Устройство для измерения радиального зазора в подшипнике качения

Изобретение относится к устройствам для измерения радиального зазора в подшипниках качения, преимущественно радиальных и радиально-упорных, применяемых на различных производствах. Устройство содержит основание с перпендикулярно установленной на нем стойкой, в которой выполнены пазы. Нижний паз выполнен с возможностью монтажа и перемещения в нем стержня, на котором установлен измерительный индикатор. В верхний паз с натягом установлен поверочный диск, на лицевой поверхности которого ступенчато выполнены радиальные пояски. В центре поверочного диска выполнено резьбовое отверстие для болта, фиксирующего подшипник качения на поверочном диске через прижимную планку, на одной из поверхностей которой ступенчато выполнены радиальные пояски, по своим размерам соответствующие радиальным пояскам, выполненным на поверочном диске. Также устройство содержит ремень с грузом, укладываемый на наружное кольцо подшипника качения. Ветви ремня оперты на ролики, установленные по краям стойки между нижней частью нижнего паза и основанием. Технический результат - расширение арсенала технических средств, позволяющих измерять радиальный зазор в подшипниках качения различных размерных групп. 2 ил.

 

Изобретение относится к устройствам для измерения радиального зазора в подшипниках качения различных размерных групп, преимущественно радиальных и радиально-упорных, и может быть использовано, например, при осуществлении входного контроля подшипников качения, применяемых на различных производствах.

Известно устройство для измерения радиального зазора подшипников, включающее цилиндрическую оправку пазом, затяжной шток для установки в отверстие подшипника, колонку, на которой расположена система передачи нагрузки. Измерительная система содержит кронштейн с измерительным рычагом и индикатор. Система передачи нагрузки включает нагружающий элемент и механизм, передающий нагрузку на подшипник. Нагружающий элемент выполнен в виде грузов. Механизм, передающий нагрузку на подшипник, выполнен в виде системы рычагов и двух кронштейнов с упорами (Приборы и автоматы для контроля подшипников. Справочник. Городецкий Ю.Г., Мухин Б.И., Савенок Э.П., Соломатин Н.А. - М.: Машиностроение, 1973, с.79, рис.2).

Недостатком такого решения является то, что процесс нагружения подшипника осуществляется системой рычагов, и определение нагрузки производится через отношение плеч рычагов, то есть через косвенный параметр, вследствие чего уменьшается точность работы устройства для измерения радиального зазора подшипников.

Кроме того, при закреплении подшипника на оправке возникает зазор между оправкой и внутренним кольцом подшипника, что снижает точность работы устройства для контроля радиального зазора подшипников.

Известно устройство для измерения радиального зазора подшипников, которое содержит цилиндрическую оправку с наружным осевым пазом и измерительную систему, имеющую возможность радиального перемещения относительно оправки, включающую индикатор и наконечник, расположенный в пазу оправки. Устройство содержит также систему передачи нагрузки на подшипник, включающую нагружающий элемент, измерительный прибор и механизм передачи нагрузки, связанный с нагружающим элементом и включающий два упора, имеющие возможность перемещения относительно оправки, которая расположена между упорами. При этом механизм передачи нагрузки снабжен тремя каретками, имеющими возможность перемещения относительно друг друга в направлении, перпендикулярном оси оправки, которая закреплена на первой каретке. Вторая и третья каретки выполнены в виде зубчатых реек, между ними установлена промежуточная шестерня. Упоры установлены на рейках. С нагружающим элементом связана первая каретка. Измерительный прибор выполнен в виде весов, связанных с одной из зубчатых реек посредством регулировочного винта (см. патент РФ на полезную модель №50296, МПК7 G01B 3/00, опубл. 27.12.2005).

Недостатком такого решения является то, что процессы нагружения и определения величины нагрузки и, как следствие, радиального зазора подшипника качения осуществляются через систему кареток, что привносит некоторую погрешность в результаты определения.

Задачей изобретения является создание устройства, нивелирующего недостатки известных устройств и обеспечивающего необходимую в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 520-2011 «Подшипники качения. Общие технические условия» точность измерения радиального зазора в подшипниках качения.

Технический результат - расширение арсенала технических средств, позволяющих измерять радиальный зазор в подшипниках качения в соответствии с требованиями указанного выше ГОСТ и изложенным в нем методом измерения.

Указанные задача и технический результат соответственно решаются и достигаются тем, что устройство для измерения радиального зазора в подшипнике качения содержит основание с перпендикулярно установленной на нем стойкой, в которой вдоль ее вертикальной оси выполнены верхний и нижний пазы, нижний паз выполнен с возможностью монтажа и перемещения в нем стержня, на котором установлен с возможностью осевого и радиального перемещений по стержню измерительный индикатор с наконечником, упираемым в наружную поверхность наружного кольца подшипника качения, в верхний паз с натягом установлен поверочный диск, на лицевой поверхности которого ступенчато выполнены радиальные пояски для установки и центрирования на поверочном диске подшипников качения различного диаметра, а в центре поверочного диска выполнено резьбовое отверстие для болта, фиксирующего подшипник качения на поверочном диске через прижимную планку, на одной из поверхностей которой ступенчато выполнены радиальные пояски, по своим размерам соответствующие радиальным пояскам, выполненным на поверочном диске, при этом устройство содержит также ремень с грузом, укладываемый на наружное кольцо подшипника качения, а ветви ремня оперты на ролики, установленные по краям стойки между нижней частью нижнего паза и основанием.

Сущность устройства для измерения радиального зазора в подшипнике качения поясняется графическими материалами, где на фиг.1 заявленное устройство изображено в разрезе с исследуемым подшипником качения, а на фиг.2 - заявленное устройство изображено с исследуемым подшипником качения в момент измерения зазора.

Устройство для определения радиального зазора в подшипнике качения 1 содержит основание 2 с перпендикулярно установленной на нем стойкой 3, в которой вдоль ее вертикальной оси выполнены верхний 4 и нижний 5 пазы. Нижний паз 5 выполнен с возможностью монтажа и перемещения в нем стержня 6, на котором установлен с возможностью осевого и радиального перемещений по стержню 6 измерительный индикатор 7 с наконечником 8, упираемым в наружную поверхность наружного кольца подшипника качения 1. В верхний паз 4 с натягом установлен поверочный диск 9, на лицевой поверхности которого ступенчато выполнены радиальные пояски 10 для установки и центрирования на поверочном диске подшипников качения различного диаметра. В центре поверочного диска 9 выполнено резьбовое отверстие 11 для болта 12, фиксирующего подшипник качения 1 на поверочном диске 9 через прижимную планку 13, на одной из поверхностей которой ступенчато выполнены радиальные пояски (на фиг. не показаны), по своим размерам соответствующие радиальным пояскам 10, выполненным на поверочном диске 9. Заявленное устройство содержит также ремень 14 с грузом 15, укладываемый на наружное кольцо подшипника качения 1. Ветви ремня 15 оперты на ролики 16, установленные по краям стойки 3 между нижней частью нижнего паза 5 и основанием 2.

Заявленное устройство работает следующим образом.

Устанавливают подшипник качения 1, например, подшипник 46118 ГОСТ 831-75, на поверочный диск 9 и фиксируют его на указанном диске при помощи прижимной планки 13 и болта 12, закрепляя, тем самым, внутреннее кольцо подшипника качения 1. Сдвигают до упора наружное кольцо подшипника 1 вверх вдоль вертикальной оси стойки 3 и подводят посредством перемещения стержня 6 и измерительного индикатора 7, например, часового типа ИЧ-5 или цифрового ИЦ 0-5 любых производителей, наконечник 8 к наружной поверхности наружного кольца подшипника качения 1 в плоскости середины дорожки качения. Фиксируют стержень 6 посредством гайки 17 и выставляют измерительный индикатор 7 на «ноль». Укладывают ремень 14 с грузом 15 на наружное кольцо подшипника качения 1, опирая ветви ремня 14 на ролики 16 и создавая, тем самым, нагрузку на указанное кольцо подшипника качения 1. Нагрузка в соответствии с ГОСТ 520-2011 должна соответствовать значению в 25 Н, таким образом, масса груза 15 должна соответствовать примерно 2,5 кг. Фиксируют показания измерительного индикатора 7. С целью компенсации возможного отклонения от круглости наружного и внутреннего колец подшипника качения 1 повторяют измерение несколько раз в различных угловых положениях наружного кольца подшипника качения 1. Причем различные угловые положения наружного кольца подшипника качения 1 достигаются путем ручного продольного перемещения ветвей ремня 14 в различные стороны.

Среднее значение нескольких измерений есть искомый радиальный зазор подшипника качения 1.

Поверочный диск 9 и прижимная планка 13 могут быть изготовлены, например, на токарном станке, из различных марок стали для нескольких размерных групп подшипников качения.

Устройство для измерения радиального зазора в подшипнике качения содержит основание с перпендикулярно установленной на нем стойкой, в которой вдоль ее вертикальной оси выполнены верхний и нижний пазы, нижний паз выполнен с возможностью монтажа и перемещения в нем стержня, на котором установлен с возможностью осевого и радиального перемещений по стержню измерительный индикатор с наконечником, упираемым в наружную поверхность наружного кольца подшипника качения, в верхний паз с натягом установлен поверочный диск, на лицевой поверхности которого ступенчато выполнены радиальные пояски для установки и центрирования на поверочном диске подшипников качения различного диаметра, а в центре поверочного диска выполнено резьбовое отверстие для болта, фиксирующего подшипник качения на поверочном диске через прижимную планку, на одной из поверхностей которой ступенчато выполнены радиальные пояски, по своим размерам соответствующие радиальным пояскам, выполненным на поверочном диске, при этом устройство содержит также ремень с грузом, укладываемый на наружное кольцо подшипника качения, а ветви ремня оперты на ролики, установленные по краям стойки между нижней частью нижнего паза и основанием.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для измерения осевого биения наружных колец подшипников качения, преимущественно радиальных и радиально-упорных, применяемых на различных производствах.

Заявленное изобретение относится к области измерительной техники, и может быть использовано для контроля износа двигателя. Способ содержит следующие этапы: в течение всего периода измерения Р считывают текущий вибрационный сигнал (Vc) механической вибрации компонентов двигателя; в течение периода P дискретизируют сигнал (Vc); сигнал синхронизируют относительно изменений режима N; сигнал преобразуют в частотный сигнал для получения частотных спектральных полос, упорядоченных по режиму N; вычисляют среднее значение амплитуд спектральных полос, чтобы получить текущую вибрационную сигнатуру (Sc) двигателя; вычисляют степень отклонения (Δ) между сигнатурой (Sc) и нормальной контрольной вибрационной сигнатурой (Ss); и степень отклонения (Δ) сравнивают с указателями дефектов заранее сформированной базы данных, объединяющей теоретические повреждения опорных подшипников двигателя, для определения потенциальных повреждений опорного подшипника.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при испытаниях и доводке газовых подшипников высокооборотных турбомашин. Стенд содержит статор, в котором размещен ротор, установленный в двух опорах, выполненных с возможностью размещения в них испытуемых газодинамических подшипников.

Изобретение относится к устройству для комплексной диагностики технического состояния межроторных подшипников двухвальных газотурбинных двигателей методами вибродиагностики и может быть использовано в авиадвигателестроении.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических машинах. Технический результат - повышение точности оценки токов подшипников в отношении потенциального повреждения соответствующего подшипника.

Изобретение относится к области диагностики повреждения деталей машин в процессе их непрерывной эксплуатации и может быть использовано для определения технического состояния машинных агрегатов и обеспечения их безопасной, ресурсосберегающей эксплуатации.
Изобретение относится к способу комплексной диагностики технического состояния межроторных подшипников двухвальных авиационных и наземных газотурбинных двигателей методами вибродиагностики и может быть использовано в авиадвигателестроении.

Изобретения относятся к измерительной технике, в частности к диагностике подшипников качения. Способ включает измерение интервалов времени, соответствующих перемещению, по меньшей мере, одного тела качения, по меньшей мере, на одно заданное расстояние, и интервалов времени, соответствующих полному повороту вращающегося кольца подшипника или его повороту, по меньшей мере, на один заданный угол.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции упругих опор с изменяемой податливостью, применяемых в стендовых динамических испытаниях роторов турбомашин.

Настоящее изобретение относится, в общем, к прогнозирующему техническому обслуживанию роликовых подшипников, в частности к ориентированному на техническое обслуживание мониторингу на основе состояния роликовых подшипников в сервомоторах, работающих на произвольно переменной низкой скорости и с (циклическими) реверсированиями движения, к примеру в сервомоторах, используемых в разливочных машинах или распределительном оборудовании упаковочных линий, выполненных с возможностью формировать запечатанные упаковки, содержащие продукты питания.

Изобретение может быть использовано для измерения взаимного расположения плоскостей и наружной сферической поверхности. Устройство содержит основание, базирующий элемент с коническим отверстием, индикатор с измерительным стержнем и прижим с рабочей поверхностью.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности для измерения взаимного расположения плоскостей и наружной сферической поверхности. .

Изобретение относится к оборудованию, используемому для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта. .

Изобретение относится к оборудованию, используемому для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта. .

Изобретение относится к измерительной технике для контроля и измерения линейных размеров в условиях ограниченного доступа и может быть использовано в различных областях техники при сборке и установке узлов машин, содержащих детали с заданным осевым зазором.

Изобретение относится к измерительной технике, преимущественно для измерения деталей типа корпусов и вилок. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к ремонту двухосных тележек модели 18-100 и 18-578 грузовых вагонов. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных двигателях с раздвижными соплами для измерения пути движения насадков оболочки. .

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к специальным индикаторным устройствам для измерения внутренних размеров сложнопрофильных полостей различных изделий.

Изобретение относится к средствам вибродиагностики, используемым на железнодорожном транспорте. Способ заключается в определении годности грузовых железнодорожных вагонов при их движении с использованием ителлектуально-измерительной системы, состоящей из датчиков ускорения отметчиков колес, подключенных к персональному компьютеру, снабженному программой, основанной на связи величины ускорения колебаний рельса с величиной зазоров в скользунах. В результате зазоры в скользунах, не отвечающие нормам, определяются автоматически, исключается человеческий фактор. 3 ил.
Наверх