Способ обработки гильзы блока цилиндров с созданием антифрикционного покрытия

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при производстве поршневых машин. Способ включает первичную токарную обработку, закаливание внутренней рабочей поверхности гильзы токами высокой частоты и ее финишную обработку на хонинговальном станке. После финишной обработки на упомянутую рабочую поверхность гильзы наносят антифрикционное покрытие путем втирания под давлением слоя латуни толщиной 0,02-0,03 мм посредством вращающихся и вертикально-поступательно перемещающихся трех латунных роликов, установленных на головке латунирования, которую закрепляют в шпинделе упомянутого станка с возможностью регулирования скорости вращения. Упомянутые ролики смачиваются технологической жидкостью в виде СОЖ, используемой в упомянутом станке и состоящей из смеси глицерина с хлоридами металлов. При этом гильзу блока цилиндров устанавливают в оправку и прижимают верхним фиксатором с обеспечением равномерного расположения и прижатия в оправке, а длительность цикла нанесения антифрикционного покрытия устанавливают 60 секунд. Применение способа позволяет повысить эксплуатационную надежность деталей цилиндро-поршневой группы и технический ресурс всего двигателя. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при производстве поршневых машин, а именно двигателей внутреннего сгорания и поршневых компрессоров.

Известен способ обработки внутренней поверхности гильзы цилиндра двигателя внутреннего сгорания, при котором в начале производят предварительную обработку поверхности, затем устанавливают в блок цилиндров и осуществляют окончательную обработку хонингованием (В.Е. Щурков. Повышение надежности цилиндровой группы зарубежных автомобилей. Обзорная информация, вып.5. Автомобильные двигатели. М.: Филиал Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института по стандартизации, управлению качеством продукции и научно-технической информации. 1990 г., с. 11-14. Открытое издание. Прототип). Данный способ является наиболее близким к предлагаемому техническому решению и принят за прототип.

Однако недостатком прототипа является то, что соединение гильзы цилиндров с головкой блока осуществляется через газовый стык, при этом гильза опирается буртами в блок и головку цилиндров. Резьбовые соединения болтов или анкерные шпильки затягиваются и головка блока прижимается к гильзе, что приводит к нагружению деталей блока в местах заделки шпилек, к деформации посадочных и опорных буртов гильз, головок блока, искажению геометрии рабочей поверхности гильз цилиндра, особенно в легких форсированных дизелях. Отклонения от размеров изготовленной гильзы после монтажа достигают плюс минус 20-50 мкм. Деформации гильзы приводят к нецилиндричности и некруглости рабочей поверхности, вызывают нарушение контактирования рабочей поверхности колец с гильзой, прорыву газов, прижогам и задирам в местах внутренней поверхности гильзы, что приводит к преждевременным отказам цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка простого и надежного способа обработки гильзы блока цилиндров с созданием антифрикционного покрытия, обеспечивающего приработку рабочих поверхностей поршня и гильзы цилиндров.

Техническим решением задачи является повышение эксплуатационной надежности деталей цилиндро-поршневой группы, направленной на обеспечение технического ресурса двигателя внутреннего сгорания, заложенного предприятием-изготовителем, снижение сложности производства, последующего капитального ремонта и трудоемкости работ.

Способ обработки гильзы блока цилиндров с созданием антифрикционного покрытия, включающий в себя первичную токарную обработку, закаливание внутренней рабочей поверхности гильзы токами высокой частоты, финишную обработку с плосковершинным хонингованием, сравнение полученных данных с допустимыми значениями, отличающийся тем, что на внутренней поверхности гильзы наносится антифрикционный слой. Для этого на гильзу, обработанную в окончательный размер, наносится мягкое покрытие, которое хорошо пристает к поверхности цилиндра, а при работе за счет съема кольцами создает форму, обеспечивающую полное прилегание всей поверхностью колец поршня к гильзе. Для нанесения мягкого покрытия на стенки гильзы цилиндра используется фрикционное латунирование.

Процесс латунирования проходит следующим образом, обработанная гильза устанавливается в хонинговальный станок, в котором хонинговальная головка заменена на головку для латунирования. Головка для латунирования гильзы состоит из трех латунных роликов, которые смачиваются технологической жидкостью, циркулирующей в качестве специальной охлаждающей жидкости (СОЖ) в системе станка. При совершении рабочих ходов латунные ролики прижимаются к поверхности гильзы усилием разжима головки для латунирования, длительность цикла составляет 60 секунд. Благодаря чему на поверхность гильзы втиранием наносится слой латуни толщиной 0,02-0,03 мм. Образованное покрытие выполняет функцию выравнивания макронеровностей поверхности гильзы, что особенно важно в первоначальный период приработки цилиндро-поршневой группы двигателя. Для латунирования может использоваться латунь марки ЛМц 58-2-2, применяемая для изготовления вкладышей, подшипников, втулок и других антифрикционных деталей.

Последующая механическая обработка не требуется, гильза с нанесенным антифрикционным покрытием устанавливается в двигатель внутреннего сгорания. Далее осуществляется монтаж головки блока цилиндра и затяжка болтов.

Способ поясняется на фиг.1, на которой изображен общий вид нанесения слоя антифрикционного покрытия на стенки гильзы цилиндров, где:

1 - гильза цилиндров;

2 - оправка;

3 - верхний фиксатор;

4 - болты;

5 - шпиндель;

6 - головка для латунирования;

7 - латунные ролики;

8 - чугунные стенки гильзы цилиндров;

9 - слой латуни.

Гильза цилиндров 1 устанавливается в оправку 2 и прижимается верхним фиксатором 3 с помощью шести болтов 4, которые обеспечивают равномерное расположение и прижатие гильзы цилиндров 1 в оправке 2. После этого шпиндель 5 с закрепленной на нем головкой для латунирования 6, в которой вертикально установлены три латунных ролика 7, вращаясь, опускается в гильзу цилиндров 1. Головка для латунирования 6 производит вертикально-поступательное движение, при этом скорость вращения головки для латунирования 6 регулируют, а длительность цикла составляет 60 секунд.

Гильза цилиндров 1 поступает в зону обработки, латунные ролики 7 головки для латунирования 6 вводятся в обрабатываемое отверстие гильзы 1, смачиваясь специальным раствором. В качестве раствора используется технологическая жидкость, которая представляет собой смесь глицерина с хлоридами металлов и циркулирует в качестве СОЖ в системе станка. При вращении головки для латунирования 6 латунные ролики 7 под давлением прижимаются к гильзе цилиндров 1, в местах контакта на чугунные стенки гильзы цилиндров 8 втирается более мягкий слой латуни 9 толщиной 0,02-0,03 мм. Гильза цилиндров 1 с нанесенным слоем латуни 9 вынимается из оправки 2, после чего деталь готова для установки в блок двигателя внутреннего сгорания.

Пример работы способа, после первичной токарной обработки, закаливания внутренней рабочей поверхности гильзы токами высокой частоты, финишной обработки с плосковершинным хонингованием, сравнивания полученных размеров с допустимыми значениями, на внутренней поверхности гильзы наносится антифрикционный слой. Процесс латунирования проходит следующим образом, обработанная гильза устанавливается в хонинговальный станок, в котором хонинговальная головка заменена на головку для латунирования. Головка для латунирования опускается внутрь гильзы цилиндров, латунные ролики прижимаются к поверхности гильзы усилием разжима головки для латунирования. После чего головка для латунирования начинает вращаться с длительностью цикла, составляющего 60 секунд. Латунные ролики контактируют со стенками гильзы цилиндров, более мягкая латунь втирается в поверхность гильзы цилиндров, образуя слой латуни толщиной 0,02-0,03 мм. При этом латунные ролики смачиваются специальным раствором (СОЖ), который циркулирует в системе станка. После нанесения слоя латуни латунные ролики отжимаются от стенок и головка для латунирования выводится из гильзы цилиндров.

Техническим результатом использования способа обработки гильзы блока цилиндров с созданием антифрикционного покрытия является повышение эксплуатационной надежности деталей цилиндро-поршневой группы за счет создания антифрикционного слоя, обладающего хорошей пластичностью, что обеспечивает равномерное стирание латуни с высоконагруженных мест и перенос материала в места гильзы с неполным прилеганием колец. Увеличение площади контакта рабочей поверхности колец и гильзы приводит к снижению контактных давлений и предотвращает образование местных задиров, прижогов, схватывание колец и гильзы, что позволяет повысить работоспособность не только цилиндро-поршневой группы, но и обеспечить технический ресурс всего двигателя внутреннего сгорания.

Предлагаемый способ можно использовать на заводах-изготовителях как при производстве новой продукции, а также при проведении капитального ремонта двигателей внутреннего сгорания на ремонтных предприятиях промышленности.

Библиографические данные источников информации, содержащие приведенные аналоги

1. В.Е. Щурков. Повышение надежности цилиндровой группы зарубежных автомобилей. Обзорная информация, вып.5. Автомобильные двигатели. М.: Филиал Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института по стандартизации, управлению качеством продукции и научно-технической информации. 1990 г., с. 11-14. Открытое издание. Прототип.

Способ обработки гильзы блока цилиндров, включающий первичную токарную обработку, закаливание внутренней рабочей поверхности гильзы токами высокой частоты и ее финишную обработку на хонинговальном станке, отличающийся тем, что после финишной обработки на упомянутую рабочую поверхность гильзы наносят антифрикционное покрытие путем втирания под давлением слоя латуни толщиной 0,02-0,03 мм посредством вращающихся и вертикально-поступательно перемещающихся трех латунных роликов, установленных на головке латунирования, которую закрепляют в шпинделе упомянутого станка с возможностью регулирования скорости вращения, при этом упомянутые ролики смачивают технологической жидкостью в виде СОЖ, используемой в упомянутом станке и состоящей из смеси глицерина с хлоридами металлов, а гильзу блока цилиндров устанавливают в оправку и прижимают верхним фиксатором с обеспечением равномерного расположения и прижатия в оправке, причем длительность цикла нанесения антифрикционного покрытия составляет 60 секунд, после чего гильзу цилиндров с нанесенным слоем латуни вынимают из оправки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и металлургии, а именно к устройству для формирования на поверхности полых стальных деталей наноструктурированных покрытий с эффектом памяти формы.

Изобретение относится к покрытиям для антикоррозионной защиты металлических конструкций и может быть использовано для всех металлических конструкций, подвергающихся воздействию агрессивных сред, в частности для антикоррозионного покрытия морских судов и плавающих платформ в условиях высокоминерализованной морской воды и ультрафиолетового облучения солнечного спектра.

Изобретение относится к области технологии машиностроения, а именно к способу упрочнения поверхностного слоя деталей, и может быть использовано для изготовления деталей машин из металлических черных и цветных сплавов методами резания.

Изобретение относится к смазочным композициям, в частности к составам для обработки пар трения, и может быть использовано в машиностроении для обработки пар трения, а также при эксплуатации механизмов и машин для продления межремонтного ресурса или во время ремонтно-восстановительных работ.

Изобретение относится к области восстановления двигателей внутреннего сгорания путем нанесения износостойких металлоплакирующих покрытий на поверхности деталей при техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации двигателей и может быть использовано на автотранспортных, авторемонтных и автосервисных предприятиях для повышения технических и экологических характеристик двигателей.

Заявленный способ относится к области научных и технических исследований микро- и наноструктуры диэлектрических органических и неорганических объектов методами растровой электронной микроскопии.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к формированию на поверхностях стальных изделий, применяемых для изготовления узлов и механизмов разного назначения, защитных поверхностных слоев.

Группа изобретений относится к послойному изготовлению объемных объектов. Способ включает обеспечение гибкой пленки и повторное осуществление циклов, включающих следующие этапы.

Изобретение относится к области машиностроения. Устройство для формирования износостойких и антифрикционных покрытий на поверхности деталей содержит станину со столом, выполненным с возможностью установки и фиксации обрабатываемой детали, установку подачи технологической жидкости, пульт управления, приводы вращательного и поступательного движений шпинделя, силовой цилиндр, инструментальный узел, закрепленный на шпинделе и содержащий корпус, в котором расположены разжимной конус, верхний опорный конус и нижний опорный конус, плунжеры и колодки с зафиксированными в них натирами.

Изобретение относится к защите лопаток паровых турбин от парокапельной эрозии. Способ включает нанесение на лопатку защитного покрытия.

Изобретение относится к технологии изготовления трехмерной металлической детали(11), представляющей собой деталь газовой турбины в виде лопатки, лопасти или теплового экрана, которая может быть использована в компрессоре, камере сгорания или турбинной секции газовой турбины. Деталь (11) последовательно выращивают из металлического базового материала (12) с помощью процесса аддитивного изготовления путем сканирования энергетическим лучом (14). Создают контролируемую ориентацию зерен по первичному и вторичному направлению детали (11). Вторичная ориентация зерен достигается применением конкретной картины сканирования энергетическим лучом (14) в последовательных слоях попеременно параллельно и перпендикулярно направлению, соответствующему наименьшему значению модуля Юнга. 2 н. и 10 з.п. ф-лы,7 ил.

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий преимущественно на упорные поверхности пятникового узла грузовых вагонов и может быть также использовано в узлах трения различных машин. Способ нанесения антифрикционных покрытий на упорные поверхности пятникового узла грузовых вагонов включает операции предварительного нанесения на поверхность металла шероховатого слоя толщиной от 0,01 до 3,0 мм электроискровым методом с использованием электродов из средне- или высокоуглеродистых сталей и последующее нанесение антифрикционного слоя. На подготовленный шероховатый слой подогреваемым двухсопловым краскораспылителем наносят эпоксидный композит, состоящий из двух равных по массе и объему частей, подаваемых из разных сопел, - эпоксидной смоляной и отверждающей, смешивающихся в процессе нанесения, первая из которых, смоляная, состоит из низковязкой смолы - диглицидиланилина, и ускорителя отверждения - оксикислоты - в количестве от 1 до 5 мас. ч. на 100 мас. ч. смолы, а вторая, отверждающая, представляет собой нетоксичный жидкий аддукт, изготавливаемый взаимодействием пара-аминобензиланилина с диглицидиловым эфиром полиэпихлоргидрина при 10÷15-кратном избытке от стехиометрии пара-аминобензиланилина. Обе упомянутые части содержат одинаковые количества антифрикционных наполнителей, составляющих от 40 мас. ч. до 200 мас. ч. на смоляную и отверждающую части, состоящих из смеси рубленого углеродного волокна длиной от 2 до 30 мм и дисульфида молибдена в соотношении от 15:85 до 95:5, и дополнительно растворители в виде этилацетата или бутилацетата в количестве от 3 до 15 мас. ч. на 100 мас. ч. исходной смоляной и отверждающей частей, испаряющихся в процессе нанесения и отверждения. Обеспечивается повышение прочности и срока службы антифрикционного слоя, устранение выступающих неровностей и снижение коэффициента трения. 2 табл., 1 пр. .

Изобретение относится к области технологии химико-термической обработки металлических материалов и предназначено для термической обработки деталей пар трения. Способ химико-термической обработки деталей пар трения из стали мартенситного класса включает объемную закалку заготовок из стали и отпуск, механическую обработку и азотирование деталей на заданную глубину, проводимое в две ступени: первоначально при температуре 500-540°C в течение 10-20 часов, а затем при температуре 540-570°C в течение 20-40 часов. После отпуска заготовки нагревают со скоростью 30-50°C/час до температуры 450°C, выдерживают при температуре 450±10°C в течение 2-5 часов и охлаждают на воздухе. Обеспечивается повышение контактно-усталостной прочности деталей и увеличение работоспособности высоконагруженных деталей пар трения. 2 табл.

Изобретение относится к способу восстановления размеров корпуса моторно-осевого подшипника электровоза при помощи электродуговой металлизации. Способ восстановления размеров корпуса моторно-осевого подшипника электровоза электродуговой металлизацией. На внешнюю поверхность корпуса упомянутого подшипника предварительно наносят пастообразную композицию, состоящую из жидкой резольной фенолформальдегидной смолы, способной образовывать при температуре выше 700°C не менее 50% кокса от массы исходного продукта, наполненной мочевиной в массовом соотношении сухая резольная фенолформальдегидная смола: мочевина от 50:50 до 10:90, слоем толщиной от 1,0 мм до 5,0 мм, после чего осуществляют напыление расплавленных дугой бронзовых электродов потоком струи азота, находящегося в баллоне под давлением от 2 до 10 атмосфер. Обеспечивается восстановление размера корпуса упомянутого подшипника при существенном упрощении технологии и сокращении времени нанесения покрытия на внешнюю поверхность подшипника, при этом достигается полное исключение выгорания легирующих элементов и образования окислов металлов в процессе электродуговой металлизации при одновременном повышении поверхностной твердости и износостойкости покрытия за счет образования нитридов при взаимодействии металлов, входящих в состав электродов, и металлизируемой поверхности с активированным азотом. 2 табл., 1 пр. .

Изобретение относится к технологии плазменной обработки поверхности материалов, в частности, для создания высоконадежных защитных покрытий оболочек тепловыделяющих элементов (твэл) ядерного реактора. Способ плазменной обработки поверхности металлического изделия включает перемещение изделия в герметичной камере через зону обработки, в которой осуществляют модифицирование поверхности изделия потоками высокотемпературной плазмы и высокоэнергетичных фотонов из зоны разряда пинчевого типа, который осуществляют с частотой повторения импульсов в диапазоне от 1 до 5000 Гц и вводимой в разряд средней электрической мощностью, не превышающей 20 кВт, сформированного посредством разрядной системы с осесимметричными высоковольтным и заземленным электродами. Устройство для плазменной обработки поверхности металлического изделия содержит герметичную камеру, имеющую зону обработки, к которой герметично подсоединена разрядная система с осесимметричными высоковольтным и заземленным электродами, выполненными с возможностью формирования разряда пинчевого типа для обеспечения модифицирования поверхности изделия потоками высокотемпературной плазмы и высокоэнергетичных фотонов из зоны разряда пинчевого типа, и порт подачи плазмообразующего газа в зону разряда. Обеспечивается создание высокоэффективной технологии плазменной обработки поверхности материалов для очистки, нанесения и модификации покрытий, в частности оболочек твэл, надежно защищающих металлическую основу от разрушения в результате коррозии. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при подготовке слябов из низколегированных сталей перед нагревом под прокатку. Способ защиты поверхности сляба из низколегированной стали при прокатке включает напыление алюминиевого газотермического покрытия на широкие грани сляба перед его нагревом в методической печи под прокатку толщиной 0,60±0,02 мм, нагрев его до температуры кипения воды и нанесение поверх него покрытия в виде шамотной суспензии толщиной 1,0±0,02 мм. Техническим результатом изобретения является снижение толщины дефектного слоя, оставшегося на листах после нагрева слябов и их горячей прокатки. 2 пр.

Изобретение относится к смазочным композициям и может быть использовано в машиностроении для обработки пар трения, а также при эксплуатации механизмов и машин для продления межремонтного ресурса или во время ремонтно-восстановительных работ. Способ включает перемешивание в углеводородном связующем природного дисперсного материала, содержащего вермикулит, модифицированный природным высокомолекулярным полисахаридом - хитозаном. При этом вермикулит обрабатывают раствором 12 % соляной кислоты из расчета 10-15 мл 12 % соляной кислоты на 1 г вермикулита, после чего кислотно-модифицированный вермикулит обрабатывают в 1,5 % растворе хитозана, растворенном в 2 % уксусной кислоте из расчета 2 мл на 1 г кислотно-модифицированного вермикулита, и далее осаждают 12,5% раствором аммиака до pH=7, после чего к полученному гелю хитозана и вермикулита добавляют насыщенный раствор карбоната магния, нагретый до температуры 120-130 °C, образовавшийся осадок фильтруют и сушат на воздухе, после чего смешивают с углеводородным связующим. Полученная композиция обеспечивает повышение стабильности, прочности и долговечности антифрикционных покрытий. 1 з.п. ф-лы, 3 ил., 3 табл.

Изобретение относится к способу нанесения антифрикционных покрытий на стальную поверхность, в частности стальную сердцевину подпятникового узла тележки вагона и другие узлы трения. Осуществляют предварительную обработку стальной поверхности фосфатирующим составом. На стальную поверхность двухсопловым краскораспылителем наносят эпоксидный композит, состоящий из двух равных по массе и объему эпоксидной смоляной и отверждающей частей, подаваемых из разных сопел, смешивающихся в процессе нанесения, первая из которых, смоляная, состоит из низковязкой смолы в виде диглицидиланилина и ускорителя отверждения в виде оксикислоты в количестве от 1 до 5 мас.ч. на 100 мас.ч. смолы, а вторая, отверждающая, представляет собой нетоксичный жидкий аддукт, изготавливаемый взаимодействием пара-аминобензиланилина с диглицидиловым эфиром полиэпихлоргидрина при 10-15-кратном избытке от стехиометрии пара-аминобензиланилина. Обе части содержат одинаковые количества антифрикционных наполнителей, от 40 мас.ч. до 200 мас.ч. на смоляную и отверждающую части, состоящих из смеси рубленого углеродного волокна длиной от 2 до 30 мм и дисульфида молибдена в соотношении от 15:85 до 95:5 и дополнительно растворители в виде этилацетата или бутилацетата в количествах от 3 до 15 мас.ч. на 100 мас.ч. исходной смоляной и отверждающей частей, испаряющиеся в процессе нанесения и отверждения. Обеспечивается получение эпоксидного высокопрочного антифрикционного покрытия и ускорение процесса его нанесения. 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к металлургии цветных металлов и может быть использовано при утилизации газов цинкового производства в серную кислоту. Способ включает подготовку поверхности металлоконструкции электрофильтра и нанесение на нее защитного стеклопластикового покрытия на основе связующего материала в виде смолы Derakane Momentum 411-350 путем последовательного нанесения слоев упомянутой смолы и стекловуали, которые повторяют до создания защитного покрытия толщиной 5 мм, на которое затем наносят слой смолы и накладывают свинцовую шину шириной 20 мм и толщиной 4 мм, которую закрепляют нанесением по ее бокам дополнительного слоя упомянутой смолы и стекловуали. Изобретение обеспечивает увеличение срока службы оборудования сернокислотного производства. 1 ил. 1 пр.

Изобретение относится к материаловедению, а именно к лазерной обработке поверхности металлов для снижения скорости коррозии и повышения коррозионной стойкости поверхности нелегированной стали. Способ нанесения оксидно-металлического покрытия на поверхность нелегированной стали включает получение наноразмерного порошка, нанесение его на поверхность и обработку нанесенного слоя лазерным излучением. Получение наноразмерного порошка осуществляют измельчением порошка оксида хрома в активаторе в течение 40-45 мин, затем готовят суспензию из наноразмерного порошка оксида хрома в гептане, а нанесение порошка на поверхность нелегированной стали осуществляют путем нанесения упомянутой суспензии слоем толщиной 5-250 мкм. Затем полученную поверхность подвергают обработке лазерным излучением с частотой генерации импульсов 40-100 кГц, мощностью 10-30 Вт и скоростью сканирования 500-1200 мм/с. Обеспечивается устойчивое пассивное состояние с повышенной коррозионной стойкостью на поверхности нелегированной стали. 1 ил., 3 табл., 1 пр.
Наверх