Масло для гидравлических систем промышленного оборудования


 


Владельцы патента RU 2565763:

Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (RU)

Настоящее изобретение относится к маслу для гидравлических систем промышленного оборудования, содержащее нефтяное масло, дибутилпаракрезол, диалкилдитиофосфат цинка, алкилсалицилат кальция и полиметилсилоксаны, при этом оно дополнительно содержит триалкилфосфат и модифицированные полиолы в ксилоле, а диалкилдитиофосфат цинка включает в себя короткий бутил- и длинный октилалкильные радикалы при следующем соотношении компонентов, мас.%: дибутилпаракрезол 0,40-0,60; диалкилдитиофосфат цинка 0,30-0,50; алкилсалицилат кальция 0,05-0,15; триалкилфосфат 0,10-0,20; модифицированные полиолы в ксилоле 0,01-0,02; полиметилсилоксаны 0,003-0,007; нефтяное масло - до 100. Техническим результатом настоящего изобретения является разработка гидравлического масла, обладающего более высокой фильтруемостью в присутствии воды. 1 табл.

 

Изобретение относится к составам смазочных масел и может быть использовано в качестве рабочей жидкости для гидравлических систем промышленного оборудования, оснащенного фильтрами тонкой очистки, работающего в обычном и жестком режиме в условиях обводнения при повышенных нагрузках.

В настоящее время все большее применение находят быстродействующие гидравлические устройства, в которых предусматривается меньший объем гидравлической системы, в результате чего возрастает кратность циркуляции гидравлического масла. Это приводит к ужесточению требований к качеству гидравлических масел, в том числе к фильтруемости с водой и без воды. Фильтруемость масла с водой и без воды характеризует способность масла фильтроваться через фильтры тонкой очистки, в том числе и в присутствии воды.

Фильтруемость в присутствии воды имеет решающее значение для достижения максимально высокого КПД при эксплуатации современного оборудования.

Известно масло для гидравлических систем, которое для повышения эксплуатационных свойств содержит, мас.%: осерненное спермацетовое масло или диалкилдитиофосфат цинка - 0,3-3,0 и/или алкиловый эфир олеиновой кислоты - 0,3-0,5; кислый эфир алкенилянтарной кислоты - 0,05-0,1; алкилфенольная присадка - 0,5-0,7; кремнийорганическая присадка - 0,001-0,005; минеральное масло - до 100; для улучшения фильтруемости масло дополнительно содержит алкенилсукцинимид или сульфонат натрия, или кальция, или бария в количестве 0,1-0,25 мас. % (а.с. СССР №794067, С10М 1/26, опубл. 07.01.1981, БИ №1).

Известно масло для гидравлических систем, которое для повышения скорости фильтрации в процессе эксплуатации содержит, мас.%: дибутилпаракрезол - 0,5-0,7, имид полиизобутенилянтарной кислоты и диэтилентриамина или модифицированный борной и олеиновой кислотами продукт взаимодействия алкилфенола, формальдегида и триэтилентетрамина - 0,5-0,7, диалкилдитиофосфат цинка - 0,5-0,7, бис-(алкилбензилтио)этан - 0,5-0,7, кислый эфир алкенилянтарной кислоты и этиленгликоля - 0,05-0,07, полиметакрилат - 0,6-0,8, полиметилсилоксан - 0,003-0,005, нефтяное масло - до 100 (А.С. СССР №1533317, С10М 141/06).

Известно масло для гидравлических систем промышленного оборудования (пат. РФ №1735348, С10М 161/00, опубл. БИ №11 от 20.04.1997), которое для снижения эмульгируемости и улучшения противоизносных свойств содержит в своем составе, мас.%: диалкилдитиофосфат цинка - 0,5-0,7, тринонилфенилфосфит - 0,5-0,7, моюще-диспергирующую присадку - 1,0-1,2, дибутилпаракрезол - 0,5-0,7, азотсодержащий блок-сополимер окисей этилена и пропилена - 0,03-0,05 и нефтяное масло - до 100.

Указанные масла не обеспечивают требуемой фильтруемости в присутствии воды.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению (прототип) является масло для гидравлических систем промышленного оборудования (Пат. РФ №2139922, С10М 161/00, опубл. 20.10.1999), которое для улучшения фильтруемости и термической стабильности, содержит, мас.%:

Диалкилдитиофосфат цинка - 0,85-1,05

Полиметакрилат - 0,30-0,60

Дибутилпаракрезол - 0,40-0,60

Полиметилсилоксан - 0,003-0,005

Сульфонат кальция - 0,02-0,10

Алкилсалицилат кальция или алкилфенолят бария или кальция - 0,02-0,10

Азотсодержащий блок-сополимер окиси этилена и окиси пропилена - 0,03-0,05

Нефтяное масло - до 100

Однако данный состав также не обеспечивает современный уровень требований фильтруемости масла в присутствии воды.

Задачей настоящего изобретения является разработка гидравлического масла, обладающего более высокой фильтруемостью в присутствии воды.

Для решения поставленной задачи в нефтяное масло вводят дибутилпаракрезол, диалкилдитиофосфат цинка, алкилсалицилат кальция, триалкилфосфат, полиметилсилоксаны и модифицированные полиолы в ксилоле при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Дибутилпаракрезол 0,40-0,60
Диалкилдитиофосфат цинка 0,30-0,50
Алкилсалицилат кальция 0,05-0,15
Триалкилфосфат 0,10-0,20
Модифицированные полиолы в ксилоле 0,01-0,02
Полиметилсилоксаны 0,003-0,007
Нефтяное масло до 100

Предлагаемое масло для гидравлических систем промышленного оборудования готовят последовательным введением в масло указанных присадок при постоянном перемешивании при температуре 60-70°С.

В соответствии с описанной технологией для экспериментальной проверки предлагаемого состава были приготовлены 8 образцов масла с различным содержанием присадок, а также масло-прототип (образец 1). Состав и характеристика образцов масел, а также результаты оценки «фильтруемость с водой» приведены в таблице 1.

В качестве алкилсалицилата кальция использовался продукт нейтрализации алкил салициловых кислот суспензией извести - пушонки в масле. Присадка диалкилдитиофосфат цинка характеризовалась наличием короткого бутил- и длинного октил-алкильных радикалов. В качестве триалкилфосфата применялся трибутилфосфат. Модифицированные полиолы в растворе ксилола использовались как деэмульгатор. В качестве нефтяного масла использовалось масло селективной очистки с индексом вязкости не менее 85.

Уровень фильтруемости образцов масел оценивался по методу Denison стандарт ТР-02100 ф. Parker Denison Hidraulics путем фильтрации масла объемом 75 см3 без воды («сухая» проба) и с добавлением 2% воды через мембранный фильтр диаметром 47 мм (площадь 9,6 см2) с тонкостью фильтрации 1,2 мкм ф. Millipore. Коэффициент фильтруемости (Кф) определялся как отношение времени фильтрования «обводненной» пробы ко времени фильтрования «сухой пробы». Время фильтрации масла в присутствии воды не должно превышать двойного времени фильтрации «сухой пробы», то есть Кф≤2.

Как видно из табл. 1, три состава масла - образцы 3-5 - показывают оптимальные результаты. Отмеченные составы обладают хорошей фильтруемостью в присутствии воды за счет одновременного введения в состав заданных количеств алкилсалицилата кальция, триалкилфосфата и диалкилдитиофосфата цинка с коротким бутил- и длинным октилалкильными радикалами и имеют меньшее время фильтрации, по сравнению с маслами известного состава (образец 1). Причем отсутствие в составе масла одного из трех компонентов приводит к ухудшению показателей фильтруемости в присутствии воды, т.е. в данном случае указанные присадки обладают синергетическим действием в отношении показателя «фильтруемость с водой». Снижение или увеличение концентрации этих компонентов против оптимальной также приводит к ухудшению этих показателей.

Исследование известных составов масел, используемых в гидравлических системах, показывает, что некоторые, введенные в состав масла по предлагаемому изобретению, компоненты известны, например диалкилдитиофосфат цинка, триалкилфосфат и алкилсалицилат кальция. Однако, применение их по отдельности не обеспечивает маслам такие свойства, которые они проявляют в изобретении, а именно улучшение фильтруемости в присутствии воды. Так, диалкилдитиофосфат цинка и триалкилфосфат являются противоизносными присадками, а алкилсалицилат кальция - моюще-диспергирующей, но в данной композиции при совместном их введении они улучшают фильтруемость масла в присутствии воды.

Таким образом, предлагаемый состав компонентов придает гидравлическому маслу новые свойства, а именно улучшение показателя «фильтруемость с водой».

Производство этого масла в промышленных условиях не требует дополнительных капитальных затрат, а также не предусматривает изменений в технологии его получения. Производство обеспечено сырьевыми компонентами: все используемые присадки выпускаются в промышленности.

Применение масла в гидросистемах промышленного оборудования, работающих в условиях обводнения и при повышенных нагрузках, позволит увеличить их срок службы и обеспечить снижение расхода самого масла.

Масло для гидравлических систем промышленного оборудования, содержащее нефтяное масло, дибутилпаракрезол, диалкилдитиофосфат цинка, алкилсалицилат кальция и полиметилсилоксаны, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит триалкилфосфат и модифицированные полиолы в ксилоле, а диалкилдитиофосфат цинка включает в себя короткий бутил- и длинный октилалкильные радикалы при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Дибутилпаракрезол 0,40-0,60
Диалкилдитиофосфат цинка 0,30-0,50
Алкилсалицилат кальция 0,05-0,15
Триалкилфосфат 0,10-0,20
Модифицированные полиолы в ксилоле 0,01-0,02
Полиметилсилоксаны 0,003-0,007
Нефтяное масло До 100



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к высокотемпературной универсальной смазке для узлов трения, подшипников качения и скольжения, содержащей основу, загущенную комплексными кальциевыми мылами, наполнители, содержащие графит, молибденосодержащие вещества и многофункциональную присадку, в качестве основы используется кремнийорганическая жидкость, а в качестве наполнителей введены жидкий каучук, графитоколлоидный препарат и диселенид молибдена при следующем соотношении компонентов, мас.%: загуститель - комплексные и кальциевые мыла 10-15; графитоколлоидный препарат 5-9; диселенид молибдена 4,5-9; жидкий каучук 3-6; многофункциональная присадка 0,5-3; кремнийорганическая жидкость - остальное.

Настоящее изобретение относится к способу снижения токсичности отработанной смазочной композиции, извлеченной из двигателя внутреннего сгорания с искровым зажиганием, заправленного бензиновой композицией, который включает введение в смазочную композицию базового масла, полученного способом Фишера-Тропша.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для коробок передач, содержащей: (а) органическое соединение молибдена, выбранное из по меньшей мере одного органического комплекса молибдена, полученного путем реакции: (i) жира типа моно-, ди- или триглицерида или жирной кислоты, (ii) источника амина формулы (I), где X1 и X2 представляют собой О или N, а n и m равны 1, если X1 или X2 представляет собой О, и n и m равны 2, если X1 или X2 представляет собой N, и (iii) источника молибдена, выбранного из триоксида молибдена или молибдатов, в достаточном количестве для обеспечения от 0,1 до 20,0% молибдена в расчете на массу комплекса, (б) одну или более чем одну противоизносную и противозадирную присадку, выбранную из тиа(ди)азолов, (в) одну или более чем одну фосфорсодержащую и/или фосфорно-сернистую противоизносную и противозадирную присадку, выбранную из фосфитов, фосфатов, фосфонатов, тиофосфатов или тиофосфитов, (г) по меньшей мере одно основное масло; причем указанная смазочная композиция имеет массовую долю молибдена, составляющую от 90 до 180 м.д.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, содержащей 60 мас. %, или более, лонгифолена, в расчете на суммарное количество композиции.
Настоящее изобретение относится к способу получения композиции металлокомплексной консистентной смазки, включающему стадии: (i) приготовления суспензии, содержащей базовое масло, воду, металлсодержащее основание и комплексующий реагент, где массовое соотношение вода: твердое вещество в суспензии находится в диапазоне от 0,15:1 до 1,5:1; (ii) приложения к суспензии усилия сдвига при частоте усилия сдвига по меньшей мере 1000000 с-1; (iii) добавления суспензии, полученной на стадии (ii), к насыщенной или ненасыщенной жирной кислоте С10-С24 или ее производному для осуществления процесса омыления, причем процесс омыления проводится при температуре по меньшей мере 80°C; (iv) удаления воды из продукта омыления, образовавшегося на стадии (iii); (v) нагревания продукта, полученного на стадии (iv), до температуры в диапазоне от 190°C до 230°C и (vi) охлаждения продукта, полученного на стадии (v), до температуры в диапазоне от 200 до 150°C, с получением композиции металлокомплексной консистентной смазки.

Настоящее изобретение относится к моторному маслу, содержащему в качестве присадки 1,3-ди-(пиперидинометилен)-2-тион-имидазолидин со структурной формулой I, в концентрации от 0,5 мас.

Настоящее изобретение относится к консервационному составу, содержащему, масс.% 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол - 0,8-1,0; сукцинированный низкомолекулярный полимер, аминированный алкенилянтарным ангидридом - 3,0-3,2; герметизирующая жидкость - 4,5-5,5; высокомолекулярный полиизобутилен с молекулярной массой 18-20·104 - 0,3-0,4; продукт конденсации олеиновой кислоты с диаминами и борной кислотой, модифицированный натрием - 5,0-6,0; смесь нефтяных масел, имеющая кинематическую вязкость при 100°C 15,5-21,0 сСт и температуру застывания не выше минус 25°C - до 100.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла для использования в дизельных двигателях, которая содержит в базовом масле не более 0,3% (мас.) сульфатной зольности, от 0,01 до 0,2% (мас.) азота в сукцинимидах, от 0,05 до 0,12% (мас.) цинка в дитиофосфатах цинка, от 0,02 до 0,3% (мас.) азота в антиоксидантах на основе аминов и от 0,01 до 0,08% (мас.) бора, которая, кроме того, имеет суммарное значение параметра [(количество цинка в дитиофосфатах цинка)×(количество азота в сукцинимидах)] и [(количество цинка в дитиофосфатах цинка)×(количество азота в антиоксидантах на основе аминов)], составляющее не менее 0,015, при этом композиция не содержит салицилатных фенолятных или сульфонатных металлосодержащих детергентов.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции, включающей базовое масло и одну или несколько добавок, при этом композиция включает моющую присадку, представляющую собой продукт взаимодействия кислотного органического соединения, соединения бора и основного органического соединения общей формулы (I), где а равно 1 или 2 и где R1 и R2 представляют собой независимо выбранные углеводородные группы, при условии, что когда а равно 2, группы R1 и R2 выбраны независимо, и имеет содержание сульфатной золы (согласно ASTM D 874) по меньшей мере 0,1 мас.
Изобретение относится к смазочной композиции для использования в картере двигателя, содержащей базовое масло и по крайней мере одну добавку, в которой базовое масло содержит более 80 вес.

Изобретение относится к твердосмазочным материалам на основе ультрадисперсных наноалмазов, применяемых в качестве добавки к нефтяным смазочным маслам для защиты контактных поверхностей узлов рения от износа и для снижения коэффициента трения.
Настоящее изобретение относится к смазочной композиции на основе синтетического солидола, включающей антифрикционную и противоизносную присадки, при этом в качестве антифрикционной присадки она содержит ундецилат меди, а в качестве противоизносной присадки - миристат меди при следующем соотношении компонентов, масс.%: Ундецилат меди - 5-10; Миристат меди - 5-10; Синтетический солидол - до 100.

Изобретение относится к солевому производному амида поли(гидроксикарбоновой кислоты), имеющему формулу (III), смазочной композиции и топливной композиции, содержащей солевое производное амида поли(гидроксикарбоновой кислоты), и применению солевого производного амида поли(гидроксикарбоновой кислоты) для уменьшения летучести фосфора смазочной композиции.
Настоящее изобретение относится к смазке для холодной обработки металлов давлением, включающей отходы производства полиэтилена 10-30 мас.%; хлорпарафин 5-20 мас.%; осерненное масло с содержанием серы 1-20% 5-20 мас.%; хлористую медь 0,5-1,0 мас.%; триэтаноламин 3,0-3,5 мас.%; олеиновую кислоту 2,0-3,0 мас.%; бис(2-гидроксиэтил)олеиламин 3,0-6,0 мас.%; низкоэтерифицированный пектин 10,0-15,0 мас.%; масло минеральное И-12 до 100.

Изобретение относится к функциональным флюидам, подходящим для применения в двигателе внутреннего сгорания, в частности к бензиновой композиции, подходящей для применения в двигателе с искровым зажиганием.

Изобретение относится к полимерной дисперсии для улучшения индекса вязкости моторных масел и способу ее получения. .

Изобретение относится к полутвердым смазочным материалам, а именно к смазочным пастам универсального назначения, используемым в узлах трения, подшипниках различных промышленных машин, механизмов, приборов и бытовых устройств, и обеспечивает увеличение ресурса их работы, а также к способам получения таких материалов.

Изобретение относится к области производства смазочных материалов, предназначенных для улучшения трибологических свойств в эксплуатационном режиме различного рода машин и механизмов, предпочтительно, двигателей внутреннего сгорания.
Изобретение относится к составам нефтяных масел, применяемых для смазки подшипников скольжения нефтедобывающего оборудования, в частности насосных агрегатов, используемых для закачки воды и поддержания пластового давления при добыче нефти.
Настоящее изобретение относится к трансмиссионному маслу, содержащему, % масс.: серусодержащая присадка - 3,8; диалкилдитиофосфат цинка - 0,5; полиметакрилат - 1,5; кремнийорганическая присадка - 0,003; нефтяное масло до 100, при этом серусодержащая присадка представляет собой продукт взаимодействия фракции α-олефинов с монохлористой серой при нагревании, где используют фракцию α-олефинов C12-C14 с содержанием непредельных углеводородов (% масс.): C11 - 3,5; C12 - 63,1; C13 - 6,6; C14 - 25,9; C15 - 0,9.
Наверх