Универсальная электрическая машина

Изобретение относится к электротехнике, конкретно к универсальным электрическим машинам, которые могут применяться как для производства электроэнергии, так и для механической работы в любой отрасли народного хозяйства. Технической задачей является упрощение конструкции и снижение массы обмотки. Машина содержит корпус (1), явно выраженные полюса (2) с обмотками возбуждения, якорь (3) с зубцами (4). На зубцах (4) намотаны одинаковые якорные катушки (5), которые последовательно соединены между собой. Длина зубцов (4) меньше длины боковой поверхности якоря (3) на удвоенную толщину катушки (5) так, что витки катушек (5) не выступают за габарит боковой поверхности якоря. Якорь имеет вал (6) для установки в подшипниках. Щеточно-контактный узел содержит контактные кольца (7,8) и щетки (9). На корпусе также имеются полюса в виде выступов (10). Начало первой якорной катушки (Я1) соединено с кольцом (7). Конец последней якорной катушки (Я8) соединен с кольцом (8). 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к электротехнике, конкретно к универсальным электрическим машинам, которые могут применяться как для производства электроэнергии, так и для механической работы в любой отрасли народного хозяйства.

Известны электрические машины, содержащие корпус с полюсами индуктора и ротор с обмоткой (см., например, патенты US №5057726 или US №7188403). Известна также электрическая машина, содержащая статор в виде имеющего якорную обмотку кольцевого сердечника, размещенного между полюсами индуктора (см. патент на изобретение RU №2207692).

Наиболее близкой, на наш взгляд, к предлагаемому изобретению является универсальная электрическая машина постоянного тока по патенту RU №2385525, публикация 2010 г. - прототип. Указанная машина содержит корпус, индуктор с явно выраженными полюсами, на которых расположена катушечная обмотка возбуждения, подшипниковые щиты для вала якоря, который имеет явно выраженные полюса, якорную обмотку, механизм щеточно-контактного узла.

Недостатком прототипа (как и других электрических машин) является избыточный вес якорной обмотки, которой, как правило, обматывают всю поверхность якоря. Следует заметить, что электрическая мощность создается в тех витках обмотки, что находятся на боковой поверхности якоря. Только эти витки пересекают магнитные линии поля индуктора. Витки, расположенные на торцах якоря, практически не добавляют электрической мощности машине, так как их расположение не позволяет им пересекать магнитные линии поля. Эти витки фактически являются балластными проводами, существенно повышая вес и стоимость машины.

Технической задачей является упрощение конструкции и снижение материалоемкости электрической машины путем уменьшения массы якорной обмотки.

Технический результат достигается тем, что универсальная электрическая машина, включающая корпус, индуктор с явно выраженными полюсами, на которых расположена обмотка возбуждения, якорь, на боковой поверхности которого выполнены зубцы для якорной обмотки, щеточно-контактный узел, включающий по меньшей мере два контактных кольца, индуктор содержит по меньшей мере два явно выраженных одноименных полюса с обмоткой возбуждения и по меньшей мере два ложных полюса в виде зубцов, расположенных между явно выраженными полюсами с обмоткой возбуждения, обмотка якоря выполнена в виде одинаковых якорных катушек, намотанных с определенной толщиной вокруг якорных зубцов, якорные катушки последовательно соединены между собой, начало первой якорной катушки соединено с одним контактным кольцом, конец последней якорной катушки соединен с другим контактным кольцом, при этом длина якорных зубцов уменьшена относительно длины боковой поверхности якоря на величину, равную, по меньшей мере, удвоенной толщине намотки якорной катушки.

Предлагаемая машина может содержать три явно выраженных одноименных полюса с обмоткой возбуждения и три ложных полюса в виде зубцов без обмотки. В предлагаемой машине зубцы якоря с якорными катушками могут быть установлены относительно образующей якоря под углом, величина которого равна от 1° до 45°.

Изобретение поясняется чертежами. На фиг.1 показан общий вид универсальной электрической машины (далее - машина). На фиг.2 показана развертка боковой поверхности якоря. В конкретном примере показан вариант машины с тремя полюсами с обмотками возбуждения, с тремя ложными полюсами и с восемью якорными катушками.

Машина содержит корпус 1, на котором закреплены явно выраженные полюса 2 с обмотками возбуждения. Внутри корпуса размещен якорь 3. На боковой поверхности якоря имеются зубцы 4. На зубцах 4 намотаны одинаковым образом якорные катушки 5. Длина зубцов 4 меньше длины боковой поверхности якоря 3 на удвоенную толщину катушки 5 так, что витки катушек 5 полностью умещаются на боковой поверхности якоря. Якорь имеет вал 6 для установки в подшипниках. Щеточно-контактный узел содержит контактные кольца 7, 8, щетки 9. На корпусе также имеются ложные полюса в виде зубцов 10. Якорные зубцы 4 с якорными катушками 5 пронумерованы в порядке их расположения символами от Я1 до Я8. Начало первой якорной катушки (Я1) соединено с кольцом 7 (стрелка «а»). Конец последней якорной катушки (Я8) соединен с кольцом 8 (стрелка «б»). Для сглаживания характеристики генерируемого тока зубцы 4 с катушками 5 могут быть установлены относительно оси якоря 3 под углом от 1° до 45°.

Корпус 1 выполнен из магнитомягкой стали (или из чугуна с высокой магнитной проницаемостью). Полюса 2 выполнены из цельных кусков магнитомягкой стали или набраны из листов электротехнической стали, скрепленных в аксиальном направлении. Сердечник якоря 3 выполнен шихтованным пакетом из электротехнической стали. Катушки 5 выполнены из обмоточного медного провода или из обмоточной медной шины (для больших токов). Щеточно-контактный узел выполнен известным способом. Ложные полюса 10 изготовлены из листов электротехнической стали или из цельных кусков магнитомягкой стали.

Обмотка возбуждения на полюсах 2 выполнена из обмоточного медного провода или из обмоточной медной шины. Обмотка возбуждения намотана так, что полюса 2 создают в радиальном направлении внутрь корпуса «северные» магнитные полюса «N». При этом ложные полюса 10 служат «южными» магнитными полюсами «S», концентрируя и упорядочивая линии магнитного поля внутри машины.

Известно, что электрические машины постоянного тока обладают свойством обратимости, т.е. одна и та же машина может работать и как двигатель, и как генератор. Для простоты рассмотрим работу предлагаемой машины в качестве генератора постоянного тока с независимым возбуждением индуктора.

От независимого источника постоянного напряжения подают питание на обмотку возбуждения. Постоянный ток, протекающий в катушках полюсов 2, создает внутри машины стационарное, симметричное относительно оси якоря 3 магнитное поле. Силовые линии поля выходят из явно выраженных «северных» полюсов 2, пронизывают обмотки якорных катушек 5, сходятся в полюсах 10 и возвращаются через корпус 1 обратно в катушки возбуждения на полюсах 2.

При вращении вала 6 сторонним источником крутящего момента якорные катушки 5 пересекают своими витками линии магнитного поля. При этом в каждой катушке 5 возникает изменяющийся по величине, но постоянный по направлению ток. Так как катушки 5 соединены последовательно, токи в них суммируются. При достаточном количестве якорных катушек наведенные в катушках 5 токи в сумме создают в обмотке якоря э.д.с. практически постоянной величины. Таким образом, в нагрузке, подключенной к кольцам 7, 8, будет протекать постоянный ток. Управляют выходным током путем изменения напряжения, которое подают на обмотку возбуждения.

Достигаемый результат заключается в том, что для изготовления обмотки якоря требуется гораздо меньше медного провода, так как якорная обмотка заполняет только боковую поверхность якоря. Неочевидным (изобретательский уровень) является то, что существенная (до 50%) экономия меди достигается за счет отказа от витков, которые в других машинах наматывают также и на торцы якоря. Поскольку витки на торцах якоря не участвуют в генерации тока (так как они фактически не пересекают линии магнитного поля) мощность машины (при прочих равных параметрах) практически не изменяется (экономия материала без потери мощности). При этом упрощается сборка машины, так как одинаковые якорные катушки более технологичны.

Согласно описанной выше схеме разработана техническая документация, начата подготовка к изготовлению опытного образца изделия.

Описанное выше новое устройство, отвечающее критериям изобретательского уровня и промышленной применимости, предлагается к защите патентом на изобретение.

1. Универсальная электрическая машина, включающая корпус, индуктор с явно выраженными полюсами, на которых расположена обмотка возбуждения, якорь, на боковой поверхности которого выполнены зубцы для якорной обмотки, щеточно-контактный узел, включающий по меньшей мере два контактных кольца, отличающаяся тем, что индуктор содержит по меньшей мере два явно выраженных одноименных полюса с обмоткой возбуждения и по меньшей мере два дополнительных полюса в виде выступов без обмотки, которые расположены между явно выраженными полюсами, обмотка якоря выполнена в виде одинаковых якорных катушек, намотанных вокруг якорных зубцов, якорные катушки последовательно соединены между собой, причем начало первой якорной катушки соединено с одним контактным кольцом, конец последней якорной катушки соединен с другим контактным кольцом, при этом длина якорных зубцов уменьшена относительно длины боковой поверхности якоря на величину, равную, по меньшей мере, удвоенной толщине намотки якорных катушек.

2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что содержит три явно выраженных одноименных полюса с обмоткой возбуждения и три дополнительных полюса в виде выступов без обмотки.

3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что якорные зубцы с якорными катушками установлены относительно образующей поверхности якоря под углом от 1 до 45 угловых градусов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, касается конструктивного исполнения коллекторных электрических машин постоянного тока с независимым возбуждением от постоянных магнитов и может быть использовано в качестве силовых микродвигателей в автоматических устройствах тахогенераторов, а также в качестве силовых электрических двигателей и генераторов постоянного тока мощностью до нескольких киловатт во всех отраслях экономики.

Изобретение относится к области электротехники, касается конструктивного исполнения однофазных коллекторных электрических двигателей переменного тока и универсальных коллекторных двигателей, может быть использовано в устройствах автоматики, в бытовой технике и в качестве силовых тяговых электрических двигателей.

Изобретение относится к области электротехники, касается конструктивного исполнения коллекторных электрических машин постоянного тока с электромагнитным возбуждением и может быть использовано в качестве электрических двигателей и генераторов постоянного тока любых мощностей во всех отраслях экономики.

Изобретение относится к области электротехники, касается особенностей конструктивного исполнения коллекторных электрических машин постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов и может быть использовано в качестве силовых микродвигателей и тахогенераторов в автоматических устройств, а также силовых электрических двигателей и генераторов постоянного тока мощностью до нескольких киловатт во всех отраслях народного хозяйства.

Изобретение относится к области электротехники и касается конструктивного исполнения однофазных коллекторных электрических двигателей с последовательным возбуждением и универсальных коллекторных двигателей и может быть использовано в устройствах автоматики, в бытовой технике и в качестве силовых тяговых электрических двигателей.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства в качестве электрических двигателей и генераторов постоянного тока любой мощности с независимым, параллельным, последовательным и смешанным возбуждением.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к двигателям постоянного тока, и может быть использовано в электроприводах, где требуются двигатели постоянного тока необходимой мощности при относительно малом весе и габаритах по сравнению с существующими двигателями.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкции электрических коллекторных машин постоянного тока с явно выраженными полюсами, применяемых в промышленных и тяговых установках в качестве двигателей и генераторов.

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для производства коллекторных электродвигателей. Коллекторный электродвигатель содержит корпус со статором, в подшипниковых узлах которого установлен приводной вал с якорем, электрообмотки которого соединены с коллекторными пластинами, щеточный узел, соединенный с вводными электропроводами, каналы для прохождения внутри корпуса охлаждающего воздуха.

Изобретение относится к электрической технике, в частности к устройствам получения электрической энергии, и может быть использовано для получения электрической энергии на космических аппаратах, перемещающихся в пространстве относительно силовых линий магнитного поля Земли.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к погружным электродвигателям постоянного тока, и касается особенностей конструктивного выполнения коммутационной системы системы для электродвигателя постоянного тока, работающего в окружающей среде в забое скважины.

Изобретение относится к области электротехники и касается конструктивного исполнения однофазных коллекторных электрических двигателей с последовательным возбуждением и универсальных коллекторных двигателей и может быть использовано в устройствах автоматики, в бытовой технике и в качестве силовых тяговых электрических двигателей.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства в качестве электрических двигателей и генераторов постоянного тока любой мощности с независимым, параллельным, последовательным и смешанным возбуждением.

Изобретение относится к области электротехники, касается конструктивного исполнения коллекторных электрических машин постоянного и переменного тока, а также универсальных коллекторных электрических двигателей.

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам, и может быть использовано для передачи крутящего момента, например, к колесам электротранспортного средства, валку прокатного стана и прочему.

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения электродвигателей постоянного тока, частности - безредукторных коллекторных электродвигателей низкого напряжения, и может быть использовано в различных областях техники, например в качестве мотор-колес в таких транспортных средствах, как электроприводные скутера, мотоциклы, электро-автомобили и т.д.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов для поддержания устойчивой регулируемой частоты вращения в широком диапазоне скоростей.

Использование: в области электротехники. Технический результат - повышение значения наводимой электродвижущей силы в обмотке статора магнитоэлектрической машины. Согласно способу валом двигателя с переменной скоростью вращения приводят во вращение нерегулируемый магнитоэлектрический генератор. Пропорционально переменной скорости вращения изменяют частоту и напряжение на выходе генератора. Далее размыкают трехфазную обмотку асинхронной машины для получения трех однофазных обмоток, каждую обмотку подключают к выпрямительному блоку, для получения постоянного напряжения. Выходы выпрямительных блоков подключают последовательно с соблюдением полярности, для получения суммарного значения выходного напряжения, а к выходу выпрямителей подключают емкостный сглаживающий фильтр для уменьшения пульсаций выпрямленного напряженного. Способ получения повышенного выходного напряжения позволяет исключить из результирующего напряжения переменные составляющие электродвижущей силы. 1 ил.
Наверх