Многофункциональный прикладной потребительский центр навигационно-информационного обеспечения

Изобретение относится к области космической навигации, а именно реализует навигационное обеспечение различных групп пользователей и предназначено для сбора, обработки, архивирования и хранения навигационных данных; подготовки, формирования и передачи навигационной информации. Технический результат - обеспечение высокоточного позиционирования в режиме реального времени. Изобретение является системой с двухуровневой архитектурой. На каждом уровне имеются собственные источники информации, преобразующие аппаратно-программные комплексы и пользовательский (потребительский) интерфейс, на первом уровне аппаратно-программный комплекс сегмента прикладного потребительского центра и системы информационного обеспечения, на втором уровне региональная навигационно-информационная система РНИС, состоящая из централизованной системы управления и контроля состояния РНИС, системы мониторинга транспортных средств, системы высокоточного позиционирования и системы спутникового мониторинга инженерных сооружений с использованием системы ГЛОНАСС/GPS. 7 ил.

 

Область техники

Изобретение относится к области космической навигации, а именно реализует навигационное обеспечение различных групп пользователей и предназначено для сбора, обработки, архивирования и хранения навигационных данных; подготовки, формирования и передачи навигационной информации, информации функциональных дополнений (ФД) глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) ГЛОНАСС/GPS и системы мониторинга целостности ГНСС и радионавигационных полей (РНП), данных навигационно-информационных систем; информационного взаимодействия с различными группами потребителей.

Уровень техники

Известна многофункциональная космическая система автоматизированного управления и оперативного контроля (мониторинга) критически важных объектов и территорий союзного государства «Россия-Беларусь» (патент на изобретение RU 2338233 от 13.12.2006). Эта система содержит космический сегмент, соединенный по каналам освещения, каналам связи и каналам управления с наземным сегментом, при этом космический сегмент выполнен в виде спутниковых орбитальных группировок с входящими в них космическими аппаратами дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), космическими аппаратами связи и передачи данных, космическими аппаратами навигационного обеспечения, при этом космические аппараты ДЗЗ соединены каналами освещения с центром обработки данных наблюдения земного сегмента и с космическими аппаратами связи и передачи данных, а также каналами связи и управления с центром управления полетами космических аппаратов и с космическими аппаратами связи и передачи данных, космические аппараты связи и передачи данных соединены каналами освещения с центром обработки данных наблюдения, а также каналами связи и управления с центром управления полетами космических аппаратов, космические аппараты навигационного обеспечения соединены каналами управления с космическими аппаратами ДЗЗ, связи и передачи данных, наземный сегмент МФКС включает координационно-аналитический центр, который получает информацию от центра обработки данных наблюдения, а также данные от наземных и воздушных средств локального дистанционного зондирования, осуществляющих сбор первичной мониторинговой информации, и информационно связан с центром управления полетами космических аппаратов, осуществляет комплексный анализ полученной информации и трансляцию через оператора космической системы в федеральный информационно-аналитический центр (ФИАЦ), при этом координационно-аналитический центр информационно связан с региональными информационно-аналитическими центрами, которые, в свою очередь, связаны с территориальными пунктами приема и обработки информации для осуществления трансляции полученной информации в региональные и территориальные информационно-аналитические центры. Основными недостатками системы являются невысокие эксплуатационные характеристики, обусловленные большим разнообразием технических решений программно-математического обеспечения и аппаратных средств, а также информационная и территориальная разобщённость, существенно снижающие потребительские свойства и возможности использования системы спутниковой навигации в режиме реального времени при решении прикладных транспортных, мониторинговых и навигационно-геодезических задач в распределённом географическом пространстве.

Раскрытие изобретения

Изобретение направлено на устранение данных недостатков.

Изобретение позволяет получить более высокие потребительские свойства и эксплуатационные характеристики, изобретение позволяет устранить информационную и территориальную разобщённость, поскольку многофункциональный прикладной потребительский центр навигационно-информационного обеспечения разработан и реализован на базе единых научно-технических и программно-методических решений, обеспечивающих выполнение прикладных многоплановых транспортных, мониторинговых и навигационно-геодезических задач, включая высокоточное позиционирование, в режиме реального времени с применением высокоэффективных каналообразующих средств связи (КСС) в распределённом географическом пространстве, что является особенно актуальным для Российской Федерации.

Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности навигационно-информационного обеспечения для решения в режиме реального времени практических транспортных, мониторинговых и навигационно-геодезических задач в распределённом географическом пространстве.

Для решения поставленной задачи с достижением технического результата многофункциональный прикладной потребительский центр навигационно-информационного обеспечения включает в себя аппаратно-программный комплекс сегмента прикладного потребительского центра и систему информационного обеспечения (1), в составе аппаратно-программного комплекса центральной базы данных - основной (2), аппаратно-программный комплекс центральной базы данных - резервный (3), аппаратно-программный комплекс сервера картографического (4), аппаратно-программный комплекс сервера информационного обмена (5), соединенные двусторонней связью по общей шине друг с другом через вторые входы/выходы аппаратно-программного комплекса центральной БД - основной и резервный, второй вход/выход аппаратно-программного комплекса сервера картографический и первый вход/выход аппаратно-программного комплекса сервера информационного обмена, также в состав аппаратно-программный комплекса сегмента прикладного потребительского центра и системы информационного обеспечения (1) входят каналообразующие средства связи аппаратно-программного комплекса сегмента прикладного потребительского центра и системы информационного обеспечения (КСС 1) (6), каналообразующие средства связи потребителей первого уровня (КСС 2) (7), причем первый, третий и четвертый входы/выходы КСС 1 соединены с первым входом/выходом аппаратно-программного комплекса центральной базы данных - основной, первым входом/выходом аппаратно-программного комплекса центральной базы данных - резервной и вторым входом/выходом аппаратно-программного комплекса сервера информационного обмена соответственно, третий вход/выход аппаратно-программного комплекса сервера информационного обмена соединен с вторым входом/выходом КСС 2, первый вход/выход КСС 2 соединен с первым входом/выходом автоматизированных рабочих мест потребителей первого уровня (8), второй вход/выход автоматизированных рабочих мест потребителей первого уровня (8) соединен с Интернет-сайтом, первый и второй входы/выходы автоматизированных рабочих мест потребителей первого уровня являются входами/выходами потребителей, многофункциональный прикладной потребительский центр навигационно-информационного обеспечения включает в себя региональную навигационно-информационная систему (9), состоящую из централизованной системы управления и контроля состояния региональной навигационно-информационной системы (10), системы мониторинга транспортных средств (13), системы высокоточного позиционирования (23) и системы спутникового мониторинга инженерных сооружений с использованием системы ГЛОНАСС/GPS (32), централизованная система управления и контроля состояния региональной навигационно-информационной системы (10) включает в себя аппаратно-программный комплекс централизованной системы управления и контроля состояния региональной навигационно-информационной системы (11), каналообразующие средства связи централизованной системы управления и контроля состояния региональной навигационно-информационной системы (КСС 3), первый вход/выход которых соединен со вторым входом/выходом КСС1, выход КСС 3 соединен с входом аппаратно-программного комплекса централизованной системы управления и контроля состояния региональной навигационно-информационной системы (11), выход аппаратно-программного комплекса централизованной системы управления и контроля состояния региональной навигационно-информационной системы (11) соединен со входом КСС 3, каналообразующие средства связи потребителей второго уровня (КСС 4), первый вход/выход которых соединен с вторым входом/выходом КСС 3, автоматизированные рабочие места потребителей второго уровня (39), первый вход /выход которого соединен со вторым входом/выходом КСС 4 (37), второй вход/выход автоматизированных рабочих мест потребителей 2-го уровня (39) соединен с Интернет-сайтом, первый и второй входы/выходы автоматизированных рабочих мест потребителей второго уровня являются входами/выходами потребителей, система мониторинга транспортных средств (13) включает в себя аппаратно-программный комплекс диспетчерского центра (14), аппаратно-программный комплекс телематического сервера (15), автоматизированные рабочие места оператора диспетчерского центра (16), соединенные друг с другом через их первые входы/выходы, аппаратно-программный комплекс диспетчерского пункта (17), являющийся первым входом многофункционального прикладного потребительского центра навигационно-информационного обеспечения в количестве i ≥1, каналообразующие средства связи системы мониторинга транспортных средств (КСС 5), пятый вход/выход которых соединен с третьим входом/выходом КСС 3, а первый, второй, третий и четвертый входы/выходы КСС 5 соединены со вторыми входами/выходами аппаратно-программного комплекса диспетчерского центра (14), аппаратно-программного комплекса телематического сервера (15), автоматизированного рабочего места оператора диспетчерского центра (16) и входом/выходом аппаратно-программного комплекса диспетчерского пункта (17) соответственно, телематические модули (18) в количестве j ≥1, причем каждый телематический модуль содержит порты COM 1, 2, 3 (19), USB порт (20), CAN порт (21), выходы которых соединены с первым, вторым и третьим входами КСС (5) соответственно, система высокоточного позиционирования (23) включает в себя аппаратно-программный комплекс центра высокоточного позиционирования (24), автоматизированные рабочие места центра высокоточного позиционирования (25), аппаратно-программный комплекс постобработки (26), аппаратно-программный комплекс базовых станций ГЛОНАСС/GPS (27), аппаратно-программный комплекс сбора, обработки и архивирования информации от базовых станций ГЛОНАСС/GPS (28), соединенные друг с другом через их первые входы/выходы и вход/выход автоматизированных рабочих мест центра высокоточного позиционирования (25), геодезическая спутниковая аппаратура (29), являющаяся вторым входом многофункционального прикладного потребительского центра навигационно-информационного обеспечения, каналообразующие средства связи системы высокоточного позиционирования (КСС 6) (31), первый вход/выход которых соединен с входом/выходом геодезической спутниковой аппаратурой, аппаратно-программный комплекс Web-доступа (30), первый вход/выход которой соединен с вторым входом/выходом КСС6, второй, третий и четвертый входы/выходы аппаратно-программного комплекса Web-доступа (30) соединены со вторыми входами/выходами аппаратно-программного комплекса постобработки (26), аппаратно-программный комплекс базовых станций ГЛОНАСС/GPS (27), аппаратно-программный комплекс сбора, обработки и архивирования информации от базовых станций ГЛОНАСС/GPS (28) соответственно, третий и четвертый входы/выходы КСС 6 соединены со вторым входом/выходом аппаратно-программного комплекса центра высокоточного позиционирования (24) и четвертым входом/выходом КСС 3, система спутникового мониторинга инженерных сооружений с использованием системы ГЛОНАСС/GPS (32) включает в себя объектовый центр мониторинга инженерного сооружения (33), аппаратно-программный комплекс базовых станций ГЛОНАСС/GPS (35), аппаратно-программный комплекс датчикопреобразующей аппаратуры (36), соединенные друг с другом через их первые входы/выходы, каналообразующие средства связи системы спутникового мониторинга инженерных сооружений с использованием системы ГЛОНАСС/GPS (КСС 7) (34), первый вход/выход которых соединен с пятым входом/выходом КСС 3, а второй, третий и четвертый входы/выходы КСС 7 соединены со вторыми входами/выходами объектового центра мониторинга инженерного сооружения (33), аппаратно-программного комплекса базовых станций ГЛОНАСС/GPS (35), аппаратно-программного комплекса датчикопреобразующей аппаратуры (36) соответственно, аппаратно-программного комплекс датчикопреобразующей аппаратуры (36) является третьим входом многофункционального прикладного потребительского центра навигационно-информационного обеспечения, третьи входы/выходы КСС 2 (7) и КСС 4 (37), вторые входы/выходы автоматизированных рабочих мест потребителей первого и второго уровня (8, 39) соединены с Интернет-сайтом (38).

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 схематически изображены:

1. Аппаратно-программный комплекс (АПК) сегмента прикладного потребительского центра (ППЦ) и системы информационного обеспечения (СИО);

2. АПК центральной базы данных(БД) - основной;

3. АПК центральной БД - резервный;

4. АПК сервер картографический;

5. АПК сервер информационного обмена;

6. Каналообразующие средства связи АПК КСС сегмента ППЦ и СИО (КСС 1);

7. Каналообразующие средства связи потребителей первого уровня (КСС 2);

8. Автоматизированные рабочие места (АРМ) потребителей первого уровня;

9. Региональная навигационно-информационная система (РНИС);

10. Централизованная система управления и контроля состояния (ЦСУиКС) РНИС;

11. АПК ЦСУиКС РНИС;

12. Каналообразующие средства связи ЦСУиКС РНИС (КСС 3);

13. Система мониторинга транспортных средств (СМТС);

14. АПК диспетчерского центра (ДЦ);

15. АПК телематического сервера;

16. АРМ оператора ДЦ;

17. АПК диспетчерского пункта (ДП) - 1-i (стационарного и/или мобильного);

18. Телематические модули (ТМ) - 1-j;

19. Порты COM 1, 2, 3;

20. USB порт последовательной передачи данных;

21. CAN порт последовательной передачи данных;

22. Каналообразующие средства связи СМТС (КСС 5);

23. Система высокоточного позиционирования (СВП);

24. АПК центра высокоточного позиционирования (ЦВП);

25. АРМ ЦВП;

26. АПК постобработки;

27. АПК базовых станций (БС) ГЛОНАСС/GPS;

28. АПК сбора, обработки и архивирования информации от БС ГЛОНАСС/GPS;

29. Геодезическая спутниковая аппаратура;

30. АПК Web-доступа;

31. Каналообразующие средства связи СВП (КСС 6);

32. Система спутникового мониторинга инженерных сооружений (ССМС ИС) с использованием системы ГЛОНАСС/GPS;

33. Объектовый центр мониторинга инженерного сооружения (ОЦМИС);

34. Каналообразующие средства связи ССМС ИС (КСС 7);

35. АПК БС ГЛОНАСС/GPS;

36. АПК датчикопреобразующей аппаратуры;

37. Каналообразующие средства связи АРМ потребителей второго уровня;

38. Интернет-сайт;

39. АРМ потребителей второго уровня.

На фиг. 2 представлена структурная схема СМТС.

На фиг. 3 представлена структурная схема СВП.

На фиг. 4 представлена структурная схема ССМ ИС.

На фиг. 5 представлен алгоритм выполнения операций при функционировании СМТС, где:

40. Приём навигационных данных;

41. Передача навигационных данных на средства обработки;

42. Автоматизированная первичная обработка навигационных данных;

43. Передача навигационных данных в системы обработки, учёта, хранения и целевого применения;

44. Автоматизированная апостериорная обработка, интерпретация и представление данных;

45. Формирование навигационно-информационного ресурса СМТС;

46. Передача навигационно-информационного ресурса СМТС в системы хранения и информационного обмена;

47. Распределение навигационно-информационного ресурса СМТС среди внутренних систем и внешних потребителей;

48. Сбор данных о состоянии АПК и составных частей СМТС;

49. Передача информации на средства хранения и отображения;

50. Формирование и передача управляющих воздействий.

