Роботизированный летательный аппарат для мониторинга территорий пожаров, террористических актов и техногенных катастроф

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям роботизированных беспилотных летательных аппаратов (РБЛА) для мониторинга чрезвычайных ситуаций. РБЛА содержит фюзеляж, движитель, бортовую аппаратуру и молекулярный источник энергии, использующий воду в качестве расходного рабочего вещества. Бортовая аппаратура включает средства мониторинга, связи и управления. Фюзеляж выполнен в виде несущей рамы, на которой установлен движитель, содержащий не менее трех несущих винтов. Молекулярный источник энергии выполнен в виде генератора шаровой молнии или в виде электролитического мотора с генератором электрического тока для электропитания бортовой аппаратуры и вращения несущих винтов. Молекулярный источник энергии установлен в центре рамы, а несущие винты - по ее периферии. Генератор шаровой молнии может быть выполнен с возможностью электрического соединения с электроприводом несущих винтов РБЛА, а электролитический мотор - с возможностью механического соединения его вала с пропеллером РБЛА через кинематическое звено. Генератор шаровой молнии и электролитический мотор снабжены емкостями для воды и химического катализатора. Повышается надежность и независимость работы РБЛА от высоты полета и погодных условий в плотных слоях атмосферы. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при разработке роботизированных беспилотных летательных аппаратов (РБЛА) для мониторинга территорий пожаров, террористических актов и техногенных катастроф.

Известны РБЛА [1-2] для мониторинга территорий пожаров, террористических актов и техногенных катастроф, содержащие фюзеляж в форме свободно несущего крыла с аэродинамическими органами управления, пульсирующий детонационный двигатель и молекулярный источник энергии на основе катализа воды и синтеза из нее водорода, существенно превышающего по теплотворной способности традиционное авиационное топливо.

Наиболее близким по назначению и технической сущности к заявляемому изобретению относится роботизированный беспилотный летательный аппарат (РБЛА) для мониторинга территорий пожаров, террористических актов и техногенных катастроф [2], содержащий фюзеляж, движитель, бортовую аппаратуру и молекулярный источник энергии, использующий воду в качестве расходного рабочего вещества, причем бортовая аппаратура включает средства мониторинга, связи и управления.

При этом фюзеляж РБЛА выполнен в форме свободно несущего крыла с аэродинамическими органами управления, движитель - в виде пульсирующего детонационного двигателя, а молекулярный источник энергии - в виде газового реактора с СВЧ-накачкой, соединенного по выходу газовой плазмы с соплом реактивного двигателя и магнитогидродинамическим генератором электрической энергии на основе СВЧ-катализа (разложения) паров воды атмосферного воздуха на горючие составляющие.

Недостатком известного РБЛА является недостаточная надежность работы, связанная с проблемой стабилизации СВЧ-катализа паров воды атмосферного воздуха и использования его в качестве рабочего вещества. Это связано с тем, что плотность паров воды в атмосферном воздухе существенно зависит от высоты полета РБЛА и от погоды (влажности воздуха).

Задачей и техническим результатом изобретения является повышение надежности рабаты РБЛА.

Достижение заявленного технического результата и решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в роботизированном беспилотном летательном аппарате (РБЛА) для мониторинга территорий пожаров, террористических актов и техногенных катастроф, содержащем фюзеляж, движитель, бортовую аппаратуру и молекулярный источник энергии, использующий воду в качестве расходного рабочего вещества, причем бортовая аппаратура включает средства мониторинга, связи и управления, согласно изобретению фюзеляж выполнен в виде несущей рамы, движитель содержит не менее трех несущих винтов, а молекулярный источник энергии, использующий воду в качестве расходного рабочего вещества, выполнен в виде генератора шаровой молнии или в виде электролитического мотора с генератором электрического тока для электропитания бортовой аппаратуры и вращения несущих винтов, причем молекулярный источник энергии установлен в центре рамы, а несущие винты - по ее периферии.

При этом генератор шаровой молнии выполнен с возможностью электрического соединения с электроприводом несущего винта РБЛА, а электролитический мотор - с возможностью механического соединения его вала с пропеллером РБЛА через кинематическое звено. Генератор шаровой молнии и электролитический мотор снабжены емкостями для воды и химического катализатора.

Выполнение фюзеляжа РБЛА в виде несущей рамы, установка молекулярного источника энергии в центре рамы, а несущих винтов по ее периферии позволяют обеспечить мягкую посадку РБЛА, уменьшить вероятность повреждения его бортовой аппаратуры, повысить надежность ее работы. Оснащение РБЛА более надежными в работе молекулярными источниками электрической (генератор шаровой молнии) или механической энергии (электролитический мотор) для вращения подъемных пропеллеров (воздушных винтов) вертолетной платформы дополнительно позволяет повысить надежность работы РБЛА в целом.

Кроме того, в отличие от прототипа появляется возможность дистанционно управляемого зависания РБЛА над объектом мониторинга и при временной посадке - возможность приема/передачи корреспонденции и взятия соответствующих мониторинговых проб. Снабжение генератора шаровой молнии и электролитического мотора емкостями для воды и химического катализатора, смесь которых используется в качестве рабочего расходного вещества, позволяют исключить зависимость надежности РБЛА от высоты полета и погодных условий.

На фиг. 1 представлена функциональная схема роботизированного беспилотного летательного аппарата (РБЛА) с пятью подъемными пропеллерами (несущими винтами); на фиг. 2 - конструкция молекулярного источника электрической энергии (генератора шаровой молнии) для РБЛА; на фиг. 3 - конструкция молекулярного источника механической энергии (электролитического мотора) для РБЛА; на фиг. 4 - рисунок, поясняющий принцип работы РБЛА.

Роботизированный беспилотный летательный аппарат для мониторинга территорий пожаров, террористических актов и техногенных катастроф содержит фюзеляж в виде несущей рамы 1, движитель, содержащий не менее трех несущих винтов 2, установленных преимущественно по периферии рамы 1, в центре которой установлен молекулярный источник 3 энергии. По периферии рамы установлена также бортовая аппаратура 4, включающая аппаратуру 5 видеонаблюдения, теплопеленгатор 6, радиопеленгатор 7, навигатор 8, высотомер 9 и исполнительный механизм 10 для взятия проб и тушения пожаров. Аппаратура 5-10 соединена с бортовой электронно-вычислительной машиной (ЭВМ) 11 и бортовым устройством 12 цифровой радиосвязи с наземной станцией управления и обработки результатов мониторинга. Молекулярный источник 3 РБЛА энергии выполнен в виде генератора 13 шаровой молнии (фиг. 2) - источника электрической энергии [3] или в виде электролитического мотора 14 (фиг. 3) - источника электрической и механической энергии [4], использующих смесь воды и химического катализатора в качестве рабочего тела (расходного вещества) непосредственно в их рабочей камере 15 и 16 соответственно. Для этого источники 13 и 14 снабжены соответствующими заправочными емкостями. В первом варианте исполнения источника 3 энергии электрический выход генератора 13 соединен с электрическим приводом воздушного винта 2 и бортовой аппаратурой 5-12 РБЛА. Во втором варианте исполнения источника 3 вал 17 отбора мощности мотора 14 кинематически соединен с несущим винтом (пропеллером) 2, а его генератор 18 тока - с бортовой с аппаратурой 5-12. Генератор 13 содержит электроразрядную камеру 15 активации рабочего тела и устройство 19 активации рабочего вещества вольтовой дугой. Принцип работы генератора 13 основан на создании вольтовой дугой в герметичной камере 15 плазменного образования типа шаровой молнии с пространственно разнесенными электрическими зарядами и с последующим снятием образованной разности потенциалов между центральной и периферийной частями камеры 15 для электропитания силовых агрегатов (несущих винтов 2) и бортовой аппаратуры 5-12.

Электролитический мотор 14 [4] содержит не менее одного рабочего цилиндра 20 с подвижным поршнем 21 и рабочей камерой 16. Поршень 21 через кинематическое звено 23 соединен с валом 17 отбора мощности для вращения несущих винтов 2 и приводом генератора 18 электропитания U бортовой аппаратуры 5-12.

Принцип работы электролитического мотора 14 основан на использовании эффекта детонации и последующего сжатия плазмы при импульсном электродуговом разряде через рабочее вещество (водный электролит) в рабочей камере 16. Камера 16 мотора 14 (фиг. 3) и камера 15 генератора 13 (фиг. 2) через запорную арматуру соединена с соответствующей емкостью 24 для воды (расходного вещества) и емкостью 25 для химического катализатора. Для равномерной весовой нагрузки на РБЛА емкости 24 и 25 подвешены к центральной части платформы РБЛА 2. При другом варианте исполнения (фиг. 1) крупногабаритные емкости 24 и 25 могут быть заменены множеством малогабаритных емкостей 24 и 25, размещенных равномерно на раме 1 или в ее полостях. В качестве химического катализатора, обеспечивающего всепогодность и снижение энергетических затрат на катализ (разложение) молекул воды на горючие составляющие и разноименные заряды, может быть использована щелочь (мыло) в теплое время года, а в зимнее время - спирт, бензин или химически активная (для диссоциации воды) незамерзающая жидкость.

Роботизированный беспилотный летательный аппарат для мониторинга территорий пожаров, террористических актов и техногенных катастроф работает следующим образом.

Перед запуском РБЛА устанавливают на стыковочное устройство 26 станции 27 управления РБЛА и обработки результатов его мониторинга. При этом через соответствующие разъемы стыковочного устройства 26 бортовые средства 5-12 РБЛА автоматически соединяются с аппаратурой станции 27 и ее автоматизированным рабочим местом (АРМ) 28 диспетчера для электропитания, для заправки в емкости 24 и 25 составляющих рабочего вещества и ввода программ мониторинга.

Далее диспетчер АРМ 28 включает бортовые средства 5-12 РБЛА 2 и программу предстартовой подготовки РБЛА. При этом заполняются емкости 24 и 25 РБЛА соответственно водой и химическим катализатором и на борт РБЛА подается напряжение запуска его молекулярного источника 3 энергии. В зависимости от комплектации РБЛА на его борту вырабатывается набор соответствующих напряжений и поджигающих импульсов для запуска генератора 13 или мотора 14, использующих воду в качестве расходного рабочего вещества. Далее после запуска и выхода молекулярного источника 3 энергии на рабочий режим оператор АРМ 28 подключает выход источника 3 к приводу несущего винта 2 с пониженной мощностью. Далее оператор АРМ 28 увеличивает частоту вращения винтов 2 РБЛА. После достижения достаточной для взлета силы тяги лопастей винтов 2 и устойчивой работы молекулярного источника 3 срабатывают концевые выключатели стыковочного устройства 26 станции 27, удерживающие РБЛА. При этом РБЛА освобождается и стартует в атмосферу по заданному в ее бортовой ЭВМ 11 маршруту полета. После выхода РБЛА на заданную траекторию полета включается аппаратура 5 видеонаблюдения, теплопеленгатор 6, радиопеленгатор 7, навигатор 8, высотомер 9. В процессе полета РБЛА данные мониторинга (радио, тепло и видеонаблюдения и координаты мест съемки) территорий пожаров, наводнений, террористических актов и техногенных катастроф обрабатываются бортовой ЭВМ 11 и через бортовые средства 12 цифровой радиосвязи, через систему спутниковой или сотовой связи передаются на наземную станцию 27 для обработки результатов мониторинга.

Оператор на АРМ 28 станции 27 анализирует принятую с РБЛА информацию и при необходимости пересылает на борт команды на детальную видеосъемку отдельных фрагментов территории мониторинга и/или снятия проб грунта или воды. РБЛА отрабатывает принятые команды управления и выдает на станцию 27 уточненные фотографические сведения и результаты экспресс-анализа проб на объекте мониторинга. Время непрерывного воздушного мониторинга территорий пожаров, террористических актов и техногенных катастроф с помощью одного РБЛА может составлять от десятков часов до единиц суток в зависимости от емкости бортовых баков для воды. Размеры контролируемой территории определяются дальностью действия средств связи 12 и остатком расходного вещества на борту РБЛА для возвращения на станцию 27. После завершения мониторинга и возвращения РБЛА к станции 27 оператор АРМ 28 включает посадочные маяки 29 и программу автоматической посадки РБЛА на стыковочное устройство 26 станции 27. При этом соответствующим образом снижается частота вращения винтов 2 и РБЛА медленно снижается. Затем по данным пространственного положения РБЛА относительно маяков 29 осуществляется его автоматизированная посадка на стыковочное устройство 26 и крепление на крыше станции 27. Оператор на АРМ 28 контролирует посадку РБЛА и в случае необходимости переходит на ручной режим управления РБЛА. После проведения регламентного контроля РБЛА может использоваться повторно.

Изобретение разработано на уровне технического проекта.

Источники информации

1. RU 2373114, МПК: B64C 39/02, 2009.

2. RU 105884, МПК: B64C 39/02, 2011.

3. RU 132664. H05H 1/24, 2013.

4. RU 136494, МПК: F02B43/10, F02B51/02, F02P15/00, 2014.

1. Роботизированный беспилотный летательный аппарат для мониторинга территорий пожаров, террористических актов и техногенных катастроф, содержащий фюзеляж, движитель, бортовую аппаратуру и молекулярный источник энергии, использующий воду в качестве расходного рабочего вещества, причем бортовая аппаратура включает средства мониторинга, связи и управления, отличающийся тем, что фюзеляж выполнен в виде несущей рамы, движитель содержит не менее трех несущих винтов, а молекулярный источник энергии, использующий воду в качестве расходного рабочего вещества, выполнен в виде генератора шаровой молнии или в виде электролитического мотора с генератором электрического тока для электропитания бортовой аппаратуры и вращения несущих винтов, причем молекулярный источник энергии установлен в центре рамы, а несущие винты - по ее периферии.

2. Роботизированный беспилотный летательный аппарат для мониторинга территорий пожаров, террористических актов и техногенных катастроф, содержащий фюзеляж, движитель, бортовую аппаратуру и молекулярный источник энергии, использующий воду в качестве расходного рабочего вещества, причем бортовая аппаратура включает средства мониторинга, связи и управления, отличающийся тем, что фюзеляж выполнен в виде несущей рамы, движитель содержит не менее трех несущих винтов, установленных на периферии рамы, а молекулярный источник энергии установлен в центре рамы и выполнен в виде генератора шаровой молнии с возможностью электрического соединения его с электроприводами несущих винтов или в виде электролитического мотора - с возможностью механического соединения его вала с несущими винтами через кинематическое звено.

3. Роботизированный комплекс по п. 1 или 2, отличающийся тем, что генератор шаровой молнии и электролитический мотор снабжены емкостями для воды и химического катализатора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации и предназначено для эвакуации людей, терпящих бедствие на оторвавшихся льдинах, в горах, безлюдной местности, на крышах высотных домов и пр.

Изобретение относится к авиации и предназначено для эвакуации людей, терпящих бедствие на оторвавшихся льдинах, в горах, безлюдной местности, на крышах высотных домов и т.п.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к конструкциям беспилотных и скоростных вертолетов. Многовинтовой преобразуемый беспилотный вертолет снабжен системой распределенной тяги разновеликих винтов по схеме Х2+4, имеющей два больших, два меньших несущих и два поворотных толкающих винта, расположенных на консолях Х-образного крыла и на конце удлиненных крыльевых гондол соответственно.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям беспилотных летательных аппаратов. Многовинтовой беспилотный электроконвертоплан содержит планер из композитных материалов с высокорасположенным крылом, в середине поворотных консолей которого смонтированы в мотогондолах двигатели с редукторами и винтами, создающими горизонтальную и соответствующим их отклонением вертикальную тягу, синхронизирующую Т-образную в плане систему валов трансмиссии, связывающую между собой два двигателя и их с рулевыми винтами, смонтированными за Т-образным оперением на конце удлиненной балки, трехстоечное колесное шасси с носовой вспомогательной и главными опорами, убираемыми в носовой и бортовые отсеки.
Изобретение относится к способу поиска приземлившегося беспилотного летательного аппарата (БЛА). При контакте БЛА с земной поверхностью автоматически активируется установленный на его борту маячковый передатчик, путем радиопеленгации которого определяют местоположение приземлившегося БЛА и осуществляют его розыск для последующей эвакуации.

Изобретение относится к морским летательным аппаратам и касается экранопланов, использующихся при поисково-спасательных работах. Спасательный экраноплан является тримаранным судном и содержит три фюзеляжа-корпуса, соединенные между собой прямоугольными крыльями.

Изобретение относится к области авиации, в частности к авиационным транспортным системам. Элемент безопасной транспортной системы для летающих роботов представляет собой ферму, содержащую защитные элементы, ограничивающую воздушное пространство и расположенную на расстоянии от поверхности земли.

Изобретение относится к радиолокации и касается имитационно-испытательных комплексов, предназначенных для оценки характеристик радиолокационных объектов. Имитационно-испытательный комплекс для радиолокационной станции (РЛС) содержит цель для создания натурной обстановки в зоне обзора по заданной программе облета.

Изобретение относится к способам доставки крови или ее компонентов в труднодоступные районы или к месту происшествия. Способ обеспечения доставки донорской крови и/или ее компонентов с применением беспилотного летательного аппарата заключается в применении беспилотного летательного аппарата вертикального взлета и посадки (вертолетного типа), реализующего свое функциональное назначение в автоматическом режиме в соответствии с заложенными в него алгоритмом и программами функционирования, либо в ручном режиме дистанционного управления оператором.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Летательный аппарат вертикального взлета содержит корпус, выполненный в виде диска с расположенными на нем по окружности несколькими лопастями, имеющими форму крыла, источник сжатого воздуха, воздуховоды, соединяющие источник сжатого воздуха с щелевыми диффузорами лопастей.

Изобретение относится к авиации и предназначено для эвакуации людей, терпящих бедствие на оторвавшихся льдинах, в горах, безлюдной местности, на крышах высотных домов и т.п. Достигаемый технический результат - обеспечение надежности и безопасности устройства при обрыве внешней подвески. Воздушное спасательное устройство содержит выполненную из сплошного материала ограждающую конструкцию в виде днища (1) и боковой стенки (2), выполненной с возможностью складывания в вертикальном направлении под действием силы тяжести при опоре ее снизу и раскладывания в том же направлении при ее подвесе за верхнюю часть, грузовую стропу (3), три дополнительные стропы (4), соединяющие верхнюю часть боковой стенки с внешней подвеской, и закрепленный на днище опорный каркас (6) с защитной крышей (7). Устройство снабжено пружиной растяжения (8), связанной с одной из дополнительных строп и верхней частью боковой стенки, откидным люком (9), выполненным в защитной крыше, запасным парашютом для сверхмалых высот, размещенным под откидным люком, закрепленным на внешней подвеске датчиком обрыва (11) последней, электрически связанным с системой открывания откидного люка, и, по крайней мере, тремя фиксаторами (13), установленными равномерно по периметру защитной крыши и предназначенными для закрепления верхней части боковой стенки при обрыве внешней подвески. 3 ил.

Изобретение относится к реактивным двигателям летательных аппаратов, преимущественно орбитальных и аэрокосмических аппаратов. Технический результат - повышение КПД, удельного импульса и ресурса работы лазерного ракетного двигателя. Лазерный ракетный двигатель (ЛРД) (вариант 1) содержит систему двух отражающих (3) и фокусирующих (4) зеркал, расположенных в герметичной предварительной камере (5), сообщенной с камерой поглощения (7) посредством газодинамического окна (6), систему подачи рабочего тела, сверхзвуковое сопло (8), тракт охлаждения (9). Вход для лазерного излучения в предварительную камеру (5) обеспечивается двумя твердыми охлаждаемыми окнами (2), прозрачными для применяемого вида лазерного излучения, при этом давление в предварительной камере (5) выше, чем в камере поглощения (7), а два зеркала (1), отражающие внешнее лазерное излучение, расположены снаружи лазерного ракетного двигателя. ЛРД (вариант 2) содержит систему конического отражающего (3) и фокусирующего (4) зеркал, расположенных в герметичной предварительной камере (5), сообщенной с камерой поглощения (7) посредством газодинамического окна (6), систему подачи рабочего тела - коллектор (10) тракт охлаждения (9), сверхзвуковое сопло (8). Вход лазерного излучения в предварительную камеру (5) обеспечивается кольцевым твердым охлаждаемым окном (2), прозрачным для лазерного излучения, причем давление в предварительной камере (5) выше, чем в камере поглощения (7), а коническое зеркало (1), отражающее внешнее лазерное излучение в двигатель, расположено снаружи лазерного ракетного двигателя. Оптические центры наружного (1), внутреннего (3) отражающих зеркал и твердого окна (2) находятся на одной оси. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в беспилотных летательных аппаратах (БПЛА). БПЛА содержит корпус с автономным источником плазмообразующей смеси газов, герметичный радиопрозрачный передний обтекатель с линиями с многоразовыми и электроуправляемыми устройствами перекрытия подачи плазмообразующей смеси газов в полость и сброса, систему управления с головкой самонаведения с радиолокационной антенной, источник электрической энергии высокого напряжения с пусковым устройством, электроды, устройство ограничения расхода газа в виде редуктора давления, электрические связи. Изобретение позволяет уменьшить радиолокационную заметность и необходимую степень герметичности переднего обтекателя БПЛА. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям беспилотных летательных аппаратов, предназначенных для противодействия авиационным средствам разведки. Устройство подавления малогабаритных беспилотных летательных аппаратов (МБЛА) состоит из МБЛА, автоматической системы управления с элементами искусственного интеллекта, парашютом, детонатором. На МБЛА установлены камеры кругового обзора, позволяющие с помощью бортового процессора определять в пассивном режиме пространственные координаты МБЛА противника в оптическом диапазоне электромагнитных волн, выбирая определенную дальность и высоту полета для точного сброса устройства подавления. Устройство подавления состоит из нескольких отсеков, размещенных в нижней части фюзеляжа и служащих для размещения устройств подавления, имеющих строго секционную направленность элементов подавления в виде красителя, образующего непроницаемую пленку на средствах наблюдения и разведки МБЛА противника. Достигается возможность подавления МБЛА противника на любой высоте траектории его полета. 5 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям беспилотных летательных аппаратов. Многовинтовой беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки (МБЛА ВВ) содержит несущую круговую многолучевую раму, изготовленную из углепластика, полусферу, выполненную из непроницаемой оболочки, заполненной гелием, ниппель для заправки оболочки гелием, подъемно-маршевые электродвигатели, алюминиевые ребристые рубашки охлаждения подъемно-маршевых электродвигателей, датчик углов крена, лыжеобразное шасси. На всей поверхности полусфер размещены пленочные солнечные батареи. В полости малой полусферы размещена стандартная аппаратура управления, аппаратура целевого назначения, контроллер заряда-разряда, аккумуляторные батареи, обеспечивающие работу электродвигателей, шаровой маятниковый подвес. Достигается повышение эксплуатационных свойств БПЛА. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания самолетов с системой антенн кругового обзора как палубного, так и наземного базирования для задач радиолокационного дозора и наведения (РЛДН), управления воздушным движением и морского патрулирования. Самолет пониженной радиолокационной заметности содержит фюзеляж, крыло, оперение, силовую установку, шасси и систему антенн кругового обзора. Центральная часть крыла выполнена с радиопрозрачными передними и задними кромками и имеет большее сужение, чем концевые части крыла. При этом центральная часть крыла выполнена с таким сужением, чтобы установленные в ее передних и задних кромках антенны обеспечивали круговой обзор. Достигается расширение зоны кругового освещения воздушной обстановки, ограниченной только техническими возможностями антенн, снижение радиолокационной заметности, возможность беспрепятственного катапультирования экипажа, легкий доступ в обтекатели антенн РТК. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиации и касается винтомоторных монопланов, предназначенных для первоначальной подготовки летного состава и тренировки пилотов. Учебный самолет содержит тянущий воздушно-винтовой движитель, шасси, механизированное крыло и фюзеляж, включающий кабину экипажа, снабженную фонарем, сопряженным с гаргротом, и хвостовую часть, несущую горизонтальное и вертикальное оперение с рулями высоты и направления, а также органы управления. При этом поперечные сечения фюзеляжа на участке с гаргротом, плавно переходящего сверху в вертикальное оперение, выполнены в форме симметричных каплеобразных профилей большой толщины, сужающихся от нижней части профиля к его верхней части с убывающей в сторону вертикального оперения высотой профилей при возрастающей кривизне их нижней и верхней частей. Достигается повышение устойчивости и демпфирования самолета вплоть до сверхкритических углов атаки с целью недопущения непреднамеренного входа в штопор, облегчение вывода из штопора учебного самолета. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области военной техники, в частности к боевым частям кассетных боеприпасов реактивных систем залпового огня. Автономная боевая часть с координатором цели содержит корпус, кумулятивный заряд, парашют, источник питания, координатор цели, систему автономного наведения и устройство перемещения. Устройство перемещения обеспечивает управляемое перемещение боевой части в горизонтальной и вертикальной плоскостях, режим зависания в воздухе. Система автономного наведения включает соединенные между собой контроллер управления перемещением, навигационную систему и приемник навигационной системы. Координатор цели содержит модуль хранения параметров цели, включающий оптический инфракрасный датчик цели, магнитометрический датчик цели, соединенные с блоком хранения параметров цели. Координатор цели размещен в механизме наведения таким образом, что обеспечивается синхронное изменение положения координатора цели и кумулятивного заряда. Кумулятивный заряд установлен таким образом, что его продольная ось располагается вертикально при горизонтальном полете боеприпаса. Достигается повышение эффективности боевой части. 12 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к инженерным боеприпасам с координатором цели. Инженерный боеприпас с координатором цели содержит корпус, кумулятивный боевой элемент, источник питания, систему автономного наведения, координатор цели и устройство перемещения. Устройство перемещения размещено на корпусе боеприпаса. Устройство перемещения обеспечивает управляемое перемещение боеприпаса в горизонтальной и вертикальной плоскостях, режим зависания в воздухе. Кумулятивный боевой элемент установлен таким образом, что его продольная ось располагается вертикально при горизонтальном полете боеприпаса. Система автономного наведения включает соединенные между собой контроллер управления перемещением, навигационную систему, приемник навигационной системы, блок ввода и хранения параметров цели. Устройство распознавания цели включает оптический видеорегистратор, электронный блок распознавания цели, соединено с блоком хранения параметров цели. Координатор цели размещен в механизме наведения, при этом обеспечивается синхронное изменение положения координатора цели и кумулятивного боевого элемента. Достигается повышение вероятности поражения цели боеприпасом. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к областям экологии и авиации, в частности к конструкциям летательных аппаратов для очистки атмосферы городов от газов и пыли. Воздухоплавательный аппарат для очистки воздуха городов от газа и пыли включает несущий квадрокоптер, электростатический фильтр и моноплан. Внутри жесткого корпуса электростатического фильтра расположены металлические круговые сетки положительных электродов с подвешенными между ними проволочными коронирующими отрицательными электродами. Сверху и снизу фильтра расположены газовые подушки, армированные дугами обручей, а по бокам фильтра прикреплены четыре фермы-консоли, на которых установлены четыре движителя в виде электромотора с пропеллером. На крыле моноплана расположены элементы солнечной батареи. Достигается возможность уничтожать газовые или пылевые очаги в любом районе города. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх