Устройство для приведения в действие реверсора тяги с регулируемым соплом для гондолы турбореактивного двигателя и гондола, содержащая такое устройство

Устройство для приведения в действие реверсора тяги с регулируемым соплом гондолы турбореактивного двигателя содержит реверсор тяги, систему привода реверсора тяги и средства фиксации. Реверсор тяги включает капот, линейно перемещаемый поочередно между закрытым положением, в котором он обеспечивает аэродинамическую непрерывность гондолы, и открытым положением, в котором он открывает в гондоле проход для отклоненного потока. Капот продолжен секцией регулируемого сопла, содержащей панель, установленную с возможностью поворота по меньшей мере в одно положение, при котором происходит изменение сечения сопла. Система привода содержит приводные средства, обеспечивающие перемещение капота и панели сопла и включающие простой линейный привод, соединенный с панелью. Средства фиксации обладают двумя обратимыми состояниями, одно из которых представляет собой замкнутое состояние, в котором средства фиксации могут фиксировать с капотом панель сопла в положении изменения выходного сечения сопла. Другое изобретение группы относится к гондоле двухконтурного турбореактивного двигателя, снабженной указанным выше устройством. Группа изобретений позволяет упростить систему привода реверсора тяги и обеспечить возможность реверсирования тяги двигателя без перемещения сопла в необходимое для этого положение. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 10 ил.

 

Изобретение относится к устройству для приведения в действие реверсора тяги с регулируемым соплом для гондолы турбореактивного двигателя и к гондоле, содержащей такое устройство.

В общем случае гондола имеет трубчатую конструкцию с воздухозаборником, помещенным выше по потоку от турбореактивного двигателя, средней секцией для охвата вентилятора турбореактивного двигателя и нижней по потоку секцией, вмещающей средства реверса тяги и предназначенной для охвата камеры сгорания турбореактивного двигателя, и заканчивается обычно реактивным соплом, выход которого находится ниже по потоку от турбореактивного двигателя.

Современные гондолы предназначены для установки в них двухконтурного турбореактивного двигателя, способного генерировать, посредством вращающихся лопастей вентилятора, поток горячего воздуха (называемый также первичным потоком), выходящий из камеры сгорания турбореактивного двигателя, и поток холодного воздуха (вторичный поток), циркулирующий снаружи от турбореактивного двигателя по кольцевому каналу или тракту, образованному между обтекателем турбореактивного двигателя и внутренней стенкой гондолы. Оба воздушных потока выпускаются из турбореактивного двигателя через заднюю часть гондолы.

Назначение реверсора тяги состоит в том, чтобы при посадке воздушного судна увеличить его тормозную способность за счет переориентации вперед по меньшей мере части развиваемой турбореактивным двигателем тяги. На этом этапе реверсор перегораживает поток холодного воздуха, направляя его к передней части гондолы, что создает обратную тягу, складывающуюся с торможением колес воздушного судна.

Средства, применяемые для осуществления указанной переориентации холодного потока, могут быть разными в зависимости от типа реверсора тяги. Однако во всех случаях в состав конструкции реверсора входят подвижные элементы, перемещаемые между развернутым положением, в котором они открывают в гондоле проход для отклоненного потока, и убранным положением, в котором они перекрывают этот проход.

При этом подвижные элементы могут осуществлять функцию отклонения или использоваться лишь для приведения в действие других средств отклонения.

В случае решетчатого реверсора тяги переориентация воздушного потока осуществляется посредством отклоняющих решеток, функционально связанных со створками реверса, при этом капот используют лишь для выполнения сдвига с целью открывания или перекрывания отклоняющих решеток.

Створки реверса образуют собой заслонки, приводимые в действие путем сдвига капота, в результате чего происходит перекрытие тракта ниже по потоку от решеток с обеспечением при этом оптимальной переориентации потока холодного воздуха.

Помимо выполнения функции реверсирования тяги сдвижной капот, являясь составной частью задней секции, имеет нижнюю по потоку сторону, образующую реактивное сопло, обеспечивающее направленный выпуск воздушных потоков.

Сопло обеспечивает необходимую движущую силу, придавая выхлопным потокам скорость, а также управляет тягой путем изменения выходного отверстия в зависимости от изменений настроек мощности двигателя и условий полета.

Реактивное сопло содержит набор подвижных панелей, поворотно установленных на нижнем по потоку конце сдвижного капота.

Указанные панели предназначены для поворота в положение, в котором происходит изменение сечения сопла.

Для приведения в действие капота и сопла указанного типа используются сложные кинематические схемы.

Действительно, сопло установлено на подвижном капоте, и подвижные панели необходимо снабдить приводной системой, позволяющей, во-первых, перемещать их одновременно и синхронно со сдвижным капотом при реверсировании тяги, когда капот перемещается на открывание отклоняющих решеток, и, во-вторых, перемещать их при нахождении капота в убранном положении для получения оптимального сечения реактивного сопла в зависимости от этапа полета, то есть при осуществлении взлета, крейсерского полета и посадки воздушного судна.

Известно несколько типов приводных систем, специально разработанных с учетом особенностей конкретных кинематических схем для регулируемого сопла и сдвижного капота.

Однако эти системы не отвечают предъявляемым требованиям.

Так, известны гондолы со сдвижным гладким соплом, в которых система привода сопла и конструкции реверсора тяги содержит приводные средства, снабженные фиксирующими средствами.

В состав указанных фиксирующих средств входит верхний по потоку фиксатор, обеспечивающий фиксацию конструкции реверсора тяги на стационарной конструкции гондолы на этапах изменения сечения сопла и работы в режиме прямой тяги.

Кроме того, в их состав входит нижний по потоку фиксатор, предназначенный, во-первых, для фиксации конструкции реверсора и сопла с целью соединения двух указанных конструкций в режиме прямой тяги, и, во-вторых, для отсоединения сопла от конструкции реверсора с тем, чтобы сопло перемещалось в направлении внизу по потоку относительно гондолы, увеличивая при этом сечение своего выходного отверстия.

В подобной приводной системе для осуществления реверсирования тяги требуется переместить сопло, находящееся в открытом положении, в направлении вверх по потоку, затем обеспечить фиксацию сопла с конструкцией реверса и разомкнуть верхний по потоку фиксатор для отсоединения конструкции реверсора и обеспечения возможности ее совместного перемещения с соплом в направлении вниз по потоку.

Однако, учитывая значительное количество выполняемых манипуляций, осуществление описанных выше операций, обеспечивающих фиксацию и отсоединение, занимает довольно много времени.

Кроме того, установлено, что при этом происходит ухудшение акустических характеристик.

Одной из задач изобретения является преодоление указанных выше недостатков.

Таким образом, одной из задач изобретения является создание системы привода реверсора тяги с минимальным изменением сечения сопла, которая была бы простой, эффективной и позволяла бы упростить манипуляции, совершаемые для приведения в действие сопла и конструкции реверсора.

Кроме того, предпочтительно разработать систему привода, уменьшающую ухудшение акустических характеристик указанного реверсора тяги.

Другой задачей является создание системы привода, в которой для осуществления реверсирования тяги можно обходиться без закрытия сопла. Кроме того, важно разработать систему привода, в которой обеспечено управление движениями приводов на этапах манипулирования регулируемым соплом и конструкцией реверсора.

Важной задачей является также ограничение массы реверсора тяги.

В качестве документа, раскрывающего наиболее близкий аналог заявленного изобретения, можно назвать публикацию заявки US 3814324.

Для решения указанных выше задач предлагается устройство для приведения в действие реверсора тяги с регулируемым соплом для гондолы турбореактивного двигателя и система привода этого реверсора, причем в состав реверсора тяги входит по меньшей мере один капот, линейно перемещаемый в направлении, по существу, параллельно продольной оси гондолы поочередно между закрытым положением, в котором он обеспечивает аэродинамическую непрерывность гондолы, и открытым положением, в котором он открывает в гондоле проход для отклоненного потока, причем указанный капот продолжен по меньшей мере одной секцией регулируемого сопла, содержащей по меньшей мере одну панель, установленную с возможностью поворота по меньшей мере в одно положение, при котором происходит изменение сечения сопла, при этом указанная система содержит приводные средства, обеспечивающие соответственно линейное и поворотное перемещение указанных капота и панели сопла, отличающееся тем, что приводные средства содержат по меньшей мере один простой линейный привод, соединенный с панелью, и тем, что имеются нижние по потоку средства фиксации сопла и капота, причем нижние по потоку средства фиксации обладают по меньшей мере двумя обратимыми состояниями, одно из которых представляет собой замкнутое состояние, в котором нижние по потоку средства фиксации могут фиксировать с капотом панель сопла в положении изменения выходного сечения сопла.

Конкретными вариантами осуществления изобретения предусмотрено, что приводная система может характеризоваться одним или несколькими из перечисленных ниже признаков, наличествующими по отдельности или в любых технически реализуемых комбинациях:

в режиме прямой тяги и на этапах изменения сечения сопла нижние по потоку средства фиксации находятся в разомкнутом состоянии, при этом в режиме обратной тяги они находятся в замкнутом состоянии, позволяя соплу перемещаться вместе с капотом относительно гондолы в направлении вниз по потоку;

система содержит также верхние по потоку средства фиксации, обладающие по меньшей мере двумя обратимыми состояниями, одно из которых представляет собой замкнутое состояние, в котором верхние по потоку средства фиксации удерживают капот в закрытом положении, закрепленным на стационарной конструкции гондолы;

в режиме прямой тяги и на этапах изменения сечения сопла верхние по потоку средства фиксации находятся в замкнутом состоянии, при этом в режиме обратной тяги верхние по потоку средства фиксации находятся в разомкнутом состоянии, позволяя капоту перемещаться относительно гондолы в направлении вниз по потоку;

приводные средства могут обеспечивать линейное перемещение капота и поворотное перемещение панели сопла в положение, при котором сечение сопла изменяется независимо от перемещения капота;

линейный привод содержит корпус, внутри которого находится шток, прикрепляемый к верхнему по потоку концу панели сопла;

нижние по потоку средства фиксации частично установлены на приводных средствах;

на штоке привода установлено захватывающее приспособление, напротив которого на капоте установлен зацепной элемент;

нижние по потоку средства фиксации частично установлены на панели сопла;

на верхнем по потоку конце панели установлено захватывающее приспособление, напротив которого на капоте установлен зацепной элемент;

система дополнительно содержит средства управления, предназначенные для управления приводными средствам, а также верхними и нижними по потоку средствами фиксации;

средства управления содержат электрическую систему, установленную на стационарной конструкции гондолы и перемещающую к нижним по потоку средствам фиксации систему вращательной передачи.

Кроме того, объектом изобретения является гондола двухконтурного турбореактивного двигателя, снабженная вышеописанным устройством.

Другие аспекты, задачи и преимущества предложенного изобретения подробно описаны ниже на примере не носящих ограничительного характера предпочтительных вариантов его осуществления, рассмотренных со ссылками на сопроводительные чертежи, на которых:

фиг. 1 - схематическое изображение продольного разреза реверсора тяги в соответствии с первым вариантом осуществления изобретения, в положении увеличенного сечения сопла; фиг. 2, 3- изображения реверсора тяги с фиг. 1, верхние по потоку средства фиксации которого между капотом и стационарной конструкцией гондолы находятся соответственно в замкнутом и разомкнутом состоянии; фиг. 4 - изображение реверсора тяги с фиг. 1 в положении реверсирования тяги; фиг. 5-7 - схематические изображения продольного разреза реверсора тяги в соответствии со вторым вариантом осуществления изобретения, в положении крейсерского полета, в положении увеличенного сечения сопла и в положении обратной тяги; фиг. 8-10 - схематические изображения продольного разреза реверсора тяги соответственно с фиг. 5-7, иллюстрирующие систему управления нижними по потоку средствами фиксации реверсора в положении крейсерского полета, в положении увеличенного сечения сопла и в положении обратной тяги.

Гондола образует, по существу, трубчатый корпус для вмещения двухконтурного турбореактивного двигателя и предназначена для направления воздушных потоков, создаваемых лопастями вентилятора, то есть потока горячего воздуха, проходящего через камеру сгорания, и потока холодного воздуха, циркулирующего снаружи от турбореактивного двигателя. Гондола содержит верхнюю по потоку секцию, образующую воздухозаборник, среднюю секцию, охватывающую вентилятор турбореактивного двигателя, и нижнюю по потоку секцию, охватывающую сам турбореактивный двигатель.

На фиг.1 показана часть средней секции и нижняя по потоку секция, обозначенные в целом номерами позиций соответственно 1 и 10.

В состав нижней по потоку секции 10 входит наружная конструкция 11, содержащая реверсор 20 тяги, и внутренняя конструкция 12 обтекателя двигателя, совместно с наружной конструкцией 11 задающая границы тракта 13, в котором происходит циркуляция холодного потока в представленном здесь случае двухконтурного турбореактивного двигателя.

Кроме того, нижняя по потоку секция 10 содержит переднюю раму 14, подвижный капот 30 с наружным обтекателем 31 и внутренним обтекателем 32, а также секцию реактивного сопла 40.

Капот 30 предназначен для перемещения, по существу, вдоль гондолы между закрытым положением, в котором внутренний обтекатель 32 входит в контакт с передней рамой 14, а наружный обтекатель 31 входит в контакт со средней секцией 1, обеспечивая аэродинамическую непрерывность внешних линий нижней по потоку секции 10, и открытым положением, в котором он открывает в гондоле проход и обнажает отклоняющие средства 50.

Капот 30 позволяет выйти наружу по меньшей мере части вторичного потока турбореактивного двигателя, которая переориентируется отклоняющими решетками 51 к передней части гондолы, в результате чего создается обратная тяга, способствующая торможению летательного аппарата.

Перемещение капота 30 осуществляется посредством хорошо известной специалистам системы типа «ползун-направляющая» (не показана).

Для увеличения части вторичного потока, проходящей через решетки 51, внутренний обтекатель 32 капота 30 снабжен группой распределенных по его окружности створок 33 реверса, один конец каждой из которых поворачивается вокруг шарнирной оси при перемещении капота 30 между убранным положением, в котором створка 33 перекрывает проем, обеспечивая аэродинамическую непрерывность тракта 13, и развернутым положением, в котором при реверсировании тяги она по меньшей мере частично перегораживает тракт 13, отклоняя тем самым холодный поток в направлении решеток 51.

Секция реактивного сопла 40, расположенная ниже по потоку в продолжении сдвижного капота 30, содержит набор подвижных панелей 41, поворотно установленных на нижнем по потоку конце подвижного капота 30 и распределенных по краю реактивного сопла 40.

Каждая панель 41 может поворачиваться по меньшей мере в одно положение, при котором изменяется сечение сопла 40, в частности, в положение, соответствующее увеличению сечения сопла.

Как вариант, каждую панель 41 можно выполнить таким образом, чтобы она могла также поворачиваться по меньшей мере в одно положение, при котором сечение сопла 40 уменьшается.

Каждая панель 41 закреплена на подвижном капоте 30 посредством поворотных осей, расположенных вдоль оси, перпендикулярной продольной оси гондолы с внутренним обтекателем 32 подвижного капота 30 и указанной подвижной панелью 41.

При этом предусмотрены приводные средства 60, позволяющие привести капот 30 в линейное движение и повернуть панель 41 сопла 40 в положение, при котором сечение сопла 40 изменяется независимо от перемещения капота 30.

Приводные средства 60 содержат меньшей мере один простой линейный привод 61 электрического, гидравлического или пневматического типа.

Привод 61 можно разместить между двумя линиями соединения отклоняющих решеток 51.

Привод 61 позволяет перемещать капот 30 относительно гондолы вверх или вниз по потоку и поворачивать панели 41 сопла 40 на этапах изменения сечения сопла 40.

Преимущество состоит в выполнении им двух функций: управления выходным сечением сопла 40 и управления реверсированием тяги во взаимодействии с описанными ниже средствами фиксации.

В частности, привод 61 содержит цилиндрический корпус 611, внутри которого находится шток 612.

Верхний по потоку конец корпуса 611 можно прикрепить к передней раме 12, соединив нижний по потоку конец штока 612 с верхним по потоку концом панели 41 напрямую монтажным элементом 613 с отверстием, обеспечивающим возможность поворота панели 41 сопла 40.

Как вариант, нижний по потоку конец штока 612 можно соединить с верхним по потоку концом панели 41 посредством приводных средств типа приводных штанг в нижней по потоку части их конструкции, с шарнирным соединением на поперечной приводной оси конструкции.

Кроме того, как показано на фиг.1, система привода снабжена системой двойной фиксации.

Во-первых, система содержит верхние по потоку средства 70 фиксации, обладающие по меньшей мере двумя обратимыми состояниями, одно из которых представляет собой замкнутое состояние, в котором верхние по потоку средства 70 фиксации удерживают капот 30 в закрытом положении, закрепленным на стационарной конструкции гондолы.

Во-вторых, она содержит нижние по потоку средства 80 фиксации, обладающие по меньшей мере двумя обратимыми состояниями, одно из которых представляет собой замкнутое состояние, в котором обеспечена фиксация сопла 40 с капотом 30.

Указанные средства 70, 80 фиксации образованы взаимодействующими элементами, закрепленными на соответствующих закрепляемых частях, и представляют собой известные и широко используемые замковые устройства типа защелок или стопоров, поэтому их составные элементы здесь отдельно не рассмотрены.

Что касается верхних по потоку средств 70 фиксации, на стационарной конструкции, предпочтительно на передней раме 14, установлен зацепной элемент 71, взаимодействующий с установленным напротив, на верхнем по потоку конце капота 30, ответным элементом в виде, например, захватывающего приспособления 72.

Верхние по потоку средства 70 фиксации находятся в замкнутом состоянии (см. фиг.1) на этапах прямой тяги, в частности на этапе крейсерского полета и на этапах изменения сечения сопла 40, и в разомкнутом состоянии (см. фиг.4) на этапах реверсирования тяги, позволяя капоту 30 перемещаться относительно гондолы в направлении вниз по потоку.

При этом во время открывания сопла 40 и на этапах прямой тяги летательного аппарата стационарная конструкция 14 и капот 30 удерживаются вместе как одно целое.

Как вариант, верхние по потоку средства 70 фиксации могут также обеспечивать фиксацию створок 30 реверса тяги на этапе крейсерского полета.

Нижние по потоку средства 80 фиксации предназначены для использования только одного линейного привода 61 одностороннего действия, вместо силовых цилиндров двойного действия или сдвоенных силовых цилиндров, для перемещения капота 30 и сопла 40, а также для непосредственного обеспечения перехода из положения изменения сечения сопла 40 в положение реверсирования тяги.

Таким образом, они могут находиться в замкнутом состоянии, в котором они позволяют зафиксировать сопло 40 с подвижным капотом в положении изменения сечения сопла 40, в частности в положении увеличенного сечения сопла 40 с фиг.2, так чтобы перейти из положения изменения сечения сопла 40 в положение реверсирования тяги капота 30.

Как показано на фиг.1-4, нижние по потоку средства 80 фиксации находятся в разомкнутом состоянии на этапах прямой тяги, в частности на этапе крейсерского полета и на этапах изменения сечения сопла 40, и в замкнутом состоянии (см. фиг.4) на этапах реверсирования тяги, позволяя соплу 40 перемещаться вместе с капотом 30 относительно гондолы в направлении вниз по потоку.

Согласно первому варианту (см. фиг.5-7), нижние по потоку средства 80 фиксации закреплены относительно конструкции панели 41 сопла 40 в области нижнего по потоку конца решеток 51 или задней рамы решеток, если таковая имеется.

Поэтому их функционирование зависит от положения панели 41 сопла 40.

В частности, они содержат захватывающее приспособление 81, установленное на верхнем по потоку конце панели 41, напротив зацепного элемента 82, установленного на внутреннем обтекателе 32 капота 30, при нахождении панели 41 в положении открытого сечения сопла 40.

Дополняющие друг друга средства 81, 82 выполнены с возможностью взаимодействия, то есть замыкания при расположении сопла 40 в соответствии с этапом изменения сечения сопла 40 с фиг.5-6.

Согласно второму варианту осуществления (фиг.1-4), нижние по потоку средства 80 фиксации установлены на конструкции привода 60.

Поэтому их функционирование зависит от действий привода 61, в частности - от положения штока 612 привода 61.

По меньшей мере на одной из сторон шток 612 снабжен выступающим захватывающим приспособлением 81, установленным напротив зацепного элемента 82, установленного на внутреннем обтекателе 32 капота 30 с тем, чтобы обеспечить взаимодействие и замыкание при нахождении панели 41 сопла 40 в положении, соответствующем открытому сечению сопла (см. фиг.2-3).

Зацепной элемент 82 можно расположить на одной из сторон штока 612 или сбоку от штока 612.

Если же панели 41 приводятся в действие с использованием системы опосредованного привода, например силового цилиндра для привода по меньшей мере двух панелей 41, нижние по потоку средства 80 фиксации могут быть установлены либо так, как описано выше, либо на промежуточном элементе для привода панелей 41, например на приводных штангах, или на самой конструкции одной из панелей 41.

Еще одним вариантом осуществления изобретения предусмотрены средства фиксации (не показаны), предназначенные для фиксации панелей 41 сопла 40 на этапе крейсерского полета летательного аппарата.

Преимуществом предложенного технического решения является возможность реверсировать тягу и управлять изменением сечения сопла 40 посредством привода 60 одностороннего действия, сохраняя при этом сопло 40 в положении открытого сечения перед переходом к этапу реверсирования тяги. Это позволяет обойтись без возвращения сопла 40 в номинально закрытое положение перед реверсированием тяги.

Как результат, предотвращено ухудшение акустических характеристик реверсора 20 и оптимизировано время для осуществления реверсирования тяги.

Кроме того, в реверсоре 20 предлагается использовать приводную систему с приводом 61 одностороннего действия, который является более простым и надежным по сравнению с приводной системой двойного действия или даже со сдвоенной приводной системой, что позволяет держать под контролем массу всего реверсора 20.

При этом использование привода одностороннего действия позволяет при регулировке изменения сечения сопла 40 приводить сдвижной капот 30 и подвижные панели 41 в действие посредством их собственной кинематической схемы. Как результат, появляется возможность ограничить небольшими значениями или даже свести к нулю перемещения капота 30 на этапах поворота панели 41 в положение, обеспечивающее увеличение или уменьшение сечения реактивного сопла 40.

Кроме того, рассматриваемая система привода снабжена блоком управления, предназначенным для управления верхними по потоку и нижними по потоку средствами 70, 80 фиксации и приводом 61 согласно заданной последовательности, что позволяет руководить всеми операциями, относящимися к замыканию/размыканию и приведению в действие.

Он предназначен для независимого запуска поворота панелей сопла 40 и перемещения капота 30.

В качестве альтернативы, можно предусмотреть независимые блоки управления для верхних по потоку средств 70 фиксации, нижних по потоку средств 80 фиксации и привода 61.

В первом альтернативном варианте нижние по потоку средства 80 фиксации связаны с электрическими средствами управления либо постоянного напряжения посредством прямой связи (проводное соединение или механический контакт), либо переменного напряжения посредством системы отсоединения.

Во втором альтернативном варианте нижние по потоку средства 80 фиксации связаны с механическими средствами 90 управления.

Как показано на фиг. 8-10, в состав системы привода входит установленная на передней раме 14 электрическая система 91, перемещающая систему 92 вращательной передачи к фиксирующей детали 83 зацепного элемента 82 нижних по потоку средств 80 фиксации, расположенных ниже по потоку от капота 30.

Нижняя по потоку часть системы 92 вращательной передачи может крепиться на конструкции решеток 51 или задней раме решеток 51.

На этапах прямой тяги и регулировки сечения сопла 40 (фиг. 8-9) система 92 вращательной передачи состыкована с фиксирующей деталью 83, которую можно механическим образом приводить в действие.

На этапе же реверсирования тяги (фиг. 10) система 92 вращательной передачи отсоединена от фиксирующей детали 83, что предотвращает возможность приведения ее в действие.

Обе схемы отсоединения надежно предотвращают размыкание в ходе манипулирования панелями сопла 40 и капотом 30 при осуществлении реверсирования тяги.

Для обоих вариантов нижних по потоку средств 80 фиксации прямая тяга, регулировка сечения сопла и реверсирование выполняются реверсором 20 тяги следующим образом.

На этапе прямой тяги, в частности на этапе крейсерского полета летательного аппарата (фиг. 5), створки 33 реверса тяги находятся в убранном положении, при этом капот 30 находится в закрытом положении, в котором обеспечена аэродинамическая непрерывность со средней секцией 1.

Верхние по потоку средства 70 фиксации находятся в замкнутом состоянии, фиксируя тем самым капот 30 на стационарной конструкции 14 гондолы.

Нижние по потоку средства 80 фиксации находятся в разомкнутом состоянии между капотом 30 и соплом 40, при этом привод 61 занимает положение, при котором обеспечено выполнение этапа крейсерского полета летательного аппарата.

На этапе изменения сечения сопла 40, в частности увеличения сечения сопла 40 (фиг.1 и 6), капот 30 находится в закрытом положении, перекрывая собой отклоняющие решетки 51, при этом створки 33 реверса находятся в убранном положении.

Капот 30 не был перемещен, и верхние по потоку средства 70 фиксации находятся в замкнутом состоянии.

Привод 61, в частности шток 612, приведен в действие и убран в направлении верхней по потоку части гондолы, обеспечив поворот подвижной панели 41 сопла 40 от ее поворотной оси 42 в направлении наружу от тракта 13 и увеличив тем самым сечение сопла 40.

На этом этапе нижние по потоку средства 80 фиксации находятся, соответственно, в разомкнутом состоянии.

Регулировка сечения в зависимости от выпускаемого потока позволяет оптимизировать развиваемую мощность и повысить эффективность, например удельный расход.

Как показано на фиг.2 и 6, при подаче команды на реверсирование тяги происходит, за счет нижних по потоку средств 80 фиксации, фиксация сопла 40 с капотом 30 в положении увеличения сечения сопла 40, с образованием ниже по потоку цельной конструкции.

Как показано на фиг.3, верхние по потоку средства 70 фиксации переходят в разомкнутое состояние, в результате чего капот 30 отсоединяется от стационарной конструкции 14.

Как показано на фиг.4 и 7, после отсоединения и прикрепления капота 30 к соплу 40, шток 612 привода 61 смещается, передавая движение соплу 40, прикрепленному к капоту 30, тем самым перемещая капот 30 в направлении вниз по потоку.

Линейное перемещение капота 30 в направлении вниз по потоку относительно гондолы на длину, по существу, равную длине отклоняющих решеток 51, приводит к тому, что створки 33 реверса тяги поворачиваются вокруг своей оси поворота внутрь тракта 13, занимая положение, в котором они в полной мере выполняют функцию реверсирования тяги, перегораживая тракт 13 и заставляя воздух переориентироваться на прохождение через отклоняющие решетки 51.

Кроме того, как показано, в частности, на фиг.1 и 5, реверсор 20 тяги снабжен также верхними по потоку средствами 100 уплотнения между трактом 13 циркуляции холодного потока и пространством снаружи гондолы, установленными под отклоняющими решетками 51.

Предпочтительно закрепить указанные средства 100 уплотнения на капоте 30.

В их состав входит уплотнительное кольцо 101, предпочтительно закрепленное на внутреннем обтекателе 32 капота 30 в контакте с передней рамой 14.

Таким образом на этапах прямой тяги обеспечена герметичность контакта между стационарной конструкцией устройства 20 и подвижным капотом 30.

Кроме того, реверсор 20 тяги снабжен нижними по потоку средствами 110 уплотнения между трактом 13 циркуляции холодного потока и пространством снаружи гондолы, установленными между капотом 30 и верхним по потоку концом панелей 41 сопла 40.

Указанные средства 110 уплотнения содержат уплотнительное кольцо 111, закрепленное на нижнем по потоку конце внутреннего обтекателя 32 подвижного капота 30 в контакте с отводом на внутренней поверхности панели 41, с обеспечением таким образом герметичности сопряжения капота 30 и панелей 41.

Как вариант, нижние по потоку средства 110 уплотнения можно закрепить на самой подвижной панели 41.

Разумеется, что изобретение не ограничено описанными выше примерными вариантами осуществления приводной системы и охватывает все возможные модификации системы.

1. Устройство для приведения в действие реверсора тяги с регулируемым соплом для гондолы турбореактивного двигателя, содержащее реверсор (20) тяги и систему привода указанного реверсора (20) тяги, причем в состав указанного реверсора (20) тяги входит по меньшей мере один капот (30), линейно перемещаемый в направлении, по существу, параллельно продольной оси гондолы поочередно между закрытым положением, в котором он обеспечивает аэродинамическую непрерывность гондолы, и открытым положением, в котором он открывает в гондоле проход для отклоненного потока, причем указанный капот (30) продолжен по меньшей мере одной секцией регулируемого сопла (40), содержащей по меньшей мере одну панель (41), установленную с возможностью поворота по меньшей мере в одно положение, при котором происходит изменение сечения сопла, при этом указанная система содержит приводные средства (60), обеспечивающие соответственно линейное и поворотное перемещение указанных капота (30) и панели (41) сопла (40), при этом устройство отличается тем, что приводные средства (60) содержат по меньшей мере один простой линейный привод (61), соединенный с панелью (41), и тем, что имеются нижние по потоку средства (80) фиксации сопла (40) и капота (30), причем нижние по потоку средства (80) фиксации обладают по меньшей мере двумя обратимыми состояниями, одно из которых представляет собой замкнутое состояние, в котором нижние по потоку средства (80) фиксации могут фиксировать с капотом (30) панель (41) сопла (40) в положении изменения выходного сечения сопла.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в режиме прямой тяги и на этапах изменения сечения сопла (40) нижние по потоку средства (80) фиксации находятся в разомкнутом состоянии, при этом в режиме обратной тяги нижние по потоку средства (80) находятся в замкнутом состоянии, позволяя соплу (40) перемещаться вместе с капотом (30) относительно гондолы в направлении вниз по потоку.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно содержит также верхние по потоку средства (70) фиксации, обладающие по меньшей мере двумя обратимыми состояниями, одно из которых представляет собой замкнутое состояние, в котором верхние по потоку средства (70) фиксации удерживают капот (30) в закрытом положении, закрепленным на стационарной конструкции гондолы.

4. Устройство по любому из пп. 1-3, отличающееся тем, что в режиме прямой тяги и на этапах изменения сечения сопла (40) верхние по потоку средства (70) фиксации находятся в замкнутом состоянии, при этом в режиме обратной тяги верхние по потоку средства (70) фиксации находятся в разомкнутом состоянии, позволяя капоту (30) перемещаться относительно гондолы в направлении вниз по потоку.

5. Устройство по любому из пп. 1-3, отличающееся тем, что приводные средства (60) выполнены с возможностью обеспечивать линейное перемещение капота (30) и поворотное перемещение панели (41) сопла (40) в положение, при котором сечение сопла (40) изменяется независимо от перемещения капота (30).

6. Устройство по п. 5, отличающееся тем, что линейный привод (61) приводных средств (60) содержит корпус, внутри которого находится шток (612), прикрепляемый к верхнему по потоку концу панели (41) сопла (40).

7. Устройство по любому из пп. 1-3, 6, отличающееся тем, что нижние по потоку средства (80) фиксации частично установлены на приводных средствах (60).

8. Устройство по п. 6, отличающееся тем, что на штоке (612) привода (61) установлено захватывающее приспособление, напротив которого на капоте (30) установлен зацепной элемент.

9. Устройство по любому из пп. 1-3, 6, отличающееся тем, что нижние по потоку средства (80) фиксации частично установлены на панели (41) сопла (40).

10. Устройство по п. 9, отличающееся тем, что на верхнем по потоку конце панели установлено захватывающее приспособление, напротив которого на капоте (30) установлен зацепной элемент.

11. Устройство по любому из пп. 1-3, 6, 8, 10, отличающееся тем, что дополнительно содержит средства управления, предназначенные для управления приводными средствами (60), а также верхними по потоку средствами (70) фиксации и нижними по потоку средствами (80) фиксации.

12. Устройство по п. 11, отличающееся тем, что средства управления содержат электрическую систему (91), установленную на стационарной конструкции гондолы и перемещающую к нижним по потоку средствам (80) фиксации систему (92) вращательной передачи.

13. Гондола двухконтурного турбореактивного двигателя, снабженная устройством по любому из пп. 1-12.



 

Похожие патенты:

Решетчатый реверсор тяги для гондолы самолетного двухконтурного турбореактивного двигателя содержит переднюю раму, имеющую группу решеток, капот, створки и силовые цилиндры.

Реверсор тяги гондолы турбореактивного двигателя содержит отклоняющие средства, подвижный капот и внутреннюю панель. Подвижный капот выполнен с возможностью поступательного перемещения вдоль гондолы из закрытого положения, в котором он обеспечивает аэродинамическую непрерывность гондолы и перекрывает отклоняющие средства, в открытое положение, в котором он освобождает в гондоле канал и открывает отклоняющие средства.

Изобретение относится к авиастроению, в частности к моделированию корпусов реактивных двигателей, устанавливаемых под крылом летательных аппаратов гражданского назначения, преимущественно, самолетов с прямым, стреловидным и треугольным крылом.

Сопло холодного потока двухконтурного турбореактивного двигателя содержит кольцевой элемент кожуха и реверсор тяги. Кольцевой элемент кожуха выполнен с возможностью осевого перемещения между втянутым положением для работы двигателя на прямой тяге и выдвинутым положением.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям мотогондол и реверсивных устройств двухконтурных турбореактивных двигателей. Гондола летательного аппарата содержит опорную конструкцию (100, 110, 200, 300, 400, 500), снабженную устройством реверса тяги, имеющим несущую раму (45, 201, 301, 401, 501), выполненную из композитного материала.

Реверсор тяги гондолы турбореактивного двигателя содержит наружный капот и переднюю раму. Наружный капот выполнен с возможностью перемещения между положением закрытия реверсора тяги и положением реверса тяги.

Передняя рама для реверсора тяги, имеющего отклоняющие решетки и устанавливаемого в гондоле летательного аппарата, выполнена с возможностью крепления к отклоняющим решеткам и содержит цельный основной элемент, вторичный элемент и поперечные ребра жесткости.

Устройство реверса тяги гондолы турбореактивного двигателя содержит средство отклонения воздушного потока, капот, сдвигаемый параллельно продольной оси гондолы, по меньшей мере одну заслонку, одним концом поворотно установленную на капоте, а также систему привода заслонки.

Реверсор тяги гондолы турбореактивного двигателя содержит отклоняющие средства и подвижный капот, включающий по меньшей мере одну створку, установленную на подвижном капоте с возможностью поворота.

Реверсор тяги гондолы двухконтурного турбореактивного двигателя содержит неподвижную конструкцию, отклоняющие средства, подвижный капот и реверсивные заслонки.

Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя содержит корпус, шарнирно прикрепленные к нему дозвуковые и внешние створки, соединенные со сверхзвуковыми створками, а также привод створок и механизм синхронизации.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло содержит расположенные в окружном направлении внешние и внутренние поворотные створки с установленными между ними внешними и внутренними проставками.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит поворотные створки и систему управления створками, включающую управляемые рычаги, соединенные с исполнительными механизмами, и следящие рычаги, кинематически связанные с управляемыми.

Изобретение относится к изогнутому шатуну. Изогнутый шатун (31) соединяет первый и второй узлы, которые выполнены подвижными относительно друг друга и через которые в ограничиваемом ими пространстве циркулирует поток, и снабжен по меньшей мере одним первым и одним вторым центрами вращения (35, 38), выполненными таким образом, чтобы обеспечить поворот шатуна (31) соответственно относительно указанных первого и второго узлов.

Гондола двухконтурного турбореактивного двигателя включает устройство реверса тяги, содержащее подвижный капот, установленный с возможностью смещения параллельно оси гондолы.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. .

Изобретение относится к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД). .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД). .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. .

Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя относится к авиационному двигателестроению. Регулируемое сверхзвуковое сопло содержит корпус, шарнирно прикрепленные к нему дозвуковые и внешние створки, соединенные со сверхзвуковыми створками. На внешних створках установлены пневмоцилиндры с подсоединенными к ним пневмоподводами. Каждый пневмоподвод выполнен в виде центральной трубки, размещенной вдоль продольной оси внешней створки, и снабжен пневмоперебросом, прикрепленным к корпусу сопла. Каждый пневмоподвод снабжен тройником, прикрепленным к внутренней поверхности внешней створки, полость которого сообщена с центральной и двумя дополнительными трубками, соединенными со штоковыми полостями смежных пневмоцилиндров. Трубки выполнены с криволинейными участками. Изобретение позволяет уменьшить термические напряжения, возникающие в элементах пневмоподвода и его соединениях со смежными узлами во время работы двигателя, а также уменьшить массу сопла. 4 ил.
Наверх