Способ защиты транспортного средства от возгорания и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области защиты от возгорания движущихся и неподвижных наземных транспортных средств в случаях возгорания или взрыва энергоносителя в топливном баке. Технический результат - повышение эффективности защиты наземного транспортного средства от возгорания путем быстрого удаления источника возгорания, топливного бака, на безопасное расстояние от транспортного средства. В функции защитного устройства входит инициация сигнала возгорания или взрыва и передача его на пиропатроны, которая осуществляется с помощью следящих датчиков и блока управления, питающихся от бортовой сети транспортного средства. При срабатывании датчика первым отстреливается и с помощью обратного клапана перекрывается топливопровод подачи топлива от бака к потребителям. Затем с небольшим замедлением отстреливаются ленточные хомуты крепления топливного бака. Последним с замедлением срабатывает пиропатрон механизма выстреливания топливного бака, который выталкивает посредством опорной плиты бак из каркаса, где он на полозах с роликами располагался в рабочем положении, и отбрасывает его на безопасное расстояние от транспортного средства. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Группа изобретений относится к области защиты от возгорания движущихся и неподвижных наземных транспортных средств в случаях возгорания или взрыва энергоносителя в топливном баке.

Известен способ предотвращения взрыва энергоносителя в топливной емкости за счет профилактического заполнения последней высокопористым материалом, формирующим объемное тело из алюминиевой фольги (0,033…0,037 кг/л). Объемное тело формируют так, чтобы в случае локального возгорания тепло от нагреваемого участка равномерно распределялось по всему объему энергоносителя, благодаря чему взрывная фаза отодвигается на 1,5 с и переходит в спокойный режим горения, что приводит к более высокой надежности предотвращения взрыва [1].

Недостатком данного способа является продолжающееся горение энергоносителя, которое может повредить огнем резинотехнические изделия, электропроводку и узлы транспортного средства.

Известен способ тушения пожара вытеснением воздуха из замкнутого объема за счет подачи в очаг пожара огнегасящей жидкости. Жидкость подается исполнительным механизмом, соединенным через блок управления и сигнализации с блоком термодатчиков [2].

Недостатком способа является невысокая эффективность тушения пожара, поскольку за время срабатывания термодатчиков огнем может быть повреждена большая часть агрегатов машины.

Известен способ тушения пожара с помощью переносных огнетушителей, возимых на транспортных средствах [3]. Основным достоинством способа является простота приведения в действие и надежность.

Недостатком способа является то, что при возгорании энергоносителя в емкости в ряде случаев (например, если транспортное средство воспламенено в результате террористического акта, дорожно-транспортного происшествия и т.п.) воспользоваться огнетушителями транспортного средства на начальной стадии распространения огня часто не представляется возможным. Практика показывает, что через несколько минут после возгорания автомобиль горит достаточно интенсивно и к огнетушителям подобраться нет возможности, либо количества возимых огнетушителей (на транспортном средстве обязательно возятся 1-2 огнетушителя) для тушения такого очага огня недостаточно. Поэтому в большинстве случаев возгорания транспортных средств такой способ малоэффективен.

Целью предлагаемой группы изобретений является повышение эффективности защиты наземного транспортного средства от возгорания путем быстрого удаления источника возгорания (топливного бака) на безопасное расстояние от транспортного средства. При этом топливопроводы, соединяющие его с другими элементами системы питания топливом, должны иметь возможность рассоединения и перекрытия подачи топлива.

Способы удаления объекта, требующего защиты от возгорания (взрыва), на безопасное расстояние от базового объекта известны. В авиации и космонавтике применяется отбрасывание летчика (экипажа) от летательного аппарата с помощью катапультируемого кресла (спасательной капсулы) [4]. Однако известные устройства-катапульты являются аварийно-спасательными средствами жизни людей и не имеют целью защиту самого базового объекта.

Известно устройство, предназначенное для обеспечения безопасности экипажа и самой автомашины при лобовом столкновении. Оно выполнено в виде двух катапульт. Каждая из них представляет собой инициирующее устройство в виде закрепленного на бампере автомобиля подпружиненного штока с острием для капсюля пиропатрона, срабатывающего при столкновении, и исполнительного устройства в виде цилиндра, в штоке которого размещена головка инициирующего устройства [5].

Недостатком аварийно-спасательного средства является то, что источник возгорания конструктивно (неразъемно) сопряжен с базовым объектом, поэтому его горение (взрыв) вызовет горение транспортного средства.

Известны устройства, в которых инициированный с помощью датчиков сигнал о возгорании топливных баков преобразуется в исполнительный сигнал и передается на пиропатроны отсечки и перекрытия топливопровода из топливного [6] бака, а также устройства, где используется отсечка топливного бака с помощью пиропатрона [7].

Наиболее близкой по технической сущности является система защиты, в которой используется способ защиты самолета. Он заключается в инициации сигнала о возгорании, подаче исполнительного сигнала на пиропатроны отсечки, раскреплении топливного бака через промежуток времени относительно времени отсечки топливопровода; отстреле (отбрасывании) топливного бака на безопасное расстояние через промежуток времени относительно времени раскрепления топливного бака [8].

Данный способ выбран в качестве прототипа.

Недостатком способа является невозможность его использования для наземных транспортных средств по ряду причин:

- отбрасывание топливного бака на безопасное расстояние после отстрела от самолета осуществляется под действием силы сопротивления воздушной среды и силы тяжести, приложенной к баку. Для эксплуатационных скоростей наземных транспортных средств силы сопротивления воздушной среды не достаточно для отбрасывания штатных топливных баков. Сила тяжести для этих целей не может быть использована, поскольку горящий бак под действием силы тяжести упадет под днище транспортного средства;

- защита от возгорания необходима не только для движущегося, но и для неподвижного наземного транспортного средства. Способ, описанный в прототипе, для этих целей не применим, в т.ч. для самолетов;

- для безопасности полета летчику перед размыканием (отстрелом) элемента (бака) обязательно требуется либо поднять, либо опустить нос самолета. Способ не применим для наземных транспортных средств, поскольку они не обладают достаточным числом степеней свободы, чтобы выполнять такие действия.

Предлагаемый способ защиты наземного транспортного средства от возгорания включает следующие процессы.

1. Инициацию сигнала возгорания или взрыва топливных баков с помощью следящих датчиков.

2. Преобразование инициированного сигнала в исполнительный сигнал и его подача на пиропатроны отсечки топливопровода, раскрепления топливного бака, выстреливания топливным баком.

3. Отсечку топливопровода подачи топлива из топливного бака и его перекрытие.

4. Раскрепление топливного бака через промежуток времени относительно времени отсечки топливопровода.

5. Выстреливание топливным баком и отбрасывание его на безопасное расстояние от транспортного средства через промежуток времени относительно времени раскрепления топливного бака.

Заявленный способ реализуется устройством для его осуществления, обеспечивающим выстреливание топливным баком и отбрасывание его в горизонтальной плоскости по баллистической траектории на безопасное расстояние от транспортного средства.

Предлагаемое устройство для защиты транспортного средства от возгорания включает исполнительное устройство, имеющее в своем составе механизмы выстреливания, раскрепления топливного бака, отсечки и перекрытия топливопроводов и инициирующее устройство - блок датчиков слежения с блоком управления.

Механизм выстреливания (фиг. 1, 2, 3) представляет собой каркас, включающий вертикальные стойки 1, верхние продольные горизонтальные балки 2 и поперечины 3, выполненные из жесткого конструкционного материала (например, металлического проката), жестко сопряженные между собой (например, с помощью сварки) так, чтобы образовалась пространственная конструкция коробчатого сечения, вмещающая топливный бак 4 транспортного средства с боковым зазором. Нижние горизонтальные продольные балки 5 каркаса служат нижними направляющими топливного бака 4, выполнены в виде уголков, полки которых жестко прикрепляются к раме транспортного средства (на фигурах не показано) и к стенкам которых жестко (например, с помощью сварки) крепятся вертикальные стойки 1 каркаса. Две верхние продольные горизонтальные балки 2 в виде швеллеров образуют верхние направляющие бака 4. К нижним горизонтальным балкам 5 жестко прикрепляется роликовый узел, представляющий собой два швеллера 6, в стенках которого нормально к продольной оси с определенным шагом выполнены сквозные отверстия, в которые введены оси 7 с размещенными на них роликами 8. Оси 7 фиксируются в обеих стенках швеллера так, чтобы каждый ролик 8 имел возможность вращения вокруг своей оси 7.

Вдоль верхней наружной поверхности к топливному баку 4 прикрепляются (например, привариваются) два верхних полоза 9 коробчатого сечения так, чтобы в рабочем положении полозы 9 вводились (между стенками швеллеров) в верхние горизонтальные балки 2 каркаса (направляющие) с некоторым зазором. Вдоль нижней внешней поверхности к баку 4 прикрепляются два нижних полоза 10 в виде швеллеров так, чтобы продольные оси рядов роликов 8 совпадали с продольными осями полозов 10, а бак 4 в рабочем положении опирался на их гребни.

Исполнительный узел механизма выстреливания бака 4 (фиг. 1, 2, 3, 4) представляет собой опорную толстостенную плиту 11, выполненную, например, из металла, в верхней части которой выполнены два паза, в которых на осях с возможностью вращения размещены ролики 12 опорной плиты 11. В нижней части плиты 11 также выполнены два паза, в которые жестко вмонтированы ее направляющие 13 из швеллеров, идентичных по размерам швеллерам нижних полозов 10 бака 4. Жесткость монтажа направляющих 13 плиты 11 обеспечена с помощью косынок 14, фиксирующих (например, с помощью сварки) положение направляющих 13 в плите 11. Положение плиты 11 определяется высотой ненапряженных возвратных винтовых пружин 15, жестко прикрепляемых с одной стороны к плите 11, с другой - к стенке 16 рамы базовой машины. Наружная вертикальная поверхность плиты 11 упирается в заднюю торцовую поверхность бака 4, а между внутренней вертикальной поверхностью плиты 11 и стенкой 16 рамы транспортного средства образована полость, в которой размещается пиропатрон 17 выстреливания бака 4 (ЭД-К3-П с предохранительным электровоспламенителем короткозамедленного действия с интервалом замедления 125 мс, ток 0,18 А [7]).

Механизм раскрепления (фиг. 1, 3, 4, 5) представляет собой два охватывающих бак 4 ленточных хомута 18 (предпочтительно металлических), имеющих нижние окончания 19 в виде участков с цилиндрической резьбой, посредством которых с помощью фиксаторов 20 (гайка с конусной поверхностью) хомуты 18 в нижней части прикрепляются к концам горизонтальных балок 5. На их концах выполнены продольные прорези 21, в которые вводятся окончания 19 хомутов 18 с возможностью перемещения в горизонтальном направлении. Фиксация хомутов 18 в нижнем положении осуществляется путем завертывания фиксаторов 20. Верхние окончания хомутов 18 выполнены в виде шаровых головок 22, вводимых через отверстия 23 в стенке 16 рамы транспортного средства в замковые устройства 29. Каждое замковое устройство 24 (фиг. 5) представляет собой корпус 25 в виде полого цилиндра из жестких конструкционных материалов с крышкой 26. Внутренняя поверхность корпуса 25 со стороны, противоположной крышке 26, имеет участок с внутренней резьбой, посредством которой прикрепляется к резьбованному буртику 27, выполненному вокруг отверстия 23 в стенке 16 рамы транспортного средства. Корпус 25 разделен перегородкой 28, в которой выполнено центральное отверстие 29 с внутренней резьбой, на две полости. В отверстие 29 вворачивается резьбованный воротник цанги 30, охватывающей в рабочем положении верхнюю шаровую головку 22 хомута 18. Полость, в которой располагается цанга 30, снабжена кольцевым резиновым буфером 31, изнутри охватывающим наружную поверхность цанги 30, а снаружи упирающимся во внутреннюю поверхность корпуса 25. В другой цилиндрической полости корпуса 25 размещается поршень 32, шток-толкатель которого через отверстие в воротнике цанги 30 вводится в полость цанги 30 до упора в шаровую головку 22 хомута 18. Между бесштоковой поверхностью поршня 32 и внутренней поверхностью крышки 26 замкового устройства 24 размещается пиропатрон 33 (ЭД-К3-П с предохранительным электровоспламенителем короткозамедленного действия, интервал замедления 75 мс, ток 0,18 А [7]) раскрепления бака 4, который посредством стержней-контактов электровоспламенителя закрепляется на крышке 26 с помощью гаек.

Под хомутами 18 на топливном баке 4 (фиг. 1) в сжатом состоянии установлены упругие элементы 34 (выполненные, например, из резины), облегчающие сбрасывание хомутов с бака.

Механизм отсечки и перекрытия 35 топливопровода 36 системы питания топливом транспортного средства (фиг. 1, 2) включает подвижный корпус 37 (фиг. 6) в виде толстостенного полого цилиндра, снабженного крышкой 38. Через отверстие 39 в полость корпуса 37 с самоподжимным топливостойким сальником-буфером 40 вводится головка 41 топливопровода 42 бака 4 с предварительно жестко зафиксированной на топливопроводе 42 на заданном от головки 41 расстоянии крышкой 38. Участок топливопровода 42 с головкой 41 с целью фиксации на нем крышки 38 технологически выполняется разъемным с остальной частью топливопровода 42 (на фигуре не показано). В паз 43 утолщения головки 41 устанавливается стопорное пружинное кольцо 44 из жесткого конструкционного материала так, чтобы головка 41 топливопровода 42 надежно фиксировалась в полости корпуса 37, плотно обжимаясь сальником-буфером 40, при этом крышка 38 закрывала отверстие 39 полости корпуса 37. С обратной стороны через отверстие в днище корпуса 37 в его полость вводится топливопровод 36 с обратным клапаном так, чтобы толкатель 45, которым снабжена головка 41 топливопровода 42, открыл запорный золотник 46, сжав его пружину 47. В таком положении топливо из топливопровода 42 свободно проходит в систему питания через отверстия 48 в золотнике 47, а после отбрасывания бака 4 запорный золотник 46 своей головкой под действием пружины 47 перекрывает топливопровод 36. Топливопровод 36 в рабочем положении фиксируется пружинным стопорным кольцом 49, размещенным в канавке, выполненной на его конце, в сальнике-буфере 40. Пружинное ограничительное кольцо 50, установленное в канавке топливопровода на расчетном расстоянии от стопорного кольца 49, ограничивает осевое перемещение корпуса 37 при отстреле топливопровода 42 от топливопровода 36, что дает возможность повторного использования механизма отсечки и перекрытия 35. В крышке 38 изнутри выполнен кольцевой паз, в который устанавливается пиропатрон 51 (ЭД-К3-П с предохранительным электровоспламенителем короткозамедленного действия, с интервалом замедления 25 мс, ток 0,18 А [9]). Контакты цепи электровоспламенителя пиропатрона 51 выводятся на крышку 38 механизма отсечки и перекрытия топливопровода 35.

Инициирующее устройство (фиг. 1, 2, 7) представляет собой блок 52 датчиков 53 (2 - 8 шт.), следящих за возгоранием и взрывом топлива, прикрепляемых к наружной поверхности бака 4 и блока управления 54. В качестве датчиков 53 для слежения используются детонационные и инфракрасные датчики (в любом сочетании). Блок управления 54 включает усилитель сигнала 55, пусковое реле 56 и сигнальную лампу 57. Питание 58 инициирующего устройства осуществляется от бортовой сети транспортного средства через предохранитель 59, диод 60, защищающий устройство от неправильного включения, и переключатель 61.

Весовой заряд пиропатронов определяется из условия закона сохранения энергии при равноускоренном движении: импульс от взрыва пиропатрона или кинетическая энергия сгоревших пороховых газов при адиабатном процессе расширения должна равняться работе, совершаемой исполнительными механизмами [10,11]. Например, для выстреливания штатным топливным баком из заявляемого устройства, смонтированного на автомобиле Урал-4320

Ек+A123,

где A1 - работа, совершаемая по перемещению топливного бака по роликовому механизму;

А2- работа, совершаемая по перемещению бака по баллистической траектории;

А3- работа, совершаемая по преодолению силы сопротивления воздуха.

где mb, m3 - масса бака и заряда пиропатрона соответственно, mb - 200 кг;

V3, Vb - скорость продуктов взрыва заряда и топливного бака соответственно, м/с,

Q0 - теплота взрыва пороха, Q0=4000 Дж/кг;

µ - коэффициент формы заряда, µ=0,333 для плоского пиропатрона [9];

S1 - путь, пройденный баком по роликам кронштейна, S1=0,6 м;

g - ускорение свободного падения, м/с2;

h1 - высота расположения топливного бака, h1=1 м;

К0 - коэффициент обтекаемости бака, К0=0,6÷0,8;

Bb - ширина бака, Bb=1 м;

Hb - высота бака, Hb=0,6 м;

S2 - путь, пройденный баком по баллистической траектории, определяется по теореме Пифагора, м.

где АС=2,4 м, а ВС=1,0 м.

При определении массы зарядов пиропатронов для отсечки топливопровода и раскрепления хомутов крепления топливного бака принимаются следующие исходные данные: усилие разъединения топливопровода равно 5 кгс, перемещение - 0,02 м; усилие разъединения хомутов крепления топливного бака равно 200 кгс, а перемещение - 0,6 м.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где:

- на фиг. 1 представлен вид сбоку;

- на фиг. 2 - разрез по А-А;

- на фиг. 3 - вид сверху;

- на фиг. 4 - разрез по Б-Б;

- на фиг. 5 - верхнее замковое устройство хомутов;

- на фиг. 6 - механизм отсечки и перекрытия топливопровода;

- на фиг. 7 - электрическая схема привода.

Устройство для защиты транспортного средства от возгорания работает следующим образом.

Переключатель 61 (фиг. 7) переводится в рабочее положение. Ток от бортовой сети 58 через предохранитель 59 и диод 60 поступает на блок 52 датчиков 53. В кабине загорается сигнальная лампа 57 - устройство к работе подготовлено.

При возгорании или взрыве топлива в баке 4 срабатывает инфракрасный датчик или датчик детонации 53, соответственно, установленные на баке 4 блока 52. Ток от датчика (датчиков) 53 поступает на усилитель 55 блока управления 54, на обмотку реле 56. Реле 56 срабатывает, замыкая свои контакты, и ток поступает к контактам электрических цепей электровоспламенителей пиропатронов 17, 33 и 51.

Режим срабатывания пиропатронов 17, 33 и 51 задается электровоспламенителями короткозамедленного действия ЭД-К3-П (ГОСТ 21806-76) с интервалами замедления 25, 75 и 125 мс соответственно и питающим электрическим током 0,18 А.

Первым срабатывает пиропатрон 51 (фиг. 6, 7) механизма 35 отсечки и перекрытия топливопровода. С замедлением 25 мс под давлением пороховых газов корпус 37 перемещается вдоль топливопровода 36 в одном направлении, а крышка 38 с топливопроводом 42 - в противоположном направлении. Корпус 37, скользя по поверхности топливопровода 36, упирается днищем в ограничительное кольцо 50, увлекает за собой топливопровод 36. Стопорное кольцо 49 остается в своей канавке на концевике топливопровода 36, освободившись от обжатия сальником-буфером 40. При движении головки 41 топливопровода 42 стопорное кольцо 44 разжимается, преодолевая усилие обжима буфера-сальника 40, выходит из паза 43, а сам топливопровод 42 с головкой свободно проходит через отверстие 39 корпуса 37 механизма 35 отстрела и отсечки. При появлении зазора между топливопроводами 36 и 42 толкатель 45 освобождает запорный золотник 46 обратного клапана, пружина 47 разжимается, он садится в свое седло, закрывая топливопровод 36 и тем самым препятствуя выливанию топлива из системы питания. При замене топливного бака 4 на новый бак все детали механизма 35 отсечки и перекрытия топливопровода, кроме пиропатрона 51 и (при выходе из строя) крышки 38, используются повторно.

Вторыми срабатывают пиропатроны 33 (фиг. 7) раскрепления топливного бака 4 замковых устройств 24. Пороховые газы с замедлением 75 мс перемещают поршни 32 (фиг. 5), штоки-толкатели которых, проходя через центральные отверстия 29 в перегородке 28 корпуса 25, выталкивают шаровые головки 22 верхних концов хомутов 18 через отверстия 23 в стенке 16, сжимая буферы 31 и раздвигая лепестки цанг 30. При этом крышки 26 замковых устройств 24 остаются на своих местах. Усилия обжатия цанг 30 буфером 31 (надежность крепления верхних окончаний хомутов 18) регулируется величиной завертывания корпусов 25 замковых устройств 24. При большем завертывании корпуса буртик 27, упираясь в буфер 31, вызывает его деформацию и тем самым большее усилие обжатия цанги 30. При замене топливного бака 4 на новый в полость механизма 24 устанавливается новый пиропатрон 32.

Освобожденные верхние концы хомутов 18 снимают усилия затяжки ее нижних окончаний 19, упругие элементы 34, находившиеся в сжатом состоянии (фиг. 1), распрямляются и выталкивают окончания 19 с фиксаторами 20 хомутов 18 из прорезей 21 концов нижних горизонтальных продольных балок 5 каркаса топливного бака 4 в горизонтальном направлении. Бак 4 от хомутов 18 освобожден.

Третьим срабатывает пиропатрон 17 (фиг. 1) выстреливания бака 4. Пороховые газы от взрыва пиропатрона 17 выстреливания топливного бака 4 с замедлением 125 мс перемещают плиту 11 (фиг. 4), которая, упираясь в торец топливного бака 4, толкает его. Бак 4 перемещается горизонтально в поперечной плоскости относительно продольной оси транспортного средства, опираясь нижними полозами 10 (фиг. 2) на гребни вращающихся относительно своих осей 7 роликов 8 швеллеров 6 нижних горизонтальных балок 5 каркаса. При этом верхние полозы 9 бака 4 скользят по верхним горизонтальным балкам 2 каркаса. Плита 11, так же, опираясь посредством косынок 14, через нижние направляющие 13 на ролики 8 двигается за баком 4, а верхние ролики 12 плиты 11, вращаясь относительно своих осей, перемещаются по направляющим - верхним продольным горизонтальным балкам 2 каркаса топливного бака 4. Пружины 15 опорной плиты 11 растягиваются на заданное технологически (например, 0,75 длины бака 4) расстояние. Бак 4 выстреливается из каркаса и отбрасывается от машины на расстояние в соответствии с энергией взрыва, полученной от воздействия через опорную плиту 11 пороховых газов приведенного в действие пиропатрона выстреливания 17. Опорная плита 11 останавливается под действием возвратных сил растянутых пружин 15, после чего двигается назад и возвращается в первоначальное положение.

Переключатель 61 (фиг. 7) переводится водителем в выключенное положение, сигнальная лампа 57 гаснет.

Предлагаемое изобретение может найти широкое применение для защиты движущихся и неподвижных наземных транспортных средств и других объектов от возгорания в случаях возгорания или взрыва энергоносителя в топливном баке.

Использованные источники

1. Пат. RU 2187349 С2 Российская Федерация, МПК7 А62С 3/07. Способ предотвращения взрыва энергоносителя в емкости / Р.Г. Пападопулу. - №2000125660/12; Заяв. 12.10.2000; опубл. 20.08.2002.

2. Бородин Н. Г. Машины инженерного вооружения. Ч. 4. Базовые изделия: учеб. / Н.Г. Бородин и [и др.]. - М.: Воениздат, 1987. - 432 с.

3. п. 7.7. Приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения Российская Федерация. - М.: ООО «Атберг 98», 2011. - 64 с.

4. Руководство по технической эксплуатации №ЗАБ-9200-00 РЭ. -М.: Издание ОАО «НЛП «Звезда», 1982 г.

5. Пат. RU 2247668 С2, МПК7 B60R 19/20 Российская Федерация, Катапульта - аварийно-спасательное средство жизни людей, экипажа машины и самой машины при столкновении на дороге / Н.А. Захаров №2003104380/11, заявл. 13.02.2003, опубл. 20.08.2004.

6. Пат. RU 69572 U1, МПК F02C 7/25 Российская Федерация, Система подачи топлива для двигателя летательного аппарата / А.А. Талов, заявл. 01.10.2007, опубл. 27.12.2007.

7. Пат. RU 94034395 А1, МПК B64D 39/00 Российская Федерация, Способ дозаправки летательного аппарата, опубл. 10.09.1996.

8. Пат. RU 2336203 С2, МПК B64D 25/00 Российская Федерация, Система спасения самолета /варианты/ Н.Т. Староверов 2006136967/11, заявл. 10.10.2006, опубл. 20.04.2004.

9. Справочник взрывника / Б.Н. Кутузов, В.М. Скоробогатов, И.Е. Ерофеев и др.; Под общей ред. Б.Н. Кутузова. - М.: Недра, 1988. - 511 с.

10. Эпов Б. А. Основы взрывного дела. Пособие / Б.А. Эпов. - М.: Воениздат МО СССР, 1974. - 221 с.

11. Горст А.Г. Пороха и взрывчатые вещества: учеб. для вузов / А.Г. Горст. - М.: Гос. изд-во оборонной промышленности, 1957. - 187 с.

1. Способ защиты транспортного средства от возгорания, заключающийся в инициации с помощью датчиков сигнала возгорания и взрыва топливных баков; преобразовании инициированного сигнала в исполнительный сигнал и его подаче на пиропатроны отсечки и перекрытия топливопровода подачи топлива из топливного бака, раскрепления топливного бака, выстреливания топливного бака; отсечке топливопровода подачи топлива из топливного бака в систему питания топливом и его перекрытии; раскреплении топливного бака через промежуток времени относительно времени отсечки топливопровода; отбрасывании топливного бака на безопасное расстояние от транспортного средства через промежуток времени относительно времени раскрепления топливного бака, отличающийся тем, что отбрасывание топливного бака от наземного транспортного средства производится в результате его выстреливания в горизонтальной плоскости с помощью устройства защиты транспортного средства от возгорания.

2. Устройство защиты транспортного средства от возгорания, включающее исполнительное и инициирующие устройства, где исполнительное устройство включает механизмы отбрасывания топливного бака, раскрепления топливного бака, отсечки и перекрытия топливопровода; механизм отбрасывания состоит из каркаса, представляющего собой пространственную конструкцию коробчатого сечения, жестко прикрепляемую торцом нормально к стенке рамы транспортного средства и позволяющую разместить в ее полости с боковым зазором топливный бак, а верхние и нижние продольные балки каркаса являются направляющими для его перемещения, причем верхние балки выполнены в виде швеллеров (стенками вниз), а к нижним продольным балкам-уголкам каркаса прикрепляются швеллеры (стенками вверх), в стенках которых на некоторых расстояниях друг от друга закреплены концы осей с располагаемыми на них роликами, с возможностью вращения вокруг осей; топливный бак сверху неразъемно снабжен продольными верхними полозами коробчатого сечения, входящими с зазором в верхние продольные балки каркаса, снизу - продольными нижними полозами в виде швеллеров (стенками вниз), опирающимися на гребни роликов швеллеров нижних продольных балок каркаса, а в торец бака упирается внешняя плоскость опорной плиты, в верхней части которой выполнены два паза, в которых на осях с возможностью вращения размещены ролики, входящие гребнями с боковым зазором в верхние продольные балки каркаса; в нижней части размещены две П-образные направляющие, опирающиеся на гребни роликов швеллеров нижних горизонтальных балок каркаса; к внутренней плоскости плиты горизонтально прикрепляются концы винтовых цилиндрических пружин, противоположные концы пружин прикрепляются к стенке рамы транспортного средства, а между плитой и рамой располагается пиропатрон выстреливания топливного бака.

3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что механизм раскрепления топливного бака включает два охватывающих бак через упругие элементы ленточных хомута, имеющих нижние окончания в виде участков с цилиндрической резьбой, посредством которых с помощью гаек-фиксаторов хомуты прикрепляются к концам нижних горизонтальных балок каркаса, имеющих незамкнутые прорези, обеспечивающие возможность горизонтального перемещения ненагруженных нижних концов хомутов; верхние концы хомутов выполнены в виде шаровых головок, вводимых через отверстия, выполненные в стенке рамы транспортного средства, в замковые устройства, каждый из которых представляет собой полый цилиндрический корпус, жестко прикрепляемый с внутренней стороны к стенке рамы и в котором размещается прикрепляемая к перегородке корпуса цанга с кольцевым буфером, охватывающая шаровую головку окончания хомута, и поршень, шток-толкатель которого упирается в шаровую головку, а в полости между бесштоковой поверхностью поршня и крышкой размещается пиропатрон раскрепления бака.

4. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что механизм отсечки и перекрытия топливопровода включает подвижный корпус с крышкой, через отверстие в которой в полость корпуса с помещенным в него самоподжимным топливостойким сальником вводится головка топливопровода и фиксируется в таком положении посредством стопорного пружинного кольца так, чтобы головка топливопровода плотно охватывалась сальником, а топливопровод жестко сопрягался с крышкой; через отверстие, выполненное с обратной стороны корпуса, вводится и фиксируется с помощью пружинного стопорного кольца топливопровод с пружинным обратным клапаном, так чтобы выступающий за торец топливопровода и расположенный к его оси коаксиально толкатель, которым снабжена головка топливопровода, связанная с крышкой, открывал расположенный в торце топливопровода, соединяющего бак с потребителями топлива, запорный золотник, сжимая его пружину, а герметичность торцового сопряжения топливопроводов обеспечивалась обжимающим его сальником; при этом конец топливопровода, соединяющего бак с потребителями топлива, снабжен упорным кольцом, ограничивающим осевое перемещение корпуса вдоль топливопровода при отстреле, а под крышкой размещается пиропатрон так, чтобы пороховые газы при его срабатывании толкали корпус по оси топливопровода.

5. Устройство по п.п. 3, 4, отличающееся тем, что электровоспламенители короткозамедленного действия пиропатронов настраиваются таким образом, чтобы первым срабатывал пиропатрон отсечки и перекрытия топливопровода, через промежуток времени - пиропатрон раскрепления топливного бака и через промежуток времени, пиропатрон выстреливания топливного бака.

6. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что инициирующее устройство состоит из блока детонационных и инфракрасных датчиков, прикрепляемых к наружной поверхности топливного бака, и блока управления, включающего усилитель сигнала, пусковое реле, сигнальную лампу и питающегося электроэнергией от бортовой сети транспортного средства через переключатель (включено-выключено), предохранитель и диод.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к пожарной технике, конкретно к устройствам пожарной сигнализации для бортовых систем автоматизированного пожаротушения транспортных средств.

Изобретение относится к устройству для контроля и подрыва последовательных цепей пиропатронов. Технический результат заключается в повышение надежности, что увеличивает уровень безопасности, а также обеспечение возможности длительного запоминания факта срабатывания пиропатронов при штатной эксплуатации и возможности подрывать пиропатроны поодиночке.

Изобретение относится к области систем предупреждения об опасности, в частности к устройствам пожарной сигнализации и взрывоподавления, и предназначено для обнаружения очага возгорания в газодисперсных средах по излучению источника повышенной температуры и определения двумерных координат очага возгорания по тепловому излучению.

Изобретение относится к пожарно-охранной сигнализации. Технический результат заключается в упрощении конструкции и снижении электропотребления.

Группа изобретений относится к средствам для обнаружения пламени с помощью детекторов. Технический результат заключается в создании средств обнаружения пламени, обеспечивающих точный результат обнаружения и сокращение времени реакции для обнаружения пламени.

Изобретения относятся к области пожарной безопасности и могут быть использованы для обнаружения пожара на ранних стадиях тления и возгорания горючих материалов. Технический результат - повышение достоверности раннего обнаружения пожара одновременно на нескольких объектах пожарной безопасности путем передачи сигналов тревоги на разных частотах, поиска.

Изобретение относится к системам обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Система пожаро-охранной предупредительной сигнализации для железнодорожных поездов содержит пульты контроля и управления в первом и втором головных вагонах поезда, обеспечивающие опрос вагонных контроллеров, а также звуковую и световую сигнализацию, соединенную с контроллерами.

Предлагаемая система относится к противопожарной технике, а более конкретно к автоматическим устройствам сигнализации о пожарной обстановке и управления противопожарным оборудованием, и может быть использована для противопожарной защиты различных объектов и одновременной передачи сигналов тревоги на удаленный пункт контроля. Технический результат - повышение помехоустойчивости и избирательности приемника путем подавления ложных сигналов (помех), принимаемых по зеркальным и комбинационным каналам.

Настоящее изобретение предусматривает цифровой линейный тепловой извещатель с системой определения температуры на основе термопары. Технический результат - расширение функциональных возможностей за счет различения вида короткого замыкания - вследствие перегрева или механического повреждения.

Изобретение относится к устройствам аварийной пожарной сигнализации, приводимым в действие тепловым воздействием очага возгорания, и предназначено для использования в системах распределенного контроля протяженных пожароопасных объектов.

Изобретение относится к противопожарной технике, а более конкретно к автоматическим устройствам сигнализации о пожарной обстановке и управления противопожарным оборудованием, и может быть использована для противопожарной защиты различных объектов, в том числе и контейнерных базовых несущих конструкций (КБНК), устанавливаемых в труднодоступных местах и в районах Крайнего Севера, и одновременной передачи сигналов тревоги на удаленный пункт контроля. Технический результат - повышение помехоустойчивости и достоверности передачи сигналов тревоги с КБНК на пункт контроля, удаленный на значительное расстояние, путем использования ретрансляторов, размещенных на космических аппаратах спутниковой системы связи, и увеличения динамического диапазона входных сигналов и отношения сигнал/шум приемника пункта контроля. Указанная система содержит автономную сигнально-пусковую систему пожаротушения, установленную на КБНК, приемник, установленный на пункте контроля, ИСЗ-ретрансляторы, размещенные на космических аппаратах (КА) спутниковой системы связи, и канал радиосвязи, работающий в симплексном режиме. 8 ил.

Изобретение относится к системе пожарной защиты в помещениях различного типа. Технический результат - снижение опасности возникновения пожара в помещении. В изобретении предлагается система пожарной защиты, предназначенная для снижения опасности пожара, которая имеет топливный элемент для выработки обогащенного азотом отработанного воздуха катода. Топливный элемент снабжают воздухом и топливом. Затем в топливном элементе содержание кислорода в воздухе снижают до заданного уровня. Отработанный воздух подают в защищаемое помещение. 4 н. и 22 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области пожарной безопасности и электроэнергетике, а именно к способам и устройствам предупреждения пожара (взрыва) и отказа систем, приводящих к катастрофам и авариям в сооружениях, зданиях, самолетах, судах, железнодорожном транспорте и др. объектах. Технический результат - повышение достоверности в определении уровня пожарной опасности и надежности системы, в целом. Способ базируется на определении параметров сопротивления искрового промежутка путем измерения тока высокочастотных составляющих, характеризующих цикл "возникновение - гашение искры" при переходе тока искрения через нуль. Уровень пожарной взрывобезопасности и безотказности систем оценивается по интегральному показателю их зависимости от величины тока искрения с учетом воздействия шунтирующего тока, от ширины искрового промежутка и от интенсивности искрения, а также от характеристики теплоотводящих свойств электрооборудования и окружающей среды. По результатам контроля формируется предупреждающий сигнал или команда на отключение электрической сети (электроустановки). 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области пожарной безопасности и электроэнергетике, а именно к способам и устройствам тестирования устройств предупреждения пожара (взрыва) от искрения (дефектная дуга), возникающего в месте нарушения целостности электрической цепи. Технический результат - повышение достоверности оценки уровня опасности контролируемого объекта устройством предупреждения пожара (взрыва, проявления скрытого отказа) от искрения в электрической цепи и (или) от других неисправностей за счет повышения достоверности результата тестирования устройства. Способ базируется на имитации параметров сопротивления искрового промежутка путем имитации высокочастотных составляющих тока искрения, характеризующих образующие и затухающие стадии цикла "возникновение-гашение искры" на границе области нулевых значений тока искрения, и ширины искрового промежутка. Уровень пожаро- взрывобезопасности и безотказности систем оценивается по имитируемому интегральному показателю в зависимости от суммы имитируемых тока искрения и шунтирующего тока, ширины искрового промежутка и интенсивности искрения, а также от характеристики имитируемых теплоотводящих свойств электрооборудования и окружающей среды. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области судостроения, конкретнее - к автоматизации процессов обнаружения пожарной опасности на подводных лодках. Осуществляют контроль процентного содержания кислорода в воздушной среде отсека подводной лодки и при повышении процентного содержания кислорода выше установленного значения определяют зоны, где возможен контакт горючего вещества и источника зажигания, температура которого достаточна для начала возгорания горючего вещества при текущем повышенном процентном содержании кислорода, и сигнализируют об этом как о возникновении пожарной опасности. Использование изобретения позволит повысить безопасность, безаварийность эксплуатации технических средств, охраняемых помещений подводной лодки, а также принять меры к устранению причин, вызвавших пожарную опасность в отсеке в условиях повышенной концентрации кислорода в отсеке подводной лодки, и избежать пожар и его последствия. 1 ил.

Изобретение относится к области устройств пожарной сигнализации. Технический результат заключается в снижении энергопотребления. В данном изобретении предложены схема возбуждения и способ возбуждения для системы аварийной сигнализации. Схема возбуждения содержит: схему генерирования тока, выполненную с возможностью избирательной подачи либо первого тока IN1, либо второго тока IАварийн в шину, причем первый ток IN1 используется в качестве тока оперативного контроля шины в нормальном рабочем состоянии, а второй ток IАварийн больше, чем первый ток IN1; и схему обнаружения, предназначенную для управления схемой генерирования тока с целью подачи второго тока IАварийн в шину, когда обнаруживают, что напряжение шины, Vшины, на шине меньше, чем порог Vп, причем порог Vп меньше, чем нормальное напряжение шины, но больше, чем максимальное аварийное напряжение, указываемое в шине, когда автоматический пожарный извещатель выдает аварийный сигнал. 3 н.п., 11 з.п.ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к техническим средствам для обнаружения и устранения пожара внутри воздушного судна. Технический результат заключается в расширении арсенала технических средств указанного назначения. Согласно изобретению выполняется определение того, превышают ли данные от множества датчиков предварительно установленные пороговые значения, указывающие на наличие пожара внутри воздушного судна. В случае превышения данными датчиков предварительно установленных пороговых значений, указывающих на наличие пожара, технические средства определяют место пожара внутри воздушного судна на основании данных датчиков и обесточивают компоненты воздушного судна, имеющие отношение к пожару. Затем технические средства запускают механизм пожаротушения внутри воздушного судна, направленный на место пожара. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области пожарной безопасности, а именно к способам и устройствам предупреждения пожаров, возникающих при неисправностях в электрических сетях и электроустановках. Технический результат заключается в обеспечении возможности распознавания наличия в защищаемой цепи большого переходного сопротивления в безыскровом режиме и отключении защищаемой цепи от питания с целью предотвращения пожара. Согласно предложенному решению в течение временных интервалов, приблизительно равных ±2 мс вокруг перехода сетевого напряжения через ноль, порог срабатывания устройства для защиты от искрения понижается по отношению к напряжению сигналов датчика тока в десятки раз относительно его штатного значения в режиме выявления искрения. Для этого вводится электронный блок, выделяющий (стробирующий) вышеуказанные временные интервалы. В течение данных интервалов стробирующий сигнал осуществляет повышение коэффициента усиления сигналов датчика тока в десятки раз путем подачи стробирующего сигнала на блок, установленный перед блоком сравнения. 2 н.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области дистанционного зондирования Земли из космоса. Технический результат заключается в повышении устойчивости и достоверности результатов контроля. Для осуществления контроля проводят дистанционное зондирование подстилающей поверхности средствами, установленными на космическом носителе, синхронно, в ИК и СВЧ диапазонах, с получением изображений участков поверхности, раздельно, в каждом канале, осуществляют попиксельное перемножение матриц изображений с получением синтезированной матрицы, нормируют функцию сигнала синтезированной матрицы в стандартной шкале 0…255 уровней квантования, калибруют функции сигнала синтезированной матрицы по значениям коэффициента пожарной опасности эталонных площадок, выделяют изолинии контуров пожарной опасности методами пространственного дифференцирования и визуализируют их распечаткой с нанесением на контурную карту региона. 5 ил.

Настоящее изобретение относится к средствам контроля за предпожарными ситуациями, возникающими в результате локальных перегревов электрооборудования, и предназначено для предупреждения пожаров, возникающих из-за неисправностей электропроводки, в частности неисправностей в электроустановочных устройствах. Система состоит из газового датчика, соединенного с регистратором, который подключен к системе подачи сигнала, и полимерного композиционного материала, наносимого на склонные к нагреву участки электрической цепи, имеющего температуру вскрытия в диапазоне 80-200°С и содержащего внутри легкокипящее вещество, которое легко детектируется вышеупомянутым газовым датчиком. Техническим результатом заявленного решения является повышение вероятности обнаружения предпожарной ситуации на ранней стадии. 29 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх