиксации крышек люковых устройств и касается устройств закрывания и герметизации люков на сборочно-защитных блоках и блоках ракет-носителей.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в выдвижных ферменных конструкциях. Трансформируемая конструкция (ТК) содержит жесткие опорные элементы, жесткие створки.

Изобретение относится к тепловому проектированию преимущественно геостационарных телекоммуникационных спутников с тепловой нагрузкой порядка 4,5-5,5 кВт. Спутник выполняют из двух модулей: модуля полезной нагрузки (ПН) и модуля служебных систем (СС).

Изобретение относится к средствам крепления на космическом аппарате (КА) элементов оборудования, в частности солнечных батарей (СБ). КА содержит корпус (1) и панель (6) СБ, закрепленную на раме (2) в виде стержневой ферменной конструкции, имеющей форму скошенной пирамиды.

Изобретение относится к авиакосмической технике и может быть использовано в хвостовых отсеках летательных аппаратов (ЛА). Хвостовой отсек ЛА с кольцевым расположением сопел ракетного двигателя на донной защите с теплостойким отражателем возвратного течения струй ракетного двигателя в виде тела вращения содержит дренажное отверстие с пневмоклапаном прямого действия с запорно-чувствительным элементом в виде теплостойкого отражателя возвратного течения струй ракетного двигателя. Изобретение позволяет повысить конструктивную прочность и надёжность эксплуатации хвостового отсека ЛА. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к крепежным элементам космического аппарата (КА) для установки оборудования наблюдения, размещаемого, как правило, на иллюминаторе стыковочного агрегата КА. Штатив содержит опору, снабженную крепежными стойками с посадочными площадками (8) и элементами их крепления (9) на месте установки. Опора состоит из рамы (5), на которой установлен ползун (6) с адаптером (7), на котором размещены элементы фиксации (2) оборудования наблюдения. Рама (5) на концах имеет посадочный (10) и установочный (14) фланцы. Посадочные поверхности фланца (10) и площадок (8) параллельны. Во фланце (10) выполнено резьбовое отверстие (12), в которое установлен распорный элемент (13). Фланец (14) расположен под заданным углом к фланцу (10), и в нем также выполнено резьбовое отверстие для крепежного элемента (16). Ползун (6) установлен на фланце (14) с возможностью перемещения (в пазу) и вращения относительно элемента (16), которым он и поджимается затем к этому фланцу. На другом конце ползуна (6) выполнена сферическая мембрана с осью, параллельной плоскости фланца (14), а на адаптере (7) выполнена ответная сферическая поверхность. Данные поверхности взаимодействуют через выполненные в них паз и выступ, что позволяет адаптеру (7) перемещаться и вращаться (до фиксации) относительно ползуна (6). Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности установки оси оборудования (телекамеры) параллельно оси стыковочного агрегата КА и совмещение его центра с центром ответной мишени. 5 ил.

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для доставки на орбиту полезной нагрузки небольшой массы. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) содержит корпус с крышкой и направляющими, узел фиксации полезной нагрузки, механизм выдвижения полезной нагрузки с подвижной кареткой или каретками с синхронизирующей тягой, полиспастом или полиспастами с тяговым элементом из аримидного шнура и пружиной. Изобретение позволяет повысить надежность функционирования ТПК. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в разъемных соединениях. Регулируемый узел крепления содержит болты, сферические шайбы, гайки, втулки с наружной резьбой, углепластиковую площадку со стропами из арамидного волокна, накладку из металлических сплавов, три кронштейна из металлических сплавов с гладкими отверстиями и гранями, повторяющими направление ребер силовой конструкции корпуса, располагаемой между кронштейнами. Изобретение позволяет повысить технологичность регулируемого узла крепления. 6 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к средствам управления и наблюдения за состоянием изделий, в т.ч. служебных систем (СС) летательного аппарата (ЛА). Способ включает сравнение коэффициента готовности (Кгтр) с его пороговым уровнем. Для каждой из СС ЛА формируют необходимый набор диагностических компонентов из нейросетевой аналитико-имитационной модели (НСМ) СС, контроллера отклонений параметров (КОП) сигналов СС, контроллера анализа технического состояния (КАТС) СС и контроллера формирования массива диагностических признаков (КФДП) СС. Входные сигналы подают одновременно на входы СС и НСМ. Выходные сигналы этих систем подают на входы КОП СС, где вычисляют разности сигналов. Последние передают на входы КАТС, где вычисляют частные коэффициенты устойчивости (Кучk). Значения Кучk передают на входы КФДП, где вычисляют значения Кгтр и др. показателей надежности, безотказности, долговечности и т.д. (пользуясь рекомендациями и формулами ГОСТ 27002-89 и ГОСТ Р 53111-2008). Формируют из вычисленных значений массив диагностических признаков, который записывают в буферную память КФДП. Техническим результатом изобретения является обеспечение наиболее полного диагностирования всех служебных систем ЛА. 1 ил.

Изобретение относится к композиционным материалам, используемым в сверхлегких каркасах солнечных батарей и элементов конструкций космических аппаратов, и касается трехслойной панели. Состоит из обшивок и расположенного между ними каркаса, соединенных между собой. Каркас представляет собой ячеистый заполнитель в виде плоских элементов, образующих ячейки треугольной, прямоугольной или квадратной формы. В одной или обеих обшивках выполнены вырезы, повторяющие форму ячеек. Изобретение обеспечивает создание трехслойной панели, обладающей требуемой прочностью и жесткостью при минимально возможной массе. 9 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области космонавтики, в частности к способам сборки головных частей и устройствам для их сборки. Космическая головная часть (КГЧ) содержит полезную нагрузку, переходный отсек, головной обтекатель (ГО), которые соединяют между собой в вертикальном положении. Способ сборки КГЧ включает соединение в вертикальном положении створок ГО по продольным стыкам, демонтаж технологических проставок. Перед сборкой створки ГО снаряжаются по внешней цилиндрической поверхности полубандажами, по нижнему шпангоуту створки со стороны ее торца технологическим проставками. Перед установкой створки на верхнем шпангоуте переходного отсека закрепляют технологические страховочные упоры, демонтируемые перед установкой следующей створки. Установку первой створки на верхний шпангоут переходного отсека осуществляют через технологические проставки. Вторую створку подводят к установленной створке с зазором до взаимодействия направляющих устройств полубандажей, соединяют полубандажи стягивающими приспособлениями и сводят верхние части створок при помощи съемных приспособлений. Затем производят крепление створок между собой замками продольного стыка ГО и стыковку ГО с верхним шпангоутом переходного отсека, крепление ГО с верхним шпангоутом переходного отсека при помощи замков поперечного стыка. Обеспечиваются повышение эксплуатационной надежности, а также повышение технологических возможностей. 2 н.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к надувным развертываемым космическим конструкциям, преимущественно обитаемым модулям. Модуль включает в себя жесткий несущий отсек (1) в виде неравносторонней призмы с полезной зоной (2) постоянного объема. Между внутренней поверхностью (5) обтекателя и отсеком (1) уложена многослойная трансформируемая герметичная оболочка (3). Последняя содержит противометеороидную и радиационную защиты, теплоизоляцию и внешний несущий слой. В каждой из четырех зон между широкими гранями призмы и поверхностью (5) оболочка (3) уложена в виде двух симметричных S-образных петель, развернутых навстречу друг другу и зачекованных элементами (4) по внешнему несущему слою. Техническим результатом изобретения является увеличение габаритов зоны (2) для жизнедеятельности космонавтов за счет расширения сечения отсека (1), а также повышение уровня защиты экипажа от радиации за счет возможности размещения внутри данного отсека (1) - вокруг зоны (2) - дополнительной радиационной защиты. 3 ил.

Изобретение относится к системам терморегулирования космических аппаратов (КА), а именно к холодильникам-излучателям для сброса излишков тепловой энергии, вырабатываемой на борту КА. Полый телескопический холодильник-излучатель (ТХИ) содержит раздвижные полые секции, в состав которых введены стыковочные узлы. Эти узлы обеспечивают механическую стыковку секций, а также соединение гидравлических, пневматических и электрических коммуникаций смежных секций ТХИ после их раздвижения. Каждая раздвижная секция снабжена двумя поворачиваемыми на 180° жесткими теплоизлучающими панелями, связанными с этой секцией узлами поворота. Указанные панели повторяют форму раздвижной секции и уложены в стартовом положении на поверхность раздвижной секции ТХИ. Указанные панели м.б. выполнены в виде сегментов, соединенных гибкими трубопроводами и шарнирами с приводами, обеспечивающими поворот и фиксацию сегментов в рабочем положении. Технический результат изобретения состоит в повышении энергомассовой эффективности ТХИ путем увеличения эффективной площади их теплоизлучающих поверхностей. 1 з.п. ф-лы, 37 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в головных частях ракет. Космическая головная часть содержит полезную нагрузку, головной обтекатель, переходный отсек с нижним стыковочным шпангоутом и верхним стыковочным шпангоутом с кольцевой перегородкой в виде жёстко соединённых между собой поперечных стенок под разъемные торцевые соединения, продольно-поперечные силовые наборы, кольцевой шпангоут. Изобретение позволяет упростить конструкцию верхнего стыковочного шпангоута. 3 ил.
Наверх