Способ измерения угла крена летательного аппарата

Изобретение относится к радионавигации и может использоваться в навигационной системе летательного аппарата (ЛА), применяемой для определения ориентации относительно земли, например, при заходе ЛА на посадку по приборам. Достигаемый технический результат - снижение погрешности измерения угла крена. Указанный результат достигается за счет того, что из точки с известными координатами излучают линейно-поляризованные электромагнитные волны, вектор напряженности электрического поля которых совпадает с вертикальной плоскостью, приемная антенна на борту летательного аппарата принимает электромагнитные волны, сигнал с выхода приемной антенны поступает на два вращателя плоскости поляризации, углы поворота плоскости поляризации которых равны по абсолютной величине, но противоположны по направлению поворота, сигналы с выхода каждого вращателя плоскости передают в бортовую цифровую вычислительную машину, в которой осуществляют измерение значений амплитуд сигналов и определяют угол крена летательного аппарата путем использования априорной зависимости, связывающей угол крена и значения амплитуд на выходе вращателей. 1 ил.

 

Изобретение относится к радионавигации и может использоваться в навигационной системе летательного аппарата (ЛА), применяемой для определения ориентации относительно земли, например, при заходе ЛА на посадку по приборам.

Известны способы и устройства измерения угла крена ЛА, основанные на использовании инерциальных систем навигации, в частности гироскопических систем ориентации [1-4]. Способам измерения ориентации, основанным на применении инерциальных систем навигации, и устройствам, используемым для их реализации, свойственны недостатки. Во-первых, погрешность инерциальных систем увеличивается пропорционально продолжительности полета, происходит постоянное накапливание погрешности измерений. В течение одного часа полета накопленная погрешность может составлять единицы градусов [2-3]. Во-вторых, погрешность инерциальных систем зависит от величин ускорений, действующих на ЛА. Так, если на ЛА воздействуют значительные перегрузки, то происходит увеличение собственной скорости прецессии гироскопа, что в ряде случаев может привести к полной потере его работоспособности [2].

Известен способ-прототип измерения угла крена летательного аппарата [5] при его движении на источник излучения электромагнитных волн, в котором из точки с известными координатами излучают горизонтально линейно-поляризованные электромагнитные волны, вектор напряженности электрического поля E которых совпадает с горизонтальной плоскостью, на борту летательного аппарата принимают электромагнитные волны в собственном линейном ортогональном поляризационном базисе, единичные орты которого совпадают с вертикальной и поперечной осями летательного аппарата соответственно, а собственная поляризация приемной антенны линейная и вращается с частотой Ω на основании принятого сигнала на выходе приемника с логарифмической амплитудной характеристикой и линейным детектированием Eвых(t)=lgc+lg[1+cos(2Ωt±2γ)]/2, где c - постоянная величина, учитывающая потенциал передатчика, расстояние от передатчика до летательного аппарата, чувствительность приемника, выделяют из принятого сигнала спектральную составляющую на частоте 2Ω, измеряют ее фазу φ относительно удвоенного углового положения собственной поляризации приемной антенны и определяют угол крена γ летательного аппарата между поперечной осью летательного аппарата и горизонтальной плоскостью по формуле: γ[рад]=±φ2Ω/2[рад].

Недостатком способа-прототипа является возникновение погрешности измерения угла крена в случае отклонения частоты Ω от номинального (заданного значения частоты) и накопление этой погрешности с течением времени, причем погрешность определения угла увеличивается пропорционально продолжительности полета.

Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, состоит в возможности обеспечения высокой точности измерения угла крена при длительном полете летательного аппарата.

Технический результат, достигаемый заявленным изобретением, заключается в снижении погрешности измерения угла крена.

Сущность заявляемого способа измерения угла крена ЛА заключается в следующем.

Из точки с известными координатами излучают вертикально (возможно и горизонтально, но при вертикальной меньше искажения от взаимодействия с земной поверхностью) линейно-поляризованные электромагнитные волны, вектор напряженности электрического поля E которых совпадает с вертикальной плоскостью. Сечение электромагнитной волны, перпендикулярное направлению ее распространения, имеет форму эллипса - эллипса поляризации. Излучаемый сигнал имеет максимальную амплитуду в вертикальном направлении. Вектор напряженности электрического поля E и нормаль вектора образуют две оси декартовой прямоугольной системы координат. Такая система координат связана с неподвижной земной поверхностью и рассматривается в качестве неподвижной системы координат, относительно которой осуществляют измерение угла крена ЛА.

Пусть на борту ЛА установлена приемная антенна, которая предназначена для приема электромагнитных волн в собственном линейном ортогональном поляризационном базисе. При этом единичные орты поляризационного базиса образуют оси декартовой прямоугольной системы координат, которая связана с корпусом ЛА. Единичные орты поляризационного базиса и связанная система координат ЛА подвижны относительно неподвижной наземной системы координат.

Приемная антенна ЛА принимает вертикально линейно-поляризованные электромагнитные волны, излучаемые наземным источником, и установлена таким образом, что при отсутствии угла крена ЛА направление осей подвижной и неподвижной прямоугольных систем координат совпадает. Возникновение угла крена ЛА приводит к повороту в связанной системе координат (подвижной системы) вектора напряженности электрического поля E электромагнитных волн, принимаемых на борту ЛА, на такой же угол. Иначе говоря, при возникновении угла крена ЛА одновременно в связанной системе координат изменяется ориентация плоскости поляризации сигналов, поступающих на вход приемной антенны.

С выходом приемной антенны связаны два устройства, предназначенные для вращения плоскости поляризации, называемые в дальнейшем изложении вращателями плоскости поляризации. Углы поворота плоскости поляризации вращателей равны по абсолютной величине, но противоположны по знаку, т.е. вращатели поворачивают плоскость поляризации в противоположных направлениях. При использовании вращателей, один из которых поворачивает плоскость поляризации на 45 град., а другой на -45 град., угол между двумя плоскостями поляризации на выходе двух вращателей составляет 90 град. В качестве вращателей могут применяться устройства, предназначенные для вращения плоскости поляризации, описанные в работе [6, стр.337].

Плоскости не являются коллинеарными. Угол между плоскостями поляризации следует выбирать с учетом эксцентриситета эллипса поляризации сигнала, излучаемого наземным передатчиком.

Сигналы с выхода каждого вращателя плоскости передают в бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ), в которой осуществляют измерение значений амплитуд сигналов. При отсутствии угла крена значения обеих амплитуд совпадают, при появлении угла крена значения отличаются. В БЦВМ осуществляют сравнение измеренных значений амплитуды на выходах вращателей и определяют угол крена ЛА путем использования априорной зависимости, связывающей угол крена и значения амплитуд на выходах вращателей. В качестве априорной зависимости, необходимой для реализации способа, может применяться, например, априори полученные следующие виды зависимости: однопараметрические зависимости угла крена от разности амплитуд, отношения амплитуд, логарифма отношения амплитуд; двухпараметрические зависимости угла крена от значений амплитуд, логарифмов значений амплитуд.

Основными признаками, отличающими заявленный способ от способа-прототипа, являются:

- получение на борту ЛА сигнала наземного передатчика в двух плоскостях поляризации, развернутых друг относительно друга на некоторый угол, значение которого не изменяется в процессе полета ЛА;

- определение угла крена ЛА по значениям амплитуды сигналов, принятых в двух плоскостях.

Из описания заявленного изобретения следует, что техническими достоинствами заявленного изобретения являются:

1) отсутствие накопления со временем погрешности, связанной с неточностью частоты Ω вращения плоскости поляризации;

2) более высокое быстродействие по сравнению с прототипом, т.к. для определения угла крена не требуется интегрирование принимаемого сигнала по времени;

3) упрощение алгоритма определения угла крена по сравнению с алгоритмом способа-прототипа, что позволяет технически упростить устройство, реализующее заявленный способ, по сравнению с устройством для реализации способа-прототипа.

Блок-схема устройства, предназначенного для осуществления заявленного способа, представлена на фигуре 1.

Устройство содержит передатчик 1 и передающую антенну 2, расположенные в точке с известными координатами. На борту ЛА устройство содержит приемную антенну 3, первый вращатель плоскости поляризации 4, второй вращатель плоскости поляризации 5, бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ) 6, блок хранения априорной зависимости 7, связывающей угол крена и значения разности амплитуд на выходах вращателей, устройство индикации угла крена 8. Первый вход БЦВМ соединен с выходом первого вращателя 4, второй вход БЦВМ соединен с выходом второго вращателя 5, третий вход БЦВМ соединен с выходом блока хранения 7.

В качестве вращателей плоскости поляризации 4 и 5 для вращения плоскости поляризации сигнала, поступающего с выхода приемной антенны 3, могут применяться устройства, приведенные в работе [6, стр.337].

Устройство работает следующим образом.

Передатчик 1 через передающую антенну 2, расположенную в точке с известными координатами, излучает в направлении ЛА линейно-поляризованные электромагнитные волны, вектор напряженности электрического поля которых совпадает с вертикальной плоскостью.

Антенна 3 на борту ЛА принимает электромагнитные волны. С выхода приемной антенны 3 сигнал поступает на входы первого вращателя плоскости поляризации 4 и второго вращателя плоскости поляризации 5. Сигналы с выхода первого вращателя 4 и второго вращателя 5 поступают в БЦВМ 6, в которой осуществляют измерение значений амплитуд сигнала на выходе вращателей 4 и 5. Параметры, характеризующие априорную зависимость угла крена ЛА от значений амплитуд на выходах вращателей, поступают из блока 7 на третий вход БЦВМ 6. По значениям амплитуд на выходе вращателей 4, 5 в БЦВМ 6 определяют угол крена ЛА путем использования априорной зависимости, связывающей угол крена и значения амплитуд на выходах вращателей 4, 5.

Полученное значение угла крена поступает на устройство индикации угла крена 8.

Основной технический результат, достигаемый заявленным изобретением, заключается в снижении погрешности измерения угла крена.

Из последовательности действий, необходимой для осуществления способа, следует, что заявленный способ может быть использован при определении угла крена летательного аппарата и многократно воспроизведен.

Литература

1. Александров А.С., Арно Г.Р. и др. Современное состояние и тенденции развития зарубежных средств и систем навигации подвижных объектов военного и гражданского назначения. - СПб., 1994. - 119 с.

2. Пельпор Д.С., Ягодкин В.В. Гироскопические системы. - М.: Высшая школа, 1977. - 216 с.

3. Агаджапов П.А., Воробьев В.Г. и др. Автоматизация самолетовождения и управления воздушным движением. - М.: Транспорт, 1980. - 357 с.

4. Ярлыков М.С. Статистическая теория радионавигации. - М.: Радио и связь, 1985. - 344 с.

5. Гулько В.Л. Патент №2475862 RU, МПК G08G 5/02. Способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство для его реализации, заявлено 04.08.2011, опубл. 20.02.2013, бюл.№5.

6. Канарейкин Д.Б., Павлов Н.Ф. Потехин В.А. Поляризация радиолокационных сигналов. М.: «Светское радио», 1966. 440 с.

Способ измерения угла крена летательного аппарата, заключающийся в том, что из точки с известными координатами излучают линейно-поляризованные электромагнитные волны, вектор напряженности электрического поля которых совпадает с вертикальной плоскостью, приемная антенна на борту летательного аппарата принимает электромагнитные волны, отличающийся тем, что сигнал с выхода приемной антенны поступает на два вращателя плоскости поляризации, углы поворота плоскости поляризации которых равны по абсолютной величине, но противоположны по направлению поворота, сигналы с выхода каждого вращателя плоскости передают в бортовую цифровую вычислительную машину, в которой осуществляют измерение значений амплитуд сигналов и определяют угол крена летательного аппарата путем использования априорной зависимости, связывающей угол крена и значения амплитуд на выходе вращателей.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области радиолокационных измерений и предназначено для проверки наличия у воздушного объекта (ВО) траекторных нестабильностей (ТН) движения в виде рысканий планера в режиме перестройки несущей частоты от импульса к импульсу.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для обеспечения безопасной посадки вертолета в условиях отсутствия или ограниченной видимости.

Изобретения относятся к области авиации и могут быть использованы для обеспечения посадки летательного аппарата (ЛА). Достигаемый технический результат - повышение безопасности посадки.

Изобретение относится к радионавигационным системам и может быть использовано в системах обеспечения посадки летательных аппаратов, в том числе беспилотных, а также в системах обеспечения судовождения.

Изобретение относится к радионавигации и может использоваться в системах посадки летательных аппаратов по приборам. Достигаемый технический результат изобретения заключается в исключении постоянного накапливания с течением времени ошибки измерения.
Группа изобретений относится к области информационных систем общего пользования и интеллектуальным транспортным системам (ИТС). Интеллектуальную транспортную систему устанавливают в комплексе на автотранспортном средстве, полностью адаптируют к его электрической системе, используют непрерывно в автоматическом и ручном режиме, совместно со средствами сотовой связи, Интернетом и навигационными спутниковыми системами, и осуществляют видео-наблюдение и контроль над автотранспортным средством на расстоянии с помощью сотового аппарата, поддерживающего технологию 3-G.

Изобретение относится к области радиотехники, а именно к области навигационных измерений, и может быть использовано в наземном комплексе управления орбитальной группировкой навигационных космических аппаратов (НКА).

Изобретение предназначено для определения расстояния между воздушными судами в полете. Достигаемый технический результат - упрощение устройства.

Изобретение может быть использовано для предупреждения столкновений ЛА с воздушными препятствиями, находящимися в интервале высот выделенного в соответствии с нормами эшелонирования.

Высотомер // 2501036
Изобретение относится к радиолокационной технике и может быть использовано в летательных аппаратах, определяющих высоту до водной или земной поверхности. Достигаемый технический результат - увеличение точности определения высоты.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для обработки сигналов двухдиапазонных радиолокационных систем. Достигаемый технический результат - повышение быстродействия и точности идентификации измерений, приходящих от двухдиапазонных радиолокационных систем. Суть предлагаемого способа состоит в том, что в каждом j-ом диапазоне для полученной группы измерений для всех сопровождаемых целей формируются невязки, представляющие собой разность между результатами полученных измерений и результатами прогнозирования оцениваемых фазовых координат отслеживаемой цели. Далее, для всех сопровождаемых траекторий формируются функционалы качества. Решение о принадлежности полученных измерений той или иной из сопровождаемых целей принимается по минимальному значению функционалов, определяемому в процессе их перебора. Система идентификации измерений для двухдиапазонной радиолокационной системы выполнена определенным образом. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к способам навигации, посадки и взлета летательного аппарата (ЛА) с посадкой вертолетного типа. Достигаемый технический результат - обеспечение безопасной навигации вертолета. Указанный результат достигается за счет того, что используют бортовой радиолокатор посадки (РЛП) мм-диапазона, по данным которого формируют радиолокационное изображение, отображаемое в кабине ЛА, осуществляют поиск, обнаружение и идентификацию места посадки ЛА, определяют местоположение места посадки и его вертолетной площадки относительно ЛА и осуществляют навигацию ЛА, используя соответствующие режимы управления. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к технике обеспечения активной безопасности дорожного движения, в частности к системам предупреждения пересечения и наезда транспортного средства на осевую разделительную линию автомобильной дороги. Способ реализуется путем оснащения транспортного средства радарной установкой и связанными с ней логическим устройством и электронным блоком управления, воздействующим на активаторы транспортного средства. Кроме того, согласно предлагаемому способу разделительной линии автомобильной дороги придаются повышенные радиоотражающие свойства. Во время движения транспортного средства вдоль осевой разделительной линии последняя облучается радиоволнами, излучаемыми радарной установкой. Отраженные от осевой разделительной линии радиосигналы, попадая на логическое устройство, обрабатываются с целью определения расстояния L между левым передним колесом транспортного средства и разделительной линией. В случае, если рассчитанное логическим устройством расстояние L станет меньше некоторого заранее заданного критического расстояния Lкр, то есть, если L<Lкр, то логическое устройство выдает сигнал на блок управления транспортного средства, который по заранее заложенной в него программе воздействует на активаторы и возвращает транспортное средство на безопасную траекторию, для которой расстояние L≥Lкр, предотвращая тем самым выезд транспортного средства на встречную полосу движения. Изобретение обеспечивает безопасность движения транспортного средства за счет минимизации возможности выезда его на полосу встречного движения автоматически без участия водителя. 1 ил.

Группа изобретений относится к управлению движением искусственных спутников с целью предотвращения их столкновений с фрагментами космического мусора. Бортовая система спутника определяет радиолокационными средствами вероятность таких столкновений со всех направлений внутри сфероида вокруг спутника. При достаточно высокой вероятности система рассчитывает на основе генерируемых ею эфемеридных данных для спутника и фрагментов мусора траекторию уклонения. Последняя реализуется двигателями малой тяги, при выполнении требования минимального изменения орбиты спутника. Техническим результатом группы изобретений является повышение надежности и упрощение процедуры уклонения спутника от столкновений с космическим мусором в автономном или полуавтономном режиме. 2 н. и 30 з.п. ф-лы, 4 ил.

Относится к радиотехническим методам определения местоположения объектов в воздушном пространстве и может быть использовано для предупреждения столкновений воздушных судов, в частности легких маневренных самолетов, имеющих минимум приборного оборудования и находящихся в зонах пониженной плотности воздушного движения при отсутствии диспетчерской поддержки. Достигаемый технический результат - формирование информации для обнаружения пилотом наличия потенциальной опасности столкновения с другим самолетом. Указанный результат достигается за счет того, что по измеренному значению дальности до воздушного судна, представляющего опасность полету, формируют зону воздушного пространства, которая отображается на индикаторе воздушной обстановки в виде окружностей с равномерно расположенными на них радиальными стрелками, при этом диаметр отображаемой окружности соответствует расстоянию до воздушного судна, представляющего опасность полету, длина и направление стрелок - скорость и направление движения (сближение/удаление) воздушных судов, подвергающихся опасности столкновения. По заданному значению высотного интервала между эшелонами и разности барометрических высот защищаемого и угрожающего воздушного судна на индикаторе воздушной обстановки отображаются воздушные суда, для которых разность высот или расчетное время до опасного сближения превышает заданный порог. В зависимости от степени опасности изменяется цвет отображения и подаются звуковые сигналы. При нахождении угрожающего воздушного судна в зоне перекрытия и при достижении предварительно установленного значения дальности опасного сближения пилот воздушного судна, которое подвергается опасности столкновения, связывается по стандартному радиотелефону с пилотом угрожающего воздушного судна и согласовывает маневр расхождения. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при расчете высоты полета летательных аппаратов (ЛА) для обеспечения посадки в условиях ограниченной видимости. Техническим результатом заявленного способа является повышение точности и целостности характеристик измерения высоты при заходе ЛА на посадку за счет более полного учета температуры воздуха. Указанный результат достигается за счет того, что информация о давлении и температуре в предполагаемой точке касания ЛА взлетно-посадочной полосы, полученная на метеостанции, автоматически передается в диспетчерский пункт, с диспетчерского пункта она передается на борт ЛА и автоматически вводится в бортовой вычислитель. Информация, введенная в бортовой вычислитель, вновь передается на диспетчерский пункт для автоматического подтверждения правильности ее введения. На борту на основании измеренных резервированными измерителями данных о статическом давлении и температуре заторможенного потока, а также полученной с диспетчерского пункта информации определяется геометрическая высота ЛА над планируемой точкой касания. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и предназначено для применения в радиолокационных станциях (РЛС) для предотвращения столкновений летальных аппаратов с наземными препятствиями. Достигаемый технический результат - расширение диапазона азимутальных углов, в котором осуществляется поиск опасных препятствий при маловысотном полете летательного аппарата, а также при сохранении малого времени обзора. Способ основан на том, что осуществляют двухстрочный обзор подстилающей поверхности по азимуту лучом ДНА на разных интервалах дальности. В процессе обзора накапливают отраженный сигнал, проводят пороговую обработку. При обнаружении препятствия осуществляют сканирование по углу места, обнаруживают верхнюю границу препятствия, рассчитывают превышение летательного аппарата над препятствием и сравнивают с допустимым превышением. 2 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и предназначено для применения в радиолокационных станциях (РЛС) для предотвращения столкновений летальных аппаратов с наземными препятствиями. Достигаемый технический результат - расширение диапазона азимутальных углов, в котором осуществляется поиск опасных препятствий при маловысотном полете летательного аппарата, а также при сохранении малого времени обзора. Способ основан на том, что осуществляют двухстрочный обзор подстилающей поверхности по азимуту лучом ДНА на разных интервалах дальности. В процессе обзора накапливают отраженный сигнал, проводят пороговую обработку. При обнаружении препятствия осуществляют сканирование по углу места, обнаруживают верхнюю границу препятствия, рассчитывают превышение летательного аппарата над препятствием и сравнивают с допустимым превышением. 2 ил.
Наверх