Способ индикации летчику о положении летательного аппарата относительно заданной глиссады при заходе на посадку на корабль

Изобретение относится к способам индикации летчику положения летательного аппарата (ЛА) при посадке на корабль. Определяют взаимное положение ЛА и корабля с помощью глобальной или корабельной системы позиционирования и бортовой цифровой вычислительной машины. Формируют и отображают на индикаторе на лобовом стекле или на многофункциональном индикаторе в кабине увеличенные изображения виртуального корабля и виртуальной оптической системы посадки для определения отклонений по высоте относительно глиссады и бокового относительно оси посадочной палубы до момента достижения зоны наблюдаемости штатной реальной оптической системы посадки. При этом увеличение зависит от дальности до корабля и может регулироваться летчиком. Осуществляют управление ЛА с помощью рычагов управления так же, как на близком расстоянии от корабля. Обеспечивается безопасность посадки ЛА на малоразмерную посадочную полосу корабля. 4 ил.

 

Изобретение относится к области приборного оборудования летательных аппаратов (ЛА) и исследований устойчивости, управляемости и динамики посадки самолетов и может быть использовано для повышения безопасности полета ЛА при посадке на малоразмерные взлетно-посадочные полосы (ВПП), корабль или плавучую платформу.

Одним из способов ручной посадки на корабль является управление ЛА по сигналам визуальных оптических систем посадки. Для обеспечения посадки на авианесущие корабли в США разработаны визуальные системы посадки, которые обеспечивают летчика информацией о положении ЛА в вертикальной и горизонтальной плоскостях относительно заданной глиссады. Эти системы визуальной посадки имеют различные зоны действия по удалению до корабля.

В ближней зоне (на удалении от 0 до 0,75…1,25 морских миль) используются хорошо зарекомендовавшие себя оптические системы посадки (ОСП) типа FLOLS (Improved Fresnel Lens Optical Landing System) или IFLOLS (Improved Fresnel Lens Optical Landing System). На большом удалении сигнал ОСП различим плохо. В дальней зоне (на удалении от 4 до 10 морских миль) применяются системы LGI (Laser Glideslope Indicator), которая обеспечивает летчика цветовой информацией о положении самолета в вертикальной плоскости, и LCL (Laser Centerline Localizer), которая обеспечивает летчика цветовой информацией о положении самолета в горизонтальной плоскости. В средней зоне (на удалении от 0,75…1,25 до 4 морских миль) предлагаются системы Fore & Aft (Laser Glideslope Indicator), которая обеспечивает летчика цветовой информацией о положении самолета в вертикальной плоскости, и система CrossBar, которая обеспечивает летчика цветовой и позиционной информацией о положении самолета в горизонтальной плоскости. (1. Navy Test Lasers To Help Carrier Pilots, Bruce D. Nordwall/Naval Air Engineering Center, Lakehurt, NJ, 2. Beyond the lens, By Commander Frank G. Pfeiffer, US Navy).

На российском корабле используется оптическая система посадки «Луна-3», которая включает как позиционный принцип индикации, так и цветовой и обеспечивает летчика информацией о положении самолета в вертикальной плоскости. Эта система обеспечивает ручную посадку самолета с расстояния 2000…2500 м.

В ближней зоне летчик оценивает свое положение в горизонтальной плоскости по видимой конфигурации положения осевой линии посадочной палубы и вертикальной линии, расположенной на кормовом срезе корабля. Этот принцип индикации бокового отклонения самолета от заданной глиссады применяется как при посадке на зарубежные, так и на отечественные авианесущие корабли. В отечественной палубной авиации визуальные системы, обеспечивающие летчика информацией о его положении относительно заданной глиссады на удалении более 2000…2500 м, отсутствуют. Летчик ориентируется либо по навигационным системам, либо по речевым сигналам руководителя визуальной посадки.

К недостаткам приведенных зарубежных систем, действующих на удалении более 2000 м, можно отнести наличие только цветовой кодировки сигнала, необходимость переориентации летчика с цветовой кодировки на позиционно-цветовую кодировку ОСП типа IFOLS при приближении к кораблю.

В последнее время уделяется много внимания отображению ВПП на экране индикатора на лобовом стекле (ИЛС) с использованием средств глобального позиционирования объектов (GPS, ГЛОНАСС и др.).

Известен, принятый за прототип, способ отображения на экране индикатора на лобовом стекле (HUD - head-up-display) внешней обстановки, который в зарубежной литературе имеет обозначение SVS (Synthetic Vision System), (см. NASA Technical Reports Server (NTRS) Added to NTRS: 2007-06-08, Document ID: 20070018289 Author(s): Lawrence J. Prinzel III., Lynda J. Kramer, and Randall E. Bailey, NASA Langley Research Center, Hampton, VA, Going Below Minimums: The Efficacy Of Display Enhanced/Synthetic Vision Fusion for Go-Around Decisions During Non-Normal Operations). Этот способ индикации предназначен для обеспечения летчика информацией о его положении относительно ВПП и посадочной глиссады и других объектов в условиях плохой видимости и основан на формировании изображения этих объектов на HUD (т.е. на ИЛСе) или другом пилотажном индикаторе с помощью бортовой вычислительной машины (БЦВМ) и совмещаемого в пространстве с реальной ВПП на основе информации, получаемой от систем измерения координат самолета и аэродромной ВПП, например, спутниковой системы глобального позиционирования (GPS). Недостатком такой системы индикации внешней обстановки является сложность восприятия летчиком изображения на значительном удалении самолета таких объектов, как корабль и оптическая система посадки и формирования на их основе управляющих действий.

Задачей изобретения является создание способа индикации летчику о положении ЛА относительно заданной глиссады при заходе на посадку на корабль, обеспечивающего летчика на ИЛС информацией о положении ЛА относительно посадочной глиссады на удалении самолета от корабля, существенно превышающем дальность различимости стандартных визуальных систем посадки и самой ВПП или корабля. При этом информация летчику на ИЛС идентична информации стандартных визуальных систем посадки, расположенных на ВПП или корабле, и наблюдаемых летчиком на удалении менее одного километра.

Техническим результатом является повышение безопасности посадки на малоразмерную ВПП или корабль, обеспечение захода ЛА в зону видимости сигнала стандартных визуальных корабельных систем посадки, обеспечение посадки в сложных метеоусловиях при плохой видимости малоразмерной ВПП или корабля и стандартных визуальных систем посадки, разработка информационного кадра ИЛС или МФИ при посадке на малоразмерную ВПП или корабль.

Задача и технический результат достигаются тем, что в способе индикации летчику о положении летательного аппарата относительно заданной глиссады при заходе на посадку на корабль, основанном на определении положения летательного аппарата и корабля с помощью глобальной или корабельной локальной системы позиционирования и формировании на индикаторе на лобовом стекле или многофункциональном индикаторе виртуальных корабля и оптической системы посадки, на основе изображений которых летчик осуществляет управление летательным аппаратом путем перемещения рычагов управления и выводит летательный аппарат в зону наблюдаемости штатной реальной оптической системы посадки, с помощью бортовой цифровой вычислительной машины определяют взаимное положение летательного аппарата и корабля, рассчитывают положение виртуального корабля, увеличивают его в размерах по сравнению с реальным кораблем, рассчитывают сигнал оптической системы посадки относительно реального корабля, формируют увеличенные изображения виртуального корабля и виртуальной оптической системы посадки и отображают их на индикаторе на лобовом стекле или многофункциональном индикаторе в кабине летательного аппарата, летчик четко определяет отклонение летательного аппарата по высоте относительно глиссады и боковое отклонение относительно оси посадочной палубы и осуществляет управление летательным аппаратом точно так, как это он делает на близком расстоянии от корабля, при этом коэффициент увеличения размера виртуального корабля и оптической системы посадки задают в виде функции дальности до корабля и летчик на любом удалении от корабля при необходимости регулирует коэффициент увеличения размера виртуального корабля и на всем протяжении захода на посадку и при посадке летчик имеет однотипную индикацию для обеспечения стереотипа управления летательным аппаратом.

Перечень фигур на чертежах.

На фиг. 1 проиллюстрирована схема реализации способа индикации летчику о положении самолета относительно заданной глиссады при заходе на посадку на корабль.

На фиг. 2 показана схема расчета положения виртуального корабля относительно ЛА и реального корабля.

На фиг. 3 показан вид на экране ИЛС при посадке ЛА при индикации виртуальных корабля и оптической системы посадки на фоне реального корабля при боковом отклонении ЛА относительно оси посадочной палубы.

На фиг. 4 показан вид изменения коэффициента увеличения размера виртуального корабля и оптической системы посадки в виде функции от удаления ЛА от реального корабля.

На фигурах обозначены:

1 - ЛА,

2 - корабль,

3 - оптическая система посадки,

4 - виртуальный корабль,

5 - виртуальная оптическая система посадки,

6 - индикатор на лобовом стекле,

7 - многофункциональный индикатор,

8 - бортовая цифровая вычислительная машина,

9 - приемник спутника навигационной системы,

10 - ось посадочной палубы корабля,

11 - ось посадочной палубы виртуального корабля,

12 - горизонтальная кормовая линия корабля,

13 - горизонтальная кормовая линия виртуального корабля,

14 - вертикальная кормовая линия корабля,

15 - вертикальная кормовая линия виртуального корабля,

16 - тормозной гак,

17 - глиссада тормозного гака,

18 - линия привязки виртуального корабля, на которой располагается самолет, некоторая заданная точка на корабле и соответствующая ей точка виртуального корабля,

19 - вектор положения самолета относительно земной системы координат,

20 - вектор положения корабля относительно земной системы координат,

21 - вектор положения корабля относительно самолета,

22 - вектор положения виртуального корабля относительно самолета,

23 - вектор положения виртуального корабля относительно земной системы координат,

24 - сигнал виртуальной оптической системы посадки,

25 - изображение виртуального следа за кораблем.

26 - коэффициент увеличения размера виртуального корабля,

27 - удаление самолета от реального корабля,

28 - удаление самолета от реального корабля, менее которого виртуальный корабль совпадает с реальным кораблем,

29 - коррекция летчиком коэффициента увеличения размера виртуальных корабля и оптической системы посадки путем перемещения переключателя в кабине самолета.

Способ осуществляется следующим образом.

При выполнении захода на посадку на корабль 2 на удалении от корабля более 1…2 км при плохой различимости сигнала оптической системы посадки 3 и видимости разметки на палубе корабля (оси посадочной палубы 10, горизонтальной кормовой линии корабля 12 и вертикальной кормовой линии корабля 14) летчик включает режим работы навигационной системы, который соответствует выполнению режима захода на посадку и посадки. При появлении на индикаторе на лобовом стекле 6 или многофункциональном индикаторе 7 изображения виртуального корабля 4 и виртуальной оптической системы посадки 5, летчик определяет положение ЛА относительно заданной траектории посадки по сигналу 24 виртуальной оптической системы посадки 4, который соответствует сигналу оптической системы посадки 3, установленной на корабле 2. Боковое отклонение ЛА от оси посадочной палубы корабля 10 летчик определяет по взаимному положению оси 11, кормовой горизонтальной линии 13 и вертикальной линии 15 виртуального корабля. На основании сигнала 24 и бокового отклонения относительно оси посадочной палубы корабля 10 летчик формирует управляющие отклонения рычагов управления самолетом. При недостаточном или чрезмерном увеличении виртуального корабля 4 и виртуальной оптической системы посадки 5 по отношению к кораблю 2 и его оптической системы посадки 3 летчик регулирует 29 коэффициент увеличения размера виртуального корабля 26 путем перемещения переключателя в кабине ЛА. При приближении к кораблю на расстояние четкой видимости корабля 2 и оптической системы посадки 3 и ее сигнала летчик выключает индикацию виртуального корабля 4 и виртуальной системы посадки 5 на индикаторе на лобовом стекле 6. Далее летчик управляет ЛА по сигналу штатной оптической системы посадки 3 и наблюдаемой разметке посадочной палубы корабля 2.

При этом ось посадочной палубы виртуального корабля 11 параллельна оси посадочной палубы реального корабля 10, горизонтальная кормовая линия виртуального корабля 13 параллельна горизонтальной кормовой линии реального корабля 12, вертикальная кормовая линия виртуального корабля 15 параллельна вертикальной кормовой линии реального корабля 14. В соответствии с этим летчик может определить боковое отклонение ЛА относительно оси посадочной реального корабля по взаимному положению оси посадочной палубы 11 и вертикальной кормовой линии виртуального корабля 15, аналогично тому, как он это делает при оценке бокового отклонения самолета по взаимному положению оси посадочной палубы 10 и вертикальной кормовой линии 12 при близком расстоянии самолета относительно реального корабля 2.

При реализации предлагаемого способа летчик формирует управляющие действия ручкой ЛА по тангажу, наблюдая сигнал 24 виртуальной оптической системы посадки 5, совпадающий с сигналом реальной оптической системы посадки 3, а управление ручкой по крену и педалями формирует по наблюдаемому виду разметки виртуального корабля 4 на основе наблюдаемых им изображений виртуальных корабля 4 и оптической системы посадки 5 на пилотажном индикаторе летчика 6 - индикаторе на лобовом стекле или многофункциональном индикаторе 7. Бортовая цифровая вычислительная машина 8 с учетом векторов положения самолета 19 и корабля 20 в земной системе координат, измеренных глобальной системой позиционирования или корабельной системой позиционирования, качки корабля, углового положения самолета, положения летчика относительно центра масс самолета, положения оптической системы посадки 3 на палубе корабля 2, угла наклона глиссады, закона стабилизации и диаграммы видимости оптической системы посадки обеспечивает расчет сигнала 24 виртуальной оптической системы посадки 5 и его соответствие сигналу реальной оптической системы посадки 3 и создает на экране пилотажного индикатора летчика увеличенные изображения виртуального корабля 4 и виртуальной оптической системы посадки 5 по сравнению с их реальными размерами. Уровень увеличения виртуальных изображений корабля, оптической системы посадки и ее сигнала зависит от коэффициента 26 и может быть изменен летчиком путем введения коррекции 29. На расстоянии около 2 км размер виртуального корабля более чем 5 раз больше размера реального корабля, на расстоянии около 500 м их размеры совпадают.

При расчете положения в пространстве виртуального корабля 4 и виртуальной оптической системы посадки 5 используются следующие алгоритмы:

где

- вектор положения ЛА относительно земной системы координат 19,

- вектор положения корабля относительно земной системы координат 20,

- вектор положения корабля относительно ЛА 21,

- вектор положения виртуального корабля относительно самолета 22,

- вектор положения виртуального корабля относительно земной системы координат 23,

λ - коэффициент увеличения размера виртуального корабля 26,

- удаление ЛА от реального корабля 27,

- положение точки на реальном корабле или ВПП, к которой осуществляется привязка виртуального корабля.

Предлагаемый способ индикации был опробован на пилотажном стенде ЦАГИ ПС-10М путем моделирования захода на посадку и посадки ЛА на палубу корабля с отображением виртуального корабля и его оптической системы посадки на индикаторе на лобовом стекле.

При предлагаемом способе индикации корабля и его визуальных систем посадки обеспечивается выход ЛА в зону видимости сигнала корабельных визуальных систем посадки с большого удаления от корабля или при плохой видимости корабля и его систем визуальной посадки и тем самым обеспечивается повышение безопасности по сравнению с принятыми в настоящее время методами индикации при заходе и посадке на корабль.

Способ индикации летчику о положении летательного аппарата относительно заданной глиссады при заходе на посадку на корабль, основанный на определении положения летательного аппарата и корабля с помощью глобальной или корабельной локальной системы позиционирования и формировании на индикаторе на лобовом стекле или многофункциональном индикаторе виртуальных корабля и оптической системы посадки, на основе изображений которых летчик осуществляет управление летательным аппаратом путем перемещения рычагов управления и выводит летательный аппарат в зону наблюдаемости штатной реальной оптической системы посадки, отличающийся тем, что с помощью бортовой цифровой вычислительной машины определяют взаимное положение летательного аппарата и корабля, рассчитывают положение виртуального корабля, увеличивают его в размерах по сравнению с реальным кораблем, рассчитывают сигнал оптической системы посадки относительно реального корабля, формируют увеличенные изображения виртуального корабля и виртуальной оптической системы посадки и отображают их на индикаторе на лобовом стекле или многофункциональном индикаторе в кабине летательного аппарата, летчик четко определяет отклонение летательного аппарата по высоте относительно глиссады и боковое отклонение относительно оси посадочной палубы и осуществляет управление летательным аппаратом точно так, как это он делает на близком расстоянии от корабля, при этом коэффициент увеличения размера виртуального корабля и оптической системы посадки задают в виде функции дальности до корабля и летчик на любом удалении от корабля при необходимости регулирует коэффициент увеличения размера виртуального корабля и на всем протяжении захода на посадку и при посадке летчик имеет однотипную индикацию для обеспечения стереотипа управления летательным аппаратом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам контроля и регистрации параметров полета самолета или вертолета. Способ контроля параметров полета наземным регистратором заключается в передаче видеоизображения приборной доски самолета на командный пункт управления, причем передачу видеосигнала осуществляют на заранее выделенных и зарегистрированных радиочастотах.

Изобретение относится к защитным устройствам летательных аппаратов. Устройство содержит навигационную системы, систему сигнализации, базу данных, содержащую информацию относительно взлетно-посадочной, ЭВМ, блок связи с бортовым оборудованием, блок управления механизмом блокировки рычага управления реверсом тяги и блок связи с автоматом управления тягой.

Изобретение относится к сбрасывающему устройству для отделения сбрасываемого бортового самописца. Сбрасывающее устройство содержит разъединяющее устройство с герметичным корпусом, в который ввинчен выбрасывающий стержень.

Музыкально-акустический комплекс контроля высокоавтоматизированного летательного аппарата в испытательном полете содержит бортовую систему измерений полетных параметров, вычислитель, блок нормализации входных сигналов, настраиваемый генератор звуковых кодов, блок выбора и настройки характеристик параметров входных сигналов, блок гармонизации и озвучивания параметров.
Изобретение относится к способу поиска приземлившегося беспилотного летательного аппарата (БЛА). При контакте БЛА с земной поверхностью автоматически активируется установленный на его борту маячковый передатчик, путем радиопеленгации которого определяют местоположение приземлившегося БЛА и осуществляют его розыск для последующей эвакуации.

Способ автоматизированного предполетного контроля летательного аппарата (ЛА). Для поколесного взвешивания ЛА на рулежной дорожке размещают две группы датчиков на расстоянии не менее максимально возможной его длины.

Изобретение относится к системам отображения информации для облегчения пилотирования. Система содержит блок датчиков, выполненный с возможностью измерения текущей информации о полете в воздушном судне, блок автопилота, выполненный с возможностью получения информации, необходимой для полета воздушного судна по заданной траектории полета, и устройство для отображения, выполненное с возможностью отображения ситуации полета воздушного судна, и управляющее устройство, содержащее: блок получения заданного угла атаки, блок получения заданного угла скольжения, блок управления отображением.

Группа изобретений относится к визуальной индикации скорости противопожарного самолета-амфибии при заборе воды на глиссировании по водной поверхности. При использовании способа пилот информируется о соотношении текущей скорости и установленных для данного режима полета ее граничных значений с помощью условных цветов на блоке световых секций-табло.

Изобретение относится к устройству, предназначенному для защиты чувствительных зон, подверженных столкновениям с посторонними объектами, и касается защиты чувствительных зон летательного аппарата.

Изобретение относится к области средств безопасности и касается авиационных пассажирских и грузо-пассажирских рейсов. Система предотвращения чрезвычайных ситуаций (ЧС) на летательных аппаратах (ЛА) содержит систему управления полетом и черный ящик, видеокамеру, установленную на единице дистанционно-управляемого стрелкового оружия, с приводами, соединенными с дисплеем и пультом управления стрельбой.

Летающее устройство состоит из четырехколесной автомашины с установленным на нее жестким крылом, рулем направления полета в горизонтальной плоскости. Четырехколесная автомашина оборудована четырьмя датчиками давления колес на дорогу, а жесткое прямоугольное крыло выполнено несъемным, с малым удлинением, установлено выше крыши автомашины с зазором между нижней поверхностью крыла и крышей автомашины и снабжено механизацией крыла: двумя предкрылками, двумя закрылками, стабилизаторами, и реактивным движителем, работающим от генератора автомашины. Изобретение направлено на расширение эксплуатационных возможностей устройства. 7 ил.

Изобретение относится к защитным устройствам летательного аппарата. Способ снижения радиолокационной заметности летательного аппарата заключается в размещении антенны головки самонаведения в герметичной полости радиопрозрачного обтекателя, заполнении полости плазмообразующей газовой смесью давлением 1-100 кПа и введении пучка электронов в плазмообразующую газовую смесь с образованием поглощающего плазменного объема. Полет летательного аппарата осуществляют на высоте с давлением окружающей среды меньше величины давления газовой смеси в полости обтекателя. В процессе полета обеспечивают дополнительную подачу плазмообразующей газовой смеси в полость обтекателя с учетом степени его герметичности. Изобретение направлено на уменьшение необходимой степени герметичности переднего обтекателя при сохранении эффективной поверхности рассеяния. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат - повышение быстродействия системы. Система содержит: модуль идентификации базового адреса данных эксплуатации воздушных судов авиакомпании; модуль идентификации относительного адреса данных эксплуатации воздушных судов одного типа; модуль селекции адреса параметров класса особых ситуаций (ОС); модуль вызова подпрограммы вычисления обратного значения суммарного налета; модуль регистрации параметров класса ОС; модуль селекции класса ОС без инцидентов; модуль селекции базового адреса параметров подклассов класса ОС; модуль распознавания ветви процедуры вычисления вероятностей возникновения ОС; модуль принятия решения об уровне безопасности полетов по суммарным вероятностям классов ОС; модуль принятия решения об уровне безопасности полетов по сигнальным вероятностям классов ОС; модуль идентификации сигнальных вероятностей подклассов класса ОС; модуль принятия решения об уровне безопасности полетов по сигнальным вероятностям подклассов класса ОС; модуль контроля завершения процедуры анализа массива подклассов класса ОС; и модуль контроля завершения процедуры анализа массива классов ОС. 15 ил., 4 табл.

Группа изобретений относится к области авиации, а именно к поиску черного ящика. Система черного ящика содержит черный ящик, который размещен внутри выбрасывающего устройства. Первый лючок, первый автоматический замок, третья и четвертая пружины расположены на одной стороне выбрасывающего устройства. Первая пружина размещена в первой канавке, которая выполнена на внутренней стороне первого лючка. Первый автоматический замок соединен с первым лючком для управления открытием первого лючка. Третья и четвертая пружины выполнены с возможностью откидывания первого лючка от выбрасывающего устройства при открытии первого автоматического замка. Способ подводного поиска черного ящика с использованием системы включает операции: ожидание 30 секунд после отключения системы GPS, определение датчиком давления значения давления воды на глубине, определение положения черного ящика, открытие первого или второго лючка с помощью микропроцессора, включение радиомаяка после выброса через первый или второй лючки, включение системы GPS. Достигается облегченная возможность нахождения черного ящика под водой после крушения самолета. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил.

Группа изобретений относится к противобликовому козырьку и приборной панели, оборудованным устройством аварийного наблюдения. Козырек включает в себя противобликовый козырек в кабине и отсек, утопленный в противобликовом козырьке. Панель содержит отсек, встроенный в приборную панель. Внутри отсека расположен нагнетатель воздуха. Надувная первая оболочка, изготовленная из воздухонепроницаемого материала и имеющая расширенную форму при развертывании и спущенную форму, когда она не используется, соединена трубчатым воздушным каналом с нагнетателем воздуха. Первая оболочка, когда она находится в спущенном виде, хранится в отсеке. Первый и второй прозрачные элементы, расположенные соответственно на первом и втором концах оболочки, обеспечивают возможность пользователю видеть через первую оболочку при ее расширении и наблюдать источник информации на удаленном конце первой оболочки при появлении дыма или других твердых частиц в окружающей среде. Переключатель, функционально связанный с нагнетателем воздуха, для приведения его в действие и надувания первой оболочки при развертывании. Обеспечивается возможность аварийного наблюдения оператором за приборами или другими источниками воспроизведения информации для безопасной посадки самолета после появления дыма и/или взвеси твердых частиц в воздухе кабины. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к струйным датчикам уровня, управляющим порядком выработки топлива из баков летательных аппаратов. Струйный датчик уровня содержит корпус и головку, при этом в корпусе расположены штуцер для подвода топлива и штуцер для отвода топлива, а в головке расположены форсунка и приемник, причем штуцер для подвода топлива соединен с форсункой посредством первой трубки, а штуцер для отвода топлива соединен с приемником посредством второй трубки, дополнительно в корпусе расположен штуцер для подвода перебивающего потока топлива, а в головке расположена дополнительная форсунка, при этом штуцер для подвода перебивающего потока топлива соединен с дополнительной форсункой посредством третьей трубки. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей за счет исключения дополнительных переключателей при совместном применении с топливной системой летательного аппарата. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Группа изобретений относится к системе и способу консультативных сообщений о нахождении самолета не на земле. Система консультативных сообщений содержит датчики положения опоры шасси, систему управления, индикаторы. Система управления содержит таймер, два реле управления, выключатель дроссельной заслонки, реле с блокировкой рукоятки управления шасси. Для выдачи летному экипажу консультативных сообщений об условиях нахождения самолета не на земле распознают факт сжатия стойки основной опоры шасси, снимают возбуждение с реле управления, распознают факт выдвижения стойки основной опоры шасси, выполняют возбуждение реле управления, обеспечивая включение индикатора. Обеспечивается индикация, указывающая летному экипажу на совершение подскакивания (козления) воздушного судна при первоначальном контакте с взлетно-посадочной полосой. 2 н. и 17 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к защите двигателя летательного аппарата от попадания посторонних предметов. Способ уменьшения повреждений самолета от столкновений с птицами, включающий струйную систему, установленную на самолете, осуществляющую выборочный выброс струи высокого давления по птице. Струйная система содержит детектор, способный обнаружить птицу вблизи самолета и генерирующий информацию об обнаружении, процессор, соединенный с детектором, настроенный на анализ полученной информации и на выборочный запуск струйной системы. Достигается возможность снижения повреждений самолетов от столкновения с птицами. 4 н. и 34 з.п. ф-лы, 15 ил.

Интеллектуальная система поддержки экипажа содержит датчики состояния двигателей, топливной системы, гидросистемы, системы электроснабжения, системы выпуска шасси и торможения, противообледенительной системы, противопожарной системы, системы воздушных сигналов, спутниковую навигационную систему, инерциальную навигационную систему, радиовысотомер, приборную систему посадки, систему штурвального управления, систему сбора бортовой информации, систему отображения информации, блок распознавания аварийных ситуаций, систему контроля разбега, систему предупреждения об опасной близости земли, систему предупреждения о выходе на опасные значения угла атаки и перегрузки, систему контроля захода на посадку и посадки, систему предупреждения о попадании в сдвиг ветра, систему выбора режима торможения с возможностью определения прогнозируемого тормозного пути. Обеспечивается безопасность посадки летательного аппарата за счет адаптации системы торможения к условиям посадки. 2 ил.

Изобретение относится к летательному аппарату (ЛА), содержащему двигатели, и касается защиты двигателей от риска ударного воздействия части, отделившейся от противоположного двигателя в случае неисправности. ЛА содержит двигательную установку, образованную двумя двигателями, установленными на каждой его стороне. Задняя часть фюзеляжа имеет вертикальную плоскость симметрии и сделана из композитного материала. При этом внутренний экран установлен в задней части ЛА и расположен в вертикальной плоскости симметрии. Внутренний экран проходит в область, которая покрывает возможные траектории множества предопределенных фрагментов, отделившихся от одного из двигателей в случае неисправности, которые оказали бы ударное воздействие на критические элементы противоположного двигателя. При этом внутренний экран имеет плоскую форму и способность поглощения энергии. Достигается увеличение безопасности, прочности. 3 н. и 13 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх