Способ разработки пластовых месторождений

Изобретение относится к горным работам и может быть использовано при разработке пластов, пологих или наклонных залежей полезных ископаемых. Заходку в панели размещают поперек к направлению отсыпки навала полезного ископаемого и по длине разделяют на три участка. Сначала отрабатывают крайние участки заходки, прилегающие к ее торцевым границам, при этом полезное ископаемое перемещают за пределы контура разрабатываемой панели. Вскрышные породы отсыпают в выработанное пространство между продольными границами. Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности способа за счет увеличения производительности выемочного и транспортного оборудования. 4 ил.

 

Изобретение относится к горным работам и может быть использовано при разработке пластов, пологих или наклонных залежей полезных ископаемых.

Заявляемое изобретение относится к приоритетному направлению развития науки и технологий «Технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых» [Алфавитно-предметный указатель к Международной патентной классификации по приоритетным направлениям развития науки и технологий / Ю.Г. Смирнов, Е.В. Скиданова, С.А. Краснов. - М.: ПАТЕНТ, 2008. - с. 110], так как направлено на увеличение ширины панели при последовательном выполнении вскрышных и добычных работ одним драглайном без применения дополнительного оборудования и перевалок полезного ископаемого.

Известен и широко применяется способ разработки толщи пород, когда вскрышные породы разрабатывают и укладывают в выработанное пространство драглайном, а породы, содержащие полезное ископаемое, вынимаются из массива другим горным оборудованием (Ржевский В.В. Открытые горные работы. Часть 2. Технология и комплексная механизация. Изд. 4-е, перераб и доп. М., Недра, 1985, 549 с., стр. 212-213).

Признаком аналога, сходным с существенным признаком заявляемого способа, является выемка вскрышных пород и полезного ископаемого драглайном с отсыпкой вскрыши в выработанное пространство.

Недостаток способа заключается в том, что для выемки вскрыши и полезного ископаемого используются различные типы оборудования. Например, при ведении вскрышных работ драглайном в выемке пласта экскаваторно-автомобильным комплексом необходимо проведение дополнительных выработок вскрытия и автомобильных дорог для вывозки полезного ископаемого.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ разработки месторождений, предусматривающий выполнение вскрышных и добычных работ одним драглайном попеременно с отсыпкой вскрыши во внутренний отвал, а полезного ископаемого - в бункер, устанавливаемый на поверхности или в навал. (Мельников Н.В. Краткий справочник по открытым горным работам. Изд. 3, доп. (2-у. изд. - 1968 г.), М., Недра, 1974, 424 с., стр. 39-40).

Общими признаками прототипа с заявляемым объектом является попеременная отсыпка одним драглайном вскрыши в выработанное пространство, а полезного ископаемого в бункер или навал на поверхности при работе драглайна заходками.

Сопоставительный анализ заявляемого технического решения с прототипом показывает, что недостатком способа при разгрузке полезного ископаемого в навал или приемный бункер без дополнительного оборудования являются ограниченные по ширине продольные заходки - панели. При разгрузке полезного ископаемого в навал ширина панели определяется шириной заходки, которая в свою очередь ограничивается условиями размещения вскрыши в выработанном пространстве. Поскольку навал полезного ископаемого отсыпается из пород панели, то в поперечном сечении ограничен в размере и при его последующей отработке необходимы частые перестановки транспортных коммуникаций или передвижки выемочно-погрузочного оборудования. В случае отсыпки полезного ископаемого драглайном в приемный бункер ограничение размера панели по ширине приводит также к необходимости частых перестановок бункера, перегрузочного и транспортного оборудования. В обоих случаях происходит снижение производительности всего комплекса выемочного, погрузочного и транспортного оборудования.

Отсыпка полезного ископаемого в кузов автосамосвала, т.е. использование для погрузки полезного ископаемого транспортных средств цикличного действия, также не позволяет эффективно вести отработку, так как снижается производительность драглайна из за простоев, связанных с установкой автосамосвала под погрузку и ожиданием транспорта.

Заявленное техническое решение направлено на увеличение ширины панели при последовательном выполнении вскрышных и добычных работ одним драглайном без применения дополнительного оборудования и перевалок полезного ископаемого.

Технический результат заключается в повышении эффективности способа за счет увеличения производительности выемочного и транспортного оборудования.

Технический результат достигается тем, что в известном способе разработки, включающем отработку толщи пород драглайном панелями - заходками, в соответствии с заявляемым изобретением заходки в панели и отвалы вскрыши в выработанном пространстве располагают поперек по отношению к направлению формирования навалов полезного ископаемого и по длине разделяют на три участка, сначала отрабатывают крайние участки заходки, прилегающие к ее торцевым границам, при этом полезное ископаемое перемещают за пределы контура разрабатываемой панели, а вскрышные породы отсыпают в выработанное пространство между продольными границами.

В случае попеременной выемки полезного ископаемого и вскрыши драглайном каждую заходку по длине отрабатывают частями в установленном порядке, а внутренний отвал вскрышных пород в выработанное пространство отсыпают последовательно от одной продольной границы панели к другой противоположной.

Разворот заходки по отношению к направлению формирования навала полезного ископаемого и соотвественно изменение направления отработки заходки в панели позволяют создать выработанное пространство в торцевой, а не продольной части панели, и не ограничивать внутренними отвалами панель по ширине.

Отработка заходки по длине частями в установленном порядке позволяет увеличить ее длину при соблюдении условия отсыпки полезного ископаемого за пределы продольной стороны панели.

Одновременное проведение указанных выше операций при реализации способа позволяет увеличить ширину панели, отрабатываемой драглайном при отсыпке пород, содержащих полезное ископаемое, за границу панели без перевалок и применения дополнительного оборудования.

Сопоставительный анализ показывает, что заявляемый способ отличается от прототипа, т.е. соответствует требованиям, предъявляемым к изобретению по критерию «новизна».

Из уровня техники неизвестны признаки, совпадающие с отличительными признаками заявленного способа, однако выявлены признаки, сходные с отличительными признаками.

Известно, что увеличение ширины панели и уменьшение числа передвижек транспортных коммуникаций вдоль фронта работ уступа возможно путем установки промежуточных бункеров - питателей с консольными конвейерами и отдельных конвейерных перегружателей. Их применение позволяет отрабатывать панели одной или несколькими нормальными или широкими заходками, сквозными поперечными заходками или тупиковыми продольными широкими (Ржевский В.В. Процессы открытых горных работ. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., Недра, 1978, 541 с., стр. 215-216).

Применение дополнительного оборудования, позволяющего увеличить ширину панели, приводит к созданию схемы комплексной механизации с жесткими связями всего оборудования в технологической цепочке, которое должно периодически перемещаться при отработке одной панели, что приводит к увеличению непроизводительных простоев. Также снижаются коэффициент готовности комплекса к работе и использования оборудования во времени смены, происходит колебание и снижение производительности комплекса в целом. Несмотря на применение дополнительного оборудования, производительность технологической схемы определяется не количеством оборудования, а производительностью головной машины, т.е. драглайна. Таким образом в этом случае требуется увеличение затрат на оборудование без роста производительности, а в целом это приведет к снижению удельной эффективности.

Известно разделение фронта работ по длине на два крыла (блока) и отработка вскрышных пород заходками одним драглайном от середины фронта работ, т.е. в пределах заходки в разных направлениях (Ржевский В.В. Технология и комплексная механизация открытых горных работ. Изд. 2, переаб. и доп. - М.: Недра, 1975. - 574 с., стр. 217-219). Известный признак не предусматривает увеличение ширины панели и используется для исключения зависимости работы вскрышного и добычного экскаватора при отработке вскрышных и добычных работ разным горнотранспортным оборудованием, т.е разделение фронта работ по длине используется для создания возможности ее отработки несколькими экскаваторами. В заявленном техническом решении фронт работ не делится по длине на части, а осуществляется разделение заходки по длине и ее отработка от торцевых границ к центру, что направлено на создание возможности отсыпки полезного ископаемого за пределы панели.

Таким образом, из техники не известно влияние сходных с отличительными признаками на достигаемый технический результат, заключающийся в увеличении ширины панели при совмещении вскрышных и добычных работ драглайном с отсыпкой полезного ископаемого за пределы панели и при необходимости в одну точку.

Следовательно, заявляемый способ соответствует условию патентоспособности «изобретательский уровень».

Изобретение поясняется чертежами, где:

- на фиг. 1 показана схема расположения панелей 1, направление отсыпки навала полезного ископаемого и деление панели на заходки 2;

- на фиг. 2 показана схема отработки заходки в панели и размещение навала полезного ископаемого;

- на фиг. 3 представлен поперечный разрез по линии А-А в месте размещения отвала пионерной вскрыши;

- на фиг. 4 представлен поперечный разрез по линии А-А в месте размещения отвала вскрыши от отработки центральной части заходки.

Элементы, позиции и участки на чертежах обозначаются следующими цифрами и буквенными обозначениями:

1 - Панель разработки месторождения;

2 - Заходка;

3 - Продольная граница панели (контур);

4 - Продольная противоположная 3-й граница панели;

5 - Навал полезного ископаемого;

6 - 1-я точка стояния экскаватора драглайна;

7 - Дуга окружности перемещения экскаватора драглайна;

8 - Центр окружности перемещения экскаватора драглайна;

9 - Пионерная часть вскрышного отвала;

10 - 2-я точка стояния экскаватора драглайна;

11 - Вторая часть отвала вскрышной породы;

а, b, с, d и d, с, i, f - угловые точки контуров панелей 1;

(q-r-o-p) - первая часть заходки 2, примыкающая к контуру 3 панели 1;

(p-o-s-t) - вторая часть заходки 2 располагается между первой частью (q-r-o-p) и третьей частью (t-s-w-z) заходки 2;

(t-s-w-z) - третья часть заходки 2 примыкает к противоположной границе 4 панели 1;

Rp - радиус разгрузки экскаватора драглайна;

Rч - радиус черпанья экскаватора драглайна;

А - ширина экскаваторной заходки;

Ну - мощность вскрышного уступа;

hп.и. - мощность полезного ископаемого;

ау - угол откоса вскрышного уступа;

b - угол откоса добычного уступа;

ао - угол откоса отвала вскрышной породы;

Но - высота отвала вскрышной породы.

Способ разработки пластовых месторождений осуществляется следующим образом. По протяженности месторождения, фиг. 1, намечают панели 1, в которых наносятся контуры заходок 2.

Рассмотрена отработка заходки с двух точек стояния экскаватора.

Отработка панели 1 с угловыми точками а, b, с, d, фиг. 1, осуществляется следующим образом.

Драглайн, фиг. 2, размещают внутри контура заходки 2, которая делится по длине на три части. Первая часть (q-r-o-p) заходки 2 примыкает к контуру 3 панели 1, вторая часть (p-o-s-t) находится внутри между первой и третьей (t-s-w-z) и примыкает к противоположной границе 4 панели 1. Драглайн при экскавации и отсыпке полезного ископаемого в навал 5 находится во второй части (p-o-s-t) заходки в точке 6, которая лежит на дуге окружности 7, центр 8 которой является точкой разгрузки ковша драглайна в навал 5. Вскрышные породы из (q-r-o-p) и (t-s-w-z) частей заходки 2 размещаются в выработанное пространство, создавая пионерную часть 9 внутреннего отвала, а полезное ископаемое отсыпают в точку 8. Для увеличения высоты и снижения объемов работ при последующей рекультивации возможна подсыпка бортов выемки породами вскрыши. Далее драглайн перемещают за границу панели в точку 10, также находящуюся на дуге окружности 7. В процессе перемещения отрабатывается центральная часть заходки (p-o-s-t), при этом пустые породы отсыпают также во внутренний отвал 11, формируя тем самым окончательно отвал вскрыши. Полезное ископаемое из центральной части (p-o-s-t) заходки 2 аналогично отсыпается в точку 8 и тем самым окончательно создается навал породы 5, который вмещает весь объем полезного ископаемого из заходки 2. Далее драглайн аналогично отрабатывает следующие заходки, а созданные навалы полезного ископаемого, после того как они окажутся за радиусом действия драглайна, отгружают другим оборудованием или перерабатывают на месте.

При разработке широких протяженных месторождений, когда намечается более двух панелей, навалы полезного ископаемого из внутренних панелей возможно размещать внутри контура месторождения на поверхности вскрышных отвалов, которые в месте создания навалов полезного ископаемого планируют.

Способ разработки пластовых месторождений, включающий выполнение вскрышных и добычных работ одним драглайном попеременно с отсыпкой вскрыши во внутренний отвал, а полезного ископаемого - в навал, расположенный на дневной поверхности, отличающийся тем, что заходку в панели размещают поперек по отношению к направлению отсыпки навала полезного ископаемого и по длине разделяют на три участка, сначала отрабатывают крайние участки заходки, прилегающие к ее торцевым границам, при этом полезное ископаемое перемещают за пределы контура разрабатываемой панели, а вскрышные породы отсыпают в выработанное пространство между продольными границами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при разработке малообъемных кимберлитовых трубок с низким содержанием алмазов.

Изобретение относится к горно-добывающей промышленности и может быть использовано при открытой комбинированной разработке пластовых месторождений с двумя угольными пластами, с поочередной выемкой пластов и междупластья и технологией вскрышных работ на базе транспортно-бестранспортной системы разработки.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке сульфидных руд из тонких крутонаклонных жил. Способ обеспечивает повышение производительности процесса разработки сульфидных руд из тонких крутонаклонных жил и увеличение качества добываемого минерального сырья.
Изобретение относится к категории горной промышленности и может быть использовано при освоении месторождений твердых полезных ископаемых, включая строительные горные породы.

Изобретение относится к горному делу, в частности к разработке полезных ископаемых открытым способом с применением комбинированного транспорта, и может быть использовано при разработке месторождений с пологим или горизонтальным залеганием полезного ископаемого с вытянутой формой карьера в плане.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при выполнении вскрышных и добычных работ на месторождениях, сложенных из плотных и полускальных пород, с применением стреловых карьерных комбайнов, отвалообразователей и других горных машин.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при выполнении вскрышных и добычных работ на месторождениях, сложенных из плотных и полускальных пород, с применением землеройно-фрезерных машин и скреперов.

Группа изобретений относится к горному делу и может быть использована при разработке угольных месторождений на пластах крутого залегания открытым способом, главным образом на угольных месторождениях, находящихся на завершающей стадии открытой разработки и на уже отработанных карьерных полях.

Группа изобретений относится к горному делу и может быть использована при разработке крутозалегающих пластов полезных ископаемых, главным образом на угольных месторождениях, находящихся на завершающей стадии открытой разработки и на уже отработанных карьерных полях.

Изобретение относится к открытой разработке месторождений полезных ископаемых, более конкретно к открытой разработке крутопадающих месторождений большой протяженности с внутренним отвалообразованием.

Конвейерное устройство имеет головную установку и хвостовую установку (3), причем головная установка разделяется на мобильную головную барабанную установку (2) и стационарную передающую установку (1). Обусловленное разработкой изменение расстояния ленточного транспортера между хвостовой установкой и передающей установкой компенсируется в соответствии с изобретением изменением расстояния между мобильной головной барабанной установкой и передающей установкой. Обеспечивается согласование конвейерного устройства с глубиной разработки без разрезания конвейерной ленты. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом в виде круто- и наклоннопадающих рудных тел большой и малой мощности, а также в виде жил, разрабатываемых карьерами различной глубины. Техническим результатом является повышение ритмичности и производительности оборудования при отвалообразовании. Способ включает создание прочного основания для работающего оборудования до приоткосной зоны, наиболее подверженной деформации уплотнения и смещения, часто 3-5 м, и использованием мобильной разгрузочной консоли ограниченной длины, например, 15-20 м и наращиваемого отвального конвейера производят заполнение породной площади отвала, в секторах по радиусу, равному длине разгрузочной консоли, заходками послойно. При завершении отсыпки очередного слоя наращивают отвальный конвейер или применяют конвейер стандартной длины с шагом и высотой яруса, соответствующими параметрам засыпки (пригрузки) ранее отсыпанного слоя при его деформации уплотнения и смещения, не достигающей предельной величины. Причем при применении отвальных конвейеров стандартной длины у границы площади отвала подготавливают и отсыпают площадку для его передвижения вместе с разгрузочной консолью по насыпной части по радиусу сектора отсыпки и отвалообразование ведут на участках последовательно при завершении процесса уплотнения породной массы или ее смерзания на каждой из них. При переходе в другой климатический сезон нейтрализуют ослабленные слои в зоне нулевой изотермы созданием буферной зоны шириной, например, 10-15 м, причем при большой емкости отвала и его высоте отвалообразование производят в два-три яруса с учетом достижения консолидированного прочного основания с затухающими процессами уплотнения пород в подстилающих слоях ярусов и отсыпку породы в запланированном объеме производят до тех пор, пока не будет создан отвал необходимой емкости и высоты средствами поточного транспорта. 4 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для отработки ограниченных в плане крутопадающих залежей, например кимберлитовых трубок. Техническим результатом является повышение эффективности способа отработки за счет снижения капитальных и эксплуатационных затрат и уменьшения расстояния транспортирования комбинированным транспортом при обеспечении безопасности отработки. Способ включает отработку по этапам: верхней части - до экономически целесообразной глубины Н по традиционной технологии с рыхлением БВР, устройством капитального транспортного съезда, использованием автомобильной и экскаваторной техники; доработку нижней части - с формированием нерабочего борта с предельно допустимыми по устойчивости параметрами, рыхлением и транспортировкой руды с нижних горизонтов с использованием специализированного подъемного устройства (СПУ). При этом отработку средней части РТ ведут в период строительства и монтажа СПУ, оформляют перегрузочную площадку в районе окончания капитального транспортного съезда, сооружают временные съезды, транспортируют добытую руду на поверхность по временным и далее по капитальным транспортным съездам, а доработку нижней части РТ осуществляют после погашения временных съездов, сооружают крутонаклонный служебный проезд, обеспечивающий возможность проезда гусеничной техники, транспортируют руду СПУ до перегрузочной площадки, где перегружают в автомобильный транспорт. 8 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 пр.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке крутопадающих месторождений площадной формы. Техническим результатом является снижение текущего коэффициента вскрыши в первоначальный период разработки месторождения. Для этого в способе открытой разработки глубокозалегающих месторождений, включающем формирование рабочей зоны, технологию отработки вскрышных уступов и обеспечение грузотранспортной связи рабочих горизонтов с поверхностью, вскрышные уступы рабочей зоны принимают увеличенной высоты (до 25-30 м), уступы объединяют в группы по три в каждой, при этом для верхних и нижних уступов в группах предусматривают минимальные рабочие площадки с размерами, равными ширине транспортных площадок, обеспечивающими двухстороннее движение технологического автотранспорта и его маневрирование, для средних уступов ширину площадок принимают равной сумме ширины минимальной рабочей площадки и ширины выемочной заходки с готовыми к выемке объемами вскрышных пород, обеспечивающими необходимую скорость понижения горных работ в каждой группе вскрышных уступов рабочей зоны, при формировании развала взорванной горной массы исходят из условия размещения его на средних и нижних уступах, при этом развал породы, остающийся на средних уступах, делят на два слоя, верхние из которых отрабатывают гидравлическими экскаваторами типа «обратная лопата», располагаемыми на площадках верхних уступов групп, с погрузкой в транспортные средства, находящихся на этих же площадках, объемы нижних слоев и объемы пород, сброшенных взрывом на нижние уступы, отрабатывают отдельными карьерными экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием с погрузкой в транспортные средства, находящиеся на одних с ними уровнях, после отработки готовых к выемке объемов вскрышных пород во всех группах уступов и образования соответствующих объемов на смежных нижележащих уступах и происшедшего при этом смещения границ групп вниз на один уступ их отработку повторяют в вышеизложенном порядке, вскрытие вскрышных уступов рабочей зоны производят с применением крутых скользящих съездов с продольным уклоном 5-15° и шириной, обеспечивающей размещение развала взорванной горной массы при их расширении и одновременно сквозной проезд технологического транспорта, расширение крутых съездов производят с применением гидравлических экскаваторов типа «обратная лопата» путем деления развала взрываемой горной массы на горизонтально-клинообразные слои и их последовательной отработки. 4 ил.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке сложноструктурных месторождений. Техническим результатом является снижение объемов вскрышных работ на основе применения клиновидной формы дна карьеров, обеспечивающей уменьшение высоты их торцевых частей и использование дна в качестве вскрывающих выработок при отработке глубоких горизонтов. Для этого дно карьера при разработке сложноструктурных месторождений, приобретающее ломаную форму вследствие различия горно-геологических условий его отдельных частей, спрямляют, двигаясь от наиболее глубоких отметок в сторону торцов с максимально крутым подъемом по условиям работы технологического транспорта, придавая дну клинообразную форму, затем вычисляют приращение (увеличение или уменьшение) запасов полезного ископаемого во вновь установленных границах и производят их корректировку на эту величину, поднимая или опуская дно по всей его длине, обеспечивая тем самым неизменность запасов полезного ископаемого в границах карьера и уменьшение объемов дополнительного разноса бортов для размещения вскрывающих выработок, функции которых по вскрытию глубоких горизонтов переходят к дну карьера. 1 ил.

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при вскрытии глубоких горизонтов карьеров. Техническим результатом является повышение эффективности разработки. Способ предусматривает проведение крутой траншеи с помощью гидравлических экскаваторов типа «обратная лопата» и автомобильного транспорта, способного преодолевать крутые уклоны. Проведение траншеи после ее взрывания осуществляют в несколько этапов, делящих крутую траншею на горизонтально-клинообразные слои высотой, определяемой возможной глубиной копания экскаваторов, которые отрабатывают с нижним черпанием последовательно сверху вниз, выдерживая в крутонаклонных частях слоев заданный профиль траншеи в ее конечном положении. 3 ил.

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений криолитозоны. Техническим результатом является повышение интенсивности теплооборота в горных породах. Для этого в процессе подготовки очередного горизонта создают зоны интенсивного теплооборота в горных породах в виде блоков активного климатического воздействия (блоки АКВ) путем прохождения выработок, служащих для создания дополнительной обнаженной поверхности блока АКВ. При этом в зависимости от горнотехнических условий месторождения блоки располагают вдоль или перпендикулярно направлению развития фронта горных работ. Параметры блоков, время их отработки определяют с учетом температурно-климатических характеристик района работ, теплофизических свойств горных пород, характеристик горно-добычного оборудования во взаимосвязи со степенью разупрочнения массива пород в блоке. 1 ил., 1 табл.

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при разработке скальных месторождений полезных ископаемых с большими пространственными размерами и большим сроком разработки, расположенных на небольшой глубине от поверхности, с использованием автомобильно-конвейерного транспорта. Техническим результатом является сокращение затрат на разработку полезного ископаемого за счет уменьшения объема выемки вскрыши под площадки размещения дробильно-перегрузочных пунктов и оптимального шага переноса дробильно-перегрузочного пункта по глубине в верхней части карьера, а также заезда автосамосвалов на дробильно-перегрузочный пункт непосредственно из рабочей зоны в нижней части карьера. Способ заключается в транспортировании автосамосвалами полезного ископаемого из рабочей зоны карьера с заездом на дробильно-перегрузочный пункт непосредственно с капитального съезда и перегрузке горной массы в конусную дробилку крупного дробления через бункеры с пластинчатыми питателями с металлического моста, к которому крепятся бункеры. Дробленая масса подъемным конвейером в траншее выдается на поверхность и далее конвейерной линией транспортируется на дробильно-обогатительную фабрику. По мере понижения конечного борта карьера дробильно-перегрузочный пункт на величину оптимального шага переноса по глубине переносят и устанавливают на новом месте вдоль капитального съезда, с выдачей дробленой массы на поверхность новым подъемным конвейером в новой траншее. Подъемный конвейер с максимальной длиной по условию прочности конвейерной ленты в верхней зоне карьера удлиняют подъемным конвейером, на который горная масса поступает с дробильно-перегрузочного пункта, расположенного в нижней зоне карьера на временном целике пород. После выдачи на поверхность всего объема полезного ископаемого дробильно-конвейерный комплекс демонтируют, а целик пород под ним с оставшимся объемом полезного ископаемого разрабатывают с выдачей горной массы на поверхность автомобильным транспортом. 5 ил.

Изобретение относится к открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Техническим результатом является снижение объемов дополнительного разноса бортов карьеров за счет уменьшения размеров перегрузочных пунктов, производящих перегрузку горной массы сборочного автотранспорта небольшой грузоподъемности в магистральный большегрузный автотранспорт. Эту задачу решают путем устройства перегрузочных пунктов на двухполосных внутрикарьерных бермах, которые по ширине делят на две равные части комбинированной стенкой высотой 6-8 м, состоящей из труб, установленных в специально пробуренные скважины, и приваренных к трубам стальных листов. Пространство между стенкой и откосом уступа заполняют взорванной горной массой, образуя из нее склад с однополосным крутонаклонным съездом со стороны подъезда сборочного транспорта и разгрузочной площадкой с противоположной стороны. В примыкающем к складу откосе уступа на уровне верхней площадки склада в законтурный массив проходят штольню длиной и сечением, обеспечивающими размещения в ней одного автосамосвала как средства для создания нормальных условий для маневрирования и высокопроизводительной работы транспортного, погрузочного и вспомогательного оборудования в условиях эксплуатации перегрузочного пункта ограниченных размеров. 2 ил.

Изобретение относится к области горного дела и строительства и может быть использовано при креплении горных склонов или бортов карьера, подверженных воздействию грунтовых вод. Техническим результатом является обеспечение надежности предотвращения образования оползней за счет каскадного отведения поверхностных и подземных вод от оползневого тела горных склонов или бортов карьера. Способ каскадного обезвоживания оползневого тела горных склонов или бортов карьера, заключающийся в том, что проводят инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания для определения наличия оползневых тел, затем проводят биолокационную съемку, по результатам которой определяют подземные водотоки и выясняют их характеристики для определения количества и месторасположения сквозных фильтров, после чего горные склоны или борта карьера разделяют на каскады или уступы по вертикали в зависимости от наличия оползневого тела, после этого от подножия каждого каскада или уступа проходят горизонтальную штольню с уклоном i=0,005 за пределы оползневого тела, далее из нее в обе противоположные стороны проходят перпендикулярные штольни также с уклоном i=0,005 в сторону стока воды, затем с поверхности каждого каскада или уступа бурят скважины под сквозные фильтры, гидронаблюдательные и вентиляционные скважины, причем вентиляционные скважины и скважины под сквозные фильтры бурят до сопряжения со штольнями, а гидронаблюдательные скважины бурят за пределами штолен, горизонтальные штольни соединяют с трубопроводом для перепуска воды, проложенным по поверхности горного склона или борта карьера от верхнего до нижнего каскада или уступа, причем за пределами оползневого тела обустраивают канавы или зумпфы для сбора воды, соединенные дренажной трубой с трубопроводом для перепуска воды. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх