Способ определения диспергирующе-стабилизирующих свойств свежих моторных масел

Изобретение относится к экспресс-методам определения наличия и качества диспергирующе-стабилизирующих свойств у смазочных масел. Способ осуществляют путем введения в масло и диспергирования в нем жидкого загрязнителя и после его диспергирования эмульсии придают состояние покоя, при этом масло предварительно загрязняют 0,05-0,1% загрязнителя, перемешивают и оставляют на 20-24 часа в состоянии покоя, после чего в него дополнительно вводят жидкий загрязнитель 60-70% от объема пробы и оставляют еще на 12-15 часов, после чего осуществляют оценку уровня работоспособности масла по изменению высоты столба расслоившейся эмульсии за определенный период времени или ее отсутствию и дополнительно по высоте столба расслоившейся верхней эмульсии, и/или высоте столба расслоившейся основной эмульсии, и/или высоте столба выпавшего загрязнителя, а также объема вводимого в масло загрязнителя, при котором начинается выпадение загрязнителя в осадок или расслоение эмульсии, а также возможных их сочетаний осуществляют количественное определение с оценкой уровня работоспособности диспергирующе-стабилизирующей присадки смазочного масла. Достигается повышение точности и надежности определения в зависимости от активности данной присадки. 3 табл.

 

Изобретение относится к экспресс-методам определения наличия и оценки качества диспергирующе-стабилизирующих свойств у смазочных масел.

Известен способ контроля диспергирующих свойств масел методом получения хроматограммы при искусственном введении в чистое масло твердого загрязнителя: битума, сажи, асфальтенов или осадков, выделенных из отработанных масел [авторское свидетельство СССР №654902, МПК 7 G01N 33/30]. По этому способу для получения хроматограммы предварительно проводят операции измельчения твердого загрязнителя, для чего один из приведенных загрязнителей вводят в углеводородный или галогенуглеводородный растворитель при температуре 60…70°С, что способствует измельчению частиц твердого загрязнителя в образовавшейся суспензии. Полученную суспензию, состоящую из взвешенных в растворителе мелких твердых частиц, вливают в испытуемое масло, нагревают до температуры 70…80°С и отгоняют растворитель под вакуумом. В результате проведенных операций по измельчению частиц твердого загрязнителя образуется дисперсия, то есть взвесь твердых частиц в масле. Далее суспензии дают остыть до комнатной температуры и затем наносят одну ее каплю на фильтровальную бумагу для получения хроматограммы. После этого измеряют размеры концентрических зон хроматограммы и вычисляют показатель диспергирующих свойств испытуемого масла.

Определение диспергирующих свойств этим способом осуществляется точнее, снижается длительность получения хроматограммы, однако его реализация сопряжена с дополнительными затратами времени, средств на расходные материалы и оборудование, необходимых для многоступенчатого измельчения твердого загрязнителя, а также для проведения вакуумной отгонки растворителя, что лишает метод оперативности и простоты реализации.

Наиболее близким к предлагаемому является способ определения диспергирующе-стабилизирующих свойств свежих (товарных) моторных смазочных масел методом введения жидкого загрязнителя [патент на изобретение РФ №2269776, МПК 7 G01N 33/30 - прототип], заключающийся в сопоставлении информативных параметров в виде потери прозрачности и приобретения эмульсией окраски от желто-рыжего до желто-белого цветов осуществляют качественную оценку наличия диспергирующе-стабилизирующих свойств с выявлением моторных масел, а по изменению информативных параметров в виде интенсивности окраски эмульсии от желто-рыжего до желто-белого цветов, времени начала выпадения загрязнителя в осадок и/или начала расслаивания эмульсии или их отсутствия, объема выпавшего в осадок загрязнителя и/или высоты столба расслоившейся эмульсии за определенный период времени или их отсутствия, объема вводимого в масло загрязнителя, при котором начинается выпадение загрязнителя в осадок или расслоение эмульсии, а также возможных их сочетаний осуществляют количественное определение с оценкой уровня работоспособности диспергирующе-стабилизирующей присадки смазочного масла и определением типа дисперсанта масел. В данном методе для искусственного загрязнения масла используют жидкий загрязнитель, например воду, глицерин и т.д., не образующий с маслом раствор, который легко диспергируется, стабилизируется, образует с маслом суспензию встряхиванием в течение, например 0,5…1 мин и не требует специальной подготовки перед использованием по назначению. В испытуемое масло вводят и диспергируют максимальное количество жидкого загрязнителя, которое может удержать в себе масло с высокими диспергирующе-стабилизирующими свойствами, например, 30…50% от объема испытуемого масла. Введение в масло нерастворимого в нем жидкого загрязнителя и диспергирование последнего приводит к потере эмульсией прозрачности и окрашиванию в специфические цвета от желто-рыжего до желто-белого, интенсивность которых прямо пропорциональна уровню диспергирующе-стабилизирующих свойств испытуемого масла. Из этого следует, что в зависимости от фактического уровня диспергирующе-стабилизирующих свойств испытуемого масла присадка может диспергировать и стабилизировать только то количество жидкого загрязнителя, которое соответствует ее активности, и, как следствие, присадка будет удерживать в эмульсии только диспергированный и стабилизированный жидкий загрязнитель. Поэтому, если работоспособность присадки недостаточна для диспергирования и стабилизирования всего жидкого загрязнителя, то недиспергированная и нестабилизированная его часть начнет выпадать в осадок, а эмульсия расслаиваться. При этом чем менее активна присадка, тем быстрее и в большем объеме будет выпадать жидкий загрязнитель и расслаиваться эмульсия. Благодаря этому возможно безошибочное выявление моторных масел среди масел других типов.

Но данные показатели характерны лишь для диспергирования с водой, так как при введении в качестве жидкого загрязнителя тосола он также начинает выпадать в осадок практически сразу. При проверке активности данной присадки нужно отметить то, что при недостаточной активности нельзя судить о качестве масла. Активность присадок в моторных маслах на стадии производства находится в нейтральном состоянии, следовательно, при его высоком качестве выпадение осадка также можно наблюдать практически сразу.

Задачей данного изобретения является более точная оценка диспергирующе-стабилизирующих свойств свежих моторных масел в зависимости от активности данной присадки.

Задача решается тем, что в способе определения диспергирующе-стабилизирующих свойств смазочных масел путем введения в масло и диспергирования в нем жидкого загрязнителя, и после его диспергирования эмульсии придают состояние покоя, по изменению высоты столба расслоившейся эмульсии за определенный период времени или ее отсутствия, объема вводимого в масло загрязнителя, при котором начинается выпадение загрязнителя в осадок или расслоение эмульсии, а также возможных их сочетаний осуществляют количественное определение с оценкой уровня работоспособности диспергирующе-стабилизирующей присадки смазочного масла, в отличие от прототипа моторное масло предварительно загрязняют 0,05-0,1% загрязнителя, перемешивают и оставляют на 20-24 часа в состоянии покоя, после чего в него дополнительно вводят жидкий загрязнитель 60-70% от объема пробы и оставляют еще на 12-15 часов, после чего осуществляют оценку уровня работоспособности масла дополнительно по высоте столба расслоившейся верхней эмульсии, и/или высоте столба расслоившейся основной эмульсии, и/или высоте столба выпавшего загрязнителя, а также возможных сочетаниях их пропорций.

Дополнительное загрязнение моторного масла перед проверкой позволяет повысить активность диспергирующе-стабилизирующей присадки, то есть загрязнитель в данном случае будет выступать в качестве катализатора. Если же активность присадки не изменится при дополнительном загрязнении, то данный способ покажет отсутствие активности, что может служить показателем того, что данное масло уже было предварительно загрязнено в процессе транспортировки или хранения его на складе.

Поэтому предлагаемый способ повышает точность оценки качества за счет дополнительного загрязнения моторного масла перед проверкой.

Для реализации предложенного способа используется пластиковый шприц без иглы на 10 мл для масла и емкость для жидкого загрязнителя. Выбор шприца позволяет исключить моечные операции и обеспечивает точную дозировку компонентов.

Способ реализуется следующим образом. Шприц заполняют испытуемым маслом в количестве не более ½ доли его объема (для обеспечения качественного диспергирования жидкого загрязнителя в масле) и затем в него вводят жидкий загрязнитель (предпочтительно водопроводная вода) в объеме 0,05-1% от объема пробы, поскольку при добавлении загрязнителя меньше 0,05% реакция отсутствует, а при добавлении более 1% масло начинает терять свои рабочие свойства. Шприц переворачивают вверх входным отверстием, поршень выводят до упора, большим пальцем руки закрывают входное отверстие и диспергируют жидкий загрязнитель в масле интенсивным встряхиванием шприца в течение некоторого времени, например 1-1,5 минуты, данное время нужно для равномерного распределения загрязнителя по объему масла. Далее эмульсии придают состояние покоя на 20-24 часа, в данных пределах осуществляется полное расслоение столбов эмульсии, для срабатывания присадки и повышения ее активности. После этого в шприц вводят дополнительно загрязнитель 60-70% от объема масла в шприце (при объеме меньше 60% от объема пробы присадки не полностью реагируют на загрязнитель, а при объеме больше 70% загрязнитель практически не реагирует с присадками и выпадает в осадок практически в полном объеме), и повторяют вышеизложенные операции по диспергированию. Далее эмульсии придают состояние покоя на 12-15 часов (данное время необходимо для завершения всех процессов в моторном масле и окончательному расслоению его на эмульсии), при этом наблюдают за изменениями соответствующих информативных параметров, по которым осуществляют качественное и количественное определение диспергирующе-стабилизирующих свойств.

При взаимодействии моторного масла с загрязнителем возможны три варианта развития. Первый - присадки, содержащиеся в моторном масле, активно начинают реагировать на загрязнитель, второй - отсутствие реакции, третий - медленное ее протекание. Второй и третий варианты не могут однозначно охарактеризовать работоспособность проверяемого масла. И лишь первый, где активно действуют присадки, может однозначно показать наличие, пусть и небольшого количества, загрязнителя.

Таким образом дополнительное введение жидкого загрязнителя в подготовительной фазе способа способствует более точному определению, по ряду информативных параметров, качества испытуемого свежего (товарного) моторного масла.

Приводим результаты исследования заявленного способа экспресс-оценки диспергирующе-стабилизирующих свойств (ДСС) свежих моторных масел на примере основных типов моторных масел, таких как минеральное, полусинтетическое, синтетическое. В качестве загрязнителя использовалась вода, а в качестве показателей:

1. Высота столба верхней эмульсии (таблица 1).

Верхняя эмульсия - это часть моторного масла с присадками, которая продолжает реагировать с загрязнителем после выпадения осадка.

Как видно из таблицы 1, высота столба верхней эмульсии, у предварительно загрязненного масла относительно незагрязненного, варьируется. Это зависит от типа и объема присадок, находящихся в моторном масле, в зависимости от завода изготовителя и от типа основы, а также от активности этих присадок.

Данный показатель является важным, поскольку наличие и количество присадок содержащихся в моторном масле играет большую роль в определении его качества.

2. Высота столба основной эмульсии (таблица 2).

Основная эмульсия - это часть моторного масла, в котором содержится моющая присадка (ДСС), которая максимально активно реагирует на загрязнитель.

Как видно из таблицы 2, высота столба основной эмульсии у большинства предварительно загрязненных масел выше, чем у предварительно незагрязненных. Именно данный показатель является одним из основных показателей активности ДСС свежего моторного масла. Если числа получились одинаковые в двух столбцах, то это говорит о том, что в конкретном масле либо изначально был загрязнитель, либо присадка утратила свою работоспособность в связи с длительным хранением.

3. Высота столба загрязнителя (таблица 3).

Под высотой столба загрязнителя мы приняли высоту столба выпавшей воды.

Как видно из таблицы 3, высота столба загрязнителя у большинства предварительно загрязненных масел значительно ниже, чем у предварительно незагрязненных. Это говорит о способности присадки справляться с загрязнителем лучше, поскольку, предварительно загрязняя моторное масло, мы повышаем активность присадок, тем самым выводим их из состояния равновесия в рабочее состояние. Если по результатам эксперимента данные получились противоположными или результаты предварительно загрязненных масел равны результатам незагрязненных масел, то это говорит об отсутствии активности присадки, тем самым свидетельствует о некачественном моторном масле.

Из результатов сравнения высот столбов эмульсий, предварительно загрязненных масел и незагрязненных, можно сделать вывод о том, что предложенный способ является более точным для определения качества свежего моторного масла и способен дать действительную оценку уровня работоспособности присадок в нем.

Таблица 1
Способ определения диспергирующе-стабилизирующих свойств свежих моторных масел
Марка моторного масла Тип основы Предварительно загрязненное, мм Предварительно незагрязненное, мм
Shell R4L Минеральная 19 19
Shell HX3 Минеральная 16 18
Mobil Delvac MX Минеральная 19 17,5
Total 15w40 Минеральная 17,5 19,5
Shell R3 Минеральная 19 18
Shell R4 Минеральная 19 17
Shell R5 Полусинтетическая 15 16,5
Shell HX7 Полусинтетическая 15 15,5
Mobil Delvac MX Extra Полусинтетическая 15,5 15,5
Total 10w40 Полусинтетическая 15 15
Shell R5 Полусинтетическая 16 15
Mannol TS-9 Полусинтетическая 17 14
Shell R6 Синтетическая 17 16,5
Shell HX Ultra Синтетическая 16 16
Mobil Delvac XHP Extra Синтетическая 16 17
Total 5w30 Синтетическая 15,5 17
Shell R6 (конистра) Синтетическая 16 16
Таблица 2
Способ определения диспергирующе-стабилизирующих свойств свежих моторных масел
Марка моторного масла Тип основы Предварительно загрязненное, мм Предварительно незагрязненное, мм
Shell R4L Минеральная 3,5 3,5
Shell HX3 Минеральная 8 3,5
Mobil Delvac MX Минеральная 6 4,5
Total 15w40 Минеральная 4,5 3,5
Shell R3 Минеральная 4,5 4,5
Shell R4 Минеральная 2,5 4
Shell R5 Полусинтетическая 9 5
Shell HX7 Полусинтетическая 9 6
Mobil Delvac MX Extra Полусинтетическая 7 5,5
Total 10w40 Полусинтетическая 8 6,5
Shell R5 Полусинтетическая 6,5 6,5
Mannol TS-9 Полусинтетическая 7 7
Shell R6 Синтетическая 6 4,5
Shell HX Ultra Синтетическая 8 7
Mobil Delvac XHP Extra Синтетическая 6,5 5
Total 5w30 Синтетическая 6,5 6,5
Shell R6 (конистра) Синтетическая 6 5
Таблица 3
Способ определения диспергирующе-стабилизирующих свойств свежих моторных масел
Марка моторного масла Тип основы Предварительно загрязненное, мм Предварительно незагрязненное, мм
Shell R4L Минеральная 7,5 7,5
Shell HX3 Минеральная 6 8,5
Mobil Delvac MX Минеральная 5 8
Total 15w40 Минеральная 8 7
Shell R3 Минеральная 7,5 7,5
Shell R4 Минеральная 8,5 9
Shell R5 Полусинтетическая 2 4,5
Shell HX7 Полусинтетическая 2 4,5
Mobil Delvac MX Extra Полусинтетическая 3,5 5
Total 10w40 Полусинтетическая 3 4,5
Shell R5 Полусинтетическая 3,5 4,5
Mannol TS-9 Полусинтетическая 2 5
Shell R6 Синтетическая 6 8
Shell HX Ultra Синтетическая 5 6
Mobil Delvac XHP Extra Синтетическая 6,5 7
Total 5w30 Синтетическая 7 5,5
Shell R6 (конистра) Синтетическая 7 8

Способ определения диспергирующе-стабилизирующих свойств смазочных масел путем введения в масло и диспергирования в нем жидкого загрязнителя и после его диспергирования эмульсии придают состояние покоя, по изменению высоты столба расслоившейся эмульсии за определенный период времени или ее отсутствию, объема вводимого в масло загрязнителя, при котором начинается выпадение загрязнителя в осадок или расслоение эмульсии, а также возможных их сочетаний осуществляют количественное определение с оценкой уровня работоспособности диспергирующе-стабилизирующей присадки смазочного масла, отличающийся тем, что моторное масло предварительно загрязняют 0,05-0,1% загрязнителя, перемешивают и оставляют на 20-24 часа в состоянии покоя, после чего в него дополнительно вводят жидкий загрязнитель 60-70% от объема пробы и оставляют еще на 12-15 часов, после чего осуществляют оценку уровня работоспособности масла дополнительно по высоте столба расслоившейся верхней эмульсии, и/или высоте столба расслоившейся основной эмульсии, и/или высоте столба выпавшего загрязнителя, а также возможных сочетаниях их пропорций.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к испытанию моторных масел и используется для исследования процессов их старения. В процессе испытания масло нагревают, охлаждают, перемешивают, осуществляют его циркуляцию под давлением, центрифугируют, проводят аэрацию атмосферным влажным воздухом и отработавшими газами, сжимают и разбрызгивают под давлением с целью осуществления гидромеханической, термохимической и термодинамической деструкции, обеспечивая имитацию работы масла как в системе смазки двигателя, а также в его цилиндропоршневой группе, подшипниках скольжения коленчатого вала и в газораспределительном механизме.

Изобретение относится к технологии контроля качества смазочных масел при их применении и совместимости с материалами деталей машин. Способ заключается в том, что пробу масла постоянной массы нагревают при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла, в каждой из которых определяют фотометрированием коэффициент поглощения светового потока окисленного масла и испытывают его на противоизносные свойства, при этом определяют диаметр пятна износа и коэффициент противоизносных свойств П, равный Kп/U, где Кп - коэффициент поглощения светового потока, a U - диаметр пятна износа, мм, строят линейную графическую зависимость коэффициента противоизносных свойств П от коэффициента поглощения светового потока Кп, которую используют для определения противоизносных свойств смазочных масел.

Изобретение относится к области контроля качества материалов, в частности пластичных смазок на минеральной основе с мыльными загустителями, и может быть использовано при прогнозировании сроков хранения в герметичной таре.

Изобретение касается способа выявления примесей в работающем масле и определения степени его загрязненности. Пробы диагностируемого и эталонного масла идентичной марки, а также масла с предельно допустимым значением загрязнителя внедряют в носитель из капиллярно-пористого материала, который помещают в область поверхностного тлеющего высоковольтного разряда от пластинчатого электрода.

Изобретение относится к триботехнике, а именно к экспериментальным устройствам и способам исследования свойств масел для целей смазки. .

Изобретение относится к области контроля качества авиационных масел с помощью оптических средств и может найти применение в аналитических лабораториях, лабораториях предприятий нефтепродуктообеспечения.

Изобретение относится к области испытания противозадирных свойств масел и смазочных материалов, а именно к области определения критерия задиростойкости этих материалов, и может быть использовано в качестве оценки надежности и эффективности эксплуатации масел и смазочных материалов.

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности. .

Изобретение относится к технологии испытания смазочных материалов. .

Изобретение относится к технологии контроля качества смазочных масел при их производстве и идентификации. .

Изобретение относится к области испытания моторных масел. Способ включает взятие пробы масла из двигателя, нанесение капли масла на тестовую подложку из фильтровального материала, анализ рисунка масляного пятна, выделение характерных признаков рисунка масляного пятна с разделением рисунка масляного пятна по окраске по меньшей мере на три контрольные зоны. Рисунок масляного пятна сравнивают с эталонными характеристиками и на основе этого сравнения определяют уровень загрязненности масла механическими примесями, степень окисленности масла, наличие в масле воды, насыщенность масла поверхностно-активными веществами, щелочное число масла. При определении щелочного числа исследуемого масла анализируют четкость выявления рисунка структуры фильтровального материала - «водяные знаки» и сравнивают четкость рисунка структуры фильтровального материала в пределах внешней и средней зон масляного пятна исследуемого масла с аналогичным рисунком эталонного образца, и если рисунок структуры фильтровального материала четко просматривается, то исследуемое масло допускается к дальнейшей эксплуатации, а если рисунок структуры фильтровальной бумаги просматривается слабо или вообще отсутствует, то масло не допускается к дальнейшей эксплуатации. Достигается достоверность оценки пригодности масла. 2 з.п. ф-лы, 1 пр., 1 табл., 6 ил.

Изобретение относится к области технической диагностики технических систем, имеющих замкнутую систему смазки, и может быть использовано для контроля качества моторных масел в процессе эксплуатации. Оценивают степень загрязнения масла в процессе эксплуатации, при этом дополнительно одновременно оценивают антифрикционные свойства, антизадирные свойства, температуру и вязкость масла и по полученным характеристикам делают заключение о пригодности масла к дальнейшему использованию. Устройство для контроля смазочного масла, выполненное в виде щупа, содержащее датчик чистоты, привод вращения, блок обработки информации, при этом дополнительно в щупе установлены датчики вязкости, несущей способности и момента трения, температуры и уровня масла, причем все датчики выполнены в виде отдельных модулей, размещенных в гибкой трубке из материала, устойчивого к действию масла, а также имеется дополнительная панель для размещения в кабине оператора, информирующая о текущем состоянии масла. Технический результат - расширение функциональных возможностей и повышение объективности получаемых данных. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области исследования материалов и может быть использовано для исследования вязкостно-температурных свойств жидкости и количественной оценки интенсивности и динамики структурных превращений в процессе подбора состава смазочных композиций моторных масел на стадии их разработки. Способ включает регистрацию процессов термодинамического структуропреобразования путем определения термоэнергетической функции каждой пробы, при этом приготавливают несколько проб масла с различным, точно известным количеством депрессорной присадки в них, для определения степени интенсивности структуропреобразования каждой пробы исследуемого масла пробу непрерывно с заданной скоростью охлаждают от комнатной температуры до температуры застывания, определяют температурные области структуропреобразования исследуемого масла по безразмерному динамическому критерию подобия температуровязкостных свойств ηδ, а степень интенсивности структуропреобразования исследуемого масла в указанных температурных областях количественно выражают через изменение термоэнергетической функции исследуемого масла Е(Т), определяемой по формуле: Е(Т)=(1/2-ηδ(T))·RT, где R - универсальная газовая постоянная; Т - текущая абсолютная температура масла; Θ - скорость изменения температуры; η - динамическая вязкость; ηδ=δη(Т, Θ)/δТ; затем определяют среднюю интенсивность микроструктурных процессов в каждой пробе через среднеквадратическое отклонение термоэнергетической функции. Оптимальное содержание депрессорной присадки определяют как соответствующее пробе с максимальной средней интенсивностью микроструктурных процессов. Достигается повышение точности и достоверности определения. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к области исследования смазочных масел. Способ включает в себя непрерывное пропускание воздуха через испытуемое смазочное масло при температуре, на 20°С превышающей максимальную рабочую температуру испытуемого смазочного масла, отбор через равные промежутки времени окисленного смазочного масла и определение таких показателей степени деградации смазочного масла, как содержание осадка, нерастворимого в изооктане, а также фактор нестабильности эксплуатационных свойств смазочного масла, после чего строят график зависимости изменения определяемых показателей от времени окисления, проводят касательные на начальном участке полученной кривой и на участке, где произошел значительный рост определяемого показателя, координату точки пересечения двух касательных на оси времени окисления принимают за значение условного эксплуатационного ресурса. За результат определения принимают наименьшее значение условного эксплуатационного ресурса, полученное по всем определяемым показателям. Достигается повышение достоверности оценки смазочных масел по степени их влияния на эксплуатационную надежность двигателей. 1 табл., 3 ил.

Изобретение относится к области контроля качества нефтепродуктов. Способ включает отбор проб в различных местах в процессе приготовления пластичных смазочных материалов, их гомогенизацию и анализ, причем гомогенизацию объединенных проб пластичных смазочных материалов производят при их перемешивании плунжером со скоростью 60±10 двойных тактов в минуту, а анализ содержания воды в пластичных смазочных материалах осуществляют с помощью ИК Фурье-спектроскопии, для этого сначала приготавливают различные образцы пластичных смазочных материалов с известным содержанием воды, затем для образцов пластичных смазочных материалов с известным содержанием воды строят тарировочный график зависимости содержания воды от оптической плотности на частоте наибольшего поглощения 3388 см-1 и по результатам тарировочного графика на этой частоте определяют содержание воды в исследуемых пластичных смазочных материалах. Достигается упрощение, ускорение и повышение надежности анализа. 2 ил.

Изобретение относится к технологии испытания смазочных масел. При осуществлении способа отбирают пробу масла, делят ее на равные части, каждую из которых нагревают при атмосферном давлении с конденсацией паров и отводом конденсата, при этом для каждой последующей части пробы масла температуру испытания повышают на постоянную величину, после чего определяют коэффициент поглощения светового потока, также дополнительно определяют кинематическую вязкость термостатированной пробы масла при температурах 40 и 100°C, индекс вязкости, строят графические зависимости индекса вязкости от температуры испытания и от коэффициента поглощения светового потока, по величине изменения индекса вязкости от коэффициента поглощения светового потока определяют влияние концентрации продуктов температурной деструкции на индекс вязкости, а температурную стойкость определяют по величине изменения индекса вязкости в зависимости от температуры испытания и концентрации продуктов температурной деструкции, при этом чем меньше изменение индекса вязкости, тем выше температурная стойкость испытуемого масла. Достигается повышение информативности определения. 2 ил., 1 пр., 1 табл.

Изобретение относится к оценке лакообразующих свойств моторных масел в условиях динамического тонкослойного окисления и может быть использовано в нефтехимической промышленности, в частности в лабораториях при производстве новых видов моторных масел. Устройство содержит сменный поршень с наружной цилиндрической оценочной поверхностью, вдоль которой выполняет возвратно-поступательные движения скользящее кольцо. На днище масляной ванны установлена платформа с закрепленными в ней вертикальными стержнями. Скользящее кольцо имеет по наружной образующей дугообразные выемки, соосные с диаметром вертикальных стержней, что создает условия равномерного распределения испытываемого масла на поверхности поршня и исключает возможность возникновения перекоса скользящего кольца по отношению к цилиндрической оценочной поверхности поршня. Достигается повышение точности и достоверности оценки лакообразующих свойств моторных масел. 3 ил.

Изобретение относится к оценке эксплуатационных свойств моторных масел в условиях динамического тонкослойного окисления и может быть использовано в нефтехимической промышленности, в частности в лабораториях при производстве новых видов моторных масел. Устройство содержит сменный поршень, изготовленный из алюминиевого сплава или серого чугуна, с наружной цилиндрической оценочной поверхностью. Вдоль поверхности поршня с радиальным зазором, зависящим от коэффициента линейного расширения материала поршня, выполняет возвратно-поступательные движения скользящее кольцо. На скользящем кольце выполнена прямоугольная кольцевая выемка, позволяющая в нижней мертвой точке захватывать минимально достаточный объем масла, необходимый для равномерного покрытия всей оценочной поверхности поршня испытываемым маслом. Достигается повышение точности и достоверности оценки. 1 ил.

Изобретение относится к технологии оценки качества жидких смазочных материалов. Предложен способ определения термоокислительной стабильности смазочных материалов, при котором испытывают пробы смазочного материала постоянного объема в присутствии воздуха с перемешиванием при оптимальных, как минимум трех, температурах ниже критической, выбранных в зависимости от базовой основы, назначения смазочного материала и группы эксплуатационных свойств в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления. Через равные промежутки времени отбирают пробу окисленного смазочного материала, фотометрируют, определяют кинематическую вязкость исходного и окисленного смазочного материала, определяют показатель термоокислительной стабильности, строят графические зависимости указанного показателя от параметров фотометрирования для выбранных температур и проводят оценку процесса окисления. Новым является то, что при фотометрировании определяют оптическую плотность, кинематическую вязкость определяют при температурах 40°С и 100°С. При этом дополнительно определяют индекс вязкости и показатель относительного индекса вязкости как отношение индексов вязкости окисленного смазочного материала к товарному, а показатель термоокислительной стабильности определяют как отношение оптической плотности к показателю относительного индекса вязкости. Причем по графическим зависимостям показателя термоокислительной стабильности от оптической плотности, построенным по результатам, полученным при выбранных температурах испытания, определяют влияние температуры и продуктов окисления на вязкостно-температурную характеристику испытуемого смазочного материала и выявляют наименьшую скорость изменения показателя термоокислительной стабильности при увеличении температуры окисления. Технический результат - повышение информативности способа определения термоокислительной стабильности смазочных материалов путем учета влияния температуры и продуктов окисления на вязкостно-температурные характеристики смазочных материалов. 3 ил., 2 табл.

Изобретение относится к технологии классификации жидких смазочных материалов. При осуществлении способа испытывают пробу смазочного материала в присутствии воздуха с перемешиванием, постоянного объема, минимум, при трех температурах, выбранных в зависимости от базовой основы, назначения и группы эксплуатационных свойств, в течение времени, характеризующего одинаковую степень окисления. Через равные промежутки времени отбирают пробу окисленного смазочного материала и проводят оценку процесса окисления. Согласно изобретению пробу окисленного смазочного материала взвешивают, определяют массу испарившегося смазочного материала и коэффициент испаряемости, как отношение массы испарившегося смазочного материала к массе до испытания. Отбирают часть пробы для фотометрирования и определения оптической плотности окисленного смазочного материала. По полученным данным определяют показатель термоокислительной стабильности как сумму оптической плотности и коэффициента испаряемости. Строят графические зависимости показателя термоокислительной стабильности от времени, минимум, при трех температурах испытания, по которым определяют потенциальный ресурс, характеризующий время достижения установленного значения показателя термоокислительной стабильности при каждой температуре испытания. По этим данным строят графические зависимости потенциального ресурса от температуры испытания, по которым определяют скорость изменения потенциального ресурса от температуры испытания и критическую температуру, а классификацию смазочных материалов устанавливают по значениям критической температуры и скорости изменения потенциального ресурса при выбранных температурах испытания. Достигается совершенствование системы классификации смазочных материалов, а также осуществление обоснованного выбора смазочных материалов для двигателей различной степени нагруженности с максимальным ресурсом. 5 ил., 2 табл.
Наверх