Бифункциональная присадка к дизельному топливу

Изобретение описывает бифункциональную присадку к дизельному топливу, которая содержит низкомолекулярный полиэтилен и кубовый остаток ректификации бутиловых спиртов, при следующем соотношении компонентов: низкомолекулярный полиэтилен 10-30, кубовый остаток ректификации бутиловых спиртов - остальное. Применение указанной бифункциональной присадки в составе дизельного топлива позволит улучшить низкотемпературные и смазывающие свойства дизельного топлива с одновременным решением важной экологической проблемы - рационального использования побочных продуктов производств. 7 табл.

 

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии и может быть использовано для улучшения эксплуатационных характеристик дизельных топлив.

Известна композиция жидкого топлива с улучшенными смазывающими свойствами, включающая 90-99,99% среднедистиллятного жидкого топлива, содержание серы в котором составляет 0,2% или меньше, 0,01-10% присадки - фракции 180-320°С побочного продукта процесса гидроформилирования пропилена, содержащего алифатические спирты до С8 от 1-18%, алифатические спирты С8 30-70%, алифатические спирты от С8 и выше 20-65% (патент РФ 2254357 С10L 1/18, 2005 г.).

Недостатком присадки, входящей в состав данной композиции, является монофункциональность ее действия, в результате чего не удается реализовать одновременно улучшения низкотемпературных и противоизносных свойств дизельных топлив.

Этот недостаток устраняется использованием присадок, обладающих депрессорной активностью.

В качестве депрессоров находят применение низкомолекулярные и полимерные соединения (Тертерян Р.А. Депрессорные присадки к нефтям, топливам и маслам. М.: Химия, 1990, с. 238).

Однако наиболее распространенными среди присадок данного типа являются присадки на основе сополимера этилена с винилацетатом и их модификации (патент США 4906682, 1990 г., патент РФ 2098459 C10L 1/00, 1997 г.). Недостатками этих присадок являются недостаточно хорошая их растворимость в нефтепродуктах, индивидуальная приемистость к дизельным топливам различного состава и происхождения, а также дороговизна присадок.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является депрессорная присадка к дизельным и печным топливам (Шапкина Л.Н., Тертерян Р.А., Башкатова С.Т., Метленкова С.А. Низкомолекулярный полиэтилен как депрессорная присадка к печным топливам. Химия и технология топлив и масел, 1988, N 12, с. 15-16) на основе низкомолекулярного полиэтилена. Недостатком данной присадки является ее недостаточно высокая эффективность в отношении улучшения смазывающей способности дизельного топлива.

Задачей изобретения является разработка бифункциональной присадки к дизельному топливу, улучшающей низкотемпературные свойства и смазывающую способность дизельного топлива с использованием доступного сырья.

Для решения поставленной задачи предлагается бифункциональная присадка к дизельному топливу, содержащая низкомолекулярный полиэтилен в качестве депрессора и кубовый остаток ректификации бутиловых спиртов в качестве растворителя и противоизносного компонента, при следующем соотношении компонентов, маc. %:

низкомолекулярный полиэтилен 10-30
кубовый остаток ректификации бутиловых спиртов 90-70

Наличие в составе присадки низкомолекулярного полиэтилена способствует улучшению низкотемпературных и смазывающих свойств дизельного топлива. Присутствие в составе присадки кубового остатка ректификации бутиловых спиртов способствует дополнительному улучшению смазывающей способности дизельного топлива.

Для приготовления образцов предлагаемой присадки в качестве исходных компонентов были выбраны побочные продукты производства полиэтилена высокого давления (НМПЭ) и процесса гидроформилирования пропилена (КОРБС) ОАО «Газпром нефтехим Салават».

НМПЭ характеризуется динамической вязкостью расплава в пределах 20-400 МПа·c, температурой каплепадения 55-90°С.

КОРБС представляет собой смесь алифатических спиртов с числом атомов углерода равным и большим восьми, карбоновых кислот и эфиров. Средний компонентный состав КОРБС представлен в табл. 1.

Приготовление присадки осуществляли путем смешения компонентов при нагревании до 60-70°С при постоянном перемешивании в течение 20-30 мин.

В ходе исследований определялись следующие показатели качества дизельного топлива:

- предельная температура фильтруемости (ПТФ) - ГОСТ 22254;

- смазывающая способность, скорректированный диаметр пятна износа (СДПИ) - ГОСТ Р ИСО 12156-1-2006.

Для приготовления образцов дизельного топлива в качестве базового топлива были использованы образцы зимнего дизельного топлива производства ОАО «Газпром нефтехим Салават» (ЗДТ-1, ЗДТ-2) с добавлением предлагаемой присадки в количестве 0,05-0,2 маc. %.

Физико-химические свойства испытуемых дизельных топлив представлены в табл. 2.

Результаты исследований предельной температуры фильтруемости проб дизельного топлива, содержащего до 0,2% предлагаемой присадки, приведены в табл. 3 и 4. Содержание НМПЭ в составе присадки не превышало 30%, что связано с возможным ухудшением его растворимости в присадке.

Как видно из данных табл. 3 и 4, предлагаемая присадка превосходит прототип в отношении снижения предельной температуры фильтруемости, и образцы дизельного топлива с предлагаемой присадкой соответствуют требованиям ГОСТ Р 52368-2005 для сорта Е по данному показателю.

Исследования влияния предлагаемой присадки на смазывающую способность образцов дизельного топлива ЗДТ-1 и ЗДТ-2 приведены в табл. 5 и 6 соответственно.

Таким образом, проведенными исследованиями показано положительное влияние предлагаемой присадки на смазывающую способность образцов дизельного топлива. Увеличение содержания НМПЭ в присадке приводит к снижению скорректированного диаметра пятна износа, которое по результатам испытаний образцов присадок на двух дизельных топливах составило от 128 до 143 мкм.

Влияние предлагаемой присадки на физико-химические свойства образцов дизельного топлива при максимально допустимой (с точки зрения расхода) концентрации присадки в дизельном топливе, равной 0,2% маc., представлено в табл. 7

Как видно из данных табл.7, при содержании 0,2 маc. % присадки в образцах дизельного топлива, изменение физико-химических показателей сверх норм ГОСТ Р 52368-2005 не происходит.

Применение предлагаемой присадки в составе дизельного топлива позволит заметно улучшить низкотемпературные и смазывающие свойства дизельного топлива с одновременным решением важной экологической проблемы - рационального использования побочных продуктов производств.

Бифункциональная присадка к дизельному топливу, содержащая низкомолекулярный полиэтилен и кубовый остаток ректификации бутиловых спиртов, при следующем соотношении компонентов, мас. %:

низкомолекулярный полиэтилен 10-30
кубовый остаток ректификации бутиловых спиртов остальное



 

Похожие патенты:
Настоящее изобретение относится к применению 1,1-диэтоксиэтана в качестве антидетонационной присадки для увеличения детонационной стойкости низкокипящего бензина с температурой начала кипения от 80°С до 120°С, исследовательское и моторное октановые числа которого составляют не менее 70 единиц.
Настоящее изобретение относится к получению сополимеризата с высокой химической однородностью и его применению для улучшения характеристик холодной текучести жидких топлив.

Изобретение описывает депрессорную присадку для парафинистых нефтей и предотвращения асфальтено-смоло-парафиновых отложений, включающую сополимер этилена и винилацетат, неионогенное поверхностно-активное вещество и растворитель, при этом в качестве неионогенного поверхностно-активного вещества она содержит блоксополимер окисей этилена и пропилена или оксиэтилированный алкилфенол, или оксиэтилированный жирный амин, в качестве растворителя - ароматический растворитель, и дополнительно монобутиловый эфир этиленгликоля, при следующем соотношении компонентов, мас.%: сополимер этилена и винилацетата 5-15, блок-сополимер окисей этилена и пропилена, или оксиэтилированный алкилфенол, или оксиэтилированный жирный амин 5-15, монобутиловый эфир этиленгликоля 0-2, ароматический растворитель - остальное.

Изобретение описывает топливо для котельной, состоящее из углеродсодержащих соединений органического и минерального происхождения, при этом в его состав в качестве углеродсодержащего соединения органического происхождения входит смесь нефтешлама и карбоксилата натрия в соотношении 1:(1-3), а в качестве углеродсодержащего соединения минерального происхождения - угольная пыль, при следующем соотношении компонентов, % масс.: Смесь нефтешлама и карбоксилата натрия 40-50 Угольная пыль остальное Топливо для котельной обладает высокой стабильностью, низкой коррозионной активностью, зольностью и вязкостью, а также высокой теплотворной способностью.

Настоящее изобретение относится к способу получения поли-альфа-олефина, включающему стадию полимеризации, по меньшей мере, одного C8-C12-мономера, предпочтительно децена, такого как 1-децен, в присутствии алюмоксана, активатора и металлоцена с получением поли-альфа-олефина, где молярное отношение алюмоксана к металлоцену составляет менее 100:1.

Изобретение относится к композиции топлива для инжекторного дизельного двигателя, которая включает в себя основное количество топлива и минимальное эффективное количество продукта реакции (i) гидрокарбил-замещенного соединения, содержащего, по меньшей мере, одну третичную аминогруппу, причем гидрокарбил-замещенное соединение выбирают из группы, состоящей из С10-С30-алкил- или алкенилзамещенных амидопропилдиметиламинов и С12-С200-алкил- или алкенилзамещенных сукцинилкарбонилдиметиламинов, и (ii) соли галогензамещенной карбоновой кислоты С2-С8, при этом полученный продукт реакции, по существу, не содержит нековалентно связанных анионных веществ.

Изобретение относится к депрессорной присадке к дизельному топливу, которая включает остаточные продукты нефтепереработки, при этом присадка содержит продукт окисления тяжелой пиролизной смолы и алкилароматические углеводороды при следующих соотношениях реагентов (маc.%): окисленная тяжелая пиролизная смола 30-38, алкилароматические углеводороды (толуол, ксилол) 62-70.
Изобретение относится к топливной композиции, состоящей из карбоксилата натрия и углеродсодержащего соединения, где в качестве углеродсодержащего соединения используется угольная пыль, при следующем соотношении компонентов, мас.%: карбоксилат натрия 40-50; угольная пыль - остальное.

Изобретение относится к низкотемпературным добавкам для средних дистиллятов, которые характеризуются улучшенной легкостью в обращении при низких температурах, к способу улучшения характеристик низкотемпературной текучести жидких топлив и к жидкому топливу.

Изобретение относится к топливной композиции для дизельных двигателей, включающей среднедистиллятное жидкое топливо и присадку, повышающую цетановое число, при этом присадка представляет собой алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена, при следующем соотношении компонентов, мас.%: алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена - 0,01-1,00 и среднедистиллятное жидкое топливо - 99,00-99,99.

Изобретение относится к топливной композиции авиационного неэтилированного бензина, которая в качестве изомерных углеводородов содержит технический изооктан, изопентан или изомеризат С6 или их смесь; в качестве ароматических углеводородов содержит толуол или фракцию бензина риформинга НК-180°C или их смесь, а также дополнительно содержит монометиланилин (ММА) и метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) при следующем соотношении компонентов, мас.%: технический изооктан 30-70 изопентан или изомеризат C6 или их смесь 10-25 толуол или фракция бензина риформинга НК-180°C   или их смесь 8-40 ММА 0,5-2,0 МТБЭ до 15 Топливная композиция может содержать присадки, выбранные из группы: антикоррозионные, антистатические, противообледенительные и другие, разрешенные стандартом на авиационный бензин. Топливная композиция авиационного неэтилированного бензина обладает необходимой детонационной стойкостью, сниженным содержанием ароматических углеводородов, высокой теплотой сгорания и низким концом кипения не более 180°C. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение раскрывает высокооктановый компонент к автомобильному бензину, содержащий, % масс.: диметилкарбонат (ДМК) 10,3-33,3; изопропиловый спирт (ИПС) и/или диизопропиловый эфир (ДИПЭ) 58,8-82,8; антидетонационная добавка на основе ароматических аминов, включающая в качестве основного компонента N-метиланилин (N-MA), до 11,8. Также раскрывается топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания на основе автомобильного бензина, содержащая вышеуказанный высокооктановый компонент в количестве 7,5-14,5% масс. Технический результат заключается в улучшении антидетонационных и низкотемпературных свойств как самого компонента, так и топливных композиций, содержащих его. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение описывает бензиновую композицию, которая включает в качестве присадки одну или более солей (i) четвертичного аммония, образованных путем реакции соединения формулы (А) и соединения, образованного путем реакции замещенного гидрокарбилом ацилирующего агента и амина формулы (В1) или (В2), где R является возможно замещенной алкильной, алкенильной, арильной или алкиларильной группой, R1 является алкильной, арильной или алкиларильной группой, содержащей до 36 атомов углерода, R2 и R3 являются одинаковыми или различными алкильными группами, содержащими от 1 до 36 атомов углерода, Х является алкиленовой группой, содержащей от 1 до 20 атомов углерода, n составляет от 0 до 20, m составляет от 1 до 5 и R4 является водородом или C1-С36 алкильной группой; причем соединение формулы (А) является сложным эфиром карбоновой кислоты, выбранной из замещенной ароматической карбоновой кислоты, α-гидроксикарбоновой кислоты и поликарбоновой кислоты; при этом замещенный гидрокарбилом ацилирующий агент является замещенным полиизобутенилом янтарным ангидридом. Также раскрывается применение присадки на основе соли четвертичного аммония в бензиновой композиции для улучшения рабочей характеристики бензинового двигателя и для уменьшения в нем отложений. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 10 табл., 25 пр.

Изобретение раскрывает антидетонационную добавку к топливу для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием на основе бензина, которая содержит (I) по меньшей мере один 4-метокси-N-метиланилин, (II) по меньшей мере один N-фенил-анилин при следующем содержании компонентов (мас. %): компонент (I) 30-70 компонент (II) 70-30 Также раскрывается углеводородсодержащая топливная композиция, включающая углеводородсодержащее топливо и вышеуказанную антидетонационная добавку в количестве от 1 до 3,0 мас. % по отношению к весу углеводородсодержащего топлива. Технический результат заявленного изобретения состоит в повышении октанового числа топлива, стабильности при окислении, высокой экологичности, полноте сгорания и низкой склонности к нагарообразованию и отложению смол. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 7 табл.

Изобретение описывает добавку к топливу, которая содержит алифатические спирты, воду, и карбамид, при этом добавка дополнительно содержит ацетанилид, при следующем соотношении компонентов, мас.%: алифатические спирты С2-С4 75,0-95,0 вода 4,0-20,0 карбамид 0,1-5,0 ацетанилид 0,1-5,0 Применение в составе топлив добавки позволяет уменьшить удельный расход топлива, снизить количество вредных примесей в выхлопных и отходящих газах (СО, СН, сажа), уменьшить нагарообразование в зоне горения. Также добавка обладает диспергирующими свойствами в составе тяжелых дистиллятных и остаточных топлив. 1 з.п. ф-лы, 3 табл., 4 пр.

Изобретение раскрывает антидетонационную добавку к топливу для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, которая содержит следующие компоненты: (I) 2,4-ксилидин, 2,5-ксилидин, 2,6-ксилидин или их смесь; (II) пара-анизидин или N-метил-пара-анизидин; (III) анилин, (IV) агидол-1 или агидол-12, при следующем содержании компонентов (масс. %): компонент (I) 50÷60 компонент (II) 10÷15 компонент (III) 5÷60 компонент (IV) 0,05÷0,45 Также раскрывается топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащее указанную антидетонационную добавку. Технический результат заключается в повышении октанового числа топлива, стабильности добавки и топлива при окислении, в уменьшении испаряемости топлива, содержащего добавку, в увеличении срока хранения добавки, в том числе в условиях возможного контакта с водой и ее парами, причем все перечисленное достигается без нарушения технических требований TP ТС 013/2011, ГОСТ Р 51866-2002 и ГОСТ Р 51105-97, СТО 11605031-059-2012 и СТО АНН 40488460-001-2004. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 8 табл.

Изобретение описывает многофункциональную эфирную присадку к углеводородсодержащему топливу, которая включает смесь высокооктановых N-замещенных эфиров анилина - N-метил-пара-анизидина и/или N-метил-пара-фенетидина и высокооктановых эфиров анилина - пара-фенетидина и/или пара-анизидина. Также раскрывается углеводородсодержащая топливная композиция, включающая топливо и многофункциональную эфирную присадку. Техническим результатом изобретения является получение многофункциональной присадки с низкой температурой кристаллизации для создания топливной композиции, характеризующейся следующими параметрами: высокой антиокислительной стабильностью, высокой экологичностью, детонационной стойкостью, полнотой сгорания, низким нагарообразованием и отложениями на деталях двигателя. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 табл.

Изобретение описывает способ повышения октанового числа бензина, характеризующийся тем, что бензиновую фракцию, содержащую олефины, приводят в контакт с закисью азота при температуре 150-500 ºС и давлении 1-150 атм. Также раскрывается способ повышения октанового числа бензина, характеризующийся тем, что в качестве по меньшей мере одного из компонентов бензина используют фракцию бензина, обработанную закисью азота. Способ обеспечивает повышение октанового числа бензинов на величину до 4.5 ед. МОЧ и 4 ед. ИОЧ. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 2 табл., 14 пр.

Изобретение раскрывает топливную композицию для двигателя внутреннего сгорания с впрыском топлива, которая содержит: большее количество топлива и небольшое эффективное количество соли четвертичного аммония из реакции третичного амина и гидрокарбил-замещенного алкилгидроксибензоата, где R6 представляет гидрокарбильную группу, и n означает целое число от 1 до 3, где сумма атомов углерода всех групп R6 равна по меньшей мере 8 вплоть до около 200, и R6 не содержит атомов N, S или О, и R7 представляет алкильную группу, содержащую от 1 до 4 атомов углерода. Раскрывается способ усовершенствования эксплуатационных характеристик инжектора двигателя и способ эксплуатации двигателя внутреннего сгорания с впрыском топлива. Также описывается концентрат присадки и присадка для топлива, применяемые в двигателе внутреннего сгорания с впрыском топлива. 5 н. и 22 з.п. ф-лы, 4 табл., 7 пр.

Изобретение раскрывает присадку к углеводородному топливу, которая представляет собой раствор активного комплекса в органическом растворителе, при этом активный комплекс состоит из: хирального сложного эфира С4-С9 и монокарбоновой кислоты C1-С6. Достигаемый технический результат - снижение расхода углеводородного топлива в бензиновых и дизельных двигателях внутреннего сгорания, котлоагрегатах от 4.7 до 9.9% и, соответственно, повышение КПД данных устройств. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 27 табл., 24 пр.
Наверх