Способ внутритрубной дефектоскопии и двухмодульный дефектоскоп-снаряд


 


Владельцы патента RU 2562333:

Акционерное общество "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения"(АО"ВПК"НПО машиностроения") (RU)

Изобретение относится к технике неразрушающего контроля качества магистральных трубопроводов, в частности, к способам внутритрубной дефектоскопии с помощью дефектоскопов-снарядов. Способ заключается в измерении параметров материалов и выявлении дефектов в магистральных трубопроводах с меняющимися плотностями и скоростями транспортируемого продукта при помощи двухмодульного дефектоскопа-снаряда с изменяемой площадью поперечного сечения по внешнему обводу корпуса и получение изображения внутренней поверхности трубопровода в видимом диапазоне длин волн. В устройстве двухмодульного дефектоскопа-снаряда на одном из модулей в плоскости, перпендикулярной его продольной оси, размещены плоские створки, выполненные с возможностью синхронного раскрытия и увеличения площади поперечного сечения дефектоскопа-снаряда, установлен дополнительный аэродинамический винт с направлением вращения противоположном первому, применены средства балансировки центров масс и установлено многоканальное оптикоэлектронное устройство для получения информации о внутренней поверхности трубопровода. Предлагаемое техническое решение позволяет получить более достоверную и точную информации о состоянии внутренней поверхности магистральных трубопроводов при изменяющихся условиях движения транспортируемого продукта и, как следствие, повышает эффективность применения дефектоскопа-снаряда. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к технике неразрушающего контроля качества магистральных трубопроводов, в частности к способам внутритрубной дефектоскопии с помощью дефектоскопов-снарядов (см., например, «Техника и технология транспорта и хранения нефти, газа» под редакцией д.т.н. В.Ф. Новоселова М. Недра 1992 г., стр. 210).

Известны способ определения в трубопроводе разрывов и деформаций и устройство для его осуществления (патент RU 2109206 CI, 20.04.1998). Показано, что дефектоскоп-снаряд может передвигаться как по потоку транспортируемого продукта, так и против потока для более детального анализа выявленного дефекта, а полученная им информация передается на наземный пункт управления, расположенный на насосной станции, после прихода туда дефектоскопа-снаряда.

Известны способ и устройство дистанционной - по радиоканалу - передачи информации о состоянии трубопровода в процессе движения дефектоскопа-снаряда между насосными станциями, а также обратной выдачи (с одной из насосных станций) команд управления дефектоскопом-снарядом (патент RU 2425278 CI, 27.07.011).

Известен дефектоскоп-снаряд для внутритрубного обследования трубопроводов, содержащий патрубок для пропуска транспортируемого по обследуемому трубопроводу продукта и систему автоматического регулирования скорости перемещения на основе запорно-регулирующего устройства в патрубке (патент RU 2069288 CI, 20.11.1996). Однако наличие в дефектоскопе-снаряде пропускного отверстия малого относительно диаметра трубы сечения существенно ограничивает возможности устойчивой радиосвязи в метровом диапазоне длин волн с приемно-передатчиками на ближайших насосных станциях.

Анализ известных способов внутритрубной дефектоскопии магистральных трубопроводов показывает, что наиболее важными факторами дефектоскопии являются получение достоверной информации о дефектах внутренней поверхности трубопровода (наличие разрывов стенок и их конфигурации; наличие посторонних предметов, врезок), их точных координат, надежная передача полученной информации на насосные станции, с обратной выдачей управляющих команд дефектоскопу-снаряду на изменение режима его движения, вплоть до реверсного в условиях непрекращающейся подачи транспортируемого продукта в трубопровод, но возможного изменения его давления и (или) скорости.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является способ внутритрубной дефектоскопии по патенту RU 2425278 CI, 27.07.2011, заключающийся в измерении при перемещении, в том числе реверсном (с использованием аэродинамического винта), двухмодульного дефектоскопа-снаряда по магистральному трубопроводу величины электрического тока, распределенного в стенках трубопровода, магнитных и электромагнитных параметров материала стенок трубопровода и их отклонений от заданных значений, определении и регистрации координат выявленных отклонений, получении изображения внутренней поверхности трубопровода, передачи информации с борта дефектоскопа-снаряда путем радиосвязи в метровом диапазоне длин волн на насосные станции, расположенные по трассе трубопровода, между которыми находится дефектоскоп-снаряд, путем возбуждения в данном трубопроводе радиоволны типа Н11 и управлении дефектоскопом-снарядом на основании полученных по радиоканалу с насосных станций команд.

Однако в описанном способе, ввиду неизменности площади поперечного сечения дефектоскопа-снаряда, ограничены возможности изменения параметров движения дефектоскопа-снаряда при изменении скорости и (или) давления транспортируемого по трубопроводу продукта. Кроме того, за счет использования аэродинамического винта возможен «крутящий момент» дефектоскопа-снаряда по крену, приводящий к снижению точности измерений. Также в аналоге отсутствует возможность контроля внутренней поверхности трубы оптическими средствами.

Целью изобретения является создание способа и устройства на его основе, обеспечивающих расширение возможностей управления движением дефектоскопа-снаряда, повышение точности измерений в условиях изменяющихся параметров относительного движения транспортируемого продукта и дефектоскопа-снаряда.

Указанная цель достигается тем, что в предлагаемом способе внутритрубной дефектоскопии, заключающемся в измерении при перемещении двухмодульного дефектоскопа-снаряда по магистральному трубопроводу величины электрического тока, распределенного в стенках трубопровода, магнитных и электромагнитных параметров материала стенок трубопровода и их отклонений от заданных значений, определении и регистрации координат выявленных отклонений, получении изображения внутренней поверхности трубопровода, передачи информации с борта дефектоскопа-снаряда путем радиосвязи в метровом диапазоне длин волн на насосные станции, расположенные по трассе трубопровода, между которыми находится дефектоскоп-снаряд, путем возбуждения в данном трубопроводе радиоволны типа Н11 и управлении дефектоскопом-снарядом на основании полученных по радиоканалу с насосных станций команд, осуществляют внутритрубную дефектоскопию магистральных трубопроводов двухмодульным дефектоскопом-снарядом с изменяемой площадью поперечного сечения по внешнему обводу корпуса, а изображение внутренней поверхности трубопровода получают в видимом диапазоне электромагнитных волн и сохраняют в электронной памяти дефектоскопа-снаряда на период движения между несколькими насосными станциями.

В устройстве двухмодульного дефектоскопа-снаряда, содержащем гидросистему возвратно-поступательного перемещения, соединяющую два модуля, аэродинамический винт, расположенный на одном из модулей, систему управления, систему обработки и регистрации информации, комплект приемной и передающей аппаратуры радиосвязи с насосными станциями, расположенными на трассе трубопровода, дополнительно на одном из модулей дефектоскопа-снаряда в плоскости, перпендикулярной продольной оси модуля, установлены плоские створки, выполненные с возможностью синхронного раскрытия и увеличения площади поперечного сечения дефектоскопа-снаряда по внешнему обводу корпуса до 85%±3% площади внутреннего поперечного сечения трубопровода, убирающиеся за внешний обвод корпуса дефектоскопа-снаряда при закрытии. Створки выполнены из диэлектрического материала с диэлектрической проницаемостью 3÷6, тангенсом угла диэлектрических потерь меньшим или равным 0,15 и толщиной меньшей или равной 1% рабочей длины волны радиосвязи для исключения влияния створок на прохождение радиоволн радиолинии дефектоскоп-снаряд - насосная станция. Соосно с аэродинамическим винтом дополнительно установлен аэродинамический винт, выполненный с возможностью противоположного вращения относительно основного аэродинамического винта. Оба аэродинамических винта выполнены с изменяемым шагом лопастей. На каждом модуле дефектоскопа-снаряда дополнительно установлены балансировочные грузы, расположенные ниже продольной оси модуля и находящиеся на вертикали, проходящей через продольную ось симметрии модуля на расстоянии, равном 20÷25% от величины внутреннего диаметра трубопровода, по которому движется дефектоскоп-снаряд, с погрешностью размещения центра тяжести дефектоскопа-снаряда относительно этой вертикали на ±2°, выполненные с возможностью перемещения по модулю в продольном и поперечном направлении. На втором модуле дефектоскопа-снаряда дополнительно установлено оптикоэлектронное устройство для получения в видимом диапазоне электромагнитных волн изображения внутренней поверхности трубопровода. Оптикоэлектронное устройство содержит не менее шести однотипных блоков, равномерно размещенных по наружной поверхности корпуса модуля в плоскости, перпендикулярной продольной оси модуля с погрешностью, не превышающей ±2°, оснащенных оптикоэлектронной системой получения изображения внутренней поверхности трубопровода, устройством оптической подсветки внутренней поверхности трубопровода, устройством связи с системой обработки и регистрации информации дефектоскопа-снаряда, системой очистки светопропускающих поверхностей оптикоэлектронной системы от загрязнения в процессе функционирования в трубопроводе, при этом угол поля зрения оптикоэлектронной системы блока выполнен с обеспечением перекрытия более чем на 5° угла поля зрения системы соседнего блока в плоскости размещения блоков.

На фиг. 1 изображен общий вид дефектоскопа-снаряда, размещенного в трубопроводе. Дефектоскоп-снаряд содержит модули 6 и 9, каждый модуль содержит вибраторы 3, опорные органы 5 с узлами радиального перемещения опорных органов 4, модули соединены между собой гидросистемой возвратно-поступательного перемещения 7. Модуль 6 снабжен аэродинамическим винтом 1, соосно которому установлен аэродинамический винт 2, длина каждой из лопастей аэродинамических винтов 1 и 2 меньше четверти рабочей длины волны радиолинии дефектоскоп-снаряд - насосная станция. Модуль 9 содержит плоские створки 8, оптоэлектронное устройство 10, систему обработки и регистрации информации 11, приемно-передающее устройство радиолинии 12. Оптоэлектронное устройство 10 содержит не менее шести однотипных блоков, равномерно размещенных по наружной поверхности корпуса модуля в плоскости, перпендикулярной оси модуля. Каждый из этих блоков оснащен оптоэлектронной системой получения изображения внутренней поверхности трубопровода, устройством связи с системой обработки и регистрации информации дефектоскопа-снаряда 11, а система обработки и регистрации 11 соединена с приемно-передающим устройством радиолинии дефектоскоп-снаряд - насосные станции 12. На модулях 6 и 9 установлены балансировочные грузы 13.

Дефектоскоп-снаряд работает следующим образом. Перед началом измерений дефектоскоп-снаряд находится в шлюзовой камере. Через шлюзовую камеру дефектоскоп-снаряд вводится в начало контролируемого участка магистрального трубопровода, по которому движется транспортируемый продукт в газообразном состоянии, например, газ природный ГОСТ 30319.0-96. При движении по трубопроводу дефектоскоп-снаряд проводит измерения состояния трубопровода. Дефектоскоп-снаряд имеет два режима передвижения по трубопроводу: непрерывный и шаговый.

При непрерывном режиме передвижение дефектоскопа-снаряда обеспечивается так называемой «байпасной» схемой взаимодействия транспортируемого продукта и дефектоскопа-снаряда, при которой транспортируемый продукт обтекает элементы конструкции снаряда, создавая на них продольную силу, заставляющую дефектоскоп-снаряд перемещаться в направлении движения транспортируемого потока. При этом аэродинамический винт 1 вращается, мощность с его вала передается в гидросистему дефектоскопа-снаряда, управляющую узлами радиального перемещения 4 и опорными органами 5, которые обеспечивают необходимое усиление прижима дефектоскопа-снаряда к внутренней поверхности трубы и тем самым регулируют тормозной момент дефектоскопа-снаряда, определяющий скорость его движения по трубопроводу. При изменении плотности и (или) скорости транспортируемого потока использование створок 8 позволяет поддержать необходимую скорость дефектоскопа-снаряда путем изменения площади поперечного сечения выдвижением створок за внешний обвод корпуса или складыванием створок. При шаговом режиме дефектоскопа-снаряда створки 8 должны быть сложены.

Возможность управления шагом лопастей аэродинамических винтов 1 и 2 также позволяет изменять площадь поперечного сечения дефектоскопа-снаряда, путем их разворота относительно набегающего потока транспортируемого продукта.

При вращении аэродинамического винта 1 возникает крутящий момент, передающийся на корпус дефектоскопа-снаряда вокруг его продольной оси. Для его компенсации используется аэродинамический винт противовращения 2, создающий крутящий момент, компенсирующий крутящий момент аэродинамического винта 1.

В процессе движения дефектоскопа-снаряда по трубопроводу электронно-оптическая система 10 обеспечивает получение изображения внутренней поверхности трубопровода в видимом диапазоне электромагнитных волн, что особенно важно для оценки состояния покрытий внутренней поверхности трубопроводов, наличия ржавчины, нарушения однородности поверхности, врезок, вмятин, посторонних предметов. Измерения проводятся в плоскости, перпендикулярной продольной оси дефектоскопа-снаряда. Информация с нескольких независимых оптоэлектронных блоков с перекрывающимися углами зрения между соседними оптоэлектронными блоками передается в систему обработки и регистрации информации дефектоскопа-снаряда 11 от каждого блока по отдельному каналу, что исключает пропуски и частичную потерю информации. После обработки информация через приемно-передающее устройство 12 передается на насосные станции. Дальнейшая обработка полученных изображений проводится на насосных станциях.

Устройство подсветки получаемых изображений оснащено средствами освещения с минимизацией бликов (на фиг. 1 не показаны), также предусмотрена соответствующая окраска элементов конструкции дефектоскопа-снаряда. Необходимость очистки светопропускающих поверхностей оптоэлектронной системы определяется на этапе анализа полученной информации на насосных станциях и выполняется по командам с насосных станций.

Предлагаемое техническое решение позволяет получить более достоверную и точную информацию о состоянии внутренней поверхности магистральных трубопроводов при изменяющихся условиях движения транспортируемого продукта и, как следствие, повышает эффективность применения дефектоскопа-снаряда.

1. Способ внутритрубной дефектоскопии, заключающийся в измерении при перемещении двухмодульного дефектоскопа-снаряда по магистральному трубопроводу величины электрического тока, распределенного в стенках трубопровода, магнитных и электромагнитных параметров материала стенок трубопровода и их отклонений от заданных значений, определении и регистрации координат выявленных отклонений, получении изображения внутренней поверхности трубопровода, передаче информации с борта дефектоскопа-снаряда путем радиосвязи в метровом диапазоне длин волн на насосные станции, расположенные по трассе трубопровода, между которыми находится дефектоскоп-снаряд, путем возбуждения в данном трубопроводе радиоволны типа Н11 и управлении дефектоскопом-снарядом на основании полученных по радиоканалу с насосных станций команд, отличающийся тем, что осуществляют внутритрубную дефектоскопию магистральных трубопроводов двухмодульным дефектоскопом-снарядом с изменяемой площадью поперечного сечения по внешнему обводу корпуса.

2. Способ внутритрубной дефектоскопии по п. 1, отличающийся тем, что изображение внутренней поверхности трубопровода получают в видимом диапазоне электромагнитных волн и сохраняют в электронной памяти дефектоскопа-снаряда на период движения между несколькими насосными станциями.

3. Двухмодульный дефектоскоп-снаряд для внутритрубной дефектоскопии, содержащий гидросистему возвратно-поступательного перемещения, соединяющую два модуля, аэродинамический винт, расположенный на одном из модулей, систему управления, систему обработки и регистрации информации, комплект приемной и передающей аппаратуры радиосвязи с насосными станциями, расположенными на трассе трубопровода, отличающийся тем, что на одном из модулей дефектоскопа-снаряда в плоскости, перпендикулярной продольной оси модуля, дополнительно установлены плоские створки, выполненные с возможностью синхронного раскрытия и увеличения площади поперечного сечения дефектоскопа-снаряда по внешнему обводу корпуса до 85%±3% площади внутреннего поперечного сечения трубопровода, убирающиеся за внешний обвод корпуса дефектоскопа-снаряда при закрытии, створки выполнены из диэлектрического материала с диэлектрической проницаемостью 3÷6, тангенсом угла диэлектрических потерь меньшим или равным 0,15 и толщиной меньшей или равной 1% рабочей длины волны радиосвязи.

4. Двухмодульный дефектоскоп-снаряд по п. 3, отличающийся тем, что соосно с аэродинамическим винтом дополнительно установлен аэродинамический винт, выполненный с возможностью вращения в сторону, противоположную основному аэродинамическому винту, при этом оба аэродинамических винта выполнены с изменяемым шагом лопастей.

5. Двухмодульный дефектоскоп-снаряд по п. 3, отличающийся тем, что на каждом модуле дефектоскопа-снаряда дополнительно установлены балансировочные грузы, расположенные ниже продольной оси модуля и находящиеся на вертикали, проходящей через продольную ось симметрии модуля на расстоянии, равном 20÷25% от величины внутреннего диаметра трубопровода, по которому движется дефектоскоп-снаряд с погрешностью размещения центра тяжести дефектоскопа-снаряда относительно этой вертикали на ±2°, выполненные с возможностью перемещения по модулю в продольном и поперечном направлении.

6. Двухмодульный дефектоскоп-снаряд по п. 3, отличающийся тем, что на втором модуле дефектоскопа-снаряда дополнительно установлено оптикоэлектронное устройство для получения в видимом диапазоне электромагнитных волн изображения внутренней поверхности трубопровода, содержащее не менее шести однотипных блоков, равномерно размещенных по наружной поверхности корпуса модуля в плоскости, перпендикулярной продольной оси модуля с погрешностью, не превышающей 2°, оснащенных оптикоэлектронной системой получения изображения внутренней поверхности трубопровода, устройством оптической подсветки внутренней поверхности трубопровода, устройством связи с системой обработки и регистрации информации дефектоскопа-снаряда, системой очистки светопропускающих поверхностей оптикоэлектронной системы от загрязнения в процессе функционирования в трубопроводе, при этом угол поля зрения оптикоэлектронной системы блока выполнен с обеспечением перекрытия более чем на 5° угла поля зрения системы соседнего блока в плоскости размещения блоков.



 

Похожие патенты:

Устройство и способ предназначены для определения положения трубопровода в пространстве при эксплуатации и строительстве трубопроводов. Устройство состоит из аппаратной части: акселерометров, гироскопов и одометра, и программной части, при этом аппаратная часть установлена на внутритрубный инспекционный прибор и состоит из набора датчиков.

Способ относится к системам автоматического контроля работы нефтегазового оборудования и позволяет своевременно обнаруживать предаварийные ситуации, связанные с отложением гидратов в газовом оборудовании.

Изобретение относится к системам управления, предназначенным для обеспечения дистанционного контроля технологическим процессом транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения профиля искривления протяженных трубчатых каналов. Измеритель искривления трубчатого канала содержит датчики изгиба (4), подключенные к измерительной схеме.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для определения пространственного положения подводного трубопровода. В способе измеряют модуль вектора индукции магнитного поля Земли (ВИМПЗ) при помощи магнитометров, установленных совместно с точкой приема сигнала на одном вертикальном носителе, буксируемом за судном.

Группа изобретений относится к трубопроводному транспорту, в частности к защитным устройствам и к устройствам для наблюдения за оборудованием. Предложено предохранительное устройство для заглушки трубы и для трубы, в котором заглушка содержит закрывающую внутреннюю стенку трубы гильзу, при этом предохранительное устройство выполнено для выработки сигнала тревоги.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для автоматического контроля технологического процесса транспортировки жидкости и газа, например для контроля и управления блоком электроприводных задвижек на участках нефтепроводов, газопроводов, водоводов, расположенных в труднодоступной местности.

Способ и устройство предназначены для управления внутритрубным объектом. Способ заключается в дистанционном управлении внутритрубным объектом с помощью команд управления по двум каналам управления - низкочастотному электромагнитному каналу и радиоканалу метрового диапазона волн, причем низкочастотные электромагнитные сигналы излучают и принимают с помощью приемо-передающего оборудования, установленного вне и внутри трубопровода, а сигналы, передающиеся по радиоканалу метрового диапазона волн, излучают и принимают с помощью приемо-передающего оборудования, установленного внутри трубопровода, используя его в качестве волновода, с размещением одного комплекта приемо-передающего оборудования метрового диапазона волн на внутритрубном объекте.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может использоваться для определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности средствам бесконтактной диагностики, представляет собой устройство для диагностики технического состояния металлических трубопроводов и может быть использовано при дефектоскопическом контроле состояния, например напряженно-деформированного состояния металла трубопровода, нарушения целостности трубопровода и изоляционного покрытия и т.п., подводных и/или подземных нефте- и газопроводов и других металлических трубопроводов.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Технический результат - создание экономичной, стационарной оптической системы мониторинга надземных переходов магистральных трубопроводов, позволяющей получать информацию о реальном изменении геометрии трубы надземного перехода и положения ее опор в формате 3D. Система диагностики технического состояния магистрального трубопровода на участках надземных переходов содержит оптическое устройство и аппаратно-программный комплекс. Она также снабжена мишенями-маркерами, закрепленными на трубопроводе и его опорах и выполненными с вертикальными и горизонтальными градуировками, эталонные снимки которых занесены в базу данных аппаратно-программного комплекса. В качестве оптического устройства использован фотоаппарат. Аппаратно-программный комплекс выполнен с возможностью обработки снимка каждой мишени-маркера посредством наложения на ее эталонный снимок и расчета величины отклонения геометрии трубопровода и положения его опор по величине смещений вертикальных и горизонтальных градуировок мишеней-маркеров от их положений на эталонных снимках. 3 ил.

Изобретение относится к области мониторинга состояния трубопроводов. Технический результат - повышение точности контроля. Способ включает установку датчиков на трубопроводе, измерение ими параметров текущего состояния трубопровода, определение отклонения текущих параметров состояния трубопровода от нормы, получение адаптированной к текущему состоянию модели состояния трубопровода и оценку дальнейшего состояния трубопровода. При этом в качестве датчиков используют распределенные или квазираспределенные волоконно-оптические датчики, расположенные непрерывно по всей длине трубопровода в виде секций. Датчики измеряют в непрерывном режиме магнитное, электрическое, тепловое и акустическое поля в качестве текущих параметров состояния трубопровода. Анализируют отклонения измеренных полей от нормы, выявляют на трубопроводе участки проявления отклонений, осуществляют местную диагностику состояния трубопровода в указанных участках. При этом либо устраняют выявленную неисправность, либо, при отсутствии неисправности, адаптируют модель состояния трубопровода к текущему состоянию путем включения в указанную модель описания выявленного отклонения. Также изобретение относится к системе мониторинга технического состояния трубопровода, предназначенной для осуществления указанного способа. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области диагностики и контроля состояния подземных стальных трубопроводов и может быть использовано в нефтегазодобывающей промышленности, коммунальном хозяйстве и других областях промышленности, эксплуатирующих стальные трубопроводы. Способ определения положения кольцевых сварных швов подземного трубопровода, изготовленного из ферромагнитного материала, включает измерение индукции постоянного магнитного поля над осью трубопровода с определенным шагом, построение графика и поиск экстремумов зависимости параметров индукции магнитного поля от линейной координаты, осуществляют приведение измеренных значений параметров индукции к среднему значению глубины заложения трубопровода, определяют значения высоты экстремумов, линейные координаты экстремумов, высота которых превышает заданное пороговое значение, считают вероятными координатами кольцевых сварных швов трубопровода. Технический результат - повышение достоверности определения линейных координат кольцевых сварных швов подземного трубопровода на основании результатов наземных магнитометрических измерений и обеспечение возможности проведения поиска швов в автоматизированном режиме. 1 з.п. ф-лы, 10 ил., 1 табл.

Изобретение относится к средствам неразрушающего контроля и может быть использовано для диагностики напряженно-деформированного состояния магистральных трубопроводов. Комплекс содержит герметичный контейнер 1, GSV-канал связи 8, сервер 9, электронный блок 2, магнитошумовые датчики 3,4,5,6 напряженно-деформированного состояния. На боковых образующих трубопровода во взаимно перпендикулярных осях с привязкой к линии горизонта устанавливают четыре тензометрических датчика 10,11,12,13 в точках, сходных с точками установки магнитошумовых датчиков. Комплект из четырех тензометрических датчиков связан с электронным узлом 20, входящим в электронный блок 2. С помощью электронного узла происходит вычисление вектора механических деформаций трубопровода в плоскости установки тензометрических датчиков и определение угла и направления действия оползневых масс на трубопровод. Достигается предотвращение разрушения трубопровода. 3 ил.

Изобретение относится к области добычи природного газа и, в частности, к определению коэффициента фактического гидравлического сопротивления газосборного шлейфа. Автоматизированная система управления технологическими процессами газового промысла в реальном масштабе времени контролирует значение коэффициента эффективности эксплуатации газопромыслового шлейфа Е по паспортным параметрам шлейфа, данным по его эксплуатации и контролируемым технологическим параметрам. Если значение коэффициента Е вышло за допустимые границы, то констатируют: нормальный режим работы скважин и шлейфа нарушены (в шлейфе кроме газа присутствует выше допустимой нормы иной фактор: газовый гидрат, пластовая вода, механические примеси). Способ позволяет оперативно выявлять потенциальную возможность отказа газосборного шлейфа.

Изобретение относится к области экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов. Технический результат - повышение точности определения срока службы трубопровода. Способ заключается в том, что проводят количественную оценку процесса деградации трубопровода от переменных нагрузок, количественно выраженную в усталостной поврежденности трубопровода как функции времени эксплуатации, характеризующей процесс накопления усталостных повреждений в трубопроводе. Определяют поврежденность трубопровода, характеризующую процесс деградации трубопровода от коррозии и коррозионного растрескивания под напряжением и поврежденность трубопровода от эксплуатационных дефектов, в частности трещин, язв, гофр, вмятин, задиров или царапин. 1 з.п. ф-лы,3 табл., 1 ил.
Изобретение относится к области мониторинга трубопроводных систем, эксплуатируемых в сложных климатических условиях, в частности к способам оценки технического состояния трубопроводов надземной прокладки в условиях вечной мерзлоты. Способ мониторинга заключается в выполнении этапов установки контрольного и измерительного оборудования, сбора данных по показаниям контрольного и измерительного оборудования, передачи и записи данных, анализа и оценки результатов обработки и принятия решения о необходимости проведения компенсационных мероприятий по результатам комплексного мониторинга технического состояния трубопроводов надземной прокладки. В процессе выполнения способа определяют текущее положение трубопровода и опор трубопровода и его отклонение от проектного положения, величины нагрузок на опоры, напряжение изгиба трубопровода, напряжения компенсатора, и оценивают допустимость напряженно-деформированного состояния трубопровода. Изобретение позволяет проводить оценку технического состояния и определение режимов безаварийной работы трубопроводов надземной прокладки, эксплуатируемых в условиях вечной мерзлоты.

Изобретение относится к системам контроля состояния магистральных и промысловых нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов и может быть использовано для отслеживания прохождения внутри обследуемых трубопроводов внутритрубных диагностических снарядов и определения местоположения особенностей трубопроводов. Техническим результатом является повышение точности определения времени прохождения внутритрубного снаряда вблизи контрольных точек и тем самым точности определения положения особенностей трубопровода. Этот результат достигается тем, что снаряд пропускают внутри трубопровода, измеряют измерительной системой снаряда физические величины, характеризующие состояние и/или характеристики снаряда и/или трубопровода, и записывают их в накопитель данных снаряда с привязкой ко времени по часам снаряда. С помощью регистратора, установленного вблизи контрольной точки трубопровода, измеряют физические величины, позволяющие идентифицировать прохождение снаряда вблизи регистратора, формируют и записывают в накопитель данных регистратора характеристики, идентифицирующие соответствующие моменты времени прохождения снаряда по часам регистратора. С помощью передатчика, расположенного в одном из пары объектов, состоящей из снаряда и регистратора, передают сигнал с временной характеристикой, связанной с показаниями часов на стороне передатчика; принимают переданный сигнал приемником, расположенным в другом из указанной пары объектов, и записывают в накопитель данных на стороне приемника характеристику, связанную с временной характеристикой принятого сигнала, с привязкой к часам на стороне приемника. Определяют разность показаний часов на стороне передатчика и приемника, тем самым величину расхождения времени по часам регистратора и снаряда, и используют ее в контрольной точке для определения характеристик трубопровода. 2 н. и 36 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к обеспечению безопасности эксплуатируемых подземных трубопроводов и предназначено для предотвращения врезок в трубу, установке боеприпасов для ее подрыва, имитаторов утечек перекачиваемого продукта для дезинформации службы безопасности, а также для обнаружения утечек перекачиваемого продукта. Технический результат позволяет повысить надежность обнаружения. В способе анализируется суммарный сигнал от детекторов упругих колебаний, установленных по обе стороны трубопровода на наличие в нем составляющих от шагов нарушителей с определением их численности. При обнаружении такой информации оценивают минимально возможное время доступа к трубопроводу группой нарушителей установленной численности. Одновременно формируют огибающие энергии и плотности переходов через нуль суммарного сигнала и решение принимают при превышении ими эталонных уровней в течение указанного минимально возможного времени доступа к трубопроводу. 8 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл.

Новое техническое решение обеспечивает расширение функциональных возможностей, повышение удобства и снижение трудоемкости обслуживания, а также создание компактной конструкции контрольно-измерительного пункта, благодаря тому, что стойка контрольно-измерительного пункта выполнена из отрезка трубы прямоугольного поперечного сечения, на верхнем торце которой размещен клеммный терминал, содержащий опорно-соединительное кольцо, на внутренней поверхности которого выполнены держатели в виде вертикальных направляющих с пазами, в которых установлены взаимозаменяемые клеммные панели; на каждой клеммной панели выполнена сетка монтажных отверстий, при этом соседние отверстия расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, крышка выполнена в виде съемного колпака, представляющего собой четырехгранную призму, установленную с возможностью взаимодействия с опорно-соединительным кольцом, километровый знак выполнен сборно-разборным и состоит из двух указательных пластин и двух соединительных кронштейнов. 8 ил.
Наверх