Способ определения модуля скорости аэродинамической цели

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано в радиолокационных станциях (РЛС) с грубыми измерениями азимута и угла места. Достигаемый технический результат - повышение точности определения модуля скорости аэродинамической цели (АЦ). Указанный результат достигается за счет того, что формируют фиксированную выборку значений квадратов дальности, оценивают второе приращение квадрата дальности за обзор путем оптимального взвешенного суммирования значений квадратов дальности, делят эту оценку на период обзора РЛС во второй степени и получают значение квадрата модуля скорости АЦ, летящей по линейной траектории. Повышение точности определения модуля скорости достигается за счет устранения влияния ошибок измерения азимута и угла места. 4 ил.

 

Изобретение относится к способам траекторной обработки радиолокационной информации и может быть использовано в РЛС и в автоматизированных системах управления радиолокационных подразделений.

Общим в известных способах является то, что для определения модуля скорости аэродинамической цели (АЦ), называемого также, согласно ГОСТ 20058-80, воздушной скоростью, вычисляют оценки, то есть численные значения, составляющих вектора скорости по направлениям осей выбранной системы координат по выборкам радиолокационных измерений координат (Динамика летательных аппаратов. Термины, определения и обозначения. ГОСТ 20058-80. Госкомитет СССР по стандартам. М: Изд-во стандартов, 1981). В частности, в местной прямоугольной декартовой системе координат OXYZ (смотри фиг.1), начало которой находится в точке стояния РЛС, ось OY направлена в заданную точку (например, на север), ось OZ направлена по отвесной линии от земной поверхности, ось ОХ находится в одной плоскости с осью OY и образует с ней угол 90°, модуль скорости V аэродинамической цели, летящей по линейной траектории с постоянной скоростью, на постоянной высоте и с произвольным постоянным курсом относительно неподвижной РЛС, равен квадратному корню из суммы квадратов оценок скорости изменения декартовых координат x ˙ ^ и y ˙ ^ : V = x ˙ ^ 2 + y ˙ ^ 2

Между собой известные способы отличаются типом используемых алгоритмов оценивания скорости изменения декартовых координат и устройствами, реализующими эти алгоритмы. По типу алгоритмов способы можно разделить на две группы.

К первой группе относятся способы, в которых используются рекуррентные алгоритмы последовательной фильтрации (Жданюк Б.Ф. Основы статистической обработки траекторных измерений. - М.: «Сов. радио», 1978, с. 48-72, с. 109-118; Кузьмин С.З. Цифровая обработка радиолокационной информации - М.: «Сов. радио», 1967, с. 317-340). Сущность работы алгоритмов заключается в том, что оценки (сглаженные значения) скорости изменения координаты в очередном (n-м) обзоре определяются по предыдущим (полученным в n-1 обзоре) сглаженным значениям и результатом последнего (в n-м обзоре) измерения координаты. Поэтому независимо от числа измерений используются только два числа: предыдущая оценка и результат последнего измерения. Одним из недостатков является низкая устойчивость. При больших выборках измерений наступает явление расходимости и ошибки фильтрации резко возрастают. Без принятия специальных мер обеспечения устойчивости - такие алгоритмы непригодны для практического использования в автоматизированных системах вторичной (трассовой) обработки радиолокационной информации. (Кузьмин С.З. Основы проектирования истем цифровой обработки радиолокационной информации - М.: «Радио и связь», 1986, с.167-169; Жданюк Б.Ф. «Основы статистической обработки…», с. 57-66).

Во второй группе для определения численных значений скорости изменения координаты используются результаты всех измерений, произведенных на интервале наблюдения, то есть формируется фиксированная выборка радиолокационных измерений. Ко второй группе относятся следующие алгоритмы оценивания:

алгоритмы оценивания методом скользящего дифференцирования (Жданюк Б.Ф. «Основы статистической обработки…», с.253-265);

алгоритмы оценивания с использованием линейной комбинации ортогональных полиномов Чебышева (там же, с.109-142);

алгоритмы оценивания путем оптимального взвешенного суммирования значений декартовых координат (Кузьмин С.З. «Цифровая обработка радиолокационной информации», с.298-306).

По сущности технического решения наиболее близким аналогом заявляемому способу, то есть прототипом, является способ, в котором для определения модуля скорости находят оценки скорости изменения декартовых координат (составляющих вектора скорости) путем оптимального взвешенного суммирования вычисленных на интервале наблюдения значений декартовых координат, вычисляют сумму квадратов этих оценок, вычисляют квадратный корень из этой суммы.

В способе, принятом за прототип, производят преобразование измеренных значений дальности r, азимута β и угла места ε в горизонтальные декартовы координаты x и y:

xi=ricosεisinβi;

yi=ricosεicosβi.

Затем по выборкам из n преобразованных координат раздельно и независимо находят оценки Δ 1 x ^ и Δ 1 y ^ первого приращения этих координат за обзор:

Δ 1 x ^ = i = 1 n η Δ 1 x ^ ( i ) x i

Δ 1 y ^ = i = 1 n η Δ 1 y ^ ( i ) y i

где η Δ 1 x ^ ( i ) = η Δ 1 y ^ ( i ) = 6 ( 2 i n 1 ) n ( n 2 1 ) - весовые коэффициенты оптимального оценивания первого приращения координаты за период обзора Т0 (Кузьмин С.З. Основы проектирования систем цифровой обработки радиолокационной информации - М.: «Радио и связь», 1986, с.151).

Полученные оценки делят на период обзора, в результате чего находят оценки скорости изменения декартовых координат. После суммирования квадратов этих оценок и вычисления квадратного корня из полученной суммы определяют значение модуля скорости V.

Принцип работы устройства определения модуля скорости способом-прототипом по выборке из трех значений декартовых координат поясняется схемой, приведенной на фиг.2. В состав устройства входят блок 1 преобразования измеренных координат, два блока оценивания первого приращения горизонтальных координат (блоки 2, 7), два блока оценивания скорости изменения координат путем деления оценок приращения координаты на период обзора (блоки 3, 8), два блока вычисления квадратов оценок скорости изменения координат (боки 4, 9), сумматор (блок 5), блок 6 вычисления квадратного корня из суммы квадратов оценок скорости изменения координат. Выход блока 6 является выходом устройства.

Оценивание скорости изменения декартовой координаты x производят следующим образом. На входы умножителя блока 1 преобразования координат подают измеренные значения дальности, вычисленные значения синусов измеренных азимутальных углов и вычисленные значения косинусов измеренных значений угла места. Полученное на выходе умножителя блока 1 значение декартовой координаты x в текущем обзоре подают на вход первой линии задержки (ЛЗ) блока 2 оценивания первого приращения, а также умножают на весовой коэффициент и подают на вход сумматора. Значения декартовых координат, полученные в двух предыдущих обзорах, после задержки в двух линиях задержки на время, равное одному и двум периодам обзора (Т0 и 2Т0), умножают на свои весовые коэффициенты и одновременно с текущим взвешенным значением координаты подают на вход сумматора. Выход сумматора является выходом блока 2 вычисления оценок первого приращения горизонтальной координаты x.

Для формирования фиксированной выборки из n значений декартовой координаты в состав блока должны входить n-1 линий задержек и умножителей.

При оценивании приращения координаты в цифровой вычислительной машине (ЦВМ) запоминание координат производится в оперативном запоминающем устройстве, заранее вычисленные весовые коэффициенты в виде констант хранятся в долговременном запоминающем устройстве, а операция суммирования производится в арифметическом устройстве ЦВМ (Кузьмин С.З. Цифровая обработка радиолокационной информации. М: «Радио и связь», 1967, с.303-304).

Далее оценку первого приращения делят на период обзора в блоке 3, то есть получают оценку скорости изменения координаты x, эту оценку возводят во вторую степень в блоке 4 и подают на первый вход сумматора 5. На второй вход сумматора подают квадрат оценки скорости изменения координаты y. Эту оценку вычисляют аналогичным способом в блоках 7 и 8 за исключением того, что на вход умножителя блока 1 преобразования координат подают вычисленные значения косинусов измеренных азимутальных углов. После вычисления квадратного корня из этой суммы в блоке 6 определяют значение модуля скорости аэродинамической цели на линейной траектории.

Среднеквадратические ошибки (СКО) определения модуля скорости вычисляют по формуле

σ V ^ ( x , y ) = 1 T 0 12 n ( n 2 1 ) [ ( P σ β ) 2 + ( r c p sin ε c p σ ε ) 2 + ( cos ε c p σ r ) 2 ] ,

где P = r c p | sin ( β c p Q ) | - курсовой параметр или минимальное удаление траектории от РЛС;

rcp, βcp, εcp - дальность АЦ в точке оценивания (в середине интервала наблюдения), ее азимут и угол места;

σr, σβ, σε - СКО измерения дальности, азимута и угла места;

Q - курс АЦ.

Как видно из формулы, СКО определения модуля скорости практически не зависит от ошибок измерения дальности σr. Ошибки измерения угла места σε оказывают существенное влияние на СКО определения модуля скорости, если высота АЦ zcp=rcpsinεcp соизмерима с величиной курсового параметра P. Доминирующее влияние оказывают ошибки измерения азимута σβ, если курсовой параметр больше высоты. Кроме того, величина СКО определения модуля скорости зависит от периода обзора Т0 и количества измерений n в обрабатываемой выборке, то есть от величины времени оценивания tоц=(n-1)Т0.

В качестве примера в таблице приведены значения СКО оценивания модуля скорости самолета, летящего с курсом Q=90° (параллельно оси ОХ) на высоте 10 км. Принимается, что время оценивания - 60 секунд (период обзора Т0=10 с, количество измерений n=7), дальность цели в середине интервала наблюдения rср=100 км, СКО измерения азимута и угла места σβε=1°. Оценивание скорости производится при четырех значениях азимута (βcp=0°, 30°, 60° и 90°). В этом примере курсовые параметры вычисляются по формуле P = r c p | sin ( β c p 90 ) | = r c p | cos β c p | .

Азимут АЦ 30° 60° 75° 90°
Курсовой параметр P, км 100 87 50 26 0
σ V ^ ( x , y ) , м/с 33 29 16 9,2 3,3

Как видно из таблицы, точность оценивания модуля скорости АЦ, летящей с большими (50-100 км) курсовыми параметрами относительно РЛС, уменьшается в 5-10 раз по сравнению с оцениванием при радиальном курсе (Q=βср). Доминирующее влияние оказывают ошибки измерения азимута. Характер зависимости СКО оценивания модуля скорости от азимута показан также на графике фиг.4. Как видно из графика, СКО σ V ^ ( x , y ) минимальна, когда азимут равен 90°, то есть при радиальном курсе.

Большие ошибки измерения азимута и угла места характерны для РЛС, в которых размеры антенны соизмеримы с длиной волны, в частности для РЛС метрового и примыкающего к нему участка дециметрового диапазона волн. Существенно уменьшить погрешности измерения азимута и угла места в этих РЛС практически невозможно из-за ограниченных размеров антенны. Так как размеры антенны d соизмеримы с длиной волны λ излучаемого РЛС сигнала, ширина диаграммы направленности антенны θ = λ d и СКО измерения азимута σ β = θ π q в несколько раз, а то и на порядок, больше, чем в РЛС сантиметрового диапазона при одинаковом отношении q энергии сигнала к спектральной плотности шума на входе приемника (Теоретические основы радиолокации, под ред. Я.Д. Ширмана. «Сов. Радио», М., 1970, с.290, 291). Поэтому основным недостатком прототипа и других аналогов является низкая точность определения модуля скорости в РЛС, размеры антенн которых соизмеримы с длиной волны.

В то же время ошибки измерения дальности не зависят от размеров антенны. Основными факторами, влияющими на точность измерения дальности, являются ширина полосы частот излучаемого и принимаемого сигналов, величина отношения сигнал/шум и метод обработки сигналов. Однако в прототипе и в других аналогах повышение точности измерения дальности практически не влияет на точность определения модуля скорости.

В связи с этим, целью настоящего изобретения является разработка нового способа определения модуля скорости АЦ, в котором устраняется влияние ошибок измерения азимута и угла места на точность определения модуля скорости за счет использования высокоточных измерений дальности.

В заявляемом способе, в отличие от аналогов, во-первых, при преобразовании координат вычисляют квадраты измеренных значений дальности цели, формируют фиксированные выборки значений квадратов дальности. Измерения азимута и угла места не используют. Во-вторых, находят оценки второго приращения квадратов дальности за период обзора путем оптимального взвешенного суммирования квадратов дальности:

Δ 2 r ^ i 2 = i = 1 n η Δ 2 r ^ i 2 ( i ) r i 2

Весовые коэффициенты оценки второго приращения вычисляются по формуле

η Δ 2 r ^ i 2 ( i ) = 30 n ( n 2 1 ) ( n 2 4 ) [ ( n + 1 ) ( n + 2 ) 6 i ( n + 1 ) + 6 i 2 ]

(Кузьмин С.З. Основы проектирования систем цифровой обработки радиолокационной информации. - М: «Радио и связь», 1986, с.155).

После деления этой оценки на период обзора во второй степени получают значение квадрата модуля скорости:

V ^ 2 ( r i 2 ) = Δ 2 r ^ i 2 T 0 2 = 1 T 0 2 i = 1 n η Δ 2 r ^ i 2 ( i ) r i 2

Принцип работы устройства определения модуля скорости заявляемым способом по выборке из трех измерений дальности поясняется схемой, приведенной на фиг.3. В состав устройства входят блок 1 преобразования измеренных координат, то есть вычисления квадрата дальности, блок 2 оценивания второго приращения квадрата дальности, блок 3 деления оценки второго приращения на период обзора в квадрате и блок 4 вычисления квадратного корня из полученного результата. Выход блока 4 является выходом устройства.

Устройство определения модуля скорости заявляемым способом работает следующим образом. Полученные на выходе блока 1 значения квадратов дальности подают на вход блок 2 оценивания второго приращения квадрата дальности, который построен по одинаковой схеме с блоками 2 и 8 оценивания первого приращения горизонтальной декартовой координаты способом-прототипом. Отличаются эти блоки только значениями весовых коэффициентов. Значение квадрата дальности в текущем обзоре подают на вход первой линии задержки, а также умножают на весовой коэффициент и подают на вход сумматора блока 2. Значения квадратов дальности, полученные в предыдущих обзорах, после задержки на время, равное одному и двум периодам обзора (Т0 и 2T0), умножают на свои весовые коэффициенты и одновременно с текущим взвешенным значением квадрата дальности подают на вход сумматора. При обработке фиксированной выборки из n значений квадратов дальности в состав блока, так же, как и в прототипе, должны входить n-1 линий задержек и умножителей.

Сигнал с выхода сумматора блока 2 подают на вход блока 3, где производят деление на период обзора в квадрате. После вычисления квадратного корня из полученного результата в блоке 4 получают значение модуля скорости АЦ.

Среднеквадратические ошибки определения модуля скорости заявляемым способом вычисляют по формуле

σ V ^ ( r i 2 ) = r c p σ r V T 0 2 180 n ( n 2 1 ) ( n 2 4 ) .

(Кузьмин С.З. Основы проектирования.., с.156).

Как видно из формулы, СКО определения модуля скорости, в отличие от аналогов, зависит только от ошибок измерения дальности σr. Кроме того, величина СКО определения модуля скорости зависит от периода обзора Т0, количества измерений n в обрабатываемой выборке и от значения модуля скорости, то есть от длины интервала наблюдения (n-1)T0V и величины времени оценивания (n-1)T0. В отличие от аналогов, измерения азимута и угла места не используются. Поэтому СКО определения модуля скорости не зависит от курсового параметра.

Для сравнения значений СКО оценок скорости заявляемым способом и способом-прототипом вычисляется отношение выражений определения этих СКО, при этом не учитывается незначительное влияние ошибок измерения угла места, а ошибки измерения азимута подставляются в градусах:

σ V ^ ( r i 2 ) σ V ^ ( x , y ) 222 V n T 0 P r c p × σ r σ β .

Если отношение σ V ^ ( r i 2 ) σ V ^ ( x , y ) меньше единицы, для определения скорости используется заявляемый способ, если больше единицы - известные способы.

В траектории, приведенной в качестве примера для прототипа, СКО определения модуля скорости заявляемым способом равна 5,5 м/с при ошибках измерения дальности σr=25 м/с и скорости АЦ V=500 м/с. Как видно из таблицы и графиков фиг.4, точность определения модуля скорости заявляемым способом повышается в 1,5-6 раз при курсовых параметрах от 25 до 100 км.

Заявляемое изобретение соответствует условиям новизны и изобретательского уровня, так как принципиальные отличия заявляемого способа от прототипа и других аналогов заключаются в следующем:

используются фиксированные выборки квадратов дальности, а не выборки горизонтальных декартовых координат;

производится оценивание второго приращения квадрата дальности, а не оценивание первого приращения декартовых координат;

все операции по определению модуля скорости производятся последовательно во времени (вычисление квадратов дальности, нахождение оценки второго приращения, деление оценки на период обзора в квадрате и вычисление квадратного корня). В прототипе все операции до суммирования квадратов оценок скорости изменения декартовых координат производятся параллельно, поэтому более чем в два раза увеличивается объем аппаратуры и вычислительные затраты:

точность определения модуля скорости зависит только от ошибок измерения дальности, длины интервала наблюдения и времени оценивания. В прототипе доминирующее влияние оказывают погрешности измерения азимута, величина курсового параметра и время оценивания, а ошибки измерения дальности можно не учитывать.

Таким образом, технический результат от использования заявляемого изобретения характеризуется повышением, по сравнению с прототипом и другими аналогами, точности определения модуля скорости аэродинамических целей, летящих с параметром относительно РЛС с грубыми измерениями азимута и высокоточными измерениями радиальной скорости, упрощением устройств определения модуля скорости заявляемым способом и снижением вычислительных затрат.

Способ определения модуля скорости аэродинамической цели, заключающийся в том, что производят преобразование измеренных полярных координат цели, формируют фиксированную выборку значений преобразованных координат, оценивают приращение преобразованной координаты за период обзора РЛС, отличающийся тем, что вычисляют квадраты измеренных значений дальности, формируют фиксированную выборку квадратов дальности, вычисляют оценку второго приращения квадрата дальности за период обзора РЛС путем оптимального взвешенного суммирования значений квадратов дальности, производят деление этой оценки на период обзора во второй степени, из полученного результата вычисляют квадратный корень и получают значение модуля скорости аэродинамической цели, летящей по линейной траектории.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к средствам защиты летательных аппаратов. Беспилотный летательный аппарат (БЛА) содержит две радиолокационные станции (РЛС), миниатюрный парашют с пускателем, телескопическую антенну с взрывателем заряда, соединенные определенным образом.

Группа изобретений относится к области траекторных измерений с использованием станции слежения (СС) за полетом космического аппарата (КА). При обмене информацией с КА по радиоканалу СС производит измерение дальности до КА и скорости ее изменения.
Изобретение относится к области обработки радиосигналов и может быть использовано в радиолокационной технике. Достигаемый технический результат - обеспечение возможности измерения радиальной скорости движущегося объекта при сохранении возможности измерения дальности до объекта.

Изобретение относится к радиолокации и предназначено для обнаружения когерентно-импульсных неэквидистантных радиосигналов и измерения радиальной скорости движущегося объекта.

Изобретение относится к области ближней радиолокации и может быть использовано в системах фазовой автоподстройки частоты (ФАПЧ) в радиолокационном датчике доплеровского смещения частоты.

Способ определения модуля скорости баллистической цели в наземной радиолокационной станции относится к радиолокации. Достигаемый технический результат изобретения - повышение точности определения модуля скорости баллистической цели (БЦ) в наземных радиолокационных станциях (РЛС) с грубыми измерениями угла места и азимута.

Способ измерения радиальной скорости объекта относится к радиолокации. Достигаемый технический результат - уменьшение погрешности измерения радиальной скорости объекта, при которой частота Доплера меньше единиц кГц, и упрощение способа измерения скорости объекта.

Изобретение относится к навигационной технике и предназначено для решения проблемы повышения точности встречи при кратковременном взаимодействии двух летательных объектов на малых расстояниях.

Группа изобретений относится к способу и устройству формирования команды на пуск защитного боеприпаса, а также к применению этого устройства в качестве радиолокационной станции (РЛС) измерения скорости цели, в качестве радиовзрывателя и в качестве измерителя интервала времени пролета целью известного расстояния.

Изобретение относится к области радиолокации, в частности, к области сопровождения траектории цели в обзорных радиолокационных станциях. Достигаемый технический результат - уменьшение времени обнаружения траектории цели и увеличение достоверности выдаваемой радиолокационной информации.

Изобретение относится к вычислительной технике и предназначено для вычисления на основе корреляционного принципа скорости движущегося объекта; может использоваться в автоматизированных системах управления воздушным движением для обнаружения и измерения скорости летательных аппаратов. Достигаемый технический результат - повышение точности измерения скорости и расширение диапазона однозначно измеряемых доплеровских скоростей при сохранении однозначного измерения дальности. Указанный результат достигается за счет того, что устройство обнаружения-измерения радиоимпульсных сигналов содержит блок задержки, блок комплексного сопряжения, блок комплексного умножения, блок усреднения, блок вычисления фазы, умножитель, ключ, блок вычисления модуля, первый блок памяти, блок управления, пороговый блок, второй блок памяти, синхрогенератор, первый и второй двухканальные ключи, дополнительный блок усреднения, дополнительный блок задержки, дополнительный блок вычисления модуля, дополнительный блок комплексного сопряжения, дополнительный блок комплексного умножения и сумматор, осуществляющие межпериодную корреляционную обработку исходных отсчетов. 10 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано при обработке информации, получаемой радиолокаторами с синтезированной апертурой для измерения скорости и азимутальной координаты надводных кораблей. Достигаемый технический результат - обеспечение измерения скорости и азимутальной координаты надводных целей при съемке радиолокаторами с синтезированной апертурой антенны. Способ основан на измерении поправки к частоте Доплера и заключается в том, что измерение поправки к частоте Доплера осуществляется по отклику точечных отражателей надводных кораблей, полученных по радиолокационному изображению (РЛИ) с искусственно введенной неоднозначностью по азимуту, что достигается синтезом РЛИ с частотой ниже частоты повторения зондирующего сигнала. 3 ил.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для обработки сигналов двухдиапазонных радиолокационных систем. Достигаемый технический результат - повышение точности обработки измерений дальности до цели и скорости сближения с целью. Указанный результат достигается за счет использования двухдиапазонных радиолокационных станций, представляющих собой систему совместной обработки измерений дальности и скорости, при этом оценки измерений дальности до цели и скорости сближения с целью формируются по определенным правилам. 2 н.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для обработки сигналов двухдиапазонных радиолокационных систем. Достигаемый технический результат - повышение быстродействия и точности идентификации измерений, приходящих от двухдиапазонных радиолокационных систем. Суть предлагаемого способа состоит в том, что в каждом j-ом диапазоне для полученной группы измерений для всех сопровождаемых целей формируются невязки, представляющие собой разность между результатами полученных измерений и результатами прогнозирования оцениваемых фазовых координат отслеживаемой цели. Далее, для всех сопровождаемых траекторий формируются функционалы качества. Решение о принадлежности полученных измерений той или иной из сопровождаемых целей принимается по минимальному значению функционалов, определяемому в процессе их перебора. Система идентификации измерений для двухдиапазонной радиолокационной системы выполнена определенным образом. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в радиолокационных станциях обнаружения и целеуказания, а также в радиолокационных станциях (РЛС) сопровождения для измерения истинного значения радиальной скорости цели. Достигаемый технический результат - однозначное измерение радиальной скорости воздушной цели в когерентно-импульсной РЛС. Указанный результат достигается на основе использования взаимной корреляционной функции (ВКФ) отраженного и опорного сигналов, при этом по числу максимумов во ВКФ устанавливают диапазон, в котором находится истинное значение доплеровской частоты отраженного сигнала, а затем определяют истинное значение радиальной скорости цели. Для проведения корреляционного анализа отраженных сигналов их сначала переводят в цифровую форму, а затем объединяют в единый синтезированный цифровой сигнал, длительность которого равна периоду повторения импульсов РЛС. После расчета ВКФ синтезированного сигнала ее огибающую пропускают через низкочастотный фильтр и подсчитывают число ее глобальных максимумов N. Это позволяет определить диапазон частот, в котором находится истинная доплеровская частота отраженного сигнала. Преимущество предлагаемого способа заключается в обеспечении возможности однозначного измерения радиальной скорости воздушной цели в когерентно-импульсной РЛС при частотах Доплера, превышающих значение частоты повторения зондирующих сверхвысокочастотных импульсов. 12 ил.

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в системах ближней радиолокации. Достигаемый технический результат - увеличение точности измерения скорости объекта за счет измерения набега фазы. Указанный результат достигается за счет того, что измеритель содержит генератор прямоугольного импульса высокой частоты, приемную и передающую антенны, фазовый детектор, ключ, два смесителя, гетеродин, индикатор набега фазы, соединенные между собой определенным образом. 1 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в системах безопасности для обнаружения и измерения в режиме реального времени параметров траекторий движущихся объектов при контроле больших по площади территорий, акваторий и воздушного пространства. Достигаемый технический результат - создание цифровой радиолокационной системы с более широким сектором наблюдения (до 360 градусов) за счет наличия нескольких радиолокационных модулей с набором приемопередающих антенн, расположенных в разных плоскостях; с повышенной степенью защищенности от внешних активных помех за счет того, что каждый из радиолокационных модулей системы выполнен с возможностью кодирования начальной фазы каждого зондирующего импульса по случайному закону с образованием уникального фазового ключа для когерентной последовательности импульсов, который используют для последующей согласованной фильтрации "своих" эхо-сигналов с компенсацией случайной фазы, при этом эхо-сигналы от соседних "чужих" радиолокационных систем, а также внешние гармонические (квазигармонические) активные помехи подвергаются разрушению в цифровом приемном тракте радиолокационного модуля в результате их модуляции по фазе; с увеличенной дальностью обнаружения за счет компенсации ослабления мощности эхо-сигналов в коммутаторе, входящем в состав радиолокационного модуля. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в системах ближней радиолокации для измерения курсовой скорости объекта. Достигаемый технический результат - измерение курсовой скорости объекта при угле визирования к курсу больше нуля. Указанный результат достигается за счет того, что в способе измерения курсовой скорости объекта из точки пространства, вынесенной с курса объекта, производят измерение радиальной скорости объекта Vr1 и расстояния а от вынесенной точки до объекта, через промежуток времени t больше двух секунд производят второе измерение радиальной скорости объекта Vr2 и расстояния от вынесенной точки до объекта b, после чего определяют расстояние с, пройденное объектом по курсу за время между первым и вторым измерениями, по формуле: c=t·(Vr1+Vr2)/2, определяют полупериметр p треугольника abc, который равен 0,5(a+b+c), далее по формуле: определяют tgA/2=r/(р-а), где r=√(p-a)·(p-b)·(р-c)/р, определяют значение тупого угла А треугольника abc, которое равно 2arctg[r/(p-а)]}, затем курсовую скорость объекта рассчитывают по формуле: V=Vr2/cos(π-А) = Vr2/cos{π-2arctg[r/(p-а)]}. 1 ил.

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в системах ближней радиолокации для измерения курсовой скорости объекта. Достигаемый технический результат - измерение курсовой скорости объекта при визировании объекта к его курсу под углами больше нуля и меньше 90°. Указанный результат достигается за счет того, что в способе измерения курсовой скорости объекта из точки пространства, вынесенной с курса объекта, производят измерение радиальной скорости объекта и расстояния от вынесенной точки до объекта, через промежуток времени больше двух секунд, производят второе измерение его радиальной скорости и расстояния от вынесенной точки до объекта, после чего по формуле (4) определяют расстояние, пройденное объектом по курсу за время между первым и вторым измерениями, по формуле (4): где с - расстояние, пройденное объектом за время t; t - время между измерениями значений первой Vr1 и второй Vr2 радиальной скорости объекта, затем определяют полупериметр p треугольника abc, который равен 0,5(a+b+c), далее определяют по формуле (6): где r=√(p-a)·(p-b)·(p-c)/p; a - расстояние от объекта до вынесенной точки, при первом измерении радиальной скорости объекта; b - расстояние от объекта до вынесенной точки измерения, при втором измерении радиальной скорости объекта; с - расстояние, пройденное объектом за время t; p - полупериметр треугольника abc, равный 0,5(a+b+c); В - угол между линией первого визирования объекта и его курсом, равный 2arctg[r/(p-b)], определяют угол В между линией первого визирования объекта и его курсом, который равен 2arctg[r/(p-b)], а курсовую скорость рассчитывают по формуле (7): . 1 ил.

Изобретение относится к радиолокации и предназначено для обнаружения когерентно-импульсных неэквидистантных радиосигналов и измерения радиальной скорости движущегося объекта; может быть использовано в радиолокационных системах управления воздушным движением для обнаружения и измерения скорости летательных аппаратов. Достигаемый технический результат - повышение точности измерения за счет меньшего числа функциональных преобразований и расширение диапазона однозначно измеряемых доплеровских скоростей при сохранении однозначного измерения дальности. Обнаружитель-измеритель когерентно-импульсных радиосигналов содержит блок задержки, блок комплексного сопряжения, блок комплексного умножения, блок усреднения, блок вычисления фазы, блок коррекции пределов измерения, умножитель, ключ, блок вычисления модуля, первый блок памяти, блок управления, пороговый блок, второй блок памяти, синхрогенератор, первый и второй двухканальные ключи, дополнительный блок усреднения, дополнительный блок задержки, дополнительный блок комплексного сопряжения и дополнительный блок комплексного умножения, осуществляющие межпериодную обработку исходных отсчетов, соединенные между собой определенным образом для обнаружения и однозначного измерения доплеровской (радиальной) скорости движущегося объекта. 11 ил.
Наверх