Многоцелевая самолетная антенно-фидерная система



Многоцелевая самолетная антенно-фидерная система
Многоцелевая самолетная антенно-фидерная система
Многоцелевая самолетная антенно-фидерная система

 


Владельцы патента RU 2566396:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения" (RU)

Использование: для радиосистем навигации, посадки, управления воздушным движением. Сущность изобретения заключается в том, что многоцелевая самолетная антенно-фидерная система содержит антенную часть, коммутационно-разделительное устройство, устройство управления, антенная часть содержит передние UHF антенну, правую и левую антенны горизонтальной поляризации диапазонов L, S, антенну вертикальной поляризации диапазонов L, S, заднюю антенну горизонтальной поляризации диапазонов UHF, L, S и антенну вертикальной поляризации диапазонов L, S, коммутационно-разделительное устройство, устройство управления, пять коммутаторов на два направления, пять частотно-разделительных устройств, управляемый фазовращатель, устройство управления входами соединено с UHF, L, S радиооборудованием, гировертикалью, определителем курсового угла радиомаяка, а выходами - с коммутационно-разделительным устройством, коммутаторами и фазовращателем, первый коммутатор соединен с одной стороны с коммутационно-разделительным устройством, а с другой стороны - с антеннами непосредственно или через частотно-распределительные устройства, а с задней антенной горизонтальной поляризации - через фазовращатель. Технический результат: обеспечение возможности устойчивой работы UHF радиооборудования при круговом обзоре пространства в азимутальной плоскости, в том числе в интерференционных зонах, и в L, S частотных диапазонах при значительных кренах летательного объекта. 3 ил.

 

Многоцелевая самолетная антенно-фидерная система (АФС) относится к области радиотехники, в частности к антенной технике, которая обеспечивает требуемый обзор пространства для радиосистем навигации, посадки, управления воздушным движением и др.

Насыщенность современных летательных аппаратов различными видами радиооборудования определяет тенденцию развития самолетных АФС, а именно создание многоцелевых (многофункциональных) антенных систем, обслуживающих максимально возможное количество различных видов радиооборудования. Примером реализации указанных тенденций являются аналоги предлагаемой самолетной АФС [2]-[5]. Указанные аналоги содержат несколько групп антенн, коммутационно-разделительные устройства, устройство управления (процессор), с помощью которых формируются требуемые для работы радиооборудования диаграммы направленности АФС.

Характерным для всех указанных аналогов является дискретный обзор пространства с ограниченными зонами видимости, как в горизонтальной, так и в вертикально-продольной, вертикально-поперечной плоскостях, что для АФС, обслуживающих бортовое радиооборудование навигации, посадки, управления воздушным движением, является существенным недостатком.

Наиболее близкой к предлагаемому решению является многоканальная радиолокационная система летательного аппарата [5], в которой с целью повышения пропускной способности и уменьшения времени обслуживания объектов обеспечивается параллельный по пространству и одновременный по времени обзор всего телесного угла зоны обзора. Она содержит группу антенн в виде линзы Люнеберга, коммутационно-разделительные устройства, устройство управления (процессор сигналов), с помощью которых обеспечивается указанный выше обзор пространства.

Недостатком этой самолетной АФС является наличие интерференционных зон на участках взаимного наложения диаграмм направленности подключаемых одновременно антенн. В этих зонах происходит потеря информации. Другим недостатком, свойственным прототипу, является ограничение зон обзора в вертикально-поперечной плоскости при кренах свыше ±45° из-за смены вектора поляризации принимаемого (передаваемого) радиосигнала.

Задачей предлагаемого технического решения является создание многоцелевой самолетной АФС, обеспечивающей устойчивую работу самолетного радиооборудования UHF частотного диапазона при круговом обзоре пространства в азимутальной плоскости, в том числе в интерференционных зонах и в L, S частотных диапазонах при кренах летательного объекта свыше ±45°. Т.к. в UHF частотном диапазоне самолетное оборудование имеет один комплект приемо-передатчика, круговой безынтерференционный обзор должен обеспечиваться средствами АФС. В L, S частотных диапазонах самолетное оборудование имеет два комплекта приемо-передающих устройств, что позволяет обеспечить круговой безынтерференционный обзор без усложнения АФС. В L, S частотных диапазонах основной сложностью является обеспечение устойчивой работы при предельных эволюциях летательного объекта, особенно при кренах от ±45° до ±90°.

Задача решается с помощью многоцелевой самолетной антенно-фидерной системы, содержащей антенную часть, коммутационно-разделительное устройство, устройство управления, и отличающейся тем, что антенная часть содержит передние антенну диапазона UHF, правую и левую антенны горизонтальной поляризации диапазонов L, S, антенну вертикальной поляризации диапазонов L, S, задние антенну горизонтальной поляризации диапазонов UHF, L, S и антенну вертикальной поляризации диапазонов L, S, пять коммутаторов на два направления, пять частотно-разделительных устройств, управляемый фазовращатель, устройство управления входами соединено с радиооборудованием в частотных диапазонах UHF, L, S, гировертикалью в диапазонах L, S, определителем курсового угла радиомаяка в диапазоне UHF, а выходами - с коммутационно-разделительным устройством, всеми коммутаторами и управляемым фазовращателем, первый коммутатор соединен с одной стороны с входом (выходом) UHF коммутационно-разделительного устройства, а с другой стороны - с передней и задней антеннами диапазона UHF, причем с задней антенной он соединен через управляемый фазовращатель и четвертое частотно-разделительное устройство, второй и пятый коммутаторы соединен с входом (выходом) S, а третий и четвертый коммутаторы - с входом (выходом) L коммутационно-разделительного устройства, с другой стороны второй и третий коммутаторы соединены с первым и вторым частотно-разделительными устройствами, которые соединены с передними соответственно правой и левой антеннами горизонтальной поляризации, четвертый и пятый коммутаторы соединены с четвертым и пятым частотно-разделительными устройствами, которые соединены с задними антеннами соответственно горизонтальной и вертикальной поляризации, третье частотно-разделительное устройство соединено с входами (выходами) S и L коммутационно-разделительного устройства и с передней антенной вертикальной поляризации.

Техническим результатом, который может быть получен при использовании предлагаемого изобретения является обеспечение устойчивой работы самолетного радиооборудования UHF частотного диапазона при круговом обзоре пространства в азимутальной плоскости, в том числе в интерференционных зонах, и в L, S частотных диапазонах при значительных кренах летательного объекта (в том числе от ±45° до ±90°).

Решение поясняется фигурами.

На фиг. 1 приведена структурная схема многоцелевой самолетной антенно-фидерной системы.

На фиг. 2 показана суммарная диаграмма направленности передней и задней антенн горизонтальной поляризации UHF частотного диапазона.

На фиг. 3 показаны зоны переключения передней и задней антенн горизонтальной поляризации UHF частотного диапазона в зависимости от значения курсового угла радиомаяка.

Предлагаемая многоцелевая антенно-фидерная система содержит (см. фиг. 1) две группы антенн (2) и (6) для обеспечения обзора передней и задней полусфер пространства соответственно. Группа (2) включает антенну (2.1) частотного диапазона UHF, правую антенну (2.2) горизонтальной поляризации частотных диапазонов L, S, левую антенну (2.3) горизонтальной поляризации частотных диапазонов L, S, антенну (2.4) вертикальной поляризации частотных диапазонов L, S. Группа (6) антенн включает антенну (6.1) горизонтальной поляризации частотных диапазонов UHF, L, S и антенну (6.2) вертикальной поляризации диапазонов L, S. Группа антенн (2) может быть реализована в виде отдельных антенных блоков, размещаемых в носовой части самолета, и имеющих отдельные входы для UHF, L, S частотных диапазонов. Группа антенн (6) может быть реализована в виде самостоятельного комплексного антенного блока, размещенного в хвостовой части самолета, имеющего входы UHF, L, S частотных диапазонов.

Система содержит также коммутационно-разделительное устройство (7), устройство управления (1), пять коммутаторов на два направления (4), (13), (14), (15), (16), пять частотно-разделительных устройств (3), (9), (10), (11), (12), управляемый дискретный фазовращатель (5).

Входы устройства управления (1) соединены с радиооборудованием (8), в том числе каналом (8.1) с оборудованием в частотных диапазонах UHF, L, S, каналом (8.2) с определителем курсового угла радиомаяка в диапазоне UHF, каналом (8.3) - с гировертикалью в диапазонах L, S.

