Способ механизированной расчистки снега и обрушения снежных карнизов на горнолыжных комплексах

Изобретение относится к области противолавинных мероприятий, а именно к способам расчистки снега и обрушения снежных карнизов на горнолыжных комплексах с целью обеспечения безопасности проведения рекреационных мероприятий. Обрушение снежных карнизов осуществляют после каждого затяжного снегопада. Для этого используют экскаватор с обратной лопатой на резиновых гусеницах. До начала залегания снега вдоль зоны, прилегающей к гребню, прокладывают технологическую дорогу, шириной, соответствующей двойной ширине пролета гусениц применяемого экскаватора. Вдоль обочины дороги с наветренной стороны на всем ее протяжении устанавливают прочно вмонтированные в скальный грунт анкера для «якорения» экскаватора. После залегания снежного покрова вдоль обочины дороги, примыкающей к зоне линии отрыва карниза, устанавливают сигнальные вешки, обозначающие положение консольной части снежного карниза относительно технологической дороги. Для обрушения снежного карниза экскаватор устанавливают поперек направлению к снежному карнизу, и с помощью страховочной лебедки крепят его к анкерам. Затем обратную лопату экскаватора разворачивают в направлении снежного карниза и, ориентируя ее между сигнальными вешками, осуществляют механическую подрезку ее консольной части. Одновременно проводят профилактическую расчистку снега в пригребневой зоне, примыкающей с подветренной стороны к краю технологической дороги. Обеспечивается повышение безопасности и эффективности проведения противолавинных мероприятий за счет механизации процесса расчистки снега в пригребной зоне склона, а также подрезки и обрушения снежного карниза. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области противолавинных мероприятий, а именно к способам расчистки снега и обрушения снежных карнизов на горнолыжных комплексах с целью обеспечения безопасности рекреационных мероприятий на склонах горнолыжных комплексов.

При проведении рекреационных мероприятий на склонах горнолыжных комплексов большую опасность для лыжников представляют лавины, которые могут быть спровоцированы при самопроизвольном обрушении снежных карнизов. В этой связи на практике предпринимаются различные меры по исключению самопроизвольного обрушения снежных карнизов и вызванных ими снежных лавин. Одной из таких мер является расчистка снега и предупредительное обрушение снежных карнизов на лавиноопасных склонах путем воздействия на них различными методами.

Известны различные способы обрушения снежных карнизов путем их подрезки с помощью тросов, подрыва с помощью взрывчатых веществ, срезания нитью накаливания, горячей водой и т.д. (Гляциологический словарь / Под ред. Котлякова В.М. - Л.: Гидрометеоиздат, 1984. - 527 с.).

Подрезка карнизов тросом категорически недопустима по соображениям техники безопасности, т.к. предусматривает выход лавинщика под карниз. Применение взрывчатых веществ становится эффективным только в том случае, если они закладываются в больших количествах (10-30 кг) в глубоких шурфах на небольшом расстоянии друг от друга с большой линейной плотностью. Другой недостаток использования взрывчатых веществ заключается в том, что взрывы накладных зарядов на поверхности массивных карнизов малоэффективны и не дают нужного эффекта.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является способ обрушения снежных карнизов, в соответствии с которым предварительно, по результатам наблюдений, проводимых в зимний период, выявляют карнизоопасные участки на гребне, затем в зимний период при снегопадах наблюдают за их ростом, промеряют длину консольной ее части, и при достижении размера консольной части снежного карниза предельно допустимого значения для данного участка гребня, осуществляют механическую подрезку снежного карниза и его обрушение (Патент РФ №2482242, МПК E01F 7/04, опубл. 20.05.2013. ПРОТОТИП).

В известном способе механическую подрезку снежных карнизов осуществляют с помощью лопат, оснащенных удлиненными рукоятками. Для этого лавинщик сначала с помощью страховочного пояса и страховочного каната пристегивается к страховочному анкеру, затем, продвигаясь вдоль снежного карниза, рубит лопатой довольно толстый снежный пласт. Сложность и опасность данного процесса заключается в том, что лавинщик не видит контур края гребня под снегом, и при обрушении карниза, несмотря на страховку, может сорваться с гребня вместе с карнизом. Поэтому сам процесс обрушения консоли снежного карниза с помощью лопат, стоя на гребне хребта, является не только трудоемким, но и крайне опасным и не эффективным из-за наличия ручного труда мероприятием, и может иметь трагические последствия.

Другим недостаткам известного способа является сложность дистанционного контроля за ростом консольной части снежного карниза. Данная процедура требует после каждого снегопада дистанционно промерять размеры снежного карниза. Делается это с помощью оптических приборов и специальных линеек, размещенных на гребне.

Необходимо отметить также и другой серьезный недостаток способа, который заключается в том, что обрушение массивных карнизов весом 2-3 м и более может спровоцировать сход лавин, что является крайне нежелательным.

Приведенные выше недостатки известного способа не позволяют обеспечить необходимую безопасность и эффективность противолавинных мероприятий.

Техническим результатом от использования заявленного способа является повышение безопасности и эффективности проведения противолавинных мероприятий за счет механизации процесса расчистки снега в пригребневой зоне склона, а также подрезки и обрушения снежного карниза.

Технический результат достигается тем, что в известном способе механизированной расчистки снега и обрушения снежных карнизов на горнолыжных комплексах путем механической подрезки консольной ее части механизированную расчистку снега и обрушение снежных карнизов осуществляют после каждого затяжного снегопада с помощью экскаватора с обратной лопатой на резиновых гусеницах и страховочной лебедкой, для чего в летний период до начала залегания снега вдоль зоны, прилегающей к гребню, прокладывают технологическую дорогу, шириной, соответствующей двойной ширине пролета гусениц применяемого экскаватора, а вдоль противоположной от места расчистки снега обочины дороги на всем ее протяжении устанавливают прочно вмонтированные в скальный грунт анкера для «якорения» экскаватора, затем после залегания снежного покрова, вдоль обочины дороги, примыкающей к зоне линии отрыва карниза, устанавливают сигнальные вешки, обозначающие положение консольной части снежного карниза относительно технологической дороги, после чего, ориентируясь на сигнальные вешки, экскаватор устанавливают поперек направления к снежному карнизу и с помощью страховочной лебедки крепят его к анкерам, затем обратную лопату экскаватора разворачивают в направлении снежного карниза и, ориентируя ее между сигнальными вешками, осуществляют механическую подрезку консольной ее части и обрушение снежного карниза, при этом проводится одновременно и профилактическая расчистка от снега пригребневой зоны, примыкающей с подветренной стороны к краю технологической дороги.

Технический результат достигается и тем, что расчистку снега осуществляют в пригребневой зоне, примыкающей с подветренной стороны к краю технологической дороги, после каждого затяжного снегопада.

Технический результат достигается также и тем, что расстояние между анкерами составляет 20-30 метров, а расстояние между сигнальными вешками, указывающими положение консоли снежного карниза относительно обочины дороги, составляет с учетом ширины снежного карниза 5-8 метров.

Технический результат достигается и тем, что расстояние от гребня до обочины технологической дороги с подветренной стороны соответствует длине рычага обратной лопаты экскаватора.

На рисунке (фиг. 1) схематично показан принцип обрушения снежных карнизов на лавиноопасных склонах с использованием малого 3-тонного одноковшового экскаваторов на резиновых гусеницах. На рисунке (фиг. 2) представлен фотоснимок работающего экскаватора по расчистке снега на горнолыжном курорте «Роза Хутор» в районе Красной Поляны.

Способ реализуется на практике следующим образом.

Предварительно, по результатам наблюдений, проводимых в зимний период (фиг. 1), вдоль гребня 1 выявляют участки, где формируются снежные карнизы 2, и отмечают их на картах лавиноопасности территорий. Данные участки разбивают на прямолинейные отрезки. На каждый такой отрезок составляется паспорт, содержащий морфометрические параметры верхней части гребня. Затем в летний период до начала залегания снега вдоль зоны, прилегающей к гребню 1, прокладывают технологическую дорогу 3, шириной, соответствующей двойной ширине пролета гусениц применяемого экскаватора 4. Кроме того, вдоль противоположной от места расчистки снега обочины дороги на всем ее протяжении устанавливают прочно вмонтированные в скальный грунт анкера 5 для «якорения» экскаватора 4. Затем, после залегания снежного покрова, вдоль обочины дороги, примыкающей к зоне линии отрыва карниза 6, устанавливают сигнальные вешки 7, обозначающие положение консольной части снежного карниза 8 относительно технологической дороги 3. Затем, ориентируясь на сигнальные вешки 7, экскаватор 4 устанавливают поперек направления к снежному карнизу 2 и с помощью страховочной лебедки 9 крепят его к анкерам 5. После этого обратную лопату экскаватора 10 разворачивают в направлении снежного карниза 2 и, ориентируя ее между сигнальными вешками 7, осуществляют механическую подрезку консольной ее части 8 и его обрушение. Одновременно проводят профилактическую расчистку снега и в пригребневой зоне, примыкающей с подветренной стороны к краю технологической дороги 3. При этом механическую подрезку консольной части 8 снежного карниза 2 и профилактическую расчистку снега в пригребневой зоне, согласно предлагаемому способу, осуществляют после каждого затяжного снегопада, что исключает самообрушение карниза.

Расстояние между анкерами 5 в зависимости от длины троса страховочной лебедки составляет 20-30 метров, а расстояние между сигнальными вешками, указывающими положение консоли снежного карниза относительно обочины дороги, принимают в зависимости от ширины снежного карниза 5-8 метров. Для обеспечения гарантийного обрушения снежного карниза расстояние от гребня до обочины технологической дороги с подветренной стороны не должно превышать длину рычага 11 обратной лопаты экскаватора 4 в вытянутом положении.

Пример конкретного выполнения способа

Предлагаемый способ был апробирован на горнолыжном курорте (ГЛК) «Роза Хутор» в районе Красной Поляны.

Территория горнолыжного курорта «Роза-Хутор» расположена на северном склоне хребта Аибга. Высота гребня - места проведения работ - от 2278 м до 2323 м. На север гребень обрывается скальной стеной высотой до 50-75 м. Здесь в зимнее время по всей длине гребня образуются мощные снежные карнизы, обломки которых весом до 700-900 кг при падении могут провоцировать сход лавин.

Для обрушения снежных карнизов на северном склоне хребта Аибга и расчистки снега использовали одноковшовый экскаватор с обратной лопатой на резиновых гусеницах, что позволяло разрабатывать грунт как ниже, так и выше уровня своей стоянки. В соответствии с инструкцией по эксплуатации и правилами техники безопасности при работах в лавиноопасных районах, на экскаваторе была установлена страховочная лебедка. Управление экскаватором осуществлялась машинистом, прошедшим специальную подготовку.

До начала залегания снега была проложена на гребне технологическая дорога, шириной, соответствующей двойной ширине пролета гусениц применяемого экскаватора. В нашем случае она составляла 4-5 метров. Вдоль противоположной от места расчистки снега обочины дороги на всем ее протяжении в скальный грунт были вбиты анкера 5 для «якорения» экскаватора. После залегания снежного покрова вдоль обочин дороги через 20-30 м в зоне линии отрыва карниза были выставлены сигнальные вешки 7.

Работа по расчистке снега и обрушению снежных карнизов проводилась после каждого затяжного снегопада.

Данная работа проводилась под контролем уполномоченных представителей противолавинных служб. Решение о проведении работ принималось начальником противолавинной службы. При проведении работ экскаватор 4 (фиг. 1, фиг. 2) размещали поперек направлению к снежному карнизу 2 и с помощью страховочной лебедки 9 крепили его к анкерам 5. Затем обратную лопату экскаватора 10 разворачивали в направлении снежного карниза 2 и, ориентируя ее между сигнальными вешками 7, осуществляли механическую подрезку консольной ее части 8 и обрушение снежного карниза 2. Одновременно проводили профилактическую расчистку снега и в пригребневой зоне, примыкающей с подветренной стороны к краю технологической дороги 3. Реальный снимок работ по расчистке снега и обрушению снежных карнизов приведен на рисунке (Фиг. 2).

Предлагаемый способ позволяет существенно повысить безопасность и эффективность противолавинных мероприятий за счет проведения заблаговременной и механизированной очистки снега и обрушения снежных карнизов на склонах рекреационных комплексов.

Способ на протяжении двух зимних сезонов был апробирован на территории горнолыжного курорта «Роза-Хутор», расположенного на северном склоне хребта Аибга. В результате регулярной расчистки снега после затяжных снегопадов на гребне хребта Аибга за указанный период было предотвращено формирование множества снежных карнизов и, как следствие, сход лавин в результате их обрушения.

1. Способ механизированной расчистки снега и обрушения снежных карнизов на горнолыжных комплексах путем механической подрезки консольной ее части, отличающийся тем, механизированную расчистку снега и обрушение снежных карнизов осуществляют после каждого затяжного снегопада с помощью экскаватора с обратной лопатой на резиновых гусеницах и страховочной лебедкой, для чего в летний период до начала залегания снега вдоль зоны, прилегающей к гребню, прокладывают технологическую дорогу, шириной, соответствующей двойной ширине пролета гусениц применяемого экскаватора, а вдоль противоположной от места расчистки снега обочины дороги на всем ее протяжении устанавливают прочно вмонтированные в скальный грунт анкера для «якорения» экскаватора, затем после залегания снежного покрова, вдоль обочины дороги, примыкающей к зоне линии отрыва карниза, устанавливают сигнальные вешки, обозначающие положение консольной части снежного карниза относительно технологической дороги, после чего, ориентируясь на сигнальные вешки, экскаватор устанавливают поперек направлению к снежному карнизу и с помощью страховочной лебедки крепят его к анкерам, затем обратную лопату экскаватора разворачивают в направлении снежного карниза и, ориентируя ее между сигнальными вешками, осуществляют механическую подрезку консольной ее части и обрушение снежного карниза, при этом проводится одновременно и профилактическая расчистка от снега пригребневой зоны, примыкающей с подветренной стороны к краю технологической дороги.

2. Способ механизированной расчистки снега и обрушения снежных карнизов на горнолыжных комплексах по п. 1, отличающийся тем, что расчистку снега осуществляют в пригребневой зоне, примыкающей с подветренной стороны к краю технологической дороги, после каждого затяжного снегопада.

3. Способ механизированной расчистки снега и обрушения снежных карнизов на горнолыжных комплексах по п. 1, отличающийся тем, что расстояние между анкерами составляет 20-30 метров, а расстояние между сигнальными вешками, указывающими положение консоли снежного карниза относительно обочины дороги, составляет с учетом ширины снежного карниза 5-8 метров.

4. Способ механизированной расчистки снега и обрушения снежных карнизов на горнолыжных комплексах по п. 1, отличающийся тем, что расстояние от гребня до обочины технологической дороги с подветренной стороны соответствует длине рычага обратной лопаты экскаватора.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области коммунального хозяйства, очистки дорог, улиц, тротуаров и проезжей части в городах и других населенных пунктах, а также дорожного строительства и сельского хозяйства для снегоудержания, орошения и аккумуляции холода.

Изобретение относится к области коммунального хозяйства и предназначено для малой механизации ручного труда по уборке снега с дорожных покрытий и тротуаров. Устройство представляет собой щит-трансформер, который перемещается фронтально и управляется телескопической рычажной рукояткой.

Изобретение относится к области противогололедной обработки дорожных покрытий, автомагистралей, объектов дорожной инфраструктуры. Устройство портивогололедной обработки дорожных и аэродромных покрытий содержит емкость для реагентов.

Изобретение относится к средствам, применяемым при обработке дорожных, асфальтовых, бетонных и других покрытий для ликвидации гололедных образований. Антигололедная композиция включает хлористые соли натрия и кальция, ингибитор коррозии металла, в качестве которого используют хлористый аммоний, параформ и оксид или гидроксид щелочноземельного или щелочного металла.

Изобретение относится к области коммунального хозяйства. Стационарная или передвижная установка отсасывает полужидкую снежную массу в бак или цистерну, переводит ее в жидкую фазу с помощью агрегатов, включающих: отсасывающий насос для заполнения бака или цистерны, гидронасос для запитывания манипуляторов, управляющих положением всасывающей насадки, силовым агрегатом для питания СВЧ излучателей на магнетронах или клистронах, разогревающих полужидкую снежную массу до полного перехода в жидкое состояние.

Изобретение относится к способам для принудительного таяния снежно-ледяной массы в зимнее время года. Способ реализуется за счет использования системного преобразования энергии воды, перехода динамической энергии в статическую, применения центростремительного ускорения, одновременно воздействующего на снежную и водяную массы, что позволяет за счет большой скорости водяного потока и постоянного воздействия снега на данный водяной поток начать процесс топления с отделением воздушного потока.

Изобретение относится к коммунальному хозяйству. В устройство для снижения скользкости входят: расположенная поперек рабочего движения цепная фреза 8, состоящая из рамы 7, с установленными в ней двумя опорами 9, в которых находятся валы 10 со звездочками 1, по которым перемещается цепь 13 со смонтированными на ней резцами 14 и щетками 15; роторный распределитель сыпучих твердых частиц 1 с «рояльными» колесами 3 и суппортом 4, который крепится к базовому самоходному шасси 17.
Изобретение относится к области коммунального хозяйства. Для уборки улиц, для уборки снега используется унифицированная техника на базе малотоннажных автомобилей, с полным приводом и гидравлической системой, обеспечивающей возможность использования различных навесных агрегатов.

Изобретение относится к технологиям производства и применения машин, к способам адаптивного выполнения работ. .

Изобретение относится к коммунальному хозяйству. .
Наверх