Смазочное устройство зубчатой передачи



Смазочное устройство зубчатой передачи
Смазочное устройство зубчатой передачи
Смазочное устройство зубчатой передачи

 


Владельцы патента RU 2572431:

Мендрух Елена Николаевна (RU)
Мендрух Николай Викторович (RU)
Терзиева Наталья Сергеевна (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, находящейся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом зубчатой передачи. Боковые поверхности зубьев шестерни вдоль высоты зубьев выполнены переменной ширины, изменяющейся от максимума в области основания зубьев и их вершин до минимума в области полюса зацепления зубьев, пропорционально изменению скорости скольжения вдоль боковых поверхностей зубьев. Изменение ширины этих поверхностей выполнено симметрично относительно продольной оси симметрии боковых поверхностей зубьев. Обеспечивается оптимизация массопереноса смазочного материала со смазочного элемента на смазываемые поверхности. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, содержащее смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, находящейся в зацеплении со смазываемым зубчатым колесом передачи (Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник. / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - М.: Машиностроение, 1986. - 224 с.: ил. - (Основы проектирования машин), с. 191).

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что боковые поверхности зубьев шестерни, посредством которых зубья шестерни взаимодействуют со смазываемыми боковыми поверхностями зубьев смазываемого колеса, имеют одинаковую ширину вдоль боковых поверхностей по всей высоте зубьев, в то время как силы трения скольжения между зубьями шестерни и зубьями сопряженного с ней зубчатого колеса не одинаковы на разных участках этих боковых поверхностей - они максимальны в области оснований и вершин зубьев и равны нулю в области полюсов зацепления зубьев. Поэтому истирание боковых поверхностей зубьев (шестерни), сопровождающее массоперенос смазочного материала с зубьев шестерни на зубья колеса, также неравномерно. Это приводит к тому, что боковые поверхности зубьев шестерни истираются неравномерно, а неравномерное их истирание приводит к нарушению кинематики сопряженных зубьев шестерни и колеса - в области оснований и вершин зубья шестерни будут максимально изношены, в то время как в области полюсов их зацепления истирание боковых поверхностей будет минимальным. В отличие от обычных зубчатых колес (рабочих) истирание боковых поверхностей зубьев смазочных шестерен наиболее выражено, т.к. именно их истирание и обеспечивает массоперенос смазочного материала с их боковых поверхностей на боковые поверхности зубьев смазываемого колеса. Неравномерное же истирание зубьев шестерни приводит к нерациональному расходованию материала, идущего на их изготовление (одни участки боковых их поверхностей будут уже неработоспособны, тогда как другие - в районе полюсов зацепления - свою работоспособность не потеряют).

В качестве прототипа взята конструкция аналога (см. выше).

Изобретением решается задача оптимизации массопереноса смазочного материала со смазочного элемента на смазываемые поверхности.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, находящейся в зацеплении со смазываемым зубчатым колесом передачи; причем боковые поверхности зубьев шестерни выполнены переменной ширины вдоль высоты зубьев, изменяющейся от максимума области основания зубьев и их вершины до минимума в области полюса зацепления зубьев, пропорционально изменению скорости скольжения вдоль боковых поверхностей этих зубьев, причем это изменение выполнено симметрично относительно продольной оси симметрии боковых поверхностей зубьев.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображена схема зубчатой передачи со смазочным устройством; на фиг. 2 - зуб смазочной шестерни (вид со стороны боковой поверхности зуба); на фиг. 3 - график изменения ширины боковой поверхности зуба вдоль ее длины.

На чертежах показаны: смазочная шестерня 1, зубчатый венец 2 смазочной шестерни, смазываемое зубчатое колесо 3, зубчатый венец 4 колеса (3), парное зубчатое колесо 5, зубчатый венец 6 колеса (5), боковая поверхность 7 зуба смазочной шестерни, торцы 8 зуба смазочной шестерни; продольная ось симметрии 9 боковой поверхности 7 зуба; длина L боковой поверхности зуба; Fск - сила трения скольжения; P - полюс зацепления.

Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой выполнены из прессованного смазочного материала. Шестерня находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом 3 зубчатой передачи, которое находится в зацеплении с парным зубчатым колесом 5 посредством его зубчатого венца 6. Боковые (рабочие) поверхности 7 зубьев смазочной шестерни 1 выполнены переменной ширины B вдоль ее длины L - от максимума в районе вершин и оснований зубьев до минимума в районе полюса зацепления P.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. Смазывание рабочих (боковых) поверхностей зубьев 3 колеса 4 происходит за счет массопереноса смазочного материала с зубьев 2 (их боковых поверхностей 7) смазочной шестерни 1. Массоперенос осуществляется за счет взаимодействия сопряженных зубьев шестерни и колеса. Это взаимодействие определяется силой воздействия зубьев колеса (ведущего звена) на зубья шестерни (ведомого звена) и силой трения между ними. Сила воздействия (давления) - величина постоянная, изменяется лишь сила трения, которая равна нулю в районе полюса зацепления и максимальна в районе оснований и вершин зубьев. Смазывание необходимо производить тем больше, чем больше сила трения сопряженных зубьев рабочих колес (в данном случае - колес 3 и 5), а сила трения у них равна нулю в области полюса их зацепления и увеличивается до максимума в районе вершин и оснований их зубьев. Поэтому ширина боковых поверхностей зубьев смазанной шестерни, изготовленных из прессованного смазочного материала, выполнена неравномерно, с изменением вдоль рабочих поверхностей ее зубьев пропорционально силе трения скольжения.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства (конструкция зубьев смазочной шестерни) позволяет оптимизировать процесс массопереноса смазочного материала и тем самым оптимизировать процессы трения сопряженных зубьев рабочих колес передачи.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно ротапринтное, содержащее смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, находящейся в зацеплении со смазываемым зубчатым колесом зубчатой передачи, отличающееся тем, что боковые поверхности зубьев шестерни вдоль высоты зубьев выполнены переменной ширины, изменяющейся от максимума в области оснований зубьев и их вершин до минимума в области полюса зацепления зубьев, пропорционально изменению скорости скольжения вдоль рабочих поверхностей этих зубьев, причем изменение ширины этих поверхностей выполнено симметрично относительно продольной оси симметрии боковых поверхностей зубьев.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, находящейся в зацеплении с одним из зубчатых колес передачи, с поднятием к нему.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде смазочной шестерни и дополнительную шестерню, зубья которой изготовлены из материала с низким коэффициентом трения, установленную на оси смазочной шестерни и находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, погруженную в масляную ванну, расположенную в корпусе передачи и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней смазываемым зубчатым колесом быстроходной ступени зубчатой передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня установлена на оси и находится в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес зубчатой передачи и тангенциально поджата к боковым поверхностям его зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с крупномодульными колесами большого диаметра, смазываемыми методом погружения и валами, расположенными в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с ротапринтным смазыванием. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня 1 жестко установлена на оси 3 и находится в пассивном зацеплении со смазываемым колесом 4. Ось 3 установлена в подшипниках-направляющих, с возможностью свободного перемещения в них вдоль своей оси. Подшипники-направляющие установлены на корпусе 9 зубчатой передачи. Один конец оси 3 снабжен шарообразным толкателем 10, контактирующим с вращающимся плоским кулачком 11, ось вращения которого перпендикулярна оси 3. Кулачок 11 установлен на приводном валу 12, установленном посредством подшипников 13 на корпусе 9 зубчатой передачи. Вал 12 снабжен конической шестерней 14, приводимой во вращение от парной конической шестерни 15, установленной на валу 16, связанном кинематически с механизмом вращения передачи, а ось 3 снабжена устройством ее поджатия к кулачку 10. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня 1 установлена на оси 3 и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом 4. Ось 3 шестерни 1 установлена на корпусе 8 передачи в подшипниках-направляющих 9 с возможностью свободного перемещения в них в обе стороны вдоль своей оси 3. На оси 3, соосно ей, жестко укреплен кулачок 10 в виде цилиндра с винтовой замкнутой канавкой 11. Канавка 11 является направляющей для ролика 12, шарнирно установленного на консоли 13, жестко закрепленной на корпусе 8 зубчатой передачи. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, находящуюся в зацеплении с вышерасположенным смазываемым его зубчатым колесом и погруженную в масляную ванну. Части тела каждого зуба вспомогательной смазочной шестерни, прилегающие к боковой рабочей поверхности и обоим торцам зуба, вырезаны симметрично относительно окружной плоскости симметрии вспомогательной смазочной шестерни, с сохранением части рабочей боковой поверхности по всей высоте зуба. Вырезы выполнены плоскостями, направленными от линии пересечения расчетной боковой рабочей поверхности с окружностью впадин зубьев перпендикулярно радиальной плоскости симметрии зуба, и плоскостями, направленными от окружности впадин зубьев к их вершинам, перпендикулярно торцам зуба, с образованием зазора вдоль всей высоты зуба между этими плоскостями и расчетной боковой рабочей поверхностью зуба. Обеспечивается повышение качества смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, выполненную составной, состоящей из нескольких отдельных идентичных друг другу шестерен, установленных на общей оси, разнесенных вдоль ширины зубчатого венца смазываемого колеса. Суммарная величина ширины всех отдельных шестерен не превышает расчетную ширину одной цельной смазочной шестерни. Между шестернями, соосно им, расположены вставки, выполненные в виде цилиндров с диаметром, большим, чем диаметр шестерни. По осям вставок выполнены сквозные отверстия для свободного вращения оси, а сами вставки жестко укреплены на корпусе передачи. Вставки установлены с зазорами относительно торцов шестерен, а их верхние части срезаны с образованием зазоров между ними и смазываемым зубчатой колесом. С наружных торцов крайних шестерен расположены экраны в виде дисков с диаметром, равным диаметру вставок, диски установлены с зазорами относительно торцов шестерен и торцов смазываемого зубчатой колеса, в них выполнены центральные отверстия для оси, а сами экраны жестко укреплены на корпусе зубчатой передачи. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и зубьями своего зубчатого венца находящуюся в зацеплении с расположенным над ней зубчатым колесом быстроходной ступени зубчатой передачи. Зубья венца вдоль его ширины по всей окружности венца выполнены разной высоты. На минимуме ширины венца высота зубьев соответствует расчетной для данной шестерни, а на остальной ширине венца зубья выполнены усеченными по высоте со стороны вершин и это усечение выполнено на одинаковую величину по всей этой ширине венца по всей его окружности. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня 1 находится в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес 4 зубчатой передачи и тангенциально поджатой к боковым поверхностям его зубьев 5. Смазочная шестерня 1 укреплена на барабане 11, установленном на оси 3, к внешнему периметру барабана 11 примыкает тормозной башмак 12, укрепленный на консоли 13, ориентированной в плоскости вращения шестерни 1 и посредством шарнира 14 укрепленной на корпусе 15 зубчатой передачи. Консоль 13 снабжена пружиной 16, прижимающей консоль 13 с башмаком 12 к барабану 11. Обеспечивается повышение качества смазки. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня жестко укреплена на оси, расположенной в корпусе передачи, и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом. Ось установлена в подшипниках-направляющих, установленных на корпусе передачи, с возможностью свободного перемещения в них в обе стороны вдоль своей оси. На одном торце оси расположен толкатель, взаимодействующий с конусообразным кулачком, жестко закрепленном на приводном валу, ось вращения которого перпендикулярна оси. Вал установлен в подшипниках-направляющих с возможностью возвратно-поступательного перемещения в них и снабжен механизмом принудительного его перемещения, кинематически связанным с механизмом передачи. На одном конце оси жестко укреплен толкатель, взаимодействующий с подпружиненным механизмом поджатия оси к кулачку. Обеспечивается повышение качества смазки. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала и порошкообразный магнитоактивный смазочный материал, активируемый магнитным полем. Торцевые поверхности зубчатых колес покрыты слоем магнитопассивного материала, например - пластмассой. Обеспечивается повышение качества смазывания.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания косозубых колес. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно косозубого колеса быстроходной ступени многоступенчатой зубчатой передачи с картерным смазыванием, содержит вспомогательную косозубую смазочную шестерню, находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом. Смазочная шестерня расположена у торца смазываемого зубчатого колеса с отстающим выходом его зубьев из зацепления с парным косозубым колесом зубчатой передачи на торце смазочной шестерни, обращенном к противоположному торцу смазываемого зубчатого колеса, соосно оси смазочной шестерни. Вдоль ширины зубчатого венца смазываемого зубчатого колеса укреплен цилиндрический стакан, дно которого укреплено на оси смазочной шестерни около этого торца зубчатого колеса. По окружности стакана, вдоль образующих его цилиндра, расположены лопасти, имеющие длину, равную длине образующих цилиндра стакана. Радиус окружности, описываемой лопастями меньше, чем расстояние от оси смазочной шестерни до окружности вершин зубьев смазываемого зубчатого колеса. Нижняя часть стакана с лопастями погружена в масляную ванну. Достигается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, находящуюся в зацеплении со смазываемым зубчатым колесом и погруженную в масляную ванну. Часть тела каждого зуба вспомогательной смазочной шестерни, прилегающая к его боковой нерабочей поверхности, вырезана двумя плоскостями: одна плоскость рассекает зуб по всей его ширине и высоте параллельно радиальной плоскости симметрии зуба и перпендикулярно его торцам. Вторая плоскость направлена от линии пересечения боковой нерабочей поверхности с окружностью впадин зубьев перпендикулярно радиальной плоскости симметрии зуба. Часть тела зуба смазочной шестерни, прилегающая к его боковой рабочей поверхности и обоим торцам зуба, вырезана симметрично относительно окружной плоскости симметрии зуба, с сохранением части рабочей боковой поверхности зуба по всей высоте зуба, шестью плоскостями: две плоскости направлены от вершины зуба от линии пересечения вершины с радиальной плоскостью симметрии до окружности впадин шестерни, не доходя до линии пересечения боковой рабочей поверхности зуба с этой окружностью. Две плоскости направлены от линии пересечения рабочей боковой поверхности с окружностью впадин зубьев. Две плоскости параллельны торцам зуба и рассекают его по всей высоте на одинаковом расстоянии от радиальной плоскости симметрии зуба. Обеспечивается повышение качества смазывания. 4 ил.
Наверх