Асинхронный двигатель с герметичным электронасосом


 


Владельцы патента RU 2570171:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" (ДГТУ) (RU)

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкции асинхронного двигателя (АД) с герметичным электронасосом для перекачки жидкости. В АД обычного исполнения ротор с валом выполнен в виде массивного толстостенного цилиндра, торцы которого герметично закрыты торцевыми фланцами, закрепленными на валу и образующими вместе с массивным цилиндром и валом герметичную полость ротора, соединенную посредством отверстий в стенках полых концов вала с всасывающей и нагнетающей сторонами электронасоса. В средней части полости ротора на валу укреплено рабочее колесо, которое, вращаясь вместе с ротором и его валом, перекачивает жидкость внутри полости ротора со стороны всасывания в сторону нагнетания, являясь рабочим звеном герметичного электронасоса. Если АД реверсивный, то насос тоже реверсивный и может работать в любом из двух направлений. Техническим результатом является создание совмещенной конструкции АД и герметичного электронасоса с высокими эксплуатационными свойствами. 1 ил.

 

Изобретение относится к области электротехники, в частности к конструкции асинхронного двигателя с герметичным электронасосом для перекачки жидкостей.

Известны два основных типа конструктивного исполнения герметичных электронасосов, в которых используются трехфазные асинхронные двигатели (АД) соответствующей конструкции [1]. Известен тип герметичного электронасоса, у которого полость статора его АД изолирована от перекачиваемой жидкости - экранированные электронасосы. Соответственно такие АД называют асинхронными двигателями экранированных электронасосов (АД ЭЭН) или просто экранированными АД. Они имеют наибольшее число особенностей, принципиально отличающих их от АД общего назначения, что вносит существенные отличия и затруднения в их расчет, изготовление и эксплуатацию.

Известна конструкция АД ЭЭН, выбранного в качестве прототипа, у которого полость статора с его обмоткой и короткозамкнутая обмотка массивного ротора герметизируются тонкостенными экранами из немагнитной стали, зазор между которыми заполнен циркулирующей перекачиваемой жидкостью [2]. Известная конструкция АД ЭЭН имеет ряд существенных недостатков. Такой АД является лишь частью моноблочного агрегата, включающего еще гидравлическую часть и устройства охлаждения. Наличие защитных экранов статора и ротора требует на их изготовление расхода специальной немагнитной стали, а также дополнительной работы на их изготовление и установку. Лобовые части обмотки статора в торцевой зоне АД ЭЭН окружены массивными стальными конструктивными элементами. Немагнитная сталь экранов имеет относительно высокое удельное электрическое сопротивление и в них выделяется значительное количество тепловой энергии. Сердечник его массивного ротора, выполненный не из электротехнической стали, также создает дополнительные потери. В защитных экранах и на трение ротора о жидкость в зазоре теряется 10-15% энергии, подведенной к АД. Потери в массивных элементах торцевой зоны снижают КПД двигателя больше чем на 1,5%. В результате большой величины всевозможных потерь АД имеет относительно низкий КПД, не превышающий 70%. Относительно большой зазор между расточкой статора и ротором (до 4 мм), необходимый для установки двух экранов, требует большой величины МДС обмотки статора, что приводит к большому значению тока статора, а также к большой величине потоков рассеяния и, как следствие, к низкому значению коэффициента мощности cosφ.

Цель изобретения - создать конструкцию трехфазного АД, способного одновременно выполнять функцию герметичного электронасоса и обладать высокими электромагнитными и эксплуатационными свойствами.

Указанная цель достигается следующим образом: статор АД обычной конструкции, его трехфазная обмотка создает вращающееся магнитное поле, в котором вращается массивный ротор. Массивный ротор АД выполнен полым в виде массивного толстостенного цилиндра из маломагнитного сплава [3]. Толщина стенки массивного цилиндра определяется глубиной проникновения основного поля статора в сердечник ротора при рабочей частоте вращения ротора. Торцы массивного цилиндра герметично закрыты фланцами, укрепленными на валу ротора. Фланцы выполнены из металла с низким удельным электрическим сопротивлением и одновременно выполняют роль короткозамыкающих колец для уменьшения поперечных токов массивного цилиндра и уменьшения их потерь. С этой же целью должно быть большим отношение длины массивного цилиндра к полюсному делению (1/τ>2) [4]. Внутренний диаметр массивного цилиндра и его длина, а значит объем полости ротора, определяются объемом перекачиваемой жидкости. Концы вала тоже полые, их стенки имеют отверстия, через эти отверстия и полости вала полость ротора соединяется с внешним пространством. Внутри полости ротора на валу закреплено рабочее колесо, имеющее диаметр полости ротора. Массивный цилиндр и торцевые фланцы ротора одновременно служат герметичным корпусом электронасоса, внутри него находится рабочее колесо, которое при вращении ротора будет перегонять жидкость внутри полости ротора со стороны всасывания в сторону нагнетания. Т.е., когда ротор вращается, он одновременно выполняет функцию герметичного электронасоса, так что электронасос и его АД представляют собой единый агрегат. Таким образом, заявляемая конструкция АД герметичного электронасоса соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники позволяет сделать вывод о соответствии критерию «существенные отличия».

Сущность изобретение поясняется чертежом, на котором схематически представлена конструктивная схема АД с герметичным электронасосом. АД имеет статор 1 обычной конструкции, отделенный от массивного ротора обычным воздушным зазором 2. Его массивный ротор полый, он представляет собой массивный толстостенный цилиндр 3 из маломагнитного сплава. Торцы массивного цилиндра герметично закрываются фланцами 4, укрепленными на валу 5, выполненными из метала с малым удельным электрическим сопротивлением. Массивный цилиндр 3, торцевые фланцы 4 и вал 5 образуют герметичную полость насоса 6, в средней части которой на валу ротора 5 закреплено рабочее колесо насоса 7. Концы вала 5 тоже имеют полости 8, в стенках которых имеются отверстия 9. Через отверстия 9 и полости вала 8 герметичная полость ротора 6 соединяется с внешним пространством со стороны всасывания и со стороны нагнетания. При вращении ротора под действием вращающегося поля статора рабочее колесо внутри полости ротора, вращаясь вместе с валом, будет перекачивать (перегонять) жидкость из полости ротора со стороны всасывания в полость со стороны нагнетания. Направление движения жидкости внутри полостей вала и ротора указано на чертеже стрелками. Таким образом, при вращении ротор одновременно выполняет роль осевого горизонтально герметичного электронасоса.

Кроме того, массивный ротор из маломагнитного сплава имеет повышенное электрическое сопротивление, поэтому АД обладает повышенным пусковым моментом, пониженными пусковым и рабочим токами и допускает практически неограниченное число прямых пусков. Обе половины агрегата со стороны всасывания и со стороны нагнетания совершенно одинаковы, поэтому при реверсивном АД насос тоже будет реверсивным, т.е. можно изменять направление вращения ротора и соответственно направление движения жидкости на противоположное.

Использование АД с полым массивным ротором, выполняющим функцию герметичного электронасоса, позволяет получить единый компактный агрегат сравнительно простой конструкции и уменьшенных габаритов, что снижает его массу и повышает его производительность и эксплуатационные свойства. Отсутствие всевозможных специфических потерь энергии и полей рассеяния значительно повышает КПД и коэффициент мощности cosφ АД и его насос могут работать в реверсивном режиме. Конструкция АД проще конструкции АД ЭЭН, он имеет меньшую металлоемкость и меньшие трудозатраты при изготовлении. АД с массивным ротором из немагнитного сплава имеет повышенный пусковой момент, пониженные пусковой и рабочий токи, и допускает практически неограниченное число прямых пусков в обоих направлениях.

Источники информации

1. Васильцов Э.А., Невелич В.В. Герметические электронасосы. - М: Машиностроение, 1968.

2. Поклонов С.В. Асинхронные двигатели герметичных электронасосов. - Л: Энергопромиздат, 1987.

3. Могильников B.C. Асинхронные электродвигатели с массивными и двухслойными роторами. ВМФ, 1976.

4. Середа В.П. Исследование распределения токов в гильзе двухслойного ротора асинхронной машины. Сб-к научных трудов Даг. НИОЭ, Махачкала, 1974. Вып.4, стр. 175-181.

1. АД с герметичным электронасосом для перекачки жидкости имеет статор обычного исполнения, создающий вращающееся магнитное поле, обычный воздушный зазор и массивный ротор из маломагнитного сплава, отличающийся тем, что с целью создания конструкции АД, способного одновременно выполнять функцию герметичного электронасоса и обладающего высокими электромагнитными и эксплуатационными свойствами, ротор АД выполнен полым в виде полого массивного толстостенного цилиндра, образующего вместе с торцевыми фланцами, укрепленными на валу, герметичную полость-корпус насоса, в середине которой на валу укреплено рабочее колесо насоса, имеющее диаметр внутренней полости массивного цилиндра. При вращении ротора рабочее колесо перегоняет жидкость внутри полости ротора со стороны всасывания в сторону нагнетания, т.е. ротор работает как осевой горизонтальный герметичный насос.

2. Способ перекачки жидкости по п. 1, отличающийся тем, что при реверсивном АД насос работает как реверсивный одинаково в обоих направлениях.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к конструкции статора трехфазного асинхронного двигателя (АД) малой мощности с круговым магнитным полем.

Изобретение относится к электротехнике, к электродинамическим машинам. .

Изобретение относится к области электротехники и может найти применение в устройствах с питанием от источника постоянного тока, то есть с батарейным питанием или с питанием от сети постоянного тока.

Изобретение относится к области электротехники, в частности электрическим машинам, и касается особенностей конструктивного выполнения репульсионного бесколлекторного электродвигателя.

Изобретение относится к электротехнике, преимущественно к электрическим машинам и измерительной технике, предназначено для определения скольжения асинхронного двигателя с фазным ротором.

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения регулируемых электрических машин переменного тока. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при разработке асинхронных электрических машин с короткозамкнутым ротором. .

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам. .

Изобретение относится к области измерения угловой скорости с помощью электрических или магнитных средств и может быть использовано для измерения абсолютного скольжения асинхронного двигателя (преимущественно герметичного электронасоса).

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к асинхронным исполнительным двигателям с полым ротором. .

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для электроприводов с прямолинейным движением рабочих органов. Цилиндрический линейный асинхронный двигатель содержит индуктор с трехфазной обмоткой, выполненной в виде катушечных модулей, якорь в виде ферромагнитного стержня с чередующимися ферромагнитными и электропроводящими кольцами. Катушечные модули помещены в разъемные ферромагнитные шпули, которые расположены на одной оси и подключены пакетами на каждую фазу источника трехфазного напряжения при условии nф=1÷n/3, где: nф - количество катушечных модулей, подключенных пакетами, n - общее количество катушечных модулей. Ферромагнитные шпули имеют радиальный разрез и профильное стыкующее соединение. Ферромагнитный стержень выполнен в виде трубы. Разъемные ферромагнитные шпули зафиксированы с торцов крышками, удерживаемыми штангами, которые оснащены подшипниками скольжения. Технический результат заключается в увеличении точности регулирования диапазона скоростей и тягового усилия. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх