Способ оценки морально-психологических характеристик коллектива

Способ относится к психологии и может быть использован для диагностики и оценки морально-психологического состояния и морально-психологического климата в коллективе. Каждому члену коллектива предоставляют инструкции по выполнению теста. Респондент выполняет заданную последовательность теста. Проводят оценку эмоционального состояния тестируемого по тесту «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» и цветовому тесту Люшера. Проводят методику оценки морально-психологического климата коллектива (МПК) по таблице 5 описания. Проводят методику оценки морально-психологического состояния коллектива (МПС) по таблице 2 описания. По результатам тестирования формируют отчеты. Об уровне эмоционального состояния коллектива судят по полученным интерпретациям методики «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» и цветовому тесту Люшера. Уровень МПС оценивают по сумме баллов: высокий: 3,0-2,5; стабильный: 2,49-1,5; нестабильный: 1,49-1,01; нездоровый, неудовлетворительный: 1,0-0. Уровень МПК оценивают по сумме баллов: благоприятный: 3,0-2,5; нестабильный: 2,49-1,5; неблагоприятный: 1,49-0. Способ позволяет достоверно провести диагностику морально-психологических характеристик каждого члена изучаемого коллектива одновременно с диагностированием общего морально-психологического состояния и морально-психологического климата всего коллектива за счет комплексного использования оптимально подобранных методик. 2 ил., 2 пр., 16 табл.

 

Способ оценки морально-психологических характеристик коллектива относится к области психологии и предназначен для диагностики и оценки морально-психологического состояния (МПС) и морально-психологического климата (МПК) в коллективе, а именно для определения степени соответствия уровня развития морально-нравственных качеств членов коллектива, необходимых для успешного выполнения задач, стоящих перед ним, а также для диагностики мотивов и ценностей членов коллектива, характера взаимоотношений в коллективе, коллективных мнений, настроений и коллективной направленности. Данный способ может быть использован для групповых исследований как при первичном контроле МПС и МПК вновь созданного коллектива, так и при периодическом контроле и сопровождении процесса жизнедеятельности коллектива.

Способ позволяет осуществлять диагностирование морально-психологических характеристик каждого члена изучаемого коллектива одновременно с диагностированием общего морально-психологического состояния и морально-психологического климата коллектива, целью которого является оптимизация морально-психологического климата, регулирование конфликтов и анализ влияния человеческого фактора на возникновение критических ситуаций в коллективе.

Известен способ оценки эмоционального состояния человека (патент РФ №2291720, 20.01.2007, Бюл. №651, МПК A61M 21/00). В известном способе определяется количественная и качественная оценка степени эмоциональной дезадаптации личности, которая базируется на вербальном выборе самого испытуемого и включает соответствующую словесную характеристику переживаемых им эмоций, отражающих степень удовлетворения таких четырех базисных личностных потребностей, как потребность в безопасности; независимости; достижении и единении (близости). Данный способ направлен на оценку как качества (характера) эмоций, так и их силы (степени эмоционального напряжения).

Недостатком аналога является ограничение характеристик исследования, которых недостаточно для оценки морально-психологических характеристик одного человека, а тем более целого коллектива. Это является причиной недостаточно высокой достоверности полученных данных. Между тем уточнение диапазона переживаний тестируемого имеет существенное значение для понимания психологических причин его эмоционального дискомфорта, связанного с нарушением определенных психосоциальных потребностей личности, находящейся в группе людей, связанных между собой необходимостью решать задачи, поставленные перед данным коллективом.

Известна методика Лутошкина А.Н. («Карта-схема Лутошкина А.Н.») [Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. - 249 с.] для определения психологического климата коллектива, которая позволяет определить направленность (положительную, отрицательную) настроений в трудовом коллективе, диагностировать проблемы на ранней стадии. Для этого респонденту предлагается опросник, в левой стороне которого описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью 7-балльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3). Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.

Недостатком вышеописанной методики является недостаточная достоверность полученных данных за счет отсутствия градации вычисленного результата и возможности качественного описания выявленного психологического климата.

В качестве прототипа предлагаемого способа нами выбрана методика изучения социально-психологической самоаттестации группы как коллектива Р.С. Немова (Р.С. Немов. Психология. В трех книгах. Книга 3. Психодиагностика. М.: Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. Стр.389), которая представляет собой опросник со списком 75 суждений. В известном способе респондентам предоставляют инструкции по выполнению теста, предлагают оценить, какое количество коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений. Выбранные оценки записывают в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений. Затем подсчитывают сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп (таблица 1) для каждого члена коллектива.

Таблица 1
№ группы Наименование группы (критерия)
1 Ответственность
2 Коллективизм
3 Сплоченность (единство отношений)
4 Контактность (личные взаимоотношения)
5 Открытость
6 Организованность
7 Информированность

После этого определяется интенсивность развития каждого из критериев по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех членов коллектива, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.

Однако гарантированное выполнение служебных задач зависит не только от взаимоотношений в коллективе, характер которых определяется посредством изучения морально-психологического климата в коллективе, но и подразумевает определенные требования к моральным и психологическим качествам членов коллектива. Именно такой характеристикой, отражающей духовную сторону как отдельного человека, так и коллектива в целом, является морально-психологическое состояние, сущность которого может быть выражена как уровень развития мотивационно-ценностных образований членов коллектива, коллективного мнения, настроения и направленности, а также их доминирующих эмоциональных состояний. Поэтому основным недостатком прототипа является его недостаточная достоверность за счет отсутствия необходимого количества показателей и критериев оценки качеств личности, проявляемых при совместной групповой деятельности. Это не позволяет представить полную и достоверную картину, отражающую не только психологический климат коллектива, но и психологические особенности личности и ее потенциальные возможности в рамках этого коллектива.

Задачей изобретения является создание способа оценки морально-психологических характеристик коллектива, учитывающего расширенные морально-психологические характеристики коллектива, а именно морально-психологическое состояние и морально-психологический климат коллектива, и позволяющего повысить достоверность информации о морально-психологических характеристиках коллектива.

Эта задача решается тем, что в заявленном способе оценки морально-психологических характеристик коллектива дополнительно измеряют эмоциональное состояние тестируемого, для этого формируют набор из восьми разноцветных карточек, тестируемый сначала рисует фигуру человека, состоящую из 10 элементов, среди которых могут быть круги, треугольники квадраты, затем выбирает карточку с самым приятным для него цветом, записывает ее номер в регистрационный бланк и откладывает карточку в сторону, процедура выбора повторяется с оставшимися карточками до тех пор, пока все карточки не будут выбраны, затем вводят дополнительные показатели и шкалы (критерии) оценки морально-психологического состояния и морально-психологического климата коллектива, формируют методику оценки морально-психологического климата коллектива, формируют методику оценки морально-психологического состояния коллектива, каждому члену коллектива предоставляют инструкции по выполнению теста, каждый член коллектива выполняет заданную последовательность теста по заданным правилам, учитывающим дополнительные показатели и шкалы (критерии) оценки морально-психологического состояния и морально-психологического климата коллектива, по результатам тестирования формируют отчеты об уровне эмоционального, морально-психологического состояния и морально-психологического климата коллектива, после чего формируют выводы по заданным правилам о степени готовности коллектива к успешному выполнению поставленных задач.

При этом следует отметить, что изучение морально-психологических характеристик коллектива по методикам оценки морально-психологического состояния морально-психологического климата коллектива с дополнительными критериями (шкалами) исследования изучаемых характеристик основано на самооценке членов коллектива. В то время как методика цветовых выборов, являющийся усеченным вариантом методики Л.Н. Собчик и адаптированный для решения поставленной задачи, а также тест «Рисунок человека из геометрических фигур» основаны на реакции организма тестируемых на сложившуюся обстановку в коллективе. Таким образом, совместное использование данных методик позволяет изучить морально-психологические характеристики как по внешним проявлениям, так и по внутренним реакциям членов коллектива, что способствует расширению диагностических возможностей предложенного способа, т.к. позволяет исследовать данные характеристики и их составляющие более детально и глубоко.

Также применение данного способа позволяет получить ряд дополнительных возможностей и преимуществ. Одним из них является то, что применение данного способа позволяет получить морально-психологические характеристики как отдельно взятого коллектива, так и нескольких коллективов, сравнить их между собой, выявить особенности как отдельной личности, так и каждого коллектива в отдельности, получить обобщенные показатели морально-психологических характеристик всех коллективов и сделать выводы об их уровне развития. При этом количество человек в коллективе и число коллективов не нормировано. При необходимости более углубленного анализа проводят сопоставление полученных данных с целью конкретизации и уточнения результатов исследования.

Таким образом, перечисленная новая совокупность существенных признаков обеспечивает возможность повысить достоверность информации о морально-психологических характеристиках коллектива.

В сравнении с прототипом заявляемый способ обладает новизной, отличаясь от него тем, что изучение морально-психологических характеристик коллектива осуществляют методом последовательного психологического тестирования по методике цветовых выборов, методике «Рисунок человека из геометрических фигур», а также по двум методикам, сформированным на основе уже существующих в прототипе показателей и критериев, и дополнительных. Тестирование по методике «Рисунок человека из геометрических фигур» заключается в рисовании испытуемым фигуры человека, состоящей из 10 элементов, среди которых могут быть круги, треугольники квадраты. Тестирование по методике цветовых выборов проводят, используя набор из восьми разноцветных карточек. Тестирование по методикам оценки морально-психологического состояния и морально-психологического климата проводят с помощью анкетного опроса, адаптированного к различным областям профессиональной деятельности тестируемого, факторам морально-психологического состояния и морально-психологического климата в коллективе. Различные подходы при изучении каждого человека в отдельности и коллектива в целом дает возможность более детального и глубокого изучения морально-психологических характеристик коллектива, что позволяет повысить достоверность результатов исследования.

Проведенный анализ патентных и специальных источников информации позволил установить, что в них отсутствуют аналоги, характеризующиеся совокупностью признаков, тождественных всем признакам заявленного технического решения, что указывает на соответствие заявленного способа условию патентоспособности «новизна».

Заявителю неизвестны технические решения, обладающие названными отличительными признаками, обеспечивающими в совокупности достижение заданного результата, поэтому он считает, что заявляемый способ оценки морально-психологических характеристик коллектива соответствует критерию «изобретательский уровень».

Заявленный способ поясняется чертежами, на которых показаны:

фиг.1 - блок-схема алгоритма оценки морально-психологических характеристик коллектива;

фиг.2 - коэффициенты интенсивности различных способов оценки морально-психологических характеристик (по группам).

Термины, используемые в заявке

Психологическое (психодиагностическое) тестирование (обследование) - процедура измерения различий между людьми или между реакциями одного и того же человека в разных условиях. Выделяют три этапа психологического тестирования: сбор данных в соответствии с задачей исследования; переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз и прогноз). Анастези А., Урбина С. Психологичекое тестирование. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007.

Методики психологического (психодиагностического) тестирования - средства сбора данных. Анастези А., Урбина С. Психологичекое тестирование. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007.

Психологический тест - стандартизованный инструмент исследования таких разнообразных проблем, как возрастные изменения в развитии человека на протяжении всей его жизни, относительная эффективность разных методов обучения, результативность психотерапии, воздействие социальных программ и влияние средовых переменных на человеческую деятельность. Анастези А., Урбина С. Психологичекое тестирование. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007.

Опросники - обширная группа (психологических) психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (или утверждений). Опросники предназначены для получения объективных и(или) субъективных данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личностные и опросники-анкеты. Словарь-справочник по психологической диагностике. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; Отв. ред. Крымский С.Б. - Киев: Наук. думка, 1989.

Опросники-анкеты - группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям. Словарь-справочник по психологической диагностике. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; Отв. ред. Крымский С.Б. - Киев: Наук. думка, 1989.

Заявляемый способ оценки морально-психологических характеристик коллектива поясняется с помощью блок-схемы (фиг.1), которая состоит из следующих элементарных действий:

1) формируют набор из восьми разноцветных карточек;

2) вводят дополнительные показатели и критерии (шкалы) оценки качеств личности, проявляемых при совместной групповой деятельности;

3) формируют методику оценки МПК коллектива с учетом введенных дополнительно критериев и показателей;

4) формируют методику оценки МПС коллектива с учетом введенных дополнительно критериев и показателей;

5) предоставляют инструкции респонденту по выполнению методики «Рисунок человека из геометрических фигур»;

6) рисуют человека из геометрических фигур;

7) предоставляют инструкции респонденту по выполнению методики цветовых выборов;

8) выбирают карточку с самым приятным цветом;

9) записывают номер карточки в регистрационный бланк;

10) выполняют пункты 8)-9) до тех пор, пока все карточки не будут выбраны;

11) предоставляют инструкции респонденту по выполнению методики оценки МПК;

12) осуществляют тестирование респондента по методике оценки МПК.

Цель тестирования для специалиста-психолога заключается в применении специальной методики в форме вопрос-ответ к респонденту с целью выявления уровня его удовлетворенности морально-психологическим климатом коллектива, в котором он находится; цель тестирования для респондента заключается в искреннем ответе на вопросы предлагаемого опросника;

13) предоставляют инструкции респонденту по выполнению методики оценки МПС;

14) осуществляют тестирование респондента по методике оценки МПС;

Цель тестирования для специалиста психолога заключается в применении специальной методики в форме вопрос-ответ к респонденту с целью выявления уровня его морально-психологического состояния; цель тестирования для респондента заключается в искреннем ответе на вопросы предлагаемого опросника.

15) выполняют пункты 5)-14) остальными членами коллектива;

16) формируют отчет с оценкой эмоционального состояния коллектива, используя результаты тестирования по методике цветовых выборов и методике «Рисунок человека из геометрических фигур»;

17) формируют отчет о морально-психологическом климате коллектива;

18) формируют отчет о морально-психологическом состоянии коллектива;

19) формируют выводы о степени готовности коллектива к успешному выполнению поставленных задач.

Возможность получения указанного заявителем технического результата. Заявляемый способ оценки морально-психологических характеристик коллектива работает следующим образом.

На начальном этапе работы предоставляют инструкции респондентам (членам коллектива) по выполнению процедуры тестирования по методике «Рисунок человека из геометрических фигур», объясняют, что тестируемому необходимо нарисовать фигуру человека, состоящую из 10 элементов, среди которых могут быть круги, треугольники, квадраты, можно уменьшать или увеличивать размер фигур, накладывать их друг на друга. Важно, чтобы все эти 3 элемента присутствовали в изображении человека, а сумма всех использованных элементов была равна 10. Если респондент использовал большее количество фигур, то он должен зачеркнуть лишнее, если меньшее - добавить нужное количество элементов.

Затем членам коллектива предоставляют инструкции по выполнению процедуры тестирования по методике цветовых выборов, объясняют, что тестируемому необходимо выбрать из разложенных перед ним карточек ту, которая имеет для него самый приятный цвет. Причем выбор цвета никак не должен быть основан ни на каких предпочтениях в выборе цвета одежды, обоев и т.д. Выбор следует осуществлять только согласно тому, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Сделав выбор, тестируемый записывает номер карточки в регистрационный бланк и откладывает карточку в сторону. Процедура выбора повторяется с оставшимися карточками до тех пор, пока все карточки не будут выбраны. На основе анализа рисунка и последовательности сделанных выборов осуществляют расчет и словесную интерпретацию эмоционального состояния, а именно тревожности и работоспособности, каждого члена коллектива. После выполнения процедуры тестирования по данным методикам всеми членами коллектива формируют отчет с оценкой эмоционального состояния коллектива.

Далее членам коллектива предоставляют инструкции по выполнению процедуры тестирования по методике оценки морально-психологического состояния и по методике оценки морально-психологического климата. Объясняют, что тестирование проводится с использованием соответствующих опросников, в каждом из которых содержится определенное количество вопросов. Для каждого вопроса предлагается несколько вариантов ответа. При тестировании респондент должен внимательно ознакомиться с каждым вопросом, а затем выбрать тот вариант ответа, который в наибольшей степени соответствуют его собственному поведению (отношению). Проводят последовательное тестирование каждого члена коллектива по методике оценки морально-психологического состояния и по методике оценки морально-психологического климата. Проводят математическую обработку результатов тестирования. Для упрощения количественных расчетов используют 4-балльную систему оценки (0 баллов, 1 балл, 2 балла, 3 балла) таким образом, что каждому варианту ответа соответствует определенное число баллов. Вычисляют значения показателей и критериев морально-психологического состояния и морально-психологического климата. При этом каждый из показателей по своему смыслу соответствует определенному вопросу опросника, а каждый из критериев представляет по своей сути фактор, включающий в себя ряд показателей. На основании полученных результатов осуществляют расчет и словесную интерпретацию конкретной обобщенной морально-психологической характеристики, а именно морально-психологического состояния и морально-психологического климата.

Формируют отчеты об эмоциональном, морально-психологическом состоянии и морально-психологическом климате коллектива. Затем на основании полученных отчетов формируют выводы о степени готовности коллектива к успешному выполнению поставленных задач.

Методика «Рисунок человека из геометрических фигур» предназначен для изучения эмоционального состояния человека и позволяет оценить психотип человека, находящегося в коллективе. Сбор информации для оценки эмоционального состояния осуществляется посредством подсчета количества использованных в рисунке квадратов, треугольников и кругов. Получившийся результат записывают в виде трехзначного числа, где сотни обозначают количество треугольников, десятки - кругов, единицы - квадратов. Именно эти трехзначные цифры и составляют формулу рисунка, по которой и происходит определение психотипа тестируемого.

Для определения психотипа «тревожный» используются формулы 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Интерпретация данного психотипа: отличается повышенной ранимостью и склонностью к сомнениям, особенно в себе и своих силах. Поэтому для него так важно бывает одобрение и поощрение окружающих. При этом тестируемого можно назвать разносторонне одаренным человеком. Способности у людей этого типа весьма разнообразны - от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Так, формулу 415 имеет поэтический подтип, склонный к стихосложению. А формула 424 указывает на человека, который отличается высокой тщательностью в работе. Он просто не знает, что такое работать плохо. Обычно людям этого типа довольно тесно в рамках одной профессии. Соответственно, они могут менять виды деятельности на протяжении свой жизни, при чем, весьма кардинально. Они также склонны иметь разнообразные хобби, почти превращающиеся во вторую профессию. Интересной специфической чертой этого типа является также то, что его представители физически не переносят беспорядок и грязь, стремясь приучить к чистоте и окружающих. Часто на этой почве у них возникают конфликты с соседями и домочадцами.

Для определения психотипа «руководитель» используются формулы 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640. Интерпретация данного психотипа: явная склонность к руководящей и организаторской деятельности, хорошо умеет адаптироваться в обществе, и достаточно сильно в своем поведении ориентирован на социальные нормы. Люди такого типа часто бывают хорошими рассказчиками, умеющими удержать внимание аудитории на себе. Доминирование над другими у разных подтипов может выражаться в разной степени. Так, наиболее жестко и безапелляционно ведут себя люди с формулой психотипа 901, 910, 802, 811, 820. Ситуативно жестки могут быть подтипы 703, 712, 721, 730. Наибольшую силу воздействия на людей с помощью своего красноречия имеют подтипы 604, 613, 622, 631, 640.

Для определения психотипа «ответственный исполнитель» используются формулы 505, 514, 523, 532, 541, 550. Интерпретация данного психотипа: обладает многими чертами психотипа «руководитель», но при принятии решений часто колеблется, обладает такими чертами, как ответственность, требовательность к себе и другим, высокий профессионализм, ориентация на само дело, также высоко ценит правоту свою и других, что порождает повышенную чувствительность к правдивости. К сожалению, у данного психотипа есть склонность к психосоматическим заболеваниям, т.е. тем, которые возникают на нервной почве вследствие стрессов и переживаний.

Для определения психотипа «ученый» используются формулы 307, 316, 325, 224, 343, 352, 361, 370. Интерпретация данного психотипа: обладает концептуальным умом и склонен разрабатывать свои теории на все случаи жизни, умеет достаточно легко абстрагироваться от ситуации, глядя на нее как бы извне, что позволяет сохранять должное спокойствие и трезвость ума. Такого человека можно назвать уравновешенным, привыкшим обдумывать свое поведение. В принятии решений он ориентируется прежде всего на рациональные доводы, а не на чувства. Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства, такими как театр, кино, цирк, режиссура, мультипликация. Подтип 316 особенно склонен к созданию глобальных теорий, а также способен осуществлять большую и сложную координационную работу. Подтип 325 имеет склонность к познанию жизни, естественным наукам, особенно биологии и медицине.

Для определения психотипа «интуитивный» используются формулы 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Интерпретация данного психотипа: обладает высокочувствительной нервной системой и, как следствие, чувствительностью к новизне. Но эта ситуация имеет и свои недостатки - нервная система быстро истощается, что проявляется в высокой утомляемости, весьма альтруистичен и часто проявляет заботу о других. Хорошо чувствуя ситуацию и малейшие изменения в поведении и душевном состоянии других людей, часто первыми приходит на помощь, обладает внутренним самоконтролем и склонен вырабатывать свои собственные моральные нормы, которых строго придерживается. Весьма отрицательно реагируете на ограничения своей свободы и попытки навязать чужое мнение. Также для данного психотипа характерно развитое образное воображение, что в сочетании с хорошими ручными навыками дает вам возможность заниматься техническими видами творчества. Подтип 244 обладает способностью к литературному творчеству, а 217 - к изобретательской деятельности. Подтип с формулой 235 часто встречается среди профессиональных психологов или людей, которые просто интересуются этой наукой. Комбинация цифр 226 характерна для людей, имеющих высокую потребность к новизне и ставящих перед собой весьма амбициозные цели.

Для определения психотипа «изобретатель» используются формулы 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Интерпретация данного психотипа: обладает развитым воображением и пространственным видением, склонен к художественному и интеллектуальному творчеству, но особенно сильно развита техническая жилка, интровертирован, т.е. обращен во внутрь, к своим собственным мыслям, чувствам и идеям и не склонен делиться ими с окружающими. Есть собственные внутренние моральные нормы, которые не обязательно совпадают с общепринятыми. Весьма плохо на душевном состоянии данного психотипа отражаются любые попытки его контролировать, организовывать, диктовать что-либо. Он достаточно эмоционален и может быть одержим своими идеями. Подтип 019 встречается среди людей, умеющих хорошо владеть аудиторией. А вот 118 - формула, обладатель которой имеет выраженные конструктивные способности и склонность к изобретениям.

Для определения психотипа «эмотивный» используются формулы 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091. Интерпретация данного психотипа: обладает высокой способностью к сопереживанию. Эта способность как помогает ему выстраивать доверительные отношения с людьми, так и сильно портит жизнь, заставляя сопереживать книжным и киногероям. При этом чувства могут быть весьма сильными и надолго выбить из колеи. Боли и несчастья других людей заставляют принимать участие в их жизни, не только сопереживая, но и предпринимая какие-то действия. На все это он тратит много личной энергии, что часто мешает ему реализовать себя и собственные способности.

Для определения психотипа «черствый» используются формулы 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109. Интерпретация данного психотипа: совершенно не чувствителен к нуждам и чаяниям других людей, может не только не заметить душевное состояние человека, но даже усилить его своими действиями. Но в этом есть и позитивная сторона: именно он можете заставить людей делать то, что от них требуется, не взирая на обстоятельства. Его черствость может проявляться лишь ситуативно, когда он сам замыкаетесь в кругу возникших проблем и в силу этого уже не обращает внимания на окружающих.

Методика цветовых выборов предназначена для изучения эмоционального состояния человека и позволяет оценить не только общее эмоциональное состояние человека, но и такие важные для человека, находящегося в коллективе, показатели его эмоционального состояния как тревожность и работоспособность.

Сбор информации для оценки эмоционального состояния осуществляется посредством выбора тестируемым карточки с самым приятным для него цветом. Выбор осуществляется из восьми карточек, лицевая сторона каждой карточки имеет определенный цвет (1 - темно-синий, 2 - сине-зеленый, 3 - оранжево-красный, 4 - светло-желтый, 5 - фиолетовый, 6 - коричневый, 7 - черный, 0 - серый), а на обратной стороне написан номер от 0 до 7. Выбрав карточку, тестируемый записывает ее номер в регистрационный бланк (таблица 7) и откладывает карточку в сторону.

Таблица 7
Метод цветовых выборов
1 выбор 2 выбор 3 выбор 4 выбор 5 выбор 6 выбор 7 выбор 8 выбор
Номер карт.

Процедура выбора повторяется с оставшимися карточками до тех пор, пока все карточки не будут выбраны.

Анализ результатов выбора осуществляется следующим образом.

1. Разбивают 8 выборов на 4 функциональные пары (1 пара - 1 и 2 выбор, пара - 3 и 4 выбор, 3 пара - 5 и 6 выбор, 4 пара - 7 и 8 выбор). Поскольку наибольшую смысловую нагрузку несут 1 и 4 функциональные пары, то для достижения технического результата в заявленном способе достаточно будет анализировать и интерпретировать только их.

2. Выборам первой и последней функциональной пары присваивают условные обозначения. Первые два выбора (1 функциональная пара) обозначаются «+», а последние два выбора (4 функциональная пара) обозначаются «-».

3. Группируют номер карточки с ее обозначением и получают символьно-цифровой код. Например, выбор 3, 1, 5, 4, 2, 6, 0, 7 после группировки выглядит так: +3, +1, 5, 4, 2, 6, -0, -7.

4. Осуществляют интерпретацию полученных результатов согласно трактовке первой и последней функциональной пары. Психологические аспекты интерпретации данных цветового теста представлены описанием личностных свойств и поведения испытуемого, предполагаемых в связи с предпочтением или неприятием того или иного цвета (или группы цветов). При этом наряду с общим описанием личностных свойств и поведения испытуемого в заявленном способе акцент делается на оценке степени эмоциональной напряженности (тревожности), которая является следствием физиологического стресса, возникающего из-за частично или полностью осознанного конфликта между желаемым и возможным, а также на оценке работоспособности. Именно эти два показателя эмоционального состояния человека являются наиболее интересными в плане его существования в коллективе. При этом интерпретация функциональных пар в заявленном способе полностью соответствует интерпретации, изложенной в методе цветовых выборов Л.Н. Собчик.

Методика оценки морально-психологического состояния коллектива, представляющей собой обобщенную характеристику состояния мобилизованности и настроенности психики членов коллектива и психологии изучаемых коллективов на решение поставленных задач, степень психологической готовности и способности коллективов выполнить эти задачи, позволяет:

- определить уровни МПС как отдельной личности, так и всего коллектива (общий и по компонентам);

- дать качественную характеристику МПС коллектива;

- определить уровень удовлетворенности субъектов своим пребыванием в коллективе;

- определить уровень взаимоотношений в коллективе;

- определить уровень морально-психологической готовности и способности членов коллектива выполнить поставленные перед коллективом задачи;

- оценить степень личной ответственности каждого члена коллектива за выполнение поставленных задач;

- определить показатели МПС, получившие наибольшие и наименьшие оценки;

- определить уровень согласованности мнений в оценке различных сторон их жизнедеятельности в коллективе.

Сбор информации для оценки МПС осуществляется методом анкетного опроса о различных сторонах служебной деятельности (таблица 2). Предлагаемая шкала ответов: 3 балла - показатель проявляется постоянно; 2 балла - показатель проявляется не всегда, но достаточно часто; 1 балл - показатель проявляется редко; 0 баллов - показатель отсутствует.

Таблица 2
Показатели служебной деятельности 0 1 2 3
1 Ваше желание продолжать службу (работу) в данном коллективе
2 Ваше стремление добросовестно выполнять повседневные служебные задачи
3 Ваше стремление точно выполнять требования нормативно-правовых актов (общевоинских уставов, Трудового кодекса РФ)
4 Стремление постоянно повышать уровень своего профессионализма по занимаемой должности
5 Ваше желание улучшать состояние дисциплины в Вашем коллективе
6 Профессиональная слаженность, сработанность Вашего коллектива
7 Товарищеские взаимоотношения в коллективе
8 Удовлетворенность взаимоотношениями, существующими в Вашем коллективе между старшими и младшими по званию и должности (звено: начальник-подчиненный) членами коллектива
9 Уверенность в своих сослуживцах при выполнении служебных задач
10 Комфортность Вашего нахождения и пребывания в коллективе
11 Благоприятный социально-психологический климат в Вашем коллективе
12 Сплоченность Вашего коллектива
13 Добросовестное исполнение своих служебных обязанностей членами Вашего коллектива
14 Ваша готовность при необходимости проходить службу (работать) в экстремальных условиях
15 Удовлетворенность Вашей нынешней должностью
16 Удовлетворенность Вашей службой (работой) в коллективе
17 Удовлетворенность реализацией и соблюдением Ваших прав, гарантированных Конституцией РФ, законами и общевоинскими уставами
18 Удовлетворенность качеством и порядком решения служебных вопросов
19 Удовлетворенность уровнем Вашей социально-правовой защищенности
20 Удовлетворенность Вашим материальным положением (материальным положением семьи)
21 Удовлетворенность существующим порядком назначения на вышестоящие должности
22 Удовлетворенность личными взаимоотношениями с сослуживцами
23 Престижность службы (работы) в государственной организации
24 Гордость за причастность к делу защиты Отечества
25 Высокая значимость (важность) для Вас службы (работы) в государственной организации
26 Готовность к самопожертвованию во имя защиты Родины
27 Уверенность в своей способности выполнить служебные задачи

Количественная оценка показателей МПС вычисляют путем суммирования всех цифровых обозначений выбранных респондентами вариантов ответов на каждый вопрос анкеты и вычисления среднего арифметического значения. При этом каждый из показателей по своему смыслу соответствует определенному вопросу опросника. Далее вычисляют числовые значения критериев оценки МПС путем вычисления среднего арифметического соответствующих ему показателей и определяют соответствующие им уровни сформированности. Числовому значению каждого показателя и критерия ставится в соответствие качественное обозначение уровня его сформированности (В - высокий, С - средний, Н - низкий) в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3
Характеристика оценки Количественные границы оценки
высокий уровень 3,0-2,5
средний уровень 2,49-1,5
низкий уровень Менее 1,5

Затем осуществляют расчет числового значения уровня МПС коллектива по формуле

МПС=0,14∗К1+0,18∗К2+0,25*К3+0,20∗К4+0,23∗К5,

где К1, К2, К3, К4, К5 - значения критериев МПС;

0,14; 0,18; 0,25; 0,20; 0,23 - весовые коэффициенты критериев;

К1 - среднее арифметическое всех ответов на 1, 23-25 вопросы опросника;

К2 - среднее арифметическое всех ответов на 2-6 вопросы опросника;

К3 - среднее арифметическое всех ответов на 7-12 вопросы опросника;

К4 - среднее арифметическое всех ответов на 13-14, 26-27 вопросы опросника;

К5 - среднее арифметическое всех ответов на 15-22 вопросы опросника.

На основании полученного результата определяют уровень МПС в коллективе, используя таблицу 4.

Таблица 4
Уровни МПС Характеристика МПС Количественные границы оценки
удовлетворительный Высокое 3,0-2,5
Стабильное 2,49-1,5
Нестабильное 1,49-1,01
Неудовлетворительный Нездоровое 1-0

Высокий уровень МПС - если коллектив полностью морально и психологически готов к выполнению задач повседневной деятельности.

Стабильное МПС - если коллектив в основном морально и психологически подготовлен к выполнению задач повседневной деятельности. Вместе с тем, среди членов коллектив имеются негативные настроения, отдельные члены коллектива высказывают сомнения в возможности выполнения стоящих перед ними задач и не всегда удовлетворены различными сторонами своей жизнедеятельности в коллективе.

Нестабильное МПС - если коллектив не готов морально и психологически к выполнению задач повседневной деятельности. В коллективе имеются негативные настроения, отдельные члены коллектива высказывают сомнения в возможности выполнения стоящих перед ними задач и не удовлетворены различными сторонами своей жизнедеятельности в коллективе. Необходима нейтрализация воздействия негативных факторов и проведение дополнительных мероприятий, повышающих уровень МПС.

Неудовлетворительное (нездоровое) МПС - если коллектив имеет негативные настроения, не удовлетворен различными сторонами своей жизнедеятельности и взаимоотношениями в коллективе, открыто высказывает мнение о невозможности выполнения стоящих перед коллективом задач. Необходима оперативная нейтрализация воздействия негативных факторов и проведение комплекса дополнительных мероприятий, значительно повышающих уровень МПС.

Методика оценки морально-психологического климата в коллективе, представляющей собой количественную и качественную характеристику социально обусловленной, относительно устойчивой системы межличностных отношений, преобладающих чувств, мнений и взаимных эмоциональных реакций членов коллектива, позволяет:

- определить степень соотношения реального уровня морально-психологического климата в коллективе с уровнем, необходимым для успешного выполнения служебных задач;

- определить уровень состояния морально-психологического климата;

- дать качественную характеристику МПК коллектива;

- определить уровень сплоченности коллектива;

- определить уровень взаимоотношений в коллективе;

- определить уровень организованности членов коллектива;

- определить уровень информированности членов коллектива;

- оценить степень ответственности членов коллектива;

- определить уровень эмоционального состояния коллектива;

- определить уровень удовлетворенности членов коллектива своим пребыванием в этом коллективе;

- выявить показатели МПК, получившие наибольшие и наименьшие оценки;

- определить уровень согласованности мнений в оценке различных сторон их жизнедеятельности в коллективе.

Сбор информации для оценки МПК осуществляется методом анкетного опроса (таблица 5). Предлагаемая шкала ответов: 0 баллов - никогда; 1 балл - редко; 2 балла - часто; 3 балла - всегда.

Таблица 5
Вопросы 0 1 2 3
1 Как часто Ваши личные интересы подчиняются интересам коллектива?
2 Всегда ли члены Вашего коллектива находят между собой общий язык?
3 Всегда ли члены Вашего коллектива умело взаимодействует друг с другом в служебной деятельности?
4 Всегда ли Вы информированы о стоящих перед коллективом задачах?
5 Всегда ли Вы добросовестно выполняете повседневные служебные задачи?
6 Всегда ли Вы испытываете гордость за причастность к делу защиты Отечества?
7 Всегда ли Вы удовлетворены взаимоотношениями, существующими в Вашем коллективе между старшими и младшими по званию и должности (звено: начальник - подчиненный) членами коллектива?
8 Как часто члены Вашего коллектива конфликтуют между собой?
9 Всегда ли Вы с уважением относитесь к мнению других членов Вашего коллектива?
10 Всегда ли Вы заинтересованы в результатах своей служебной деятельности?
11 Всегда ли Вы информированы об итогах служебной деятельности Вашего коллектива?
12 Всегда ли Вы точно выполняете требования нормативно-правовых актов (общевоинских уставов. Трудового кодекса РФ)?
13 Всегда ли Вы уверены в своей способности выполнить стоящие перед Вами служебные задачи?
14 Как часто проявляется враждебность и агрессивность по отношению к Вам со стороны сослуживцев?
15 Насколько часто Ваши представления о нормах нравственности совпадают с мнением остальных членов Вашего коллектива?
16 Всегда ли Вы считаетесь с интересами других членов Вашего коллектива?
17 Всегда ли в Вашем коллективе быстро разрешаются возникающие противоречия и конфликты?
18 Всегда ли Вы стремитесь повышать уровень своего профессионализма?
19 Как часто у Вас бывает подавленное, пессимистическое настроение?
20 Всегда ли в трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение членов Вашего коллектива по принципу «один за всех, все за одного» ?
21 Как часто члены Вашего коллектива подчеркивают свои преимущества друг перед другом?
22 Всегда ли Вы, при необходимости, без раздражения и недовольства принимаете на себя обязанности других?
23 Как часто Вы остаетесь равнодушными в случаях нарушения дисциплины в Вашем коллективе?
24 Всегда ли Вы не равнодушны к успехам или неудачам отдельных членов Вашего коллектива?
25 Всегда ли соблюдаются Ваши права, гарантированные Конституцией РФ, законами и общевоинскими уставами?
26 Как часто Вы ощущаете поддержку своих сослуживцев в трудных для Вас ситуациях?
27 Как часто в Вашем коллективе презрительно относятся к сослуживцам, унижают и высмеивают их?
28 Всегда ли члены Вашего коллектива действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях?
29 Всегда ли Вы хорошо знаете, как обстоят дела друг у друга?
30 Всегда ли Вы удовлетворены качеством и порядком решения служебных вопросов?
31 Всегда ли Вы удовлетворены существующим порядком назначения на вышестоящие должности?

Количественную оценку показателей МПК вычисляют путем суммирования цифровых обозначений выбранных респондентами вариантов ответов по каждому вопросу опросника и вычисления среднего арифметического значения. При этом каждый из показателей по своему смыслу соответствует определенному вопросу опросника. Далее вычисляют числовые значения критериев оценки МПК путем вычисления среднего арифметического соответствующих ему показателей и определяют соответствующие им уровни сформированности. Числовому значению каждого показателя и критерия ставят в соответствие качественное обозначение уровня его сформированности (высокий, средний, низкий) в соответствии с таблицей 1. Расчет числового значения уровня МПК коллектива производится по формуле

МПК=К1+К2+К3+К4+К5+К6+К7,

где К1, К2, К3, К4, К5, К6, К7 - значения критериев МПК,

K1 - среднее арифметическое всех ответов на 1, 8, 15, 20, 26 вопросы опросника,

К2 - среднее арифметическое всех ответов на 2, 9, 16, 21, 27 вопросы опросника,

К3 - среднее арифметическое всех ответов на 3, 10, 17, 22, 28 вопросы опросника,

К4 - среднее арифметическое всех ответов на 4, 11, 29 вопросы опросника,

К5 - среднее арифметическое всех ответов на 5, 12, 18, 23 вопросы теста-опросника,

К6 - среднее арифметическое всех ответов на 6, 13, 19, 24 вопросы опросника,

К7 - среднее арифметическое всех ответов на 7, 14, 25, 30, 31 вопросы опросника.

На основании полученного результата определяют уровень сформированности МПК в коллективе, используя таблицу 6.

Таблица 6
Уровни МПК Количественные границы оценки
Благоприятный 3,00-2,50
Нестабильный 2,49-1,50
Неблагоприятный 1,49-0,00

Благоприятный МПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, профессионально расти, вносить вклад в развитие коллектива. Благоприятный МПК стимулирует членов коллектива к добросовестному выполнению поставленных перед ними задач, поднимает настроение, вселяет бодрость и уверенность, ускоряет развитие ключевых качеств: инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, умение действовать в экстремальных ситуациях и принимать нестандартные решения. Благоприятный МПК является отражением высокого уровня готовности коллектива к выполнению возложенных на него задач.

Нестабильный (противоречивый, неопределенный) МПК характеризуют отсутствие единой цели, напряженность отношений в коллективе, неполное взаимопонимание, недоверие, безразличное отношение результатам коллективной деятельности. Нестабильный МПК характерен для коллектива с большими психологическими резервами, способными к более полной реализации.

Неблагоприятный МПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в коллективе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание взаимодействовать друг с другом в служебной деятельности. Неблагоприятный МПК действует на коллектив угнетающе, снижает активность, приводит к снижению уровня служебной деятельности, к ошибкам и психологическим срывам, является отражением низкого уровня готовности коллектива к выполнению возложенных на него задач.

По результатам сделанных выборов формируют отчет об эмоциональном состоянии коллектива. Оценка эмоционального состояния коллектива осуществляется путем подсчета количества (в %) положительных и отрицательных особенностей всех членов коллектива, производится градация результата по шкале, идентичной той, которая использовалось в методиках оценки МПС и МПК.

Данные методики созданы и апробированы в ходе предварительного психологического исследования различных сторон служебной деятельности различных по своему составу коллективов. Система баллов и оценка морально-психологических характеристик коллектива ведется по таблицам, разработанным экспертным путем. Достоверность результатов обеспечивается применением комплекса методов математической статистики.

Заявленный способ прошел апробацию в коллективах различной профессиональной направленности (научные сотрудники, студенты, военнослужащие, преподаватели ВУЗа, работники культуры и искусства, пожарники, водители, всего 781 чел.). Оценка эффективности применения способа оценки морально-психологических характеристик коллектива осуществлялась в ходе эксперимента путем сравнения оценок морально-психологических характеристик семи коллективов (общее количество - 348 человек), полученных экспертным путем, с оценками, полученными в результате использования прототипа и заявленного способа. Данное сравнение проводилось путем вычисления коэффициента интенсивности, являющегося показателем степени благоприятности сложившейся в коллективе обстановки и представляющего собой процентные отношения абсолютных оценок, полученных в результате экспертного или анкетного опроса, к максимальному количеству баллов предлагаемой шкалы оценки. Данный коэффициент позволяет производить сравнение величин, имеющих различные шкалы оценок. Исходные данные представлены в таблице 8.

Таблица 8
Номер коллектива
1 2 3 4 5 6 7
1 2 2 3 2 2 2 2
2 3 2 3 3 2 3 3
3 2 3 3 3 2 2 2
4 2 1 3 2 2 3 3
5 3 2 3 3 3 3 3
6 3 3 3 3 3 3 3
7 2 2 2 2 1 2 2
8 2 2 2 2 2 3 2
9 2 2 3 2 1 3 3
10 3 3 3 3 3 3 2
11 3 3 3 3 2 2 2
12 2 2 3 3 1 3 3
Средняя экспертная оценка 2,41 2,25 2,83 2,58 2,08 2,67 2,50
Прототип Оценка 5,24 5,31 3,77 4,28 3,77 4,18 4,42
Модуль отклонения от экспертной оценки 2,83 3,06 0,94 1,7 1,69 1,51 1,92
Заявляемый способ Оценка 2,43 2,32 2,78 2,66 1,83 2,79 2,65
Модуль отклонения от экспертной оценки 0,02 0,07 0,05 0,08 0,25 0,12 0,15

Выходные результаты, представленные в таблице 8 и на фиг.2, позволяют сделать вывод о том, что оценки, полученные при использовании заявленного способа, значительно ближе к экспертным оценкам, нежели оценки, полученные при использовании прототипа. Из таблицы видно, что отклонение экспертных оценок от оценок, полученных заявленным способом, меняется в пределах от 0,02 до 0,25. В то время как отклонение экспертных оценок от оценок прототипа меняется в пределах от 0,94 до 3,06. Выявленная разница является значимой и говорит о наибольшей эффективности заявленного способа по сравнению с прототипом.

Для определения степени согласованности мнений экспертов был вычислен коэффициент конкордации, который оказался равен 0,81, что говорит в высокой достоверности экспертных оценок. Следовательно, достоверность оценок морально-психологических характеристик, полученных с использованием заявленного способа, выше, чем оценок, полученных известным способом. На основании выше изложенного можно сделать вывод о высокой степени эффективности заявленного способа.

Использование заявленного решения по сравнению со всеми известными способами аналогичного назначения обеспечивает следующие преимущества, также являющиеся доказательством эффективности его использования:

- возможность достоверного определения расширенного ряда морально-психологических характеристик коллективов различной профессиональной направленности (МПС, МПК и их составляющих) на основе психологического тестирования их членов;

- возможность одновременного диагностирования и сравнения нескольких коллективов;

- возможность получения отчета в электронном виде, который доступно раскрывает суть полученных данных и обеспечивает высокую информативность тестирования;

- возможность определения параметров для совершенствования МПС и МПК коллектива;

- высокая объективность определения уровней МПС и МПК в сочетании с отсутствием их многозначной трактовки за счет автоматизации процесса оценки МПС и МПК, которая позволяет проводить исследования без привлечения специалистов с высокой квалификацией и исключить субъективное влияние психолога на результат психологического тестирования.

Таким образом, реализация заявленного способа позволяет получить наглядную многоаспектную картину коллектива, и, как следствие, объективную и достоверную оценку его морально-психологических характеристик.

Представленные статистические расчеты и выявленные преимущества позволяют сделать вывод о возможности достижения цели изобретения - повышение объективности и достоверности оценки морально-психологических характеристик коллектива.

Заявляемый способ оценки морально-психологических характеристик коллектива может найти широкое применение в психологии и социологии при формировании коллективов, деятельность которых связана с повышенным риском и ответственностью, например, в армии, в силовых структурах, МЧС, на АЭС и т.п., и потому соответствует критерию «промышленная применимость». Промышленная применимость изобретения обусловлена тем, что оно может быть осуществлено с помощью современной элементной базы с достижением указанного в изобретении назначения.

Заявляемый способ оценки морально-психологических характеристик коллектива можно считать адекватным для любого коллектива, универсальным по своей структуре, поскольку его конструирование велось с учетом конкретных объективных и субъективных условий функционирования коллективов различной профессиональной направленности.

Кроме того, предложенный способ является хорошим материалом для специалиста-психолога, педагога или воспитателя данного коллектива, и, при необходимости, может способствовать разработке рекомендаций по нейтрализации воздействия негативных факторов и проведению дополнительных мероприятий, улучшающих морально-психологический климат в коллективе и морально-психологическое состояние членов коллектива.

Примеры отчетов по результатам осуществления способа оценки морально-психологических характеристик коллектива.

Отчет о морально-психологическом климате коллектива

Коллектив: _Группа 2. Дата опроса: 23.05.2013.

Всего опрошено 34 чел. Бракованных анкет - 0,

Морально-психологический климат коллектива нестабильный.

Высокий уровень удовлетворенности морально-психологическим климатом в коллективе имеют 10 чел. (29% от количества опрошенных).

Средний уровень удовлетворенности морально-психологическим климатом в коллективе имеют 24 чел. (71% от количества опрошенных).

1. Уровень сплоченности коллектива средний.

Неустойчивы дружеские контакты между членами коллектива. Члены коллектива имеют разные представления о нормах нравственности. Не всегда в трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение членов коллектива по принципу «один за всех, все за одного».

2. Уровень взаимоотношений в коллективе средний.

Члены коллектива не всегда находят общий язык между собой, не все с уважением относятся к мнению друг друга, считаются с интересами другого. В коллективе не всегда с пониманием относятся к слабым, стараются защитить и поддержать их.

3. Уровень организованности коллектива средний.

Члены коллектива не всегда умело взаимодействуют друг с другом, бесконфликтно распределяют обязанности между собой, предупреждают и оперативно решают возникающие проблемы.

4. Уровень информированности коллектива средний.

Недостаточная информированность коллектива о задачах, стоящих перед коллективом, содержании и итогах его работы, о положительных и отрицательных качествах каждого члена коллектива и всего коллектива, о нормах и правилах поведения в коллективе.

5. Уровень ответственности коллектива высокий.

Коллектив добросовестно выполняет повседневные служебные задачи, требования нормативно-правовых актов (общевоинских уставов. Трудового кодекса РФ). Члены коллектива стремятся постоянно повышать уровень своего профессионализма, улучшать состояние дисциплины в коллективе.

6. Уровень эмоционального состояния коллектива средний.

Не все члены коллектива по-дружески, доверительно относятся друг к другу. В коллективе не всегда преобладает бодрое и жизнерадостное настроение. Успехи или неудачи отдельных членов коллектива не всегда вызывают сопереживание и участие других членов коллектива.

7. Уровень удовлетворенности членов коллектива своим пребыванием в коллективе средний.

В коллективе не всегда преобладает одобрение и поддержка, критика не всегда высказывается с добрыми побуждениями. Не все члены коллектива удовлетворены личными взаимоотношениями с сослуживцами, а также взаимоотношениями, существующими между старшими и младшими по званию и должности членами коллектива. Коллектив не всегда удовлетворен качеством и порядком решения служебных вопросов, существующим порядком назначения на вышестоящие должности, соблюдением своих прав, гарантированных Конституцией РФ, законами и общевоинскими уставами.

В соответствии с полученными результатами необходима нейтрализация воздействия негативных факторов и проведение дополнительных мероприятий, улучшающих психологический климат в коллективе.

Оценки МПК

Критерии МПК Уровни критериев Совпадение мнений
1 Уровень сплоченности коллектива С (2,19) 78%
2 Уровень взаимоотношений в коллективе С (2,3 8) 93%
3 Уровень организованности коллектива С (2,39) 85%
4 Уровень информированности коллектива С (2,19) 60%
5 Уровень ответственности коллектива В (2,66) 95%
6 Уровень эмоционального состояния коллектива С (2,47) 89%
7 Уровень удовлетворенности членов коллектива своим пребыванием в коллективе С (2,24) 83%
Примечание: В - высокий уровень, С - средний уровень, H - низкий уровень.

Наиболее высоко оцениваются

Показатели МПК Среднее значение Совпадение мнений
Коллектив старается добросовестно выполнять повседневные служебные задачи 2,9 100%
Члены коллектива стремятся постоянно повышать уровень своего профессионализма по занимаемой должности 2,8 100%
В коллективе принято поддерживать слабых и выступать в их защиту 2,8 94%
Члены коллектива испытывают гордость за причастность к делу защиты Отечества 2,7 100%
Члены коллектива стараются точно выполнять требования нормативно-правовых актов (общевоинских уставов, Трудового кодекса РФ) 2,7 100%

Наиболее низко оцениваются

Показатели МПК Среднее значение Совпадение мнений
Члены коллектива хорошо знают, как обстоят дела друг у друга 1,6 18%
Коллектив удовлетворен качеством и порядком решения служебных вопросов 2,0 82%
Личные интересы каждого подчиняются интересам всего коллектива 2,0 62%
Члены коллектива не подчеркивают свои преимущества друг перед другом 2,1 88%
Члены коллектива имеют одинаковые представления о нормах нравственности 2,1 82%

Совпадение мнений - это разница (в %) между количеством людей, высоко оценивших данный показатель, и количеством людей, низко оценивших данный показатель.

Показатели и параметры морально-психологического климата

Показатели МПК Среднее значение Кол-во чел., высоко оценивших показатель Кол-во чел., низко оценивших показатель
1 Личные интересы каждого подчиняются интересам всего коллектива 2,0 81% 19%
2 Члены коллектива быстро находят между собой общий язык 2,2 97% 3%
3 Члены коллектива умело взаимодействуют друг с другом в служебной деятельности 2,4 97% 3%
4 Члены коллектива хорошо знают задачи, стоящие перед коллективом 2,6 94% 6%
5 Коллектив старается добросовестно выполнять повседневные служебные задачи 2,9 100% 0%
6 Коллектив испытывает гордость за причастность к делу защиты Отечества 2,7 100% 0%
7 Коллектив удовлетворен взаимоотношениями, существующими между старшими и младшими по званию и должности членами коллектива 2,2 91% 9%
8 В отношениях между членами коллектива существует взаимное расположение и понимание 2,2 97% 3%
9 Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга 2,4 100% 0%
10 Члены коллектива заинтересованы в результатах своей служебной деятельности 2,1 75% 25%
11 Коллектив хорошо информирован об итогах служебной деятельности 2,4 88% 12%
12 Члены коллектива стараются точно выполнять требования нормативно-правовых актов (общевоинских уставов, Трудового кодекса РФ) 2,7 100% 0%
13 Члены коллектива испытывают уверенность в своей способности выполнить стоящие перед ними служебные задачи 2,6 97% 3%
14 Члены коллектива удовлетворены личными взаимоотношениями друг с другом 2,6 100% 0%
15 Члены коллектива имеют одинаковые представления о нормах морали и нравственности 2,1 91% 9%
16 Члены коллектива считаются с интересами друг друга 2,4 94% 6%
17 В коллективе быстро разрешаются возникающие противоречия и конфликты 2,6 100% 0%
18 Члены коллектива стремятся постоянно повышать уровень своего профессионализма по занимаемой должности 2,8 100% 0%
19 В коллективе преобладает бодрое и жизнерадостное настроение 2,2 97% 3%
20 В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного» 2,3 91% 9%
21 Члены коллектива не подчеркивают свои преимущества друг перед другом 2,1 94% 6%
22 Члены коллектива, при необходимости, без раздражения и недовольства принимают на себя обязанности других членов коллектива 2,4 94% 6%
23 Члены коллектива стараются поддерживать состояние дисциплины в своем коллективе на высоком уровне 2,3 90% 10%
24 Члены коллектива не равнодушны к успехам или неудачам отдельных членов Вашего коллектива 2,3 84% 16%
25 Члены коллектива удовлетворены соблюдением их прав, гарантированных Конституцией РФ, законами и общевоинскими уставами 2,2 87% 13%
26 У членов коллектива существует уверенность в том, что им всегда помогут в трудную минуту 2,3 85% 15%
27 В коллективе принято поддерживать слабых и выступать в их защиту 2,8 97% 3%
28 Коллектив действует слаженно и организованно в сложных ситуациях 2,5 97% 3%
29 Члены коллектива хорошо знают, как обстоят дела друг у друга 1,6 59% 41%
30 Коллектив удовлетворен качеством и порядком решения служебных вопросов 2,0 91% 9%
31 Члены коллектива удовлетворены существующим порядком назначения на вышестоящие должности 2,2 87% 13%

Отчет о морально-психологическом состоянии коллектива

Коллектив: _Группа 2. Дата опроса: 24.05.2013

Всего опрошено 34 чел. Бракованных анкет - 1

Морально-психологическое состояние коллектива имеет высокий уровень.

Высокий уровень МПС имеют 20 чел. (59% от количества опрошенных).

Средний (стабильный) уровень МПС имеют 14 чел. (41% от количества опрошенных).

Средние значения критериев

Наименование критериев оценки Уровни критериев Совпадение мнений
1 Желание продолжать службу (работу) в государственной организации В (2,75) 91%
2 Степень личной ответственности каждого члена коллектива за выполнение служебных задач В (2,76) 99%
3 Уровень взаимоотношений в коллективе В (2,61) 90%
4 Уровень морально-психологической готовности и способности членов коллектива выполнить служебные задачи С (2,32) 63%
5 Уровень удовлетворенности субъектов своим пребыванием в коллективе С (2,33) 70%
Примечание: В - высокий уровень, С - средний уровень, H - низкий уровень.

Наиболее высоко оцениваются

Показатели МПС Среднее значение Совпадение мнений
Стремление постоянно повышать уровень своего профессионализма по занимаемой должности 2,9 94%
Желание поддерживать дисциплину в коллективе на высоком уровне 2,8 100%
Гордость за причастность к делу защиты Отечества 2,8 100%
Желание продолжать службу (работу) в государственной организации 2,8 94%
Стремление добросовестно выполнять повседневные служебные задачи 2,8 100%

Наиболее низко оцениваются

Показатели МПС Среднее значение Совпадение мнений
Уровень готовности проходить службу (работать) в экстремальных условиях 1,7 12%
Удовлетворенность материальным положением (материальным положением семьи) 1,9 30%
Удовлетворенность членов коллектива соблюдением прав, гарантированных им Конституцией РФ, законами и общевоинскими уставами 2,2 58%
Удовлетворенность уровнем социально-правовой защищенности 2,2 70%
Удовлетворенность членов коллектива своей нынешней должностью 2,4 52%
Совпадение мнений - это разница (в %) между количеством людей, высоко оценивших данный показатель, и количеством людей, низко оценивших данный показатель.

Показатели и параметры морально-психологического состояния

Показатели МПС Среднее значение Кол-во чел., высоко оценивших показатель Кол-во чел., низко оценивших показатель
1 Желание продолжать службу (работу) в данном коллективе 2,8 97% 3%
2 Стремление добросовестно выполнять повседневные служебные задачи 2,8 100% 0%
3 Стремление точно выполнять требования нормативно-правовых актов (общевоинских уставов. Трудового кодекса РФ) 2,7 100% 0%
4 Стремление постоянно повышать уровень профессионализма по занимаемой должности 2,9 97% 3%
5 Желание поддерживать дисциплину в Вашем коллективе на высоком уровне 2,8 100% 0%
6 Профессиональная слаженность, сработанность коллектива 2,6 100% 0%
7 Товарищеские взаимоотношения в коллективе 2,7 97% 3%
8 Удовлетворенность взаимоотношениями, существующими в коллективе между старшими и младшими по званию и должности (звено: начальник-подчиненный) членами коллектива 2,5 94% 6%
9 Уверенность в членах коллектива при выполнении служебных задач 2,7 97% 3%
10 Комфортность нахождения и пребывания в коллективе 2,7 94% 6%
11 Благоприятный социально-психологический климат в коллективе 2,5 91% 9%
12 Сплоченность коллектива 2,6 97% 3%
13 Добросовестное исполнение своих служебных обязанностей членами коллектива 2,7 100% 0%
14 Готовность при необходимости проходить службу (работать) в экстремальных условиях 1,7 56% 44%
15 Удовлетворенность должностью 2,4 76% 24%
16 Удовлетворенность службой (работой) в коллективе 2,7 97% 3%
17 Удовлетворенность реализацией и соблюдением прав, гарантированных Конституцией РФ, законами и общевоинскими уставами 2,2 79% 21%
18 Удовлетворенность качеством и порядком решения служебных вопросов 2,4 91% 9%
19 Удовлетворенность уровнем социально-правовой защищенности 2,2 85% 15%
20 Удовлетворенность материальным положением (материальным положением семьи) 1,9 65% 35%
21 Удовлетворенность существующим порядком назначения на вышестоящие должности 2,4 94% 6%
22 Удовлетворенность личными взаимоотношениями с сослуживцами 2,6 94% 6%
23 Престижность службы (работы) в государственной организации 2,8 94% 6%
24 Гордость за причастность к делу защиты Отечества 2,8 100% 0%
25 Высокая значимость (важность) службы (работы) в государственной организации 2,6 90% 10%
26 Готовность к самопожертвованию во имя защиты Родины 2,4 79% 21%
27 Уверенность в своей способности выполнить служебные задачи 2,5 91% 9%

Способ оценки морально-психологических характеристик коллектива, заключающийся в том, что каждому члену коллектива предоставляют инструкции по выполнению теста, респондент выполняет заданную последовательность теста, по результатам тестирования всего коллектива формируют выводы о степени готовности коллектива к успешному выполнению поставленных задач, отличающийся тем, что проводят оценку эмоционального состояния тестируемого по тесту «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» и цветовому тесту Люшера, дополнительно проводят методику оценки морально-психологического климата коллектива (МПК) по таблице 5, указанной в описании, со шкалой ответов: 0 баллов - никогда, 1 балл - редко, 2 балла - часто, 3 балла - всегда, проводят методику оценки морально-психологического состояния коллектива (МПС) по таблице 2, указанной в описании со шкалой ответов: 3 балла - показатель проявляется постоянно, 2 балла - показатель проявляется не всегда, но достаточно часто, 1 балл - показатель проявляется редко и 0 баллов - отсутствует; по результатам тестирования формируют отчеты: об уровне эмоционального состояния коллектива по полученным интерпретациям методики «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» и цветовому тесту Люшера; об уровне МПС по сумме баллов: высокий: 3,0-2,5; стабильный: 2,49-1,5; нестабильный: 1,49-1,01; нездоровый, неудовлетворительный: 1,0-0; об уровне МПК по сумме баллов: благоприятный: 3,0-2,5; нестабильный: 2,49-1,5; неблагоприятный: 1,49-0.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам для обеспечения безопасности жизнедеятельности. Система включает измерительный микрофон с передающим устройством, связанный с измерителем шума по радиоканалу, четырехрежимное сигнально-информационное табло, связанное с блоком вычислителя по радиоканалу, и устройство ввода информации.

Изобретение относится к профилактической медицине, а именно к способам изучения условий труда для разработки меры профилактики возможного вредного их влияния на здоровье работника.

Изобретение относится к медицине, психофизиологии и может быть использовано для динамического наблюдения за психофизиологическим состоянием персонала, при профессиональном отборе и оценке персонала в структурах психологического и психофизиологического обеспечения различных ведомств, при определении пригодности и перспективности спортсменов с учетом их психофизиологических характеристик.
Изобретение относится к области медицины, в частности к области онкологии и психотерапии, и может быть использовано для лечения онкологических больных, а также для профилактики онкологических заболеваний.
Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам формирования медицинских умений и навыков. Система содержит медицинский симулятор организма человека, включающий имитаторы функциональных систем и органов, датчики измерения и контроля текущего состояния имитаторов и их положения в симуляторе, связанные мультиплексором с блоком управления симулятором, содержащим процессор с блоком установок значений нормы и патологии, корректором степени патологического состояния функциональных систем и органов и логическим блоком оценки правильности действий обучаемого и блоком корректировок, выполненным с возможностью внесения корректировок в оценку профессиональных умений и навыков и связанным с блоком инструктора, выполненным с возможностью формирования заданий и их корректировки в имитаторе функциональных систем и органов медицинского симулятора, и монитор компьютера обучаемого, связанный с блоком инструктора.
Изобретение относится к медицине, в частности к специальности «акушерство и гинекология», и может быть использовано в консервативном лечении обострений хронических воспалительных заболеваний матки и придатков (ОХВЗМП) в качестве прогностического критерия эффективности стандартной консервативной терапии.

Группа изобретений относится к медицине и может быть использована для определения и коррекции функционального состояния больного гипертонической болезнью. Проводят оценку состояния больного гипертонической болезнью по степени отличия показателей текущего состояния от индивидуальных показателей.

Изобретение относится к области медицины, в частности к онкологии, и может быть использовано в качестве способа прогнозирования эффективности гормонотерапии при лечении рака молочной железы.

Изобретение относится к медицине, а именно акушерству и может быть использовано для прогнозирования веса новорожденного у женщин русской национальности, являющихся уроженками Центрального Черноземья России.

Изобретение относится к области медицинской психологии, к экстремальной медицине и предназначено для определения риска возникновения психической дезадаптации у сотрудников органов внутренних дел.

Изобретение относится к области медицины, конкретно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может быть использовано для оценки психической активности младенцев, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела. На каждый анализатор младенца: кожный двигательный, зрительный и слуховой поочередно оказывают воздействие предметами различной интенсивности воздействия, по два предмета на каждую степень интенсивности для подтверждения реакции. При этом, если ребенок реагирует на стимулирование предметами низкого уровня интенсивности, диагностику для данного анализатора заканчивают. Если ребенок не реагирует на стимулирование предметами данного уровня интенсивности, то проводят воздействие предметами с более высоким уровнем интенсивности, сначала средней, затем, высокой интенсивности. Для каждого анализатора выставляют оценку в баллах: от низкого до высокого уровня интенсивности воздействия. Результат оценки представляют в виде суммы по всем анализаторам, а оценку функциональных возможностей рецепторов вычисляют по математической формуле. В зависимости от полученного результата, определяют очень низкую психическую активность, низкую психическую активность или удовлетворительную. Способ позволяет определить степень психической активности младенцев в первые месяцы жизни, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела, за счет определения уровня интенсивности воздействия предметами на каждый тестируемый анализатор. 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при проведении восстановительного обучения с больными неврологической клиники, имеющими различные нарушения зрительного гнозиса. Создание учебно-методического пособия для проведения занятий по восстановлению нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники осуществляют путем формирования групп наложенных контурных изображений. Изображения в виде предметов и объектов наносят на прозрачные пленки формата A4, пленки размещают в прозрачных файлах, а файлы закрепляют в кольцах картонных или пластиковых обложек с возможностью их переворачивания и съема. Причем каждая прозрачная пленка содержит одно или два контурных изображения предметов или объектов, размещенных в левой и правой частях листа пленки. Способ обеспечивает простоту исполнения учебно-методического пособия за счет формирования изображений на прозрачных пленках с использованием прозрачных файлов для обеспечения длительного курса обучения по восстановлению зрительного восприятия у больных неврологической клиники и возможности формирования очень большого количества наложенных друг на друга контуров предметов и объектов. 7 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и психологии. Определяют признаки проявления мигрени и семейного анамнеза и оценивают их в баллах: наличие ауры - 1 балл; сила головной боли: почти не беспокоит или беспокоит средне - 0 баллов, беспокоит сильно или очень сильно - 3 балла; локализация головной боли: в области лба и висков - 1 балл, нет локализации - 0 баллов; односторонняя головная боль - 2 балла, двусторонняя - 0 баллов; характер головной боли: монотонный, давящий, сжимающий - 0 баллов, пульсирующий - 3 балла; тошнота во время головной боли: нет - 0 баллов, не может принимать пищу - 1 балл, беспокоит средне - 2 балла, сильно - 3 балла, очень сильно - 4 балла; зависимость головной боли от физической активности: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень усиливается - 3 балла; зависимость головной боли от яркого света: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень раздражает - 2 балла; зависимость головной боли от шума: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень раздражает - 2 балла; наличие головной боли у родственников: у мамы - 1 балл, у других родственников или отсутствует - 0 баллов. Полученные баллы суммируют, и при сумме баллов, равной или больше 8 баллов, у подростков диагностируют мигрень. Способ позволяет повысить достоверность скрининговой диагностики, что достигается за счет оценки признаков, которые являются чувствительными и специфичными для мигрени у подростков. 1 табл., 1 пр.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для контроля оператора в системах «человек-техника». Устройство содержит последовательно соединенные блоки электродов, усилителей биопотенциалов, анализа биопотенциалов и сигнализации, при этом блок электродов содержит активные «сухие» электроды, блок анализа биопотенциалов содержит первый и второй полосовые фильтры параллельно присоединенные к выходу блока усилителей биопотенциалов, к выходу первого полосового фильтра параллельно присоединены дифференциатор 2-го порядка - «пик-детектор» и 3-х пороговый 2-х «оконный» амплитудный дискриминатор, выход «пик-детектора» присоединен через выходы 1-го и 2-го порогов амплитудного дискриминатора и первый электронный ключ к запускающим входам первого и второго таймеров и к суммирующим входам первого и второго счетчиков, выход первого таймера и выход 3-го порога амплитудного дискриминатора соединены с блокирующим входом первого электронного ключа, выход второго таймера соединен со вторым счетчиком, выходы первого и второго счетчиков соединены через второй и третий электронные ключи со входами блока сигнализации, выполненного с возможностью подачи «тревожного» и «предупреждающего» звуковых сигналов. Один выход блока сигнализации соединен со звукоизлучателем, а второй выход блока сигнализации соединен с обнуляющими входами первого и второго, выход второго полосового фильтра соединен через интегратор и компаратор с блокирующими входами второго и третьего электронных ключей. Использование изобретения обеспечивает ускорение идентификации и предотвращение непроизвольных и неосознанных эпизодов снижения внимания оператора. 2 ил.

Изобретение относится к области диагностической медицины, а именно, к оториноларингологии и пульмонологии, являясь способом определения метода обследования пациентов с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ). Изобретение может быть использовано в области предиктивной, диагностической и профилактической медицины. Используют планшет для тестирования пациента с предъявлением пациенту анкеты, содержащей показатели шкал, характеризующих его самочувствие в данный момент и отражающих состояние его органов дыхания. Обследуемый пациент посредством использования курсора-указателя выбирает балльные оценки по следующим показателям, характеризующие головную или лицевую боль, заложенность носа, выделения из носа, обоняние, чистота голоса, ощущения кома в горле, изменение голоса при разговоре более 30 минут, ощущения сухости, першения в горле. В зависимости от суммы полученного балльного значения пациенту показана консультация оториноларинголога, либо дополнительно к консультации оториноларинголога показано исследование носа жестким эндоскопом, компьютерная томография околоносовых пазух, передняя активная риноманометрия, исследование обоняния, либо дополнительно к консультации оториноларинголога показано фиброларингоскопическое исследование, стробоскопическое исследование голосовых складок, спектральный анализ голоса. Способ позволяет повысить эффективность определения метода обследования пациентов с ХОБЛ за счет одновременной оценки состояния верхних и нижних дыхательных путей. 6 табл., 1 пр.
Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам мониторинга и оптимизации состояния оператора эргатической системы. Комплекс реализован по топологии «активная звезда», сервером которой является блок анализа и управления, к которому подключены: биорадиолокатор, измерители положения органов управления эргатической системой, контроллер состояния системы обеспечения жизнедеятельности оператора, контроллер состояния защитного снаряжения оператора, регистратор речевого общения, контроллер ответных реакций, содержащий оборудование громкой связи, экран для предъявления знаковых и цветовых стимулов и устройство ввода реакции оператора, блок оптимизации состояния и блок коммутации, обеспечивающий сопряжение с параметрическим регистратором информации и с системой автоматического управления эргатической системой. Использование изобретения позволяет повысить надежность контроля и управления состоянием оператора. 13 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к области медицины, в частности к психологическому обследованию состояния эмоционально-мотивационной сферы беременных, и может быть использовано для раннего выявления у беременных женщин уже имеющихся нервно-психических расстройств, для выявления беременных женщин, предрасположенных к их возникновению, а также для профилактики осложнений беременности и родов. Проводят психологическое обследование беременной для оценки состояния эмоционально-мотивационной сферы беременной, для чего используют «Тест отношения беременной». Предварительно проводят оценку функционального и эмоционального состояний беременной женщины при помощи теста САН. Если результат оценки составляет 5 баллов и выше, то выполняют обследование женщины при помощи «Теста отношения беременной». Если результат оценки функционального и эмоционального состояний женщины составляет ниже 5 баллов, то женщине проводят психокоррекцию эмоционально-мотивационной сферы посредством рациональной психотерапии. Результат психокоррекции оценивают при помощи теста САН. При достижении результата оценки психокоррекции 5 баллов и выше, выполняют обследование женщины при помощи «Теста отношения беременной». Способ позволяет повысить объективность, валидность и надежность теста, достоверность полученной характеристики психологического компонента гестационной доминанты женщины, снизить вероятность формирования у беременной женщины ятрогенного повышенного уровня тревожности, а также снизить вероятность оказания беременной неправильной медицинской помощи и осложнений в беременности и в родах за счет предварительной оценки функционального и эмоционального состояний беременной с обязательным достижением удовлетворительного результата предварительной оценки. 2 пр.

Изобретение относится к области медицинской диагностики, а именно к психофизиологии. На экране монитора предъявляют зрительный стимул в виде красного круга диаметром 20 мм. Фиксируют время от появления метки до подведения курсора к границам круга. Процедуру повторяют не менее 50 раз. На основе измеренных значений времени зрительно-моторной реакции строят гистограмму распределения полученных значений по разрядам с интервалом в 20 мс. По параметрам анализа гистограммы, распределения времени реакции человека определяют значение моды - МО и амплитуды моды - AMo. Затем рассчитывают величину уровня функционального состояния ЦНС (УФСЦНС) по математической формуле. При значении УФСЦНС больше 24,57 уровень функционального состояния оценивают как оптимальный, при УФСЦНС от 24,56 до 18,53 - как сниженный, при УФСЦНС меньше 18,52 - как существенно сниженный. Способ позволяет повысить достоверность оценки, что достигается за счет визуального определения места появления объекта и измерения времени целенаправленной двигательной реакции к этому объекту. 1 табл.
Изобретение относится к области медицины и предназначено для оценки критической частоты слияния световых мельканий. Оценку критической частоты слияния световых мельканий проводят путем предъявления испытуемому световых мельканий с изменяющейся частотой с помощью носимого устройства, формирующего дополненную реальность. Оценку осуществляют в стационарных условиях или наземных, или водных, или полетных перемещений испытуемого. Способ позволяет повысить эффективность оценки критической частоты световых мельканий за счет расширения диапазона возможных условий и режимов теста.
Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для оценки уровня игровой выносливости в игровых видах спорта. На игровой площади световым излучателем формируют кольцевой световой маршрут и на нем мобильную световую метку - отрезок светового маршрута заданной величины, который перемещается по маршруту программно, со скоростью задающей величину тестовой нагрузки испытуемого. Режим теста выбирается из библиотеки программ, которая содержит варианты конфигурации маршрутов и варианты скоростных режимов метки. Кольцевой маршрут формируется заданной ширины с простыми и сложными криволинейными и/или прямолинейными участками, включая такие, где испытуемый может показать свою максимальную скорость и выполнить минимальные радиусы разворота в обе стороны. Задача испытуемого - в течение заданного времени технически чисто неоднократно пройти кольцевой маршрут в границах заданной метки. Количество ошибок испытуемого фиксируется и сопоставляется на каждом круге. При резком возрастании ошибок фиксируется время стабильно пройденных кругов, которое определяет уровень игровой выносливости испытуемого. Способ позволяет оценить индивидуальный уровень развития выносливости при разных игровых нагрузках за счет использования программного обеспечения и создания максимальной приближенности к реальным игровым условиям.
Наверх