На фиг. 6 представлен алгоритм выполнения операций при функционировании СВП, где:

51. Приём навигационных данных;

52. Передача навигационных данных АПК ЦВП;

53. Обработка навигационных данных;

54. Формирование массива первичной навигационной информации;

55. Сбор, обработка и архивирование информации от БС;

56. Апостериорная обработка данных;

57. Подготовка и представление данных высокоточного позиционирования;

58. Управление и контроль состояния СВП.

На фиг. 7 представлен алгоритм выполнения операций при функционировании ССМС ИС, где:

59. Прием навигационной информации и вычисление мониторинговой информации;

60. Передача мониторинговой информации потребителям;

61. Архивирование и хранение мониторинговой информации о состоянии системы;

62. Управление и контроль состояния ССМС ИС.

Осуществление изобретения

Изобретение является открытой информационной системой с двухуровневой архитектурой. На каждом уровне имеются собственные источники информации, преобразующие аппаратно-программные комплексы (АПК) и пользовательский (потребительский) интерфейс.

Аппаратно-программные средства (АПС) первого (управляющего) уровня развёрнуты в многоцелевом навигационно-информационном центре ОАО «Российские космические системы» и включают в себя АПК сегмента ППЦ и СИО (1). АПС второго (исполнительного или регионального) уровня развертываются на основе региональных навигационно-информационных систем (РНИС) (9) и служат источниками информации для АПК ППЦ и СИО (1) первого уровня наряду с другими источниками информации.

Порядок передачи (представления) информации между АПК ППЦ и СИО (1) и внешними источниками информации и потребителем определяются взаимосогласованными протоколами информационного обмена и/или стандартными сетевыми протоколами.

В соответствии с требованиями пользователя РНИС (9) может включать в себя различные системы, в том числе:

- централизованную систему управления и контроля состояния РНИС с использованием Интернет и ГИС-технологий (10);

- систему высокоточного позиционирования (23);

- систему мониторинга транспортных средств (13);

- систему спутникового мониторинга инженерного сооружения с использованием системы ГЛОНАСС (32).

АПК сегмента ППЦ и СИО (1) предназначен для распространения информации с использованием спутниковых навигационных технологий в современной и доступной форме для широкого круга потребителей, имеющих определенный уровень подготовленности. АПК сегмента ППЦ и СИО (1) обеспечивает подключение любых из числа пользователей 1-го уровня через соответствующий АРМ потребителей первого уровня (8), оснащенные собственной программой браузером, различных производителей («MS Internet Explorer», «Mozilla Firefox», «Opera», «Google Chrome» и др.). АПК сегмента ППЦ и СИО (1) включает в себя АПК центральной базы данных (БД) - основной и резервный (2, 3), в случае выхода из строя основного происходит автоматическая замена на резервный, АПК сервер картографический (4), АПК сервер информационного обмена (5), каналообразующие средства связи АПК КСС сегмента ППЦ и СИО (КСС 1) (6), каналообразующие средства связи потребителей первого уровня (КСС 2) (7), автоматизированные рабочие места (АРМ) потребителей первого уровня (8).

АПК сегмента ППЦ и СИО (1) обеспечивает выполнение следующих функций в АПК сервере информационного обмена (5) и Интернет-сайте (38):

- отображение состояния глобальных навигационных спутниковых группировок (ГНСС);

- отображение эфемерид по данным альманахов на текущие сутки АПК сервером информационного обмена и интернет-сайтом;

- отображение зон видимости навигационных космических аппаратов (НКА) в заданной точке АПК сервером информационного обмена и интернет-сайтом;

- отображение доступности НКА в заданной точке;

- отображение созвездия НКА в заданной точке;

- отображение мгновенной доступности;

- отображение интегральной доступности;

- отображение списка РНИС;

- отображение ГНСС календаря;

- отображение глоссария;

- отображение каталога навигационной аппаратуры потребителей (НАП);

- отображение каталога навигационных базовых модулей;

- отображение каталога навигационных антенн;

- отображение списка участников рынка ГНСС оборудования;

- отображение каталога нормативно-правовых документов;

ПМО (программно-математическое обеспечение) архивирования и резервирования информации, связи и синхронизации удаленных баз данных (БД);

- создание банка данных, резервирования навигационной информации;

- снижение нагрузки на сервер информационного обмена;

- конвертацию поступающей разнородной информации в принятые форматы хранения;

- формирование информационного ресурса, необходимого для прикладного использования в АПК ППЦ и СИО (1);

- подготовку и передачу получаемой информации через WEB-сервис пользователям второго уровня;

- автоматический перенос файлов в архив, оставляя в текущих директориях файл с полным описанием состава и месторасположения по истечении срока хранения исходных данных;

- контроль входных и выходных данных на их правильность, непротиворечивость, соответствие заданным диапазонам значений.

АПК сервер картографический (4) обеспечивает:

- управление электронными картами;

- предоставление графической информации в виде файла изображения через АПК сервер информационного обмена (5);

- информационное взаимодействие с центральной БД;

- мониторинг состояния удаленных объектов;

- диспетчеризацию связи с центральной БД;

- чтение массива электронных карт;

- поддержку отдельной сессии для каждого пользователя картографической информации;

- управление электронной картой в каждой пользовательской сессии (масштабирование, координаты);

- определение во внешних настройках списка подключаемых карт.

АПК сервер информационного обмена (5) обеспечивает:

- получение через КСС 2, КСС 3 и КСС 7 навигационной информации от первичных источников (например, от ТМ 18, геодезической спутниковой аппаратуры 29, датчико-преобразующей аппаратуры 36), упаковку и архивирование в файлы АПК центральной или резервной БД, гарантированную доставку по запросам потребителей с АРМ потребителей первого и второго уровней, а также с интернет-сайта;

- временное хранение навигационной информации до момента передачи в серверы АПК центральной БД основной и резервный;

- учёт и отработку запросов потребителей первого уровня, WEB-приложений на Интернет-сайте (38);

- предоставление информации потребителям первого уровня и на Интернет-сайт (38);

- формирование статистических и динамических страниц Интернет-сайта (38);

- информационный обмен с использованием существующих телекоммуникационных сетей;

- возможность пользования удобным внешним интерфейсом;

- модернизацию внешнего интерфейса без прекращения работы с потребителями;

- возможность подключения новых источников информации и пользователей.

ЦСУиКС РНИС (10) входит в состав РНИС (9) и предназначена для сбора в режиме реального времени данных от систем мониторинга транспортных средств (13), систем высокоточного позиционирования (23), а также ССМС ИС (33). В части взаимодействия с системами мониторинга транспортных средств (13) ЦСУиКС РНИС (10) обеспечивает сбор информации через КСС 3 о местоположении и состоянии объектов мониторинга, их обработки, хранения и предоставления потребителям второго уровня через КСС 3 и КСС 4.

ЦСУиКС РНИС (10) включает в себя АПК централизованной системы управления и контроля состояния РНИС с использованием Интернет и ГИС-технологий (11) (СМТС - 13, СВП - 23, ССМС ИС - 33) и КСС 3 (12), КСС 4 (37), АРМ потребителей 2-го уровня (39). В части взаимодействия с системой мониторинга транспортных средств (13) ЦСУиКС РНИС 10 обеспечивает выполнение следующих функций:

- авторизацию пользователей второго уровня;

- получение информации от удаленных БД АПК ДЦ (14) и АПК ДП (17) системы мониторинга транспортных средств;

- отображение местоположения подвижных объектов в режиме реального времени;

- отображение информации о подвижном объекте в режиме реального времени, включая элементы движения и состояние груза;

- отслеживание «аварийных» ситуаций в режиме реального времени;

- отображение обобщенной и детальной справочной информации о подвижном объекте;

- слежение за выбранным подвижным объектом или группой подвижных объектов;

- расчёт пройденного пути объектом за период времени;

- воспроизведение пройденного пути объектом пошагово или с выбираемым временным режимом;

- масштабирование карты;

- измерение расстояний по карте;

- поиск объектов карты по адресу;

- выбор, сохранение и загрузку карт.

В части взаимодействия через КСС 3 (12) с системами высокоточного позиционирования (23) ЦСУиКС РНИС 10 обеспечивает:

- обработку и предоставление пользователям различной навигационной информации от геодезической спутниковой аппаратуры (29), включая сеть базовых станций (БС), в соответствии с их правами доступа;

- проведение апостериорной обработки навигационных данных пользователя;

- отображение прогноза зон видимости навигационным космическим аппаратам (НКА) в заданной точке;

- отображение прогноза доступности НКА в заданной точке;

- отображение контроля РНП в заданной точке;

- отображение созвездия НКА в реальном масштабе времени в заданной точке;

- отображение уровня сигнала от НКА на входе геодезической спутниковой аппаратуры, в том числе приемника базовой станции (БС);

- отображение задержек сигнала от НКА в зависимости от состояния ионосферы в заданной точке;

- отображение местоположения БС;

- отображение невязок координат БС;

- отображение абриса антенны БС;

- апостериорная обработка навигационной информации пользователей;

- возможность удаленного позиционирования в режиме квазиреального масштаба времени;

- предоставление потребителям второго уровня измерительной информации по НКА ГНСС (ГЛОНАСС и GPS) через КСС 3 (12) и КСС 4 (37).

СМТС (13) предназначена для обеспечения процессов мониторинга, контроля и управления в режиме реального времени мобильными объектами (транспортными средствами) и стационарными объектами, оснащенными навигационной спутниковой аппаратурой потребителей ГЛОНАСС/GPS. СМТС (13) включает в себя следующие составные части: АПК ДЦ (14), АПК ДП (17) стационарного и/или мобильного и телематические модули (ТМ) - 18, оснащенные навигационным приемником ГЛОНАСС/GPS и размещаемые на контролируемых ТС, КСС 5 (22).

СМТС 13 обеспечивает:

- определение местоположения, скорости и состояния транспортных средств (ТС) в режиме реального времени;

- отображение поступающих данных с помощью электронно-картографической системы;

- передачу командной информации с диспетчерского центра на ТС;

- контроль отклонения состояния ТС от нормы;

- контроль отклонения ТС от заданных маршрутов и графиков передвижения;

- автоматическое документирование и архивирование получаемой и передаваемой информации;

- восстановление событий по архивным данным.

АПК ДЦ 14 имеет в своём в составе: АПК телематический сервер (15) с сервером БД и картографическим обеспечением, АРМ оператора ДЦ 16 (в расчете на 50-200 контролируемых диспетчерскими центрами ТС.

АПК ДЦ 14 обеспечивает:

- сбор и хранение навигационных и телематических данных, поступающих по КСС 5 (22) от ТМ;

- дистанционное управление через КСС 5 (22) составными частями СМТС;

- обработку данных, циркулирующих в СМТС;

- функционирование картографического обеспечения;

- генерирование отчетов по данным, поступающим от ТМ;

- управление ТМ;

- администрирование работы составных частей СМТС;

- санкционирование доступа к составным частям АПК ДЦ;

- архивацию информации в БД и передачу через КСС 5 (22) на КСС 3 (12) и КСС 1 (7) в АПК центральной БД - основной (2) и - резервный (3).

АПК ДП 17 может осуществлять мониторинг до 50 ТС одновременно и при этом обеспечивает решение следующих задач:

- обработку данных, поступающих через КСС 5 от АПК ДЦ (14);

- функционирование картографического обеспечения;

- генерирование отчетов по данным, поступающим от ТМ (18) через первый, второй и третий входы КСС 5 на вход/выход АПК ДП 17;

- санкционирование доступа к массивам данных и информационным ресурсам АПК ДП (17);

- подготовку, архивацию и передачу на хранение информации в БД АПК ДЦ.

ТМ (18) предназначен для работы в составе СМТС в качестве оборудования, устанавливаемого на транспортное средство с целью дистанционного получения навигационных данных (информации о местоположении и параметрах движения транспортного средства (ТС), данных о состоянии контролируемых систем, а также для управления исполнительными устройствами. ТМ (18) содержит следующие интерфейсы:

последовательные порты (СОМ 1, 2, 3) (19), соответствующие стандартному интерфейсу RS-232, предназначенные для обмена информацией с внешним терминалом (компьютером); последовательный порт (СОМ 2), соответствующий стандартному интерфейсу RS-232, предназначенный для подключения (опционально) внешнего модема подвижной связи: GSM, CDMA, GlobalStar, Inmfrsat; последовательный порт (СОМ 3), соответствующий стандартному интерфейсу RS-232, предназначенный для подключения дополнительных внешних устройств. USB порт (20) последовательной передачи данных, предназначенный для обмена информацией с внешним терминалом (компьютером), CAN порт (21) последовательной передачи данных, предназначенный для обмена информацией с внешними устройствами.

ТМ 18 обеспечивает выполнение следующих функций:

- получение навигационных данных от встроенного в ТМ навигационного ГЛОНАСС/ GPS приемника;

- обмен информацией с диспетчерским центром через встроенный GSM модем или через внешний модем, подключаемый к порту СОМ 2 через пятый вход КСС 5 и второй вход/выход АПК ДЦ (14);

- установление голосовой связи с оператором диспетчерского центра;

- контроль, при необходимости, логического состояния до 8 дискретных датчиков, обеспечивающих контроль за состоянием отдельных элементов и систем ТС (например, топливного бака) и/или груза;

- контроль напряжения основного и резервного питания;

- контроль аналогового датчика;

- управление исполнительными устройствами;

- накопление навигационных данных в энергонезависимой памяти (функция «черный ящик»);

- контроль прохождения маршрута и контрольных зон.

ТМ 18 формирует исходящие вызовы в следующих случаях:

- по запросу, формируемому АПК ДЦ (14) из диспетчерского центра;

- по факту срабатывания дискретного датчика, обеспечивающего контроль за состоянием отдельных элементов и систем ТС и/или груза;

- по факту снижения напряжения в ТМ (18) ниже заданных показателей, при которых обеспечивается его функционирование;

- при изменении напряжения электропитания за пределы заданных величин;

- по факту входа/выхода в/из заданных географических зон;

- с заданным периодом времени (формирование «сигналов жизни» по времени);

- при прохождении заданного расстояния (формирование «сигналов жизни» по расстоянию).

СМТС работает следующим образом. ТМ (18), расположенные на подвижных объектах (транспортных средствах), принимает навигационные данные от НКА ГЛОНАСС/ GPS. ТМ (18) передаёт через каналообразующие средства связи (КСС) 5 (22) полученные данные на АПК телематический сервер (15). В АПК телематический сервер (15) выполняется обработка навигационных данных в соответствии с функционалом. Обработанные в АПК телематический сервер (15) навигационные данные поступают:

- через вход 2 КСС 5 на выход 5 КСС 5 (22), далее через вход 3 и выход КСС 3 (22) на вход АПК ЦСУиКС РНИС (11), где мониторинговая информация по ТС обрабатывается в соответствии с функционалом;

- через выход 1 КСС 3 на вход 2 КСС 1 (6) и далее на вход 1 АПК центральной БД основной и резервной (2 и 3);

- через выход 4 КСС 1 (6) на вход 2 АПК сервера информационного обмена (5);

- через выход 1 АПК сервера информационного обмена на вход 2 АПК сервера картографического (4);

- через выход 1 АПК сервер информационного обмена (5) на вход 2 АПК центральной БД основной и резервной (2 и 3).

В АПК ДЦ (14) поступившие через выход 1 по шине информационного обмена на вход 1 данные обрабатываются в соответствии с функционалом и поступают на вход 1 АРМ оператора ДЦ (16), где визуализируются на СОИ. В АПК сервер картографический (4) выполняется обработка поступивших навигационных данных, включая комбинирование навигационных данных, векторизация, формирование цифровых моделей и геоинформационное моделирование и др., в соответствии с функционалом. Обработанные в АПК сервер картографический (4) навигационные данные в картографическом виде через первый выход направляются на второй вход АПК БД основной и резервный (2 и 3) и на первый вход АПК сервер информационного обмена (5). В АПК сервер информационного обмена (5) осуществляется обработка поступившей навигационной информации в соответствии с функционалом, после чего она направляется:

- через выход 1 на вход 2 АПК центральной БД основной и резервной (2 и 3);

- через выход 3 на вход 2 КСС 2 (6), с которого через выход 1 на вход 1 АРМ потребителей 1-го уровня (8) и через выход 3 на Интернет-сайт (38).

- через выход 2 АПК сервера информационного обмена на вход 4 КСС 1 (7), далее через выход 2 КСС 1 на вход 1 КСС 3 (12), далее через выход 3 на вход 5 КСС 5 (22);

- через выход 1 КСС 5 (22) на вход 2 АПК ДЦ (14);

- через выход 2 КСС 5 (22) на вход 2 АРМ оператора ДЦ и вход 1 АПК ДП;

- через выход 2 КСС 3 (12) на вход 1 КСС 4 (37), далее через выход 2 КСС 4 на вход 1 АРМ потребителей 2-го уровня и через выход 3 на Интернет-сайт (38).

Данные о состоянии ТМ (18), АПК ДП (17), АПК телематического сервера и АПК ДЦ, включая показатели температуры процессоров, системных плат, жестких дисков и пр., поступают через КСС 5 (22) и КСС 3 (12) в АПК ЦСУиКС РНИС (11). После обработки в соответствии с функционалом АПК ЦСУиКС РНИС (11) обработанная телематическая информация и данные о состоянии ТМ (18), АПК ДП (17), АПК телематического сервера (15) и АПК ДЦ телематического сервера (15) поступают:

- через КСС 3 (12) и КСС 1 (6) в АПК информационного обмена (5) и далее в АПК центральной БД основной и резервный (2 и 3);

- через КСС 3 (12) и КСС 5 (22) на АПК ДЦ (14), где могут быть визуализированы на средствах отображения информации (СОИ). В АПК ЦСУиКС РНИС (11) осуществляется автоматический анализ и интерпретация значений мониторинговой информации по ТС и критических показателей состояния систем, после чего выполняется автоматическое формирование управляющих сигналов и команд, которые с его выхода поступают на вход КСС 3 (12) и далее:

- через КСС 5 (22) на вход 2 АПК ДЦ (14), где визуализируются в виде сигналов и рекомендаций для применения управляющих воздействий на СОИ;

- через КСС 3 (12) и КСС 1 (6) на вход 1 АПК центральной БД основной и резервной (2 и 3).

СВП 23 предназначена для широкого внедрения спутниковых навигационных технологий и методов определения координат в интересах развития геодезической основы в регионах при проведении землеустроительных и кадастровых работ, инженерных изысканий, геодезическом обеспечении строительства и эксплуатации объектов капитального строительства, мониторинга деформационных процессов на объектах транспортной и промышленной инфраструктуры, а также других видов деятельности, требующих высокоточного определения координат объектов.

СВП 23 функционирует (обеспечивает пользователей навигационной информацией) в следующих основных режимах:

- апостериорной обработки;

- реального времени в местной системе координат или в WGS-84 (ПЗ-90).

СВП (23) включает в себя следующие составные части: АПК ЦВП (24), АПК базовых станций ГЛОНАСС/GPS (27), АРМ ЦВП (25) (входит в состав СВП функционально), геодезическая спутниковая аппаратура (29), которая входит в состав функционально, КСС 6 (31), обеспечивающие передачу в режиме реального времени измерительной и корректирующей информации между составными частями системы (входят в состав функционально), в том числе с использованием беспроводных технологий.

В состав АПК ЦВП 24 входят:

АПК сбора, обработки и архивирования информации от базовых станций ГЛОНАСС/GPS (28), АПК управления базовыми станциями (27), АПК постобработки (26), АПК WEB-доступа (30), который обеспечивает предоставление через КСС 6 (31); КСС 3 (12),
КСС 4 (37) информации потребителям.

АПК ЦВП 24 обеспечивает:

- прием от геодезической спутниковой аппаратуры (29) через КСС 6 (31), постобработку в АПК постобработки (26), окончательную обработку и архивацию измерительных данных ГЛОНАСС/GPS;

- подготовку данных и информационное взаимодействие через АПК WEB-доступа (30), КСС 6 (31), КСС 3 (12), КСС 4 (37) с внешними источниками и потребителями навигационно-информационного ресурса СВП;

- информационный обмен между составными частями СВП и передачу данных в АПК сегмента ППЦ и СИО (1) через КСС 6 (31), КСС 3 (12) и КСС 1 (6) в АПК центральной БД основной и резервной (блоки 2 и 3) и в АПК сервер информационного обмена (5);

- информационное обеспечение потребителей через КСС 6 (31), далее КСС 3 (12), КСС 4 (37) и на АРМ потребителей 2-го уровня (39);

- информационное обеспечение потребителей через КСС 6 (31), далее КСС 3 (12), КСС 1 (6), АПК сервер информационного обмена (5), КСС 2 (6) на АРМ потребителей 1-го уровня (8);

- контроль авторизации пользователей при их обращении к ресурсам СВП через блок АПК сервер информационного обмена (5) для потребителей первого уровня и АПК WEB-доступа (30) - для потребителей второго уровня;

- автоматическое формирование в АПК постобработки (26) интервальных и непрерывных данных, в том числе в обменный формат RINEX, и предоставление через АПК сервер информационного обмена (5) и АПК WEB-доступа (30) их потребителям первого (8) и второго (39) уровней соответственно;

- возможность приема через Интернет-сайт (38) дополнительной навигационной информации от российских и зарубежных источников, не входящих в состав системы;

- формирование в АПК постобработки (26) и АПК сбора, обработки и архивирования информации (28) и передачу через АПК WEB-доступа (30), КСС 6 (31), КСС 3 (12) и КСС 4 (37) пользователям 2-го уровня корректирующей информации к измерениям по коду или по фазе в форматах, поддерживаемых основными производителями аппаратуры потребителей, в том числе RTCM SC-104, CMR, CMR+;

- восстановление функционирования с прежними параметрами при непроизвольном выключении и последующем включении питания.

АРМ ЦВП (25) обеспечивает контроль оператором с использованием средств отображения информации (СОИ) состояния составных частей (24, 26, 27, 29,) и СВП (23) в целом, включая параметры и характеристики функционирования АПК из состава СВП.

АПК БС 27 обеспечивает:

- непрерывный прием от геодезической спутниковой аппаратуры (29) через КСС 6 (31) навигационной информации НКА ГЛОНАСС/GPS, находящихся в секторе видимости, и выдачу на СВО АРМ ЦВП (25) и внешний интерфейс Интернет-сайта (38):

- формирование «сырых» данных измерений псевдодальности по коду и фазе несущей в диапазонах L1 и L2 по НКА ГЛОНАСС/GPS в собственном бинарном формате производителя приемной аппаратуры;

- формирование эфемеридно-временной информации от НКА ГЛОНАСС/GPS;

- формирование файлов метеоданных (опционально);

- отображение альманахов НКА ГЛОНАСС/GPS;

- передачу информации в АПК ЦВП 24 через КСС 6 (31);

- возможность работы от автономного источника электропитания;

- инициализацию основных параметров через внешний интерфейс базовой станции;

- восстановление функционирования с прежними параметрами при непроизвольном выключении и последующем включении питания.

СВП работает следующим образом. На геодезическую спутниковую аппаратуру (29), территориально распределённую в географическом пространстве, поступают сигналы с навигационными данными от НКА ГЛОНАСС/ GPS. Полученные от геодезической спутниковой аппаратуры (29) навигационные данные передаются через выход 3 КСС 6 (31) на вход 2 АПК центра высокоточного позиционирования (ЦВП) 24 . Обработка навигационных данных в АПК ЦВП (24) в соответствии с функционалом. В АПК БС (27) формирование следующего массива навигационной информации:

- «сырых» данных измерений псевдодальности по коду и фазе несущей в диапазонах L1 и L2 по НКА ГЛОНАСС/GPS в собственном бинарном формате производителя приемной аппаратуры;

- эфемеридно-временной информации от НКА ГЛОНАСС/GPS;

- файлов метеоданных (опционально) с геодезической спутниковой аппаратуры.

В АПК сбора, обработки и архивирования информации (28) обеспечивает решение комплекса функциональных задач, в том числе:

- обеспечение обмена информацией с сетью БС из состава геодезической спутниковой аппаратуры (29);

- приём и декодирование информации от геодезической спутниковой аппаратуры (29);

- синхронизацию времени;

- обработку и хранение данных ЭВИ и сырых измерений;

- вычисление мгновенной и интегральной доступности НКА;

- управление сбором, обработкой и архивированием информации от БС из состава геодезической спутниковой аппаратуры (29). В АПК постобработки (26) выполняет:

- сканирование входных каналов 1 и 2;

- апостериорную обработку данных на вычисление координат местоположения навигационного оборудования из состава геодезической спутниковой аппаратуры (29);

- отображение альманахов НКА ГЛОНАСС/GPS на СОИ АРМ ЦВП (25);

- подготовка данных для архивирования и передачи потребителям (39);

- сохранение и отправку результата потребителям (39).

АПК WEB-доступа (30) через платформонезависимый пользовательский интерфейс обеспечивает обработку и предоставление на АРМ ЦВП (25), АРМ пользователей 2-го уровня (39) и Интернет-сайт (38) через КСС 6 (31), КСС 3 (12) и КСС 4 (37) навигационной информации от БС из состава геодезической спутниковой аппаратуры (29), подготовку и предоставление измерительной информации по НКА ГНСС ГЛОНАСС/GPS. Данные о состоянии СВП (23) в составе: АПК ЦВП (24), АПК постобработки, АПК сбора, обработки и архивирования информации от БС и АРМ ЦВП, включая показатели температуры процессоров, системных плат, жестких дисков и пр., поступают через КСС 6 (31) и КСС 3 (12) в АПК ЦСУиКС РНИС (11), где в автоматическом режиме данные обрабатываются и анализируются, после чего формируется управляющее воздействие и через КСС 3 (12) и КСС 1 (6) данные и управляющие сигналы поступают в АПК центральной БД основной и резервный (2 и 3), а через КСС 3 (12) и КСС 6 (31) поступает в АРМ ЦВП (25).

ССМ ИС 32 включает в себя ОЦМ ИС (33), КСС 7 (34), АПК БС (35), АПК ДПА (37). ССМС ИС 32 обеспечивает выполнение следующих функций:

- сбор в режиме реального времени измерительной информации от АПК ДПА, обеспечивающих контроль состояния узлов и конструкций инженерного сооружения;

- обработка измерительной информации;

- непрерывный контроль текущего состояния элементов конструкции инженерного сооружения;

- выявление критических состояний узлов и конструкций инженерного сооружения;

- создание и ведение автоматизированной базы данных по инженерному сооружению;

- подготовка отчетов в автоматизированном режиме;

- оповещение оператора о наличии превышения критических значений параметров в контролируемых узлах и конструкциях инженерного сооружения.

ССМ ИС 32 функционирует круглосуточно, осуществляя сбор данных от АПК ДПА (36) о динамических характеристиках отдельных конструктивных элементах и узлах инженерных сооружений, строит графики смещений точки мониторинга, выполняет обработку и автоматизированную рассылку информации на ОЦМИС (33), потребителям 2-го уровня через КСС 7 (34) на КСС 3 (12), КСС 4 (37) на АРМ (39), в АПК сервер информационного обмена (5) и АПК БД (2, 3), в случае появления признаков потенциальных критических смещений передача информации сопровождается тревожным сигналом на СВО ОЦМИС (33) и АРМ (39), а при превышении значений заданных показателей смещений информация и тревожный сигнал от АПК сервер информационного обмена через КСС 2 (6) поступают на СВО АРМ потребителя первого уровня (8).

ОЦМ ИС 33 обеспечивает выполнение следующих функций:

- построение временных графиков пространственных координат фазовых центров антенн базовых станций по данным, поступающим от АПК ДПА (36);

- поддержка нескольких одновременных TCP/IP соединений для сбора данных от базовых станций с частотой до 20 Гц;

- построение графиков и отображение продольных, поперечных и высотных смещений;

- контроль задаваемых допустимых значений пространственных смещений;

- сглаживание и фильтрация данных для анализа долгопериодических колебаний;

- визуализация данных от цифровых датчиков наклона;

- сбор в режиме реального времени мониторинговых данных о состоянии одного или нескольких отдельных конструктивных элементов и узлов сооружения;

- обработку и интерпретацию данных, выявление значений, превышающих установленные контролируемые значения, получение интегральных оценок;

- ведение информационных баз данных для обеспечения поддержки принятия и реализации управленческих решений по защите объекта (накопление и архивация данных);

- формирование и передача потребителям информации о превышении значений заданных показателей смещений информации и тревожного сигнала;

- подготовку и визуализацию в ОЦМИС (33) моделей развития критических (чрезвычайных) ситуаций на основе полученных от АПК ДПА оперативных данных;

- оперативное информирование через АРМ потребителей второго уровня (29) о повышении значений показателей смещений инженерного сооружения и через АРМ (8) потребителей первого уровня (например, ГУ МЧС России) о достижении на объекте мониторинга критических значений показателей смещений, свидетельствующих о возможности возникновения чрезвычайной ситуации на инженерном сооружении.

ССМ ИС работает следующим образом. После получения данных от ПАК ДПА (36), первоначальной обработки в АПК БС ГЛОНАСС/GPS и окончательной обработки в ОЦМИС (33) передача мониторинговой информации от ССМС ИС (32) из состава РНИС (9) происходит в автоматическом режиме через КСС 7 (34), КСС 3 (12) на КСС 4 (37) мониторинговую информацию о состоянии узлов и конструкций инженерного сооружения на АРМ потребителей второго уровня (39) и на Интернет-сайт, доступ к которому осуществляется по соответствующему коду доступа. Мониторинговая информация из ССМС ИС (32) поступает через вход 5 и выход КСС 3 (12) на АПК ЦСУиКС РНИС (11), откуда через его выход она поступает на вход КСС 3 (12) и далее через выход 1 на вход 2 КСС 1 (6) и далее через выходы 1 и 3 на входы 1 АПК центральной БД основной и резервной (2 и 3). Данные о состоянии ССМС ИС (32) в составе АПК ДПА (36), АПК БС ГЛОНАСС/GPS (35), ОЦМИС (33), включая показатели температуры процессоров, системных плат, жестких дисков и пр., поступают через КСС 7 (34) и КСС 3 (12) в АПК ЦСУиКС РНИС (11), где в автоматическом режиме данные обрабатываются и анализируются, после чего формируется управляющее воздействие и через КСС 3 (12) и КСС 1 (6) данные поступают в АПК центральной БД основной и резервный (2 и 3), а через КСС 3 (12) и КСС 6 (31) поступает в ОЦМИС (33).

Опытный образец АПК сегмента ППЦ и СИО (1) прошел предварительные и приемочные испытания, в настоящее время эксплуатируется в режиме поддержания технической и эксплуатационной готовности и эффективного функционирования.

Выводы. Архитектура изобретения и использованные инженерно-технические разработки обеспечивают:

- применение новых научно-технических решений и наращивание функциональных возможностей при проведении последующей модернизации;

- переход на более производительные средства электронно-вычислительной техники;

- совершенствование общего программного обеспечения путем обновления его версий и/или приобретение новых программных продуктов;

- создание новых источников навигационной информации (НАП и систем на ее основе);

- обеспечение подключения новых источников навигационной информации (функциональных дополнений) и обработку поступающей от них информации и переход на более производительные средства электронно-вычислительной техники;

- совершенствование общего программного обеспечения путем обновления его версий и/или приобретение новых программных продуктов;

- создание новых источников навигационной информации (НАП и систем на ее основе);

- обеспечение подключения новых источников навигационной информации (функциональных дополнений) и обработку поступающей от них информации.

Таким образом, использование предложенного многофункционального прикладного потребительского центра навигационно-информационного обеспечения позволяет обеспечить решение поставленной задачи с достижением ожидаемого технического результата.

Многофункциональный прикладной потребительский центр навигационно-информационного обеспечения включает в себя аппаратно-программный комплекс сегмента прикладного потребительского центра и систему информационного обеспечения (1), в составе аппаратно-программного комплекса центральной базы данных - основной (2), аппаратно-программный комплекс центральной базы данных - резервный (3), аппаратно-программный комплекс сервера картографического (4), аппаратно-программный комплекс сервера информационного обмена (5), соединенные двусторонней связью по общей шине друг с другом через вторые входы/выходы аппаратно-программного комплекса центральной БД основной и резервный, второй вход/выход аппаратно-программного комплекса сервера картографический и первый вход/выход аппаратно-программного комплекса сервера информационного обмена, также в состав аппаратно-программный комплекса сегмента прикладного потребительского центра и системы информационного обеспечения (1) входят каналообразующие средства связи аппаратно-программного комплекса сегмента прикладного потребительского центра и системы информационного обеспечения (КСС 1) (6), каналообразующие средства связи потребителей первого уровня (КСС 2) (7), причем первый, третий и четвертый входы/выходы КСС 1 соединены с первым входом/выходом аппаратно-программного комплекса центральной базы данных - основной, первым входом/выходом аппаратно-программного комплекса центральной базы данных - резервной и вторым входом/выходом аппаратно-программного комплекса сервера информационного обмена соответственно, третий вход/выход аппаратно-программного комплекса сервера информационного обмена соединен с вторым входом/выходом КСС 2, первый вход/выход КСС 2 соединен с первым входом/выходом автоматизированных рабочих мест потребителей первого уровня (8), второй вход/выход автоматизированных рабочих мест потребителей первого уровня (8) соединен с Интернет-сайтом, первый и второй входы/выходы автоматизированных рабочих мест потребителей первого уровня являются входами/выходами потребителей, многофункциональный прикладной потребительский центр навигационно-информационного обеспечения включает в себя региональную навигационно-информационная систему (9), состоящую из централизованной системы управления и контроля состояния региональной навигационно-информационной системы (10), системы мониторинга транспортных средств (13), системы высокоточного позиционирования (23) и системы спутникового мониторинга инженерных сооружений с использованием системы ГЛОНАСС/GPS (32), централизованная система управления и контроля состояния региональной навигационно-информационной системы (10) включает в себя аппаратно-программный комплекс централизованной системы управления и контроля состояния региональной навигационно-информационной системы (11), каналообразующие средства связи централизованной системы управления и контроля состояния региональной навигационно-информационной системы (КСС 3), первый вход/выход которых соединен с вторым входом/выходом КСС1, выход КСС 3 соединен с входом аппаратно-программного комплекса централизованной системы управления и контроля состояния региональной навигационно-информационной системы (11), выход аппаратно-программного комплекса централизованной системы управления и контроля состояния региональной навигационно-информационной системы (11) соединен с входом КСС 3, каналообразующие средства связи потребителей второго уровня (КСС 4), первый вход/выход которых соединен с вторым входом/выходом КСС 3, автоматизированные рабочие места потребителей второго уровня (39), первый вход /выход которого соединен с вторым входом/выходом КСС 4 (37), второй вход/выход автоматизированных рабочих мест потребителей 2-го уровня (39) соединен с Интернет-сайтом, первый и второй входы/выходы автоматизированных рабочих мест потребителей второго уровня являются входами/выходами потребителей, система мониторинга транспортных средств (13) включает в себя аппаратно-программный комплекс диспетчерского центра (14), аппаратно-программный комплекс телематического сервера (15), автоматизированные рабочие места оператора диспетчерского центра (16), соединенные друг с другом через их первые входы/выходы, аппаратно-программный комплекс диспетчерского пункта (17), являющийся первым входом многофункционального прикладного потребительского центра навигационно-информационного обеспечения в количестве i ≥1, каналообразующие средства связи системы мониторинга транспортных средств (КСС 5), пятый вход/выход которых соединен с третьим входом/выходом КСС 3, а первый, второй, третий и четвертый входы/выходы КСС 5 соединены с вторыми входами/выходами аппаратно-программного комплекса диспетчерского центра (14), аппаратно-программного комплекса телематического сервера (15), автоматизированного рабочего места оператора диспетчерского центра (16) и входом/выходом аппаратно-программного комплекса диспетчерского пункта (17) соответственно, телематические модули (18) в количестве j ≥1, причем каждый телематический модуль содержит порты COM 1, 2, 3 (19), USB порт (20), CAN порт (21), выходы которых соединены с первым, вторым и третьим входами КСС (5) соответственно, система высокоточного позиционирования (23) включает в себя аппаратно-программный комплекс центра высокоточного позиционирования (24), автоматизированные рабочие места центра высокоточного позиционирования (25), аппаратно-программный комплекс постобработки (26), аппаратно-программный комплекс базовых станций ГЛОНАСС/GPS (27), аппаратно-программный комплекс сбора, обработки и архивирования информации от базовых станций ГЛОНАСС/GPS (28), соединенные друг с другом через их первые входы/выходы и вход/выход автоматизированных рабочих мест центра высокоточного позиционирования (25), геодезическая спутниковая аппаратура (29), являющаяся вторым входом многофункционального прикладного потребительского центра навигационно-информационного обеспечения, каналообразующие средства связи системы высокоточного позиционирования (КСС 6) (31), первый вход/выход которых соединен с входом/выходом геодезической спутниковой аппаратурой, аппаратно-программный комплекс Web-доступа (30), первый вход/выход которой соединен с вторым входом/выходом КСС6, второй, третий и четвертый входы/выходы аппаратно-программного комплекса Web-доступа (30) соединены с вторыми входами/выходами аппаратно-программного комплекса постобработки (26), аппаратно-программный комплекс базовых станций ГЛОНАСС/GPS (27), аппаратно-программный комплекс сбора, обработки и архивирования информации от базовых станций ГЛОНАСС/GPS (28) соответственно, третий и четвертый входы/выходы КСС 6 соединены с вторым входом/выходом аппаратно-программного комплекса центра высокоточного позиционирования (24) и четвертым входом/выходом КСС 3, система спутникового мониторинга инженерных сооружений с использованием системы ГЛОНАСС/GPS (32) включает в себя объектовый центр мониторинга инженерного сооружения (33), аппаратно-программный комплекс базовых станций ГЛОНАСС/GPS (35), аппаратно-программный комплекс датчикопреобразующей аппаратуры (36), соединенные друг с другом через их первые входы/выходы, каналообразующие средства связи системы спутникового мониторинга инженерных сооружений с использованием системы ГЛОНАСС/GPS (КСС 7) (34), первый вход/выход которых соединен с пятым входом/выходом КСС 3, а второй, третий и четвертый входы/выходы КСС 7 соединены с вторыми входами/выходами объектового центра мониторинга инженерного сооружения (33), аппаратно-программного комплекса базовых станций ГЛОНАСС/GPS (35), аппаратно-программного комплекса датчико-преобразующей аппаратуры (36) соответственно, аппаратно-программного комплекс датчико-преобразующей аппаратуры (36) является третьим входом многофункционального прикладного потребительского центра навигационно-информационного обеспечения, третьи входы/выходы КСС 2 (7) и КСС 4 (37), вторые входы/выходы автоматизированных рабочих мест потребителей первого и второго уровня (8, 39) соединены с Интернет-сайтом (38).



 

Похожие патенты:

Изобретения относятся к области управления техническими средствами (ТС). Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей способа и системы управления за счет выполнения на пункте управления второго уровня таких функций управления, как сбор, обработка, анализ данных об объектах воздействия и принятие решения на осуществление воздействия, а на пунктах управления (ПУ) первого уровня - функции самостоятельного распределения объектов для осуществления воздействия.

Изобретение относится к системам управления двигателями беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), запускаемых с авиационных носителей, в частности к способам и устройствам для управления тягой двигателей БПЛА, позволяющим обеспечивать заданную скорость или дальность полета.

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат - повышение эффективности работы системы мониторинга за счет повышения контроля основных рабочих параметров.

Группа изобретений относится к управлению техническими средствами (ТС). Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей способа и системы управления за счет выполнения на пункте управления (ПУ) второго уровня таких функций управления, как сбор, обработка, анализ, доопределение данных об объектах воздействия, оценка возможностей своих ТС и принятие решения на осуществление воздействия, а на ПУ первого уровня - функций доопределения данных об объектах воздействия, оценки эффективности осуществления воздействия всех своих ТС на все объекты воздействия и самостоятельного распределения объектов для осуществления воздействия.

Изобретение относится к области управления техническими средствами (ТС) и может быть использована для управления средствами различного назначения, например средствами охраны, связи, испытательной техники, защиты информации и др.

Изобретение относится к микропроцессорным системам управления как бытовыми, так и промышленными приборами. Технический результат заключается в обеспечении автоматизации выбора начального режима работы прибора за счет микропроцессорного блока задания режима работы прибора.

Изобретение относится к сетям доставки различных услуг. Технический результат - обеспечение безопасности водителя.

Изобретение относится к системам управления вентильными электродвигателями вращения антенны радиолокационной станции (РЛС) и может быть использовано в регулируемых электроприводах.

Изобретение имеет отношение к автоматическому интегрированию устройства в сетевую систему таким образом, чтобы у пользователя не было необходимости в настройке или конфигурировании нового устройства.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики, а именно к системам для регулирования движения поездов. Двухканальная система для регулирования движения поездов содержит два канала управления, два микропроцессора, блок питания, блок встроенного аппаратного контроля, блок сопряжения и обмотки ЭПК.

Изобретение относится к области обеспечения предприятий прогнозной информацией о выпуске значительного количества продукции одной разновидности. Технический результат - создание виртуальной системы управления выпуском однородной продукции предприятия, позволяющей повысить достоверность прогноза количества выпускаемой продукции и, таким образом, улучшить эффективность управления производством. Виртуальная система состоит из вычислительного комплекса с базой данных; подсистемы получения информации и управления; магистрали интерфейсов; радиочастотных идентификаторов изделий выпускаемой продукции; считывателей идентификационных данных об изготовляемых изделиях; устройств связи; производственного и виртуально-компьютерного комплекса; программного блока; трех масштабирующих контроллеров; устройства для хранения готовых изделий; блока поставки готовых изделий. Производственный комплекс образован из двух производственных модулей: одного - с повышенным, а другого - с пониженным на эту же величину планом выпуска изделий, каждый из которых состоит из последовательно соединенных программного, динамического и накопительного блоков, счетчика и устройства хранения готовых изделий, снабженных радиочастотными идентификаторами, зафиксированными через считыватель в центральном компьютере. 1 ил.

Изобретение относится к управлению оборудованием сооружений. Технический результат - возможность автоматического распознавания профилей и коммутационных протоколов подключаемых внешних устройств, таких как датчики и различные исполнительные устройства. Для этого предложена система удаленного контроля и управления электронными устройствами «Умный дом», которая содержит датчики и исполнительные устройства, по крайней мере, один блок управления, имеющий выход в локальную сеть Ethernet и через устройство для управления системой пользователем связанный с всемирной сетью Internet, в которой находится «облачный сервер». «Облачный сервер» содержит WEB-сервер, модуль разработки сценариев пользователя, глобальное хранилище сценариев пользователя, глобальное хранилище команд управления пользователя, глобальное хранилище отсканированных команд устройств всех пользователей. Блок управления содержит блок сканирования команд управления, локальное хранилище отсканированных команд управления, модуль выполнения сценариев пользователя, блок хранения сценариев пользователя, модуль безопасности и шифрования, приемопередающее устройство беспроводной связи. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для выбора оптимального по точности режима работы электрического двигателя. Технический результат - увеличение точности управления за счет применения эффективного математического метода решения обратных задач. Устройство содержит: блок хранения констант; первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый блок произведения; блок возведения в степень (-1); первый, второй, третий, четвертый блок сложения; первый, второй, третий блок модуля; блок деления; блок формирования знака выражения; первый, второй, третий блок инверсии; первый, второй блок интегрирования; блок производной; блок вычитания. 1 ил.

Изобретение относится к области энергетики. Технический результат - повышение надежности и быстродействия системы. Система релейной защиты, контроля и управления объектов электротехнического оборудования содержит полевые устройства, связанные с объектами электротехнического оборудования, и автоматизированные рабочие станции операторов управления. Причем полевые устройства выполнены с возможностью сбора информации с объектов электротехнического оборудования и выдачи команд управления. Каждое из полевых устройств и каждая из рабочих станций оператора управления снабжены микропроцессором, выполняющим функции контроллера, для сбора-выдачи, обработки и хранения информации. При этом каждое полевое устройство и каждая рабочая станция соединены с двумя микропроцессорами, а каждый микропроцессор соединен со всеми другими микропроцессорами. 2 ил.

Изобретение относится к мониторингу текущего состояния выключателя высоковольтной цепи. Система определения кривой перемещения контактов прерывателя автоматического выключателя включает в себя память, в которой хранится заданная информация о расстояниях перемещения контактов автоматического выключателя высоковольтной цепи, и процессор, который определяет кривую перемещения, которая графически представляет положение по времени для по меньшей мере одной из следующих операций для контактов автоматического выключателя: замыкание, размыкание или сочетание замыкания и размыкания, исходя из одного или нескольких расстояний перемещения сохраненной информации о расстояниях перемещения и одного или нескольких значений времени, соответствующих переходам состояний переключателей между замкнутым и разомкнутым состояниями. При этом переключатели прикреплены к контактам, так что они переходят между замкнутым и разомкнутым состоянием при перемещении контактов между замкнутым и разомкнутым положениями. Технический результат - обеспечение надежного контроля работоспособности выключателей без использования датчика перемещения контактов. 4 н. и 19 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх