Устройство для буксировки летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам наземного обслуживания. Устройство для буксировки летательного аппарата содержит тяги с узлами крепления к тягачу, передней и основным стойкам шасси летательного аппарата. Тяги выполнены в виде шарнирно соединенных жестких балок с узлом крепления передней стойки шасси и соединительной тягой. Узел крепления передней стойки обеспечивает отрыв передней стойки от земли в случае буксировки со стороны носовой части. Соединительная тяга обеспечивает отрыв передней стойки от земли в случае буксировки со стороны хвостовой части. Достигается расширение функциональных возможностей устройства для буксировки летательного аппарата. 3 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области авиастроения, в частности к средствам наземного обслуживания.

Буксировочные устройства (водила) используются для перемещения самолетов и вертолетов по аэродромам, ангарам и цехам.

Известно «Устройство для эвакуации самолетов» (патент RU 2316454 С1, B64F 1/22), состоящее из подсоединяемой к тягачу тележки с закрепленной на ней подвижной рамкой с вилкообразным захватом, взаимодействующим с передней стойкой шасси самолета.

Устройство обладает рядом существенных недостатков. Оно обеспечивает буксировку самолета только за переднюю стойку шасси, тогда как большая часть нагрузки сопротивления качению самолета приходится на главные стойки шасси. Вследствие этого, через узлы крепления стоек шасси и фюзеляж при буксировке передаются не только силы на преодоление инерционных нагрузок, но и силы на преодоление сопротивления качению. Эти нагрузки могут быть достаточно большими при движении по неподготовленной поверхности и при движении по мягким грунтам, что часто бывает при скатывании самолетов с взлетно-посадочных полос (ВПП) и рулежных дорожек (РД). Радиус разворота самолета с данным устройством ограничен углом разворота передней стойки, что усложняет перемещение самолета в ангарах и в других стесненных условиях. Использование устройства возможно только при исправной передней стойке.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является «Тягово-сцепное устройство буксировщика» (патент RU 2160691, В64F 1/22), содержащее водило с захватом, взаимодействующим с передней стойкой шасси самолета, уравнительный блок и буксирный трос, который посредством захватов соединен с задними стойками шасси самолета.

Главным недостатком данного устройства является то, что оно обеспечивает буксировку самолета за основные опоры шасси носом вперед, но не обеспечивает буксировку хвостом вперед, необходимую, например, при скатывании самолета с ВПП. При буксировке хвостом вперед тяговое усилие будет прикладываться только к передней стойке, что приводит к значительному нагружению узлов крепления передней стойки и фюзеляжа. Радиус разворота самолета с данным приспособлением ограничен углом разворота передней стойки, что усложняет маневрирование прицепа с самолетом в ограниченном пространстве. При этом устройство может использоваться только со специально подготовленным тягачом и имеет достаточно сложную конструкцию, требующую специального обслуживания и регулировок.

Технической задачей, на которую направлено предлагаемое изобретение, является расширение функциональных возможностей устройства путем обеспечения буксировки летательного аппарата во всех направлениях без приложения к его конструкции нагрузок, зависящих от вида и состояния поверхности, по которой перемещается летательный аппарат.

Технический результат достигается тем, что тяги выполнены в виде шарнирно соединенных жестких балок, на которых установлены узел крепления передней стойки шасси и соединительная тяга. Узел крепления передней стойки шасси обеспечивает отрыв передней стойки от земли и подсоединение устройства для буксировки к летательному аппарату со стороны носовой части. Соединительная тяга обеспечивает отрыв передней стойки шасси от земли я подсоединение устройства для буксировки со стороны хвостовой части.

Буксировка летательного аппарата во всех направлениях осуществляется за счет приложения водилом нагрузок от тягача к основным стойкам самолета в зоне колесных тележек при оторванной от земли передней стойке. В этом случае узлы крепления основных стоек шасси и фюзеляж нагружаются только инерционными нагрузками при страгивании и торможении самолета. Нагрузки, обусловленные неровностями поверхности и сопротивлением грунта, будут передаваться водилом непосредственно с колесной тележки основной стойки шасси на тягач. Так как передняя стойка шасси не соприкасается с землей, то радиус разворота самолета не будет зависеть от угла ее разворота, а будет зависеть только от угла приложения к водилу усилия от тягача. При угле 90° к оси самолета разворот его произойдет вокруг точки, находящейся посередине между основными стойками шасси, т.е. "на месте". Кроме этого, водило может подсоединяться к основным стойкам как спереди самолета, так и сзади. При этом направление буксировки не будет зависеть от варианта подсоединения.

Заявляемое решение пригодно к осуществлению промышленным путем, обладает новизной и изобретательским уровнем.

Сущность изобретения поясняется нижеследующим описанием и чертежами, где:

на фиг.1 изображен вариант подсоединения тягача с водилом спереди от самолета (вид сбоку);

на фиг.2 изображен вариант подсоединения тягача с водилом спереди от самолета (вид сверху);

на фиг.3 изображен вариант подсоединения тягача с водилом сзади от самолета (вид сбоку).

Устройство для буксировки летательного аппарата состоит из двух шарнирно соединенных тяг (балок) 1 и 2, имеющих узлы 3 и 4 для подсоединения к основным стойкам шасси 5. С опорой на раздвижные тяги 1 и 2 устанавливается узел крепления 6 передней стойки шасси 7 летательного аппарата. В районе узла 8 для подсоединения водила к тягачу 9 имеется регулируемая по высоте стояночная опора 10. Для обеспечения подсоединения водила со стороны хвоста летательного аппарата имеется соединительная тяга 11.

Конкретное исполнение устройства для буксировки определяется конструкцией стоек шасси летательного аппарата, их взаимным расположением, типом применяемого тягача. Устройство для буксировки может быть оборудовано перекатными колесами, ящиками для необходимого инструмента и другими опциями. Тяги водила 1 и 2 должны иметь необходимую прочность и жесткость для обеспечения работы их как на растяжение, так и на сжатие совместно с изгибом. Они могут иметь либо трубчатую, либо коробчатую, либо форменную конструкцию, обеспечивающую эти требования. Они могут быть выполнены цельными, телескопическими или составными. Конструкция узлов крепления 3, 4 и 6 к основным 5 и передней 7 стойкам шасси определяется наличием на стойках шасси буксировочных узлов и их исполнением. Например, узел крепления 6 передней стойки шасси 7 может быть выполнен в виде соединения типа «ухо-вилка» к буксировочному узлу на передней стойке 7, или в виде площадки под колеса передней стойки 7. Местонахождение узла крепления 6 передней стойки шасси 7 и соединительной тяги 11 зависит от конструкции конкретного типа самолета. Конструкция соединительной тяги 11 определяется наличием в хвостовой части летательного аппарата узлов для ее подсоединения, в качестве каковых могут выступать как специально установленные для этого узлы, так и швартовочные, такелажные или узлы под подъемники.

Устройство для буксировки летательного аппарата используется следующим образом.

При подсоединении водила со стороны носовой части самолета:

- тяги водила 1 и 2 подводятся к основным стойкам шасси 5 и крепятся к ним с помощью специальных узлов 3 и 4;

- установленный на водило узел крепления 6 подсоединяется к передней стойке шасси 7;

- с помощью регулируемой стояночной опоры 10 узел 8 выставляется на высоту, необходимую для подсоединения к тягачу 9. При этом обеспечивается отрыв передней стойки шасси 7 от земли;

- после подсоединения водила к тягачу 9 стояночная опора 10 поднимается и выполняется буксировка летательного аппарата. При подсоединении водила со стороны хвостовой части самолета:

- тяги водила 1 и 2 подводятся к основным стойкам шасси 5 и крепятся к ним с помощью специальных узлов 3 и 4;

- с помощью регулируемой стояночной опоры 10 тяги 1 и 2 водила поднимаются на высоту, необходимую для подсоединения установленной на водиле соединительной тяги 11 к соответствующему узлу на хвостовой части летательного аппарата;

- соединительная тяга 11 подсоединяется к узлу на хвостовой части летательного аппарата;

- с помощью регулируемой стояночной опоры 10 узел 8 опускается на высоту, необходимую для подсоединения к тягачу 9. При этом обеспечивается отрыв передней стойки шасси 7 от земли;

- после подсоединения водила к тягачу 9 стояночная опора 10 поднимается и выполняется буксировка летательного аппарата.

Во всех случаях подсоединений общий центр тяжести летательного аппарата с присоединенным устройством для буксировки должен находиться в пределах габаритов водила. Это необходимо для исключения повреждения летательного аппарата в случае несанкционированного отсоединения буксировочного устройства от тягача. Если общий центр тяжести находится за указанными пределами, то на водило устанавливается балласт необходимого веса.

Таким образом, предлагаемое устройство за счет отрыва передней стойки и приложения тяговых усилий к основным стойкам позволяет выполнять буксировку летательного аппарата в любом направлении без нагружения этими усилиями узлов крепления шасси к каркасу летательного аппарата и его фюзеляжа. При этом шасси может быть как колесного, так и лыжного типа.

Предлагаемое устройство также позволяет выполнять буксировку летательного аппарата с поврежденной передней стойкой, что часто имеет место быть при скатывании самолетов с ВПП и РД.

В настоящее время устройство для буксировки летательного аппарата находится на стадии разработки рабоче-конструкторской документации.

Устройство для буксировки летательного аппарата, состоящее из тяг с узлами крепления к тягачу, передней и основным стойкам шасси, отличающееся тем, что тяги выполнены в виде шарнирно соединенных жестких балок, на которых установлены узел крепления передней стойки шасси и соединительная тяга, обеспечивающие отрыв передней стойки от земли и подсоединение устройства для буксировки к летательному аппарату как со стороны носовой части посредством узла крепления передней стойки шасси, так и со стороны хвостовой части посредством соединительной тяги.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам перемещения летательных аппаратов на аэродромах. Система для транспортировки летательных аппаратов по открытой площадке аэродрома от места стоянки до взлетной полосы и от места посадки до места стоянки с выключенными двигателями содержит направляющие канавки (5), в которых движутся направляющие штифты (9), установленные в стыковочных пунктах (8) и крепящиеся захватом предпочтительно к переднему колесу (10) летательного аппарата (4).

Изобретение относится к области кораблестроения, преимущественно к оборудованию вертолётных площадок на судовой палубе. Ангар для палубного вертолёта содержит корпус и средства крепления к палубе судна.

Изобретение относится к области обслуживания самолетов, более конкретно к способу буксировки самолетов. Способ буксировки заключается в том, что используется устройство для буксировки самолетов, содержащее тягач - подвижный электроагрегат, водило, взаимодействующее с передней стойкой самолета, и буксировочную тележку, состоящую из рамы и ведущих колес, имеющих дифференциальный привод от приводного устройства.

Изобретение относится к конструкции шасси воздушного судна и касается трехопорной конструкции шасси. Конструкция шасси содержит узел передней опоры шасси и узел основной опоры шасси.

Изобретение относится к области обслуживания воздушных судов, более конкретно к способу буксировки воздушного судна. Способ включает операции сближения буксировщика задним ходом с воздушным судном, фиксирование захватного устройства на передней стойке шасси, вывешивание передней стойки шасси, зачаливание тягача за задние основные стойки шасси и буксирование воздушного судна.

Изобретение относится к наземному обслуживанию самолетов, в частности к устройствам их буксировки и эвакуации. .

Изобретение относится к области наземного обслуживания самолетов. .

Изобретение относится к средствам технического обслуживания воздушных судов, в частности к устройствам для их буксирования. .

Изобретение относится к устройствам транспортировки воздушных судов. .

Изобретение относится к области авиации, в частности к буксировочным устройствам самолетов. Соединительное устройство для присоединения к шасси самолета имеет первый и второй адаптеры для шасси разных типов и заменяющее устройство для позиционирования по выбору первого или второго адаптеров шасси. Буксировочное устройство для наземных перемещений самолетов технически различных типов. Содержит вышеописанное соединительное устройство для присоединения буксировочного устройства к шасси самолета, при котором адаптеры присоединения к шасси выполняют различными, а шасси позиционируют с возможностью механической нагрузки, путем поворота в рабочее положение соединительного устройства для присоединения к соответствующему шасси. Достигается возможность осуществления более эффективной буксировки. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к устройствам транспортировки самолетов. Устройство для транспортирования самолетов содержит тягач, подвижный электроагрегат, буксировочную тележку и догружающее устройство. Подвижный электроагрегат соединен с передней стойкой самолета водилом, несущим на конце захват. Буксировочная тележка соединена с передней стойкой. Догружающее устройство представляет собой силовой гидравлический цилиндр, взаимодействующий с передней стойкой самолета и рамой буксировочной тележки. Гидравлический цилиндр приводится в действие гидравлическим насосом, расположенным на буксировочной тележке. Достигается повышение тяговых качеств транспортировочного устройства. 3 ил.

Устройство относится к аэродромным средствам, предназначенным для транспортировки летательных аппаратов. Устройство содержит тягач, с размещенной на нем вращающейся в горизонтальной плоскости платформой, на которой жестко закреплен нижней частью пневмотканевый подъемник, на верхней части которого размещена площадка, выполненная из двух частей в форме фюзеляжа летательного аппарата, соединенные между собой силовым гидроцилиндром с возможностью перемещаться в горизонтальной плоскости. В платформу добавлены механизмы перемещения и электронный блок с устройством индикации и звукового оповещения, расположенным в кабине тягача. На платформу и на заднюю поперечную раму тягача дополнительно введены датчики, определяющие момент нахождения тягача и платформы под фюзеляжем летательного аппарата и передающие эти данные на электронный блок с устройством индикации и звукового оповещения. Техническим результатом изобретения является автоматизация процесса подготовки к транспортировке летательного аппарата и, как следствие, повышение безопасности при выполнении данных работ и точности при движении и маневрировании тягача под фюзеляжем летательного аппарата, сокращение времени проведения данных работ. 2 ил.

Изобретение относится к наземному обеспечению воздушных судов, в частности к их буксированию. Способ буксировки реализуется использованием малогабаритного буксировщика с дистанционным управлением, включающего рампу (8) механизма подъема и фиксации колес передней стойки воздушного судна и фиксатор колес (11) передней стойки воздушного судна. Управление буксировщиком производят дистанционно при помощи пульта управления. При этом осуществляют пуск силового агрегата (2), выбор необходимой передачи трансмиссии (3), подъезд к воздушному судну с предварительно открытым механизмом фиксации до соприкосновения с упором (10) для фиксации и центровки колес (11) передней стойки воздушного судна. После чего, убедившись в правильном расположении колес передней стойки, осуществляют их фиксацию на рампе (8) и выполняют подъем передней стойки воздушного судна, чем создают догрузку ведущих колес (5) буксировщика, обеспечивающую необходимое значение силы сцепления ведущих (5) и управляемых колес малогабаритного буксировщика. При помощи дистанционного пульта производят управление процессом буксировки. Изобретение расширяет функциональные возможности, обеспечивает максимальную эффективность при минимальных размерах буксировщика и парковочного пространства. 4 ил.

Изобретение относится к наземного обслуживанию воздушных судов. Малогабаритный буксировщик воздушных судов с дистанционным управлением содержит приемник сигнала, микроконтроллер управления, источник питания, сервопривод (19) управляемых колес, управляемые колеса (21), вилки (20) управляемых колес, механизм фиксации колес передней стойки воздушного судна. Упомянутый механизм включает в себя прижимные гидроцилиндры (18) и фиксатор. Буксировщик также содержит блок (17) управления гидрораспределителем, блок (16) управления силовым агрегатом, разъем резервного канала подключения кабеля к пульту (15) дистанционного управления буксировщиком. Изобретение обеспечивает максимальную эффективность при минимальных размерах устройства и парковочного пространства, полный визуальный контроль за всеми частями самолета при буксировке, исключая возможность столкновения, а также улучшает маневренность и исключает воздействие вибрационных нагрузок на оператора. 3 ил.

Изобретение относится преимущественно к топливной системе двигательных установок космических объектов. Корпус бака выполнен из двух полукорпусов (4, 5), в которых установлены сильфоны (6, 7). Торцевые гофры сильфонов герметично соединены с крышками (8, 9), имеющими ограничители хода (10, 11), размещенные в газовых полостях (Г1, Г2) полукорпусов (4, 5). С другой стороны гофры жестко закреплены на торцевых шпангоутах полукорпусов так, что между ними образуются полость и кольцевой зазор, обеспечивающие подачу компонента в жидкостную полость (Ж) через штуцер (1). В кольцевой зазор установлен стопор (14) хода сильфонов (6, 7), выполненный с отверстиями для прохода жидкости. На сильфонах (6, 7) через определенное число гофров установлены гофры большего внешнего диаметра с размещенными на их кромках фторопластовыми кольцами, скользящими по корпусу. При подаче газа (азота, гелия) через штуцеры (2) и (3) в полости (Г1) и (Г2) сильфоны (6) и (7) сжимаются, вытесняя жидкость из полости (Ж). При этом только указанные фторопластовые кольца контактируют с внутренней поверхностью бака. Техническим результатом является повышение надежности за счет уменьшения хода подвижной части сильфона и площади (мест) ее контакта с корпусом, а также ремонтопригодности конструкции сильфона на стадии его изготовления и испытаний. 5 ил.
Наверх