Смазочное устройство зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде составной шестерни, состоящей из нескольких отдельных идентичных шестерен, жестко укрепленных на одной оси и разнесенных вдоль зубчатого венца смазываемого колеса. Из зубчатого венца каждой отдельной идентичной шестерни, по всей его окружности, с одинаковым шагом вырезан ряд зубьев. Количество вырезанных зубьев в каждом шаге для каждой отдельной идентичной шестерни равно количеству остальных отдельных идентичных шестерен. Для обеспечения, как минимум однопарного зацепления смазочного элемента, крепление отдельных идентичных шестерен на оси выполнено со смещением отдельных идентичных шестерен друг относительно друга в плоскости их вращения с обеспечением зацепления с вращающимся смазываемым колесом, как минимум, одного из зубьев одной из отдельных идентичных шестерен. Диаметр тела каждой отдельной идентичной шестерни уменьшен до минимума, а между окружностью этого тела и окружностью впадин зубьев расчетного профиля отдельной идентичной шестерни расположены радиально ориентированные связи между телом и основаниями зубьев с поперечным сечением, идентичным проекциям оснований зубьев на тело отдельной идентичной шестерни. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружено нижнее зубчатое колесо передачи - см., например, «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит.спец. техникумов. - М.: Высш.шк., 1984. - 336 с., ил.», стр.131, рис.8.1.

Недостаток данной конструкции состоит в том, что она способна обеспечить требуемое качество смазывания для одноступенчатой зубчатой передачи, или многоступенчатой, если нижние зубчатые колеса всех ступеней передачи погружены в масляную ванну; в противном случае - для быстроходной ступени многоступенчатой передачи - требуемое качество смазывания всех зубчатых колес всех ступеней передачи обеспечено не будет, т.к. они в масляную ванну не погружены.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства многоступенчатой зубчатой передачи с нижними колесами разного диаметра, из которых нижнее колесо одной ступени (тихоходной), большего диаметра, погружено в масляную ванну, а нижнее колесо другой ступени (быстроходной), меньшего диаметра, смазывается посредством вспомогательной смазочной шестерни, погруженной в масляную ванну и находящейся в зацеплении с расположенным над ней этим колесом - см. «Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш.шк., 1986. - 359 с.: ил.», стр.214, рис.12.33, а.

Недостаток прототипа состоит в том, что смазываемое дополнительной смазочной шестерней колесо, являясь элементом быстроходной ступени передачи, имеет большую скорость вращения; к тому же шестерня имеет, как правило, меньший диаметр, чем диаметр колеса; это ведет к большой окружной скорости вращения шестерни - еще большей, чем колеса; а большая скорость вращения шестерни способствует усиленному взбалтыванию зубьями шестерни смазочного материала, в который погружены эти зубья. Это способствует вспениванию смазочного материала, потере мощности передачи и усилению нагрева смазочного материала - что ухудшает процесс смазывания. Поэтому, для снижения этих негативных явлений, ширину зубчатого венца шестерни делают в 2-3 раза меньше, чем ширина венца смазываемого ею колеса; но при достаточно большой ширине венца колеса, ширина венца шестерни также достаточно велика, что делает взбалтывание смазочного материала значительным. Еще большее уменьшение ширины венца смазочной шестерни ухудшает процесс смазывания смазываемого ею колеса, т.к. при этом смазывание венца колеса происходит не по всей его ширине, а только его части, кроме того, при контактировании сопряженных поверхностей зубьев шестерни и колеса происходит расплющивание слоя смазочного материала, переносимого зубьями шестерни, что уменьшает толщину смазочного слоя, наносимого зубьями шестерни на зубья колеса, это проявляется тем больше, чем больше ширина венца шестерни.

Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазкоподающий элемент в виде шестерни, установленной в корпусе передачи, шестерня погружена в масляную ванну и находится в зацеплении с расположенным над ней смазываемым колесом быстроходной ступени передачи; причем шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных идентичных шестерен, жестко укрепленных на одной оси и разнесенных на оси вдоль ширины зубчатого венца колеса; из зубчатого венца каждой шестерни, по всей его окружности, с одинаковым шагом вырезан ряд зубьев; количество вырезанных зубьев в каждом шаге для каждой шестерни равно количеству остальных шестерен; а для обеспечения, как минимум однопарного зацепления смазочного элемента, крепление шестерен на оси выполнено со смещением шестерен друг относительно друга в плоскости их вращения с обеспечением зацепления со смазываемым колесом - при его вращении - как минимум, одного из зубьев одной из шестерен; диаметр тела каждой шестерни уменьшен до минимума, а между окружностью этого тела и окружностью впадин зубьев расчетного профиля шестерни расположены радиально ориентированные связи между телом и основаниями зубьев, с поперечным сечением, идентичным проекциям оснований зубьев на тело шестерни.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: фрагмент зубчатой передачи со смазочным устройством - фиг. 1, отдельная смазанная шестерня (вид с торца) - фиг. 2, та же шестерня (в разрезе, вид сбоку) - фиг. 3.

На чертежах показаны: отдельные смазочные шестерни 1, зубчатый венец шестерни с зубьями 2, ось 3, масляная ванна 4, верхний уровень 5 масляной ванны, корпус 6 зубчатой передачи, зубчатый венец 7 смазываемого колеса 8, оси 9 вырезанных зубьев шестерни, окружность 10 вершин зубчатого венца шестерни, окружность 11 впадин зубчатого венца шестерни, окружность 12 тела (1) шестерни, связи 13; ширина Вк зубчатого венца смазываемого зубчатого колеса 8, ширина Вш зубчатого венца шестерни.

Смазочное устройство зубчатой передачи представляет собой смазкоподающий элемент в виде нескольких отдельных шестерен 1 с зубьями 2, жестко укрепленных на общей оси 3, шестерни погружены в масляную ванну 4 с верхним уровнем 5, расположенную в корпусе 6 передачи, смазкоподающий элемент сопряжен с зубчатым венцом вышерасположенного смазываемого зубчатого колеса 8; шестерни 1 разнесены друг относительно друга на оси 3 вдоль зубчатого венца 7 колеса 8, каждая из них имеет ширину Вш своего зубчатого венца. Из зубчатого венца каждой шестерни по всей его окружности с одинаковым шагом вырезан ряд зубьев (их оси на чертеже обозначены - 11), количество вырезанных зубьев (11) в каждом шаге для каждой шестерни равно количеству остальных шестерен; а для обеспечения, как минимум, однопарного зацепления крепление шестерен на оси выполнено со смещением шестерен друг относительно друга в плоскости их вращения, с обеспечением зацепления с колесом 8 при его вращении, как минимум, одного из зубьев 2 одной из шестерен; диаметр тела 1 каждой шестерни уменьшен до минимума, а между окружностью 12 этого тела (1) и окружностью 11 впадин зубьев расчетного профиля шестерни расположены радиально ориентированные связки 13 между телом 1 и основаниями зубьев 2 с поперечным сечением, идентичным проекциям оснований зубьев 2 на тело 1 шестерни.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При вращении зубчатого колеса 8 зубья 7 его зубчатого венца взаимодействуют с зубьями 2 шестерен 1 смазкоподающего элемента, вращая шестерни (1); зубья 2 шестерен, при погружении в масляную ванну 4, захватывают смазочный материал и, при дальнейшем проворачивании, подают его на зубья 7 смазываемого колеса 8. При этом зацепление смазываемого колеса 8 происходит поочередно с каждой отдельной смазочной шестерней 1 (остальные шестерни в зацеплении не участвуют, но при этом проворачиваются на общей оси 3, на которой жестко укреплены все шестерни). Подобранный шаг вырезания части зубьев шестерен позволяет обеспечить плавное вращение смазкопередающего устройства (шестерен).

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция смазочного устройства обладает рядом преимуществ. За счет выполнения смазкоподающего элемента из нескольких шестерен (с меньшей шириной зубчатых венцов Вш, чем одна цельная шестерня) увеличивается общая зона смазывания зубьев 7 колеса 8. Благодаря отсутствию части зубьев 2 зубчатых венцов шестерен уменьшается степень взбалтывания смазочного материала масляной ванны 4 при вращении в них шестерен 1 (качество сопряжения зубьев шестерен и смазываемого колеса не ухудшается); за счет уменьшения диаметра тела 1 шестерни также уменьшается степень взбалтывания смазочного материала в ванне, кроме того, связи 13, наряду с зубьями 2 шестерни, выполняют функцию захвата смазки из масляной ванны и подачи ее на смазываемое зубчатое колесо. Все это повышает качество смазывания.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно многоступенчатой с картерным смазыванием, содержащее смазочный элемент в виде шестерни, укрепленной на оси, погруженной в масляную ванну и находящейся в зацеплении с расположенным над ней смазываемым колесом быстроходной ступени передачи, отличающееся тем, что шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных идентичных шестерен, жестко укрепленных на одной оси и разнесенных вдоль зубчатого венца смазываемого колеса, из зубчатого венца каждой отдельной идентичной шестерни, по всей его окружности, с одинаковым шагом вырезан ряд зубьев, количество вырезанных зубьев в каждом шаге для каждой отдельной идентичной шестерни равно количеству остальных отдельных идентичных шестерен, а для обеспечения, как минимум однопарного зацепления смазочного элемента, крепление отдельных идентичных шестерен на оси выполнено со смещением отдельных идентичных шестерен друг относительно друга в плоскости их вращения с обеспечением зацепления с вращающимся смазываемым колесом, как минимум, одного из зубьев одной из отдельных идентичных шестерен, диаметр тела каждой отдельной идентичной шестерни уменьшен до минимума, а между окружностью этого тела и окружностью впадин зубьев расчетного профиля отдельной идентичной шестерни расположены радиально ориентированные связи между телом и основаниями зубьев с поперечным сечением, идентичным проекциям оснований зубьев на тело отдельной идентичной шестерни.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, находящейся в зацеплении с одним из зубчатых колес передачи, с поднятием к нему.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде смазочной шестерни и дополнительную шестерню, зубья которой изготовлены из материала с низким коэффициентом трения, установленную на оси смазочной шестерни и находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, погруженную в масляную ванну, расположенную в корпусе передачи и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней смазываемым зубчатым колесом быстроходной ступени зубчатой передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня установлена на оси и находится в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес зубчатой передачи и тангенциально поджата к боковым поверхностям его зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с крупномодульными колесами большого диаметра, смазываемыми методом погружения и валами, расположенными в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным методом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, находящейся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом зубчатой передачи. Боковые поверхности зубьев шестерни вдоль высоты зубьев выполнены переменной ширины, изменяющейся от максимума в области основания зубьев и их вершин до минимума в области полюса зацепления зубьев, пропорционально изменению скорости скольжения вдоль боковых поверхностей зубьев. Изменение ширины этих поверхностей выполнено симметрично относительно продольной оси симметрии боковых поверхностей зубьев. Обеспечивается оптимизация массопереноса смазочного материала со смазочного элемента на смазываемые поверхности. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с ротапринтным смазыванием. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня 1 жестко установлена на оси 3 и находится в пассивном зацеплении со смазываемым колесом 4. Ось 3 установлена в подшипниках-направляющих, с возможностью свободного перемещения в них вдоль своей оси. Подшипники-направляющие установлены на корпусе 9 зубчатой передачи. Один конец оси 3 снабжен шарообразным толкателем 10, контактирующим с вращающимся плоским кулачком 11, ось вращения которого перпендикулярна оси 3. Кулачок 11 установлен на приводном валу 12, установленном посредством подшипников 13 на корпусе 9 зубчатой передачи. Вал 12 снабжен конической шестерней 14, приводимой во вращение от парной конической шестерни 15, установленной на валу 16, связанном кинематически с механизмом вращения передачи, а ось 3 снабжена устройством ее поджатия к кулачку 10. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня 1 установлена на оси 3 и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом 4. Ось 3 шестерни 1 установлена на корпусе 8 передачи в подшипниках-направляющих 9 с возможностью свободного перемещения в них в обе стороны вдоль своей оси 3. На оси 3, соосно ей, жестко укреплен кулачок 10 в виде цилиндра с винтовой замкнутой канавкой 11. Канавка 11 является направляющей для ролика 12, шарнирно установленного на консоли 13, жестко закрепленной на корпусе 8 зубчатой передачи. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, находящуюся в зацеплении с вышерасположенным смазываемым его зубчатым колесом и погруженную в масляную ванну. Части тела каждого зуба вспомогательной смазочной шестерни, прилегающие к боковой рабочей поверхности и обоим торцам зуба, вырезаны симметрично относительно окружной плоскости симметрии вспомогательной смазочной шестерни, с сохранением части рабочей боковой поверхности по всей высоте зуба. Вырезы выполнены плоскостями, направленными от линии пересечения расчетной боковой рабочей поверхности с окружностью впадин зубьев перпендикулярно радиальной плоскости симметрии зуба, и плоскостями, направленными от окружности впадин зубьев к их вершинам, перпендикулярно торцам зуба, с образованием зазора вдоль всей высоты зуба между этими плоскостями и расчетной боковой рабочей поверхностью зуба. Обеспечивается повышение качества смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, выполненную составной, состоящей из нескольких отдельных идентичных друг другу шестерен, установленных на общей оси, разнесенных вдоль ширины зубчатого венца смазываемого колеса. Суммарная величина ширины всех отдельных шестерен не превышает расчетную ширину одной цельной смазочной шестерни. Между шестернями, соосно им, расположены вставки, выполненные в виде цилиндров с диаметром, большим, чем диаметр шестерни. По осям вставок выполнены сквозные отверстия для свободного вращения оси, а сами вставки жестко укреплены на корпусе передачи. Вставки установлены с зазорами относительно торцов шестерен, а их верхние части срезаны с образованием зазоров между ними и смазываемым зубчатой колесом. С наружных торцов крайних шестерен расположены экраны в виде дисков с диаметром, равным диаметру вставок, диски установлены с зазорами относительно торцов шестерен и торцов смазываемого зубчатой колеса, в них выполнены центральные отверстия для оси, а сами экраны жестко укреплены на корпусе зубчатой передачи. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и зубьями своего зубчатого венца находящуюся в зацеплении с расположенным над ней зубчатым колесом быстроходной ступени зубчатой передачи. Зубья венца вдоль его ширины по всей окружности венца выполнены разной высоты. На минимуме ширины венца высота зубьев соответствует расчетной для данной шестерни, а на остальной ширине венца зубья выполнены усеченными по высоте со стороны вершин и это усечение выполнено на одинаковую величину по всей этой ширине венца по всей его окружности. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня 1 находится в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес 4 зубчатой передачи и тангенциально поджатой к боковым поверхностям его зубьев 5. Смазочная шестерня 1 укреплена на барабане 11, установленном на оси 3, к внешнему периметру барабана 11 примыкает тормозной башмак 12, укрепленный на консоли 13, ориентированной в плоскости вращения шестерни 1 и посредством шарнира 14 укрепленной на корпусе 15 зубчатой передачи. Консоль 13 снабжена пружиной 16, прижимающей консоль 13 с башмаком 12 к барабану 11. Обеспечивается повышение качества смазки. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня жестко укреплена на оси, расположенной в корпусе передачи, и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом. Ось установлена в подшипниках-направляющих, установленных на корпусе передачи, с возможностью свободного перемещения в них в обе стороны вдоль своей оси. На одном торце оси расположен толкатель, взаимодействующий с конусообразным кулачком, жестко закрепленном на приводном валу, ось вращения которого перпендикулярна оси. Вал установлен в подшипниках-направляющих с возможностью возвратно-поступательного перемещения в них и снабжен механизмом принудительного его перемещения, кинематически связанным с механизмом передачи. На одном конце оси жестко укреплен толкатель, взаимодействующий с подпружиненным механизмом поджатия оси к кулачку. Обеспечивается повышение качества смазки. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала и порошкообразный магнитоактивный смазочный материал, активируемый магнитным полем. Торцевые поверхности зубчатых колес покрыты слоем магнитопассивного материала, например - пластмассой. Обеспечивается повышение качества смазывания.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания косозубых колес. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно косозубого колеса быстроходной ступени многоступенчатой зубчатой передачи с картерным смазыванием, содержит вспомогательную косозубую смазочную шестерню, находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом. Смазочная шестерня расположена у торца смазываемого зубчатого колеса с отстающим выходом его зубьев из зацепления с парным косозубым колесом зубчатой передачи на торце смазочной шестерни, обращенном к противоположному торцу смазываемого зубчатого колеса, соосно оси смазочной шестерни. Вдоль ширины зубчатого венца смазываемого зубчатого колеса укреплен цилиндрический стакан, дно которого укреплено на оси смазочной шестерни около этого торца зубчатого колеса. По окружности стакана, вдоль образующих его цилиндра, расположены лопасти, имеющие длину, равную длине образующих цилиндра стакана. Радиус окружности, описываемой лопастями меньше, чем расстояние от оси смазочной шестерни до окружности вершин зубьев смазываемого зубчатого колеса. Нижняя часть стакана с лопастями погружена в масляную ванну. Достигается повышение качества смазывания. 2 ил.
Наверх