Способ реставрации отверстия подшипника скольжения в старинном механизме

Изобретение относится к реставрации старинной механики, а именно к методам реставрации выработанных отверстий подшипников скольжения. Сущность изобретения: при извлечении футора с выработанным отверстием подшипника осуществляют поворот футора относительно его оси в пределах трети полного оборота и устанавливают футор на прежнее место. Дальнейшая переустановка футора сопровождается очередным его поворотом. Технический результат: увеличение ресурса службы футора в подшипнике. 2 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к реставрации старинной механики, в частности к методам реставрации выработанных отверстий подшипников скольжения старинных механизмов, преимущественно старинных часов, а также старинных музыкальных автоматов, старинных механических игрушек и т.п.

Известен способ реставрации отверстий подшипников скольжения в старинных механизмах, преимущественно в старинных часах, включающий нахождение центра первоначального отверстия подшипника на плоскости выработанного отверстия обрабатываемой детали, расточку выработанного отверстия, изготовление футора и размещение футора в расточенном цилиндрическом отверстии, отличающийся тем, что для нахождения центра первоначального отверстия осуществляют увеличение изображения выработанного отверстия, при расточке снимают минимальный слой металла до получения цилиндрического отверстия, размещение футора осуществляют с возможностью его удаления после износа отверстия (см. патент России №2071706, 6 G04B 31/06, 29/02. "Способ реставрации отверстия подшипника скольжения в старинном механизме").

В качестве недостатков известного способа можно отметить следующее.

Известный способ предусматривает удаление футора после износа (выработки) отверстия, т.е. одноразовое использование футора до момента образования предельной выработки отверстия.

Настоящее изобретение позволяет в несколько раз увеличить ресурс службы футора. Техническим результатом, который может быть получен при осуществлении изобретения, является увеличение количества применений одного и того же футора, что позволяет исключить использование прецизионного оборудования и минимизировать затраты на выполнение реставрационных работ.

В основе предлагаемого способа заложен алгоритм стабильной направленности вектора выработки отверстия подшипника, характерной для конкретной оси зубчатого зацепления часового механизма. Вектор выработки отверстий подшипников старинной часовой механики и устройств на ее основе (старинные музыкальные автоматы, старинные механические игрушки и т.п.) всегда имеет постоянную направленность.

Эта особенность и позволяет поворотом футора установить цапфу оси зубчатого колеса на новую, еще не изношенную часть цилиндрической поверхности отверстия подшипника, что и требуется для реставрации старинной часовой механики.

Указанный технический результат достигается тем, что футор с естественной выработкой отверстия извлекают из реставрируемой детали и устанавливают на прежнее место, повернув его относительно вектора выработки, в пределах трети оборота, вокруг оси вращения футора.

Это позволяет цапфе оси зубчатого колеса обрести опору на еще неповрежденной цилиндрической поверхности отверстия подшипника. В дальнейшем, при естественной выработке отверстия подшипника, футор вновь переустанавливается.

Данный способ реставрации старинной часовой механики (и т.п.) в части отверстий подшипников скольжения гарантирует полный возврат исходных технических характеристик работоспособности сопряжения пары: отверстие подшипника-цапфа оси зубчатого колеса.

Это доказано более чем десятилетней практикой применения данного способа при реставрации множества старинных часовых механизмов.

Статические и динамические параметры сопряжения подшипник-цапфа приобретают исходные значения.

1. Способ реставрации отверстия подшипника скольжения в старинных механизмах, преимущественно старинных часах, а также старинных музыкальных автоматах, старинных механических игрушках и т.п., включающий извлечение футора, поворот его вокруг оси вращения и установку футора на прежнее место.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что поворот футора вокруг оси вращения осуществляется в пределах трети полного оборота.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что в дальнейшем футор переустанавливается с очередным поворотом.



 

Наверх