Способ диагностики психической активности младенцев



Способ диагностики психической активности младенцев
Способ диагностики психической активности младенцев
Способ диагностики психической активности младенцев
Способ диагностики психической активности младенцев

 


Владельцы патента RU 2570052:

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Научный центр здоровья детей (ФГБНУ НЦЗД) (RU)

Изобретение относится к области медицины, конкретно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может быть использовано для оценки психической активности младенцев, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела. На каждый анализатор младенца: кожный двигательный, зрительный и слуховой поочередно оказывают воздействие предметами различной интенсивности воздействия, по два предмета на каждую степень интенсивности для подтверждения реакции. При этом, если ребенок реагирует на стимулирование предметами низкого уровня интенсивности, диагностику для данного анализатора заканчивают. Если ребенок не реагирует на стимулирование предметами данного уровня интенсивности, то проводят воздействие предметами с более высоким уровнем интенсивности, сначала средней, затем, высокой интенсивности. Для каждого анализатора выставляют оценку в баллах: от низкого до высокого уровня интенсивности воздействия. Результат оценки представляют в виде суммы по всем анализаторам, а оценку функциональных возможностей рецепторов вычисляют по математической формуле. В зависимости от полученного результата, определяют очень низкую психическую активность, низкую психическую активность или удовлетворительную. Способ позволяет определить степень психической активности младенцев в первые месяцы жизни, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела, за счет определения уровня интенсивности воздействия предметами на каждый тестируемый анализатор. 1 табл., 3 пр.

 

Изобретение относится к медицине, конкретно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может быть использовано для оценки функциональных возможностей анализаторов и психической активности младенцев, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела.

Недоношенность определяется не столько антропометрическими показателями, сколько морфофункциональной незрелостью жизненно важных органов и систем организма. У недоношенных детей чаще, чем среди доношенных выявляются неврологические нарушения, в частности, особенности иннервации мускулатуры, патология органа зрения, болезни уха и сосцевидного отростка, в том числе тугоухость, заболевания опорно-двигательного аппарата. Реакции недоношенных детей на различные раздражители отличаются сглаженностью проявлений, слабостью активного торможения, иррадиацией возбуждения.

Известен способ ранней диагностики умственного развития (Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики РАО. - М., 2001 №4, стр. 22-23), согласно которому детям предлагают простое задание - перемещение предметов в пространстве и выявляют пространственные зависимости, соотнесения предметов по форме, величине, цвету. Это обследование позволяет выявить у детей раннего возраста отклонения в умственном развитии и помогает психологам и педагогам-дефектологам наметить пути коррекционной работы с каждым из обследуемых детей с учетом их индивидуальной структуры нарушения.

Известен способ диагностики психического состояния младенцев, согласно которому ребенку предъявляют предметы и наблюдают за перемещением взгляда ребенка, затем проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, прислушивание к речи, развитие способности находить спрятанный объект и рассматривать два объекта. Определяют состояние развития действий с предметами, для чего предлагают ребенку погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев при захвате, продолжительность удержания, характер манипуляций. При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения, разнообразие, возможность появления ответных звуковых реакций, а также форму - гуканье, гуление, лепет, первые слоги. Все показатели сравнивают с нормативами развития.

(https://sites.google.com/site/didaktichmateriali/home/diagnostika-psihiceskogo-razvitia-mladencev).

Известен способ диагностики психического развития детей от рождения до 3-х лет, который предполагает выявление уровня развития общения ребенка со взрослым и его познавательной активности по отношению к предметам. Основными параметрами, характеризующими уровень развития любой формы общения, являются: уровень инициативности в общении как показатель стремления ребенка к общению; уровень чувствительности к воздействиям партнера как готовность воспринять инициативу взрослого, ответить на нее и перестроить свое поведение в соответствии с воздействиями взрослого и уровень владения средствами общения, т.е. конкретными действиями, с помощью которых ребенок осуществляет общение. В процессе проведения каждой диагностической пробы психолог отмечает в соответствующих графах протокола баллами выраженность наблюдаемых компонентов комплекса оживления (http://psychlib.ru/mgppu/SDp-2002/DSC-001.НТМ).

Известен способ диагностики отклонений нервно-психического развития детей, включающий предъявление с учетом возраста тестового материала, состоящего из набора проб из группы нейропсихических признаков, с последующим введением в компьютерную программу, анализ полученных статистических данных с количественной оценкой выраженности нервно психического дефицита функции, при этом тестовый материал предъявляют детям в возрасте с 1 месяца до 16 лет, в компьютерную программу вводят семибалльные шкалы оценок результатов нормальных реакций для каждой возрастной группы и при отклонении от нормального диапазона на 1-12 баллов диагностируют легкую степень отклонения нервно-психического развития, на 13-23 балла - умеренную степень, на 24-30 баллов - среднюю степень, более 30 баллов - выраженную степень отклонения нервно-психического развития (Патент РФ №2171625).

Известен способ диагностики психического развития ребенка первого года жизни с перинатальной энцефалопатией путем исследования познавательных функций и оценки их по трехбалльной системе, для чего у ребенка в возрасте 1-3 месяцев жизни оценивают зрительную и слуховую функции, эмоции, экспрессивную речь, рефлексы орального автоматизма, зрительно-моторную координацию и при оценке высшим баллом сенсорных функций и эмоций при общей суммарной оценке 9-12 баллов диагностируют легкую степень задержки психического развития, 6-9 баллов - умеренную, меньше 6 баллов - тяжелую степень задержки психического развития (Патент РФ №2039521, 1995 г.).

Способ выбран нами в качестве прототипа.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа диагностики психической активности младенцев, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела.

Результатом решения поставленной задачи является оценка способности реагирования младенца на внешние стимулы и установление соответствия его психофизиологической реакции онтогенетическому нормативу.

Сущность способа диагностики психической активности младенцев заключается в последовательной оценке функциональных возможностей каждого из четырех анализаторов ребенка: кожного, двигательного, зрительного и слухового. Для этого на каждый анализатор специалист оказывает воздействие пособиями различного уровня интенсивности. Работу каждого анализатора оценивают шестью тестами с разными предметами. При оценке интенсивности стимула для каждого анализатора проводят воздействие, как минимум, двумя предметами, чтобы подтвердить реакцию. Интенсивность и качество ответов анализатора оценивают в баллах в зависимости от того, при какой интенсивности воздействия наблюдалась ожидаемая реакция. Если ожидаемая реакция не была получена даже при высоком уровне интенсивности воздействия, ставят 0 баллов; если реакция получена при высоком уровне интенсивности воздействия, ставят 1 балл; если реакция получена при среднем уровне интенсивности воздействия - 2 балла, а если реакция получена при низком уровне интенсивности воздействия - 3 балла. Результат обследования обобщают и записывают в следующем виде: A+B+C+D, где А - оценка кожного анализатора в баллах, В - оценка двигательного анализатора в баллах, С - оценка зрительного анализатора в баллах и D - оценка слухового анализатора в баллах. Итоговую оценку функциональных возможностей анализаторов или психическую активность младенца вычисляют по следующей формуле:

,

при результате от 0 до 50% отмечают очень низкую психическую активность, при результате от 50 до 80% - низкую психическую активность, а при результате от 80 до 100% - удовлетворительную психическую активность младенца.

Способ осуществляют следующим образом. Младенцам, родившимся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела в возрасте от 15 дней до 90 дней жизни, последовательно предъявляют игрушки, воздействующие на рецепторы одного из 4-х анализаторов: в первую очередь кожного, затем двигательного, затем зрительного и слухового. На каждый анализатор специалист сначала оказывает воздействие пособиями низкой интенсивности, при отсутствии результата оказывает воздействие пособиями средней интенсивности, затем пособиями высокой интенсивности. Внешний вид, цветовая гамма, размер, качество, фактура и вид материалов, акустические характеристики дидактических пособий и игрушек соответствуют возрасту и особенностям работы организма младенцев первого полугодия жизни, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тел.

Полученные результаты и бальная оценка позволяют установить качественные характеристики функциональных возможностей основных анализаторов, выявить степень зрелости первых ориентировочных реакций, определить те реакции, на которые необходимо оказывать стимулирующее воздействие для повышения уровня их зрелости и те, которые в дополнительной стимуляции не нуждаются, т.е. сформулировать направления специальной педагогической помощи.

Суммируют баллы, набранные младенцем при диагностике, и вычисляют итоговую оценку психической активности ребенка, используя формулу:

, где

А - оценка в баллах кожного анализатора, В - оценка в баллах двигательного анализатора, С - оценка в баллах зрительного анализатора, D - оценка в баллах слухового анализатора. При результате от 0 до 50% отмечают очень низкую психическую активность, при результате от 50 до 80% - низкую психическую активность, а при результате от 80 до 100% - удовлетворительную психическую активность младенца.

Пособия и игрушки для диагностики психической активности младенца, а также тип реакции на внешнее воздействие и его оценка в баллах представлены в таблице №1.

В начале обследования педагог берет младенца на руки и оказывает воздействие на его кожный анализатор внешними стимулами низкой интенсивности - щеткой с мягкой щетиной, затем детской резиновой зубной щеткой с мягкой щетиной. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде притормаживания двигательной активности и изменение мимики на воздействие хотя бы одного стимула оценивают 3 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакции на стимул низкой интенсивности воздействуют на кожный анализатор стимулом средней интенсивности - щеткой с резиновой жесткой щетиной, затем мягким надувным валиком. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде притормаживания двигательной активности и изменение мимики на воздействие хотя бы одного стимула оценивают 2 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакций воздействуют стимулами высокой интенсивности - тесьмой Velcro, затем надувным матрасом. Наличие реакции в виде притормаживания двигательной активности и изменение мимики на воздействие хотя бы одного стимула оценивают 1 баллом и диагностику прекращают. Отсутствие реакции и изменения в поведении ребенка оценивают 0 баллов. После чего в течение 1 минуты младенцу дают возможность для отдыха, а специалист в это время заносит полученные данные в бланк. А - оценка в баллах кожного анализатора представляет собой сумму баллов, выставленных при тестировании возможностей кожного анализатора младенца шестью тестами разными предметами.

Затем оказывают воздействие на двигательный анализатор младенца внешними стимулами низкой интенсивности - яркой игрушкой с возможностью растягивания и вибрацией, затем ярким мячом с фактурной поверхностью, второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде поворота головы в сторону внешнего стимула и координированных движений рук при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 3 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакции воздействуют стимулами средней интенсивности - игрушкой-подвеской с крупными яркими подвижными деталями, затем звонким бубном с яркими лентами, второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде поворота головы в сторону внешнего стимула и координированных движений рук при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 2 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакций воздействуют стимулам высокой интенсивности - яркой игрушкой-пищалкой с интенсивным звуком, затем мягкой текстильной, приятной на ощупь погремушкой с громким звуком, второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде поворота головы в сторону внешнего стимула и координированных движений рук при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 1 баллом и диагностику прекращают. Отсутствие реакции и изменений в поведении младенца оценивают 0 баллов. Младенцу дают отдохнуть в течение 1 минуты, в это время специалист заносит полученные данные в бланк. В - оценка в баллах двигательного анализатора представляет собой сумму баллов, выставленных при тестировании возможностей двигательного анализатора младенца шестью тестами разными предметами.

Затем оказывают воздействие на зрительный анализатор младенца внешними стимулами низкой интенсивности - черно-белым изображением лица человека, затем куклой-неваляшкой, размещая их перед лицом ребенка. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде способности фиксации взгляда и прослеживания при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 3 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакций воздействуют стимулами средней интенсивности - карточками с изображением черных и белых полос, черных кругов на белом фоне, затем крупной яркой контрастной по цвету игрушкой с низким глухим звуком и подвижными деталями, размещая их перед лицом ребенка. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде способности фиксации взгляда и прослеживания при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 2 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакции воздействуют стимулами высокой интенсивности - светящейся игрушкой среднего размера, яркого цвета, с фактурной поверхностью, подвижными деталями, затем фонариком с мягким световым потоком, располагая их на расстоянии 50-70 сантиметров от его глаз младенца и перемещая из стороны на 30-50 сантиметров, добиваясь фиксации взгляда на предмете. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде способности фиксации взгляда и прослеживания при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 1 баллом и диагностику прекращают. Отсутствие реакции и изменений в поведении младенца обозначают 0. После чего в течение 1 минуты младенцу дают возможность для отдыха, а специалист в это время заносит полученные данные в бланк. С - оценка в баллах зрительного анализатора представляет собой сумму баллов, выставленных при тестировании возможностей зрительного анализатора младенца шестью тестами разными предметами.

Далее оказывают воздействие стимулами низкой интенсивности на слуховой анализатор младенца - крупной яркой игрушкой с низким глухим звуком, затем игрушкой с крупяным звучанием. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде притормаживания двигательной активности, изменение мимики и поисковые повороты головы при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 3 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакции воздействуют стимулами средней интенсивности - колокольчиком с мягким мелодичным звуком, затем звонким бубном с яркими лентами. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде притормаживания двигательной активности, изменение мимики и поисковые повороты головы при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 2 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакции воздействуют стимулами высокой интенсивности: клаксоном с резким громким звуком и крупной яркой контрастной игрушкой с громким резким звуком, размещая их на расстоянии 50-70 сантиметров от его уха поочередно с правой и левой стороны, добиваясь изменения мимики, поисковых движений головы. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции оценивают 1 баллом и диагностику прекращают. Отсутствие данных реакций и изменений в поведении младенца оценивают 0 баллов. После чего в течение 1 минуты младенцу дают возможность отдыха, а специалист в это время заносит полученные данные в бланк. Д - оценка в баллах слухового анализатора представляет собой сумму баллов, выставленных при тестировании возможностей слухового анализатора младенца шестью тестами разными предметами. Результат обследования обобщают и записывают в следующем виде: A+B+C+D. Суммируют баллы, набранные младенцем при диагностике, и вычисляют итоговую оценку психической активности ребенка, используя формулу:

, где

А - оценка в баллах кожного анализатора, В - оценка в баллах двигательного анализатора, С - оценка в баллах зрительного анализатора, D - оценка в баллах слухового анализатора. При результате от 0 до 50% отмечают очень низкую психическую активность, при результате от 50 до 80% - низкую психическую активность, а при результате от 80 до 100% - удовлетворительную психическую активность младенца.

Клинические примеры.

Пример 1. Ира Б., 2013 года рождения. Клинический диагноз: недоношенность II степени, вес при рождении 1850 г, перинатальное поражение ЦНС, вегето-сосудистая дистония. Инструментальные методы обследования особенностей в работе органов и систем не выявили. ЭЭГ - дезорганизованный тип ЭЭГ с нерегулярным основным ритмом. Вызванная отокаустическая эмиссия - ЗВОАЭ зарегистрированы, со средней амплитудой ответов. Заключение офтальмолога патологии не выявлено, группа риска по миопии. Возраст на момент обследования 45 дней жизни. Результаты обследования: оценка для тактильной чувствительности - 3 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов низкой интенсивности; оценка двигательного анализатора - 2 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов средней интенсивности, оценка зрительного анализатора - 2 балла; оценка слухового анализатора - 3 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов низкой интенсивности. Итоговая оценка психической активности вычисляется по следующей формуле: (3+2+2+3)/12×100%,=83,3%, что соответствует удовлетворительной психической активности.

Пример 2. Женя А., 2014 года рождения. Диагноз при рождении: недоношенность IV степени, вес при рождении 950 г, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, гипертензивный синдром, затяжная конъюгационная желтуха. ЭЭГ-признаки дисфункции и раздражения серединных и подкорковых структур, дисфункция корково-подкоркового взаимодействия. Паренхима без особенностей, боковые желудочки по 11,5 мм передние рога, 3-7 мм, МПЩ - 12 мм. Вызванная отокаустическая эмиссия - ЗВОАЭ зарегистрированы, со средней амплитудой ответов. Заключение офтальмолога - ангиопатия сетчатки по дистоническому типу. Возраст на момент обследования 55 дней жизни. Результаты обследования: оценка для тактильной чувствительности - 2 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов средней интенсивности; оценка возможностей двигательного анализатора - 1 балл, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов высокой интенсивности; оценка возможностей зрительного анализатора - 2 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов средней интенсивности; оценка возможностей слухового анализатора - 2 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов средней интенсивности. Итоговая оценка психической активности вычисляется по следующей формуле: (2+1+2+2)/12×100%=58,3%, что соответствует низкой психической активности.

Пример 3. Антон В., 2013 года рождения. Диагноз при рождении: недоношенность III степени, вес при рождении 1250 г, перинатальное поражение ЦНС гипоксически-ишемического генеза, синдром мышечной дистонии, транзиторная лактазная недостаточность, функциональное нарушение ЖКТ, анемия новорожденных. ЭЭГ- умеренно дезорганизованный паттерн ЭЭГ сна, типичной эпилептической активности нет. Вызванная отокаустическая эмиссия - ЗВОАЭ зарегистрированы, со средней амплитудой ответов. Заключение офтальмолога - анизометропия, гиперметропический астигматизм сложный, косоглазие первичное. Возраст на момент обследования 65 дней жизни. Результаты обследования: оценка тактильной чувствительности - 2 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов средней интенсивности; оценка возможностей двигательного анализатора - 1 балл, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов высокой интенсивности; оценка возможностей зрительного анализатора - 1 балл, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов высокой интенсивности; оценка возможностей слухового анализатора - 1 балл, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов высокой интенсивности. Итоговая оценка психической активности вычисляется по следующей формуле: (2+1+1+1)/12×100%=41,6%, что соответствует очень низкой психической активности.

Максимальный результат от применения данного способа достигается при его использовании в первые месяцы жизни детей, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела, так как именно в этом возрасте можно максимально эффективно использовать пластические компенсаторные возможности организма к развитию.

Способ диагностики может быть реализован в высших учебных заведениях при подготовке учителей-дефектологов, специальных психологов, врачей-неонатологов, неврологов и педиатров, а также практических психологов, воспитателей дошкольных учреждений, социальных работников.

Способ диагностики психической активности младенцев, заключающийся в воздействии внешних стимулов на анализаторы ребенка, отличающийся тем, что, поочередно на каждый анализатор младенца - кожный двигательный, зрительный и слуховой, воздействуют путем стимуляции предметами различной интенсивности, по 2 предмета для подтверждения реакции каждой степени интенсивности согласно таблице 1, содержащейся в описании, при этом, если младенец реагирует на стимулирование предметами низкого уровня интенсивности воздействия, диагностику данного анализатора заканчивают, если ребенок не реагирует на стимулирование предметами данного уровня интенсивности, то проводят воздействие предметами с более высоким уровнем интенсивности, сначала средней, затем, высокой интенсивности; для каждого анализатора выставляют оценку в баллах: если реакция получена при низком уровне интенсивности воздействия - 3 балла, если реакция получена при среднем уровне интенсивности воздействия - 2 балла, если реакция получена при высоком уровне интенсивности воздействия - 1 балл, если ожидаемая реакция не была получена даже при высоком уровне интенсивности воздействия - 0 баллов, результат оценки представляют в виде A+B+C+D, где A - балльная оценка кожного анализатора, B - балльная оценка двигательного анализатора, C - балльная оценка зрительного анализатора и D - балльная оценка слухового анализатора, итоговую оценку функциональных возможностей рецепторов вычисляют по формуле: , при результате от 0 до 49% отмечают очень низкую психическую активность, при результате от 50 до 79% - низкую психическую активность, а при результате от 80 до 100% - удовлетворительную психическую активность младенцев.



 

Похожие патенты:

Способ относится к психологии и может быть использован для диагностики и оценки морально-психологического состояния и морально-психологического климата в коллективе.

Изобретение относится к техническим средствам для обеспечения безопасности жизнедеятельности. Система включает измерительный микрофон с передающим устройством, связанный с измерителем шума по радиоканалу, четырехрежимное сигнально-информационное табло, связанное с блоком вычислителя по радиоканалу, и устройство ввода информации.

Изобретение относится к профилактической медицине, а именно к способам изучения условий труда для разработки меры профилактики возможного вредного их влияния на здоровье работника.

Изобретение относится к медицине, психофизиологии и может быть использовано для динамического наблюдения за психофизиологическим состоянием персонала, при профессиональном отборе и оценке персонала в структурах психологического и психофизиологического обеспечения различных ведомств, при определении пригодности и перспективности спортсменов с учетом их психофизиологических характеристик.
Изобретение относится к области медицины, в частности к области онкологии и психотерапии, и может быть использовано для лечения онкологических больных, а также для профилактики онкологических заболеваний.
Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам формирования медицинских умений и навыков. Система содержит медицинский симулятор организма человека, включающий имитаторы функциональных систем и органов, датчики измерения и контроля текущего состояния имитаторов и их положения в симуляторе, связанные мультиплексором с блоком управления симулятором, содержащим процессор с блоком установок значений нормы и патологии, корректором степени патологического состояния функциональных систем и органов и логическим блоком оценки правильности действий обучаемого и блоком корректировок, выполненным с возможностью внесения корректировок в оценку профессиональных умений и навыков и связанным с блоком инструктора, выполненным с возможностью формирования заданий и их корректировки в имитаторе функциональных систем и органов медицинского симулятора, и монитор компьютера обучаемого, связанный с блоком инструктора.
Изобретение относится к медицине, в частности к специальности «акушерство и гинекология», и может быть использовано в консервативном лечении обострений хронических воспалительных заболеваний матки и придатков (ОХВЗМП) в качестве прогностического критерия эффективности стандартной консервативной терапии.

Группа изобретений относится к медицине и может быть использована для определения и коррекции функционального состояния больного гипертонической болезнью. Проводят оценку состояния больного гипертонической болезнью по степени отличия показателей текущего состояния от индивидуальных показателей.

Изобретение относится к области медицины, в частности к онкологии, и может быть использовано в качестве способа прогнозирования эффективности гормонотерапии при лечении рака молочной железы.

Изобретение относится к медицине, а именно акушерству и может быть использовано для прогнозирования веса новорожденного у женщин русской национальности, являющихся уроженками Центрального Черноземья России.

Изобретение относится к области медицины, к разделу неврологии, и может найти применение в неврологической и нейрореабилитационной клинике при проведении восстановительного обучения с больными неврологической клиники, имеющими различные нарушения зрительного гнозиса. Создание учебно-методического пособия для проведения занятий по восстановлению нарушенного зрительного восприятия у больных неврологической клиники осуществляют путем формирования групп наложенных контурных изображений. Изображения в виде предметов и объектов наносят на прозрачные пленки формата A4, пленки размещают в прозрачных файлах, а файлы закрепляют в кольцах картонных или пластиковых обложек с возможностью их переворачивания и съема. Причем каждая прозрачная пленка содержит одно или два контурных изображения предметов или объектов, размещенных в левой и правой частях листа пленки. Способ обеспечивает простоту исполнения учебно-методического пособия за счет формирования изображений на прозрачных пленках с использованием прозрачных файлов для обеспечения длительного курса обучения по восстановлению зрительного восприятия у больных неврологической клиники и возможности формирования очень большого количества наложенных друг на друга контуров предметов и объектов. 7 ил.

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и психологии. Определяют признаки проявления мигрени и семейного анамнеза и оценивают их в баллах: наличие ауры - 1 балл; сила головной боли: почти не беспокоит или беспокоит средне - 0 баллов, беспокоит сильно или очень сильно - 3 балла; локализация головной боли: в области лба и висков - 1 балл, нет локализации - 0 баллов; односторонняя головная боль - 2 балла, двусторонняя - 0 баллов; характер головной боли: монотонный, давящий, сжимающий - 0 баллов, пульсирующий - 3 балла; тошнота во время головной боли: нет - 0 баллов, не может принимать пищу - 1 балл, беспокоит средне - 2 балла, сильно - 3 балла, очень сильно - 4 балла; зависимость головной боли от физической активности: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень усиливается - 3 балла; зависимость головной боли от яркого света: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень раздражает - 2 балла; зависимость головной боли от шума: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень раздражает - 2 балла; наличие головной боли у родственников: у мамы - 1 балл, у других родственников или отсутствует - 0 баллов. Полученные баллы суммируют, и при сумме баллов, равной или больше 8 баллов, у подростков диагностируют мигрень. Способ позволяет повысить достоверность скрининговой диагностики, что достигается за счет оценки признаков, которые являются чувствительными и специфичными для мигрени у подростков. 1 табл., 1 пр.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для контроля оператора в системах «человек-техника». Устройство содержит последовательно соединенные блоки электродов, усилителей биопотенциалов, анализа биопотенциалов и сигнализации, при этом блок электродов содержит активные «сухие» электроды, блок анализа биопотенциалов содержит первый и второй полосовые фильтры параллельно присоединенные к выходу блока усилителей биопотенциалов, к выходу первого полосового фильтра параллельно присоединены дифференциатор 2-го порядка - «пик-детектор» и 3-х пороговый 2-х «оконный» амплитудный дискриминатор, выход «пик-детектора» присоединен через выходы 1-го и 2-го порогов амплитудного дискриминатора и первый электронный ключ к запускающим входам первого и второго таймеров и к суммирующим входам первого и второго счетчиков, выход первого таймера и выход 3-го порога амплитудного дискриминатора соединены с блокирующим входом первого электронного ключа, выход второго таймера соединен со вторым счетчиком, выходы первого и второго счетчиков соединены через второй и третий электронные ключи со входами блока сигнализации, выполненного с возможностью подачи «тревожного» и «предупреждающего» звуковых сигналов. Один выход блока сигнализации соединен со звукоизлучателем, а второй выход блока сигнализации соединен с обнуляющими входами первого и второго, выход второго полосового фильтра соединен через интегратор и компаратор с блокирующими входами второго и третьего электронных ключей. Использование изобретения обеспечивает ускорение идентификации и предотвращение непроизвольных и неосознанных эпизодов снижения внимания оператора. 2 ил.

Изобретение относится к области диагностической медицины, а именно, к оториноларингологии и пульмонологии, являясь способом определения метода обследования пациентов с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ). Изобретение может быть использовано в области предиктивной, диагностической и профилактической медицины. Используют планшет для тестирования пациента с предъявлением пациенту анкеты, содержащей показатели шкал, характеризующих его самочувствие в данный момент и отражающих состояние его органов дыхания. Обследуемый пациент посредством использования курсора-указателя выбирает балльные оценки по следующим показателям, характеризующие головную или лицевую боль, заложенность носа, выделения из носа, обоняние, чистота голоса, ощущения кома в горле, изменение голоса при разговоре более 30 минут, ощущения сухости, першения в горле. В зависимости от суммы полученного балльного значения пациенту показана консультация оториноларинголога, либо дополнительно к консультации оториноларинголога показано исследование носа жестким эндоскопом, компьютерная томография околоносовых пазух, передняя активная риноманометрия, исследование обоняния, либо дополнительно к консультации оториноларинголога показано фиброларингоскопическое исследование, стробоскопическое исследование голосовых складок, спектральный анализ голоса. Способ позволяет повысить эффективность определения метода обследования пациентов с ХОБЛ за счет одновременной оценки состояния верхних и нижних дыхательных путей. 6 табл., 1 пр.
Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам мониторинга и оптимизации состояния оператора эргатической системы. Комплекс реализован по топологии «активная звезда», сервером которой является блок анализа и управления, к которому подключены: биорадиолокатор, измерители положения органов управления эргатической системой, контроллер состояния системы обеспечения жизнедеятельности оператора, контроллер состояния защитного снаряжения оператора, регистратор речевого общения, контроллер ответных реакций, содержащий оборудование громкой связи, экран для предъявления знаковых и цветовых стимулов и устройство ввода реакции оператора, блок оптимизации состояния и блок коммутации, обеспечивающий сопряжение с параметрическим регистратором информации и с системой автоматического управления эргатической системой. Использование изобретения позволяет повысить надежность контроля и управления состоянием оператора. 13 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к области медицины, в частности к психологическому обследованию состояния эмоционально-мотивационной сферы беременных, и может быть использовано для раннего выявления у беременных женщин уже имеющихся нервно-психических расстройств, для выявления беременных женщин, предрасположенных к их возникновению, а также для профилактики осложнений беременности и родов. Проводят психологическое обследование беременной для оценки состояния эмоционально-мотивационной сферы беременной, для чего используют «Тест отношения беременной». Предварительно проводят оценку функционального и эмоционального состояний беременной женщины при помощи теста САН. Если результат оценки составляет 5 баллов и выше, то выполняют обследование женщины при помощи «Теста отношения беременной». Если результат оценки функционального и эмоционального состояний женщины составляет ниже 5 баллов, то женщине проводят психокоррекцию эмоционально-мотивационной сферы посредством рациональной психотерапии. Результат психокоррекции оценивают при помощи теста САН. При достижении результата оценки психокоррекции 5 баллов и выше, выполняют обследование женщины при помощи «Теста отношения беременной». Способ позволяет повысить объективность, валидность и надежность теста, достоверность полученной характеристики психологического компонента гестационной доминанты женщины, снизить вероятность формирования у беременной женщины ятрогенного повышенного уровня тревожности, а также снизить вероятность оказания беременной неправильной медицинской помощи и осложнений в беременности и в родах за счет предварительной оценки функционального и эмоционального состояний беременной с обязательным достижением удовлетворительного результата предварительной оценки. 2 пр.

Изобретение относится к области медицинской диагностики, а именно к психофизиологии. На экране монитора предъявляют зрительный стимул в виде красного круга диаметром 20 мм. Фиксируют время от появления метки до подведения курсора к границам круга. Процедуру повторяют не менее 50 раз. На основе измеренных значений времени зрительно-моторной реакции строят гистограмму распределения полученных значений по разрядам с интервалом в 20 мс. По параметрам анализа гистограммы, распределения времени реакции человека определяют значение моды - МО и амплитуды моды - AMo. Затем рассчитывают величину уровня функционального состояния ЦНС (УФСЦНС) по математической формуле. При значении УФСЦНС больше 24,57 уровень функционального состояния оценивают как оптимальный, при УФСЦНС от 24,56 до 18,53 - как сниженный, при УФСЦНС меньше 18,52 - как существенно сниженный. Способ позволяет повысить достоверность оценки, что достигается за счет визуального определения места появления объекта и измерения времени целенаправленной двигательной реакции к этому объекту. 1 табл.
Изобретение относится к области медицины и предназначено для оценки критической частоты слияния световых мельканий. Оценку критической частоты слияния световых мельканий проводят путем предъявления испытуемому световых мельканий с изменяющейся частотой с помощью носимого устройства, формирующего дополненную реальность. Оценку осуществляют в стационарных условиях или наземных, или водных, или полетных перемещений испытуемого. Способ позволяет повысить эффективность оценки критической частоты световых мельканий за счет расширения диапазона возможных условий и режимов теста.
Изобретение относится к спортивной медицине и предназначено для оценки уровня игровой выносливости в игровых видах спорта. На игровой площади световым излучателем формируют кольцевой световой маршрут и на нем мобильную световую метку - отрезок светового маршрута заданной величины, который перемещается по маршруту программно, со скоростью задающей величину тестовой нагрузки испытуемого. Режим теста выбирается из библиотеки программ, которая содержит варианты конфигурации маршрутов и варианты скоростных режимов метки. Кольцевой маршрут формируется заданной ширины с простыми и сложными криволинейными и/или прямолинейными участками, включая такие, где испытуемый может показать свою максимальную скорость и выполнить минимальные радиусы разворота в обе стороны. Задача испытуемого - в течение заданного времени технически чисто неоднократно пройти кольцевой маршрут в границах заданной метки. Количество ошибок испытуемого фиксируется и сопоставляется на каждом круге. При резком возрастании ошибок фиксируется время стабильно пройденных кругов, которое определяет уровень игровой выносливости испытуемого. Способ позволяет оценить индивидуальный уровень развития выносливости при разных игровых нагрузках за счет использования программного обеспечения и создания максимальной приближенности к реальным игровым условиям.
Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии. Проводят предоперационное обследование, включающее осуществление одновременного воздействия на пациента тактильными и звуковыми раздражителями. Во время воздействия пациент должен сохранять заданное положение тела и направление взгляда. Воздействие тактильными раздражителями оказывают ожидаемо для пациента, а звуковыми - неожиданно. В том случае если пациент удерживает заданные положение тела и направление взгляда, считают показанным выполнение операции под местной анестезией, с приемом в день вмешательства таблетированных седативных препаратов. Если пациент удерживает заданное положение тела и направление взгляда на фоне ожидаемых тактильных раздражителей, но начинает двигаться на фоне неожиданных звуковых раздражителей, считают показанным проведение операции под местной анестезией с приемом накануне и в день операции таблетированных транквилизаторов. Если пациент проявляет беспокойство, нарушает заданное положение тела и направление взгляда уже на этапе ожидаемых тактильных раздражителей и усиливает возбуждение при неожиданном звуковом раздражителе, считают показанным проведение операции под местным обезболиванием с поддержанием анестезии внутривенным введением раствора гипнотика, с внутримышечным введением транквилизаторов накануне и в день операции. Если пациент не способен удержать заданное положение тела и направление взгляда еще до начала действия тактильных и звуковых раздражителей, считают показанным проведение операции на фоне тотальной внутривенной анестезии или эндотрахеального наркоза. Способ позволяет осуществить прогноз реакции пациента на операционный стресс и определить его способность сотрудничать с врачом в ходе операции, выбрать оптимальный алгоритм анестезиологического пособия, снизить риск осложнений за счет воздействия на пациента тактильными и звуковыми раздражителями, имитирующими ситуацию в операционной. 2 з.п. ф-лы, 4 пр.
Наверх