Способ контроля подсистемы, установленной в транспортном средстве

Изобретение относится к способу для контроля установленной в транспортном средстве подсистемы по нейтрализации отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, при котором блок диагностики проверяет подсистему во время циклов движения транспортного средства на предмет выявления системной ошибки, причем проверку осуществляют в отношении как возникновения, так и устранения системной ошибки, характеризующемуся тем, что посредством блока диагностики на основании частоты распознавания возникновения и устранения системной ошибки осуществляют оценку неправомерного вмешательства для определения того, имеет ли место неправомерное вмешательство в подсистему, причем при распознавании возникновения системной ошибки и нераспознавании ее устранения активируют ограничительный режим эксплуатации или оставляют в силе активированный ограничительный режим эксплуатации, при котором ограничивают эксплуатацию транспортного средства после истечения заранее задаваемого количества циклов движения или после достижения заранее задаваемого пробега. Техническим результатом является обеспечение надежности распознавания неправомерных манипуляций с системой. 18 з.п. ф-лы, 1 табл.

 

Изобретение относится к способу контроля установленной в транспортном средстве подсистемы нейтрализации отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, охарактеризованному в ограничительной части пункта 1 формулы изобретения.

Установленные в транспортных средствах подсистемы, например системы охлаждения, системы смазки, крепежные системы безопасности пассажиров или другие и подобные системы безопасности, часто подвергаются проверке на предмет их надлежащего функционирования или на наличие системных ошибок. Обычно системная ошибка передается водителю транспортного средства в виде сигнала индикации, призывая его к устранению неисправности.

Так, например, в заявке DE 19548684 А1 описан способ, при котором важные применительно к отработавшим газам сбои транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания с помощью бортового средства в форме датчика распознаются, документируются, оцениваются в схемном блоке и при необходимости выводятся на индикацию с помощью лампы сигнализации о неисправности.

При некоторых неисправностях, исходя из законодательных положений и предписаний об ответственности, может возникнуть необходимость в гарантированном устранении системной ошибки. Это требование может действовать также в случае, когда хотя и производится мнимое или фактическое устранение системной ошибки, однако, с осуществлением недопустимого вмешательства в контролируемую подсистему, которое, например, временно деактивирует индикацию системной ошибки без устранения, в частности, предусмотренным образом причины, лежащей в основе системной ошибки. Такое вмешательство следует рассматривать как неправомерное вмешательство.

В основу изобретения была положена задача предложить способ контроля установленной в транспортном средстве подсистемы, который обеспечил бы максимально надежное распознавание неправомерных манипуляций с системой.

Эта задача решается с помощью способа, охарактеризованного в независимом пункте 1 формулы.

Таким образом, способ контроля установленной в транспортном средстве подсистемы нейтрализации отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, при осуществлении которого блок диагностики проверяет подсистему по меньшей мере во время циклов движения транспортного средства на предмет выявления системной ошибки, причем проверку осуществляют в отношении как возникновения, так и устранения системной ошибки. В соответствии с изобретением посредством блока диагностики на основании частоты распознавания возникновения и устранения системной ошибки осуществляют оценку неправомерного вмешательства для определения того, имеет ли место неправомерное вмешательство в подсистему, причем при распознавании возникновения системной ошибки и нераспознавании ее устранения активируют ограничительный режим эксплуатации или оставляют в силе активированный ограничительный режим эксплуатации, при котором ограничивают эксплуатацию транспортного средства после истечения заранее задаваемого количества циклов движения или после достижения заранее задаваемого пробега.

Изобретение основано на том познании, что в случае распознавании возникновения системной ошибки или устранения системной ошибки в отдельном случае часто невозможно надежное распознавание неправомерного вмешательства. В противоположность этому в случае многократных возникновений или устранений системной ошибки в пределах определенного интервала времени, пробега (участков пути) или при большом количестве предпочтительно следующих друг за другом циклов движения на основании оценки частоты этих событий неправомерное вмешательство может быть с высокой надежностью распознано или также исключено. Для оценки факта наличия неправомерного вмешательства могут также удачно использоваться статистические методы, которые оценивают частоту распознанных событий, относящихся к возникновению и/или устранению системной ошибки. При этом частота может служить в смысле абсолютной частоты, то есть как количество событий, касающихся возникновения и/или устранения системой ошибки в пределах определенного интервала времени, пути движения или количества предпочтительного поочередно следующих друг за другом циклов движения, для оценки неправомерного вмешательства. Может быть, однако, привлечена также относительная частота, при которой распознанное количество событий, касающихся возникновения и/или устранения системной ошибки, может рассматриваться применительно к иному количеству циклов движения, в частности к общему количеству циклов движения, или к количеству циклов движения без распознавания неисправности. Неправомерное вмешательство рассматривается как состоявшееся, если возникновение или устранение системной ошибки следует объяснить произведенным пользователем транспортного средства недопустимым образом, в частности, преднамеренно осуществленным вмешательством в подсистему. В качестве такового можно рассматривать, например, преднамеренное отключение одной функции контроля или одного компонента системы без целесообразной с технической точки зрения причины для этого.

В соответствии с изобретением предусмотренный блок диагностики проверяет подсистему по меньшей мере во время циклов движения транспортного средства. При этом под циклами движения следует понимать, в частности, непрерывный интервал времени между одним запуском двигателя и следующим за ним отключением двигателя, который охватывает режим эксплуатации транспортного средства. При этом сюда предпочтительно одновременно включают состояние готовности к эксплуатации транспортного средства, или двигатели, или подсистемы (включение зажигания).

Для распознавания возникновения или устранения системной ошибки блок диагностики может распознавать и обрабатывать сигналы от датчиков и/или параметры эксплуатационного состояния транспортного средства или двигателя. В случае распознавания системной ошибки активируют ограничительный режим эксплуатации или ограничительный режим эксплуатации продолжает действовать, если он уже был активирован. При этом ограничительным режимом эксплуатации предусматривается ограничение общей характеристики управляемости транспортного средства после истечения заранее задаваемого количества циклов движения или после прохождения заранее задаваемого отрезка пути без распознавания устранения системной ошибки. Предпочтительно пользователь транспортного средства информируется об этом индикацией. Ограничение эксплуатации транспортного средства может охватывать, например, ограничение мощности двигателя, скорости движения или предотвращение возможности повторного запуска двигателя после его отключения. Если при активированном ограничительном режиме эксплуатации не происходит своевременного устранения системной ошибки, предусмотрено автоматическое поддержание состояния ограничения эксплуатации транспортного средства.

В случае контролируемой подсистемы транспортного средства речь может идти, например, о системе охлаждения, системе смазке, средствах обеспечения безопасности перевозки пассажиров или иной системе безопасности. Могут контролироваться также подсистемы, которые, в свою очередь, осуществляют функциональные проверки, например, в отношении перегрузки транспортного средства, системы блокировки дверей транспортного средства и т.п.

В исполнении изобретения контролируемой подсистемой является система нейтрализации отработавших газов, приданная двигателю внутреннего сгорания транспортного средства. Это могут быть катализаторы очистки отработавших газов, пылевые фильтры и компоненты для их надлежащей эксплуатации, например датчики отработавших газов, клапаны и т.д.

В случае предпочтительного исполнения изобретения в случае контролируемой подсистемы речь идет о системе нейтрализации отработавших газов путем селективного каталитического восстановления (СКВ) для снижения содержания оксидов азота в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания, и блок диагностики проверяет СКВ-систему нейтрализации отработавших газов в отношении важных в отношении расхода системных ошибок, которые в сравнении с исправными СКВ-системами нейтрализации отработавших газов влекут за собой существенно меньший расход восстановителя селективного каталитического восстановления, предусмотренного для снижения содержания оксидов азота.

Типичным образом СКВ-система нейтрализации отработавших газов содержит так называемый катализатор селективного каталитического восстановления, который способен с помощью восстановителя каталитическим методом снижать содержание оксидов азота при избытке кислорода. При этом восстановитель находится в резервуаре на борту транспортного средства и с помощью дозирующей системы подводится к отработавшему газу вверх против течения катализатора селективного каталитического восстановления с целью снижения содержания оксидов азота. В типичном случае в качестве восстановителя используется водный раствор мочевины. Могут использоваться, однако, и другие, в частности, содержащие аммиак восстановители, например твердая мочевина, карбамат, амины, содержащие аммиак комплексные соединения или подобные им. Дозирующая система, резервуар, катализатор и другие использующиеся для нормальной работы СКВ-системы нейтрализации отработавших газов компоненты причисляются при этом к СКВ-системе. Функции компонентов СКВ-системы нейтрализации отработавших газов по меньшей мере частично проверяются и контролируются блоком диагностики.

Расход восстановителя связан с производственными издержками. По этой причине предусмотрено распознавание неправомерного вмешательства с помощью блока диагностики, который служит предотвращению или снижению этих эксплуатационных расходов. Если расход восстановителя существенно уменьшается по сравнению с количеством, обычным для соответствующего эксплуатационного состояния, то также ухудшается или затрудняется предусмотренное или предписанное снижение содержания оксидов азота. По этой причине распознанные ошибки распознаются в СКВ-системе нейтрализации отработавших газов и предпочтительно выводятся на индикацию. При этом под значительным снижением расхода следует понимать снижение на величину по меньшей мере 20%, предпочтительно по меньшей мере 30% или еще более значительное снижение по сравнению с количеством, предусмотренным для безупречно работающей СКВ-системе нейтрализации отработавших газов. В частности, под этим следует понимать уменьшенный по меньшей мере приблизительно до нуля расход восстановителя системы селективного каталитического восстановления. В целях устранения ошибки с известной надежностью предпочтительно одновременно с распознаванием ошибки активируется или продолжает действовать ограничительный режим эксплуатации. При этом следует исключить неправомерное вмешательство, которое повлекло за собой недопустимое замедление или недопущение устранения ошибки. Аналогично не подлежит рассмотрению или распознаванию неправомерное вмешательство, которое препятствует наступлению состояния ограничения общих характеристик управляемости транспортного средства без устранения на длительное время лежащего основополагающего существенного уменьшения расхода восстановителя.

С этой целью в особо предпочтительном следующем исполнении изобретения предусматривается, что для блока диагностики предусматривается запоминающее устройство, содержащее ячейки памяти для по меньшей мере определенных в течение циклов движения статусных информационных данных, причем статусные информационные данные касаются по меньшей мере возникновения и/или устранения важной в отношении расхода системной ошибки и/или активизации ограничительного режима эксплуатации, и статусные информационные данные для большого количества поочередно следующих циклов движения записывают в запоминающее устройство и по меньшей мере частично привлекают для оценки неправомерного использования. Вследствие предусмотренного в соответствии с изобретением большого количества ячеек памяти для статусных информационных данных возможно особо надежно распознавание и оценка частоты распознавания или устранения системной ошибки и, за счет этого, может особо надежно распознаваться неправомерное вмешательство. Предпочтительным образом возможна также статистическая оценка сохраненных статусных информационных данных о большом количестве циклов движения.

В следующем исполнении изобретения при активированном ограничительном режиме эксплуатации производят уменьшение количества допущенных для нормальной эксплуатации транспортного средств оставшихся процессов запуска двигателя или располагаемого остаточного пробега, начиная с заранее задаваемого стартового значения. Под допущенными для нормальной эксплуатации транспортного средства процессами запуска двигателя следует понимать при этом предпочтительно такие запуски двигателя, которые отвечают заданным краевым условиям, которые содержат, например, примыкающий минимальный отрезок пути или минимальное время эксплуатации двигателя. За счет этого можно избежать преждевременного ограничения эксплуатации транспортного средства без действительной вины пользователя транспортного средства. Предпочтительно водитель транспортного средства принимает индикацию об активации и протекании ограничительного режима эксплуатации. В результате этого он, с одной стороны, информируется о наличии распознанной системной ошибки и, с другой стороны, о последствиях ее неустранения.

При уменьшенном до нуля количестве процессов запуска двигателя или остаточных отрезков пути пользователь транспортного средства при нормальных обстоятельствах более не в состоянии произвести новый запуск двигателя или вновь начать движение. Однако предпочтительным образом для авторизованного сервисного персонала предусмотрена возможность за счет доступа к диагностическому устройству произвести один или несколько запусков или произвести движение на следующем, в частности, задаваемом отрезке движения. Таким образом, может осуществляться гибкое реагирование на аварийные ситуации. Если системная ошибка устраняется своевременно до уменьшения до нуля допущенных оставшихся процессов запуска или до уменьшения до нуля остаточного отрезка пути, то в этом случае в целом ограничительный режим эксплуатации вновь автоматически деактивируется блоком диагностики, и стартовое значение вновь возвращается на свое заранее заданное стартовое значение.

С другой стороны, в следующем исполнении изобретения предусмотрено, что в нормальном режиме при распознанном устранении системной ошибки деактивация активированного ограничительного режима эксплуатации допускается лишь в том случае, если в ходе оценки неправомерного вмешательства не выявляется неправомерного вмешательства. Альтернативно или дополнительно предусмотрено, что распознанное устранение ошибки считается недействующим, если оценка неправомерного вмешательства выявила неправомерное вмешательство. За счет этого исключается возможность вывода системы контроля из действия в результате, в частности, многократных или продолжающихся неправомерных вмешательств. При этом нормальный режим является обычным, предусмотренным для пользователя транспортного средства режимом эксплуатации транспортного средства. Сюда не относится, предпочтительно, проводимое авторизованным сервисным персоналом или иными лицами вмешательство в блок диагностики или замена или восстановление компонентов системы, которые служат для восстановления нормальных характеристик управляемости транспортного средства, нарушенных в результате технических неисправностей.

В частности, для обеспечения свободы действий применительно к безопасности и, по возможности, максимального исключения ошибочных заключений или посторонних влияний на принятие решения в отношении ограничения общих характеристик управляемости транспортным средством в следующем исполнении изобретения предусмотрено, что блок диагностики проверяет, существуют ли для оцениваемого валидным циклом движения условия, включающие заранее задаваемые значения для по меньшей мере одного минимального времени движения, и/или одного минимального отрезка пути, и/или одной минимальной скорости движения транспортного средства, и/или периода времени нахождения двигателя в состоянии покоя в одном цикле движения и/или между двумя циклами движения. При этом дополнительно могут определяться и опрашиваться дополнительные условия, которые должны существовать для наличия одного, оцененного валидным циклом движения. До тех пор пока цикл движения не будет оценен как валидный, в соответствии с этим исполнением изобретения, в частности, не производится уменьшения количества оставшихся процессов повторного запуска или оставшегося остаточного участка пути.

Для оценки частоты для распознавания возникновения и/или устранения системной ошибки относительно неправомерного вмешательства в следующем исполнении изобретения предусмотрено, что записанные в запоминающее устройство блока диагностики статусные информационные данные касательно наличия валидного цикла движения и/или касательно активации ограничительного режима эксплуатации из большого количества выполненных циклов движения могут привлекаться для оценки неправомерного вмешательства. Таким образом может статистически подкрепляться решение или заключение в отношении неправомерного вмешательства.

В следующем исполнении изобретения для определения неправомерного вмешательства предусмотрен индекс неправомерного вмешательства, который вновь определяется по меньшей мере для каждого валидного цикла движения, и неправомерное вмешательство рассматривается как имевшее место в случае, если индекс неправомерного вмешательства достигает заранее задаваемого предельного значения или превышает его. За счет этого достигается дальнейшее повышение надежности оценки неправомерного вмешательства. При этом особенно предпочтительным оказался случай, когда в следующем исполнении изобретения индекс неправомерного вмешательства коррелируется с количеством распознанных событий, касающихся возникновения и устранения системных ошибок. Это позволяет, в частности, надежно распознавать повторные манипуляции с неправомерными вмешательствами в контролируемую подсистему.

В этой связи дальнейшее улучшение надежности может быть достигнуто в случае, если в следующем исполнении изобретения определенный в ходе по меньшей мере каждого валидного цикла движения индекс записывается в одну приданную соответствующему циклу движения ячейку памяти запоминающего устройства блока диагностики и для определения приданного одному соответствующему циклу движения индекса обращаются к величине индекса предшествовавших циклов движения. Целесообразно продолжать записывать индекс неправомерного вмешательства при поочередно следующих, в частности валидных, циклах движения с тем, чтобы суметь точно отличить преднамеренно произведенные вмешательства в систему от случайных или произведенных надлежащим образом статусных изменений.

Дальнейшие преимущества, признаки и подробности изобретения вытекают из последующего описания предпочтительных примеров исполнения. Названные выше в описании признаки и комбинации признаков, а также упоминающиеся в последующем признаки и комбинации признаков могут применяться не только в соответственно указанной комбинации, но и в других комбинациях, а также по отдельности, не выходя за рамки изобретения.

В последующем на основании таблицы 1 показан предпочтительный принцип в совокупности со статусными информационными данными, указанными в таблице и внесенными в накопитель неисправностей блока диагностики. Без ограничения универсальности при этом исходят из того, что блок диагностики специально проверяет СКВ-систему нейтрализации отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства на предмет наличия системных ошибок, которые влекут за собой существенно меньшее потребление раствора мочевины, предусмотренного для снижения содержания оксидов азота. Такого рода системная ошибка может быть вызвана, например, прерыванием электропитания дозирующего модуля или системы управления дозатора для дозирования раствора мочевины.

Таблица 1
Цикл движения
Номер цикла
n n+1 n+2 n+3 n+4 n+m n+m+1
Бит В ошибки 0 0 1 1 1 1 1
Бит М статуса 0 0 1 1 1 1 1
Повторные запуски R R R R-1 R-2 1 0
Индекс kx kn kn+ kn+ kn+ kn+ kn+ kn+m+

Таблица 1 лишь примерным образом и в виде фрагмента воспроизводит внесения в содержащее большое количество ячеек памяти запоминающее устройство блока диагностики. При этом первая строка придана количеству непосредственно поочередно следующих циклов F движения, которые в данном случае оснащены текущей нумерацией. Во вторую строку для соответствующего цикла F движения вносится бит В ошибки, который указывает на то, присутствует ли системная ошибка или было ли распознано в ходе системной проверки возникновение или устранение системной ошибки. В третью строку для соответствующего цикла F движения вносится бит М статуса, который указывает, активирован ли ограничительный режим эксплуатации, который при его наличии ограничил бы количество еще оставшихся допущенных запусков двигателя для нормального режима эксплуатации без сброса установленного бита В ошибки.

В четвертую строку внесено количество оставшихся повторных запусков, которые еще могут быть произведены после завершения соответствующего цикла F движения. В пятую и последнюю строки внесен индекс kx неправомерного вмешательства, который в количественном отношении показывает результат оценки неправомерного вмешательства для актуального цикла F движения, проведенной блоком диагностики.

В циклах F=n движения и F=n+1 движения, которые инициируются пользователем транспортного средства запуском двигателя или подачей рабочего напряжения (включение зажигания, «вкл.»), и которые завершаются после отключения двигателя или отключения рабочего напряжения (зажигание «откл.»), возникновение системной ошибки распознано не было и по этой причине соответственно бит В ошибки имеет нулевое значение. Поэтому отсутствует повод для выдачи сообщения об ошибке или активации ограничительного режима эксплуатации. Соответственно этому для бита М статуса внесен ноль и для транспортного средства в цикле F=n движения и цикле F=n+1 движения соответственно предусматривается такое же заранее задаваемое количество R допущенных будущих процессов запуска. При этом индикация ошибки остается в данном случае отключенной.

В цикле F=n+2 движения распознается системная ошибка и соответственно этому устанавливается бит В ошибки и активируется ограничительный режим эксплуатации и устанавливается бит М статуса. При этом предусмотрена выдача пользователю транспортного средства индикации о количестве оставшихся запусков двигателя и, следовательно, об активации ограничительного режима эксплуатации с предложением устранить ошибку. Если, как показано в настоящем случае, в последующих циклах F движения устранение ошибки не распознается и по этой причине бит В ошибки и бит М состояния остаются установленными, количество допущенных запусков двигателя для текущих циклов F движения уменьшается, начиная со стартового значения R до тех пор, пока в цикле F=n+m+1 движения число не достигнет нуля.

Что касается индекса kx неправомерного вмешательства в х-ом цикле F движения, то предусмотрено его определение по меньшей мере в зависимости от частоты распознавания возникновения и/или устранения системной ошибки и, таким образом, предпочтительно по меньшей мере в зависимости от количества внесений установленного бита В ошибки или бита М статуса. Предпочтительно также учитываются величина индекса kx неправомерного вмешательства в соответствующем предшествовавшем цикле F движения и приданное количество циклов F движения. В отношении индекса kx неправомерного вмешательства сообразно этому предпочтительно действует следующая общая формальная зависимость:

kx=f (kx-1, F, ∑(M), ∑(B))

При этом F означает количество привлеченных для оценки неправомерного вмешательства циклов движения, ∑(М) означает количество приданных ячеек памяти с установленным битом М статуса, а ∑(В) - количество приданных ячеек памяти с установленным битом В ошибки. Может быть также предусмотрено оставление одной или нескольких переменных kx-1, F, ∑(М), ∑(В) без внимания или же в качестве переменных могут использоваться другие, не приведенные здесь отдельно внесения статусов. Для логического связывания предпочтительно учтенных переменных kx-1, F, ∑(M), ∑(В) могут быть предусмотрены различные функциональные зависимости f( ), которые основываются, в частности, на оценке частоты распознавания возникновения и/или устранения системной ошибки, то есть учитывают частоту внесений установленного бита В ошибки или бита М статуса. Это достигается за счет зависимости индекса kx неправомерного вмешательства от величины ∑(М) или коррелируемой с ней величины. Если индекс kx неправомерного вмешательства достигает задаваемого или заранее заданного граничного значения или превышает его, то в этом случае неправомерное вмешательство рассматривается как состоявшееся. Тем самым предпочтительным образом используется известный факт, что при сравнительно большом количестве или высокой частоте внесения ошибок нормальная техническая причина ошибки является сравнительно мало вероятной и вероятным является скорее, напротив, недопустимое неправомерное вмешательство.

Вслед за циклом F=n+m+1 движения, с помощью которого количество возможных процессов запуска двигателя было уменьшено до нуля, могут предусматриваться различные следующие способы действия или реакции, которые предпочтительно зависят от того, достиг ли уже индекс kx критичного для распознавания неправомерного вмешательства граничного значения неправомерного вмешательства или превысил его в этом цикле F движения или перед этим циклом F движения. Во всяком случае предусмотрено, что непосредственно следующая за циклом F=n+m+1 движения попытка запуска двигателя останется безуспешной по меньшей мере в том случае, если не было распознано устранение неисправности или если установлен бит В ошибки. Например, посредством осуществляемого извне вмешательства авторизованного сервисного специалиста в блок диагностики может быть предусмотрен сброс оставшихся запусков на стартовое значение R, после чего вновь возможно выполнение по меньшей мере R процессов запуска двигателя. Может быть также предусмотрен в противоположность этому сброс на меньшее стартовое значение R′<R, в частности, в том случае, если во время следующего цикла движения вновь распознается системная ошибка. С помощью такого, в частности, предусмотренного для исключительных случаев или аварийных ситуаций авторизованного сервисного вмешательства допускается также сброс бита ошибки на нулевое значение. Такого рода сервисные вмешательства могут проводиться только авторизованным для этого сервисным персоналом.

Если в цикле F=n+m+1 движения индекс kx неправомерного вмешательства уже достиг или превысил критическое для распознавания неправомерного вмешательства граничное значение, предпочтительно предусмотрено разрешение сброса повторных запусков исключительно на уменьшенное относительно R стартовое значение R′<R или следующее уменьшенное стартовое значение R″<R, в частности, путем вмешательства авторизованного сервисного персонала в блок диагностики. Это предусмотрено предпочтительно также в том случае, если перед уменьшенным до нуля значением повторных запусков хотя и распознается устранение ошибки и производится возвращение на прежнее место бита В ошибки, индекс kx неправомерного вмешательства все же уже достиг критического граничного значения или превысил его.

Если при активированном ограничительном режиме эксплуатации перед уменьшенным до нуля значением повторных запусков распознается устранение ошибки и при необходимости производится возврат бита В ошибки, а индекс kx неправомерного вмешательства не достиг или не превысил критического граничного значения, то предусмотрено возвращение значения оставшихся запусков на стартовое значение R и возвращение на прежнее место бита М статуса. При этом предпочтительно предусмотрено, что индекс kx неправомерного использования не возвращается на прежнее место, а продолжает записываться с целью достижения возможности более надежной оценки последующих изменений статуса с учетом истории.

Понятно, что запоминающее устройство может содержать также следующие ячейки памяти для следующих статусных информационных данных, что здесь не описано отдельно. В частности, могут быть предусмотрены ячейки памяти для статусных информационных данных, относящихся к оценке действительности актуального цикла движения и/или произведенному испытанию системы и т.д. Они также могут привлекаться для оценки неправомерного вмешательства и для определения индекса kx неправомерного вмешательства.

Понятно, кроме того, что при авторизованном сервисном обслуживании вследствие уменьшенного до нуля значения оставшихся запусков производится анализ компонентов системы в отношении фактических сбоев с определением технической причины. При установлении технической причины ошибки в ходе авторизованного сервисного процесса предпочтительно производится также сброс введенных диагностических данных, которые привлекаются для оценки неправомерного вмешательства. При этом предпочтительно производится также сброс индекса kx неправомерного вмешательства.

1. Способ контроля установленной в транспортном средстве подсистемы нейтрализации отработавших газов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, при осуществлении которого блок диагностики проверяет подсистему по меньшей мере во время циклов движения транспортного средства на предмет выявления системной ошибки, причем проверку осуществляют в отношении как возникновения, так и устранения системной ошибки, отличающийся тем, что посредством блока диагностики на основании частоты распознавания возникновения и устранения системной ошибки осуществляют оценку неправомерного вмешательства для определения того, имеет ли место неправомерное вмешательство в подсистему, причем при распознавании возникновения системной ошибки и нераспознавании ее устранения активируют ограничительный режим эксплуатации или оставляют в силе активированный ограничительный режим эксплуатации, при котором ограничивают эксплуатацию транспортного средства после истечения заранее задаваемого количества циклов движения или после достижения заранее задаваемого пробега.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что контролируемая подсистема представляет собой систему нейтрализации отработавших газов путем селективного каталитического восстановления (СКВ) для снижения содержания содержащихся в отработавших газах двигателя внутреннего сгорания оксидов азота, а блок диагностики проверяет СКВ-систему нейтрализации отработавших газов на предмет выявления важных в отношении расхода системных ошибок, которые по сравнению с безупречно функционирующей СКВ-системой нейтрализации отработавших газов влекут за собой существенно уменьшенный расход СКВ-восстановителя, предусмотренного для снижения содержания оксидов азота.

3. Способ по п. 2, отличающийся тем, что для блока диагностики предусмотрено запоминающее устройство, которое содержит ячейки памяти для определенных по меньшей мере в ходе циклов движения статусных информационных данных, касающихся по меньшей мере возникновения и/или устранения важной в отношении расхода системной ошибки и/или активации ограничительного режима эксплуатации, и соответствующие статусные информационные данные для большого количества поочередно следующих циклов движения записывают в запоминающее устройство и по меньшей мере частично привлекают для оценки неправомерного вмешательства.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при активированном ограничительном режиме эксплуатации количество допущенных для нормальной эксплуатации транспортного средства оставшихся процессов запуска двигателя или величину располагаемого остаточного пробега уменьшают, начиная с заранее задаваемого стартового значения.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в нормальном режиме эксплуатации при распознанном устранении системной ошибки деактивацию активированного ограничительного режима эксплуатации допускают только в том случае, если оценка неправомерного вмешательства показывает, что неправомерное вмешательство отсутствует и/или что распознанное устранение ошибки считается недействительным, если оценка неправомерного вмешательства показывает наличие неправомерного вмешательства.

6. Способ по п. 2, отличающийся тем, что в нормальном режиме эксплуатации при распознанном устранении системной ошибки деактивацию активированного ограничительного режима эксплуатации допускают только в том случае, если оценка неправомерного вмешательства показывает, что неправомерное вмешательство отсутствует и/или что распознанное устранение ошибки считается недействительным, если оценка неправомерного вмешательства показывает наличие неправомерного вмешательства.

7. Способ по п. 1, отличающийся тем, что блок диагностики проверяет, существуют ли для оцениваемого валидным циклом движения условия, включающие заранее задаваемые значения для по меньшей мере одного минимального времени движения, и/или одного минимального отрезка пути, и/или одной минимальной скорости движения транспортного средства, и/или периода времени нахождения двигателя в состоянии покоя в одном цикле движения и/или между двумя циклами движения.

8. Способ по п. 7, отличающийся тем, что запоминающее устройство блока диагностики содержит ячейки памяти для статусных информационных данных, касающихся наличия валидного цикла движения, и соответствующие статусные информационные данные большого количества пройденных циклов движения привлекают для оценки неправомерного вмешательства.

9. Способ по п. 7, отличающийся тем, что запоминающее устройство блока диагностики содержит ячейки памяти для статусных информационных данных, касающихся активации ограничительного режима эксплуатации, и соответствующие статусные информационные данные большого количества пройденных циклов движения привлекают для оценки неправомерного вмешательства.

10. Способ по п. 8, отличающийся тем, что запоминающее устройство блока диагностики содержит ячейки памяти для статусных информационных данных, касающихся активации ограничительного режима эксплуатации, и соответствующие статусные информационные данные большого количества пройденных циклов движения привлекают для оценки неправомерного вмешательства.

11. Способ по п. 7, отличающийся тем, что для оценки неправомерного вмешательства предусмотрен индекс неправомерного вмешательства, который вновь определяют по меньшей мере для каждого валидного цикла движения, и неправомерное вмешательство рассматривают как состоявшееся, если индекс неправомерного вмешательства достигает заранее задаваемого граничного значения или превышает его.

12. Способ по п. 8, отличающийся тем, что для оценки неправомерного вмешательства предусмотрен индекс неправомерного вмешательства, который вновь определяют по меньшей мере для каждого валидного цикла движения, и неправомерное вмешательство рассматривают как состоявшееся, если индекс неправомерного вмешательства достигает заранее задаваемого граничного значения или превышает его.

13. Способ по п. 9, отличающийся тем, что для оценки неправомерного вмешательства предусмотрен индекс неправомерного вмешательства, который вновь определяют по меньшей мере для каждого валидного цикла движения, и неправомерное вмешательство рассматривают как состоявшееся, если индекс неправомерного вмешательства достигает заранее задаваемого граничного значения или превышает его.

14. Способ по п. 11, отличающийся тем, что индекс неправомерного вмешательства коррелирует с количеством распознанных событий, касающихся возникновения и устранения системных ошибок.

15. Способ по п. 12, отличающийся тем, что индекс неправомерного вмешательства коррелирует с количеством распознанных событий, касающихся возникновения и устранения системных ошибок.

16. Способ по п. 11, отличающийся тем, что определенный по меньшей мере в каждом валидном цикле движения индекс неправомерного вмешательства сохраняют в приданной соответствующему циклу движения ячейке памяти запоминающего устройства блока диагностики и для определения приданного соответствующему циклу движения индекса неправомерного вмешательства возвращаются к значению индекса неправомерного вмешательства предшествовавшего цикла движения.

17. Способ по п. 12, отличающийся тем, что определенный по меньшей мере в каждом валидном цикле движения индекс неправомерного вмешательства сохраняют в приданной соответствующему циклу движения ячейке памяти запоминающего устройства блока диагностики и для определения приданного соответствующему циклу движения индекса неправомерного вмешательства возвращаются к значению индекса неправомерного вмешательства предшествовавшего цикла движения.

18. Способ по п. 14, отличающийся тем, что определенный по меньшей мере в каждом валидном цикле движения индекс неправомерного вмешательства сохраняют в приданной соответствующему циклу движения ячейке памяти запоминающего устройства блока диагностики и для определения приданного соответствующему циклу движения индекса неправомерного вмешательства возвращаются к значению индекса неправомерного вмешательства предшествовавшего цикла движения.

19. Способ по п. 15, отличающийся тем, что определенный по меньшей мере в каждом валидном цикле движения индекс неправомерного вмешательства сохраняют в приданной соответствующему циклу движения ячейке памяти запоминающего устройства блока диагностики и для определения приданного соответствующему циклу движения индекса неправомерного вмешательства возвращаются к значению индекса неправомерного вмешательства предшествовавшего цикла движения.



 

Похожие патенты:

Способ определения выброса несгоревшего топлива из цилиндра двигателя внутреннего сгорания позволяет осуществлять контроль дымности отработавших газов (ОГ) двигателя и дополняет его возможностью выявления цилиндров с неисправностями, вызывающими повышенную дымность.

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к определению технического состояния путем измерения параметров, отражающих давление в цилиндрах поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в эксплуатационных условиях.

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано для бортовой диагностики катушек зажигания двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с принудительным воспламенением от искрового разряда, формируемого микропроцессорной системой зажигания в условиях сложной электромагнитной обстановки.
Способ диагностирования образования и развития трещины в диске работающего авиационного газотурбинного двигателя, который реализуется регистрацией сигнала с датчика линейного перемещения, установленного на корпусе двигателя и фиксирующего кратковременное колебание корпуса из-за импульсного высвобождения энергии при образовании и ступенчатом развитии трещины при выходе двигателя на максимальные обороты в рабочем цикле.

Изобретение относится к испытательной технике и испытаниям на усталостную прочность при кручении. Стенд содержит сервогидравлическое нагружающее устройство (СНУ), элемент коленчатого вала (1), один конец которого жестко крепится через фланец отбора мощности к вертикальной неподвижной стойке (7).

Изобретение относится к оценке работоспособности технологического оборудования при эксплуатации в условиях, вызывающих снижение пластичности и растрескивание металла конструктивных элементов, и может быть использовано при его диагностировании для обоснования возможности, сроков, условий дальнейшей эксплуатации и предупреждения хрупких разрушений.

Изобретения относятся к области машиностроения, а именно к испытаниям корпусов роторов лопаточных машин на непробиваемость. Способ заключается в том, что на одной из лопаток, установленных в роторе, расположенном внутри неподвижного корпуса, осуществляется ослабление ее поперечного сечения, при достижении ротором заданной частоты вращения и прогреве корпуса и деталей ротора до необходимой температуры проводят обрыв этой лопатки с последующим взаимодействием оборвавшейся части с корпусом.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Предложен способ диагностики топливной форсунки, в котором для уравновешивания крутящих моментов, производимых цилиндром двигателя, производят регулирование количества впрыскиваемого топлива или начало/конец синхронизации впрыска топлива в указанный цилиндр.

Описан способ проверки правильности определения вращающего момента двигателя, включающий: определение вращающего момента двигателя по количеству топлива, впрыскиваемого в двигатель, причем вращающий момент двигателя получают из таблицы впрыскивания топлива; вычисление первой величины веса транспортного средства по его ускорению и полученному вращающему моменту двигателя; определение вращающего момента вспомогательного тормозного устройства с использованием таблицы вспомогательного тормозного устройства; вычисление второй величины веса транспортного средства по полученному тормозному моменту вспомогательного тормозного устройства и сравнение первой и второй величин веса транспортного средства.

Изобретение направлено на получение данных или осуществление получения данных или распределения среды многоточечно, точно и быстро с хорошим пространственным разрешением и минимальными габаритными размерами.

Изобретение может быть использовано для поузловой доводки авиационных двигателей при стендовых испытаниях, а именно доводки рабочих колес турбин и колес компрессоров. При реализации способа определения характеристик несинхронных колебаний рабочего колеса турбомашины, содержащей установленную в корпусе, по меньшей мере, одну ступень с рабочим колесом и направляющим или сопловым аппаратом, подсчитывают количество лопаток рабочего колеса и направляющего или соплового аппарата. Экспериментально определяют частоты колебаний рабочего колеса, соответствующие режиму появления максимальных напряжений в лопатках рабочего колеса в рабочем диапазоне частот вращения турбомашины. Для выявленных частот вычисляют коэффициенты (k1; k2) для вперед бегущей и назад бегущей волн деформаций. По рассчитанным коэффициентам судят о количественной мере диаметральных колебаний рабочего колеса на данной частоте. Технический результат заключается в сокращении затрат времени на проведение испытаний при определении характеристик несинхронных колебаний рабочего колеса турбомашины, а также в повышении достоверности определения количественной меры диаметральных форм колебаний рабочего колеса турбомашины. 1 табл., 2 ил.

Изобретение относится к области двигателестроения, а точнее к диагностике, испытаниям и техническому обслуживанию двигателей внутреннего сгорания. Способ заключается в подключении к двигателю внутреннего сгорания автомобиля счетчика оборотов вала двигателя, с которого во время эксплуатации двигателя или его испытаний на лабораторном стенде снимается значение количества оборотов вала двигателя, сделанных к настоящему моменту. Далее при эксплуатации наблюдают за состоянием частей двигателя и в случае возникновения потребности технического обслуживания какой-либо детали двигателя связывают этот момент с количеством сделанных валом двигателя оборотов, которое показывает устройство, что позволяет в дальнейшем зная это значение достоверно определять будущие сроки технического обслуживания двигателя конкретно по каждой его составляющей. Для реализации способа предлагается устройство, состоящее из аппаратного удвоителя импульсов, на который поступают сигналы, нереверсивного суммирующего счетчика импульсов с энергонезависимой памятью, множителя для пересчета значений в требуемую и удобную величину, индикатора с жидкими кристаллами для представления результатов измерений и схемы контроля питания, обеспечивающей устройство необходимым напряжением. 2 н.п. ф-лы, 2 табл., 1 ил.

Изобретение относится к способу формирования последовательности импульсных сигналов, используя процессор, в частности, для системы калибровки системы измерения синхронизации венцов в турбомашине или другом вращающемся оборудовании. Техническим результатом является обеспечение возможности калибровки системы измерения синхронизации венцов в турбомашине. Способ содержит этапы, на которых: сохраняют множество элементов времени ожидания в блоке памяти, создают импульсный сигнал в блоке вывода сигнала во время по меньшей мере одного цикла процессора, считывают элемент времени ожидания из упомянутого блока памяти, создают нулевой сигнал в упомянутом блоке вывода сигнала для множества циклов процессора, полученных из упомянутого считанного элемента времени ожидания, подают сигналы, созданные в упомянутом блоке выходного сигнала для каждого цикла, в цифроаналоговый преобразователь и повторяют этапы создания импульсного сигнала, считывания элемента времени ожидания и создания нулевого сигнала для каждого импульсного сигнала в последовательности импульсных сигналов. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к способам оценки склонности автомобильных бензинов к образованию отложений на инжекторах двигателей внутреннего сгорания. Согласно предложенному способу осуществляют прокачку испытываемого бензина через нагретый до температуры 180±3°С инжектор в течение не более четырех суток, в каждые сутки из которых в течение 18 часов осуществляют впрыск топлива через нагретый инжектор в течение 0,2 с, с интервалом между впрысками 300 с, а в течение последующих 6 часов этих суток, при выключенном нагреве, инжектор выдерживают в нерабочем состоянии. По окончании испытания фиксируют цвет поверхности донышка инжектора, который сравнивают с цветовой шкалой, а склонность испытываемого бензина к образованию отложений оценивают в баллах, при этом каждые сутки после нерабочего состояния инжектора дополнительно оценивают герметичность его запорной иглы, при разгерметизации которой бензин считают некондиционным. Технический результат - сокращение продолжительности и повышение точности результатов испытаний. 1 табл., 2 ил.

Изобретение может быть использовано при диагностике систем рециркуляции отработавших газов двигателей внутреннего сгорания. Способ контроля за системой рециркуляции отработавших газов (EGR), содержащей охладитель EGR, перепускной контур и клапан, выполненный с возможностью в активном состоянии направлять газы EGR в обход охладителя EGR, а в неактивном состоянии направлять газы EGR к охладителю системы EGR, заключается в следующем. Когда клапан охладителя неактивен, выдают указание о снижении эффективности системы EGR в соответствии с первой моделью EGR. Температурный результат первой модели EGR корректируют в зависимости от времени, в течение которого клапан был активен. Когда клапан охладителя активен, выдают указание о снижении эффективности системы EGR в соответствии со второй моделью EGR. Раскрыт вариант способа контроля за системой рециркуляции отработавших газов. Технический результат заключается в исключении ложных указаний о снижении эффективности работы системы рециркуляции отработавших газов. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим измерение двух или более переменных величин, и может быть использовано в составе оборудования, содержащего мехатронные приводы. Как известно, мехатронные устройства сочетают в себе узлы точной механики с блоками электроники и компьютерными устройствами, поэтому предлагаемое техническое решение рационально использовать при диагностике мотор-редукторов, а также станков с числовым программным управлением. Устройство диагностирования и оценки технического состояния мехатронных приводов содержит мехатронный модуль, включающий в себя узел точной механики с подключенными к нему электрическим двигателем и блоком управления. При этом устройство дополнительно содержит датчики сопротивления и силы тока, входы которых подключены к обмоткам электрического двигателя, а также датчики вибрации и температуры, установленные в корпусе мехатронного модуля. Выход датчика сопротивления подключен к блоку тестовой диагностики, а выходы датчиков силы тока, вибрации и температуры подключены к блоку расчета тренда и блоку функциональной диагностики. Выходы упомянутых блоков подключены к блоку расчета остаточного ресурса, выход которого подключен к блоку индикации. Блок расчета остаточного ресурса может быть выполнен на основе микропроцессорной системы, а блок индикации - на основе матричного LCD-индикатора. Техническим результатом является повышение точности диагностики мехатронных приводов за счет измерения и контроля не менее двух параметров, обеспечение возможности постоянного контроля состояния узлов точной механики мехатронного модуля и динамического расчета остаточного ресурса мехатронного привода, что в целом увеличивает его надежность. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение может быть использовано в процессе доводки деталей и узлов турбомашин, в частности авиационных двигателей, а также для изучения явлений ротор-статорного взаимодействия и усиления амплитуд колебаний, вызванного расстройкой рабочих колес. Способ характеризуется тем, что нагружают лопатки рабочего колеса пульсирующими струями в осевом направлении, при этом количество струй соответствует количеству лопаток статорного колеса. Измеряют амплитуду колебаний лопаток рабочего колеса, по меньшей мере один раз изменяют количество струй, используемых для нагружения лопаток рабочего колеса, и повторно измеряют амплитуду колебаний лопаток рабочего колеса. Сравнивают измеренные амплитуды колебаний лопаток рабочего колеса и по результату сравнения судят о требуемом количестве лопаток колеса, причем частоту пульсаций струй выбирают равной частоте колебаний лопаток рабочего колеса на выбранном режиме рабочего диапазона турбомашины. Технический результат заключается в снижении уровня вибронапряжений в лопатках рабочего колеса. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для безразборной диагностики двигателей внутреннего сгорания. В предлагаемом изобретении измерения выполняются тензометрами сопротивления, установленными непосредственно на стержне шатуна и работающими при одинаковых условиях, что исключает влияние на точность измерений самой установки датчиков, режима нагружения и температурного состояния; пересчет напряжений на стержне шатуна от давления газов в цилиндре как функции от угла поворота коленчатого вала выполняется на основе известного динамического расчета действующих сил в кривошипно-шатунном механизме; влияние температуры устраняется датчиком температурной компенсации, установленным на разгруженной пластине из материала шатуна на месте измерений напряжений; исключается неидентичность условий работы датчиков, установленных в прототипе на шпильках, крепящих крышки цилиндров, так как все шатуны находятся в одинаковых условиях; тензометрические датчики на шатуне работают в пределах закона Гука, что исключает нелинейность измерений во всем диапазоне режимов нагружения. Технический результат заключается в повышении достоверности и точности получаемых индикаторных диаграмм косвенным путем. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Способ включает в себя оценку параметров мониторинга на основании данных работы контура обратной связи; получение индикаторов на основании параметров мониторинга; определение по меньшей мере одной сигнатуры на основании значений по меньшей мере части индикаторов; и обнаружение и локализацию деградации, влияющей на контур обратной связи, в зависимости от упомянутой по меньшей мере одной определенной сигнатуры. Технический результат - повышение эффективности способа мониторинга контуров обратной связи приводных систем переменных геометрий турбореактивного двигателя. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области диагностики, а именно к способам оценки технического состояния однотипных механизмов машин, и может быть использовано, например, для оценки технического состояния узлов ходовой части транспортного средства. Способ диагностики технического состояния группы однотипных механизмов машин заключается в измерении текущих значений параметров, например температуры нагрева и вибрации каждого из контролируемой группы однотипных механизмов, работающих при одинаковых внешних условиях, оценке пределов разброса текущих значений параметров и сравнении их с пороговыми значениями, по превышению которых судят о наличии дефекта у отдельных механизмов в группе. Согласно способу назначают и вводят в качестве базового показателя в каждом цикле измерений медиану измеренных значений каждого измеряемого параметра, определяют размах верхних и нижних отклонений значений параметра от базового показателя, находят отношение размаха верхних отклонений параметра к размаху нижних отклонений параметра и используют это отношение в качестве критерия исправности технического состояния механизмов путем сравнения с предельным. При превышении этим отношением предельного значения делают вывод о наличии неисправного механизма в группе однотипных механизмов. Неисправный механизм в группе определяют по максимальному отношению верхнего отклонения его параметра, совпадающего с размахом, к базовому показателю. Базовый показатель определяют и корректируют в каждом цикле измерения параметров. В результате повышается достоверность диагностирования. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх