Способ реставрации контактной поверхности детали в старинном механизме



Способ реставрации контактной поверхности детали в старинном механизме
Способ реставрации контактной поверхности детали в старинном механизме

 


Владельцы патента RU 2569163:

Булатов Валерий Александрович (RU)
Бурмистров Сергей Сергеевич (RU)
Бурмистров Алексей Сергеевич (RU)
Нодельман Анна Александровна (RU)

Использование: изобретение относится к реставрации старинной механики, в частности к методам реставрации контактных поверхностей деталей старинных механизмов, например старинных часов, музыкальных автоматов и т.п. Сущность: заявленный способ основан на прикреплении накладки на контактной поверхности детали старинного механизма с возможностью ее замены при естественном износе. Технический результат: обеспечение максимальной сохранности старинного механизма за счёт исключения удаления материала памятника при реставрации. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к реставрации старинной механики, в частности к методам реставрации контактных поверхностей деталей старинных механизмов, преимущественно старинных часов, а также старинных музыкальных автоматов, старинных механических игрушек и т.п.

Сущность изобретения можно продемонстрировать на примере реставрации ходового колеса шпиндельного спуска старинного часового механизма.

Известен способ реставрации контактных поверхностей деталей, например вершин зубьев ходового колеса при их истирании (утрата вершин), включающий стачивание материала зуба (A.M. Пинкин "Ремонт часов", Машгиз, 1952 г., стр. 38; А.П. Харитончук "Устройство и ремонт часов", Легпромбытиздат, 1986 г., стр. 233).

В качестве недостатков известных способов необходимо отметить, что исправление формы зуба и острия вершины производится за счет удаления материала старинной детали (памятника) при механической обработке.

Обработанные таким способом зубья ходового колеса обязательно будут меньше по высоте, чем первоначальная высота (т.е. исходная высота на момент изготовления механизма).

Это повлечет внесение конструктивных изменений для сохранения расчетных параметров нормального функционирования сопряжения шпиндель - ходовое колесо, предусматривающих переустановку мостов ходового колеса и шпинделя, изменение координат подшипника оси шпинделя на подциферблатной платине и т.д.

Все это недопустимо при реставрации старинной механики, где главной задачей является максимальное приближение к оригиналу памятника, т.е. состояния сохранности на момент изготовления механизма.

Задачей, на выполнение которой направлено настоящее изобретение, является обеспечение максимальной сохранности старинного механизма при его реставрации. Техническим результатом, который может быть получен при осуществлении изобретения, является исключение удаления материала памятника и недопустимость каких-либо конструктивных изменений в старинном механизме для обеспечения нормального функционирования действующего памятника.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе реставрации восполнение утраченной высоты зуба (т.е. исходной высоты на момент изготовления механизма) осуществляется за счет прикрепления на зубе латунной, бронзовой, стальной накладки, например, пайкой мягким припоем.

Сущность настоящего изобретения поясняется рисунками 1 и 2.

На Рис. 1 показан профиль зуба ходового колеса с изношенной вершиной, а также вариант ремонта со стачиванием материала зуба ранее известным способом (см. указанные выше ссылки).

На Рис. 2 показана реставрация зуба ходового колеса предлагаемым способом, без каких-либо утрат материала памятника, обеспечивающая неизменной изначальную высоту зуба.

Важно отметить, что прикрепление одинаковых накладок на все зубья данного ходового колеса совершенно не изменяют расчетных параметров нормального функционирования сопряжения шпиндель - ходовое колесо.

Вполне очевидно, что в постоянно действующем длительное время старинном механизме отреставрированные вершины зубьев ходового колеса будут вновь изнашиваться, но это уже утрата материала накладки, которая не представляет ценности.

Данный способ был использован при реставрации старинного часового механизма английских настольных шкафных часов конца XVIII века известного часового мастера Eardley Norton. Вершины зубьев ходового колеса были изношены почти на 1/3 первоначальной высоты. Исходная высота зуба в 3 мм оказалась уменьшенной на 0,9 мм.

На всех зубьях ходового колеса были прикреплены латунные накладки размером 3,0 мм×0,3 мм (шириной 0,7 мм). Накладки прикреплены пайкой мягким припоем. Финишная обработка восполненных вершин зубьев обеспечила изначальную их высоту.

Длительные испытания в течение нескольких лет показали, что предлагаемый способ не только обеспечивает максимальную сохранность деталей старинного механизма, но и, по существу, возвращает первозданные функциональные свойства действующего механизма.

1. Способ реставрации контактных поверхностей деталей в старинном механизме, преимущественно старинных часах, а также старинных музыкальных автоматах, старинных механических игрушках и т.п., включающий прикрепление накладки, выполняющей функцию утраченного фрагмента детали старинного механизма для восполнения функциональных свойств данной детали в полном объеме.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что прикрепление накладки осуществляют пайкой мягким припоем, что позволяет в дальнейшем осуществить ее замену.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что восполнение функциональных свойств деталей старинного механизма осуществляется без утраты подлинного материала памятника.

4. Способ по п. 2, отличающийся тем, что в качестве материала накладки, в зависимости от материала реставрируемой детали, используют латунь, бронзу, сталь.



 

Наверх