Способ и система для выработки параметров угловой ориентации корпуса судна

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в судовых навигационных системах для выработки параметров угловой ориентации корпуса судна. Технический результат - повышение точности. Для этого выход приемника спутниковых навигационных сигналов соединен со входом сумматора; выход сумматора соединен со входом интегрирующего устройства; интегрирующее устройство выполнено с возможностью интегрировать сигналы сумматора и вырабатывать выходной сигнал, содержащий информацию о параметрах угловой ориентации корпуса судна. Масштабирующее устройство выполнено с возможностью преобразовывать поступающие на его вход сигналы, причем коэффициент преобразования равен коэффициенту преобразования сигналов приемника спутниковых навигационных сигналов, деленному на произведение коэффициента преобразования сигналов гироскопических датчиков угловых скоростей и коэффициента преобразования сигналов интегрирующего устройства, выход масштабирующего устройства соединен со входом инвертора; инвертор выполнен с возможностью инвертировать сигналы масштабирующего устройства, выход инвертора соединен со входом сумматора. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

Предлагаемое изобретение относится к судовым навигационным системам, в частности к способу и системе для выработки параметров угловой ориентации корпуса судна. Предложенные способ и система применимы, в частности, при определении угловой ориентации суден на воздушной подушке.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

Современные навигационные системы обладают большим разнообразием и получили новый виток развития с выходом на широкий рынок спутниковой навигации. Сейчас спутниковые навигационные сигналы используются в самых различных сферах и зачастую применяются в сопряжении с автономными инерциальными навигационными системами. Типичным примером такого способа и системы является наиболее близкий аналог предлагаемого изобретения - способ для формирования навигационных данных объекта согласно патенту RU 2427800. Согласно предложенному в уровне техники способу, выходная информация об угловой ориентации судна вырабатывается путем суммирования разности одноименных навигационных параметров инерциальной системы 2, выполненной с возможностью выработки параметров угловой ориентации корпуса объекта и спутниковой навигационной системы 1, подвергшейся сглаживанию в сглаживающем устройстве 3, с выходными показаниями инерциальной навигационной системы (ИНС) 1. Согласно описанию RU 2427800, устройство для определения угловой ориентации корпуса судна содержит приемник (1) спутниковых навигационных сигналов; инвертер (-), соединенный с указанным приемником (1) и выполненный с возможностью инвертировать сигналы приемника; инерциальную систему (2), выполненную с возможностью выработки параметров угловой ориентации корпуса судна; первый сумматор (+), соединенный с инвертером (-) и инерциальной системой (2) и выполненный с возможностью суммировать сигналы инвертера (-) и инерциальной системы (2); сглаживающее устройство (3), соединенное с первым сумматором (+) и выполненное с возможностью сглаживать высокочастотную составляющую сигнала сумматора; второй сумматор, соединенный с инерциальной системой (2) и сглаживающим устройством (3) и выполненный с возможностью суммировать сигналы инерциальной системы (2) и сглаживающего устройства (3).

Тем не менее применение такого способа или устройства на практике имеет некоторые недостатки. При качке и заносах при маневрировании в инерциальной системе известного устройства возникают возмущения, обусловленные несовершенством примененных элементов и воздействием на них линейных ускорений. Эти возмущения возникают при ускорениях в месте установки инерциальной системы на судне и могут иметь более высокочастотный спектр по отношению к параметрам фильтра нижних частот, который используется в известном устройстве в качестве сглаживающего устройства, и таким образом указанные погрешности проходят в выходную информацию. Эта проблема имеет особую роль на легких судах на воздушной подушке, которые имеют малое водоизмещение, вследствие чего подвержены качке и заносам.

К недостаткам известного способа и устройства также можно отнести временную задержку в выработке параметров угловой ориентации объекта. В известной системе происходит процедура усреднения результатов измерений в ИНС, вследствие чего выходная информация вырабатывается с временной задержкой. Эта задержка суммируется со временем запаздывания информации, проходящей через фильтр нижних частот (сглаживающее устройство 3). В результате указанной процедуры обработки информации достигается компенсация медленно изменяющихся во времени погрешностей ИНС, но наличие запаздывания ограничивает возможную частоту выработки параметров угловой ориентации объекта. Информация об угловой ориентации объекта используется в системах автоматического удержания судна в процессе его движения в необходимой ориентации относительно горизонта и направления географического меридиана. Выполнение требования по быстродействию средств выработки угловой ориентации обеспечивает повышение быстродействия и точности работы системы автоматического регулирования - автопилота судна. Кроме того, быстродействие выработки информации расширяет возможности судна по обходу препятствий на пути его следования и удержании его в необходимой ориентации относительно горизонта при порывах ветра. Отсутствие запаздывания в определении угловой ориентации судна важно также для угловой стабилизации оптических пеленгаторов, антенн РЛС и вооружения при их установке на судне.

