Система защиты силовых композитных элементов авиационных конструкций



Система защиты силовых композитных элементов авиационных конструкций
Система защиты силовых композитных элементов авиационных конструкций

 


Владельцы патента RU 2558494:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского" (ФГУП "ЦАГИ") (RU)

Изобретение относится к области авиации и касается разработки силовых авиационных конструкций крыла и фюзеляжа из полимерных композиционных материалов (КМ) и их защите. Система защиты силовых композитных элементов содержит внешнюю и внутреннюю обшивки, промежуточный слой защитного наполнителя. Между внешней и внутренней обшивками введен первичный защитный слой, вплотную прилегающий к внешней поверхности защищаемого силового элемента авиационной конструкции - ребра сетчатого каркаса из однонаправленного композиционного материала, который расположен между внутренней и внешней обшивками. Достигается обеспечение длительной прочности сетчатых (рамных) конструкций при минимальных весовых затратах с учетом требований по ударной прочности и устойчивости к деградации свойств под действием климатических факторов. 2 ил.

 

Изобретение относится к области авиации, в частности к области разработки силовых авиационных конструкций крыла и фюзеляжа из полимерных композиционных материалов и их защите.

Одной из ключевых проблем обеспечения прочности силовых композитных конструкций является их низкая ударостойкость и подверженность влиянию климатических факторов (например, влажность, температура) в процессе эксплуатации.

Рассмотрим случай, когда композитная конструкция подвергается ударному воздействию невысокой интенсивности, не приводящему непосредственно к критическому уменьшению прочностных свойств. В результате ударов в конструкции появляются микротрещины, в которые в свою очередь может попадать вода. Под воздействием колебаний температуры окружающей среды эта вода может превращаться в лед и приводить к ослаблению прочности композиционного материала. Таким образом, комплексное длительное воздействие неблагоприятных факторов приводит к критической деградации прочностных свойств конструкции. Для обеспечения прочности таких конструкций при длительном комплексном воздействии неблагоприятных факторов (длительная прочность) существуют различные способы и системы защиты.

Например, композитные авиационные конструкции могут быть защищены от окисления посредством импрегнирования композицией, растворенной в водной среде и содержащей по меньшей мере одно фосфорсодержащее соединение (патент РФ №2405759, МПК С04В 41/85, СНЕКМА ПРОПЮЛЬСЬОН СОЛИД (FR), 28.11.2006). Таким же образом защищают композитные тормозные диски, используемые в авиационной промышленности, при их изготовлении. Однако данный подход не применим для защиты конструкций крыла и фюзеляжа от ударных повреждений, характерных для этих конструкций.

В настоящее время большинство современных авиационных конструкций фюзеляжа из композиционных материалов разрабатывается на основе традиционных конструктивно-силовых схем, широко применяемых в металлических авиаконструкциях. В таких конструкциях основными силовыми элементами, воспринимающими все факторы нагружения, служат обшивка и продольно-поперечный подкрепляющий набор из стрингеров и шпангоутов. (Патент РФ №2505453, МПК В64С 1/06, B64F 5/00, ЭЙРБАС ОПЕРЕЙШНЗ, СЛ. (ES), 14.05.2009.) Поскольку композитная обшивка является одним из основных силовых элементов такой конструкции, для обеспечения ее защиты от ударных повреждений и климатических воздействий необходимо обеспечить защиту всей внешней и внутренней поверхностей. Длительная прочность такой конструкции в случае длительного срока эксплуатации достигается, как правило, за счет увеличения толщины обшивки. Недостатком этого технического решения является большой вес защитной оболочки.

Наиболее близкой к предлагаемому изобретению является защитная оболочка из композиционных материалов, содержащая наружную и внутреннюю обечайки (обшивки), скрепленные с армированным арочной системой промежуточным слоем пенопласта (защитного наполнителя) (патент РФ №2096678, МПК F16L 58/04, F16L 9/12, Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения, 20.11.1997), принятая в качестве прототипа.

Недостатком прототипа также является большой вес особенно фюзеляжных авиационных конструкций.

В сетчатых/рамных авиаконструкциях площадь поверхности силовых элементов (ребер) в 3-5 раз ниже, чем площадь поверхности силовых элементов (обшивок и подкрепляющего набора) в традиционных композитных конструкциях. Это обстоятельство дает возможность реализовать принципиально новый подход к обеспечению длительной прочности данного типа композитных авиаконструкций путем обеспечения надежной и долговременной защиты силовых элементов от факторов внешней среды, включая ударные и климатические воздействия.

Техническим результатом предлагаемой системы защиты является обеспечение с минимальными весовыми затратами длительной прочности сетчатых/рамных композитных авиаконструкций с учетом требований по ударной прочности и устойчивости к деградации свойств под действием климатических факторов.

Технический результат достигается тем, что в системе защиты силовых композитных элементов авиационных конструкций, содержащей внешнюю и внутреннюю обшивки, а также промежуточный слой защитного наполнителя, введен первичный защитный слой, вплотную прилегающий к внешней поверхности защищаемого силового элемента авиационной конструкции - ребра сетчатого каркаса из однонаправленного композиционного материала, который расположен между внутренней и внешней обшивками. При этом внешняя обшивка выполнена из армированного композиционного материала с удельным весом не более 1,5 г/см3 и высокой влагонепроницаемостью, первичный защитный слой выполнен из материала с высоким энергопоглощением, внутренняя обшивка выполнена из материала с удельным весом не более 1,5 г/см3, с предельной деформацией на растяжение не менее 3%, прочностью на растяжение не менее 15 кг/мм2, промежуточный слой защитного наполнителя выполнен из материала с удельным весом не более 0,3 г/см3.

На фигуре 1 изображена принципиальная схема системы защиты силовых композитных элементов сетчатой авиаконструкции.

На фигуре 2 изображен фрагмент силового сетчатого/рамного каркаса из однонаправленных композитных ребер.

Система защиты предназначена для использования в композитных авиационных конструкциях, где основным силовым элементом служит каркас из ребер, изготовленных из однонаправленного композиционного материала, и включает следующие основные элементы (Фигура 1):

- первичный защитный слой 1 из материала с высоким энергопоглощением, расположенный вплотную к ребру 2, выполненному из однонаправленного композита. Выполняет функции защиты от ударных воздействий и является основной защитой ребер от климатических воздействий. При плотном обжатии ребра 2 может также увеличивать устойчивость ребра при сжатии в направлении ориентации волокон;

- внутреннюю обшивку 3 из материала с относительным удлинением не менее 3%, прочностью на растяжение не менее 15 кг/мм2, ударной вязкостью не менее 250 кДж/м2, расположенную с внутренней стороны конструкции. Выполняет функции защиты от ударных воздействий изнутри по нижней и боковым граням ребра 2;

- промежуточный слой защитного наполнителя 4 из материала с удельным весом не более 0,3 г/см3, используемый для заполнения свободного пространства между внешней 5 и внутренней 3 обшивками. Выполняет функции защиты от климатических воздействий, защиты боковых поверхностей ребер от ударных воздействий, тепло- и звукоизоляции;

- жесткую внешнюю обшивку 5 из армированного композиционного материала с высокой влагонепроницаемостью и с удельным весом не более 1,5 г/см3, расположенную с внешней стороны. Выполняет функции защиты ребра от ударных воздействий снаружи, а также от климатических воздействий. Совместно с внутренней обшивкой 3 и наполнителем 4 обеспечивает герметичность при внешних ударных воздействиях, приходящихся на зоны между силовыми ребрами.

Предложенная система защиты обеспечивает многоуровневую защиту силовой композитной конструкции от ударных и климатических воздействий (например, влажность, температура) за счет включения в систему защиты силовых элементов конструкции обшивок, первичного защитного слоя и промежуточного защитного слоя, обладающих высокими распределительными/рассеивающими и ударопоглощающими свойствами, а также устойчивые к климатическому воздействию.

При комплексном воздействии неблагоприятных факторов (ударном и климатических воздействиях) система защиты работает следующим образом:

- внешняя обшивка 5 за счет высоких эластичных и прочностных свойств рассеивает и частично поглощает энергию удара, увеличивая для следующего уровня защиты зону взаимодействия от ударных нагрузок и снижая интенсивность ударного нагружения. Также она является защитой ребер от внешних климатических воздействий;

- первичный защитный слой 1 и промежуточный слой защитного наполнителя 4 поглощают значительную часть энергии удара за счет упругопластических деформаций, распределяя энергию удара для ниже лежащих зон силовых ребер и доводя уровень ударного взаимодействия до безопасных величин, а также являются основной защитой ребер от климатических воздействий;

- эластичная внутренняя обшивка 3 выполняет роль внешней обшивки 1 при ударных воздействиях изнутри и обеспечивает дополнительную защиту силовых ребер от климатических воздействий изнутри.

Основными преимуществами предложенной системы являются:

1. Возможность надежного обеспечения длительной прочности композитной конструкции путем защиты силовой конструкции от ударных и климатических воздействий при небольших весовых затратах

Длительную прочность силовой композитной конструкции предполагается обеспечить путем максимальной защиты конструкции от внешних воздействий. Топология силового каркаса позволяет реализовать защиту силовой конструкции с малыми весовыми затратами, что обусловлено сравнительно небольшой площадью внешней поверхности ребер. Такой подход практически невозможно эффективно осуществить при использовании композитов в рамках традиционных конструктивных схем, где потребовалось бы защищать всю площадь силовой композитной обшивки.

2. Возможность реализации синергетических эффектов от использования элементов системы защиты

При использовании системы защиты в фюзеляжных конструкциях внутренняя обшивка, используемая в качестве защитного элемента, может служить также для восприятия внутреннего наддува. Первичный защитный слой может использоваться для обжатия ребер и их пересечений, что может повысить характеристики устойчивости ребер, а также для предотвращения распространения трещин в сетчатых ребрах.

Система защиты силовых композитных элементов авиационных конструкций, содержащая внешнюю и внутреннюю обшивки, промежуточный слой защитного наполнителя, отличающаяся тем, что между внешней и внутренней обшивками в нее введен первичный защитный слой, вплотную прилегающий к внешней поверхности защищаемого силового элемента авиационной конструкции - ребра сетчатого каркаса из однонаправленного композиционного материала, которое расположено между внутренней и внешней обшивками, при этом внешняя обшивка выполнена из армированного композиционного материала высокой влагонепроницаемостью с удельным весом не более 1,5 г/см3, первичный защитный слой выполнен из материала с энергопоглощением не менее 250 кДж/м2, внутренняя обшивка выполнена из материала с предельной деформацией на растяжение не менее 3%, прочностью на растяжение не менее 15 кг/мм2, промежуточный слой защитного наполнителя выполнен из материала с удельным весом не более 0,3 г/см3.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к неметаллическим трубам, способу и устройству для их непрерывного изготовления. Согласно способу осуществляют намотку стекловолокнистого материала, пропитанного связующим, на вращающуюся самоподающую оправку с последующим отверждением связующего сформированной оболочки трубы.

Изобретение относится к композиции на основе полиамидной смолы для изготовления формованных изделий. Композиция содержит полиамид, состоящий из звеньев диамина, содержащих звенья 1,3-бис(аминометил)циклогексана и звенья дикарбоновой кислоты, включающие звенья адипиновой и/или себациновой кислоты, (В) соединения ароматического вторичного амина, (С) органическое соединение на основе серы и (D) фенольный антиоксидант.

Изобретение относится к трубе, обладающей повышенным сопротивлением к росту трещин труб и изготовленной из полиэтиленовой композиции, а также к применению стабилизатора фенольного типа (С) и стабилизатора фенольного типа (D) для увеличения сопротивления труб медленному росту трещин.

Изобретение относится к магистральному трубопроводному транспорту, предназначенному, преимущественно, для транспортировки газа. Газопровод содержит линейные участки труб для перемещения транспортируемого газа от входа названного участка к его выходу, при этом, по меньшей мере, на части линейных участков установлена бесшовная труба, длина которой равна длине этого участка, которая выполнена из стекло - или углепластика, и имеет внутренний диаметр не менее 2500 мм.

Оболочка из композиционных материалов предназначена для использования в конструкциях авиационной, ракетной и космической техники. Между двумя обечайками 1 и 2 оболочки слой пенопласта выполнен в виде краеугольных частей 3 с образованием пересекающихся каналов, в которых расположена реберно-ячеистая структура 4, выходящая на краевые шпангоуты 5.

Изобретение относится к способу получения сшитой трубы и к сшитой трубе, содержащей сшитую полимерную композицию, которая содержит сшитый этиленовый полимер. Способ получения сшитой трубы включает: (i) полимеризацию этилена необязательно совместно с одним или несколькими сомономерами (сомономером) в присутствии катализатора Циглера-Натта с получением этиленового полимера, содержащего углерод-углерод двойные связи, этиленовый полимер имеет: (А) сшиваемость, выражаемую через уровень содержания геля, равный, по меньшей мере, 50% масс., согласно измерению для дисковидного образца сшитого этиленового полимера (АSТМD 2765-01, Method А, экстрагирование в декалине); и/или (В) содержание углерод-углерод двойных связей в количестве более чем 0,2 углерод-углерод двойной связи/1000 атомов углерода, согласно измерению по методу ИКПФ; и (ii) получение полимерной композиции, включающей, по меньшей мере, 50% масс.

Группа изобретений относится к ракетной технике. Корпус снабжен профильным силовым слоем (5), который расположен между его наружным (3) и внутренним (4) силовыми слоями и скреплен с ними.

Изобретение относится к сшитому полиэтилену, к способу получения сшитого полиэтилена, также к сшитому полиэтилену и изделиям, предпочтительно трубам, изготовленным из него.

Изобретение относится к сшитому мультимодальному полиэтилену. .
Изобретение относится к области изготовления жестких труб, а именно к способам изготовления напорных комбинированных труб из полимеров и композиционных материалов, и может быть использовано для изготовления труб для транспортировки жидких и газообразных сред.

Изобретение относится к конструкциям из композиционных материалов и может быть использовано при производстве корпусов или отсеков летательных аппаратов. .

Изобретение относится к конструктивным композитам и касается решетчатой волокнистой композиционной конструкции и способа ее производства. Содержит решетку из многоугольных ячеек-модулей, содержащих, по меньшей мере, три u-образных ребра, изготовленных из волокнистого композиционного слоя, и пенопластовой основы, обеспеченной внутри каждой ячейки-модуля для поддержки u-образных ребер.

Изобретение относится к конструктивным материалам для использования в области остекления малогабаритныъх конструкций и касается листа сотового поликарбоната. Лист имеет частичное утолщение верхней стенки и ребер жесткости.

Изобретение относится к структурным панелям. Структурированная панель, включает в себя внутренний материал основания, имеющего первую и вторую противоположные поверхности, первую и вторую облицовочные пленки, связанные соответственно с первой и второй противоположными поверхностями.
Группа изобретений относится к сотовым конструкциям, которые используются при производстве летательных аппаратов. Сотовая панель содержит средний слой сотового заполнителя и наружные обшивки.

Изобретение относится к авиационной и аэрокосмической технике и касается опорного узла трехслойной панели и способа сборки трехслойной панели с опорными узлами. Опорный узел трехслойной панели включает усиливающий элемент, установленный в отверстие в сотовом заполнителе, расположенном между верхней и нижней обшивками трехслойной панели и соединенном с ними с помощью клеевой композиции.

Изобретение относится к способам изготовления сотовых заполнителей для трехслойных панелей и оболочек и касается способа изготовления сотового заполнителя (СЗ) из стеклоткани.

Изобретение относится к конструкционным композитным материалам и касается слоистой конструкции со структурой, задерживающей развитие нарушений целостности конструкции, и способа ее изготовления.
Способ получения пространственно стабильного изделия из полимерной пены включает скрепление вместе первой и второй полимерных пен со слоистой ориентацией для изготовления изделия, имеющего толщину по меньшей мере 50 миллиметров.

Изобретение относится к строительной, судостроительной, авиационной, ракетно-космической отраслям и касается способа и устройства для растяжения сотового заполнителя.
Наверх