Способ испытания транспортного средства (варианты)

Группа изобретений относится к области испытаний автотранспортных средств, а именно к испытаниям на статическую поперечную устойчивость транспортного средства. Способ испытания транспортного средства включает размещение транспортного средства на опорной горизонтальной поверхности и приложение к нему усилия. Создают опрокидывающий момент относительно продольной оси транспортного средства до отрыва колес одной его стороны от опорной горизонтальной поверхности. Затем прилагают усилие к подрессоренной части транспортного средства перпендикулярно его продольной оси в плоскости, проходящей через геометрический центр масс, после чего измеряют угол крена подрессоренной части. По первому варианту определяют угол статической поперечной устойчивости транспортного средства. По второму варианту определяют величину опрокидывающего момента и вычисляют угол статической поперечной устойчивости транспортного средства. Достигается возможность испытания транспортного средства на статическую поперечную устойчивость без применения стенда с опрокидывающей платформой. 2 н. и 2 з.п ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к области испытаний автотранспортных средств, а именно к испытаниям на статическую поперечную устойчивость транспортного средства.

Известен способ определения угла статической поперечной устойчивости транспортного средства, регламентированный межгосударственным стандартом [ГОСТ 31507-2012 «Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования и методы испытаний». М.: Стандартинформ, 2012 г., с. 53]. Способ заключается в том, что испытуемое транспортное средство устанавливают на опорной поверхности опрокидывающей платформы таким образом, чтобы его продольная ось была параллельна оси поворота платформы. Управляемые колеса транспортного средства должны находиться в положении, соответствующем прямолинейному движению. Стояночный тормоз при этом должен быть включен. Платформу наклоняют до величины угла, при которой наблюдается отрыв колес одной стороны одиночного транспортного средства от опорной поверхности. Эта величина и принимается за αсу - угол статической поперечной устойчивости транспортного средства.

Для вновь создаваемых лабораторий по испытаниям автомобилей применение данного метода представляет собой сложную техническую задачу, так как опрокидывающий стенд - дорогостоящее сооружение, довольно сложное в изготовлении. Кроме того, необходимы значительные площади для его стационарного размещения и, наконец, требуются средства на его эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт и пр.

Наиболее близким к заявляемому является способ испытания транспортного средства [Патент №2244911, G01M 17/00, B60T 17/22. Способ испытания стояночной тормозной системы транспортного средства. Блянкинштейн И.М., Ильин A.M. заявл. 07.08.2000, опубл. 20.01.2005], для реализации которого необходимы лебедка, трос, динамометр и испытуемое транспортное средство. Испытания проводят следующим образом. Устанавливают транспортное средство на опорную горизонтальную поверхность. Трос лебедки через динамометр прикрепляется к испытуемому транспортному средству спереди. Включают привод лебедки, развивают усилие в направлении продольной оси и контролируют по динамометру заданное усилие. Если транспортное средство с включенной стояночной тормозной системой остается неподвижным при приложенном усилии, то стояночная тормозная система исправна и наоборот.

Недостатком данного способа является то, что прикладываемое усилие к транспортному средству направлено вдоль его продольной оси, что не позволяет применить его для оценки поперечной статической устойчивости транспортного средства. В то же время определение параметра статической поперечной устойчивости транспортных средств регламентировано техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» и обязательно при сертификации автомобилей и для оценки их безопасности.

Задачей изобретения является создание возможности испытания транспортного средства на статическую поперечную устойчивость без применения стенда с опрокидывающей платформой с обеспечением эквивалентности измерения методу, регламентированному вышеназванным стандартом.

Поставленная задача решается тем, что в способе испытаний транспортного средства, включающем размещение транспортного средства на опорной горизонтальной поверхности и приложение к нему усилия, согласно изобретению создают опрокидывающий момент относительно продольной оси транспортного средства до отрыва колес одной его стороны от опорной горизонтальной поверхности, прилагая усилие к подрессоренной части транспортного средства перпендикулярно его продольной оси в плоскости, проходящей через геометрический центр масс, при этом измеряют угол φ крена подрессоренной части транспортного средства и определяют угол αсу статической поперечной устойчивости транспортного средства.

Поставленная задача достигается тем, что в способе испытаний транспортного средства, включающем размещение транспортного средства на опорной горизонтальной поверхности и приложение к нему усилия, согласно изобретению создают опрокидывающий момент относительно продольной оси транспортного средства до отрыва колес одной его стороны от опорной горизонтальной поверхности, прилагая усилие к подрессоренной части транспортного средства перпендикулярно его продольной оси в плоскости, проходящей через геометрический центр масс, при этом измеряют угол φ крена подрессоренной части транспортного средства и величину опрокидывающего момента Mо=F·H, а угол αсу статической поперечной устойчивости транспортного средства определяют по формуле

αсу=arcsin (Mо/(Gп·b·0,5)·tg((φ)), где

Mо=F·H - опрокидывающий момент, Н·м;

F - сила, приложенная к кузову транспортного средства, Н;

H - высота приложения силы, м;

b - ширина колеи транспортного средства, м;

Gп - сила тяжести массы подрессоренной части транспортного средства, Н.

При этом возможно создание опрокидывающего момента путем приложения усилия к подрессоренной части транспортного средства (кузову, раме) с помощью грузоподъемного механизма.

На фиг. 1 представлена схема реализации предлагаемого способа посредством лебедки и рулетки, на фиг. 2 представлена схема реализации предлагаемого способа посредством грузоподъемного механизма и рулетки, на фиг. 3 - реализация предлагаемого способа посредством лебедки, динамометра и рулетки, на фиг. 4 - схема нагружения транспортного средства на горизонтальной поверхности боковой силой F, на фиг. 5 представлена схема поперечного наклона транспортного средства на наклонной опорной поверхности при наличии упругой подвески.

На фиг. 1 - 3 приняты обозначения: 1 - опорная горизонтальная поверхность с упорным бруском 2, 3 - лебедка, 4 - трос, 5 - рулетка, 6 - испытуемое транспортное средство, 7 - грузоподъемный механизм (домкрат или кран-балка), 8 - динамометр.

Предлагаемый способ по схеме, представленной на фиг. 1, реализуют следующим образом. Транспортное средство 6 устанавливают на опорную горизонтальную поверхность 1 вдоль упорного бруска 2. Трос 4 лебедки 3 прикрепляют к подрессоренной части испытуемого транспортного средства в плоскости, проходящей через геометрический центр масс (или как можно ближе к нему). Включают привод лебедки, развивают усилие до момента отрыва колес одной стороны транспортного средства от опорной поверхности. В момент отрыва всех колес одной стороны транспортного средства от опорной поверхности измеряют величину угла крена подрессоренной части автомобиля φ путем измерения рулеткой 5 высот (смещений в вертикальной плоскости) симметричных меток, предварительно нанесенных на кузове транспортного средства. Для нахождения угла αсу статической поперечной устойчивости необходимо определить значение h - высоты центра масс транспортного средства, которое можно взять в технических условиях производителя транспортного средства либо получить путем взвешивания транспортного средства по известной методике [Дорожные испытания автомобилей. С.А. Лаптев. М.: Машиностроение. 1962 г., с. 315]. Угол αсу статической поперечной устойчивости транспортного средства определяют по известной в теории автомобилей формуле:

b - ширина колеи транспортного средства, м;

h - высота центра масс транспортного средства, м;

φ - угол крена подрессоренной части транспортного средства, град.

Предлагаемый способ по схеме, представленной на фиг. 2, реализуется следующим образом. Транспортное средство 6 устанавливают на опорную горизонтальную поверхность 1 вдоль упорного бруска 2. С помощью домкрата или кран-балки 7 создают вертикально направленное усилие, приложенное к подрессоренной части автомобиля до момента отрыва колес транспортного средства от опорной поверхности. В момент отрыва всех колес одной стороны транспортного средства от опорной поверхности измеряют величину угла крена подрессоренной части автомобиля φ путем измерения рулеткой высот (смещений в вертикальной плоскости) симметричных меток, предварительно нанесенных на кузове транспортного средства. Угол αсу статической поперечной устойчивости транспортного средства определяют по формуле (1).

Предлагаемый способ по варианту 2 реализуется по схеме, представленной на фиг. 3. Транспортное средство 6 устанавливают на опорную горизонтальную поверхность 1 вдоль упорного бруска 2. Трос 4 лебедки 3 прикрепляется к подрессоренной части испытуемого транспортного средства 6 в плоскости, проходящей через геометрический центр масс (или как можно ближе к нему). Включают привод лебедки, развивают и контролируют по динамометру усилие до момента отрыва колес одной стороны транспортного средства от опорной поверхности. Для нахождения угла поперечной статической устойчивости необходимо знать величину Gп - массу подрессоренной части транспортного средства. Угол αсу статической поперечной устойчивости транспортного средства определяют по формуле

Mо=F·H - опрокидывающий момент, Н·м;

F - сила, приложенная к кузову автомобиля посредством лебедки, Н;

H - плечо приложения силы, м;

b - ширина колеи транспортного средства, м;

Gп - сила тяжести массы подрессоренной части автомобиля, Н.

Доказательство работоспособности предложенного способа проведем аналитически. Для этого рассмотрим схему (фиг. 5) крена транспортного средства, стоящего на наклоненной платформе с углом α, при деформации упругих элементов в подвеске и радиальной деформации шин. Опрокидывающий момент имеет величину

а роль восстанавливающего момента играет момент упругости подрессоренной массы транспортного средства в положении неустойчивого («безразличного») равновесия

Gп - сила тяжести массы подрессоренной части АТС, Н ;

hкп - плечо крена подрессоренной массы, м;

CΣуп - суммарная жесткость упругих элементов;

Δуп - деформация упругих элементов;

bу - рессорная база, м.

Из равенства Mо=Mуп получим плечо крена подрессоренной массы

Составим уравнения вертикальных реакций для правого и левого борта соответственно

φ - угол крена подрессоренной массы, град.;

Δb - величина смещения центра масс, определяемая как

Решая совместно (7), (8), получим

а затем в (9) подставив значение hкп (5), получим окончательный вариант уравнения распределения вертикальных реакций для правого борта транспортного средства

В момент начала опрокидывания транспортного средства правая реакция Ζп будет равна нулю. Следовательно, приравняв выражение (10) к нулю, можно будет определить величину угла α.

Теперь рассмотрим способ определения угла статической поперечной устойчивости αсу методом приложения опрокидывающего момента к транспортному средству, размещенному на горизонтальной опорной площадке. Рассмотрим предлагаемую схему (фиг. 4) крена транспортного средства, стоящего на горизонтальной опорной поверхности, при деформации упругих элементов в подвеске и радиальной деформации в шинах, обусловленных приложением к кузову боковой силы F, как минимум до начала отрыва колес правого борта от опорной поверхности. Опрокидывающий момент имеет величину, определяемую как

F - боковая сила, Н;

H - плечо приложения силы F, м.

А восстанавливающий момент (момент сопротивления сил упругих элементов подвески) определяется как

FΣуп - суммарная сила сопротивления упругих элементов подвески, н.

Из равенства Mо=Mв получим FΣуп

или, используя (4),

Рассмотрим уравнение вертикальной реакции правой стороны транспортного средства Ζп в положении отрыва колес правого борта от опорной поверхности в момент неустойчивого («безразличного») равновесия. Это уравнение (10) будет равно нулю тогда, когда будет равна нулю его составляющая

Решая совместно (15), (13) и выражая sinα, получим уравнение для нахождения угла статической поперечной устойчивости транспортного средства (предельного угла наклона опрокидывающей платформы, т.е. α=αсу)

откуда α=αсу=arcsin(Мо/(Gп·b·0,5)·tg((p))

Таким образом, получили искомую формулу (2).

Необходимые условия для реализации предлагаемых вариантов способа испытания транспортных средств следующие. Для применения способа испытаний по варианту 1 необходимо знать параметр h - высоту центра масс транспортного средства. А для реализации способа испытаний по варианту 2 необходимо знать параметр Gn - массу подрессоренной части транспортного средства.

Предлагаемый способ испытания транспортного средства обладает преимуществом в сравнении с прототипом, так как в дополнение к испытанию тормозных свойств транспортных средств он позволяет испытывать их на статическую поперечную устойчивость. Кроме того, он обладает преимуществом в сравнении со способом испытаний, регламентированным ГОСТ 31507-2012, т.к. позволяет определять угол статической поперечной устойчивости транспортных средств на горизонтальной площадке и отказаться от использования крупногабаритных и технически сложных стендов с опрокидывающей платформой и, следовательно, снизить затраты на проведение испытаний.

1. Способ испытания транспортного средства, включающий размещение транспортного средства на опорной горизонтальной поверхности и приложение к нему усилия, отличающийся тем, что создают опрокидывающий момент относительно продольной оси транспортного средства до отрыва колес одной его стороны от опорной горизонтальной поверхности, прилагая усилие к подрессоренной части транспортного средства перпендикулярно его продольной оси в плоскости, проходящей через геометрический центр масс, при этом измеряют угол φ крена подрессоренной части и определяют угол αсу статической поперечной устойчивости транспортного средства.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что опрокидывающий момент создают путем приложения усилия к подрессоренной части транспортного средства с помощью грузоподъемного механизма.

3. Способ испытания транспортного средства, включающий размещение транспортного средства на опорной горизонтальной поверхности и приложение к нему усилия, отличающийся тем, что создают опрокидывающий момент относительно продольной оси транспортного средства до отрыва колес одной его стороны от опорной горизонтальной поверхности, прилагая усилие к подрессоренной части транспортного средства перпендикулярно его продольной оси в плоскости, проходящей через геометрический центр масс, при этом измеряют угол φ крена подрессоренной части, определяют величину опрокидывающего момента Mo, вычисляют угол αсу статической поперечной устойчивости транспортного средства из выражения:
αсу=arcsin ((Mo/Gп·b·0,5)·tg(φ)), где
Mo=F·H - опрокидывающий момент, Н·м;
F - сила, приложенная к подрессоренной части транспортного средства, Н;
Н - плечо приложения силы, м;
b - ширина колеи транспортного средства, м;
φ - угол крена подрессоренной части транспортного средства, град.;
Gп - сила тяжести массы подрессоренной части, Н.

4. Способ по п. 3, отличающийся тем, что опрокидывающий момент создают путем приложения усилия к подрессоренной части транспортного средства с помощью грузоподъемного механизма.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к способам проведения однонаправленных испытаний на износ динамическим способом для определения механического ресурса шаровых шарниров передней подвески легкового автомобиля.

Стенд содержит основание, направляющие, привод, устанавливаемые с возможностью замены друг на друга кривошипно-ползунный механизм или сменные эксцентрики различных форм и размеров, предназначенные для имитации условий эксплуатации и контактирующие с роликом, устройство регулировки амплитуды колебаний, верхнюю и нижнюю плиты с фиксаторами и опорами для крепления гасителя, съемные упругие элементы, пластину с грузом, силоизмерительное устройство, П-образный корпус крепления верхней головки шатуна или ролика, контактирующего с эксцентриком.

Изобретение относится к области технической диагностики и контроля технического состояния транспортных средств и предназначено, в частности, для контроля за состоянием сочленений элементов подвески транспортного средства.

Изобретение относится к испытательной технике. .

Изобретение относится к средствам диагностики колеса воздушного судна. .

Изобретение относится к способам определения эффективности амортизаторов транспортных средств. .

Изобретение относится к устройствам для испытания амортизаторов. .

Изобретение относится к устройствам для испытания транспортных средств, в частности к устройствам для испытания подвески транспортного средства с пневматическими шинами.

Изобретение относится к области испытаний амортизаторов и может быть использовано при проектировании вибрационной защиты различных технических систем и устройств.

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к устройствам для подъема кантованием аварийно опрокинутого колесного транспортного средства.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам, предназначенным для кантования двухосных подкатных тележек автоприцепов, и может быть использовано на конвейерном производстве при сборке прицепной техники.

Изобретение относится к области механизации вспомогательных процессов при ремонте транспортной техники. .

Изобретение относится к устройствам для технического обслуживания машин, в частности к конструкции подъемно-транспортных и диагностических устройств для технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств.

Изобретение относится к техническому обслуживанию машин, в частности к конструкции подъемно-транспортных и диагностических устройств для технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств.

Изобретение относится к техническому обслуживанию машин, в частности к конструкции подъемно-транспортных и диагностических устройств для технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств.

Изобретение относится к машиностроению и применяется для подъема легковых автомобилей при их техобслуживании и ремонте. .

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для технического осмотра автотранспортных средств. Стенд для диагностирования сайлентблоков подвески автотранспортных средств включает электродвигатель, соединенный с гидронасосом, гидробак, рычаг с испытуемым сайлентблоком и устройство для перемещения рычага. Устройство для перемещения рычага выполнено в виде кривошипно-шатунного механизма, установленного с возможностью изменения радиуса кривошипа и длины шатуна. Шатун закреплен к платформе, установленной с возможностью перемещения по вертикали по направляющим. Платформа снабжена датчиком перемещения и согласующим устройством, установленным с возможностью перемещения по горизонтали. На согласующем устройстве жестко закреплен датчик силы, соединенный через шаровой шарнир с рычагом. Датчики силы и перемещения соединены с аналого-цифровым преобразователем, подключенным к электронно-вычислительной машине. Кривошипно-шатунный механизм через редуктор и гидромотор соединен с гидронасосом. Достигается повышение точности и оперативности диагностирования и снижение вероятности постановки ложных диагнозов. 1 ил.
Наверх