Устройство управления (1) выходами соединено с коммутационно-разделительным устройством (7), всеми коммутаторами (4), (13), (14), (15), (16), управляемым фазовращателем (5), которые выполнены на основе p-i-n диодов. Положительные управляющие напряжения смещения на этих диодах соответствуют закрытому каналу коммутатора (4), (13), (14), (15) или (16), отрицательные управляющие напряжения смещения - открытому каналу. Для фазовращателя (5) отрицательное управляющее напряжение соответствует фазовому сдвигу 0°, положительное - 180°. Например, могут быть использованы p-i-n диоды МА4 Р606-131.

Коммутаторы направлений соединены с другими элементами системы следующим образом.

Первый коммутатор (4) соединен фидерными трактами с одной стороны с входом (выходом) UHF коммутационно-разделительного устройства (7), а с другой стороны - с антеннами (2.1) и (6.1) диапазона UHF, причем с антенной задней полусферы (6.1) он соединен через управляемый фазовращатель (5) и четвертое частотно-разделительное устройство (11).

Второй коммутатор (13) соединен с входом (выходом) S, а третий коммутатор - с входом (выходом) L коммутационно-разделительного устройства (7). С другой стороны второй и третий коммутаторы (13) и (14) соединены с первым и вторым частотно-разделительными устройствами (3) и (9). Первое частотно-разделительное устройство (3) соединено с передней правой антенной горизонтальной поляризации (2.2), второе частотно-разделительное устройство (9) соединено с передней левой антенной горизонтальной поляризации (2.3).

Четвертый коммутатор (15) соединен с входом (выходом) L, а пятый коммутатор - с входом (выходом) S коммутационно-разделительного устройства (7). С другой стороны четвертый и пятый коммутаторы (15) и (16) соединены с четвертым и пятым частотно-разделительное устройствами (11) и (12). Четвертое частотно-разделительное устройство (11) соединено с задней антенной горизонтальной поляризации (6.1), пятое частотно-разделительное устройство (12) соединено с задней антенной вертикальной поляризации (6.2).

Третье частотно-разделительное устройство (10) соединено с входами (выходами) S и L коммутационно-разделительного устройства (7) и с передней антенной (2.4) вертикальной поляризации диапазонов S и L.

Входящие в состав предлагаемой АФС коммутационно-разделительные устройства (3), (9), (10), (11), (12) и фазовращатель (5) выполнены с использованием микрополосковой технологии по традиционным схемным решениям [6]. Антенны в составе групп (2) и (6) выполнены широкополосными с учетом обеспечения работы обслуживаемого радиооборудования в указанных частотных диапазонах UHF, L, S.

Коммутаторы на два направления (4), (13), (14), (15), (16), частотно-разделительные устройства (3), (9), (10), (11), (12) и управляемый дискретный фазовращатель (5) могут быть объединены конструктивно в два самостоятельных блока коммутационно-разделительных устройств, которые используются соответственно для подключения радиооборудования к группам антенн (2) и (6).

Предлагаемая антенно-фидерная система работает следующим образом.

Независимую работу бортового радиооборудования (8) в UHF, L, S частотных диапазонах на две группы антенн (2) и (6) обеспечивает коммутационно-разделительное устройство (7), которое содержит коммутационные устройства, в частности, p-i-n-диодные переключатели, частотно-разделительные устройства, сумматоры (делители). Алгоритм подключения радиооборудования указанных частотных диапазонов к рабочим антеннам из групп антенн (2,6) задается с помощью устройства управления (1). Устройство управления (1) по управляющим сигналам обслуживаемого радиооборудования (8) формирует управляющие напряжения смещения и выдает их в заданной комбинации на переключающие p-i-n диоды коммутационных устройств, входящих в состав коммутационно-разделительного устройства (7) и первого (4), второго (13), третьего (14), четвертого (15), пятого (16) коммутаторов на два направления и управляемого дискретного фазовращателя (5).

Режим кругового обзора пространства в UHF диапазоне обеспечивается выдачей комбинации управляющих сигналов из радиооборудования (8) UHF диапазона по каналу (8.1) в устройство управления (1). Устройство управления (1) по этим сигналам формирует и выдает управляющие напряжения на первый коммутатор (4), включенный в тракт UHF диапазона. В результате к радиооборудованию (8) UHF диапазона подключается либо антенна (2.1) горизонтальной поляризации UHF частотного диапазона из группы антенн (2) для обзора передней полусферы пространства, либо через управляемый дискретный фазовращатель (5) и четвертое частотно-разделительное устройство (11) - антенна (6.1) горизонтальной поляризации UHF, L, S частотных диапазонов из группы антенн (6), либо подключаются одновременно обе антенны (2.1) и (6.1). Суммарная диаграмма направленности этих антенн приведена на фигуре 2.

Для исключения потери информации на участках интерференционных зон с помощью дискретного фазовращателя (5) по управляющим сигналам устройства (1) в соответствии с сигналами, задаваемыми UHF радиооборудованием (8), фазовращателем (5) осуществляется изменение фазы радиосигнала в тракте антенны (6.1) обзора задней полусферы пространства на 180°. Это позволяет с требуемой частотой изменять положение углов нулевого провала в интерференционной зоне диаграммы направленности и тем самым исключить пропадание информации.

В тех случаях, когда в бортовом оборудовании UHF диапазона имеется информация о курсовом угле (КУР) наземного радиомаяка, с которым ведется работа, интерференционные зоны могут быть исключены с помощью поочередного включения передней антенны (2.1) горизонтальной поляризации UHF диапазона из группы антенн (2) или задней антенны (6.1) горизонтальной поляризации из группы антенн (6). Переключение осуществляется первым коммутатором (4) по сигналу КУР, задаваемому бортовом радиооборудованием (8) UHF диапазона по каналу (8.2) и преобразованному устройством управления (1). При изменении КУР по часовой стрелке изменение кода зоны обзора производится при значениях КУР, обозначенных на фигуре 3 литерой «А». При изменении КУР против часовой стрелки изменение кода зоны обзора производится при значениях КУР, обозначенных литерой «Б». Сформированные в бортовом радиооборудовании (8) UHF частотного диапазона сигналы (коды) переключения передаются в устройство управления (1), которое, в свою очередь, формирует и выдает управляющие напряжения смещения на переключающие p-i-n диоды коммутационно-разделительного устройства (7), первого коммутатора (4) и управляемого дискретного фазовращателя (5).

При горизонтальном полете самолета и при кренах до ±45° предлагаемая многоцелевая АФС обеспечивает работу радиооборудования L, S частотных диапазонов с антеннами (2.4) и (6.2) вертикальной поляризации. Связь между радиооборудованием (8) и антенной (2.4) осуществляется в этих условиях через третье частотно-разделительное устройство (10), коммутационно-разделительное устройство (7), устройство управления (1), а между радиооборудованием (8) и антенной (6.2) - через пятое частотно-разделительное устройство (12), четвертый (15) и пятый (16) коммутаторы, коммутационно-разделительное устройство (7), устройство управления (1).

При кренах самолета свыше ±45° до ±90° из-за смены вектора поляризации упомянутых выше рабочих антенн относительно вектора поляризации рабочего радиосигнала возникает необходимость смены вектора поляризации рабочих антенн. В предлагаемой АФС это реализовано следующим образом. Устройство управления (1) по сигналу гировертикали, поступающему по каналу (8.3) от обслуживающего АФС радиооборудования (8) L, S частотного диапазона при кренах самолета свыше ±45° до ±90°, подключает радиооборудование (8) L, S частотных диапазонов через коммутационно-разделительное устройство (7), третий (14) и второй (13) коммутаторы, через первое (3) и второе (9) частотно-разделительные устройства к передним правой и левой антеннам (2.2) и (2.3) горизонтальной поляризации из группы антенн (2), а через коммутационно-разделительное устройство (7), четвертый (15) и пятый (16) коммутаторы и далее через четвертое частотно-разделительное устройство (11) - к антенне (6.1) горизонтальной поляризации UHF, L, S частотных диапазонов из группы антенн (б).

Создан экспериментально-опытный образец предлагаемой АФС, прошедший лабораторные испытания. Полученные при летных проверках результаты подтверждают правильность выбранного пути решения задачи - обеспечение устойчивой работы бортового радиооборудования при круговом обзоре пространства с учетом интерференционных зон и эволюциях самолета (кренах до ±90).

Проведенные лабораторные испытания и конструктивная реализация подтверждают возможность промышленной реализации предлагаемой АФС.

Источники информации

[1] Методы проектирования слабонаправленных антенн, Приложение к журналу «Физика волновых процессов и радиотехнические системы». Самарское книжное издательство, сентябрь 2006 г., стр. 188-189.

[2] Патент Великобритании №2303508, кл. G01S 13/94, заявл. 19.02.97.

[3] Патент РФ №2355078, кл. H01Q 1/26, заявл. 13.08.07, 10.01-24А159П.

[4] Патент США 37012569, кл. HO1Q 1/38, заявл. 18.12.01.

[5] Патент РФ №2316021, G01S 13/48, заявл. 01.12.05 г.

[6] Микроэлектронные устройства СВЧ, под редакцией проф. Г.И. Веселова, Москва, «Высшая школа», 1988 г.

1. Многоцелевая самолетная антенно-фидерная система, содержащая антенную часть, коммутационно-разделительное устройство, устройство управления, отличающаяся тем, что антенная часть содержит передние антенну диапазона UHF, правую и левую антенны горизонтальной поляризации диапазонов L, S, антенну вертикальной поляризации диапазонов L, S, задние антенну горизонтальной поляризации диапазонов UHF, L, S и антенну вертикальной поляризации диапазонов L, S, пять коммутаторов на два направления, пять частотно-разделительных устройств, управляемый фазовращатель, устройство управления входами соединено с радиооборудованием в частотных диапазонах UHF, L, S, гировертикалью в диапазонах L, S, определителем курсового угла радиомаяка в диапазоне UHF, а выходами - с коммутационно-разделительным устройством, всеми коммутаторами и управляемым фазовращателем, первый коммутатор соединен с одной стороны с входом (выходом) UHF коммутационно-разделительного устройства, а с другой стороны - с передней и задней антеннами диапазона UHF, причем с задней антенной он соединен через управляемый фазовращатель и четвертое частотно-разделительное устройство, второй и пятый коммутаторы соединен с входом (выходом) S, а третий и четвертый коммутаторы - с входом (выходом) L коммутационно-разделительного устройства, с другой стороны второй и третий коммутаторы соединены с первым и вторым частотно-разделительными устройствами, которые соединены с передними соответственно правой и левой антеннами горизонтальной поляризации, четвертый и пятый коммутаторы соединены с четвертым и пятым частотно-разделительными устройствами, которые соединены с задними антеннами соответственно горизонтальной и вертикальной поляризации, третье частотно-разделительное устройство соединено с входами (выходами) S и L коммутационно-разделительного устройства и с передней антенной вертикальной поляризации.



 

Похожие патенты:

Свч-модуль // 2566328
Изобретение относится к области радиолокационной техники и может быть использовано при проектировании и изготовлении активной фазированной антенной решетки (АФАР).

Использование: изобретение относится к области радиотехники, а точнее к области волноводных антенн с эллиптической поляризацией, и может быть использовано в качестве приемопередающих антенн различных радиотехнических систем, например, на подвижных объектах.

Использование: для приема и передачи сигнала при измерении диаграмм вторичного излучения антенн. Сущность изобретения заключается в том, что приемопередающая антенная решетка вибраторов, жестко закрепленная на основании, состоящая из N-пар антенных излучателей, соединенных с помощью согласованных СВЧ-трактов одинаковой электрической длины, при этом все антенные излучатели выполнены в виде V-образных вибраторов, каждый антенный излучатель N-пары дополнительно содержит второй V-образный вибратор, соединенный противофазно с первым V-образным вибратором, когда первое левое плечо первого V-образного вибратора отрицательного потенциала первого излучателя N-пары соединено со вторым правым плечом второго V-образного вибратора отрицательного потенциала первого излучателя N-пары, а второе правое плечо первого V-образного вибратора положительного потенциала первого излучателя N-пары соединено с первым левым плечом второго вибратора положительного потенциала первого излучателя N-пары.

Использование: для проектирования и изготовления активной фазированной антенной решетки (АФАР). Сущность изобретения заключается в том, что способ охлаждения активной фазированной антенной решетки (АФАР) включает: размещение охлаждающих средств и осуществление циркуляции в каналах охлаждающей жидкой среды; в качестве каждого из охлаждающих средств используют трубы эллиптического поперечного сечения с толщиной стенки, составляющей от 0,25 до 0,3 мм, в контакте с внешней поверхностью боковой стенки корпуса каждого из приемо-передающих модулей, входящих в состав АФАР, которые устанавливают в промежуток между боковой стенкой корпуса каждого из приемо-передающих модулей, входящих в состав АФАР, и элементом несущей конструкции полотна АФАР с суммарным зазором, составляющим от 0,1 до 0,5 мм, при этом каждую из труб выполняют из материала, имеющего возможность упругой деформации, обеспечивающей прижатие каждой из труб к внешней поверхности боковой стенки корпуса каждого из приемо-передающих модулей, входящих в состав АФАР, циркуляцию осуществляют со скоростью, обеспечивающей разность температур между внутренней поверхностью стенки трубы и средней температурой охлаждающей жидкой среды от 3 до 5°C, а нагретую охлаждающую жидкую среду охлаждают при помощи воздушной системы охлаждения с использованием атмосферного воздуха.

Изобретение относится к антенной технике, в частности к сканирующей антенной решетке, базовой станции, сети беспроводной связи и способу формирования диаграммы направленности.

Изобретение относится к области радиолокационной техники и может быть использовано при проектировании и изготовлении активной фазированной антенной решетки (АФАР).

Изобретение относится к системам низкочастотных антенн, имеющих улучшенную направленность излучения. Техническим результатом является создание низкочастотной антенны, имеющей улучшенные рабочие характеристики, а именно обеспечение коэффициента сжатия волны больше единицы без изменения полного волнового сопротивления оболочки при переходе от ее внутренней части к внешней, которые реализуются посредством того, что структура или материал внешней части оболочки антенны выбраны так, что отношение магнитной проницаемости внешней части оболочки к диэлектрической проницаемости внешней части оболочки остается постоянным в пределах внешней части оболочки и равным отношению магнитной проницаемости внешней среды к диэлектрической проницаемости внешней среды.

Использование: для приема и передачи сигнала при измерении диаграмм вторичного излучения антенн. Сущность изобретения заключается в том, что приемопередающая широкодиапазонная антенная решетка наклонной поляризации из 2*N-ПАР V-образных вибраторов, расположенных в плоскости, жестко закрепленная на основании, состоящая из N-пар антенных излучателей, соединенных с помощью согласованных СВЧ-трактов одинаковой электрической длины, отличающаяся тем, что все антенные излучатели выполнены в виде V-образных вибраторов, каждый антенный излучатель N-пары дополнительно содержит второй V-образный вибратор, плечи всех вибраторов состоят из двух диполей разной длины, длина первого диполя равна от 0.2*λcp1 до 0.3*λcp1, длина второго диполя равна от 0.2*λcp2 до 0.3*λcp 2, где λcp1, λcp2 - средние длины волн первого и второго диапазонов.
Изобретение относится к фазированным антенным решеткам. Технический результат изобретения заключается в расширении арсенала технических средств реализации оптической ФАР.

Изобретение относится к радиолокации, точнее к фазированным антенным решеткам (ФАР) СВЧ диапазона, и может быть использовано в пассивной и активной радиолокации для осуществления непрерывного параллельного контроля пространства.

Использование: изобретение относится к области радиолокационной техники и может быть использовано при проектировании и изготовлении активной фазированной антенной решетки (АФАР). Сущность: приемо-передающий СВЧ-модуль содержит корпус и расположенную в нем радиоэлектронную ячейку, содержащую несущую печатную плату, на которой расположен узел, предназначенный для управления модулем, узел, предназначенный для питания модуля, и радиоэлектронные элементы, образующие по меньшей мере два приемо-передающих канала и узел, предназначенный для передачи СВЧ-сигнала. На несущей печатной плате установлены экранирующие жесткие перегородки, разделяющие приемо-передающие каналы, и экранирующая жесткая, по существу, четырехугольная рамка, ограничивающая область расположения узла, предназначенного для управления модулем, и узла, предназначенного для питания модуля. Две смежные стороны рамки выполнены с открытыми снизу каналами, обеспечивающими размещение узла, предназначенного для передачи СВЧ-сигнала. Каждая из упомянутых перегородок и упомянутая рамка закреплены через несущую печатную плату на дне корпуса резьбовыми соединениями. Технический результат: изобретение позволяет снизить шумы при работе модуля, повысить электромагнитную совместимость и повысить жесткость конструкции в целом за счет особенностей экранирования различных функциональных узлов и каналов модуля. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к антенной технике и может быть использовано в радиолокационных станциях, предназначенных для обнаружения целей, определения дальности до цели и определения координат цели. Технический результат заключается в повышении точности определения координат цели за счет многоканального приема, цифровой совместной апостериорной обработки разночастотных сигналов и случайного распределения сигналов с различными частотами по номерам излучающих элементов при одновременном повышении быстродействия за счет однократного излучения и приема разночастотных сигналов и получения информации о радиолокационной обстановке в рабочей зоне на этапе обработки, а не за счет многократного зондирования пространства во времени. Для этого в многочастотную антенную решетку, содержащую систему формирования когерентной сетки эквидистантно расстроенных частот и N излучающих элементов, дополнительно введены: N аналоговых приемников, N аналогово-цифровых преобразователей (АЦП), устройство хранения результатов измерений, суммирующее устройство, N умножителей, вычислительное устройство, устройство отображения результатов измерений и устройство управления. 6 ил.

Изобретение относится к антенным системам направленного излучения и приема. Получаемым техническим результатом является создание АФАР со структурой построения, обеспечивающей, при размещении на самолете, одновременно круговой многолучевой прием запросных сигналов и излучение ответного сигнала в направлении запроса узким лучом с целью скрытости радиоизлучения. Сущность изобретения состоит в том, что АФАР разделена на четыре одинаковых модуля, размещаемых на передних, задних кромках правого и левого крыла самолета, при этом в модули АФАР введены амплитудно-фазовые формирующие части отдельно для передаваемых и принимаемых сигналов, которые связаны с общим излучателем через приемопередающие модули, имеющие раздельные передающий и приемный входы, причем входы передатчиков обслуживаемого радиооборудования подключены через делители мощности, число выходов которых равно числу излучателей и входов приемной амплитудно-фазовой формирующей части, и такое же количество выходов каналов связи (лучей), сформированных амплитудно-фазовой формирующей частью приемных сигналов, подключены к своему приемнику, а выход информационного сигнала каждого из приемников подключен ко входу введенного в модуль АФАР мультиплексора, выход мультиплексного канала связи которого соединен с обслуживаемым радиооборудованием, которое связано через блок управления и контроля с управляемыми элементами фазовращателями АФАР. 14 ил.

Изобретение относится к антенной технике. Технический результат - уменьшение помех сигналов или многолучевой интерференции Для этого принимают на датчике, расположенном возле приемной антенны, сигнал отражения, отраженный по меньшей мере от одной поверхности летательного аппарата, с которой соединена конформная отражательная фазированная антенная решетка, настроенная для управления прохождением сигнала отражения. Сигналом отражения управляют с использованием конформной отражательной фазированной антенной решетки, чтобы уменьшать амплитуду сигнала отражения на приемной антенне на основе сигнала отражения, принятого на датчике. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к радиотехнике. Технический результат выражается в простоте конструкции и высокой выходной мощности антенны, оптимальном выходном сопротивлении, согласуемом с сопротивлением нагрузки, а также высокой надежности работы антенны. Для этого антенная решетка с обработкой сигнала состоит из М=2, 3, 4, … рядов линейных вибраторов, лежащих в одной плоскости и равноудаленных друг от друга на расстояние кратное λ/2, причем в каждом ряду имеется N=2, 3, 4, … вибраторов каждый длиной l=λ/2, а расстояние между концами соседних вибраторов в каждом ряду d<<λ, где λ - длина волны электромагнитного излучения СВЧ диапазона радиоволн, и содержит (N-1)М диодов, распределенных таким образом, что в каждом из М рядов концы соседних вибраторов соединены между собой по постоянному току (N-1) диодами, включенными по постоянному току последовательно и однополярно, а свободные концы крайних вибраторов М рядов соединены между собой параллельно и однополярно и подключены к нагрузке антенны. 4 ил.

Изобретение относится к радиотехнике, в частности к средствам приема и передачи радиоволн. Приемо-передающий модуль активной фазированной антенной решетки содержит передающий и приемный каналы, первое, второе и третье направленное устройство разделения падающей и отраженной мощностей, защитное устройство, выпрямитель, согласованную нагрузку, обратноходовой преобразователь. Вход падающей мощности первого направленного устройства соединен с выходом передающего канала, а выход отраженной мощности соединен с входом падающей мощности второго направленного устройства, которое через защитное устройство соединено с входом приемного канала. Выход отраженной мощности второго направленного устройства разделения падающей и отраженной мощностей подключен к входу падающей мощности третьего направленного устройства, подключенному к выпрямителю, нагруженному на вход обратноходового преобразователя, выход которого подключен к цепи питания передающего канала. Выход отраженной мощности третьего направленного устройства разделения падающей и отраженной мощностей подключен к согласованной нагрузке. Технический результат - повышение КПД антенной решетки. 2 ил.

Изобретение относится к радиотехнике, в частности к антенной технике, и может быть использовано в радиотехнических системах связи, размещаемых на борту космических аппаратов (КА), функционирующих в сложной сигнально-помеховой обстановке, например, в системах космической связи с подвижными объектами. Технический результат - повышение помехоустойчивости путем снижения величины систематических ошибок в оценках пеленга на источники излучения, находящиеся в зоне ответственности адаптивной антенной решетки. Многолучевая адаптивная антенная решетка содержит N приемных элементов, диаграммообразующий блок, аналого-цифровые преобразователи, цифровой вычислитель вектора весовых коэффициентов пространственного дифференцирования, а также цифровой вычислитель вектора весовых коэффициентов пространственного накопления. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области радиолокационной техники и может быть использовано при проектировании и изготовлении активной фазированной антенной решетки (АФАР). Технический результат - повышение радиотехнических характеристик радиоэлектронного СВЧ-модуля за счет снижения КСВ. Радиоэлектронный СВЧ-модуль содержит корпус и расположенную в нем радиоэлектронную ячейку, содержащую печатную плату с радиоэлектронными элементами, полосковые линии которой соединены с выступающими вовнутрь корпуса центральными проводниками герметичных СВЧ-переходов, расположенных в противоположных стенках корпуса. Печатная плата в каждой из зон, предназначенных для соединения полосковых линий с центральными проводниками герметичных СВЧ-переходов, имеет выступающие части и вырезы, имеющие форму и размеры, позволяющие обеспечить расположение торцевых поверхностей печатной платы в каждой из зон, предназначенных для соединения полосковых линий с центральными проводниками герметичных СВЧ-переходов, с натягом относительно поверхностей противоположных стенок корпуса. 5 з.п. ф-лы, 12 ил.

Многолучевая самофокусирующаяся антенная решетка содержит N секций по L приемопередающих элементов и по L приемопередающих модулей, приемопередающие элементы, диаграммообразующий блок. Указанный блок состоит из N цепей, каждая из которых содержит последовательно соединенные управляемый фазовращатель, усилитель мощности и делитель мощности, приемопередающие модули, задающий генератор, делитель сигнала задающего генератора, блок управления положением диаграммы направленности, приемный блок. Также антенна содержит N цифровых вычислителей юстировочных коэффициентов, результатом работы которых является множество векторов юстировочных коэффициентов. При этом анализ указанных векторов производят при помощи цифрового блока сравнения, результатом работы которого является определение поканального фазового набега на каждой из секций полотна решетки. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к антенной технике КВЧ диапазона. Заявленный планарный диэлектрический излучатель состоит из возбуждающего одномодового прямоугольного диэлектрического волновода, диэлектрического плоского клина и диэлектрической пластины с двумя щелями, торец которой является апертурой излучателя, клин соединен со стороны вершины с возбуждающим его одномодовым прямоугольным диэлектрическим волноводом с поляризацией электрического поля вдоль широкой стороны поперечного сечения, с другой стороны к клину присоединена пластина с двумя щелями, формат (отношение сторон) поперечного сечения Ф которой выбирается из условия Фкр15≤Ф≤Фкр17, где Фкр15 и Фкр17 - критические значения формата поперечного сечения прямоугольного диэлектрического волновода для волн HΕ15 и HЕ17 соответственно, угол при вершине клина должен быть не более пятнадцати градусов, толщины клина и пластины равны узкой стороне сечения возбуждающего волновода, щели в пластине расположены симметрично и параллельно ее оси и могут иметь произвольную форму. Техническим результатом является возможность получения излучения с амплитудным распределением, описываемым по одной из поперечных пространственных координат функцией Гаусса-Эрмита нулевого порядка. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх