Способ переработки отработанных нефтепродуктов

Изобретение относится к способу переработки отработанных нефтепродуктов. Способ включает процесс предварительного обезвоживания и отбензинивания сырья, термический крекинг исходного сырья в крекинг-реакторе с отделением парообразных продуктов от тяжелой фракции, конденсацию парообразных продуктов, разделение конденсата на легко- и высококипящую фракции, после чего легкокипящие фракции конденсируют, а из полученной водно-бензиновой смеси путем отстоя отделяют воду, которую в дальнейшем очищают. При этом нагрев исходного сырья для обезвоживания и отбензинивания осуществляют посредством рекуперации тепла, образующегося при конденсации парообразных продуктов термического крекинга. Способ позволяет перерабатывать отработанные нефтепродукты с большим содержанием воды при одновременном повышении производительности, снижении энергозатрат на обезвоживание и отбензинивание сырья и получать целевой продукт с высоким выходом. 1 ил.

 

Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки, к способу переработки отработанных нефтепродуктов и установке для его осуществления. В процессе эксплуатации масел в них накапливаются продукты окисления, загрязнения, а так же значительное количество воды. Отработанные нефтепродукты становятся экологически вредными и требуют регенерации или утилизации.

Известен, например, способ переработки отработанных моторных масел, включающий обезвоживание масел и отгонку легких топливных фракции путем однократного испарения под вакуумом, разбавление масла узкой бензиновой фракцией 65-120°C, обработку смеси концентрированной щелочью, выделение топливных фракций и получение узких масляных фракций перегонкой под вакуумом (Патент США №3625881, C10G 27/100, 1971 г.).

Недостатком способа является то, что получаемые компоненты масел имеют низкую термическую стабильность. Кроме того, этот способ не позволяет перерабатывать широкий ассортимент отработанных нефтепродуктов, которые в настоящее время сжигаются, накапливаются в отстойниках, загрязняя окружающую среду.

Наиболее близким является способ, включающий термический крекинг отработанных масел при 380-420°C в крекинг-котле с отделением парообразных продуктов крекинга от тяжелой фракции, конденсацию парообразных продуктов, разделение конденсата на легко- и высококипящую фракции, выделение воды из этих фракций, обработку обезвоженной высококипящей фракции термического крекинга антиоксидантом, в качестве которого используют диметилформамид, с последующей фильтрацией полученного продукта. Причем воду из легкокипящей фракции термического крекинга удаляют отстоем, а из высококипящей фракции термического крекинга - отстоем с последующим центрифугированием. В результате осуществления этого способа из отработанных масел получают компонент дизельного топлива или печного топлива. Способ также предусматривает возможность получения кокса путем дополнительной обработки тяжелой фракции термического крекинга (патент №2161176, C10L 1/04, C10G 9/00, 27.12.2000).

Для осуществления этого способа известна установка, которая включает узел термического крекинга, состоящий из крекинг-котла, дефлегматора, конденсатора, центрифуги, узел фильтрации и узел дистилляции. При необходимости получения кокса из тяжелой фракции термического крекинга установка может включать узел коксования.

Недостатком известного технического решения является сложность аппаратного исполнения, а также большая энергоемкость заявленного процесса, т.к. при нагреве для обезвоживания и отбензинивания используется дополнительный теплоноситель.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа переработки отработанных нефтепродуктов с большим содержанием воды при одновременном повышении производительности способа и снижении энергозатрат на обезвоживание и отбензинивание сырья.

Данная задача решается за счет способа переработки отработанных нефтепродуктов, включающего процесс предварительного обезвоживания и отбензинивания сырья, термический крекинг исходного сырья в крекинг-реакторе с отделением парообразных продуктов от тяжелой фракции, конденсацию парообразных продуктов, разделение конденсата на легко- и высококипящую фракции, после чего легкокипящие фракции конденсируют, а из полученной водно-бензиновой смеси путем отстоя отделяют воду, которую в дальнейшем очищают, отличающийся тем, что нагрев исходного сырья для обезвоживания и отбензинивания осуществляют посредством рекуперации тепла, образующегося при конденсации парообразных продуктов термического крекинга.

Техническим результатом является отгон легкокипящих фракций из исходного сырья и из продуктов крекинг процесса за счет выделяющегося при конденсации высококипящих продуктов крекинг процесса тепла, тем самым снижают затраты энергии и выбросы вредных веществ в окружающую среду при переработке отработанных нефтепродуктов.

Предлагаемый способ переработки заключается в следующем.

Исходное сырье из емкости подается через кожухотрубчатый теплообменник, где за счет рекуперации нагревается до температуры 120-150°C. Роль теплового агента здесь играет парогазовая смесь, которая поступает из крекинг-реактора и конденсируется в этом же теплообменнике во встречном потоке. Далее нагретое масло попадает в испарительную колонну, где происходит отделение масла от воды и легкокипящих фракций (бензин), из полученной водно-бензиновой смеси отстоем отделяют воду, которую затем подвергают очистке.

Обезвоженное и отбензиненное сырье подвергают термическому крекингу в крекинг-реакторе, парообразные продукты термического крекинга конденсируются при прохождении через теплообменник (температура на выходе 150-180°C), конденсат - высококипящую фракцию охлаждают при помощи воздушного охладителя и отправляют на стабилизацию. Выделение воды из легкокипящей фракции термического крекинга осуществляют отстоем.

Установка для осуществления способа переработки отработанных нефтепродуктов, представленная на чертеже, включает: реактор крекинга 1; теплообменник-рекуператор (конденсатор) 2; скруббер 3; два испарителя 4; три промежуточные емкости 5; два воздушных теплообменника 6; сепаратор (вода - бензин) 7; насосы 8. Потоки: а - нагретое сырье; b - обезвоженное отработанное масло; с - парогазовая смесь углеводородов после крекинга; d - с конденсированная (частично) смесь углеводородов; е - дизельные фракции (на стабилизацию); f - легкие фракции углеводородов с водяным паром; g - смесь бензина и воды; h - неконденсируемый газ; i - бензин - вода.

Узел обезвоживания и отбензинивания исходного сырья, стоящий из установленного на линии подачи сырья (а) теплообменника (2), соединенного последовательно с испарительной колонной (4), скруббером (3), узел термического крекинга, состоящий из крекинг-котла (1), теплообменника (2), испарителя (4), скруббера (3). Отличие заявляемого технического решения состоит в осуществлении дополнительных стадий: обезвоживание и отбензинивание исходного сырья, за счет рекуперации тепла конденсации парогазовой смеси, выделенной из исходного сырья после крекинга, при прохождении сырья через кожухотрубчатый теплообменник, а также подогрев и разделение в одну стадию на выходе из теплообменника продуктов термического крекинга: высококипяшая фракция - сконденсированная часть, и несконденсированная часть - легкокипящая фракция.

Указанные отличия позволяют перерабатывать отработанные нефтепродукты с большим содержанием воды. Также преимуществом данной технологии является простота аппаратного исполнения, возможность автоматизации данной линии.

Бензиновые фракции после дополнительной очистки используются для сжигания в горелке котла реактора. Заявленная совокупность приемов позволяет создать высокопроизводительные установки переработки отработанных нефтепродуктов автономно от нефтеперерабатывающих заводов. На этих установках можно перерабатывать широкий ассортимент нефтепродуктов, которые в настоящее время сжигаются или накапливаются в отстойниках, загрязняя окружающую среду.

Исходное сырье из емкости подается через кожухотрубчатый теплообменник, где за счет рекуперации нагревается до температуры 120-150°C, попадает в испарительную колонну, где происходит отделение масла от воды и легкокипящих фракций, из полученной водно-бензиновой смеси отстоем отделяют воду, которую затем подвергают очистке.

Обезвоженное и отбензиненное отработанное масло, нагретое до 110°C, поступает в емкость готового сырья для подачи в крекинг-реактор, где подвергается термическому крекингу при температуре 380-420°C. Происходит деструкция молекул высококипящих углеводородов с образованием более легких углеводородов, входящих в состав печного топлива и бензина и их испарение.

Пары углеводородов и газы попадают в теплообменник, где охлаждаются до температуры 150-180°C и конденсируются. Сконденсированная смесь - это высококипящие фракции, представляющие печное топливо. Несконденсированные пары (легкокипящие фракции) поступают в скруббер, где охлаждаются, конденсируются и в дальнейшем используются для сжигания.

Печное топливо откачивается и поступает в отделение стабилизации, где при небольшом количестве стабилизирующего вещества отстаивается в течение некоторого времени.

Последующая очистка печного топлива от шлама осуществляется на центрифуге и на адсорбционном фильтре, где происходит удаление смолистых веществ для осветления продукта, при этом происходит уменьшение зольности. Очищенное печное топливо является основным продуктом.

Отходом данного производства является небольшое количество кокса (0,5-5%) и зависит от количества качества исходного сырья.

Процесс термического крекинга необходимо останавливать для выгрузки кокса из котла. Большое накопление кокса на дне котла будет приводить к ухудшению теплоотдачи через стенки котла. Образующийся кокс выгружается через люк и процесс возобновляется.

При коксовании происходит связывание содержащихся в отработанных нефтепродуктах вредных веществ в нетоксичную форму, пригодных для захоронения.

Есть целый спектр отработанных нефтепродуктов, которые невозможно регенерировать и утилизировать сжиганием из-за большой обводненности и загрязненности (прокатные масла), традиционные способы - отстой, фильтрация и центробежная сепарация будут достаточно затратны.

Данная технология термического крекинга позволит получать из широкого спектра отработанных нефтепродуктов полноценное печное топливо. Технология характеризуется высоким выходом целевого продукта до 80% от количества перерабатываемого сырья. Данная технология малоотходна и экологически безопасна.

Способ переработки отработанных нефтепродуктов, включающий процесс предварительного обезвоживания и отбензинивания сырья, термический крекинг исходного сырья в крекинг-реакторе с отделением парообразных продуктов от тяжелой фракции, конденсацию парообразных продуктов, разделение конденсата на легко- и высококипящую фракции, после чего легкокипящие фракции конденсируют, а из полученной водно-бензиновой смеси путем отстоя отделяют воду, которую в дальнейшем очищают, отличающийся тем, что нагрев исходного сырья для обезвоживания и отбензинивания осуществляют посредством рекуперации тепла, образующегося при конденсации парообразных продуктов термического крекинга.



 

Похожие патенты:

Изобретение описывает топливную композицию авиационного бензина, которая включает изооктан, изопентан, толуол, тетраэтилсвинец в виде этиловой жидкости, при этом композиция содержит допустимое количество примесей углеводородов С4-С12, входящих в состав изооктана, изопентана и толуола, при следующем соотношении компонентов, мас.%: изопентан 10-25 толуол 10-28 примеси углеводородов С4-С12 до 25 изооктан до 100 с последующим введением тетраэтилсвинца в количестве 0,30-0,50 мл/дм3 бензина.

Изобретение относится к способу получения судового маловязкого топлива, включающему перегонку нефти с выделением дизельной фракции и каталитическую гидроочистку.

Изобретение относится к топливной композиции авиационного неэтилированного бензина, которая в качестве изомерных углеводородов содержит технический изооктан, изопентан или изомеризат С6 или их смесь; в качестве ароматических углеводородов содержит толуол или фракцию бензина риформинга НК-180°C или их смесь, а также дополнительно содержит монометиланилин (ММА) и метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) при следующем соотношении компонентов, мас.%: технический изооктан 30-70 изопентан или изомеризат C6 или их смесь 10-25 толуол или фракция бензина риформинга НК-180°C   или их смесь 8-40 ММА 0,5-2,0 МТБЭ до 15 Топливная композиция может содержать присадки, выбранные из группы: антикоррозионные, антистатические, противообледенительные и другие, разрешенные стандартом на авиационный бензин.

Изобретение описывает топливо для турбореактивных двигателей, которое содержит от 50 до 99 масс. % мезитилена и от 1 до 50 масс.

Изобретение относится к композиции автомобильного бензина, которая включает изомеризат, ароматические углеводороды, алкилбензин, метил-трет-бутиловый, этил-трет-бутиловый эфиры, изооктан, при этом в качестве изомеризата используют концентрат изопарафиновых углеводородов C5-С6 установки изомеризации легких бензиновых фракций с рециклом нормального гексана или изомеризата с полным рециклом нормального пентана и нормального гексана, в качестве ароматических углеводородов - толуол или п-ксилол или их смесь, и дополнительно содержит изобутан при следующем соотношении компонентов, % масс.: Технический результат заключается в получении композиции автомобильного бензина для двигателей с форсированным режимом работы, обладающей высокими антидетонационными свойствами, пониженной по сравнению с аналогами чувствительностью, и полностью соответствует действующему ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004) на автомобильные бензины.
Изобретение описывает универсальное дизельное топливо, состоящее из базового компонента с присадками, в количестве 0,02-0,04 мас.% противоизносной присадки и 0,15-0,30 мас.% цетаноповышающей присадки, при этом базовый компонент представляет собой фракцию нефти, выкипающую в пределах 170-340°C, или ее смесь с газойлем замедленного коксования и/или каталитического крекинга, выкипающих в пределах 170-340°C, с последующими гидроочисткой и гидродепарафинизацией или гидроизомеризацией, а также глубокой стабилизацией до температуры начала кипения не ниже 175°C, позволяющих получить показатели качества, удовлетворяющие дизельному топливу как для умеренного климата, так и для холодного и арктического климата: Цетановое число, не менее 51 Плотность при 15°C, кг/м3 820-840 Температура вспышки в закрытом тигле, °C, не менее 55 Кинематическая вязкость при 40°C, мм2/с 2,0-4,0 Технический результат заключается в получении универсального дизельного топлива, которое обладает повышенной температурой вспышки и кинематической вязкостью, что позволяет использовать его как для холодного и арктического топлива, так и для умеренного климата.
Изобретение описывает способ получения авиационного бензина Б-95/130 на основе бензина, содержащего компоненты каталитического риформинга, изомеризации, алкилирования с добавлением антиокислительной присадки, тетраэтилсвинца и красителя, при этом в качестве основы используется фракция, выделяемая из целевого автомобильного бензина АИ-92 ректификацией по периодической или непрерывной схеме и выкипающая в интервале 40-145°C.

Изобретение относится к топливной композиции авиационного бензина, которая включает алкилат, фракцию изомеризата, толуол, тетраэтилсвинец в виде этиловой жидкости, при этом топливная композиция дополнительно включает изопентановую фракцию, алкилат с температурой конца кипения до 195°C, а фракция изомеризата представляет собой фракцию С6+, выделенную на установке изомеризации парафиновых углеводородов, при соотношении компонентов, мас.0%: алкилат с Ткк до 195°C 30-50 фракция С6+ изомеризата 25-45 толуол 10-25 изопентановая фракция до 10 с последующим введением тетраэтилсвинца в количестве 0,30-0,53 мл/дм бензина. Топливная композиция может содержать присадки: антистатическую, антиокислитель, краситель и другие, разрешенные стандартом на авиационный бензин.

Изобретение описывает топливо для котельной, состоящее из углеродсодержащих соединений органического и минерального происхождения, при этом в его состав в качестве углеродсодержащего соединения органического происхождения входит смесь нефтешлама и карбоксилата натрия в соотношении 1:(1-3), а в качестве углеродсодержащего соединения минерального происхождения - угольная пыль, при следующем соотношении компонентов, % масс.: Смесь нефтешлама и карбоксилата натрия 40-50 Угольная пыль остальное Топливо для котельной обладает высокой стабильностью, низкой коррозионной активностью, зольностью и вязкостью, а также высокой теплотворной способностью.

Изобретение относится к установке для получения угольных брикетов из смеси угольных шламов с влажностью до 60 мас.%, включающей бункер с питателем, узел активации угольного шлама, узел смешения угольного шлама с гидрофобизирующей добавкой, узел прессования, при этом узел активации угольного шлама включает устройство для грубого помола угольного шлама без гидрофобизирующей добавки, устройство для тонкого помола угольного шлама и обогреваемую емкость для накопления угольного шлама тонкого помола, узел смешения имеет два смесителя, где первый смеситель выполнен без подогрева угольного шлама с гидрофобизирующей добавкой и второй смеситель с возможностью подогрева смеси, узел прессования содержит винтовой пресс, части которого покрыты абразивостойким композиционным материалом.

Настоящее изобретение относится к устройству для предварительной подготовки нефти к переработке, включающее емкость для нефти, соединенную посредством насоса и двухпозиционного клапана с вихревой трубой, содержащей входное и выходное устройства, при этом устройство дополнительно содержит резервуар с водой, соединенный посредством насоса и двухпозиционного клапана с входным устройством вихревой трубы, выходное устройство которой соединено с резервуаром для нефти через параллельно установленные первый и второй гидродинамические акустические преобразователи с двухпозиционными клапанами, при этом входное и выходное устройства выполнены в виде тангенциальных сопел.

Изобретение может быть использовано в нефтехимической и энергетической промышленности. Способ переработки нефтяных отходов включает подачу отходов в реактор, обогреваемый высокотемпературными дымовыми газами.

Изобретение относится к способу получения переработанного дистиллятного продукта. Способ включает подачу потока углеводородов, содержащего один или большее количество углеводородов C40+, в зону термической конверсии для получения потока дистиллятной фракции углеводородов и потока газойля, подачу потока газойля в зону гидроочистки газойля для получения гидроочищенного газойля, подачу указанного гидроочищенного газойля в зону каталитического крекинга в псевдоожиженном слое катализатора для получения легкого рециклового газойля, подачу легкого рециклового газойля в зону гидрокрекинга для проведения селективного гидрокрекинга ароматических соединений, содержащих, по меньшей мере, два кольца, с получением переработанного дистиллятного продукта и рециркуляцию, по меньшей мере, части переработанного дистиллятного продукта из зоны селективного гидрокрекинга в зону проведения каталитического крекинга в псевдоожиженном слое.

Настоящее изобретение относится к способу приготовления олефинового продукта, содержащего этилен и/или пропилен, который содержит следующие этапы: a) выполняют паровой крекинг парафинового сырья, содержащего C2-C5 парафины, в условиях крекинга, включающих температуру в диапазоне от 650 до 1000°C, в зоне крекинга с получением отходящего потока установки крекинга, содержащего олефины; b) превращают оксигенатное сырье в системе конверсии оксигенат-в-олефины, содержащей реакционную зону, в которой оксигенатное сырье контактирует с катализатором превращения оксигената в условиях превращения оксигената, включающих температуру в диапазоне от 200 до 1000°C и давление от 0,1 кПа до 5 МПа, с получением отходящего потока конверсии, содержащего этилен и/или пропилен; c) объединяют, по меньшей мере, часть отходящего потока установки крекинга и, по меньшей мере, часть отходящего потока конверсии с получением объединенного отходящего потока и выделяют поток олефинового продукта, содержащий этилен и/или пропилен, из объединенного отходящего потока, где отходящий поток установки крекинга и/или отходящий поток конверсии содержит C4 фракцию, содержащую ненасыщенные соединения, и где данный способ дополнительно содержит, по меньшей мере, частичное гидрирование, по меньшей мере, части данной C4 фракции с получением, по меньшей мере, частично гидрированного C4 сырья, и возврат, по меньшей мере, части, по меньшей мере, частично гидрированного C4 сырья в качестве возвращаемого сырья рециркуляции на этап a) и/или этап b).
Изобретение относится к нефтехимической промышленности. Изобретение касается способа термохимической переработки нефтяных шламов в смесях с твердым топливом, включающего получение полукокса или нефтяного кокса при температуре 450-600°C.

Настоящее изобретение относится к способу получения олефинов, включающему: а) паровой крекинг включающего этан сырья в зоне крекинга и в условиях крекинга с получением выходящего из зоны крекинга потока, включающего по меньшей мере олефины и водород; b) конверсию оксигенированного сырья в зоне конверсии оксигената-в-олефины в присутствии катализатора с получением выходящего из зоны оксигената-в-олефины (ОТО) потока по меньшей мере из олефинов и водорода; c) объединение по меньшей мере части выходящего из зоны крекинга потока и части выходящего из зоны ОТО потока с получением объединенного выходящего потока; и d) отделение водорода от объединенного выходящего потока, причем образуется по меньшей мере часть оксигенированного сырья за счет подачи водорода, полученного на стадии d), и сырья, содержащего оксид углерода и/или диоксид углерода, в зону синтеза оксигенатов и получения оксигенатов.
Изобретение относится к области переработки органических отходов и может быть использовано в сельском, коммунальном хозяйстве, в топливной промышленности в качестве топлива для транспортных средств, теплоэлектростанций, котельных.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при разделении реакционной смеси продуктов термического крекинга. Изобретение касается способа, включающего ввод реакционной смеси, прошедшей печь и реактор термического крекинга, после охлаждения реакционной смеси квенчем, в колонну ректификации, с выводом с верха колонны ректификации паров и подачей паров после охлаждения в емкость орошения, с выводом с верха емкости орошения газа, а с низа - нестабильной бензиновой фракции и подачей части ее в качестве острого орошения колонны ректификации, с выводом боковым погоном колонны ректификации через отпарную секцию дизельной фракции, паров с верха отпарной секции обратно в колонну ректификации, а с низа колонны ректификации - остатка, с вводом водяного пара в низ ее и отпарной секции.

Изобретение относится к технологии переработки газообразных и жидких углеводородов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

Изобретение относится к транспорту нефти и может быть использовано в нефтяной промышленности для подготовки высоковязкой парафинистой нефти к трубопроводному транспорту путем снижения массовой доли парафина, а также уменьшения вязкости и температуры застывания нефти.

Изобретение описывает композицию автомобильного бензина, которая содержит изомеризат, ароматические углеводороды, метил-трет-бутиловый эфир, алкилбензин, бензиновую фракцию, при этом в качестве изомеризата используют концентрат изопарафиновых углеводородов С5-С6 установки изомеризации легких бензиновых фракций с рециклом нормального гексана или изомеризата с полным рециклом нормального пентана и нормального гексана, в качестве ароматических углеводородов используют толуол, в качестве бензиновой фракции используют бензин, полученный каталитическим крекингом глубоко гидроочищенного вакуумного дистиллата, и дополнительно содержит изобутан и антиокислительную присадку Агидол при следующем соотношении компонентов, мас.%: концентрат изопарафиновых углеводородов С5-С6 15-32, толуол 26-35, метил-трет-бутиловый эфир 13-14,6, алкилбензин до 15, изобутан 1-8, Агидол до 0,2, бензин, полученный каталитическим крекингом глубоко гидроочищенного вакуумного дистиллата, до 100. Технический результат заключается в получении композиции автомобильного бензина для современных гоночных, спортивных автомобилей, скутеров, мотоциклов, картов, а также форсированных внедорожников, которая обладает высокими антидетонационными свойствами и полностью соответствует Техническим регламентам FIA и FIM, а также ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004) на автомобильные бензины. 4 табл.
Наверх