Система нагрева топливного газа с когенерационной установкой

Изобретение относится к области машиностроения. Система нагрева топливного газа с когенерационной установкой, в которой когенерационная установка подключена к блоку управления, соединена трубопроводами подвода и отвода топливного газа с агрегатным блоком подготовки топливного газа (АБПТГ) и двигателем газоперекачивающего агрегата (ГПА) и содержит в своей конструкции два последовательно подключенных теплообменника: газомасляный теплообменник (ГМТ) и теплообменник-утилизатор тепла выхлопных газов (ТУВГ), в которых греющими теплоносителями выступают соответственно горячее масло и выхлопные газы газотурбинного двигателя когенерационной установки. Одновременно, в систему подогрева природного газа АБПТГ подключен дополнительный газомасляный теплообменник, в котором греющим теплоносителем выступает горячее масло двигателя ГПА, а к ТУВГ подключен остаточный теплообменник-утилизатор, посредством которого оставшееся тепло выхлопных газов когенерационной установки, прошедших через ТУВГ и нагревших топливный газ, направляется на отопление помещения. В трубопроводе топливного газа перед входом нагретого топливного газа в двигатель ГПА смонтирован и подключен к когенерационной установке как минимум один взрывозащищенный трубчатый электронагреватель для дополнительного электроподогрева топливного газа. Электроэнергия, вырабатываемая когенерационной установкой, направляется дополнительно для работы как минимум одного вентилятора аппарата воздушного охлаждения газа и как минимум одного электрического калорифера. Изобретение позволяет повысить эффективность работы системы. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и теплотехники, а именно, к средствам подготовки топливного газа, и может быть использовано в составе газоперекачивающих агрегатов (ГПА) с газотурбинным приводом, применяемых на компрессорных станциях магистральных газопроводов.

Известен «Агрегатный блок подготовки топливного газа», патент РФ №78896 от 10.12.2008 г., система подогрева топливного газа которого включает, по меньшей мере, один электрический взрывозащищенный подогреватель газа, выполненный в виде размещенных внутри проточной емкости трубчатых термоэлектрических нагревательных элементов, снабженный датчиками для регулирования температуры и датчиками для защиты от перегрева.

Недостатком данного технического решения является низкое энергосбережение, поскольку предложенная конструкция не работоспособна для подогрева топливного газа без постоянного потребления, расходования электроэнергии от внешних источников.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является «Агрегатный блок подготовки топливного газа», патент РФ №92934 от 10.04.2010 г., содержащий систему фильтрации и систему подогрева природного газа, при этом система подогрева топливного газа подключена к масляной системе ГПА для возможности использования тепла масла, нагретого в результате работы ГПА. Предложенное устройство обеспечивает автономную подготовку (подогрев) топливного, а при необходимости пускового и импульсного газов для ГПА.

Основным недостатком предложенного устройства является недостаточная эффективность его работы, поскольку данное техническое решение позволяет подогреть (подготовить) топливный газ для газоперекачивающего агрегата только до максимальных температур ~ до tmax=60÷70°С.

Техническая задача заявляемого технического решения - повышение эффективности работы газоперекачивающего агрегата, энергосбережение, утилизация тепла.

Технический результат достигается в системе нагрева топливного газа, содержащей агрегатный блок подготовки топливного газа (АБПТГ) с системами фильтрации и подогрева природного газа, подаваемого в качестве топливного газа в газотурбинный привод газоперекачивающего агрегата (ГПА), с газомасляным теплообменником для нагрева топливного газа горячим маслом нагнетателя или привода ГПА, и блок управления, связанный электрическими цепями с функциональными исполнительными элементами. В систему дополнительно включена когенерационная установка, подключенная к блоку управления, соединенная с АБПТГ и газотурбинным приводом ГПА соответственно трубопроводами подвода и отвода топливного газа и содержащая в своей конструкции два последовательно подключенных теплообменника: газомасляный теплообменник (ГМТ) и теплообменник-утилизатор тепла выхлопных газов (ТУВГ), в которых греющими теплоносителями выступают соответственно горячее масло и выхлопные газы газотурбинного двигателя когенерационной установки. Одновременно, в систему подогрева природного газа АБПТГ подключен дополнительный газомасляный теплообменник для обеспечения возможности одновременного использования тепла масла, нагретого в результате работы и нагнетателя и газотурбинного привода ГПА. В газомасляных теплообменниках когенерационной установки и системы подогрева нагреваемым теплоносителем выступает топливный газ. К ТУВГ подключен остаточный теплообменник-утилизатор, посредством которого оставшееся тепло выхлопных газов когенерационной установки, прошедших через ТУВГ и нагревших топливный газ, направляется на отопление помещения. В трубопроводе топливного газа перед входом нагретого топливного газа в газотурбинный привод ГПА смонтирован и подключен к когенерационной установке как минимум один взрывозащищенный трубчатый электронагреватель для дополнительного электроподогрева топливного газа. Система дополнительно содержит электрический кабель, подключенный к когенерационной установке и передающий электроэнергию, вырабатываемую ею, для работы как минимум одного вентилятора аппарата воздушного охлаждения газа и как минимум одного электрического калорифера.

Повышение эффективности работы газоперекачивающего агрегата в предложенном техническом решении происходит за счет снижения расхода топлива, что достигается в конструкции вышеописанной системы путем нагрева (подготовки) топливного газа до tmax=200°C, т.к. предварительный рекуперативный подогрев топлива сокращает общий расход топлива на -0,1% на каждые 20°С и, следовательно, повышение температуры топливного газа на 200°С сокращает общий расход топлива на 1%. При этом общий КПД ГПА увеличивается ~0,5% абсолютных. Предложенное техническое решение позволяет нагреть топливный газ до предельно возможных максимальных температур ~ до tmax=200°C за счет подключения к ГПА когенерационной установки с двумя теплообменниками в ее составе, одновременно, за счет подключения дополнительного газомасляного теплообменника в систему подогрева АБПТГ, а также подключения взрывозащищенного трубчатого электронагревателя для дополнительного электроподогрева топливного газа после его основного нагрева.

Значительное энергосбережение достигается за счет полного отказа потребления электроэнергии на подогрев топливного газа от внешних источников, поскольку нагрев топливного газа в данном техническом решении до температур ~ tmax=200°C осуществляется теплом горячего масла, теплом выхлопных газов и с помощью электроэнергии, вырабатываемой когенерационной установкой в составе предложенной системы. При этом электроэнергия, вырабатываемая когенерационной установкой, также направляется и на обеспечение работы как минимум одного вентилятора аппарата воздушного охлаждения газа и как минимум одного электрического калорифера.

Утилизация тепла, вырабатываемого когенерационной установкой, осуществляется в двух теплообменниках: ГМТ и ТУВГ, входящих в ее состав, в которых тепло горячего масла и тепло выхлопных газов газотурбинного двигателя когенерационной установки утилизируется, осуществляя существенный нагрев топливного газа. Также утилизация тепла происходит в подключенном к ТУВГ остаточном теплообменнике-утилизаторе, в котором греющим теплоносителем выступает оставшееся тепло выхлопных газов когенерационной установки, прошедших через ТУВГ и нагревших топливный газ, а нагреваемым теплоносителем выступает воздух, направляемый на обогрев помещения.

Изобретение иллюстрируется рисунком фиг. 1, на котором показана схема системы нагрева топливного газа с когенерационной установкой, где:

1 - газоперекачивающий агрегат (ГПА);

2 - агрегатный блок подготовки топливного газа (АБПТГ);

3 - когенерационная установка (КУ);

4 - газомасляный теплообменник (ГМТ);

5 - теплообменник-утилизатор тепла выхлопных газов (ТУВГ)

6 - взрывозащищенный трубчатый электронагреватель (ТЭН)

7 - газомасляный теплообменник (масло от нагнетателя) (ГМТ-Н);

8 - газомасляный теплообменник (масло от привода) (ГМТ-Д);

9 - остаточный теплообменник-утилизатор (ОТУ).

Система нагрева топливного газа с когенерационной установкой содержит агрегатный блок 2 подготовки топливного газа (АБПТГ) с системой фильтрации и системой подогрева топливного газа. Система подогрева топливного газа включает в себя газомасляный теплообменник 7 (ГМТ-Н), в котором топливный газ подогревается за счет тепла масла нагнетателя газоперекачивающего агрегата 1 (ГПА) и газомасляный теплообменник 8 (ГМТ-Д), в котором топливный газ подогревается за счет тепла масла привода ГПА. В системе нагрева трубопровод подвода топливного газа соединяет АБПТГ с когенерационной установкой 3 (КУ) с теплообменниками в составе ее конструкции: газомасляный теплообменник 4 (ГМТ) и теплообменник-утилизатор тепла выхлопных газов 5 (ТУВГ). К теплообменнику-утилизатору тепла выхлопных газов подключен остаточный теплообменник-утилизатор 9 (ОТУ), к когенерационной установке подключен электрический кабель для передачи электроэнергии, вырабатываемой когенерационной установкой, на нужды ГПА. Трубопровод отвода топливного газа соединяет КУ и газотурбинный привод ГПА. В состав системы нагрева входит также как минимум один взрывозащищенный электронагреватель 6 (ТЭН).

Система нагрева топливного газа с когенерационной установкой работает следующим образом.

Природный газ в качестве топливного газа поступает из магистрального газопровода в агрегатный блок 2 подготовки топливного газа (АБПТГ). В АБПТГ топливный газ проходит через систему фильтрации, где происходит его очистка от механических частиц и капельной жидкости. Далее топливный газ поступает в систему подогрева АБПТГ, состоящую из двух последовательно подключенных газомасляных теплообменников 7 и 8 (ГМТ-Н и ГМТ-Д). В первом топливный газ нагревается за счет тепла масла нагнетателя газоперекачивающего агрегата 1 (ГПА), во втором - за счет тепла масла газотурбинного привода ГПА. Охлажденное масло нагнетателя затем возвращается в нагнетатель ГПА, охлажденное масло привода возвращается в привод ГПА. Проходя газомасляные теплообменники системы подогрева АБПТГ, топливный газ подогревается до t~7÷90°C. Далее топливный газ по трубопроводу подвода проходит в когенерационную установку 3 (КУ).

Источниками тепла в когенерационной установке выступают горячее масло газотурбинного двигателя, тепло его выхлопных газов и электрическая энергия, вырабатываемая КУ. Для полного использования тепла, вырабатываемого когенерационной установкой, в ее конструкцию включены два последовательно подключенных теплообменника: газомасляный теплообменник и теплообменник-утилизатор тепла выхлопных газов, а также к когенерационной установке подключен как минимум один взрывозащищенный трубчатый электронагреватель. В газомасляном теплообменнике КУ тепло горячего масла от газотурбинного двигателя нагревает топливный газ до t~l00÷120°С. Далее топливный газ поступает в 5 ТУВГ, где выхлопные газы газотурбинного двигателя КУ 3, выступая в качестве теплоотдающего теплоносителя, дополнительно нагревают топливный газ. После прохода топливного газа через ТУВГ, температура топливного газа повышается до t~150°C-180°С. Одновременно, остаточное тепло выхлопных газов, нагревших топливный газ, направляется в остаточный теплообменник-утилизатор 9 и передается на нагрев помещения, тем самым происходит полная утилизация тепла, вырабатываемого когенерационной установкой 3.

В системе нагрева топливного газа смонтирован также как минимум один взрывозащищенный трубчатый электронагреватель 6 (ТЭН). ТЭН установлен в трубопроводе отвода топливного газа после выхода топливного газа из когенерационной установки и перед входом топливного газа в ГПА. Нагретый в теплообменниках когенерационной установки топливный газ проходит по трубопроводу отвода к ГПА и в трубчатом электронагревателе дополнительно и окончательно нагревается с помощью электроэнергии, вырабатываемой когенерационной установкой до tmax=200°C.

Электроэнергия, вырабатываемая КУ, посредством электрического кабеля направляется на обеспечение работы вентиляторов аппаратов воздушного охлаждения газа (ABO газа), особенно в летнее время, при повышенных температурах окружающего воздуха. Кроме этого, при необходимости, эта электроэнергия направляется и на обогрев помещений электрическими калориферами.

Применение в заявляемой системе когенерационной установки с двумя последовательно подключенными теплообменниками в ее конструкции: газомасляном теплообменнике и теплообменнике-утилизаторе тепла выхлопных газов, с одновременным подключением в систему подогрева АБПТГ дополнительного газомасляного теплообменника для обеспечения возможности одновременного использования тепла масла и нагнетателя и газотурбинного привода ГПА, а также подключение взрывозащищенного трубчатого электронагревателя позволяет нагреть топливный газ до предельно возможных максимальных температур ~ до tmax=200°C, что ведет к повышению эффективности работы газоперекачивающего агрегата за счет снижения расхода топлива.

Заявляемая система позволяет исключить дополнительные источники потребления электроэнергии, утилизирует тепло горячего масла и тепло выхлопных газов газотурбинного двигателя когенерационной установки, направляя его на существенный нагрев топливного газа.

Таким образом, подключая в систему когенерационную установку с двумя теплообменниками в ее составе, и одновременно подключая дополнительный газомасляный теплообменник в систему подогрева АБПТГ и как минимум один взрывозащищенный трубчатый электронагреватель, появляется возможность использования тепла выхлопных газов газотурбинного двигателя когенерационной установки, тепла горячего масла когенерационной установки, одновременно тепла горячего масла и нагнетателя, и газотурбинного привода ГПА, а также электрической энергии, вырабатываемой когенерационной установкой для нагрева топливного газа до максимально высоких температур (до tmax=200°С), что значительно повышает эффективность работы ГПА. Вырабатываемая когенерационной установкой электроэнергия позволяет обеспечить работу ABO газа, электрических калориферов для обогрева помещений, полностью используется остаточное тепло выхлопных газов газотурбинного двигателя КУ, направляемое на отопление помещения, т.е. наряду со значительным повышением эффективности работы ГПА экономится электроэнергия, происходит максимальная утилизация тепла.

1. Система нагрева топливного газа, содержащая агрегатный блок подготовки топливного газа (АБПТГ) с системами фильтрации и подогрева природного газа, подаваемого в качестве топливного газа в газотурбинный привод газоперекачивающего агрегата (ГПА), с газомасляным теплообменником для нагрева топливного газа горячим маслом нагнетателя или привода ГПА, и блок управления, связанный электрическими цепями с функциональными исполнительными элементами, отличающаяся тем, что в систему дополнительно включена когенерационная установка, подключенная к блоку управления, соединенная с АБПТГ и газотурбинным приводом ГПА соответственно трубопроводами подвода и отвода топливного газа и содержащая в своей конструкции два последовательно подключенных теплообменника: газомасляный теплообменник (ГМТ) и теплообменник-утилизатор тепла выхлопных газов (ТУВГ), в которых греющими теплоносителями выступают соответственно горячее масло и выхлопные газы газотурбинного двигателя когенерационной установки, одновременно с этим, в систему подогрева природного газа АБПТГ подключен дополнительный газомасляный теплообменник для обеспечения возможности одновременного использования тепла масла, нагретого в результате работы и нагнетателя и газотурбинного привода ГПА, причем в газомасляных теплообменниках когенерационной установки и системы подогрева нагреваемым теплоносителем выступает топливный газ, при этом к ТУВГ подключен остаточный теплообменник-утилизатор, посредством которого оставшееся тепло выхлопных газов когенерационной установки, прошедших через ТУВГ и нагревших топливный газ, направляется на отопление помещения.

2. Система нагрева по п. 1, отличающаяся тем, что в трубопроводе топливного газа перед входом нагретого топливного газа в газотурбинный привод ГПА смонтирован и подключен к когенерационной установке как минимум один взрывозащищенный трубчатый электронагреватель для дополнительного электроподогрева топливного газа.

3. Система нагрева по п. 1, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит электрический кабель, подключенный к когенерационной установке и передающий электроэнергию, вырабатываемую ею, для работы как минимум одного вентилятора аппарата воздушного охлаждения газа и как минимум одного электрического калорифера.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, касается устройства элементов систем газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано в маслосистемах авиационных ГТД для поддержания заданного давления воздушно-газовой смеси в системе суфлирования масляных полостей.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в выхлопном тракте газоперекачивающего агрегата и газотурбинной электростанции с газотурбинной установкой.

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к реактивному двигателю летательного аппарата. Реактивный двигатель включает в себя обтекатель воздухозаборника, содержащий две раздельных в целом трубчатых секции.

Изобретение относится к системе воздухозаборника двигателя сверхзвукового летательного аппарата. .

Изобретение относится к системе соединения, содержащей соединительный элемент, предназначенный для надевания на конец трубопровода при помощи крепежного соединения.

Изобретение относится к слоистой структуре трубопровода для газотурбинных двигателей и способу ее изготовления. .

Изобретение относится к элементам систем газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано в маслосистемах теплонапряженных авиационных ГТД для регулирования давления сжатого воздуха и горячих газов в системе суфлирования. Баростатический клапан двойного действия для системы суфлирования авиационного газотурбинного двигателя содержит корпус с выполненными в нем седлами, взаимодействующими с двумя тарельчатыми клапанами, подключенными параллельно в магистраль суфлирования, один из которых - баростатический - связан с чувствительным элементом, воспринимающим изменение давления окружающей двигатель атмосферы, а другой клапан - предельного давления в системе суфлирования. Седла повернуты в одну сторону в направлении к чувствительному элементу, клапан предельного давления расположен между чувствительным элементом и баростатическим клапаном и соединен с последним механически с возможностью свободного хода обоих клапанов. Ход баростатического клапана выполнен больше, чем ход клапана предельного давления. Данное изобретение позволяет снизить гидросопротивление баростатического клапана за счет увеличения проходного сечения в выходном тракте устройства, что, по мнению заявителя, повысит надежность его работы. 1 ил.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для прогнозирования погоды. Сущность: выбирают из множества элементов информации о погоде, которые относятся к областям и моментам времени и которые включают в себя, по меньшей мере, температурные данные, множество наборов информации о погоде, относящихся к множеству моментов времени в течение фиксированного периода, касающихся первой области, содержащей местоположение, в котором размещается устройство использования воздуха. Решают с помощью выбранного множества наборов информации о погоде в качестве входных данных дифференциальные уравнения, выражающие информацию о погоде на основе моделей анализа, используемых для проведения моделирований погоды. Формируют множество первых наборов информации о погоде в локальной области, относящихся к множеству вторых областей, которые расположены в пределах первой области и которые меньше, чем первая область. Выбирают второй набор информации о погоде в локальной области, касающийся второй области, содержащей местоположение устройства использования воздуха, среди сформированного множества первых наборов информации о погоде в локальной области. Формируют распределение накопленной повторяемости температуры или распределение вероятности превышения температуры в течение фиксированного периода с помощью данных о температуре, содержащихся во втором наборе информации о погоде в локальной области, для того, чтобы вычислять расчетную температуру устройства использования воздуха. Технический результат: прогнозирование погоды. 3 н. и 15 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к роторам турбомашин, используемых в авиации. Барабан ротора турбомашины выполнен в форме полого цилиндрического тела вращения вокруг продольной оси с одним и более венцами, со средствами для крепления хвостовиков лопаток, расположенных через равные промежутки по наружной поверхности, при этом барабан выполнен из металломатричного композита с перекрестной укладкой армирующих волокон, а средства для крепления хвостовиков лопаток выполнены в виде корневых элементов под сварку по форме профиля лопатки, при этом на внутренней поверхности барабана из композита выполнены наплывы, фланцы или цапфы с закладными элементами под сварку, причем наплывы расположены под корневыми элементами. Металломатричный композит сформирован сплавлением одной части намотанных, по меньшей мере, под одним углом и другой части из «свалянных» волокон из SiC, заключенных в матрицу из титанового сплава. Изобретение обеспечивает снижение массы, повышение надежности, прочности ободной части барабана, а также повышение технологичности изготовления. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к роторам турбомашин, используемых в авиации. Барабан ротора турбомашины, содержащий корпус в форме полого цилиндрического тела вращения вокруг продольной оси и выполненный в нем один и более венец со средствами для крепления хвостовиков лопаток, расположенных по наружной поверхности через равные промежутки в поперечном направлении, при этом корпус содержит металломатричный композит с перекрестной укладкой армирующих волокон, средства для крепления хвостовиков лопатки выполнены в виде корневого элемента под сварку по форме профиля лопатки, а металломатричный композит сформирован по всей наружной поверхности тела вращения слоем толщиной, не превышающей высоту корневого элемента. Металломатричный композит сформирован из одной части намотанных, по меньшей мере, под одним углом и другой части из «свалянных» волокон из SiC, заключенных в матрицу из титанового сплава с их последующим сплавлением. Изобретение обеспечивает снижение массы, повышение надежности, прочности ободной части барабана, а также технологичности изготовления. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к цилиндрическому кожуху, который используется в качестве кожуха вентилятора для закрытия лопастей вентилятора реактивного двигателя воздушного судна, и к способу изготовления цилиндрического кожуха. Цилиндрический кожух изготовлен из композитного материала из армирующих волокон, пропитанных термореактивной смолой, и включает в себя основной корпус, который образует цилиндрическую форму, и наружный фланец, который расположен на внешней периферийной поверхности основного корпуса кольцеобразно вдоль периферийного направления. Наружный фланец включает в себя связующий слой, приклеенный на внешней поверхности основного корпуса, слой основания, расположенный на связующем слое, образующий слой фланца, имеющий за одно целое с ним слой ответвления, который наслаивается от одной наклонной поверхности слоя основания к связующему слою, и слой стенки, который поднимается от одной наклонной поверхности слоя основания, и другой образующий слой фланца, имеющий за одного целое с ним слой ответвления, который продолжается к связующему слою и наслаивается от другой наклонной поверхности слоя основания к связующему слою, и слой стенки, который поднимается от другой наклонной поверхности слоя основания и перекрывает слой стенки одного образующего слоя фланца. При этом слой основания образован путем наслоения слоев ровинга, включающих в себя ровинг, состоящий из пучка армирующих волокон. При этом образующие слои фланца образованы путем наслоения множества слоев биаксиальной ткани, включающих в себя биаксиальную ткань со структурой без перегибов, состоящей из двух осей лент армирующих волокон, имеющих угол ориентации ±15-75° к аксиальному направлению основного корпуса. Изобретение обеспечивает высокую конструкционную прочность наружного фланца кожуха вентилятора. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 11 ил.

Система продувки топлива, предназначенная для турбинного узла, содержит систему подачи топлива. Система подачи топлива содержит источник топлива, предназначенный для подачи топлива к турбинному узлу, управляющий клапан, предназначенный для регулирования потока топлива, делитель потока, предназначенный для селективного распределения топлива к по меньшей мере одной камере сгорания, и клапан камеры сгорания, расположенный выше по потоку от указанной по меньшей мере одной камеры сгорания. Система продувки топлива также содержит источник пара, предназначенный для распределения пара к системе подачи топлива в местоположении выше по потоку от клапана камеры сгорания. Технический результат – повышение надежности системы продувки топлива. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к энергетике. Система содержит смесительный узел, выполненный с возможностью смешивания жидкого топлива и воды с созданием топливной смеси. Топливная смесь предназначена для горения в камере сгорания газовой турбины. Смесительный узел содержит канал для жидкого топлива, расположенный в общем корпусе. Канал для жидкого топлива выполнен с обеспечением протекания жидкого топлива и с предотвращением мест задержки жидкости. Кроме того, смесительный узел содержит канал для воды, расположенный в общем корпусе. Канал для воды выполнен с обеспечением протекания воды и с предотвращением мест задержки жидкости. Помимо этого смесительный узел содержит смеситель, расположенный в общем корпусе и соединенный с каналом для жидкого топлива и каналом для воды. Смеситель выполнен с возможностью смешивания жидкого топлива и воды с образованием указанной топливной смеси. Изобретение позволяет повысить эффективность смешивания. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к воздушному блокировочному кольцу в сборе и, в частности, к воздушному блокировочному кольцу в сборе, имеющему радиальное крепление. Воздушное блокировочное кольцо (40) в сборе содержит ближний конец и дальний конец, блокировочное кольцо, имеющее выступ, и опору блокировочного кольца, имеющую участок стенки. Выступ и участок стенки взаимодействуют для предотвращения относительного вращения блокировочного кольца и опоры блокировочного кольца. Изобретение направлено на обеспечение возможности регулирования количества подаваемой среды. 11 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к авиадвигателестроению, к способам повышения ресурса и основных параметров за счет введения в конструкцию двигателя систем охлаждения турбин. Техническим результатом является повышение ресурса работы двигателя по числу запусков, соответственно малоцикловой усталости, путем снижения перепада температур в лопатках и дисках турбины за счет их предварительного подогрева горячим воздухом. Перед холодной прокруткой и запуском двигателя в систему охлаждения турбины подают горячий воздух от внешнего вспомогательного газотурбинного двигателя или от наземной установки и прогревают его в течение 3…6 минут, после чего запускают двигатель. Параметры подаваемого горячего воздуха соответствуют параметрам воздуха, подаваемого на охлаждение турбины данного двигателя. Подачу горячего воздуха отключают после выхода двигателя на режим «малый газ». 3 ил.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного и наземного применения, в частности к опорам между роторами высокого и низкого давления. Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является повышение надежности работы опоры за счет исключения перекоса колец подшипника и снижение контактных напряжений между роликами и кольцами, следовательно, повышение грузоподъемности подшипника за счет полного контакта роликов с кольцами. Технический результат достигается тем, что межроторная опора ГТД, содержащая наружный и внутренний валы, между которыми установлен радиальный роликоподшипник с наружным и внутренним кольцами, и гайку, наружный вал снабжен радиальным буртом, выполненным на внутреннем диаметре последнего, в отличие от известной снабжена двумя кольцевыми элементами, установленными между наружным кольцом радиального роликоподшипника и наружным валом, с осевым зазором относительно друг друга, причем контактирующие поверхности кольцевых элементов и наружного кольца роликоподшипника выполнены сферическими, при этом кольцевые элементы зафиксированы относительно наружного вала при помощи радиального бурта и гайки и подпружинены в осевом направлении посредством разрезного кольца, установленного между гайкой или радиальным буртом наружного вала и близлежащим кольцевым элементом, причем контактирующие поверхности разрезного кольца и кольцевого элемента выполнены коническими относительно продольной оси опоры. 1 ил.
Наверх