Таким образом, в области техники существует необходимость в обеспечении способа и устройства, способных предоставлять информацию об угловой ориентации судна с более высокой частотой и меньшими погрешностями при линейных ускорениях.

РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

В одном аспекте предлагаемое изобретение относится к системе для определения угловой ориентации корпуса судна. Предлагаемая система содержит приемник спутниковых навигационных сигналов; инерциальную систему; инвертер; сумматор и, кроме того, содержит интегрирующее устройство и масштабирующее устройство; причем инерциальная система выполнена в виде системы гироскопических датчиков угловых скоростей с возможностью выработки параметров угловых скоростей корпуса судна, выход инерциальной системы соединен со входом сумматора; выход приемника спутниковых навигационных сигналов соединен со входом сумматора; сумматор выполнен с возможностью суммировать поступающие на его вход сигналы, выход сумматора соединен со входом интегрирующего устройства; интегрирующее устройство выполнено с возможностью интегрировать сигналы сумматора и вырабатывать выходной сигнал, содержащий информацию о параметрах угловой ориентации корпуса судна, выход интегрирующего устройства соединен со входом масштабирующего устройства; масштабирующее устройство выполнено с возможностью преобразовывать поступающие на его вход сигналы, причем коэффициент преобразования равен коэффициенту преобразования сигналов приемника спутниковых навигационных сигналов, деленному на произведение коэффициента преобразования сигналов гироскопических датчиков угловых скоростей и коэффициента преобразования сигналов интегрирующего устройства, выход масштабирующего устройства соединен со входом инвертера; инвертер выполнен с возможностью инвертировать сигналы масштабирующего устройства, выход инвертера соединен со входом указанного сумматора.

Согласно другому аспекту предлагаемого изобретения, оно относится также к способу определения угловой ориентации корпуса судна, согласно которому текущие параметры угловой ориентации корпуса судна вычисляют с использованием интегрирования интегрирующим устройством суммы сигналов приемника спутниковых навигационных сигналов, сигналов гироскопических датчиков угловых скоростей и инвертированных масштабированных сигналов, соответствующих параметрам угловой ориентации корпуса судна в предшествующий момент времени, причем коэффициент преобразования сигналов, соответствующих параметрам угловой ориентации корпуса судна в предшествующий момент времени, при масштабировании равен коэффициенту преобразования сигналов приемника спутниковых навигационных сигналов, деленному на произведение коэффициента преобразования сигналов гироскопических датчиков угловых скоростей и коэффициента преобразования сигналов интегрирующего устройства.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является снижение погрешности определения угловой ориентации корпуса судна, а также повышение частоты выработки параметров угловой ориентации корпуса судна.

Указанный технический результат обеспечивается благодаря тому, что система согласно изобретению содержит интегрирующее устройство и масштабирующее устройство; причем инерциальная система выполнена в виде системы гироскопических датчиков угловых скоростей с возможностью выработки параметров угловых скоростей корпуса судна, выход инерциальной системы соединен со входом сумматора; выход приемника спутниковых навигационных сигналов соединен со входом сумматора; сумматор выполнен с возможностью суммировать поступающие на его вход сигналы, выход сумматора соединен со входом интегрирующего устройства; интегрирующее устройство выполнено с возможностью интегрировать сигналы сумматора и вырабатывать выходной сигнал, содержащий информацию о параметрах угловой ориентации корпуса судна, выход интегрирующего устройства соединен со входом масштабирующего устройства; масштабирующее устройство выполнено с возможностью преобразовывать поступающие на его вход сигналы, причем коэффициент преобразования равен коэффициенту преобразования сигналов приемника спутниковых навигационных сигналов, деленному на произведение коэффициента преобразования сигналов гироскопических датчиков угловых скоростей и коэффициента преобразования сигналов интегрирующего устройства, выход масштабирующего устройства соединен со входом инвертера; инвертер выполнен с возможностью инвертировать сигналы масштабирующего устройства, выход инвертера соединен со входом указанного сумматора.

При осуществлении способа согласно предлагаемому изобретению технический результат обеспечивается благодаря тому, что текущие параметры угловой ориентации корпуса судна вычисляют с использованием интегрирования интегрирующим устройством суммы сигналов приемника спутниковых навигационных сигналов, сигналов гироскопических датчиков угловых скоростей и инвертированных масштабированных сигналов, соответствующих параметрам угловой ориентации корпуса судна в предшествующий момент времени, причем коэффициент преобразования сигналов, соответствующих параметрам угловой ориентации корпуса судна в предшествующий момент времени, при масштабировании равен коэффициенту преобразования сигналов приемника спутниковых навигационных сигналов, деленному на произведение коэффициента преобразования сигналов гироскопических датчиков угловых скоростей и коэффициента преобразования сигналов интегрирующего устройства.

Сущность и преимущества предлагаемого изобретения будут более подробно объяснены далее со ссылками на прилагаемые чертежи.

Необходимо отметить, что так как изобретение имеет единый замысел, то все пояснения в работе системы могут быть также перенесены на функционирование предлагаемого способа.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

На Фиг. 1 показана функциональная схема способа и системы, известных из уровня техники.

На Фиг. 2 показана функциональная схема предлагаемых способа и системы.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

В известном из уровня техники способе и системе RU 2427800 под термином «интеграция» понимается совместная обработка информации, вырабатываемой двумя источниками - приемником спутниковых навигационных сигналов и инерциальной системой. Функциональная схема известных способа и системы для определения угловой ориентации объекта показана на Фиг. 1.

Разность одноименных от элементов 1 и 2 сглаживается в устройстве 3 и добавляется к выходным показаниям системы 2. Сглаживающее устройство 3 является фильтром нижних частот. В системе 1 предусмотрена процедура усреднения результатов измерений, вследствие чего выходная информация вырабатывается с временной задержкой. Эта задержка суммируется со временем запаздывания информации, проходящей через фильтр нижних частот. В результате указанной процедуры обработки информации достигается компенсация медленно изменяющихся во времени погрешностей инерциальной системы 2.

Предлагаемая система направлена на устранение недостатков имеющегося уровня техники. Структурная схема системы, предлагаемой согласно настоящему изобретению, показана на Фиг. 2.

Инерциальные навигационные системы в основном предназначены для определения положения объекта в инерциальном пространстве посредством определения навигационных параметров - координат объекта и направления его движения. ИНС является достаточно сложной системой, содержащей акселерометры и гироскопы, базирующиеся на использовании сил инерции при поступательном и вращательных движениях, а также вычислительное устройство - таким образом, инерциальные навигационные системы зачастую имеют довольно сложное строение, и связанные с этим сложные математические модели. Информацию об угловой ориентации объекта необходимо вырабатывать чаще и с меньшим запаздыванием, чем это допустимо для навигационной информации, предоставляемой такими сложными системами. В предлагаемом устройстве вместо информации инерциальной системы, содержащей гироскопы и акселерометры и принципиально возмущаемой при маневрировании и качках объекта, используется информация гироскопических датчиков угловых скоростей поворота судна вокруг ортогональных осей. Показания гироскопических датчиков угловых скоростей не зависят от линейных ускорений объекта, возникающих при его маневрировании.

Также отличительным преимуществом заявленных способа и системы от известных из уровня техники является возможность выдавать потребителям информацию об угловой ориентации объекта чаще. Эта особенность предлагаемого устройства обусловлена тем, что известные гироскопические датчики угловых скоростей имеют меньшее запаздывание в процессе измерения этого параметра и большую частоту выдачи информации по сравнению с инерциальными и спутниковыми навигационными системами.

Ввиду того, что для однозначного определения ориентации объекта в пространстве необходимо определять 3 параметра (например, углы крена, дифферента и курса), то в предпочтительном варианте реализации способа и устройства предусмотрено наличие трех измерительных каналов. На Фиг. 2 изображена схема одного из измерительных каналов, не показанные на схеме измерительные каналы организованы аналогично. Согласно предпочтительному варианту реализации предлагаемой системы, она содержит приемник спутниковых навигационных сигналов; инерциальную систему; инвертер; сумматор; интегрирующее устройство и масштабирующее устройство (см. Фиг. 2). Выход приемника спутниковых навигационных сигналов соединен со входом сумматора. Сумматор выполнен с возможностью суммировать поступающие на его вход сигналы, выход сумматора соединен со входом интегрирующего устройства. Интегрирующее устройство выполнено с возможностью интегрировать сигналы сумматора и вырабатывать выходной сигнал, содержащий информацию о параметрах угловой ориентации корпуса судна, выход интегрирующего устройства соединен со входом масштабирующего устройства. Масштабирующее устройство выполнено с возможностью преобразовывать поступающие на его вход сигналы, причем коэффициент преобразования равен коэффициенту преобразования сигналов приемника спутниковых навигационных сигналов, деленному на произведение коэффициента преобразования сигналов гироскопических датчиков угловых скоростей и коэффициента преобразования сигналов интегрирующего устройства, выход масштабирующего устройства соединен со входом инвертера. Инвертер выполнен с возможностью инвертировать сигналы масштабирующего устройства, выход инвертера соединен со входом указанного сумматора. Важной особенностью предлагаемой системы является то, что инерциальная система выполнена в виде системы гироскопических датчиков угловых скоростей с возможностью выработки параметров угловых скоростей корпуса судна. Таким образом, информация об угловой ориентации судна, вырабатываемая на выходе датчиков угловых скоростей - градусы в секунду, а размерность выходных сигналов приемника спутниковых навигационных сигналов - градусы. Значение коэффициента преобразования масштабирующего устройства системы выбирается таким образом, чтобы произведение коэффициентов преобразований измерителя угловой скорости, интегрирующего устройства и масштабирующего устройства было равно коэффициенту преобразования спутникового приемника. При этом интегрированные показания измерителя угловой скорости с учетом масштабирования оказываются равны коэффициенту преобразования спутникового приемника. Необходимое для этого значение масштабирующего множителя устанавливается однократно при создании системы. Отличие значения масштабирующего множителя от необходимой величины приводит к ошибкам (по масштабу) в определении углов ориентации судна. Таким образом, значение масштабирующего коэффициента равно коэффициенту преобразования спутникового приемника, деленному на произведение коэффициентов преобразования измерителя угловой скорости и интегрирующего устройства.

Предлагаемая система работает следующим образом. Выходные сигналы приемника спутниковых навигационных сигналов (градусы) суммируются с выходными сигналами датчиков угловых скоростей (градусы в секунду), затем поступают на сумматор, где они суммируются с сигналами, содержащими информацию об угловой ориентации в предыдущий момент времени (градусы). Ввиду того, что для однозначного определения положения объекта в инерциальном пространстве требуется три параметра (углы курса, крена и дифферента), то в предпочтительном варианте реализации предлагаемой системы имеется три измерительных канала. Но в других вариантах реализации система также может иметь два или один измерительный канал. После суммирования на выходе сумматора образуется сигнал, представляющий собой функцию времени первого порядка. Этот сигнал подается на вход интегрирующего устройства, где происходит его интегрирование. Сигнал на выходе интегрирующего устройства несет информацию о текущих параметрах угловой ориентации судна (углах курса, крена и дифферента, размерность градусы). Необходимо отметить, что постоянное обновление информации обеспечено через цепь обратной связи: сигнал с выхода интегрирующего устройства подается на масштабирующее устройство, где он умножается на коэффициент, равный коэффициенту преобразования сигналов приемника спутниковых навигационных сигналов, деленному на произведение коэффициента преобразования сигналов гироскопических датчиков угловых скоростей и коэффициента преобразования сигналов интегрирующего устройства, затем подается на инвертер, а с выхода инвертора инвертированный масштабированный сигнал подается на вход сумматора. Иными словами, из абсолютных параметром угловой ориентации, поступающих от приемника спутниковых навигационных сигналов, вычитаются параметры угловой ориентации в предыдущий момент времени, имеющие ту же размерность, и складываются с параметрами угловых скоростей, имеющими зависимость от времени. В результате на выходе интегрирующего устройства вырабатывается сигнал, несущий информацию о текущих параметрах угловой ориентации корпуса судна.

В настоящее время известно большое количество типов гироскопов-гиротахометров. Находящиеся в свободной продаже недорогие миниатюрные микромеханические гироскопы, измеряющие угловые скорости поворота, легко и недорого использовать в предлагаемой системе (а также в предлагаемом способе), в частности, для измерения угловой ориентации судна на воздушной подушке.

Согласно еще одному аспекту, предлагаемое изобретение относится к способу выработки параметров угловой ориентации корпуса судна. Согласно предлагаемому способу текущие параметры угловой ориентации корпуса судна вычисляют с использованием интегрирования интегрирующим устройством суммы сигналов приемника спутниковых навигационных сигналов, сигналов гироскопических датчиков угловых скоростей и инвертированных масштабированных сигналов, соответствующих параметрам угловой ориентации корпуса судна в предшествующий момент времени, причем коэффициент преобразования сигналов, соответствующих параметрам угловой ориентации корпуса судна в предшествующий момент времени, при масштабировании равен коэффициенту преобразования сигналов приемника спутниковых навигационных сигналов, деленному на произведение коэффициента преобразования сигналов гироскопических датчиков угловых скоростей и коэффициента преобразования сигналов интегрирующего устройства. Таким образом, в сравнении с математической моделью способа, известного из уровня техники, в предлагаемом согласно настоящему изобретению способе используется упрощенная математическая процедура определения угловой ориентации корпуса судна.

Функциональная схема предлагаемого способа аналогична структурной схеме предлагаемой системы и изображена на Фиг. 2. Вычисленное значение угловой ориентации корпуса судна вокруг какой-либо оси по заявленному способу в соответствии с Фиг. 2 вырабатывается путем интегрирования суммы трех величин:

- сигнала соответствующего датчика угловой скорости поворота корпуса судна,

- сигнала мультиантенного спутникового приемника об угловой ориентации корпуса судна,

- масштабированного значения вычисленного в предыдущий момент времени значения угловой ориентации корпуса судна, взятого с обратным знаком.

Таким образом, в заявленном способе используется совместная обработка информации мультиантенного спутникового приемника с гироскопическими датчиками угловых скоростей.

При маневрировании и качках судна в инерциальной навигационной системе возникают возмущения, обусловленные несовершенством примененных элементов. Эти возмущения возникают при ускорениях в месте установки инерциальной навигационной системы на судне и могут иметь более высокочастотный спектр по отношению к параметрам используемого фильтра и поэтому проходят в выходную информацию известного в уровне техники способа. В отличие от известного из уровня техники способа, в способе согласно настоящему изобретению предлагается использовать вместо сигналов инерциальной навигационной системы сигналы датчиков угловых скоростей. В результате параметры угловой ориентации корпуса судна определяется в широком диапазоне частот без искажений, что является важной отличительной особенностью предлагаемого способа от известного из уровня техники. Также отличительным преимуществом заявленного способа от известного из уровня техники является возможность выдавать потребителям информацию об угловой ориентации объекта чаще. Указанное преимущество предлагаемого способа обусловлено тем, что известные гироскопические датчики угловых скоростей имеют меньшее запаздывание в процессе измерения этого параметра и большую частоту выдачи информации по сравнению с инерциальными и спутниковыми навигационными системами.

Как понятно специалисту в области техники, для осуществления предлагаемого способа подходит описанная выше система выработки параметров угловой ориентации корпуса судна, также относящаяся к предлагаемому изобретению. Здесь необходимо отметить, что предлагаемый согласно изобретению способ описан в общем виде для типа обрабатываемых сигналов, в то время как на практике указанные сигналы как правило поступают по нескольким каналам, определенным для каждой из осей навигационной системы координат. Для однозначного определения параметром угловой ориентации корпуса судна требуется информация по трем осям ортогональной навигационной системы координат, и согласно предпочтительному варианту реализации указанный способ выработки параметров угловой ориентации работает в трех каналах. Но специалисту в области техники понятно, что предлагаемое изобретение не ограничивается предпочтительным вариантом, и достижение указанного технического результата возможно также и при работе в одном информационном канале.

Заявитель прилагает формулу предлагаемого изобретения, где отражены существенные признаки изобретения. Специалисту в области техники понятно, что предлагаемое изобретение не ограничивается настоящим описанием и может быть осуществлено в различных вариантах, в объеме формулы изобретения.

1. Система для выработки параметров угловой ориентации корпуса судна, содержащая приемник спутниковых навигационных сигналов, инерциальную систему, инвертор и сумматор, отличающаяся тем, что система дополнительно содержит интегрирующее устройство и масштабирующее устройство; причем
инерциальная система выполнена в виде системы гироскопических датчиков угловых скоростей с возможностью выработки параметров угловых скоростей корпуса судна, выход инерциальной системы соединен со входом сумматора;
выход приемника спутниковых навигационных сигналов соединен со входом сумматора;
сумматор выполнен с возможностью суммировать поступающие на его вход сигналы, выход сумматора соединен со входом интегрирующего устройства;
интегрирующее устройство выполнено с возможностью интегрировать сигналы сумматора и вырабатывать выходной сигнал, содержащий информацию о параметрах угловой ориентации корпуса судна, выход интегрирующего устройства соединен со входом масштабирующего устройства;
масштабирующее устройство выполнено с возможностью преобразовывать поступающие на его вход сигналы, причем коэффициент преобразования равен коэффициенту преобразования сигналов приемника спутниковых навигационных сигналов, деленному на произведение коэффициента преобразования сигналов гироскопических датчиков угловых скоростей и коэффициента преобразования сигналов интегрирующего устройства, выход масштабирующего устройства соединен со входом инвертора;
инвертор выполнен с возможностью инвертировать сигналы масштабирующего устройства, выход инвертора соединен со входом указанного сумматора.

2. Система по п. 1, которая предназначена для определения угловой ориентации корпуса судна на воздушной подушке.

3. Система по п. 1 или 2, отличающася тем, что приемник спутниковых навигационных сигналов имеет по меньшей мере две антенны, а инерциальная система выполнена в виде системы из по меньшей мере двух гироскопических датчиков угловых скоростей.

4. Способ выработки параметров угловой ориентации корпуса судна, согласно которому
текущие параметры угловой ориентации корпуса судна вычисляют с использованием интегрирования интегрирующим устройством суммы сигналов приемника спутниковых навигационных сигналов, сигналов гироскопических датчиков угловых скоростей и инвертированных масштабированных сигналов, соответствующих параметрам угловой ориентации корпуса судна в предшествующий момент времени,
причем коэффициент преобразования сигналов, соответствующих параметрам угловой ориентации корпуса судна в предшествующий момент времени, при масштабировании равен коэффициенту преобразования сигналов приемника спутниковых навигационных сигналов, деленному на произведение коэффициента преобразования сигналов гироскопических датчиков угловых скоростей и коэффициента преобразования сигналов интегрирующего устройства.

5. Способ по п. 4, который предназначен для определения угловой ориентации корпуса судна на воздушной подушке.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам контроля качества функционирования мобильных комплексов навигации и топопривязки в процессе проведения различных видов испытаний.

Изобретение относится к области навигации и топопривязки, в частности к способам представления и использованиям цифровой топогеодезической информации, и предназначено для определения навигационно-топогеодезических параметров для наземных подвижных объектов.

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может найти применение в системах мультимодальной навигации. Технический результат - расширение функциональных возможностей.

Нахождение наивыгоднейшего пути судна на основе гидрометеорологической обстановки, определяемой по параметрам с внешних источников. Вычисление пути базируется на среднестатистических данных о гидрометеорологической обстановке на климатическом пути судна, который в дальнейшем является его «осью», за основу расчета может быть также взята дуга большого круга.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах ориентации летательных аппаратов. Технический результат - повышение точности.

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение, например, в системах навигации и управления подвижных объектов (ПО) наземного транспорта при формировании геометрии траектории движения ПО.

Изобретение относится к области управления системами навигации и ориентации, в частности к коррекции их погрешностей, численных критериев степени наблюдаемости навигационных комплексов (НК) с инерциальной навигационной системой (ИНС).

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. Способ управления комбинированной силовой установкой гибридного транспортного средства заключается в том, что в навигационную систему транспортного средства вводят данные о проходимом маршруте в 3D-формате и по сигналам навигационной системы электрическую машину переводят в режим генератора при торможении транспортного средства перед перекрестками, на участках с ограничением скорости движения, на участках спуска и при зарядке аккумуляторной батареи от двигателя внутреннего сгорания.

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в системах измерения и индикации, обеспечивающих поддержку процесса пилотирования летательных аппаратов.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах контроля целостности коммуникаций спутниковых навигационных систем. Технический результат - расширение функциональных возможностей.

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к бортовым цифровым программно-аппаратным комплексам. Техническим результатом является повышение эффективности управления топопривязчиком. Программно-аппаратный комплекс топопривязчика содержит бортовую цифровую вычислительную машину, устройства, обеспечивающие взаимосвязь с бортовым оборудованием, программно-алгоритмические средства, блок согласования, периферийное устройство. Программно-аппаратный комплекс оснащен системой автоматизированного встроенного контроля работоспособности систем и сборочных единиц, входящих в состав программно-аппаратного комплекса и топопривязчика, с возможностью отображения информации о текущем состоянии систем и сборочных единиц, причем программно-алгоритмические средства выполнены с возможностью выполнения задачи по определению и контролю поправки для работы с установленным на топопривязчике визиром, которая вводится в панельный компьютер, значений коэффициентов механического датчика скорости и доплеровского датчика скорости, угловых поправок этих датчиков, характеризующих проекции динамических осей топопривязчика относительно бесплатформенной инерциальной системы, значений поправок для определения крена и тангажа, значений поправки на местное время. 5 ил., 1 табл.

Изобретение относится к средствам для ориентации инвалидов по зрению. Способ информирования инвалидов о прибывающих на остановку транспортных средствах общего пользования состоит в размещении на транспортных средствах общего пользования радиомодулей, пультов водителей и звукоизлучателей и размещении на инвалидах носимых абонентских устройств, при этом абонентское устройство инвалида автоматически передает в радиоэфир сигнал запроса, после чего радиомодуль каждого транспортного средства, находящегося в данный момент в зоне действия абонентского устройства, по получении сигнала запроса передает в радиоэфир ответ на полученный сигнал запроса, абонентское устройство поочередно получает и запоминает полученные ответы от всех радиомодулей, находящихся в данный момент в зоне действия этого абонентского устройства, и автоматически направляет сигнал запроса на передачу информации радиомодулю транспортного средства, который по получении этого сигнала запроса на передачу информации передает в радиоэфир сообщение о транспортном средстве, на котором он установлен, а абонентское устройство воспроизводит полученную от этого радиомодуля информацию в виде звуковых повторяющихся сообщений, затем радиомодуль выбранного инвалидом транспортного средства передает на пульт водителя сигнал для водителя и подает команду на установленный на транспортном средстве звукоизлучатель, который воспроизводит звуковой сигнал ориентирования, по которому инвалид определяет необходимое направление движения к открытой двери транспортного средства. Сигнал запроса абонентского устройства содержит его персональные данные, радиомодуль каждого транспортного средства передает в радиоэфир ответ со случайной задержкой, а носимое абонентское устройство автоматически направляет сигнал запроса тому радиомодулю транспортного средства, ответ от которого был получен первым. При отсутствии необходимости инвалида в этом транспортном средстве его абонентское устройство по команде инвалида направляет сигнал запроса на передачу информации радиомодулю транспортного средства, ответ от которого был получен вторым. Поочередные по командам инвалида передачи сигналов запросов на все радиомодули, находящиеся в данный момент в зоне действия абонентского устройства, осуществляют до тех пор, пока инвалидом не будет сделан выбор необходимого ему транспортного средства, после чего абонентское устройство по команде инвалида подает в радиоэфир сигнал о посадке, после приема которого радиомодуль выбранного инвалидом транспортного средства передает на пульт водителя сигнал для водителя, при этом на пульте водителя по получении этого сигнала отображается информация о посадке инвалида, а после открытия дверей транспортного средства радиомодуль автоматически передает в радиоэфир принимаемое и воспроизводимое абонентским устройством инвалида разрешение на посадку в транспортное средство. Система для реализации способа содержит установленные на каждом транспортном средстве радиомодуль, пульт водителя и звукоизлучатель и носимые абонентские устройства, находящихся на руках у инвалидов, при этом каждый из радиомодулей включает блок формирования, хранения и передачи информации, блок приема, обработки и хранения информации, блок хранения и передачи звукового сигнала ориентирования, радиоантенну и приемопередатчик, а каждое носимое абонентское устройство включает в себя блок приема, обработки и хранения информации, блок преобразования полученной цифровой информации в аналоговые речевые сообщения и их хранения, блок формирования и передачи сигнала запроса на подачу звукового сигнала ориентирования, средства воспроизведения речевой информации, блок тактильного воздействия, радиоантенну и приемопередатчик. Радиомодуль дополнительно имеет блок хранения и передачи сигнала на пульт водителя, который снабжен блоком приема сигналов радиомодуля и блоком отображения информации. Использование изобретения позволяет повысить информированность инвалидов по зрению при их передвижении по городской территории. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Способ формирования пакетов включает в себя подготовку данных, содержащих инструкции движения для передачи в транспортное средство. Этот представленный способ также включает определение количества данных для передачи в первом пакете в компьютерную систему транспортного средства, соединенную с сервером, осуществляющим способ, на основании необходимости передачи в транспортное средство первого пакета с первой инструкцией для водителя. Этот способ дополнительно включает в себя добавление определенного количества данных и передачу первого пакета данных по каналу связи от сервера в транспортное средство. Данный способ также включает в себя повторение шагов по определению, добавлению и передаче, пока не будут исчерпаны данные для отправки. Таким образом, пакеты, полученные транспортным средством, обрабатывают для выдачи данных в порядке, который зависит от первой инструкции для водителя в каждом пакете. Повтор шагов зависит от остающихся для передачи данных. Изобретение позволяет осуществлять передачу информации своевременно. 10 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области фотограмметрии, аэрокосмической съемке и может быть использовано для определения угловых элементов внешнего ориентирования получаемого при съемке изображения местности. Согласно способу на снимке, представленном на экране монитора, находят объект с известными размерами, увеличивают его изображение до получения читаемых границ пикселей, подсчитывают количество пикселей, укладывающихся в размер объекта в направлении изменения угла наклона плоскости изображения. С помощью математических формул рассчитывают теоретический (Lтеор) и фактический (Lфакт) размеры проекции стороны пикселя изображения, а угол наклона плоскости изображения (α) рассчитывают по формуле α = arccos L т е о р . L ф а к т . Технический результат - упрощение процесса обработки снимков. 3 ил.

Изобретение относится к геодезии и может быть использовано для создания топогеодезических сетей для подготовки боевых действий ракетных войск, артиллерии и противовоздушной обороны сухопутных войск. Определяют стратегические направления, слабо обеспеченные в топогеодезическом отношении, формируют специальные геодезические сети и артиллерийские топогеодезические сети, создают на стратегических направлениях структурные подразделения топогеодезического обеспечения с топопривязчиком со свойствами высокоточного геодезического комплекса, определяют топопривязчиком топогеодезические данные, реализуют режим базовой контрольно-корректирующей станции и передачу объектам автоматизированной системы управления войсками сформированных дифференциальных поправок, полученных в результате анализа качества информации навигационных полей космических навигационных систем. Изобретение позволяет повысить эффективность топогеодезического обеспечения сухопутных войск. 1 ил., 1 табл.

Изобретение относится к средствам информирования и ориентации инвалидов по зрению при их передвижении по городской территории. Способ состоит в размещении на стационарных объектах стационарных радиоинформаторов и размещении на инвалидах носимых абонентских устройств, автоматической передаче носимым абонентским устройством в радиоэфир сигнала запроса, по получении которого каждый стационарный радиоинформатор, находящийся в данный момент в зоне действия абонентского устройства, передает в радиоэфир ответ, содержащий его персональные данные, а абонентское устройство поочередно получает и запоминает полученные ответы от всех стационарных радиоинформаторов, находящихся в данный момент в зоне действия этого абонентского устройства, и автоматически направляет сигнал запроса на передачу информации стационарному радиоинформатору, который по получении этого сигнала запроса передает в радиоэфир сообщение о стационарном объекте, на котором он установлен, а абонентское устройство воспроизводит полученную от этого стационарного радиоинформатора информацию в виде звуковых повторяющихся сообщений. При этом стационарный радиоинформатор стационарного объекта подает звуковой сигнал ориентирования, по которому инвалид определяет необходимое направление движения к выбранному им стационарному объекту. Сигнал запроса абонентского устройства содержит его персональные данные. Каждый стационарный радиоинформатор передает в радиоэфир ответ со случайной задержкой, а абонентское устройство автоматически направляет сигнал запроса тому стационарному радиоинформатору, ответ от которого был получен первым, при этом при отсутствии необходимости инвалида в этом стационарном объекте его абонентское устройство по команде инвалида направляет сигнал запроса на передачу информации стационарному радиоинформатору, ответ от которого был получен вторым. Поочередные по командам инвалида передачи сигналов запросов на все стационарные радиоинформаторы, находящиеся в данный момент в зоне действия абонентского устройства, осуществляют до тех пор, пока инвалидом не будет сделан выбор необходимого ему стационарного объекта, после чего абонентское устройство по команде инвалида передает в радиоэфир сигнал выбора стационарного радиоинформатора. В системе информирования и ориентирования инвалидов для реализации способа стационарные радиоинформаторы установлены на стационарных объектах и имеются носимые абонентские устройства. Каждый из стационарных радиоинформаторов включает блок хранения сжатых звуковых файлов, блок формирования, обработки и хранения информации, блок приема от абонентских устройств сигналов запроса, сигналов разрешения на передачу информации и сигналов вызова, блок формирования звукового сигнала ориентирования, радиоантенну и приемопередатчик, а каждое носимое абонентское устройство включает средства тактильного воздействия, блок обработки и хранения информации, блок формирования передаваемых стационарным радиоинформатором сигналов запроса, сигналов разрешения на передачу информации, сигналов вызова и сигнала выбора стационарного радиоинформатора, блок преобразования полученной от стационарных радиоинформатора цифровой информации в аналоговое речевое сообщение, средства воспроизведения речевой информации, радиоантенну и приемопередатчик. Использование изобретения позволяет расширить арсенал средств информирования и ориентации инвалидов по зрению. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение в системах измерения и индикации, обеспечивающих пилотирование летательных аппаратов (ЛА) в случае отказа его основных пилотажно-навигационных систем. Технический результат - повышение надежности и функциональных возможностей. Для этого в интегрированную систему резервных приборов (ИСРП) ЛА введены первое и второе устройства гальванической развязки, первый, второй, третий узел диодной развязки и накопитель электроэнергии, подключенный через первый узел диодной развязки к борт-сети, через второй узел диодной развязки к шине питания блока ориентации, подключенной через третий узел диодной развязки к силовому выходу коммутатора напряжения, первое устройство гальванической развязки подключено между выходом устройства контроля напряжения аккумулятора и первым управляющим входом блока ориентации, второй управляющий вход которого подключен через второе устройство гальванической развязки к выходу устройства контроля борт-сети ЛА. 1 ил.

Изобретение относится к морской гидрометеорологии и может быть использовано для определения поля дрейфа морских льдов. Способ заключается в совмещении пары последовательных спутниковых изображений одного и того же участка ледовой поверхности, совмещении неподвижных деталей изображений, придании изображениям взаимно-исключающих световых или цветовых контрастов. Направление дрейфа определяется по ориентации перпендикуляра к контурам минимальной и максимальной интенсивности вокруг дрейфующего объекта, а пройденное им расстояние - по максимальному размеру одного из участков минимальной или максимальной яркости в направлении дрейфа одного и того же ледяного образования. Технический результат - снижение трудоемкости процесса. 3 ил.

Изобретение относится к области космического приборостроения и может быть использовано при создании и эксплуатации гирокомпасной системы ориентации (ГСО) ИСЗ для около круговых орбит. Технический результат - повышение точности. Для этого обеспечивают трехканальную автокомпенсацию инструментальных погрешностей системы путем построения приборной орбитальной системы координат (ОСК), номинально совпадающей с текущей ОСК, при неограниченных курсовых углах ИСЗ, совершения программных поворотов ИСЗ на четыре заданных курсовых угла, выработки и введении представительных (более полных) поправок на погрешности системы по крену, курсу и тангажу в соответствии с приведенными алгоритмами при сохранении динамики и непрерывности режима гирокомпасирования системы. При этом рассмотрен вариант технического решения задачи о программных поворотах ИСЗ с заданной скоростью на любые курсовые углы для бортовой научной аппаратуры и для коррекции высоты и плоскости орбиты при сохранении режима и точности работы системы. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к радионавигации и может быть использовано в локальных навигационных системах и сетях для управления движением мобильных объектов в локальных зонах навигации. Достигаемый технический результат - повышение помехозащищенности. Способ основан на формировании объектом навигации двух высокочастотных гармонических сигналов с разными частотами, их одновременном излучении с объекта навигации и приеме в нескольких опорных радионавигационных точках с известными координатами, формировании в этих точках сигналов разностной частоты из принятых от объекта навигации высокочастотных сигналов, передаче сформированных сигналов разностной частоты в центральный пункт обработки, где измеряется разность фаз сигналов разностной частоты, поступивших из разных опорных точек, а результаты измерений разностей фаз с учетом взаимного расположения центрального приемного пункта и опорных радионавигационных точек пересчитываются в координаты объекта навигации, причем оба сформированных на объекте навигации гармонических сигнала перед излучением синхронно модулируют по фазе одной и той же псевдослучайной двоичной последовательностью с девиацией фазы 180°. 2 ил.
Наверх