Способ реабилитации больных детским церебральным параличом в виде спастической диплегии



Способ реабилитации больных детским церебральным параличом в виде спастической диплегии
Способ реабилитации больных детским церебральным параличом в виде спастической диплегии

 

A61H1/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2571528:

Дорошева Татьяна Геннадьевна (RU)
Власов Андрей Юрьевич (RU)
Рогов Артем Валерьевич (RU)
Коршунов Сергей Дмитриевич (RU)
Барабаш Роман Зотович (UA)
Пашков Вячеслав Константинович (RU)
Нечаева Елена Иннокентьевна (RU)
Левицкий Евгений Федорович (RU)

Изобретение относится к медицине, реабилитологии и может быть использовано для реабилитации больных детским церебральным параличом (ДЦП) в виде спастической диплегии. При этом после проведения теплолечения, общего и дифференцированного массажа ребенка помещают в тренажер, представляющий систему эластичных тяг с поддерживающим подмышечным хватом, и выполняют комплекс упражнений в три этапа: вводный в течение 4-6 мин, основной в течение 17-20 мин и заключительный в течение 3-5 мин. При этом осуществляют комплекс пассивно-активных упражнений, включая дыхательные, упражнения на координацию, на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, упражнения на сгибание и разгибание верхних и нижних конечностей, согласно формуле изобретения. Способ обеспечивает наиболее глубокое воздействие на весь костно-мышечный аппарат ребенка, устойчивый реабилитационный эффект без использования сложных вспомогательных технических средств, снижение риска осложнений лечения, возможность реабилитации даже в инвалидной коляске и лежа, не имеет возрастных ограничений. 1 ил., 2 пр., 4 табл.

 

Изобретение относится к медицине, реабилитологии и может быть использовано для реабилитации больных детским церебральным параличом (ЦРБ) в виде спастической диплегии.

Детские церебральные параличи (ДЦП) относятся к числу довольно распространенных заболеваний, приводящих к ограничению жизнедеятельности и существенно снижающих качество жизни детей [1, 2, 3, 4]. Реабилитация у детей с ДЦП в форме спастической диплегии - комплексная. В течение многих лет как отечественными, так и зарубежными исследователями были предложены различные средства физической реабилитации инвалидов с церебральными параличами, большинство из которых построено по принципу онтогенетической последовательности упражнений, то есть в последовательности, соответствующей развитию движений ребенка от рождения до момента обретения навыка ходьбы [5, 6, 7]. Однако рассмотренные методики физической реабилитации инвалидов с ДЦП позволяют достичь лишь временной коррекции двигательных нарушений и часто не приводят к достижению стабильных результатов [8]. Одной из наиболее сложных проблем является разработка методов коррекции двигательной активности для больных ДЦП со спастической диплегией, так как методы и средства физического развития детей с ограниченными возможностями основываются на специфике заболевания и исходного состояния организма больного [10, 11, 12]. Установлено, что двигательные нарушения успешно лечатся движением. Поэтому при ДЦП хорошо зарекомендовали себя занятия лечебной физкультурой (ЛФК) с применением специальных тренажеров. Хорошим эффектом обладают гидрокинезиотерапия, верховая езда, но они небезопасны. Рекомендуемые в методической литературе комплексы ЛФК для больных ДЦП со спастическими формами выполняются в основном в исходном положении лежа или сидя [13, 14]. Они подбираются часто без учета выраженности двигательных и социальных ограничений, психоэмоционального настроя детей, что значительно увеличивает сроки реабилитации [15, 16]. Отсутствие способности поддерживать вертикальную позу больных ДЦП со спастической диплегией нарушает формирование естественных статокинетических рефлексов и развитие движений ребенка на самых ранних стадиях развития [17]. Нарушения опорно-двигательного аппарата в большинстве своем проявляются в снижении работоспособности верхних конечностей, опорной функции нижних конечностей, ограничении статокинетических возможностей позвоночника, что резко ограничивает бытовые возможности ребенка и затрудняет его социальную адаптацию. Особую проблему составляет трудность целенаправленного развития двигательных возможностей у больных с опорно-двигательными нарушениями, естественное развитие которых замедлено. Недостаточная физическая реабилитация приводит к усугублению порочных установок, возникновению контрактур и деформаций. Движение у детей является одной из основных физиологических составляющих, нормального формирования и развития организма. Снижение двигательной активности приводит к нарушению функций всех органов и систем организма. Коррекция таких нарушений может осуществляться различными средствами.

Наиболее доступным и эффективным является способ реабилитации с применением комплекса специальных физических упражнений [18].

Анализ доступных источников литературы показал, что в основном реабилитацию проводят с помощью вспомогательных технических средств, таких как нагрузочные (костюмы «Адель», «Гравистат», «Космонавт»). На практике использование данных костюмов оказалось затруднительным вследствие большого временного интервала при их надевании и снятии. В среднем он составлял 30-35 минут. Ребенок с ДЦП утомлялся, так и не приступив к занятиям, у него возникали эмоционально-волевые расстройства, которые в дальнейшем не позволяли использовать данный вид воздействия. Поэтому применялся тренажер Гросса, представляющий собой специализированный костюм, снабженный эластичными тягами. Инструктор помещал ребенка в этот костюм и проводил тренировку, регулируя нагрузку опытным путем.

Недостатками известного способа явились:

1. Воздействие нагрузки на неподготовленный косно-мышечный аппарат ребенка, без учета его мышечного напряжения;

2. Преобладание фрагментарного характера нагрузки;

3. Возникновение болезненных ощущений в местах соприкосновения с костюмом в связи с неадекватностью нагрузки и усилением гипертонуса мышц;

4. Трудоемкость использования костюма, обусловленная сложностью и длительностью его надевания.

5. Возрастные ограничения тренажера Гросса (до 8 летнего возраста) затрудняют его применение у детей младшего школьного возраста (7-12 лет) и старшего школьного возраста (12-18 лет).

Известен способ, разработанный К. Бобат (1967) [19]. Известный способ показал себя недостаточно эффективным в связи с неудовлетворительным состоянием мышц грудной клетки. Не достигались оптимальные синергии между мышцами шеи, которые позволяли удерживать голову в максимально приближенном к физиологическому состоянию положении. Незначительно снижался тонус больших грудных мышц, в результате которого затруднялось разведение плеч. Снижался тонус пояснично-подвздошных мышц и прямых мышц бедра. Недостаточно тренировались большие ягодичные мышцы, которые у больных с ДЦП гипотоничны, гипотрофичны (в то время как основная функция ягодичных мышц - вертикализация опорно-двигательного аппарата). Используемое положение недостаточно стимулировало взаимоотношение между ЦНС и ПНС. Возможность нахождения ребенка с ДЦП в данном положении в малой мере стимулировало незрелый вестибулярный аппарат.

Новая техническая задача - повышение эффективности, за счет возможности более глубокого воздействия на весь косно-мышечный аппарата ребенка, получение устойчивого реабилитационного эффекта без применения сложных вспомогательных технических средств при упрощении способа, снижение осложнений.

Для решения поставленной задачи в способе реабилитации больных детским церебральным параличом (ЦРБ) в виде спастической диплегии, заключающемся в воздействии на костно-мышечный аппарат, после теплолечения и процедуры общего и дифференцированного массажа ребенка помещают в тренажер, представляющий систему эластичных тяг с поддерживающим подмышечным хватом и выполняют комплекс упражнений в три этапа, включающих: вводную в течение 4-6 мин, основную в течение 17-20 мин и заключительную части в течение 3-5 мин, причем во вводной части занятия начинают в исходном положении (И.П.) сидя, выполняют наклоны головой вперед-назад, по 6-8 раз, 2-3 подхода, темп медленный, следя за тем, чтобы ребенок не дергал головой, все движения должны быть плавными, далее, И.П. сидя, выполняют наклоны головой вправо-влево, по 6-8 раз, 2-3 подхода, темп медленный, затем выполняют сжимание-разжимание пальцев рук в кулаки, по 10-12 раз, 2-3 подхода, темп средний, в И.П. сидя, кисти на бедрах, далее выполняют сжимание-разжимание пальцев рук в кулаки с одновременным сгибанием-разгибанием в локтевых суставах, по 10-12 раз, 2-3 подхода, темп медленный, дыхание произвольное, после при вдохе - поднимают руки вверх, при выдохе - вернуться в И.П., по 4-6 раз, 2-3 подхода, темп средний, следующее И.П. сидя, кисти к плечам, осуществляют круговые вращения плечевых суставов вперед, затем назад, по 6-8 раз в каждую сторону, 2-3 подхода, темп средний, следя за тем, чтобы движение выполнялось с максимально возможной амплитудой, переходя в И.П. лежа на спине, руки вдоль тела, выполняя поочередный подъем прямых ног, по 6-8 раз, 2-3 подхода, темп медленный, следя за тем, чтобы нога не сгибалась в колене, И.П. то же, выполняют сгибание ноги в колене, скользя по полу поочередно пяткой каждой ноги, по 6-8 раз, 2-3 подхода, темп медленный, следя за тем, чтобы пятка не отрывалась от пола, затем проводят одновременное скольжение обеими пятками, сгибая ноги, по 6-8 раз, 2-3 подхода, темп медленный, при этом обе пятки не отрывать от пола, далее в И.П. располагают манжеты в подмышечных впадинах в проекции трехглавых мышц и кистями удерживают ремни для исключения сползания манжет, стопы фиксированы в одной точке, проводя раскачивание тазом вперед назад, 10-15 раз, 3-4 подхода в каждом упражнении, при этом, исключая болезненные ощущения с помощью сгибания в коленях, в медленном темпе, затем проводят раскачивание тазом влево-вправо, 10-15 раз, 3-4 подхода в каждом упражнении, далее осуществляют сгибание в тазобедренном суставе с опорой на стопы с перемещением 10-15 раз, 3-4 подхода в каждом упражнении, инструктор при этом контролирует опору на пятку, затем сгибают ноги в коленных и тазобедренных суставах одновременно - приседание, темп медленный, 5-15 раз, 3-4 подхода в каждом упражнении, после поочередно поднимают правую и левую ногу, согнутую в коленях, темп медленный, 10-15 раз, при сведении ног инструктор страхует от травм внутренние поверхности голеней ребенка, далее выполняют разведение ног в стороны, 5-10 раз, 3-4 подхода в каждом упражнении, далее выполняют круговое движение тазом, темп медленный, 3-7 минут, в заключительной части И.П. сидя, руки на поясе вдох-наклон корпуса вперед, выдох - вернуться в И.П. 6-8 раз, темп медленный, следить за тем, чтобы спина была ровной, далее, И.П. то же, выполняют вдох - наклон корпуса в сторону, выдох - И.П., затем вдох - наклон в другую сторону, выдох - И.П., по 6-8 раз в каждую сторону, темп медленный, И.П. то же, на счет «раз» - кисти к плечам, «два» - руки вверх, «три» - к плечам, «четыре» - на пояс, дыхание произвольное, 6-8 раз, темп средний, следить за координацией движений, И.П. лежа на спине, руки вдоль тела, поднять руки вверх - вдох, опустить вдоль тела - выдох, 4-6 раз, темп медленный, следить за совмещением фаз дыхания и движения рук, затем И.П. то же, кисти на животе, вдох - надуть живот, выдох - втянуть, повторить 4-6 раз, темп медленный, на выдохе кисти помогают брюшной стенке двигаться вниз, И.П. лежа на животе, руки вдоль тела.

Способ осуществляют следующим образом.

Предлагаемый способ рекомендуется больным ДЦП с легкой, средней и тяжелой степенью тяжести в возрасте от 3 до 12 лет. Противопоказаниями для назначения комплекса реабилитации с включением занятий на созданных и усовершенствованных тренажерах являются:

- эпилепсия, стойкое снижение порога судорожной активности на ЭЭГ;

- патология поведения и эмоционально-волевые расстройства;

- пороки сердца различной этиологии

- выраженный гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Комплекс реабилитационного лечения с включением занятий с использованием тренажера

1. Занятия ЛФК с использованием авторских тренажеров целесообразно проводить после теплолечения и процедуры массажа.

2. Тренажерную реабилитацию с использованием тренажера А.В. Рогова проводят в условиях реабилитационных центров, лечебно-профилактических учреждений. Способ реабилитации детей с ДЦП в виде спастической диплегии состоит из вводной части (4-7 минут), основной части (17-20 минут), заключительной части (3-5 минут). В вводной части занятия, исходное положение (И.П.) сидя, проводят наклоны головой вперед-назад, по 6-8 раз, 2-3 подхода, темп медленный, следя за тем, чтобы ребенок не дергал головой, все движения должны быть плавными, далее, И.П. сидя, проводят наклоны головой вправо-влево, по 6-8 раз, 2-3 подхода, темп медленный, затем на основном этапе выполняют сжимание-разжимание пальцев рук в кулаки, по 10-12 раз, 2-3 подхода, темп средний в И.П. сидя, кисти на бедрах, далее выполняют сжимание-разжимание пальцев рук в кулаки с одновременным сгибанием-разгибанием в локтевых суставах, по 10-12 раз, 2-3 подхода, темп медленный, дыхание произвольное, после при вдохе - поднимают руки вверх, при выдохе - вернуться в И.П., по 4-6 раз, 2-3 подхода, темп средний, следующее И.П. сидя, кисти к плечам, осуществляют круговые вращения плечевых суставов вперед, затем назад, по 6-8 раз в каждую сторону, 2-3 подхода, темп средний, следя за тем, чтобы движение выполнялось с максимально возможной амплитудой, переходя в И.П. лежа на спине, руки вдоль тела, выполняя поочередный подъем прямых ног, по 6-8 раз, 2-3 подхода, темп медленный, следя за тем, чтобы нога не сгибалась в колене, И.П. то же, выполнить сгибание ноги в колене, скользя по полу поочередно пяткой каждой ноги, по 6-8 раз, 2-3 подхода, темп медленный, следя за тем, чтобы пятка не отрывалась от пола, затем проводят одновременное скольжение обеими пятками, сгибая ноги, по 6-8 раз, 2-3 подхода, темп медленный, при этом обе пятки не отрывать от пола, далее в И.П. располагаем манжеты в подмышечных впадинах в проекции трехглавых мышц и кистями удерживаем ремни для исключения сползания манжет, стопы фиксированы в одной точке, проводя раскачивание тазом вперед назад, 10-15 раз, 3-4 подхода в каждом упражнении при этом, исключая болезненные ощущения с помощью сгибания в коленях, при медленном темпе, затем проводят раскачивание тазом влево-вправо, 10-15 раз, 3-4 подхода в каждом упражнении, далее осуществляют сгибание в тазобедренном суставе с опорой на стопы с перемещением 10-15 раз, 3-4 подхода в каждом упражнении, инструктор при этом контролирует опору на пятку, затем сгибаем ноги в коленных и тазобедренных суставах одновременно (приседание), темп медленный, 5-15 раз, 3-4 подхода в каждом упражнении, после поочередно поднимаем правую и левую ногу, согнутую в коленях, темп медленный, 10-15 раз, при сведении ног инструктор страхует от травм внутренние поверхности голеней ребенка, далее выполняем разведение ног в стороны, 5-10 раз, 3-4 подхода в каждом упражнении, далее выполняют круговое движение тазом, темп медленный, 3-7 минут, в заключительной части И.П. сидя, руки на поясе, вдох - наклон корпуса вперед, выдох - вернуться в И.П., 6-8 раз, темп медленный, следить за тем, чтобы спина была ровной, И.П. то же, выполняют вдох - наклон корпуса в сторону, выдох - И.П., затем вдох - наклон в другую сторону, выдох - И.П., по 6-8 раз в каждую сторону, темп медленный, И.П. то же, на счет раз - кисти к плечам, два - руки вверх, три - к плечам, четыре - на пояс, дыхание произвольное, 6-8 раз, темп средний, следить за координацией движений, И.П. лежа на спине, руки вдоль тела, поднять руки вверх - вдох, опустить вдоль тела - выдох, 4-6 раз, темп медленный, следить за совмещением фаз дыхания и движения рук, затем И.П. то же, кисти на животе, вдох - надуть живот, выдох - втянуть, повторить 4-6 раз, темп медленный, на выдохе кисти помогают брюшной стенке двигаться вниз, И.П. лежа на животе, руки вдоль тела.

Реабилитацию больных с ДЦП со спастической диплегией целесообразно осуществлять непрерывно. Занятия ЛФК с использованием тренажеров простой конструкции, например тренажера, желательно проводить между курсовой реабилитацией на дому.

В настоящее время существует множество тренажеров для коррекции двигательных нарушений для детей с ДЦП, но ни один не обеспечивает оптимальную амплитуду движения. Ведь дети приходят на курс реабилитации в разном возрасте, с разной степенью двигательной активности, спастичности, разной степенью интеллекта. Существующие методы реабилитации в основном локальные и не дают воздействия на весь организм. Созданный комплекс занятий на авторском тренажере дополняет существующие методики и позволяют расширять диапазон терапевтического воздействия. В каждом конкретном случае возможен широкий спектр воздействия как на глубокие, так и на поверхностные мышцы костно-мышечной системы. Чаще всего спастичность у ребенка с ДЦП возникает из за чрезмерного тонуса глубоких мышц, что не противоречит данным Семеновой К.А. [21]. Поверхностные мышцы находятся в патологической связи с глубокими. Для разрешения данной патологии требуется воздействие на глубокие мышцы.

Используемый тренажер представляет собой эластичные опоры, которые вертикализируют ребенка с ДЦП. Он дает возможность использовать кардиотренажеры (беговая дорожка, велотренажер) неходячему ребенку, развивает силовые качества. Занятия можно проводить из любого положения (лежа на спине, сидя в инвалидной коляске, стоя с мягкой опорой). Отсутствие жестких частей в опорных элементах значительно расширяет диапазон возможных упражнений лечебной физкультуры у больных ДЦП в форме спастической диплегии. Вспомогательные технические средства, такие как, например, используемый для реализации способа тренажер, можно применять для занятий ЛФК и в домашних условиях.

Предлагаемый способ основан на анализе результатов клинических наблюдений. Проведено обследование и реабилитация больных ДЦП со спастической диплегией. Они были разделены на 2 группы: 1-я (основная) группа - 35 детей, получали базовую терапию в виде физиолечения (тепловые процедуры в виде парафино-озокеритовых аппликаций температурой 45-48°C, на спастичные мышцы нижних и верхних конечностей, время воздействия 10-15-20 минут ежедневно, 10 процедур, общего массажа с дифференцированными приемами, учитывающими тонус мышц, ежедневно, до 10 процедур на курс. Больным к базовой терапии были добавлены занятия ЛФК с развитием навыков вертикализации с использованием созданного и усовершенствованного тренажера в виде эластичных опор, который позволял изменять двигательные ограничения у больных ДЦП. Занятия проводились в зале лечебной физкультуры 5 раз в неделю в первой половине дня, в течение 15-30 минут, на курс до 20 процедур. 2-я группа (сравнения) - 35 детей, получали базовую терапию (тепловые процедуры, массаж). Применялись занятия ЛФК с развитием навыков вертикализации с использованием стандартных неусовершенствованных тренажеров, которые позволяли изменить двигательные ограничения у больных ДЦП. Занятия проводились в зале лечебной физкультуры 5 раз в неделю в первой половине дня, в течение 15-30 минут, на курс до 20 процедур.

Комплекс упражнений для больных ДЦП со спастической диплегией состоял из разминки, основной и заключительной части. На разминку идет 4-6 мин, на основную часть 17-20 мин, на заключительную 3-5 мин. Кроме того, необходимо учитывать, что в разминке упражнения готовят нервно-мышечный аппарат к основной части, где нагрузка намного больше исходя из характеристики упражнений и их дозировки (несмотря на их количество). Заключительная часть служит периодом восстановления после основной нагрузочной части занятия.

Для оценки функциональных возможностей нижних конечностей применялись следующие тесты:

- «удержания равновесия» Тест проводился детям с нарушением функций равновесия на двух ногах или на одной ноге. При ДЦП нет дифференцированного координированного тонического напряжения мышц. При нередуцированном симметричном шейно-тоническом рефлексе стопа принимает положение эквино-варуса - возникает опора на дистальный отдел стопы. При патологической активности лабиринто-тонического рефлекса формируется тройное сгибание во всех суставах ноги. В причинах нарушения функций равновесия при ДЦП также имеют место нарушения вестибулярной системы. Для проведения теста ребенку предлагалось удержать равновесие в вертикальном положении на двух ногах. По команде «готов» больной отпускал опору. Тест на удержание равновесия на одной ноге проводился следующим образом: ребенку предлагалось удержать равновесие в вертикальном положении на правой, левой ноге поочередно. Испытуемый стоял на двух ногах, затем по команде «готов» поднимал левую ногу, учитывалось время удержания равновесия, затем аналогично - правую. Отсчет времени производился по секундомеру, который заканчивался в момент потери им равновесия, что выражалось в перемещении ног, схождении с места, касании опоры.

Н.А. Бернштейн выделяет общие качественные и геометрические харатеристики нормальной ходьбы: симметричность, ритмичность, постоянная длина и продолжительность шага. По Семеновой К.А. (1999) длина шага - это расстояние, на которое выносится маховая нога во время шага. Это расстояние измеряется в сантиметрах от большого пальца опорной ноги до пятки маховой ноги при выполнении этой ногой переднего толчка и установки пятки на опору.

- длина шага (расстояние от большого пальца опорной ноги до пятки в сантиметрах).

Учитывая неравномерность скорости ходьбы у детей, особенно с нарушением координации при ДЦП, измерение длины шага у них проводили на разлинованной электрической беговой дорожке с определенно заданной скоростью 0,8 км/час с опорой руками за поручни в течение 1 минуты интервальным методом. Для расчета принимались 20 последних шагов, т.к. в первый период ребенок адаптировался к ходьбе на тренажере. Видиокамера для регистрации шагов устанавливалась на расстоянии 65 см от дорожки. Полученные данные длины шага у детей сравнивались с нормативными показателями, отклонения от них вычислялись в процентах от искомых данных. Результаты измерения длины шага у детей в основной и группе сравнения до и после курса занятий ЛФК.

- «скорость ходьбы» Регистрировалось количество шагов на одном месте за 1 минуту. Увеличение скорости ходьбы, т.е. количества шагов на одном месте за одну минуту. Увеличение скорости ходьбы, т.е. количества шагов, совершаемых за определенный период времени, до и после применяемого лечения, дает представление об его эффективности.

- «количество приседаний (полуприседаний)». Учитывалось количество приседаний за 1 минуту. Здоровый ребенок старше 7 лет делает 25 глубоких приседаний за 1 минуту, табл.1.

Положительной динамикой тестов для нижних конечностей считалось увеличение длины шага; времени удержания равновесия; количества приседаний. Предлагаемый ряд тестов дает возможность дополнительной оценки степени и особенности двигательных нарушений.

Вестибулярная функция больных ДЦП и опороспособность стоп оценивались проведением теста на удержание равновесия табл.1 до лечения и после него, Фиг.1, таблица 4.

При оценке результатов теста у больных основной группы выявлено увеличение длительности удержания равновесия с 30,4±3,7 до 123,7±8,2 секунд (P<0,05). В контрольной группе также наблюдалась положительная динамика функционального теста на равновесие. Длительность удержания равновесия увеличилась с 30,2±3,8 до 98,4±7,6 (P<0,05). Оценивая временной интервал, установлено достоверное увеличение показателя в основной группе к последнему занятию на 25,7% с группой сравнения.

Измерения длины шага показали эффективность проводимой терапии в сравниваемых группах. Динамика шага определялась у больных с 3-м уровнем тяжести клинических проявлений. До терапии шаг был значительно укороченным у больных ДЦП со спастической диплегией в связи с эквино-варусной установкой стопы. У большинства обследуемых детей отмечались колебательные, раскачивающиеся движения тела, отсутствовали содружественные движения рук, которые помогали координировать движения больного ДЦП со спастической диплегией. Результаты изменения длины и скорости шага до и после реабилитации представлены в таблице 2.

До реабилитации средняя длина шага у больных ДЦП составляла 14,9±0,3. Увеличение длины шага плавно нарастало в процессе реабилитации и достигло максимума к 20 дню. В основной группе результат после курса восстановительного лечения составил 20,6±0,3, в группе сравнения 18,1±0,3. Анализ таблицы 2 показал, что длина шага увеличилась на 5,9±0,2 в основной группе (P<0,05), в группе сравнения на 3,0±0,1 (P<0,05). Количество шагов за одну минуту до реабилитации было 27,7±0,4 в основной и группе сравнения. После курса реабилитации в основной группе зарегестрировано увеличение на 9 шагов за 1 минуту (P<0,05), в группе сравнения на 2 шага. После восстановительного лечения количество приседаний увеличилось в основной группе на 2, а в группе сравнения на 1. Увеличение длины и скорости шага у больных в основной группе позволило уменьшить дискоординаторные проявления. У пациентов походка стала устойчивее, меньше стало раскачивающих движений.

Эффективность применяемого способа оценили по увеличению объема активных и пассивных движений, через 20 занятий табл.1. Увеличился объем движений в голеностопных суставах в основной группе у 42,8% детей, в группе сравнения 37,1% детей. Опора на полную стопу зафиксирована у 11,4% детей основной и у 8,5% детей группы сравнения. Разгибание голени диагносцировалось у 20,0% детей основной и у 8,5% детей группы сравнения. Улучшилась походка в основной группе у 48,6% детей, в группе сравнения у 34,2%. Увеличился объем движений в лучезапястных, локтевых суставах у 11,4% детей основной и у 8,5% группы сравнения. Произошло улучшение мелкой моторики у 17,2% детей основной и у 14,3% группы сравнения. Через месяц после проведенного лечения улучшились в большей степени показатели психо-эмоцианального состояния детей основной группы. Так, до лечения в основной группе в контакт не вступало 51,4% детей, табл.3.

Примечание: X2 - показатель соответствия Пирсона

P - статистическая значимость показателей в основной группе и группе сравнения после лечения

Чуть меньше (48,6%) детей вступали в контакт в соответствии с возрастным уровнем. Более половины детей (60%) были активными, остальные пассивными. Существенных различий по категориям деятельный и инертный, бодрый и вялый не выявлено. Более половины (57,1%) детей работали с удовольствием, остальные - из подчинения. Работоспособность была снижена приблизительно у 37,2% детей, достаточная у 62,8% детей. В группе сравнения до лечения в контакт не вступало 57,2% детей, в соответствии с возрастной нормой - 42,9%. Одинаково часто дети были активными и пассивными, работали с удовольствием и из подчинения, работоспособность была снижена и достаточная. Почти 63% детей оставались инертными, другие - деятельными. Только 20% детей были вялыми, а 80% - бодрыми (табл.2).

После терапии зафиксированы следующие показатели: по категории - ребенок инертен уменьшение показателя в 2,7 раза, ребенок работает из подчинения - в 2,1 раза. По категории - ребенок деятелен улучшение показателя в 1,8 раза, работоспособность снижена - уменьшение показателя в 1,6 раза. В группе сравнения отмечено снижение показателей в таких категориях, как: ребенок вялый, ребенок инертен, работоспособность снижена (в 3,5, 1,7 и 4 раза соответственно).

Пример 1. Больная А. 5,5 лет, Диагноз: ДЦП, спастическая диплегия, нарушение осанки; нейросенсорная потеря слуха, расстройство артикуляции вследствие потери слуха (ЗПР, ОНР - 1 уровня).

Анамнестические данные: ребенок от 3 беременности, протекавшей с угрозой выкидыша во 2-й половине. Возраст матери - 22 года, работала кондуктором. Роды первые, при сроке 39-40 недель, в головном предлежании, с массой 2200 г, оценка по шкале Апгар - 7 баллов, зарегистрирована асфиксия в родах. К груди приложен на 3 сутки, грудь не брал. В периоде новорожденности отмечался тремор конечностей. На учет взят в 9 месяцев с диагнозом: перинатальное поражение ЦНС, спастическая диплегия.

Заключение специалистов:

Психиатр - умственная отсталость средней степени тяжести;

Психолог - недоразвитие основных психических процессов;

Психо-неврологический статус: состояние по поражению ЦНС средней степени тяжести. Сознание ясное, в контакт вступает, заторможена, свой дефект полностью не оценивает, критика снижена. Интерес к работе не проявляет, задания не выполняет, внимание неустойчивое, память кратковременная, сюжеты не воспроизводит, восприятие величины, формы, цвета, размеров отсутствует.

Голова обычной формы, окружность головы - 51 см. Со строны 12 пар черепно-мозговых нервов дизартрия. Тонус во всех группах мышц высокий по спастичному типу, D=S. Тугоподвижность в тазобедренных суставах, ограничение объема движений в этих суставах, затруднено разведение бедер. Руками манипулирует, тянется к игрушкам. Плоско-вальгусная установка стоп. Опора на носочки, с перекрестом ног. Сила мышц снижена. Сухожильные рефлексы с рук, с ног высокие, с расширенной рефлексогенной зоной, D=S. Ребенок ходит самостоятельно спастико-париетической походкой с сильным фронто-сагиттальным раскачиванием. У девочки удержание равновесия составляло 46 секунд, длина шага 15,3 см, количество шагов за минуту 29. При поступлении: ∠сгибания т/б сустава с согнутой правой, левой ногой 64°, 66° соответственно; ∠сгибания т/б сустава с прямой правой, левой ногой 44°, 48° соответственно; ∠сгибания коленного правого, левого сустава 122°, 124°; ∠г/c правой, левой ноги 110°, 115°

При первичной оценки ограничений жизнедеятельности ребенка была установлена 3 степень ограничения (неспособность) к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обучению, неспособность к игровой деятельности к ориентации и общению. Она контролировала свое поведение не полностью (2 степень ограничения).

УЗИ органов брюшной полости - перегиб желчного пузыря. ЭЭГ - умеренные общемозговые изменения с дисфункцией подкорковых структур. Период адаптации в РЦ проходил достаточно сложно. Ребенок часто болел простудными заболеваниями. Прерывались курсы восстановительного лечения (ЛФК, массаж, физиолечение). Проведенный курс реабилитации: 1) медикаментозная терапия (кортексин, танакан), 2) ЛФК индивидуально с использованием тренажеров занятиями ЛФК согласно предлагаемому способу с использованием тренажера (Пат. №89402); 4) общий массаж с композицией на основе рыжикового масла №10 (Пат. №2302854); 4) физиотерапия (парафиновые аппликации на нижние конечности №10, 6) психолого-логопедическая коррекция с артикуляционным массажем №25.

Состояние пациента стабилизировалось после первого курса реабилитации (4 недели). После двух курсов лечения (через 6 месяцев от начала терапии) появилась способность к самообслуживанию, передвижению с использованием вспомогательных средств и других лиц (2 степень ограничения). Она стала обучаться в условиях РЦ по специальной программе (1 степень ограничения). Игровая деятельность улучшилась (1 степень ограничения). Исчезла дезориентация (2 степень ограничения). Способность к общению улучшилась (1 степень ограничения). Девочка стала контролировать свое поведение (2 степень ограничения). Перед выпиской: У девочки удержание равновесия составляло 97 секунд, длина шага 19,3 см, количество шагов за минуту 36; ∠сгибания т/б сустава с согнутой правой, левой ногой 76°, 77° соответственно; ∠сгибания т/б сустава с прямой правой, левой ногой 49°, 52° соответственно; ∠сгибания коленного правого, левого сустава 137°, 139°; ∠г/c правой, левой ноги увеличился на 14°, 16°. Появилась преемственность в реабилитационных мероприятиях. Быстрее стал появляться эффект от проводимого лечения.

После курса реабилитации ребенок стал увереннее ходить, у него уменьшилось фронто-сагиттальное раскачивание.

Пример 2. Для иллюстрации эффективности терапии приводим выписку из истории болезни. Больной Ф. 10 лет, Диагноз: ДЦП, спастическая диплегия, конечная резидуальная стадия; внутренняя симметричная гидроцефалия; врожденная аномалия развития почек (левосторонний гидронефроз); врожденная деформация бедра (врожденный вывих левого бедра, подвывих правого). Вальгусная деформация обеих стоп.

При поступлении ребенка в Центр его состояние оценивалось как средне-тяжелое за счет выраженности стато-динамических и психо-эмоциональных нарушений. Анамнестические данные: мальчик от 2 беременности, возраст матери 23 года. Во время беременности был гестоз в 1-й половине, анемия, нервные стрессы. Роды преждевременные, при сроке 32 недели, масса при рождении 1450 г. Родился в головном предлежании, закричал сразу, акушерские пособия не применялись. Состояние ребенка было тяжелое, на 10 сутки переведен на 2-й этап выхаживания, где находился в течение 2 месяцев. Формула развития: 1 год - 2,5 года - 0, т.е. в год ребенок стал удерживать голову, в 2,5 года стал сидеть и на момент оценки состояния не ходит. В 2 года взят на учет с диагнозом: ДЦП, спастическая диплегия. Регулярное лечение не получал.

Психо-неврологический статус: Сознание ясное, реакция не всегда адекватная, вступает в контакт не всегда, интерес к занятиям присутствует, продуктивность при выполнении задания средняя. Темп в работе средний. Внимание устойчивое. Память долговременная, отмечается точность воспроизведения. Восприятие величины, размеров, формы, цветов присутствует. Интеллект сохранный. Речевое развитие по возрасту, активный словарь достаточный. Речь в норме.

Голова округлой формы, окружность головы - 51,5 см. Со стороны 12 пар черепно-мозговых нервов патологии не выявлено. Отмечается умеренный гипертонус мышц по спастическому типу в руках D>S, в ногах выраженный гипертонус D=S. Объем движений ограничен в локтевом суставе D, в лучезапястном D, в тазобедренных, коленных, голеностопных суставах. Отмечается тугоподвижность в тазобедренных, правом локтевом, лучезапястном суставах, контрактуры в коленных суставах. Сухожильные рефлексы высокие, с расширением рефлексогенных зон с ног D=S, с рук - оживлены D=S. Отмечается гипотрофия мышц нижних конечностей по всей длине, выраженнее в дистальных отделах, D=S. В позе Ромберга не устойчив, т.к. самостоятельно не стоит, пальце-носовая проба удовлетворительная.

При поступлении: у мальчика удержание равновесия составляло 52 секунды, длина шага 16,3 см, количество шагов за минуту 31; ∠сгибания т/б сустава с согнутой правой, левой ногой 62°, 61° сооветственно; ∠сгибания т/б сустава с прямой правой, левой ногой 43°, 45° сооветственно; ∠сгибания коленного правого, левого сустава 121°, 120°, ∠тыльного сгибания правой, левой ноги 125°, 23°.

Результаты дополнительных исследований и заключения специалистов:

УЗИ органов брюшной полости: реактивные изменения поджелудочной железы, 2-х сторонний пиелонефрит.

Окулист: на глазном дне - вены расширены, артерии значительно извиты, сужены.

Первоначальное восприятие физиотерапевтических процедур, массажа, лечебной гимнастики было резко негативное. Период привыкания к лечебно-восстановительным мероприятиям был достаточно длительным. Двигательные навыки формировались сложно вследствие выраженного болевого синдрома и наличия контрактур, ограничивающих его жизнедеятельность.

За время посещения ребенок получил курсовое лечение:

1) массаж общий, дифференцированный;

2) индивидуальный комплекс лечебной гимнастики согласно формуле изобретения с использованием тренажера [20].

При проведении процедур лечебной гимнастики учитывалась степень ограничения движений, применялся комплекс пассивно-активных упражнений. Интенсивность и продолжительность занятия определялась индивидуальными особенностями ребенка. При проведении процедур учитывались выявленные потенциальные возможности, соблюдались дидактические принципы: доступности, систематичности, от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Для решения поставленных задач был применен предлагаемый способ согласно формуле изобретения. Перед проведением комплекса лечебной гимнастики применяли общий и дифференцированный массаж с преобладанием расслабляющих приемов. Обоснованием его служили данные академика И.П. Павлова: пассивное воспроизведение определенного движения посылает импульс в те кинестетические клетки коры, раздражение которых активно вызывает это движение [64]. Раздражению определенных кинестетических клеток в коре соответствует определенное движение. Рационально проведенный массаж влиял на мышечный тонус ребенка, понижая его. Массаж проводился в помещении с Т=22 градуса по Цельсию в одни и те же часы, через 60 минут после еды. Курс состоял из 15 процедур. План массажа: Исходное положение - лежа на животе с валиком под голеностопами - массаж спины, паравертебральных областей, задней поверхности ног. Исходное положение - лежа на спине с валиком под коленями - массаж передней поверхности ног, живота, груди, рук. Приемы массажа: поверхностное и глубокое поглаживание, пиление, пересекание, выжимание, сдвигание. Чередование приемов.

После проведенного курса лечения отмечается улучшение психо-эмоциональной сферы ребенка. Кроме того, отмечалась положительная динамика двигательных навыков. Мальчик научился самостоятельно поворачиваться и переворачиваться со спины на живот и обратно. Начал осваивать ползание по-пластунски. Использование вспомогательных технических средств - тренажера с эластичным тягами для вертикализации, позволяло ребенку продолжать этапную физическую реабилитацию на качественно новом уровне.

Перед выпиской: у мальчика удержание равновесия составляло 112 секунды, длина шага 19,7 см, количество шагов за минуту 35; ∠сгибания т/б сустава с согнутой правой, левой ногой 73°, 76° соответственно; ∠сгибания т/б сустава с прямой правой, левой ногой 50°, 53° соответственно; ∠сгибания коленного правого, левого сустава 137°, 139°; ∠тыльного сгибания правой, левой ноги 117°, 119°. Через 6 месяцев состояние в динамике улучшилось. Увеличилась сила мышц, мышечный тонус снизился, увеличилось разведение бедер с согнутыми ногами на 11 см, колени стали выпрямляться, улучшилась манипулятивная функция рук.

Учитывая положительную динамику в состоянии здоровья ребенка, родителям рекомендовано ежедневное посещение зала лечебной физкультуры и повторное ежеквартальное комплексное лечение.

Достоинства предлагаемого способа:

1. Удобство и быстрота в использовании, его компактность

2. Безопасность

3. Возможность применения в домашних условиях (этапность, непрерывность реабилитации)

4. Ребенок проводит большую часть занятия в условиях вертикальной позы.

5. Тренирует вестибулярный аппарат

6. Снижает двигательные ограничения

7. Позволяет заниматься в инвалидной коляске или в положении лежа

8. Нет возрастных ограничений

9. Облегчает работу реабилитологу.

Комплексная терапия, с использованием тренажера, позволяет улучшать качество жизни больных ДЦП в виде спастической диплегии. В результате применения методики у детей с ДЦП в виде спастической диплегии увеличивается подвижность в суставах; снижается патологический тонус мышц; приобретаются навыки прямостояния. У ребенка снижаются двигательные и социальные ограничения, выравнивается психоэмоциональный статус.

Список источников информации

1 Буклекбаева Ш.А. Разработка и оценка эффективности реабилитационных мероприятий при различных формах детского церебрального паралича.: автореф. дис.…докт. мед. наук / Ш.А. Буклекбаева. - Республика Казахстан, Алматы, 2010, - 39 с.

2. Бруйков А.А. Влияние фиксационного массажа с онтогенетической гимнастикой на функциональные резервы организма детей с детским церебральным параличом: автореф. дис.… канд. мед. наук / А.А. Бруйков. - М., 2012. - 24 с.

3. Штеренгерц А.Е. Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей. - К.: Здоровья, 1989. - 187 с.

4. Gifford R., August P. and G., Cunningham. Working Group Report on High Blood Pressure in Pregnancy. 2000.

5. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / под общей редакцией Н.А. Гросс. - М.: Сов. Спорт, 2005. - 235 с. ил.: (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).

6. Бортфельд С.А. Лечебная физическая культура и массаж при ДЦП / С.А. Бортфельд, Е.Н. Рогачева. Л.: Медицина, Ленингр. отделение, 1986. - 162 с.

7. Ганзина Н.В. Подвижные и спортивные игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с ДЦП / Н.В. Ганзина, Т.И. Губарева // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - вып.8. - С.175-186.

8. Гросс Н.А. Оптимизация физических нагрузок с учетом функционального состояния при двигательной реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: автореф. дис… канд. пед. наук / Гросс Н.А., М., 1999. - 24 с.

9. Гросс Ю.А. Применение тренажерных устройств в процессе реабилитационных занятий физическими упражнениями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: автореф. дис… канд. пед. наук / Гросс Ю.А., М., 1998. - 24 с.

10. Доценко В.И. Функциональная программируемая электростимуляция мышц - ее роль в современной нейрореабилитации детей и взрослых // Физиотерапевт. - М., 2008. - №2. - С.8-10.

11. Пузиков A.M. Способ лечения спастической диплегии // ЛФК и массаж. - М., 2006. - №7 (31). - С.51

12. Руголь Л.В. Медико-демографические аспекты реформирования здравоохранения / Л.В. Руголь // Здравоохранение Российской Федерации, 2010. №6. - С.7-11.

13. Дремова, Г.В. Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации инвалидов с ДЦП / Г.В. Дремова, Л. Соколов, В.И. Столяров // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып.8. - С.130-174.

14. www.cerebral-palsy.ru

15. Бондаренко Е.С., Шериторова Д.Ч., Танюхина Э.И. и др. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы: метод. рекомен. - Москва-Санкт-Петербург, 1998. - 536 с.

16. Лайшева О.А. Ремоделирование двигательного акта - способ системы регуляции движений / О.А. Лайшева [и др.] // ЛФК и массаж. - 2007. - № 2. - С.8-13.

17. Кахидзе А.С. Социальные потребности в методиках с использованием тренажеров для восстановления при ДЦП, парезах, после инсультов, / Кахидзе А.С. // Открытый мир: Науч.-практ. семинар по адапт. двигат. активности. - М., 1998, б. г. - С.42-44.

18. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / под общей редакцией Н.А. Гросс. - М.: Сов. Спорт, 2005. - 235 с. ил.: (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).

19. Bobath В., Bobath K. The problem of spastically in the treatment of patients with lesions of the upper motor neuron / B. Bobath, K. Bobath. Cerebral Palsy Centre, London, 1969. P. 459-464.

20. Пат. 89402 Российская Федерация, МПК A63B 23/035. Тренажер Рогова / А.В. Рогов, А.Ю. Власов. - №22009130204/22; заявл. 05.08.2009; опубл. 10.12.2009.27, бюл. №34.

21. Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальными поражением нервной системы и детским церебральным параличом - М.: Закон и порядок, 2007.

Приложение

Таблица 1. Увеличение объема активных и пассивных движений у больных ДЦП со спастической диплегией

Таблица 2. Показатели длины шага, скорости ходьбы и приседаний у больных ДЦП со спастической диплегией

*(Р<0,05) - достоверное различие в группах

- различия достоверны по сравнению со значением в основной группе W>1,96 по критерию Манна Уитни Вилкоксона

Таблица 3. Психо-эмоциональное состояние больных ДЦП со спастической диплегией

Примечание: X2 - показатель соответствия Пирсона

P - статистическая значимость показателей в основной группы и группы сравнения после лечения

Таблица 4. Динамика удержания равновесия у больных ДЦП до и после реабилитации (в секундах)

Примечание:

*Разница достоверна по сравнению с исходным значением (P<0,05);

# - различия достоверны по сравнению со значением в основной группе W>1,96 по критерию Манна Уитни Вилкоксона

Фиг. 1 - График оценки теста на удержание равновесия табл.1 до лечения и после него.

Таблица 1
Приобретенные навыки Основная группа (N=35) Группа сравнения (N=35) P≥
n % n %
Увеличение объема движений в тазобедренных суставах 13 37,1 12 34,2 0,9999
Увеличение объема движений в голеностопных суставах 15 42,8 13 37,1 0,8073
Опора на полную стопу 4 11,4 3 8,5 0,9999
Разгибание голени 7 20 3 8,5 0,3055
Улучшение походки 17 48,6 12 34,2 0,5772
Уменьшение напряжения в приводящих мышцах бедра 10 28,6 7 20,0 0,9999
Увеличение объема движений в лучезапястных, локтевых суставах 4 11,4 3 8,5 0,9999
Улучшение мелкой моторики рук 6 17,2 5 14,3 0,9999
Таблица 2
Параметр Основная группа до реабилитации n=30, М±m Основная группа после реабилитации n=30, М±m Коэф. достоверности р* Группа сравнения до реабилитации n=30, М±m Группа сравнения после реабилитации n=30, M±m Коэф. достоверности р*
Длина шага, см 14,7±0,3 20,6±0,3 <0,05 15,1±0,5 18,1±0,5 <0,05
Количество шагов в минуту 28,1±0,4 37,7±0,4 <0,05 27,4±0,5 29,2±0,5 <0,05
Приседаний за 1 минуту 6,3±0,2 8,2±0,2 <0,05 6,2±0,3 7,1±0,3 <0,05
Таблица 3
показатели Основная группа n=35 Группа сравнения n=35 X2 P
до лечения после лечения до лечения после лечения
Контакт:
а) не вступает 18 14 20 17 33,69 <0,05
б) в соответствии с возрастной нормой 17 21 15 18 38,90 <0,05
Ребенок:
а) активен 21 26 18 19 37,80 <0,05
б) пассивен 14 9 17 16 29,49 <0,05
Ребенок:
а) деятелен 16 28 13 22 45,63 <0,05
б) инертен 19 7 22 13 36,09 <0,05
Ребенок:
а) бодрый 17 21 28 33 77,04 <0,05
Б) вялый 18 14 7 2 13,59 <0,01
Ребенок работает:
а) с удовольствием 20 28 18 23 49,49 <0,05
б) из подчинения 15 7 17 12 23,3 <0,05
Работоспособность
а) снижена 13 8 17 12 19,83 <0,05
б) достаточная 22 27 18 23 58,03 <0,05

Способ реабилитации больных детским церебральным параличом (ЦРБ) в виде спастической диплегии, заключающийся в воздействии на костно-мышечный аппарат, отличающийся тем, что после проведения теплолечения, общего и дифференцированного массажа ребенка помещают в тренажер, представляющий систему эластичных тяг с поддерживающим подмышечным хватом, и выполняют комплекс упражнений в три этапа, включающих: вводный в течение 4-6 мин, основной в течение 17-20 мин и заключительный в течение 3-5 мин, причем на вводном этапе, в исходном положении (И.П.) сидя, проводят наклоны головой вперед-назад, по 6-8 раз, в течение 2-3 подходов, в медленном темпе, все движения выполняют плавно, далее, в исходном положении сидя, проводят наклоны головой вправо-влево, 6-8 раз, за 2-3 подхода, в медленном темпе, на основном этапе далее выполняют сжимание-разжимание пальцев рук в кулаки, по 10-12 раз, 2-3 подхода, темп средний, далее, в исходном положении сидя, кисти на бедрах, выполняют сжимание-разжимание пальцев рук в кулаки с одновременным сгибанием-разгибанием в локтевых суставах, по 10-12 раз, 2-3 подхода, темп медленный, дыхание произвольное, затем при вдохе - поднимают руки вверх, при выдохе - возвращаются в И.П., 4-6 раз, 2-3 подхода, темп средний, затем, в И.П. сидя, поднимают кисти к плечам и осуществляют круговые вращения плечевых суставов вперед, затем назад, по 6-8 раз в каждую сторону, 2-3 подхода, темп средний, причем, движение выполняют с максимально возможной амплитудой, далее, в И.П. лежа на спине, руки вдоль тела, выполняют поочередный подъем прямых ног, по 6-8 раз, за 2-3 подхода, темп медленный, причем нога не должна сгибаться в колене, далее, в том же И.П., выполняют сгибание ноги в колене, скользя по полу поочередно пяткой каждой ноги, 6-8 раз, 2-3 подхода, темп медленный, при этом следят, чтобы пятку не отрывали от пола, далее проводят одновременное скольжение обеими пятками, сгибая ноги, по 6-8 раз, 2-3 подхода, темп медленный, при этом обе пятки не отрывают от пола, далее в И.П. располагают манжеты тренажера в подмышечных впадинах в проекции трехглавых мышц и кистями удерживают ремни, стопы фиксируют в одной точке и проводят раскачивание тазом вперед назад, 10-15 раз, в течение 3-4 подходов, при этом сгибают ноги в коленях, в медленном темпе, далее проводят раскачивание тазом влево-вправо, 10-15 раз, 3-4 подхода, далее осуществляют сгибание в тазобедренном суставе с опорой на стопы с перемещением 10-15 раз, 3-4 подхода, в каждом упражнении инструктор контролирует опору на пятку, далее сгибают ноги в коленных и тазобедренных суставах одновременно, приседание, темп медленный, 5-15 раз, 3-4 подхода в каждом упражнении, далее поочередно поднимают правую и левую ногу, согнутую в коленях, темп медленный, 10-15 раз, при сведении ног инструктор страхует от травм внутренние поверхности голеней ребенка, далее выполняют разведение ног в стороны, 5-10 раз, 3-4 подхода в каждом упражнении, далее выполняют круговое движение тазом, темп медленный, 3-7 минут, после этого, в заключительной части в исходном положении сидя, руки на поясе, выполняют на вдохе - наклон корпуса вперед, на выдохе - возвращаются в И.П., 6-8 раз, темп медленный, следят за тем, чтобы спина была ровной, далее, в том же И.П., выполняют на вдохе - наклон корпуса в сторону, на выдохе - И.П., далее на вдохе - наклон в другую сторону, на выдохе - И.П., по 6-8 раз в каждую сторону, темп медленный, далее, И.П. то же, на счет «раз» - кисти к плечам, на счет «два» - руки вверх, счет «три» - к плечам, счет «четыре» - на пояс, дыхание произвольное, 6-8 раз, темп средний, следить за координацией движений, далее, И.П. лежа на спине, руки вдоль тела, поднимают руки на вдохе - вверх, опускают вдоль тела - выдох, 4-6 раз, темп медленный, следят за совмещением фаз дыхания и движения рук, далее, в том же И.П., кисти на животе, на вдохе - надувают живот, на выдохе - втягивают, повторяют 4-6 раз, темп медленный, на выдохе кисти помогают брюшной стенке двигаться вниз, И.П. лежа на животе, руки вдоль тела.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, физиотерапии и гинекологии. Способ включает тепловое и механическое воздействие на низ живота и пояснично-крестцовый отдел с учетом локализации и распространенности спаечного процесса в малом тазу, а также введение лекарственного раствора во влагалище.
Изобретение относится к медицине, методам массажа и может быть использовано для оздоровления организма человека, а также при лечении различных заболеваний в сочетании с приемами лечебного массажного воздействия, выбранными в соответствии с конкретной патологией.
Изобретение относится к медицине, косметологии, методам омоложения лица и шеи и включает массаж шеи и верхней части спины с расслаблением верхней порции трапециевидной мышцы, с последующей обработкой подовальной зоны с использованием «Сплит-приема»: берут ткани в глубокий захват обеими руками и сближают друг с другом на 3-5 сек, в течение которых растирают ткани друг о друга, выполняя движения от центра к периферии.

Изобретение относится к области медицинской техники и может быть применено при профилактике, предупреждении и лечении внутренних органов пациента частотно-резонансным и массажным воздействием на кожные покровы, мышцы, внутренние органы пациента и может быть использовано в кабинетах лечебного массажа и восстановительной терапии.
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и неонатологии. Поддерживают лактацию у женщины, для чего практикуют совместное пребывание матери и ребенка, регулярное сцеживание грудного молока в случае невозможности прикладывания ребенка к груди, осуществление контакта «кожа-к-коже».

Изобретение относится к медицине, немедикаментозному оздоровлению человека путем осуществления комплекса мероприятий, таких как: медитация, дыхательные упражнения, самомассаж и физические упражнения.
Группа изобретений включает перемещающийся массажер и способ осуществления массажа с его помощью, относится к медицине, в частности к массажу, и может быть использовано для проведения лечебно-оздоровительного воздействия на организм человека.

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано для профилактики рецидивов ринитов у детей дошкольного возраста. Проводят закаливание методом термотерапии в виде сауны с температурой +60…+70°С в течение 3-7 мин в зависимости от возраста ребенка и холодового воздействия на слизистую оболочку носа, путем проведения массажа слизистой оболочки носа ватным тампоном, смоченным холодной водой, круговыми движениями по и против часовой стрелки длительностью от 30 с, постепенно увеличивая время воздействия до 3 мин и вновь уменьшая до 30 с.

Группа изобретений относится к медицине, к лечебно-профилактическим средствам и может быть использована для самомассажа всех областей тела. Способ самомассажа заключается в разминающем воздействии на организм с помощью устройства, содержащего удлиненный корпус в форме трехгранной призмы со скругленными гранями, причем по меньшей мере одна из граней призмы выполнена с отличным от двух других радиусом скругления.

Изобретение относится к восстановительной медицине. Восстанавливают подвижность суставов конечностей после травм и операций путем выполнения ручного медицинского массажа, пассивных движений в суставе, в качестве которых дистальный сегмент конечности пассивно сгибают или разгибают в направлении, совпадающем с расположением мышечных волокон, от дистального отдела мышцы к ее проксимальному концу до появления боли, превышающей порог болевой чувствительности.

Изобретение относится к медицине, неврологии и может быть использовано при восстановлении церебральной гемодинамики у детей в резидуальном периоде натальной травмы шейного отдела позвоночника в виде подвывиха СII.

Изобретение относится к медицине, а именно к лечению хронической венозной недостаточности при варикозной болезни нижних конечностей в санаторно-курортных условиях.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в гастроэнтерологии и в физиотерапии при лечении сочетанных заболеваний желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, преимущественно у людей пожилого и старческого возраста.

Группа изобретений относится к спортивной медицине, реабилитации, физической культуре, методам тренировок и включает способ и систему обеспечения субъекта тренировочной программой, включающей в себя, по меньшей мере, первое и второе упражнения.

Изобретение относится к восстановительной медицине, адаптивной физической культуре, в частности к кинезотерапевтическим методикам лечения заболеваний детей с повреждением позвоночника и спинного мозга.
Изобретение относится к медицине, дерматологии, курортологии. Реабилитацию больных истинной экземой осуществляют путем комплексного воздействия бальнео-, климатоландшафто- (КЛТ), музыкотерапией, лечебной физкультурой (ЛФК).

Изобретение относится к реабилитационной робототехнике, а именно к адаптивным мобильным пространственным робототехническим системам, и может быть использовано для восстановительной реабилитации в спортивной и клинической медицине, при проведении лечебно-профилактических процедур в оздоровительных учреждениях различного профиля, а также для проведения автономных массажных манипуляционных воздействий на конечности для отдельных категорий профессий, требующих выполнения функциональных операций в условиях длительного пребывания в фиксированном положении или невесомости, например для летчиков и космонавтов, совершающих длительные беспосадочные полеты в условиях ограниченного пространства.

Изобретение относится к медицине, а именно к гинекологии и неврологии, и может быть использовано для лечения климактерического синдрома у женщин перименопаузального периода.
Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии, и касается лечения эссенциальной артериальной гипертензии на фоне ожирения. Для этого осуществляют комплексное лечение, включающее введение кандесартана 8 мг/сутки, амлодипина 5 мг/сутки, индапамида 2,5 мг/сутки и сибутрамина 10 мг/сутки в осчетании с ежедневной дозированной ходьбой на 1-2 км в течение 1 месяца с последующим увеличением дистанции до 3 км.

Изобретение относится к медицине, а именно к эндокринологии и терапии, и может быть использовано для повышения уровня витамина D у женщин с абдоминальным ожирением и высоким риском развития метаболического синдрома.

Изобретение относится к медицине и может использоваться при лечении болезней суставов и мышц. Задачей, которую решает изобретение, является создание установки, позволяющей пациенту продолжать лечение самостоятельно по указаниям врача. Для этого кинезитерапевтическая установка, содержащая потолочную конструкцию, на направляющих трубах которой подвешены траверсы, подвески под таз, ноги и голову, в траверсы жестко встроены тензодатчики, связанные с тросами, причем выходы тензодатчиков подключены к преобразователю, с помощью поворотного шарнира соединенного с траверсой. Технический результат достигается за счет понятной для пациента объективизации процесса лечения и подсказок преобразователя. 1 ил.
Наверх